Грамоте учиться всегда пригодится что это пословица или поговорка
Значение и смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Учеба — это развитие. Неважно, будет ли человек применять полученные знания на практике. Главное, что умственная деятельность расширяет кругозор, а приобретенные навыки вселяют уверенность в собственные силы. Однако в каких случаях стоит произносить фразу «Грамоте учиться — всегда пригодится»? Какой истинный смысл несет в себе пословица?
Смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Знания — это сила. Быть грамотным — это значит быть стойким, сильным духовно, ответственным. Если человек стремится к знаниям, если он находится в постоянном поиске новых интересов, увлечений, он гораздо легче справляется с проблемами и невзгодами. Ему по плечу любое дело, любое сложное задание.
Перед грамотным человеком открыт весь мир, он может выбрать любой путь. У умных людей много разнообразных перспектив. Такие личности не боятся будущего, ведь они привыкли рассчитывать на себя. «Грамоте учиться» означает не только заучивание терминов и формул. Человек должен развиваться. Главное, выбрать сферу деятельности, которая будет ему интересна. Если человек окончил школу, училище, институт, это не повод позабыть об учебе и знаниях. Людям необходимо стремится к интересной насыщенной яркой жизни. Но без знаний это невозможно. Жизнь безграмотного человека больше напоминает тоскливое существование.
Значение пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Знания нельзя разделить на нужные и ненужные. Не бывает лишних умений и навыков. Мыслительный процесс заставляет мозг работать, обдумывать возникающие ситуации. Смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится» заключается в том, что образованному начитанному человеку гораздо комфортнее находиться в обществе, чем тем, кто не умеет читать и считать. Или тем, кто не может поддержать разговор, вступить в дискуссию только от того, что не знает, о чем говорить. Чтобы ясно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения, важно правильно аргументировать свою позицию. Однако без полученных знаний добиться этого не получится.
Узнавать что-то новое — это не только полезное занятие, но и интересное. С образованным человеком можно поговорить на самые разнообразные темы, к нему тянутся другие люди. Начитанные умные личности гораздо чаще становятся успешными и обеспеченными, чем те, кто не воспринимал знания как что-то серьезное и нужное. Не существует границ возраста, после которых человеку больше не надо учиться. Получать знания необходимо всегда. Иначе человек не сможет принимать обдуманных взвешенных решений, он утратит способность быстро реагировать на изменяющиеся условия.
Пример пословицы
Пословицу «Грамоте учиться — всегда пригодится» уместно произнести в ситуации, в которой оказался необразованный человек, не поступивший в университет. Некоторые люди не задумываются о своем будущем. Они считаю, что от жизни нужно получать удовольствие, а учеба подождет. Но это ошибочная точка зрения. Даже если для тебя не нашлось студенческого билета, это не конец света. Выход есть всегда. Главное, взять себя в руки и идти навстречу новым знаниям.
Не лишним будет произнести пословицу «Грамоте учиться — всегда пригодится» другу, который никак не может определиться, стоит ли ему изучать углубленно отдельные предметы или еще один иностранный язык.
Происхождение пословицы
Пословица «Грамоте учиться — всегда пригодится» — это своеобразный «авторитетный» текст, который пришел из народа. В словах сосредоточено мировоззрение общества, их ценности и жизненные ориентиры. Пословица «Грамоте учиться — всегда пригодится» — устоявшийся элемент русской устной речи.
В этом предложении содержится педагогическая идея, целью которой является повысить заинтересованность в знаниях среди школьников. Пословица не только оказывает воспитательное влияние, она формирует соответствующее представление об истинных ценностях. Немаловажным фактором является и побуждение к самоорганизованности и самовоспитанию.
Во фразе «Грамоте учиться — всегда пригодится» уже есть готовый вывод. Однако пословица заставляет задуматься о правильности своих действий, о своих будущих возможностях и перспективах.
Пословицы и поговорки об учении
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Молодому учиться рано, старому — поздно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Ученье — красота, неученье — слепота.
Век живи — век учись.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Повторенье — мать ученья.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Ученье без уменья — не польза, а беда.
Ученье лучше богатства.
Ученье горько, но плоды сладки.
Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Пока талант получат, век учат.
Без муки нет и науки.
Для учения нет старости.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Злой ученый не стоит доброго глупца.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
И медведя плясать учат.
Набирайся ума в ученье, а храбрости — в сраженье.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Плясать смолоду учись: под старость не научишься.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Не учи рыбу плавать.
Не учи безногого хромать.
Почитай учителя, как родителя.
Не учи козу — сама стянет с возу.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Яйца курицу не учат.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Хлеб с голоду, а ученье смолоду.
Век живи, век учись, а дураком помрешь.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Оттого в люди пробился, что учился.
Смотрит в книгу — видит фигу.
Держит книгу для модели, чтобы люди поглядели.
Лучше учить, чем переучивать.
Хорошие учителя на дороге не валяются.
Иная учеба до гроба.
И молиться надобно учиться.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Яйца курицу не учат.
Бей того, кто боится, учи того, кто слушает.
Не всякий урок впрок.
Нужда научит всему.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
И среди ученых дураки попадаются.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Всякому делу обученье надобно.
Понамучаяшься и понаучишься.
Учи тому, сам не знаю чему.
Учение — человеку ожерелье.
Учение — путь к умению.
Плохое учение — душе пагуба.
Где учение, там и умение.
Учиться всегда пригодится.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
У врача лечись, у умного учись.
Была бы охота, а выучиться можно.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Смелости учись у разведчика, осторожности — у минера, твердости — у летчика, меткости — у снайпера, а смекалке — у
партизана.
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
Отстал в ученье — в бою мученье.
Изучай военное дело, будешь врагов бить смело.
Не тогда изучать военное дело, когда время к бою приспело.
Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе (А. Суворов).
Небрежность в ученье — гибель в бою.
Военному делу учиться всегда пригодится.
Отличник в учебе — гвардеец в бою.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Родину-мать учись защищать.
Учись, боец, командиром будешь.
Тяжело в ученье — легко в бою.
Больше пота на ученье — меньше крови в бою.
Изучай умело военное дело.
Военное дело не учить — битым быть.
От подъема до отбоя воин учится для боя.
Не поддавайся хвастовству, учись военному мастерству.
Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Ученого учить — лишь портить.
Ученому и книги в руки.
Ученье — красота, а неученье — сухота.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Учи народ, учись у народа.
Поучая, люди учатся.
Учи товарища добрым словом, а врага — штыком.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Учи показом, а не рассказом.
Учить дураков — не жалеть кулаков.
Учитель один не считает годин.
Обучают и медведя, а человека всему обучить можно.
Обученный повар не самоучка.
По выучке мастера знать.
Добро того учить, кто слушает.
Неразумного учить, как в бездонную кадку воду лить.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Учат не только сказом, но и показом.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение требует призвания.
Ученику — удача, учителю — радость.
Ученого учить — лишь дело волочить.
Ученого учить — только портить.
Ученого учить, как мертвого лечить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый без практики — пчела без меду.
Ученый везде почтеный.
Ученый дурак хуже прирожденного.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье — свет. Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет дает.
Ученье и труд — все перетрут.
Учи других — и сам поймешь.
Учи жену без детей, а детей — без людей.
Учи, поколе поперек скамейки ложится.
Учило яйцо курицу, да болтуном и осталось.
Учись смолоду, пригодится на старость.
Учись, поколе хрящи не срослись.
Учить тому, чего не делать.
Учить трудно, переучивать еще труднее.
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто не учен, тот глуп.
Кто не учился, тот побои не видал.
Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
Леса по опушке не узнаешь.
Многое ученье трудов потребует.
Намучишься, так и научишься.
Не учась, в люди не выйдешь.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Чтение — лучшее учение.
Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.
Пословицы и поговорки о знаниях и учении с пояснениями для детей
Пословицы и поговорки о знаниях с объяснениями
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Похожая по смыслу. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Используют, часто шутя, как наставление учиться, когда хотят подчеркнуть пользу знаний. Пословица построена на антитезе (противопоставлении), где образование — свет, а тьма — невежество.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Вариант. Красна птица пером, а человек умом.
Знания, образование и ум человека — великая ценность. Прилагательное «красна» имеет значение «красива», «хороша».
Век живи — век учись.
Варианты. Век живи — век учись, а дураком помрешь (останешься).
Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
Ни возраст, ни жизненный опыт не гарантируют отсутствие неудач, всю жизнь человек узнает для себя что-то новое. Используется как выражение удивления при непривычном, неожиданном повороте событий или как выражение сожаления об упущении, неверном шаге или поступке. Вторая часть пословицы («а дураком помрешь») является более новой и появилась, вероятно, как средство ослабления назидательности, содержащейся в первой части.
Повторенье — мать ученья.
Повторение ранее выученного — самый хороший способ что- либо запомнить. Пословицы с подобным смыслом есть во многих языках, поскольку восходят к латинской пословице «Repe- titio est mater studiorum» (Повторение — мать изучения).
Сытое брюхо к ученью глухо.
Похожая по смыслу. По сытому брюху хоть обухом бей.
Говорится о человеке, который вследствие своего полного благополучия не стремится ни к чему новому, не склонен углубляться в какие-либо проблемы, менять свой образ жизни.
Тяжело в учении — легко в бою.
Учиться чему-либо тяжело, но приобретенные навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом. Употребив эту пословицу, можно ободрить, обнадежить человека, испытывающего трудности в незнакомом деле.
Пословицы народов мира
• Знания — источник, который никогда не исчерпаешь (киргизская).
• Кто много знает, тот больше учится (португальская).
• Сильный победит одного, а знающий — тысячу (башкирская).
• Хорошо учить того, кто сам хочет учиться (исландская).
• Нет ничего опаснее неполного знания (английская).
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Вариант. Не умеючи, и лаптя не сплетешь.
Похожая по смыслу. Не учась, в люди не выйдешь.
Без навыка, сноровки, привычки и простое, казалось бы, дело сделать нелегко.
Ученого учить — только портить.
Вариант. Ученых учить — только портить.
Похожие по смыслу. Не учи рыбу плавать.
Не учи ученого.
Того, кто уже умеет что-либо делать и знает, как следует поступать, не стоит переучивать. Используется как предостережение против излишних нравоучений. «Не учи ученого» часто говорит сам человек, который не готов принимать чужие советы.
Учи других — и сам поймешь.
Пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Прежде чем кого-либо учить, надо самому хорошо подумать над тем, что собираешься рассказывать, изучить вопрос досконально. Только мастер в своем деле может стать хорошим учителем.
Без муки нет науки.
Похожая по смыслу. Намучишься, так и научишься.
Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо потрудиться. Не так много людей, которые схватывают все на лету, в основном для овладения какими-либо знаниями и навыками приходится тратить много времени и усилий.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Похожие по смыслу. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Ученье горько, но плоды сладки.
Учиться, познавать новое тяжело, нужно приложить много труда, но результат того стоит. Когда много знаешь и умеешь, можно получить большую выгоду.
Не хочу учиться, а хочу жениться.
Так говорят о ленивых и не слишком умных молодых людях, которые думают только о развлечениях. Эта реплика Митрофанушки — героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — давно стала поговоркой.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Похожая по смыслу. Учиться никогда не поздно.
Учиться, интересоваться новым и полезным нужно не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Знаний никогда не бывает много.
Без наук — как без рук.
Даже физически и морально сильный человек без наук, то есть без образования, без знаний, не сможет сделать ничего толкового так же, как невозможно ничего сделать без рук.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Похожие по смыслу. Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Учи показом, а не рассказом.
Лучший способ овладеть знаниями, особенно практическими, — не слушать бесконечные рассказы и нотации, а смотреть и повторять за человеком то, что он хорошо умеет делать.
Почитай учителя, как родителя.
Учитель — человек, который заботится об учениках, а главное, старается передать им знания, научить их. А значит, почитать, то есть уважать учителя следует так же, как родителей.
Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
Похожая по смыслу. Знания за плечами не носить.
Даже если какие-то знания кажутся ненужными, они «хлеба не просят», то есть на их «хранение» не требуется никаких усилий, но в любой момент они могут пригодиться и даже принести пользу.
Часто полуграмотные, недалекие люди считают себя знатоками в любых вопросах и позволяют себе учить других, читать нравоучения, в то время как умный человек понимает, как мало он в сущности знает и старается все время пополнять свой багаж знаний.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Похожая по смыслу. Ученый идет, а неученый спотыкается.
Человек, который получил хорошее образование, занимает в обществе более высокое положение и более свободен в вы боре занятий в жизни, в отличие от малограмотных людей, которым приходит довольствоваться ролью работников, исполняющих волю других.
Оттого в люди пробился, что учился.
Знания и умения всегда ценятся, поэтому у человека грамотного намного больше шансов достичь более высокого положения в обществе, чем у того, кто к учебе относился спустя рукава.
Ученый сын старше неученого отца.
Учение дает человеку знания и опыт, в результате молодой человек по взглядам на жизнь может быть «старше» более взрослых, но менее грамотных людей.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Похожая по смыслу. Учись, поколе хрящи не срослись.
Здесь «Ваня» обозначает ребенка, а «Иван» — взрослого человека. Основные знания человек приобретает в детстве и юности. Если же учился не с должным прилежанием, потом очень трудно восполнить пробелы.
Человек без книги, как бескрылая птица.
Похожие по смыслу. С книгой поведешься — ума наберешься. Чтение — лучшее учение.
Как бескрылая птица не способна летать, так человек, который мало читает, не способен развить свою память, ум, стать мудрым. Он не может вкусить ощущения полета мысли.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Каждый человек чего-то не знает, и в этом нет ничего страшного. Главное, поняв это, постараться восполнить пробел.
Это интересно
Делать спустя рукава — так говорят о небрежно, кое-как выполняемой работе. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами — они ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что работать, не подняв таких рукавов, было нельзя. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, скорее всего, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, старательно.
Грамоте учиться всегда пригодится
Пословица про грамоту и язык, учебу и науку:
Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про грамоту и язык, учебу и науку. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про грамоту и язык , учебу и науку
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна
Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Предмет: русский язык и литература
Внеклассная работа по русскому языку
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.
2. Вызвать интерес к изучению русского языка;
3. Развивать навыки каллиграфического письма.
1. На экране написаны пословицы:
«Грамоте учиться – всегда пригодится»;
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
2. Выставка книг о русском языке.
3. Стенгазеты о языке «Русское слово».
4. На доске плакат с программой конференции.
Ученица знакомит с программой :
1. Что такое грамота.
2. Как учили грамоте на Руси.
4.Рассказ о седьмом падеже.
5. Занимательные упражнения.
6.Подведение итогов работы.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.
— Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?
— А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»
а) Почему папу посчитали малограмотным?
б) О чем жалеет теперь папа?
в) Какую же роль играет почерк?
СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:
— Вы что, малограмотный?
— Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.
— А это у вас какая буква? – спросили его.
— Кто же так пишет Ю?
Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.
— Беседа с детьми по вопросам.
На экране изображение древнерусской школы
1 знаток О древнерусской школе
— Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).
Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:
Покой – он – по и т.д.
После складов в две буквы шли склады в три буквы:
Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».
ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести
(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
— Лежал бы ты, отец, смирно…
— Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.
Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
— В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.
В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
4 знаток: — Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.
2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.
5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ
А теперь давайте поговорим о падежах.
— Сколько падежей в современном русском языке?
— Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)
— В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.
Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении
Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.
А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.
(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).
Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».
Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:
И. ДЕЛО шуток не любит.
Р. От слова до ДЕЛА целая верста.
Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.
В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,
Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.
П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.
И. ДЕЛА как сажа бела.
Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.
Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят
В. Жизнь дана на добрые дела.
Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.
П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.
Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.
Игра «Дружная семья»
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)
Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.
В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:
Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.
(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;
Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;
Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;
Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;
Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.
Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:
Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»
Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».