Громкая речь это что

Способы определения характера по голосу

Громкость голоса — общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. В этой статье мы расскажем вам, как по голосу определить характер человека.

Характер человека с громким голосом

Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению. Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) отличает людей, которые привыкли отдавать распоряжения, считают себя вправе отчитывать виноватых и не сомневаются в правоте своей позиции.

Обычно громким голосом стараются перекрыть возражения оппонента, прервать на полуслове само стремление противоречить и не подчиняться. Так, совсем еще маленький ребенок, настаивая на каком-то своем желании или просто торопясь о чем-то рассказать, старается буквально перекричать сверстников и даже родителей, не давая им возможности возразить или хотя бы помешать высказыванию. Для определения характера по голосу, понаблюдайте за разговором дошкольников: свою правоту каждый стремится утвердить громкостью голоса. По мере взросления все большую роль в разговоре приобретает логика, человек учится не только говорить, но и слушать. К сожалению, не все даже в зрелые годы владеют этой способностью в полной мере. И очень часто люди настаивают на своем в ребяческой манере — почти криком. Конечно, если логика неубедительна, другого средства не остается. Интересную ремарку оставил У. Черчилль на полях конспекта одной своей речи: «Довод слабоват — надо кричать!»

Как по голосу определить характер человека? Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. Так путник, оказавшийся среди темного леса, начинает громко петь, чтобы заглушить свой страх. Большая громкость может быть и проявлением недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами — как, например, у пьяного. В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли соглашаться с самоуверенностью говорящего? Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно и рассудительно, не требуется форсировать громкость своей речи.

Характер человека с тихим голосом

О чем говорит тихий характер звучания голоса? Малая громкость голоса свидетельствует о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно, хорошо воспитанный. Можно было бы предположить, что тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе. Так действительно бывает, и в этом случае для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация. Но тихий голос может быть и твердым, даже жестким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и что их голос — пускай и негромкий — обязательно будет услышан. Определение характера по голосу несложно. Например, люди предпочитают негромко произносить такие вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что человек, предпочитающий говорить тихо, испытывает смутное ощущение неловкости и вины (не обязательно — обоснованное).

Характер человека с переменчивой громкостью голоса

Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о том волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение обычно заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь, произнесенная в одном тоне (пускай даже и с пафосом), не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Как характер влияет на речь

Известно, что скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить (это удается волевым усилием, но ненадолго).

Неторопливо, даже медлительно говорят спокойные, обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения. Впрочем, медленная речь может быть и признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, а то и просто лени.

Оживленно и бойко, даже торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди. Такое заключение можно сделать, если ритм речи равномерный. А вот нарушенный ритм при общей высокой скорости речи свидетельствует о том, что человек робеет, недостаточно уверен в себе (возможно, только в данный момент). Так, студент, вытянув на экзамене незнакомый вопрос, начинает тараторить и запинаться. Бывает, правда, и наоборот: в такой ситуации студенту трудно «выдавить из себя слово». Но это объясняется простой причиной: просто нечего сказать. Заметные колебания скорости речи указывают на недостаток уравновешенности, легкую возбудимость. Изменение темпа речи может более или менее сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей. Когда человек говорит в ускоряющемся темпе — он, вероятно, сам все более вдохновляется и зажигает слушателей. Наоборот, замедляющаяся речь — словно включение внутренних тормозов, когда потеряна логическая нить либо уверенность в своей правоте.

Как влияет характер на звучания голоса

От высоты голоса во многом зависит впечатление, которое у слушающих складывается о говорящем. Высокий пронзительный голос неодобрительно называют визгливым, безосновательно приписывая его обладателю всяческие недостатки. В действительности голос обычно срывается в фальцет либо от сильного возбуждения, либо от страха (а эти состояния и правда не красят человека). Низкий тон голоса символизирует силу и достоинство. Так говорили суровые и мужественные герои вестернов. И постепенно убедили американцев, что голос сильного человека обязательно должен быть низким. Бизнесмены и политики попробовали было воспользоваться этим, но скоро убедились, что искусственно «заниженный» голос кажется слушателям неискренним. Поэтому, желая выглядеть убедительно, надо оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса. «Выпадение» из этого диапазона заставляет слушателей насторожиться.

Важный показатель речи — ее отчетливость. Именно она позволяет определить характер человека по голосу. Ясное и четкое произнесение слов — показатель внутренней дисциплины, стремления ясно представить свою позицию. И наоборот, нечеткое произношение — всякого рода бурчание, бормотание и т. п. (если только это не связано с дефектами речедвигательного аппарата) — это часто проявление неуважительного отношения к собеседнику: говорящий даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Но астропсихологи не ограничиваются таким простым объяснением. Они считают: те, кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражают это голосом. Попытка таких людей сделать звук своего голоса полностью подконтрольным, нейтральным обычно начинается с неосознанного воздействия на дыхание, которое экономится таким образом, чтобы исключить неожиданный прорыв «открытого» звука, и заканчивается артикуляционным оформлением речи. В итоге ясное и четкое произношение слов укажет нам на внутреннее спокойствие и рационализм собеседника, а неясное и расплывчатое произношение проявит в нем мягкость, уступчивость, даже некоторое слабоволие. Ритмический рисунок речи во многом формируется паузами. Именно использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Вспомните эпизод из романа Сомерсета Моэма «Театр», в котором прозвучал афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько можешь». Те, кто чувствует себя тревожно и боится «повиснуть в пустоте», в диалоге избегают пауз.

Теперь вы знаете о том, как по голосу определить характер человека.

Источник

Урок 6. Громкость и сила голоса

Громкая речь это что. Смотреть фото Громкая речь это что. Смотреть картинку Громкая речь это что. Картинка про Громкая речь это что. Фото Громкая речь это чтоТема сегодняшнего урока – громкость и сила голоса. Это одна из основных характеристик голоса, о которой мы уже получили представление, а сейчас изучим подробнее. Большинство людей, заинтересовавшихся постановкой голоса, в первую очередь хотели бы развить силу голоса и научиться говорить так, чтобы их было отлично слышно в аудитории любого масштаба.

Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите.

В этом уроке мы разберемся, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике.

Содержание:

Итак, к делу. После нашего сегодняшнего урока вы будете звучать еще сильнее, громче, лучше!

Сила и громкость звука: общие сведения

Для начала напомним материал предыдущих уроков. Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды механических волновых колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. В контексте нашего курса нас интересует именно такая трактовка силы и громкости звука. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.

В принципе, научная трактовка предлагает более развернутое определение силы звука как потока звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади, которая изменяется пропорционально квадрату звукового давления. Если энергия возрастает относительно начального уровня в 10 раз, громкость звука увеличивается на 10 дБ, если в 100 раз, громкость возрастает на 20 дБ, в 1000 раз – на 30 дБ и т.д.

Нам эти сведения могут пригодиться для лучшего понимания, как именно происходит изменение громкости, а также для более наглядной демонстрации зависимости громкости от энергии, вложенной в звук, и ее распределения на единицу площади. Другими словами, если кто-то громко кричит в лесу «ау» – это одно, если кто-то будет кричать «ау» столь же энергично у вас над ухом, это будет восприниматься как более громкий звук.

Таким образом, выбор той или иной громкости голоса всецело зависит от ситуации. Если вы находитесь в шумном месте или отделены от собеседника большим расстоянием (лес, поле, река), нужно говорить и даже кричать громко. Если же вы находитесь рядом и тем более в общественном месте, нужно выбирать умеренное или негромкое звучание. Громкий разговор в общественном месте вполне заслуженно воспринимается как невоспитанность, а избыточная громкость голоса во время деловых переговоров приведет, скорее всего, к их провалу.

Отдельная тема – монолог-выступление перед аудиторией. Тут очень важно сбалансировать звук так, чтобы вас хорошо слышали в последнем ряду, но вы не оглушили голосом первый ряд. Вкратце мы уже затрагивали данный аспект в предыдущих уроках, поэтому вы помните, что за слышимость вашего голоса без необходимости бесконечно увеличивать громкость отвечает такая характеристика как полетность.

Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более того, можно распределить упражнения по дням недели. Допустим, в понедельник и четверг вы работаете с дыханием и опорой, во вторник и пятницу – с одним из резонаторов, а среду и субботу посвящаете чему-то особо актуальному лично для вас: дикции, артикуляции, интонированию, развитию нижнего или верхнего диапазона голоса и т.д. Этот график мы привели исключительно в качестве примера, и вы всегда можете составить свой индивидуальный план занятий.

Вернемся к теме силы и громкости звука. Для лучшего понимания, что такое громкость и сила звука, приведем некоторые данные в цифрах. Они вам помогут ориентироваться в звуках окружающего мира и примерно представлять, какой силы звук вы должны выдать в той ли иной ситуации.

Громкость звука – источник звука:

Заметим, что 30 дБ – это максимально допустимый шум в жилых помещениях в ночное время с 23.00 до 7.00, а 40 дБ – это норма для жилого помещения в остальное время, т.е. с 7.00 до 23.00 [СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», 2004]. Болевой порог находится в районе 120-130 дБ.

Самый громкий человеческий голос в мире – у жительницы Великобритании Джилл Дрейк. Во время празднования Хэллоуина в Millennium Dome в Лондоне в октябре 2000 года она издала крик громкостью в 129 децибел. Этот результат внесен в Книгу рекордов Гиннеса [Guinness World Records, 2000]. Это громче, чем музыка на рок-концерте, отбойный молоток, раскат грома вблизи, и всего на 10 децибел тише реактивного самолета. Такой громкий крик может доставить физическую боль окружающим.

До октября 2000 года самый громкий голос на нашей планете был мужским и принадлежал Саймону Робинсону из ЮАР. Так, в 1988 году он издал крик громкостью 128 децибел [ИА REGNUM, 2019].

Для субъективного восприятия звука как громкого и раздражающего играет роль не только громкость в децибелах, но и источник звука. Так, истошные вопли маленьких детей раздражают и вызывают желание как-то прекратить этот звук, а такая же или даже большая громкость музыки и пения на рок-концерте дарит радость и желание слушать любимых исполнителей дальше.

Таким образом, для коммуникаций и публичных выступлений нужно научить свой голос красиво звучать в диапазоне от 40 до 60-70 дБ. Для концертных выступлений используется аппаратура звукоусиления, которая позволит вам перекричать вертолет и мотоцикл, спеть с оркестром. Точно измерить громкость звука можно, скачав приложение «Шумомер» (Sound Meter) и разрешив ему доступ к микрофону:

Громкая речь это что. Смотреть фото Громкая речь это что. Смотреть картинку Громкая речь это что. Картинка про Громкая речь это что. Фото Громкая речь это что

Теперь, когда вы знаете, что такое сила и громкость звука, и понимаете, к чему можно стремиться, самое время поговорить о том, как развить силу и громкость голоса. Сила и громкость – это одни из основных характеристик голоса, предопределяющих его звучание, в целом.

Сила и громкость голоса: как развить

«Как говорить громче?» «Как научиться громко петь?» «Как сделать голос сильным и выносливым?» Эти вопросы волнуют практически всех, кто, так или иначе, сделал коммуникации и выступления на публике своей профессией, будь то учитель, певец, лектор, топ-менеджер. Причем понятие «сила голоса» часто употребляется не только в значении «громкость», но и в значении «выносливость», когда говорить или петь можно не уставая и долго.

В реальности, возможности человеческого голоса очень велики. Так, 26 сентября 1960 года на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро произнес речь длительностью 4 часа 29 минут. Это самая долгая речь в стенах ООН:

Громкая речь это что. Смотреть фото Громкая речь это что. Смотреть картинку Громкая речь это что. Картинка про Громкая речь это что. Фото Громкая речь это что

Рэпер ST (Александр Степанов) читал рэп в течение 24 часов подряд, делая перерывы раз в час на 5 минут [InterMedia, 2019]. Онлайн-трансляция стартовала 3 апреля 2019 года в 13.00 в официальной группе рэпера во «ВКонтакте» и завершилась спустя сутки, 4 апреля 2019 года в 13.00. Правда, под конец трансляции ST уже хрипел, но все еще мог петь. Оба достижения занесены в Книгу рекордов Гиннеса:

Громкая речь это что. Смотреть фото Громкая речь это что. Смотреть картинку Громкая речь это что. Картинка про Громкая речь это что. Фото Громкая речь это что

Далеко не все публичные личности подвергают свой голос таким нагрузкам ради рекорда. Так, ныне покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес регулярно баловал аудиторию длинными речами по 7, а то и 11 часов. Михаил Горбачев в бытность Генсеком ЦК КПСС тоже увлекался длинными речами. В эпоху его правления был популярным анекдот следующего содержания: «Можно ли в газету завернуть автобус? Можно, если в газете напечатана речь Горбачева».

Такие испытания для голоса среднестатистическому человеку вряд ли грозят, а с разумными нагрузками справиться вполне под силу. Для вас, как для людей, уже прошедших несколько уроков нашего курса, тут никакого секрета нет. Все, что нужно, чтобы голос был сильным и звучал слышно на любой громкости, вы узнали из урока 2, когда работали над дыханием, опорой, артикуляцией и резонаторами – природными усилителями голоса внутри нашего организма.

Громкость голоса регулируется выдыхаемым воздушным потоком и перенаправлением его в тот или иной резонатор. Перенаправление воздушного потока происходит за счет изменения положения органов голосообразования. Кроме того, подключив артикуляцию и поменяв положение органов речи, мы можем изменить форму и объем резонирующих полостей и силу резонанса в резонирующих полостях. Изменив силу резонанса, мы изменяем и силу голоса.

Добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Вам осталось только продолжить ранее начатую работу с голосом и усложнить упражнения на резонаторы, если все предыдущие у вас получились хорошо.

Например, вам уже знакомо упражнение на соединение грудного и ротового резонаторов, когда вам предлагалось просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Так вот, данное упражнение в усложненном варианте помогает не только соединению резонаторов, но и развивает силу голоса, а также тренирует уверенное звучание на разной громкости.

Свой вариант упражнения предлагает наставник по ораторскому мастерству, профессиональная актриса с опытом работы на радио и телевидении Елена Литвиненко:

Кроме того, Елена Литвиненко считает полезным для развития силы голоса имитировать гудок паровоза: сначала приближающегося, когда звук нарастает, а потом удаляющегося, когда звук затихает [Е. Литвиненко, 2018]. Также полезно читать стихи вслух: актерское чтение широко практикуется в театральных и прочих вузах, где готовят артистов различных жанров. А еще полезно кричать «ау», постепенно увеличивая громкость, но без давления на голосовые связки.

Как сделать так, чтобы во время тренировок голоса не напрягались голосовые связки и как не сорвать голос? Для этого дыхание должно быть глубоким диафрагменным, челюсть и гортань расслабленными, тогда голосовые связки тоже не будут напрягаться. Нам нужно вдыхать в нижнюю часть легких и удерживать бока и живот раздутыми, чтобы сохранять опору для голоса. Так ваш голос не будет уставать.

А еще Елена Литвиненко разработала авторское упражнение «Яблоко – Алле, ландыши – Ларе» [Е. Литвиненко, 2018]. Чтобы с ним справиться, нам потребуются знания из урока 4, где мы учились интонировать. В данном случае интонирование поможет вывести голос на нужную громкость. Суть упражнения в следующем.

Как повысить голос – упражнение:

Регулярное повторение упражнений позволит вам увеличить силу голоса и научиться регулировать его громкость. Вообще, опыт телеведущих и радио-ди-джеев – это поистине кладезь полезных наработок по развитию голоса. Что логично, ведь радио-ди-джеям приходится вести многочасовые эфиры с перерывами на короткие музыкальные композиции, а телевизионные ток-шоу давно прославились перебранками на повышенных тонах, когда ведущим приходится демонстрировать недюжинные голосовые способности, чтобы урезонить разбушевавшихся гостей студии.

Так, весьма интересны советы, которые дает радио-ди-джей Юлиана Романова. По ее мнению, развить силу голоса помогают упражнения на филировку звука [Ю. Романова, 2010]. В переводе с французского filer un son означает «вращать звук», что вполне отображает суть метода. В таких упражнениях практикуется постепенное увеличение силы звука (крещендо/crescendo), постепенное уменьшение силы звука (диминуэндо/diminuendo) и переход после крещендо к диминуэндо:

Громкая речь это что. Смотреть фото Громкая речь это что. Смотреть картинку Громкая речь это что. Картинка про Громкая речь это что. Фото Громкая речь это что

Упражнения на филировку звука:

Если вам почему-либо окажется неудобно работать с буквой «м», вы вполне можете заменить ее буквой «н» и попробовать сделать все вышеприведенные упражнения, просто заменив в слогах «м» на «н». Самое главное, следите, чтобы у вас не напрягались голосовые связки, а после занятий не было ощущения дискомфорта в горле, шее, плечах.

Великий Станиславский уделил немало внимания развитию силы голоса и умению варьировать громкость речи в своей книге «Работа актера над собой». Он считал, что даже с небольшим диапазоном голоса можно сделать свою речь выразительной и стать мастером слова, хорошим актером, умеющим передать большой спектр эмоций [К. Станиславский, 2017].

По Станиславскому, если использовать в речи контрастное звучание piano (тихо) и forte (громко), можно создать иллюзию, что ваш голос в 10 раз сильнее, чем есть на самом деле. Он акцентировал внимание, что при переходе между piano и forte важно не потерять диафрагменное дыхание и опору голоса, что достигается упорными тренировками.

Поэтому выбирайте фразу, которую вы хотите сделать выразительной, к которой желаете привлечь внимание аудитории, и тренируйте изменение громкости звучания внутри нее. Тогда изменение громкости звучания станет выразительным средством речи, позволит достичь ее разнообразия и в целом сделать вашу речь интереснее для зрителя и слушателя.

Как видим, наличие сильного голоса и умение управлять его громкостью имеет весомые преимущества в самых разных сферах жизни.

Преимущества сильного голоса:

1Возможность говорить долго и не уставать.
2Возможность варьировать громкость, высоту, темп речи.
3Возможность сделать речь более выразительной.
4Большая убедительность речи.
5Больше шансов на успех в переговорном процессе.
6Больше шансов решать вопросы в свою пользу.
7Более широкий выбор интересных профессий.
8>Более быстрый карьерный рост в любой из выбранных профессий.
9Большая привлекательность для лиц противоположного пола.
10Больший авторитет в общении с детьми.

И, конечно, огромное значение сила и громкость голоса имеют для певцов. В нашем курсе пению посвящен отдельный урок, однако вы уже начали потихоньку тренироваться, и можете продолжить сейчас. Вы помните, что добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Поэтому логично дополнительно поработать над грудным и головным голосом.

Как увеличить силу грудного голоса:

Как правильно выполнять эти упражнения, можно увидеть в видео, которое подготовил певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу Иван Радьков:

Как увеличить силу головного голоса:

Как именно делать некоторые из этих упражнений, вы тоже сможете посмотреть в видео от Ивана Радькова:

Эти упражнения и тренировки помогут подготовить ваш голос к мощному и громкому пению. Кроме того, в рамках подготовки к следующему уроку по вокалу рекомендуем прямо сейчас потренироваться петь громко, но при этом не напрягая связки. Сначала проделайте несколько коротких упражнений, которые предлагает певица и педагог по вокалу Александра Стройцева:

И, наконец, полезная распевка от Александры Стройцевой для всех, кто хочет освоить диафрагменное дыхание и научиться удерживать диафрагму так, чтобы обеспечить опору для голоса. По сути, это одно из упражнений, рекомендуемых Сетом Риггсом в его книге «Как стать звездой», но адаптированное для русскоговорящей аудитории [С. Риггс, 2000]:


При желании вы можете аккомпанировать себе сами, скачав имитатор фортепиано Perfectpiano. Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы сделать шаг к развитию собственного вокала. Если работа с голосом успела стать вашей полезной привычкой за предыдущие несколько уроков, вы обязательно добьетесь результатов, которые вас вдохновят на дальнейшие подвиги.

Если вы последовали нашей рекомендации в начале курса и записали на диктофон свой голос (стихотворение, речь, песню, частушку) обязательно сделайте еще одну запись того же стихотворения, песни или частушки после того как изучите урок, посвященный пению. Напоминаем вам об этом заранее, пока вы не погрузились в волшебный мир музыки. Вы убедитесь, что перемены к лучшему уже есть, даже если у вас пока получаются не все упражнения курса.

Подведем итоги. В этом уроке мы разобрались, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике. Мы вышли на новый уровень сложности в работе с голосом, а именно с дыханием, опорой, артикуляцией, резонаторами. Мы дополнительно проработали грудной и головной резонаторы и вплотную подошли к развитию певческого голоса, чем детально займемся в нашем курсе чуть позже. А сейчас предлагаем закрепить материал урока и пройти проверочный тест.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь самое время перейти к теме вокала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *