Грех что это такое

Грех что это такое

Грех (греч. ἁμαρτία — непо­па­да­ние в цель, промах) —

1) помысл, мысль, жела­ние, реше­ние, вле­че­ние, дей­ствие или без­дей­ствие, про­ти­во­ре­ча­щее Боже­ствен­ному нрав­ствен­ному закону, Божьим запо­ве­дям, пове­ле­ниям, рели­ги­озно-обря­до­вым нормам;

2) пер­во­род­ный грех: порча чело­ве­че­ской при­роды, как по душе, так и по телу, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии про­яв­ля­ю­ща­яся в том, что все потомки согре­шив­ших пра­ро­ди­те­лей (за исклю­че­нием Гос­пода Иисуса Христа) рож­да­ются со склон­но­стью ко злу, удо­бо­пре­клон­ными к вли­я­нию на них падших духов.

Грех – при­чина извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства вслед­ствие отпа­де­ния чело­века от Бога, впа­де­ния его в про­ти­во­есте­ствен­ное (ниже­есте­ствен­ное) состо­я­ние. С другой сто­роны, грех рас­смат­ри­ва­ется и как след­ствие извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства (под­верг­ше­гося порче в резуль­тате гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей). Грех есть без­за­ко­ние как нару­ше­ние норм (закона, порядка) чело­ве­че­ского бытия, опре­де­лен­ных Богом. «Грех есть доб­ро­воль­ное отступ­ле­ние от того, что согласно с при­ро­дой, в то, что про­ти­во­есте­ственно (про­ти­во­при­родно)» (св. Иоанн Дамас­кин). Грех есть укло­не­ние от цели назна­чен­ной чело­веку по при­роде (блаж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский). Слово грех – пере­вод гре­че­ского слова «ἁμαρτία», кото­рое бук­вально озна­чает: промах или непо­па­да­ние в цель. Грех и есть такое про­яв­ле­ние чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей, кото­рое не соот­вет­ствует цели чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния, про­ти­во­ре­чит пред­на­зна­че­нию чело­века, как создан­ного по образу и подо­бию Божьему.

Сотво­рен­ному по образу и подо­бию Божьему чело­веку, наде­лен­ному разум­ной душой, есте­ственно искать Цели, При­чины и Источ­ника своего суще­ство­ва­ния – искать Бого­по­зна­ния и Бого­об­ще­ния, стре­миться к соеди­не­нию с Богом. Только обретя еди­не­ние с высшим Боже­ствен­ным бытием – вечным, неогра­ни­чен­ным, без­услов­ным и все­б­ла­жен­ным чело­век полу­чает высшее насла­жде­ние и бла­жен­ство. Чело­веку неесте­ственно устрем­ляться к чему-либо твар­ному, низ­шему и чув­ствен­ному как к веч­ному Богу, про­ти­во­есте­ственно ста­вить на место веч­ного, неиз­мен­ного, бес­ко­неч­ного, неогра­ни­чен­ного Боже­ствен­ного бытия огра­ни­чен­ное, твар­ное, пре­хо­дя­щее.

В то же время чело­век наде­лен Богом сво­бод­ной волей, поэтому он может стре­миться к еди­не­нию с Богом доб­ро­вольно, а может и пред­по­честь жизни в Боге жизнь без Бога. В послед­нем случае он эго­и­сти­че­ски замы­ка­ется в своем соб­ствен­ном есте­стве, само­лю­биво обособ­ля­ется от Бога, что и есть грех. По слову св. Фео­фана Затвор­ника, чело­век согре­шил тем, что пере­нес центр своей жизни и дея­тель­но­сти с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Бого­слова, впадая в грех чело­век умер для Бога и стал жить своим есте­ством. Отка­зав­шись от еди­не­ния с Богом, чело­век ставит на место своего нетвар­ного Созда­теля тлен­ное и пре­хо­дя­щее, обо­жеств­ляет тварь вместо Творца. Бес­смерт­ная душа чело­века, создан­ная для того, чтобы созер­цать Бога и оза­ряться Им вместо Бога взыс­кует тлен­ного. Тем самым она раз­ви­вает в себе про­ти­во­есте­ствен­ные при­стра­стия к пре­хо­дя­щему твар­ному миру, кото­рые вносят разлад в чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние, ибо нико­гда не могут быть удо­вле­тво­рены. Так грех про­яв­ляет себя как без­за­ко­ние, как нару­ше­ние нормы чело­ве­че­ского бытия, как извра­ще­ние есте­ствен­ного порядка чело­ве­че­ской жизни.

Впа­де­ние в грех име­ну­ется гре­хо­па­де­нием. Пер­выми гре­хо­па­де­нию под­верг­лись пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства. Чело­век, живу­щий по закону греха, име­ну­ется ветхим чело­ве­ком. Закреп­лен­ные в чело­веке гре­хов­ные навыки назы­ва­ются стра­стями.

Грех несёт с собой три иллю­зии: иллю­зию сво­боды, иллю­зию знания и иллю­зию удо­воль­ствия.

Греш­нику кажется, что он не скован пра­ви­лами, но он не видит то, что стал рабом греха, кото­рый пора­бо­тил его душу.

“Мы хотим лучше узнать друг друга” — гово­рят блуд­ники и, узнав, ста­но­вятся неин­те­ресны друг другу, так как лишь похоть была их реаль­ной целью.

Удо­вле­тво­ре­ние от греха — это при­манка дья­вола, она застав­ляет повто­рять и углуб­лять паде­ния, подобно нар­ко­ману, кото­рый вынуж­ден уве­ли­чи­вать дозу.

Всякий ли грех пред­став­ляет серьёз­ную опас­ность для спа­се­ния и бывают ли нрав­ственно ней­траль­ные, без­обид­ные грехи?

Любой грех явля­ется пре­ступ­ле­нием перед Богом, в том числе даже, каза­лось бы, малый и незна­чи­тель­ный ( 1Ин.3:4 ). Соб­ственно говоря, многие грехи кажутся в глазах греш­ни­ков малыми лишь потому, что давно уже стали при­выч­ными для подав­ля­ю­щей массы людей и не кажутся чем-то из ряда вон выхо­дя­щим.

В этой связи греш­ник вместо глу­бо­кого и искрен­него рас­ка­я­ния перед Богом нередко при­бе­гает к само­оправ­да­нию: а чем я хуже других? — ведь не я один так посту­паю. Исто­рия Вет­хого Завета демон­стри­рует мно­же­ство при­ме­ров, когда те или иные виды грехов не только не счи­та­лись гре­хами, но и обрам­ля­лись орео­лом досто­ин­ства для целых племен и наро­дов.

Между тем для святых даже и те грехи, кото­рые осмыс­ли­ва­лись греш­ни­ками как мало­зна­чи­тель­ные, в случае их совер­ше­ния пред­став­ляли серьёз­ный повод для пока­ян­ной печали и долгих слёз­ных молитв. Это свя­зано с тем, что святые гораздо острее и чище созер­цали глу­бину своего несо­от­вет­ствия тому образцу, кото­рый оста­вил в нази­да­ние Гос­подь Иисус Хри­стос. С высоты своего бла­го­дат­ного состо­я­ния и духов­ного опыта они пре­ду­пре­ждали, что кто почи­тает какие-либо грехи за малые и несе­рьёз­ные, тот непре­менно впадет в более страш­ные, отчего поне­сёт более суро­вое нака­за­ние.

Другой при­чи­ной подоб­ного вос­при­я­тия греха служит то, что для ряда людей, в том числе назы­ва­ю­щих себя воцер­ко­в­лен­ными, суть греха, глав­ным обра­зом, сво­дится лишь к поня­тию вины перед Богом. Отсюда и убеж­ден­ность: если вина неве­лика, то и потен­ци­ально воз­мож­ное нака­за­ние за неё — неве­лико; а с учётом Боже­ствен­ного мило­сер­дия, Божьей любви оно и вовсе может быть мини­ми­зи­ро­вано или отме­нено.

В дей­стви­тель­но­сти же грех, даже «малый», служит пре­пят­ствием для обще­ния с Богом. Совер­шая грехи, чело­век само­лично отгра­ни­чи­вает себя от Отца и Сына и Свя­того Духа.

Более того, всякий грех, в том числе кажу­щийся незна­чи­тель­ным, запе­чат­ле­ва­ется в душе словно ржав­чина на железе, а грех, совер­ша­е­мый с регу­ляр­но­стью или, что хуже, с посто­ян­ством, ведёт к фор­ми­ро­ва­нию дурных навы­ков и при­вы­чек, к обра­зо­ва­нию гре­хов­ных стра­стей и поро­ков. Чем больше чело­век грешит, тем больше уро­дует в себе черты образа Божия, заглу­шает нрав­ствен­ное чув­ство.

Опас­ность так назы­ва­е­мых малых грехов в том и состоит, что будучи малым, до поры до вре­мени они не обра­щают на себя долж­ного вни­ма­ния, а когда успе­вают уко­ре­ниться и раз­виться в душе или теле, бороться с ними ста­но­вится чрез­вы­чайно трудно. При­ме­ром может слу­жить страсть чре­во­уго­дия или пьян­ства: одно­крат­ное пере­еда­ние, как и одна лишняя рюмка спирт­ного не создаёт впе­чат­ле­ния греха. Опас­ность ста­но­вится оче­вид­ной тогда, когда эти жела­ния заяв­ляют о себе как об усто­яв­шейся склон­но­сти.

Какие грехи назы­ва­ются смерт­ными?

Смерт­ными, в первую оче­редь, назы­ва­ются те грехи, кото­рые ведут чело­века к духов­ной смерти, к вечной поги­бели. Если же грех, каким бы тяже­лым он ни был, исправ­ля­ется искрен­ним пока­я­нием и даль­ней­шим пре­об­ра­зо­ва­нием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться при­чи­ной вечной поги­бели.
См. Грех смерт­ный.

Что сле­дует пони­мать под грехом?

Обычно этим словом назы­вают некое дей­ствие, нару­ша­ю­щее запо­ведь. Бес­спорно, поступки, про­ти­во­ре­ча­щие запо­ве­дям, суть грехи, но поня­тие греха не исчер­пы­ва­ется юри­ди­че­ским аспек­том или как факт, явле­ние, собы­тие; грех — не только то, что можно кон­ста­ти­ро­вать как совер­шен­ное гре­хов­ное дей­ствие (это всего лишь вер­хушка айс­берга).

Рус­ским словом «грех» пере­во­дятся два гре­че­ских слова: амар­тия (ἁμαρτία) и пара­ва­сис (παράβασις).

Ἁμαρτία — это не только грех, про­сту­пок, но вообще ошибка, промах (ср. «огрех», «погреш­ность»), заблуж­де­ние. А вот παράβασις — это именно гре­хов­ное дей­ствие — пре­ступ­ле­ние, про­сту­пок, нару­ше­ние. Это гре­хов­ный посту­пок не только как оши­боч­ный шаг или, быть может, неосо­знан­ное дви­же­ние в ложном направ­ле­нии, но еще и как изме­не­ние самого направ­ле­ния пути, курса, марш­рута вслед­ствие иска­же­ния пред­став­ле­ния о долж­ном, о том, куда сле­дует шагать, сту­пать, чтобы в итоге дойти до наме­чен­ной цели.

По мнению про­фес­сора бого­сло­вия Нико­лая Глу­бо­ков­ского, «амар­тия (ἁμαρτία) озна­чает гре­хов­ный прин­цип, про­яв­ля­ю­щийся в извест­ных гре­хов­ных актах и полу­ча­ю­щий в них спе­ци­аль­ный отпе­ча­ток. Но он вошел в мир чрез еди­ного чело­века ( Рим.5:12 ), потому что этот чело­век согре­шил ( Рим.5:16 ), допу­стив тин пара­ва­син (τὴν παράβασιν) — дей­ствие пра­во­на­ру­ше­ния ( Рим.5:14 ) в то парап­тома (τὸ παράπτωμα) ( Рим.5:15,17–18 ) или в част­ном и опре­де­лен­ном про­ступке пре­слу­ша­ния ( Рим.5:19 ) запо­веди Божией, — и тем открыл место для гре­хов­ного цар­ства и амар­тия (ἡ ἁμαρτία) ( Рим.5:21 ) с роко­вым гос­под­ством все­об­щей смерти».

Обра­зу­ется замкну­тый пороч­ный круг: вслед­ствие гре­хов­ного поступка обра­зу­ется грех (или гре­хов­ность) как состо­я­ние, как пред­рас­по­ло­жен­ность («удо­бо­пре­клон­ность») ко греху, кото­рая, в свою оче­редь, рас­по­ла­гает к даль­ней­шим гре­хов­ным дей­ствиям.

Очень важно пони­мать, что грех — поня­тие не только эти­че­ское, но сугубо рели­ги­оз­ное, ибо это в первую оче­редь — иска­же­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний с Богом.

В объеме родо­вого поня­тия греха нужно обра­тить особое вни­ма­ние на поня­тие пер­во­род­ного греха, т. е. греха пер­во­на­чаль­ного, осно­во­по­ла­га­ю­щего. Само выра­же­ние «пер­во­род­ный грех» (vitium originis, или pecatum originale) впер­вые упо­тре­бил блж. Авгу­стин.

Пер­во­род­ный грех — это, во-первых, гре­хов­ное состо­я­ние (амар­тия, ἁμαρτία), воз­во­ди­мое к пра­ро­ди­тель­скому греху-поступку (пара­ва­сис, παράβασις) как при­чине, а во-вторых, это состо­я­ние, кото­рое не явля­ется след­ствием лич­ного навыка в гре­хов­ном пове­де­нии.

Под пер­во­род­ным грехом сле­дует пони­мать гре­хов­ное состо­я­ние, при­об­ре­та­е­мое наслед­ствен­ным обра­зом. Оно пре­ем­ственно через зача­тие и в самом рож­де­нии чело­века вос­при­ни­ма­ется им от роди­те­лей и харак­те­ри­зу­ется удо­бо­пре­клон­но­стью ко греху и смерт­но­стью.

Необ­хо­димо отли­чать гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей как собы­тие, как сво­бод­ный воле­вой акт от пер­во­род­ного греха как пад­шего гре­хов­ного состо­я­ния чело­ве­че­ской при­роды, пере­да­ю­ще­гося по наслед­ству.

Смерть как бы вели­ко­душно отсту­пает на время чело­ве­че­ской жизни, чтобы потом неиз­бежно взять свое. Рож­де­ние в жизнь био­ло­ги­че­скую — это в духов­ном смысле рож­де­ние мерт­во­рож­ден­ного, кото­рому, чтобы иметь вечную жизнь, над­ле­жит «родиться свыше», ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие. Рож­ден­ное от плоти есть плоть; а рож­ден­ное от Духа есть дух ( Ин.3:5–6 ). Чело­век рож­да­ется в узах мерт­вя­щего греха, кото­рые раз­ре­ша­ются Рож­де­ством Хри­сто­вым: «Покло­няйся рож­де­ству, чрез кото­рое осво­бо­дился ты от уз рож­де­ния…» — при­зы­вает свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов.

Все под грехом. Самые пра­вед­ные люди — все насле­дуют гре­хов­ную порчу. Грех навя­зы­вает свой «закон», про­тив­ный бого­по­доб­ному уму ( Рим.7:15–25 ).

Грех пыта­ется пара­ли­зо­вать нашу волю и при­ну­дить нас посту­пать вопреки знанию добра и зла, вопреки сове­сти, сви­де­тель­ству­ю­щей о есте­ствен­ном нрав­ствен­ном законе, вло­жен­ном Богом в нашу при­роду.

Пре­по­доб­ный Мака­рий назы­вает пер­во­род­ный грех «заквас­кой порока» и «какой-то умной и мыс­лен­ной силой сатаны», «тонкой силой тьмы, пре­бы­ва­ю­щей в сердце». Порок чужд нашей при­роде, «он вкрался в нас вслед­ствие пре­ступ­ле­ния пер­вого чело­века, и мы при­няли его, и со вре­ме­нем сде­лался он для нас как бы при­ро­дою».

«Отчего люди грешат?» – зада­вал иногда вопрос пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избе­гать; или, если знают, то забы­вают, то ленятся, уны­вают. Наобо­рот: так как люди очень ленивы к делам бла­го­че­стия, то весьма часто забы­вают о своей обя­зан­но­сти – слу­жить Богу; от лено­сти же и забве­ния дохо­дят до край­него нера­зу­мия или неве­де­ния. Это три испо­лина – уныние, или леность, забве­ние и неве­де­ние, – от кото­рых связан весь род чело­ве­че­ский нере­ши­мыми узами. А затем уже сле­дует нера­де­ние со всем сон­ми­щем злых стра­стей.

Грех не сво­дится только к сфере меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Грех – это то, что в первую оче­редь про­ис­хо­дит во мне самом. В цер­ков­ном пони­ма­нии грех – это рана, кото­рую чело­век нано­сит своей душе.
диакон Андрей

«Кто такой греш­ник? Тот, в первую оче­редь, кто нару­шил закон Божий. Греш­ник – тот, кто живет таким обpа­зом, что ста­но­вится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позо­рит Бога перед дру­гими людьми. Это чело­век раз­де­лен­ный в самом себе, раз­де­лен­ный от ближ­него, уда­лен­ный от Бога. Греш­ник поте­рял связь с Богом, со своей сове­стью, со своей соб­ствен­ной жизнью, с жизнью ближ­него. Каждый из нас может ска­зать, что он таков. Не в том дело, что мы обна­ру­жи­ваем, что совер­шили один осо­бенно отвра­ти­тель­ный грех, и каемся в нем. Дело в нашем образе жизни».
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Грех – это откло­не­ние от тех правил жизни, тех зако­нов, кото­рые уста­но­вил Бог.
про­то­и­е­рей Евге­ний Шестун

Грех есть про­яв­ле­ние зла. А про­яв­ляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чув­ством. И потому грехи бывают совер­шен­ные в уме или сердце – от них тоже надо осво­бож­даться посред­ством Таинств Церкви и личной духов­ной жизни.
Вале­рий Духа­нин

Грех – доб­ро­де­тель со знаком минус. Грех – ржав­чина, кор­ро­зия, кото­рая ослаб­ляет и раз­ру­шает чело­века. Грех рас­слаб­ляет чело­века раз за разом и чело­век уже не чув­ствует раз­ло­же­ния, порчи.

Грех стре­мится захва­тить власть над чело­ве­ком, под­чи­нить его. Гре­хов­ные удо­воль­ствия – гонка за тенью, чело­век нико­гда не найдёт удо­вле­тво­ре­ния своим страст­ным наклон­но­стям, но будет всегда жаж­дать греха.

Грех обма­ны­вает чело­века, создаёт иллю­зию сча­стья, но может дать лишь вре­мен­ное успо­ко­е­ние…

Источник

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1. Гордость

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2. Зависть

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

3. Чревоугодие

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

Грех что это такое. Смотреть фото Грех что это такое. Смотреть картинку Грех что это такое. Картинка про Грех что это такое. Фото Грех что это такое

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *