Грех что это значит
Значение слова «грех»
1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. □ Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница.
2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости. □ Прихвастнуть любил — этот грех за ним водился, — может, и тут что приплел для красного словца. Фурманов, Чапаев. [Мирон] согласен, что в его руководстве много изъянов, но нельзя же все грехи сваливать только на него. Гладков, Энергия.
3. в знач. сказ., с неопр. Разг. Предосудительно, нехорошо, грешно. [Отец:] Грех тебе Так горько упрекать отца родного. Пушкин, Русалка. — Не грех ли тебе, Борис Павлович, — писала она [бабушка] между прочим, — забывать меня, старуху? И. Гончаров, Обрыв. || (с отрицанием: не грех). Позволительно, можно, следует. — Верю в человека. В его рабочую совесть. Это не бюрократ какой-нибудь. За такого не грех заступиться. Сартаков, Не отдавай королеву.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГРЕХ, а́, м. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Самоубийство — г. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. Г. не беда, молва нехороша. Грбдв. В наши горячие дни замедление темпов — тяжелый г. пред делом социализма. «Известия», 1931 г., № 97. 3. в знач. сказуемого с инф. То же, что грешно (разг.). Над старостью смеяться г. Грбдв. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил
2. перен. предосудительный поступок
3. в знач. сказуемого, неизм. грешно, нехорошо ◆ Уж мне грех тебя оставить; вот тебе мужицкое платье: скинь-ка свой балахон… Лермонтов, «Вадим», 1833 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: череда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Грех — что это такое?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Если нужен совсем краткий ответ на вопрос «Что такое грех», то он на заглавной иллюстрации к публикации. А все шокирующие подробности ниже — в новой статье Виктора Глебова.
Что такое грех: определение слова
Грех — это нарушение Божьих заповедей. Также этим словом называется греховная порча, лишившая человека совершенства, когда был совершён первый грех. Это наследственное заболевание, избежал которого лишь один человек — Иисус Христос.
Человек не был грешным изначально. Греховное состояние души противоестественно, и она стремится вернуть чистоту, чтобы спастись для вечной жизни. Это сложно, но с помощью Господа осуществимо.
В чем суть греха
Грех — это не только нарушение запрета, но также состояние отчуждённости от Господа, разрыв связи с Ним. Грех неотделим от его последствий. Это тяжёлый груз, и его нельзя сдать в камеру хранения — приходится носить в душе всё время.
Первый грех
Все грехи – порождения первого греха, первородного. Первыми из людей через Божий Закон переступили Адам и Ева — прародители человечества.
Современная иконопись. «Адам и Ева»
Они предали доверие Бога, нарушив Его заповедь (Быт.3), и в результате лишились бессмертия и общения с Создателем.
До этого использовались синонимы:
Другие примеры грехов из Библии
Библия показывает людей без прикрас, не скрывает ошибки ни царей, ни пророков. Одни из самых известных грехов:
Кто сам без греха?
Совершенной святостью обладает Господь Иисус Христос. Его жизнь чиста, в ней не найдётся даже тени греха.
«Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха»
И, конечно, грехом не запятнаны Ангелы и наш Небесный Отец.
Росписи Владимирского собора, г. Киев. Виктор Васнецов. Ангел с лампой
Сколько всего грехов
Грех многолик. Часто те, кто плохо ознакомлен с православным учением, делят согрешения на тяжкие и житейские, чуть ли не повседневные. Духовенство называет такой подход ошибкой. Так людям удобно себя оправдывать: все сплетничают и привирают, значит, я грешу не больше остальных.
«Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически».
Протоиерей Олег Волочай
Грех в православном христианстве
В христианстве учение о грехе и освобождении от него является основополагающим. Неправильное понимание термина «грех» ведёт к искажению сути православной веры.
Рассмотрим несколько слов, которым грех описывается в Библии на языках оригинала:
10 заповедей и 7 смертных грехов
Иногда далёкие от веры люди считают, что смертные грехи и 10 заповедей — это одно и то же. 10 заповедей — или Завет — даны человечеству самим Творцом через пророка Моисея. 4 из них — правила служения Богу и взаимодействия с Ним; остальные регламентируют отношения между людьми.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей разбивает скрижали Завета
Классификации грехов в Писании нет. Занесением их в списки занимались христианские богословы. Римский папа Григорий Великий составил окончательный список смертных грехов.
Смертными грехами называются те, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха
Страсть и грех: в чем разница
Страсти — это дурные привычки, перерождающиеся в опасные духовные болезни. Страстью также называют желание согрешить, постоянные мысли об этом.
«Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится».
Преподобный Иоанн Лествичник
Православные богословы — например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и святитель Игнатий Брянчанинов — выделили 8 основных нечистых страстей:
Согласно христианским представлениям, с этих пороков и начинается грешный путь. Зависть поглощает душу, гнев — словно свет фар — ослепляет — и подталкивает к непоправимым поступкам, уныние гасит огонь веры, алчность развивает подлость и низость, чревоугодие властвует над слабовольными, блуд извращает мышление.
Гордыня
Из всех страстей наиболее опасной считается гордыня, наделяющая самоуверенностью и ощущением безнаказанности. Она способна уничтожить в человеке любую добродетель. Гордыня опьяняет себялюбием, а чтобы протрезветь от эгоизма, необходимо соотносить свои дела и планы с Заповедями Бога и Его волей.
Фарисей и мытарь из евангельской притчи
Согласно учению Отцов Церкви, страстями управляют демоны, которые делают людей зависимыми от их пороков. Это учение основано на евангельском тексте:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого».
Тяжкие и особо тяжкие
К тяжким грехам в православии относят те, что прямо нарушают Божьи заповеди. Например, не убий. И речь не только о физическом насилии. Убивает и грубое слово или ложь.
Помимо описанный выше смертных грехов, особое отвращение у Бога вызывают совершенно противоестественные поступки:
Имеем ли мы право делить грехи на большие и маленькие? Если человек познал волю Бога (через Писание, общественную мораль, воспитание или голос совести) и сознательно её нарушает, то уже совершает тяжкий грех.
Рембрандт
Блудный сын в таверне. 1635. Холст, масло. 161 × 131 см. Галерея старых мастеров, Дрезден
Что будет, если тайно совершить грех
Любой грех можно скрыть от людей, но не от Господа. Перед Ним нет смысла что-то умалчивать. Если тяжкий грех скрыть во время Таинства покаяния, то это лишь увеличит отягощающую совесть вину.
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован».
Что значит «Взять грех на душу»
Это выражение применяется, когда человек нарушает нравственный запрет или конституционный закон, то есть грешит. Когда кто-то сам говорит, что он взял грех на душу, то таким образом признаёт свою вину в неправильном или ужасном поступке.
«Грехи рода» — как понять?
Некоторые убеждены, что Бог наказывает детей, внуков и правнуков за грехи их предков. Именно поэтому якобы болеют маленькие дети, а взрослым не везёт в личной жизни или на работе. Это мнение основано на следующих словах Ветхого Завета:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».
Заметим, что здесь не сказано о том, что Господь будет наказывать невинных детей и внуков за те грехи, которых они не совершали. Наказание сохраняется лишь для тех потомков, что будут ненавидеть Бога так же, как их предки. Это говорит о том, что Он никогда не изменит Своего отношения к греху, сколько бы столетий люди ни грешили.
Но Он не наказывает невинных людей. В 18 главе книги Иеремии сказано, что если сын праведника станет разбойником и убийцей, то все заслуги его отца ему не помогут. Так же и сын грешника, ведущий святой образ жизни, не понесёт вины за преступления отца.
Многие именно в семье научились пить, курить, сквернословить и проявлять жестокость. Не лучше ли показывать детям пример благочестия?
Испытание души после смерти
Болезни даются за грехи?
Грех исказил человеческую природу. Болезни — следствие отпадения от Творца.
В Ветхом Завете описаны примеры, когда Бог поражал согрешивших людей болезнью.Так, Мариам, старшая сестра пророка Моисея, и царь Озия заболели проказой — хроническим инфекционным заболеванием.
По мнению святителя Иоанна Златоуста, в первую очередь болезненность развивается при потакании следующим страстям:
С другой стороны, болеют даже святые. Например, апостол Павел страдал от слабого зрения. В таких случаях недуг является следствием унаследованного от Адама и Евы несовершенства и допускается Богом не в качестве наказания, но для того, чтобы мы увидели, как велики, ужасны и разнообразны последствия мятежа против Творца.
Отпущение грехов: как называется и зачем батюшка
Отпущение грехов в православии называется Таинством Исповеди. Выслушивают согрешивших священники и архиереи, через которых Бог дарует искренне раскаивающимся людям прощение.
Многих смущает необходимость рассказывать о себе постыдные вещи постороннему человеку. Разве недостаточно излить душу в молитве? Дело в том, что грех сродни болезни. Только в обычной поликлинике врачи с ней не справятся. Специалисты по духовным недугам находятся в Церкви. Они помогут установить причину согрешения и найдут духовное лекарство.
К приходскому батюшке можно обратиться за духовным советом.
Не только исповедь, а все церковные таинства крещение, венчание и др. — Христос поручил совершать Своим ученикам:
«Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся».
От Апостолов это право унаследовали священнослужители.
Нужен ли список грехов для исповеди
К исповеди подходят по-разному. Для тех, кто собирается исповедоваться впервые, книги со списками грехов помогают взглянуть на свои поступки, мысли и желания под другим углом и понять, угодны они Богу или нет.
«Напечатанные списки грехов к исповеди являются своего рода нотами или, точнее, гаммами, для начинающих играть на фортепьяно».
Протоиерей Максим Первозванский
Но каяться по книжному списку священнослужители не советуют, иначе исповедь превратится в формальность.
Но если человек опасается, что перед исповедальней память от волнения подведёт, то не возбраняется составить шпаргалку с перечислением того, что хотел поведать батюшке.
Главное, выплеснуть из себя грех, и тогда освободившееся в душе место заполнится Божественной благодатью.
Как избавиться от греха
Долгие годы жизни в грехе очень тяжело травмируют душу, и чем раньше начать борьбу с порочными пристрастиями, тем больше шансов на победу. Избавиться от грехов можно лишь одним способом: чистосердечное раскаяние и активные шаги на пути исправления.
Как искупить грех — примеры
Есть несколько шагов для искупления греха:
Молитва — это не магический щит, отражающий любые искушения. Она является способом показать Господу своё желание очистить разум и сердце от нечистых помыслов и желаний. Покаянная молитва — это обещание Богу избегать поступков, пятнающих душу.
Что такое грех и в чем суть греха согласно Библии?
Что такое грех согласно Библии? На иврите грех звучит как «хет» — промах или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Словарь Даля описывает грех, как «поступок, противный закону Божию; вина перед Господом».
Очень многие люди не считают грех чем-то страшным. Из-за того, что все люди грешны, большинства людей возникает чувство, что они не совершают ничего страшного. Например, когда человек обманывает, он не считает это не нормальным, т. к. «все же обманывают». Или когда в семье у одного из супругов есть любовник или любовница это считается нормой для многих.
Средства массовой информации по всему миру пропагандируют сексуальные отношения до брака — иметь половые отношения, не будучи женатыми, сегодня считается нормой почти по всему миру.
Что уж говорить о таких грехах, как гордость, курение, сквернословие, лень, злость, гнев и тому подобным вещам. Эти вещи давно стали частью современного общества. Ведь «все так себя ведут».
Одна из важных вещей, которую стоит понять, это то, что каждый человек лично будет отвечать перед Богом за свои грехи. И не важно, в какой семье мы родились, в какой стране, в каком обществе и в каком веке. Мы будем отвечать за наши поступки и Бог будет судить каждого соответственно тому, что Он считает добром и что злом.
Иисус Христос умер за грехи каждого человека на земле. Но это не значит, что теперь все люди прощены за свои грехи и могут спокойно жить дальше и поступать, как им вздумается. Иисус умер за грехи людей и оставил всем Свое учение в Новом Завете — кто будет следовать этому учению, тот будет прощен и спасен. Кто нет — будет осужден.
Так что же такое грех согласно Библии?
Вот лишь несколько грехов (это далеко не все, что Библия считает грехом), которые перечисляет Новый Завет:
Эти люди исполнены всяческих грехов: зла, себялюбия, ненависти, ревности, тяги к убийствам и распрям, лжи, и всегда думают о других самое плохое, сплетничают, клевещут друг на друга и ненавидят Бога, грубы, полны гордыни, всегда похваляются перед другими, измышляют способы чинить зло, не почитают своих родителей. Они глупы, никогда не исполняют обещанного, и ни к кому не проявляют доброты и милосердия. Хотя им известен закон Божий, гласящий, что кто повинен в подобном, заслуживает смерти, они не только именно так и поступают, но и одобряют, когда и другие ведут себя так же. (К Римлянам 1:26-32)
Поступки, объясняющиеся нашей греховной натурой, известны: прелюбодеяние и блуд, нечистота, грехи плоти, идолопоклонство, колдовство, вражда, ссоры, зависть, злоба, распри, разногласия, противоречия, ревность, пьянство, дикие оргии и тому подобные вещи. Относительно всего этого я предупреждаю вас, как предупреждал и раньше, что тем, кто занимается подобным, не будет места в Царстве Божьем. (Послание Галатам 5:19-21)
О блуде и непотребстве любом или жадности не следует даже слухи распускать среди вас, как подобает святым Божьим. Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение. Ибо можете быть уверены, что никто из тех, кто предаётся блуду, кто непотребен или жаден (а это то же самое, что и идолопоклонство), не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (К Ефесянам 5:3-5)
Кто привык красть, не должен больше этого делать, а должен трудиться и сделать что-нибудь полезное руками своими, чтобы приобрести то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде. Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. (К Ефесянам 4:28,29)
Возможно, что вы никогда не слышали об этих грехах и не задумывались о них. Возможно, что вам неприятно читать сейчас эти строки. Но задумайтесь о том, что и вам когда-то придется отвечать перед Богом за свою жизнь. Произойдет это независимо от вашей веры — верите вы в это или нет.
Слава Богу, что в Библии не только описаны грехи, но и путь избавления от них. Согласно Библии каждый человек должен подчинить свою жизнь Иисусу Христу, покаяться в своих грехах и креститься. Именно тогда все его грехи будут прощены.
«Покайтесь — ответил Пётр — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. (Деяния 2:38)
Причина греха: во всем виновата свобода воли человека?
Один из наших читателей задал вопрос относительно причины появления греха. А ответить на него мы попросили известного христианского ученого и автора десятков книг — Джона Окса. А вот и сам вопрос.
Что такое грех и почему он является следствием свободного выбора человека — свободы воли? Я понимаю, что, возможно, не существует определенного ответа на этот вопрос, но я хотел бы услышать рассуждения об этом.
Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что грех не является следствием свободной воли. Грех — это следствие нашего непослушания или бунта. Свободная воля — это дар, а не проклятие. По определению, если бы у нас не было свободной воли, мы не смогли бы грешить, поскольку согрешение — это преднамеренное восстание и непослушание.
Однако, свободная воля не ведет нас к греху. О причине греха сказано в Послании Иакова — это результат наших собственных злых желаний и удовлетворения этих желаний.
«Никто из подвергаемых искушению не должен говорить: «Это искушение послано Богом», ибо Бог не имеет ничего общего со злом и никого не искушает. Но каждого искушают его же собственные желания, которые завлекают его и держат в плену. Желание подобно женщине, которая зачала грех и породила его, грех же, когда утвердится, порождает смерть». (Иакова 1:13-15)
Мы не должны обвинять Бога, и мы не должны обвинять даже сатану. Мы несем ответственность за свои собственные действия.
Опять же, я полагаю, что если бы у нас не было свободной воли, тогда мы технически не стали бы грешить, но неверно говорить, что свободная воля является причиной греха. Например, люди, которых мы любим больше всего, — это те, кто может причинить нам наибольшую боль. Это факт жизни. Но если те, кого мы любим, причиняют нам боль, значит ли это, что наша любовь заставила их причинить нам боль? Нет, но факт, что мы любим их, влияет на силу их действия на нас. Точно так же, если бы у нас не было свободной воли, мы бы не грешили, но свободная воля не заставляет нас грешить. Нет. Свободная воля — это дар от Бога, потому что Он нас любит. Это должно быть для нас мотивом не грешить. Надеюсь, именно так вы себя чувствуете.
Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Грех что это значит
Не есть ли это симптом болезни, которая заражает и других? Не христианство ли создаёт людей, страдающих неврозом, без конца думающих о грехе?
Мы должны прежде всего твёрдо сказать: грех — существенная истина нашей веры, и по этой причине понятие греха невозможно отменить. И если это слово становится для нас непонятным, никакое другое не может его заменить. Посмотрите на слова Евхаристического канона, произносимые священником над хлебом и вином: «Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Это значит, что Христос умер ради оставления наших грехов. В Евангелии от Матфея сказано, что имя Иисус дано Господу ради служения, которое определяет всю Его жизнь: Его имя будет Иисус, ибо «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). Христос пришёл к нам и умер за нас, чтобы избавить от наших грехов. В конце Символа веры мы также торжественно исповедуем, что веруем «во едино крещение во оставление грехов». Если мы веруем во оставление грехов, значит, веруем, что они существуют. Но перед лицом этой важнейшей тайны нашей веры мы видим опошление слова «грех» в современном языке, которое есть не что иное, как полное упразднение его глубокого смысла. Это слово употребляют во всех возможных контекстах, но главным образом — в отношении седьмой заповеди. «Разве любовь может быть грехом?» — вот расхожая фраза, которая впечатляет многих, показывая, что любовь и грех часто воспринимаются абсолютно искажённо.
Здесь сразу требуется полная ясность. Мы осознаём тяжесть греха не только нашим разумом. Этот вопрос не только учёного богословия. Существует другой способ увидеть, признать эту реальность, которая касается не одного нашего ума, а исходит из глубины нашего сердца. Сердцем мы осознаём, что такое грех. Прежде чем вникнуть в глубокий смысл его, посмотрим, как слово «грех» искажается в современном языке.
Когда мы говорим о грехах, связанных с различными политическими и экономическими интересами, приводящими к катастрофе, понимаем ли мы, что речь идёт о более глубинных явлениях? Грех — это преступление против разума, против правды, против совести. И грех есть оскорбление Бога, всегда связан с Богом, он всегда существует в религиозном контексте.
Но разве можно обидеть Бога? Бог бесконечно выше всего, что мы можем сделать, мы не можем нанести Ему вред. Допустим, слово «грех» и не совсем ложное, но, может быть, всё-таки лучше отказаться от него? Может быть, правильнее говорить об ошибке, о заблуждении — особенно если речь идёт о земных вещах? Если нельзя оскорбить Бога, может быть, следует сдать это слово в религиозный музей, в словарь устаревших слов?
В каждой Божественной литургии присутствует дело нашего спасения. Только в ней, только в Таинствах Церкви, только Крестом, смертью и воскресением Христовым открывается нам подлинная реальность греха.
Вопрос греха занимает центральное место в христианстве, потому что Христос открыл нам, что такое грех. До прихода Христа ещё можно было ошибаться, или, по крайней мере, не знать в полноте всю реальность греха. Только стоя перед Крестом, человек может почувствовать тяжесть своего греха. Мой грех стоил жизни Богу — грех всех нас, грех мiра, всю тяжесть греха берёт на Себя Агнец Божий.
Любовь Божия и наш грех
Чтобы попытаться понять, насколько наш грех велик и серьёзен, мы должны прежде всего узнать огромность Божественной исключительной любви в распятом Христе. Только тогда мы можем и должны говорить, что реальность греха открыта Христом. До Него многое было сокрыто. Но когда Христос предал Свой дух на Кресте, когда в день Пасхи Он дунул на апостолов, послал им Духа Святого в Пятидесятницу, только после этого все пророчества о грехе открылись. На Тайной Вечере Господь трижды говорит Своим ученикам о пришествии Параклита, Духа Святого, Утешителя, Которого Он пошлёт «обличить мiр о грехе» (Ин.16,7). Это значит, только Духом Святым мы можем осознать тяжесть наших грехов. Реальность греха может быть явлена только там, где с избытком даётся благодать и прощение. Не в этом ли сущность Благой Вести, всего Евангелия? Апостол Иоанн Богослов говорит: «Он первый возлюбил нас». Не оттого что мы мудрые, Бог любит нас.
Напротив, оттого, что Бог любит нас, мы можем осознать нашу убогость и увидеть грех, пребывающий в нас. Только в свете этой Божественной любви мы узнаём тяжесть нашего греха. К несчастью, надо, чтобы мы были всегда принуждаемы к этому, — как ребёнок, который готов всегда обвинять других, потому что не способен признать свою вину из-за страха быть отвергнутым, наказанным. Наверное нет в Евангелии слов, которые бы лучше выражали любовь Христову, чем слова Господа женщине, взятой в любодеянии: «Я не осуждаю тебя, иди и больше не греши» (Ин.8,11). Поразительно — неосуждение Господа ведёт её к осознанию греха! Вот почему благодать всегда впереди греха.
Апостол Петр узнал эту благодать, когда Господь остановил Свой взгляд на нём (Лк.22,61). Мы не видели этот взгляд Христа, но веруем, что Он всегда смотрит на нас. В этом взгляде — только любовь, которая идёт к нам, проникает в нас и всё даёт нам. Вот почему Петр плачет горько, когда он встречает взгляд своего Господа, Которого он предал трижды в ночь суда над Ним. Этот взгляд открыл ему всю огромность и весь ужас его греха, но также всю благодать прощения, неотделимую от покаяния.
Мы можем по-настоящему понять смысл греха только в той мере, в какой понимаем, что такое прощение Христово. Только тот, кто встречает эту любовь, может измерить тяжесть своего греха, потому что грех — отказ от этой любви, а не просто нарушение закона.
Надо, чтобы мы устремлялись к Христовой любви. Все наши страдания оттого, что мы к ней не устремляемся. «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих», — исповедуем мы в нашем покаянном псалме. Грех восстаёт против любви Бога к нам и отвращает от неё наши сердца. Грех есть также «любовь к себе до презрения Бога», говорят святые отцы. Но можно сказать, что всякое зло в мiре — грех против Бога, потому что в нём презрение порядка Божественного творения. Порядок творения — выражение воли Божией. Кто презирает дело Божие — согрешает против воли Его и оскорбляет Бога. Оттого что, согласно Писанию, для Бога человек как «зеница ока» (Пс. 16, 8), как самое драгоценное творение на земле, всякое унижение его, материальное и нравственное, — «грех, который вопиет к небу» (см. Исх.22,20-22; Втор.24, 14-15). Бог защищает людей, потому всякий грех против истинного порядка в человеческих отношениях есть также грех против Бога. Грех есть всегда неразумие и безумие, оскорбление Бога.
Существует понятие «смертный грех». Смертный грех убивает любовь в человеческом сердце. Он как бы прерывает путь, ведущий нас к Богу. Когда-то, может быть, злоупотребляли этим понятием. Но сегодня появляется опасность не видеть смертного греха ни в чём. Есть тяжкие грехи: убийство, блуд, воровство (грабёж), хула против Бога, кощунство. Страшно, когда они совершаются уже свободно и сознательно. Возможно ли совершить такой грех в полном осознании его тяжести, возможно ли сознательное отвержение любви Божией? Да, возможно. Смертный грех — предельное проявление человеческой свободы во зле, подобно тому, как предельное проявление её в добре — любовь. Смертный грех может происходить от ожесточения сердца.
Слово Божие показывает нам неожиданно страшное: худшее может совершаться в ничегонеделании, в небрежном делании. Богач, проводящий жизнь в пирах, не видит нищего Лазаря у своих ворот. Ослепление его сердца — хуже злых поступков. О Страшном Суде Господь говорит: «Болен был, и не посетили Меня, нищ, и не помогли Мне, наг, и не одели Меня — то, что вы не сделали одному из братьев Моих меньших, вы не сделали Мне». Наши опущения добрых дел могут быть тяжкими грехами. Опасность заключается в том, что мы их не замечаем, — так ожесточено наше сердце. Небрежение, от которого происходят так называемые простительные грехи, может также привести к ожесточению сердца. Блаженный Августин говорит: «Если ты держишь эти грехи за малозначащие, взвешивая их, — трепещи, когда ты их считаешь». Потому что из неприметных пылинок постепенно образуется гора пыли, в которой можно задохнуться. Малое проявление нелюбви может казаться безобидным, но множество малых проявлений нелюбви заканчивается ожесточением сердца.
Грех против Духа Святого — грех грехов. Господь говорит: «Кто согрешит против Духа Святого, тому не простится вовек» (Мк. 3, 29). Нет греха, который не мог бы простить нам Бог. Есть только один непрощаемый грех, которым болен сам диавол, — отказ от покаяния. Грех думать, что наши грехи больше милосердия Божия. Здесь Бог как бы бессилен. Тяжкие или лёгкие, как нам кажется, наши грехи — мы должны устремляться к покаянию в бесконечном доверии милосердию Божию.
Что являет нам грех? Прежде всего, милосердие Христа, по-настоящему открывающего нам, как серьёзен грех. Когда мы осознаем это, поймём, что грех не есть нечто банально-обыденное, — то, к чему привыкают и перестают замечать. Завершим эту беседу словами из Первого Послания апостола Иоанна Богослова, который знал, до какой меры любит нас Господь: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и Истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1,8-9).