Греки же замкнули суд что это
Поход Олега на Константинополь
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.
Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.
Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду (1); греки же замкнули Суд (2), а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море. и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли- И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога». И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен (3) на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.
. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки (4), и плоды, и вино, и всякое узорочье (5). И прозвали Олега Вещим
И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.
И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды (10) многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну (11) по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество медов и заварили их. Ольга же, взяв с собою малую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать великую могилу и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?» Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов; и сохранились места ее стоянок и охот до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и пробыла здесь год )
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
Новое в блогах
Ю. Лазарев. Повесть временных лет. Часть 1.16
Причиной войны, вероятно, снова послужили нарушения византийцами условий предыдущих договоров. Торговля с Византией была жизненно важна для Руси. Сбыт полюдья являлся завершающей частью всего цикла хозяйственной деятельности, поэтому нарушение черноморской торговли, находившейся под контролем Византии, наносило Руси значительный ущерб. Кроме того, после свержения Аскольда, возможно, возникла необходимость продемонстрировать Византии свою силу, решимость отстаивать вооружённой рукой интересы нового государства, так сказать, громко заявить о себе. А. Никитин считает, что этот поход русов мог быть эпизодом болгаро-византийской войны 894-904 или 913-927 годов, в которой Олег выступал как союзник болгарского царя Симеона.
Причины для начала войны со стороны болгар были те же, что и у русов — запрет льготной торговли болгарским купцам в Константинополе.
Это был самый крупный поход Руси на Царьград. Олег привел с собой дружины не только подвластных, но и союзных племен. Если верить летописцу, то численность Олегова войска составляла не менее 40 — 60 тыс. человек (из расчета 20 —30 воинов в каждой ладье, плюс войско, двигавшееся по берегу).
«Что касается конницы, то она могла пройти к стенам византийской столицы лишь по территории Болгарии, где правил в те годы могущественный владыка — царь Симеон Великий. Болгария тайно помогала Руси, пропустила по своей территории ее войска, предоставила руссам необходимую информацию». (А. Н. Сахаров).
Л.Н Гумилев и некоторые другие историки на основании собственного анализа и отсутствия упоминания этого похода в известных византийских источниках считают, что Нестор совершил «перенос событий похода призираемого летописцем Аскольда на любимого Олега”, что на самом деле Олег никакого похода на Царьград не совершал, а, напротив, был данником и вассалом хазар — иудеев.
Каждый человек имеет право на свою точку зрения, но нельзя забывать, что летопись являлась не только историческим, но и серьезным политическим документом. И в те времена вряд ли было возможно и позволительно по множеству причин допускать столь явные искажения описания сравнительно недавнего прошлого. Возможно ли сегодня, например, приписать победы Петра I Павлу? Обе упомянутые болгаро—византийские войны были для Византии крайне тяжёлыми, поэтому не исключено, что осада русами Константинополя не случайно выпала из поля зрения византийских источников, как и некоторые другие военные неудачи ранее и позднее.
«Договоры (Олега с Византией — Л.Ю.) обеспечивали русским послам, купцам и служившим в Византии наемникам личную безопасность (от убийств и побоев), а также сохранность их челяди и другого имущества от хищения или отъема и при жизни владельца, и после его смерти. Последняя статья, как полагают, древнейшая норма международного частного права средневековья. Предусматривались взаимный возврат пленных за выкуп, а так же выдача преступников — «злодеев”. Позднее договоры совершенствовались, включая новые элементы посольского протокола”. (В.Г. Пашуто).
«Под Константинополем Олег, начиная переговоры с греками, «посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава, Стемида”. Вовсе не обязательно все эти люди со скандинавскими именами были варягами; они могли получить имя в честь варяжского родича или отцова товарища по дружине. Тем не менее сама концентрация варяжского элемента — показательная характеристика «русов” 907г.”.
(Г.С. Лебедев).
«. Олег повесил свой щит на ворота Константинополя в знак мира. Эта традиция была весьма распространенной у народов Восточной Европы. Наш летописец почему-то посчитал, что свой щит Олег водрузил на константинопольских воротах в знак победы. Простим древнему автору это небольшое увлечение, вызванное глубоко патриотическими намерениями.” (А.Н. Сахаров).
И подняла русь паруса из паволок, а славяне кропинные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: » Возьмем свои простые паруса, не дали славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узоречье. И прозвали олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
В год 6416 (908). В год 6417 (909). В год 6418 (910). В год 6419 (911). Явилась на западе большая звезда в виде копья.
В июле 912 г. комета Галлея была близко от Земли, о чём и сообщил летописец.
» Суть всего эпизода не ясна из-за спорного значения термина «кропинные». Ясно лишь, что новгородцы (словене) оскорблены тем, что им не дали для парусов дорогой шелковой материи («паволок») и они вынуждены довольствоваться своими «толстинами» — парусами из грубого полотна». (О.В. Творогов).
А. Н. Сахаров
» Тексты договоров с Византией «свидетельствуют, что «варяжский» князь Олег и «варяжская» знать клянутся перед византийцами не Одином и Тором — скандинавскими богами, а Перуном и Волосом — чисто славянскими божествами. Это, без сомнения, очень существенный показатель, убеждающий, что варяги действительно влились в собственное бытие Руси».В. В. Кожинов
В 912 г. большое русское войско на 500 судах прошло через земли хазар и напало на южный берег Каспия, затем на Абесгун и Гилян. Весной 913 г. русы с большой добычей двинулись назад. Половину захваченного, согласно предварительной договоренности, русы отдали хазарам. Тем не менее, при проходе через столицу Хазарии войско русов подверглось внезапному нападению мусульманской гвардии кагана. Большинство русов погибли. Большая часть вырвавшихся из этой западни русских воинов была уничтожена северными вассалами Хазарии булгарами и буртасами. (Буртасы — финно-угорское племя, пришедшее на Среднюю Волгу вместе с гуннами в IV веке). На Русь возвратились немногие.
Греки же замкнули суд что это
Anno Domini | История Средних веков запись закреплена
Поход князя Олега Вещего на Царьград.
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили.
И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: „Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: „Что хочешь, дадим тебе».
И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. „Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».
Греки же замкнули суд что это
MILHISTORY|ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ запись закреплена
Поход Олега на Константинополь (907г)
Торговый договор с Византией: право русских купцов на беспошлинную торговлю в Константинополе.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ:
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)
#war@milhistory