Грин бегущая по волнам чему учит

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Грин А. «Бегущая по волнам» Читательский дневник, краткое содержание

Грин А. «Бегущая по волнам» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Александр Грин

Название: «Бегущая по волнам»

Жанр: Роман

Тема произведения: Мечты

Число страниц: 54

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Томас Гарвей останавливается в порту Гринландии из-за болезни. После выздоровления он видит Биче Саниэль, загадочную девушку. Томас слышит какой-то голос «Бегущая по волнам» и попадает в удивительные приключения.

Сюжет — краткое содержание:

Томас Гарвей останавливается в порту Гринландии из-за болезни. После выздоровления он видит Биче Саниэль, загадочную девушку и слышит голос. Он решает поплыть на судне «Бегущая по волнам», что и говорил ему загадочный голос. Но на корабле он ругается с капитаном. Томаса «выкидывают» на шлюпке в открытое море. На небольшом судне также находится загадочная девушка. Фрези показывает Гарвею правильную дорогу, спасает его, а затем уходит по воде. В городе Томас узнаёт историю «Бегущей по волнам» и спустя несколько лет влюбляется в Дези.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод, где Фрези указывает Томасу на правильный путь, а затем бежит по водной глади. Это так необычно и волшебно!

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Мечта – это то, благодаря чему человек идёт к своей цели и достигает её.

Чему учит этот роман:

Роман учит быть целеустремлённым и в меру мечтательным, не бояться трудностей и идти к своей цели.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень романтичное и интересное произведение. Особенно меня впечатлила Фрези Грант, которая помогла Томасу выжить и встретить любовь всей своей жизни.

Новые слова и выражения:

Госпиталь — медицинское (лечебное) учреждение

Мания – сильное пристрастие к чему-либо

Пословицы к произведению:

Кто хочет, тот и может.

Вперед не забегай, а от своих не отставай!

К чему охота, к тому и смысл.

Источник

Бегущая по волнам читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Краткое содержание для читательского дневника

Томас Гарвей, заболел и вынужден был остаться в прибрежном городе Лиссе лечиться и набираться сил. Доктор, который его лечил, познакомил парня с местным обществом. Как-то он увидел необычную стройную молодую особу, сходящую с трапа корабля. Он узнал, что эту прелестную спокойную девушку зовут Биче Саниэль. Однажды в таверне он услышал женский голос, сказавший «Бегущая по волнам». Заметив судно с таким же названием, ему кажется, что это не просто так. Он попадает на его борт. Во время плавания у Томаса завязался конфликт с капитаном, и его ссадили с корабля в шлюпку, в которую спустилась и незнакомая леди, впоследствии назвавшая себя Фрези Грант. Фрези указала куда плыть, где Томаса спасут. Предсказала ему, что скоро он повстречает суженую, и убежала по водной глади. Томаса спасают, он знакомится с Дэзи, которая впоследствии станет его женой.

Главные герои

Главная мысль

У каждого человека должна быть мечта. Чтобы ее достичь, нужно не обращать внимания на жизненные преграды, идти к ней.

Чему учит

Роман учит целеустремленности, ставить цели и достигать их. Кроме того, автор на протяжении всего произведения показывает читателю как важно быть в жизни хорошим человеком. Писатель осуждает грубость и хамство.

Отзыв

Очень интересный роман, полный романтизма и приключений. Читатель переживает за главного героя, за девушек, которые встречаются ему на пути. Написано произведение настолько реалистично, что каждый читатель представляет себя на берегу моря, слышит его шум,находится в гуще всех событий в романе и готов помочь Томасу в трудную минуту.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

«Бегущая по волнам» Александра Грина: мужчину манит недосягаемый идеал, а счастье принесет другое

Недавно впервые прочитала вторую по известности книгу Александра Грина «Бегущая по волнам». Первая — это, конечно, «Алые паруса». Рекомендую обе, если немного устали от реальности и хочется на вечер окунуться в необычную, таинственную, мистическую, романтическую атмосферу из своего рода параллельной реальности.

Бегущая по волнам, Александр Грин

Определить жанр произведений Грина представляет сложность даже для специалистов, и это именно то, что притягательно в его книгах — необычность. Я бы сказала, что это — истории из параллельных миров. Где-то в другом измерении всё происходит именно так, как описано у Грина. В общем, это как наша реальность, только немного с мистикой.

Об этом можно долго, но здесь я хочу отдельно о любовной линии в сюжете, развязка которой меня, честно сказать, удивила и сначала даже разочаровала, так как ожидала иного. Но по размышлении, я увидела в ней смысл, заложенный автором.

Суть: главный герой, Томас Гарвей, случайно видит в порту прекрасную незнакомку и очаровывается ею настолько, что включается нечто мистическое и начинает давать ему подсказки: куда идти, что делать, чтобы разыскать эту девушку — Биче Сениэль. Гарвей слушает нашептывание этого голоса и идет по следу Биче, интуитивно чувствуя, что, может быть, она и есть — та самая?

Вообще, сам автор определяет свое произведение как «Роман о Несбывшемся». У главного героя очевидны душевные метания и томления, когда жизнь идет, но всё как будто мимо, не давая ему удовлетворения. Как будто всё хорошо, но чего-то не хватает, нет ощущения, что он живет свою жизнь — так, как и надо жить. Всё ищет чего-то, и понятно, что это что-то — Любовь.

И вот герою кажется, что он, возможно, нашел свое Несбывшееся в виде этой девушки, поэтому решительно идет к цели, сталкиваясь на пути с настоящей мистикой: с той самой Бегущей по Волнам — то ли духом, то ли привидением — девушкой Фрези из местных легенд, в которую кто-то верит, кто-то считает мифом, но которую не видел никто, кроме него. А он не просто видел — она помогла ему спастись в море, указав путь к суше.

Томас Гарвей и Фрези Грант, «Бегущая по волнам», А. Грин

В ходе этого поиска Биче, Гарвей встречается с простоватой девушкой Дэзи, которая не видела Бегущую, но хорошо знает эту легенду и очарована ею — она верит в существование Фрези, Бегущей по Волнам, на все сто. Дэзи даже влюбляется в Гарвея из-за этого романтическо-мистического флера вокруг него, хотя это и не взаимно — Гарвей сфокусирован только на Биче. Тем не менее, Дэзи вынуждена расстаться со своим таким же простоватым женихом, потому что узнав необычного Гарвея, она уже не может быть очарованной тем, кто ее не понимает (жених).

Итог: Гарвей находит свою Биче, и их счастье возможно, оно маячит на горизонте. Однако, он рассказывает ей о встрече с Бегущей по Волнам, и это отталкивает Биче: она не верит в сверхъестественное и не может полюбить человека, который утверждает, что видел и общался с привидением. Для нее это слишком, она приземленна.

Однако, через несколько лет он случайно встречает на улице Дэзи (ту влюбленно-восторженную простушку) и… она становится его женой. Вдруг мы узнаём, что герой посмотрел на девушку другими глазами и… увидел в ней то, что, оказывается, искал всю свою жизнь. Что же это? Что есть в Дэзи, что нужно было Гарвею на самом деле, а он раньше и не понимал? Оказалось, что Дэзи — своя.

Дэзи безоговорочно верит в существование Бегущей, она верит Гарвею, что он с ней встречался, и она в восторге от этого. Когда у героя спала пелена очарования прекрасной и вечно ускользающей, недосягаемой Биче, он смог осознать, что его так называемая вторая половинка — это не какая-то очаровательная и недоступная красотка из высшего общества, а

ТА, КТО ЕГО ПОНИМАЕТ, ПРИНИМАЕТ КАК ЕСТЬ И РАЗДЕЛЯЕТ ЕГО ВИДЕНИЕ МИРА

Она такая же как он в смысле внутреннего мира, они смотрят в одну сторону, их восхищает одно и то же, и они понимают, чувствуют друг друга даже без слов: оказалось, что это и есть то, что ему было нужно, а вовсе не какой-то внешне идеальный идеал.

Ему была нужна не та, кто КАЖЕТСЯ идеальной, загадочной и манящей, ослепляющей своим блеском. А та, кто понимает ЕГО, и с кем он на одной волне, в унисон.

Вот такая женщина нужна мужчине на самом деле, даже если он сам до этого еще не дошел и всё еще находится в погоне за внешним лоском, думая, что нужно сбыть это Несбывшееся, эту мечту по манящему идеалу, и будет ему счастье.

А счастье может быть намного ближе, чем он думает, просто оно не так блестит и не так призывно манит. Но если хватит душевных сил распознать его, тогда и только тогда Несбывшееся сбывается.

Источник

«Бегущая по волнам» — читательский дневник по роману А. Грина

Грин бегущая по волнам чему учит. Смотреть фото Грин бегущая по волнам чему учит. Смотреть картинку Грин бегущая по волнам чему учит. Картинка про Грин бегущая по волнам чему учит. Фото Грин бегущая по волнам чему учит

Роман «Бегущая по волнам» Александра Грина был опубликован в 1928 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский)
Название произведения: «Бегущая по волнам»
Жанр: роман
Год написания: 1928
Издательство: Азбука
Год издания: 2019

Главные герои и их краткая характеристика

Томас Гарвей – молодой человек, возвышенный, романтичный, глубоко порядочный.
Филатр – доктор, близкий приятель Томаса.
Вильям Гез – капитан судна «Бегущая по волнам», резкий, неприветливый, подлый человек.
Бутлер – помощник капитана Геза.
Фрези Грант – прекрасная юная девушка, видение, спасавшее людей в открытом море.
Биче Сениэль – девятнадцатилетняя девушка, практичная и целеустремленная.
Финеас Проктор – владелец судна «Нырок», спасший Томаса.
Дэзи – племянница Проктора, эмоциональная, живая девушка.

Краткое содержание и сюжет

В порту вымышленной страны Гринландии Томас Гарвей замечает прекрасную девушку. Он узнает ее имя – Биче Сениэль, и начинает мечтать о встрече с ней. В тот же вечер за картами он слышит чей-то шепот «Бегущая по волнам», но не придает ему значения.

Очень краткое содержание для читательского дневника

История поиска любви и счастья. Герой находит свой идеал женственности в двух совершенно разных девушках, но лишь одна по-настоящему верит и любит его.

Позже Гарвей отправляется в плавание на судне под названием «Бегущая по волнам». Он узнает, что корабль ранее принадлежал отцу Биче. Молодой человек уверен, что судно приведет его к мечте. Однако вскоре между Томасом и капитаном Гезом происходит серьезный конфликт. Героя сажают в шлюпку и отпускают в открытое море.

Неожиданно в шлюпке появляется молодая красивая женщина, закутанная с головы до ног. Фрези указывает Томасу верный путь, чтобы встретиться со спасительным судном. Она велит никому не рассказывать о ней. Опустившись на воду, Фрези убегает вдаль по волнам.

Томаса подбирает судно, на котором он знакомится с очаровательной Дэзи. Прибыв в город, юноша видит мраморную статую женщины с надписью «Бегущая по волнам». Она установлена в честь Фрези, которая спасла основателя города от верной смерти в море.

В городе Томас встречает Бичи, которая хочет выкупить шхуну «Бегущая по волнам». Общаясь с девушкой, герой понимает, насколько они далеки друг от друга. Спустя несколько лет судьба сводит его с Дэзи. Томас уверен, что она – любовь всей его жизни, и женится на ней.

План пересказа

1) Встреча в море. Образ Вечной Женственности, воплощенный в легенде о Фрези Грант.
2) Море как отображение необъятной Вселенной в её материальном проявлении
3) Мир высший, духовный, в котором существует Фрези Грант
4) Море как символ внутреннего мира человека
5) Встреча в море, символизирующего мир духовный, с идеалом Вечной Женственности, через образ Фрези Грант. Обретение этого ирреального образа в своей душе.
6) Осознание (во время маскарада), что Фрези Грант — это начало, находящееся в центре как духовного, так и материального мира, а также осознание своего одиночества среди людей, от которых это скрыто.
7) Обретение, через образ Фрези Грант, своего «несбывшегося» в земной женщине (Дэзи), для которой, как и для Гарвея, Фрези Грант — реальность, объединяющая их обоих.

Основная мысль

Главной мыслью романа было скорее всего желание писателя показать людям, насколько тонкая грань между действительностью и верой.

Чему учит

Рассказ учит целеустремленности, ставить цели и достигать их. Кроме того, автор на протяжении всего произведения показывает читателю как важно быть в жизни хорошим человеком.

Отзыв и что понравилось

Впечатление от романа просто нереальное — главные герои делают чудеса сами, собственноручно, руководствуясь теми представлениями о чуде, что живут в их больших и добрых сердцах. Они бесстрашно вступаются за обиженных и оскорблённых, идут туда, куда зовут их любовь и чувство долга. В принципе, это и есть самое главное чудо — то, что такие люди, возможно, ещё существуют на свете.

Вывод и мое мнение

Выбирая себе спутника жизни, важно смотреть не только на внешние качества — облик, занятия, положение в обществе, но и внутренние убеждения, взгляды. Найдя единомышленника, найдешь верного друга, который поддержит твои мечты, поймет твои поступки и будет идти с тобой рука об руку.

Источник

Мотив Бегущей по волнам в творчестве А.С. Грина

Речь идет о неоднородных, но тесно связанных между собой смысловых компонентах текста, образующих сквозной мотив «Бегущая по волнам». Это «имя», служащее заглавием произведения, носят таинственная красавица Фрези Грант, статуя, стоящая на центральной площади Гель-Гью, парусное судно Сениэлей, на котором путешествует Гарвей и, наконец, корабль основателей города.

Пока нами не обнаружены факты, свидетельствующие о знакомстве Грина с произведением английского писателя, но исключать такую возможность не стоит, тем более что между «Морской девой» и «Бегущей по волнам» есть интересные переклички. Сопоставление образов, созданных двумя современниками на основе общего мифологического материала, выявление их сходства и различия помогает понять сущность гриновской Фрези Грант.

Общение с Морской девой производит переворот в душе Чатриса, только теперь осознавшего пустоту и бессмысленность своей прежней жизни, которая была организована по законам трезвого расчета, и в которой главное место отводилось политической карьере. Герой приходит к пониманию, что его жизненный путь не был выбран им самим, а указан родителями, и потому соответствовал традициям высшего общества, а не собственным желаниям Чатриса.

Находясь в состоянии психологического кризиса, Чатрис отказывается от участия в предвыборной кампании и порывает со своей невестой. Но в душе героя повести происходит мучительная борьба между долгом, перед Аделиной, родными, обществом, и всецело захватившими его новыми чувствами: «Нас манит к себе идеал, этот светоч и путеводный огонь всего мира, этот маяк, горящий на далекой косе. Пусть он горит! Пусть он горит!

И Морская дева, и Фрези Грант воплощают собой идеал. Для Томаса Гарвея Бегущая по волнам олицетворяет манящее к себе Несбывшееся. этого «таинственного и чудного оленя вечной охоты» [Грин 1965, V, с. 7], подобно тому, как Морская дева в глазах Гарри Чатриса «является олицетворением Великого Неизвестного» [Уэллс 1904, № 8, с. 708]. Героинь Уэллса и Грина объединяют также мотивы незабываемой красоты и магического влияния на людей. (Ср. слова Чатриса, не сумевшего забыть Морскую деву: «Но зачем видел я ее лицо? Зачем слышал я ее голос. » [Уэллс 1904, № 8, с. 718] и слова Больта, рассказывающего о Фрези Грант: «. тот, кто ее увидит, говорят, будет думать о ней до конца жизни» [Грин 1965, V, с. 87]).

Однако есть между ними и существенная разница, которая определяет отличные друг от друга трактовки идеала двумя писателями. Это различие проявляется в произносимых обеими героинями фразах, приобретающих характер лейтмотива. В повести Г. Уэллса несколько раз повторяются слова Морской девы: «Существуют другие, лучшие сны» [Уэллс 1904, № 8, с. 690], которые навсегда запечатлеваются в памяти Чатриса, зачаровывают его, отвращая душу героя от реальности.

Аналогичным образом в романе А. Грина фраза, сказанная Бегущей по волнам: «Не скучно ли на темной дороге?» [Грин 1965, V, с. 66], вспоминается Гарвеем. Но слова Фрези Грант имеют иной смысл. Бегущая по волнам не стремится увести героя с «темной дороги» обыденной жизни, она лишь напоминает о том, что мечта освещает извилистый путь человека, она предлагает свою помощь здесь, в реальном мире.

В процессе анализа образа Бегущей по волнам возникают не только мифологические и литературные ассоциации, но и фольклорные. Внешним обликом Фрези Грант напоминает сказочных красавиц, ее портрет представляет собой набор типичных черт: круглое белое лицо, черные глаза и волосы, гибкий стан (ср. с пушкинским: «белолица, черноброва»). Сходство усиливает дорогой наряд девушки и золотые туфельки.

В истории Дези можно обнаружить некоторые параллели с сюжетом популярной сказки. Получив от феи красивое платье, Золушка попадает на бал. В романе Дези отправляется на празднество, удачно приобретя карнавальный костюм, заказанный и оставленный некой дамой (предположительно, Фрези Грант, которая предсказывает Гарвею встречу с девушкой).

О хождении по воде, как об одном из чудес Иисуса Христа, повествуют евангелисты: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевшие Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» [Евангелие от Матфея, гл. 14, 25-31].

Несколько моментов в указанном эпизоде Евангелия позволяют провести параллель с сюжетом романа «Бегущая по волнам». Во-первых, непосредственно мотив хождения по воде Иисуса Христа и Петра. Во-

вторых, связанный с ним мотив веры, хотя Грин заменяет веру в Бога верой в собственные возможности, и, наконец, мотив спасения погибающего (Фрези Грант считают заботящейся о потерпевших кораблекрушение).

Согласно христианской мифологии аналогичное чудо совершает Мария Египетская, раскаявшаяся блудница, удалившаяся в пустыню ради искупления грехов: «она просит Зосиму через год на страстной четверг придти на берег Иордана со святыми дарами; на его глазах переходит она реку «немокренно», причащается из его рук и возвращается снова посуху» [Аверинцев 1982, с. 116].

Отзвук евангельского текста можно обнаружить в словах Фрези Грант: «Для меня там. одни волны. » [Грин 1965, V, с. 66]. Она также, как Сын Человеческий, с грустью осознает свою отделенность от окружающих. Фрези Грант отказывается от всего личного, от человеческого счастья ради спасения людей. Возможно, далеко не случайной в романе является фамилия девушки, которая переводится с английского как «дар».

Собственно говоря, Фрези Грант направляет главного героя романа на протяжении всего повествования. Ее таинственные слова становятся отправной точкой путешествия Гарвея, полного приключений. Она помогает герою в его поисках родной души.

Бегущая по волнам предстает в романе также в качестве суровой верпштельницы правосудия, что позволяет соотнести ее с образом Богородицы как властной царицы. Так, Фрези Грант определяет наказание капитану Гезу, внушает страх его команде.

Следует упомянуть и о том, что отдельные детали портрета гриновской героини напоминают традиции иконографического изображения Божьей Матери: выразительные черные глаза, производящие «впечатление грозного и томительного упорства» [Грин 1965, V, с. 66], отсвет фонаря, окружающий лицо девушки, словно нимб, темное покрывало на голове.

Сознательное или бессознательное, на уровне архетипов, обращение автора к библейским мотивам наполняет образ Бегущей по волнам глубоким этическим смыслом.

Образ острова Фрези Грант отсылает нас к архетипу рая. Согласно М. Элиаде, «земной рай, в существование которого верил еще Христофор Колумб (и полагал, что открыл именно его!), превратился к XIX веку в океанийский остров, но его роль в домострое человеческой души осталась прежней: там, на этом «острове», в этом «раю» бытие протекает вне времени и истории. Человек там счастлив, свободен и независим от внешних обстоятельств; ему не нужно зарабатывать себе на жизнь; женщины там «прекрасны и вечно юны; никакой «закон» не властен над их любовью» [Элиаде 2000, с. 129].

Образ таинственного острова Фрези Грант вписывается и в славянскую традицию, создавшую легенду об опустившемся на дно озера Светлояр городе Китеже, населенном одними праведниками и устроенном по закону социальной справедливости (мотив опускания на дно океана присутствует и в романе Грина). В древнерусском фольклоре часто встречаются упоминания об острове Буяне, имеющем сакральный характер, месте пребывания мифологических персонажей (христианских святых).

Многозначительной деталью в описании острова являются горы и скалы, на которых, согласно древнейшим представлениям людей, живут боги (например, Олимп в древнегреческих мифах). Важную роль играк т они в христианской мифологии: на священной горе Синай Моисей разговаривает с Богом и получает скрижали с десятью заповедями, на горе Иисус молится Отцу Небесному (в том числе, о чаше накануне распятия), беседует с пророками Моисеем и Илией, произносит знаменитую Нагорную проповедь. Таким образом, горы придают острову сакральный характер и, символизируя духовное восхождение, утверждают нравственный подвиг Фрези Грант.

Остров Фрези Грант символизирует неизменно влекущий к себе и всегда ускользающий идеал. Однако смысл его заключается отнюдь не в том, чтобы уводить человека от действительности (ср. с рассказом «Путь), а в том, чтобы служить ему нравственным ориентиром в реальной жизни. Именно поэтому образ острова оказывается неразрывно связанным с образом Бегущей по волнам.

Океан здесь воплощает враждебные человеку начала, которым противостоит Фрези Грант. Она появляется ночью или на рассвете, чтобы рассеять мрак, оградить человека от сил зла (символичен эпизод, когда Бегущая уводит за собой акул, спасая тем самым Гарвея). Ее свободное, бесстрашное скольжение по поверхности бездны символизирует победу духовности над хаосом внешнего мира.

Образ Бегущей по волнам дается автором в двух аспектах: этическом и эстетическом. Воплощением нравственного начала в романе становится реальная / легендарная Фрези Грант. Реализацию второго аспекта обеспечивает сюжетная линия, связанная со скульптурным изображением Бегущей. Художественное совершенство в сочетании с одухотворяющие мрамор красивым старинным преданием делает статую центром Гель-Гью («Городу не хватало точки, а теперь точка поставлена» [Грин 1965, V, с. 108]), его главной достопримечательностью, даже святыней.

Для А. Грина в карнавале особенно значимо его динамическое начало. Шумный городской праздник приобретает в романе символический характер. Карнавал в Гель-Гью представляет собой стихийное, «бесцельнее движение ради движения» [Грин 1965, V, с. 98], осмысленность которому придает статуя Фрези Грант. Она не только является пространственным центром, по мере приближения к которому хаотическое движение становится все более направленным, но и центром духовным, организующим горожан на защиту памятника от кучки богачей, противников карнавала.

Еще одним динамическим образом в романе, создающим семантический комплекс «Бегущая по волнам», является корабль. История парусника Сениэлей играет важную роль в структурно-смысловой организации произведения. Образ корабля в гриновском романе подвергается двойной мифологизации.

С другой стороны, в истории корабля своеобразно преломляется сюжет о Летучем голландце. Параллелизм с популярной средневековой легендой легко заметить в образах капитана, бесстрашного моряка, но жестокой, демонической личности, и членов его экипажа, сборища головорезов, в эпизоде насилия над пассажиром, ставшего причиной проклятия корабля.

Отклонение от первоначального курса приводит «Бегущую по волнам» к остановке движения: «Палуба проросла травой; у бортов немало листьев и сучьев. По реям, обвив их, спускались лианы. » [Грин 1965, V, с. 178]. История корабля уподоблена здесь человеческой жизни (неслучайно, одним из средств создания этого образа является прием одушевления), благодаря чему в данном произведении снова возникает гриновская идея трагической расплаты за невыполнение высокого предназначения.

Судьбу «Бегущей по волнам» можно рассмотреть и в другом аспекте.

В чужих, нечистоплотных руках он превращается всего-навсего в грузовое судно. «Бегущую» ждет конец любого заброшенного дома, когда Биче отказывается от нее из-за «довольно жалкого прошлого» [Грин 1965, V, с. 155], «невидимого следа», оставленного Гезом.

Следует отметить, что образ корабля-дома возникает не только в творчестве Грина, но и в произведениях Е. Замятина, М. Булгакова. По мнению Н. Н. Комлик, «этот многомерный образ-символ сконцентрировал общее для многих русских художников ощущение оторванности от тверди, умноженное бурным пространством одиночества. » [Комлик 2000, с. 36- 37].

Однако у Грина корабль-дом имеет совершенно иной смысл. Он отражает стремление писателя слить воедино два противоположных начала: динамическое и гармоническое. Совершенно очевидна особенность гриновской трактовки взаимосвязанных понятий дома и движения. Художник (в пору своей творческой зрелости) не ставит их в оппозицию, в отличие от многих современных ему писателей, считающих, что неизбежным последствием движения становится бездомье.

Следует отметить, что словосочетание «Бегущая по волнам» не только выполняют номинативную функцию, но и являются условным знаком для людей особого склада души, отличающихся мечтательностью и творческим отношением к жизни, умением видеть невидимое, воспринимать мир во всей его сложности и неоднозначности, стремлением к идеалу.

В самом начале романа слова, таинственно услышанные Гарвеем, еще не имеют конкретно-образного содержания и служат сигналом к отправлению на поиски Несбывшегося. В финале произведения они становятся своеобразным паролем, свидетельствующим о принадлежности человека к указанному типу и объединяющим людей по принципу духовного родства (слова «Бегущая по волнам», как пароль, произносят при встрече с Гарвеем Дэзи и Филатр, что ведет к их узнаванию главным героем романа).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *