Группа по присмотру и уходу что это такое
Структура дошкольной образовательной организации
Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости могут быть организованы также:
В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).
См. также:
Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы дошкольного образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Дошкольное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!
Группа по присмотру и уходу
Оставить дома младшего школьника — настоящая проблема… Вы не знаете, чем он занят. Вернее, Вы предполагаете, что, вместо того, чтобы делать уроки и играть в обычные игры, он сидит за компьютером (а часто в Интернете, бесконтрольно посещая сайты), теряя зрение и нанося вред и без того неустойчивой в этом возрасте психике. Уроки часто остаются невыполненными. В результате, приходя домой после работы, Вы садитесь за домашние задания. По просьбам родителей в нашей школе созданы условия для организации свободного времени после уроков у детей, которые до вечера находятся дома без контроля взрослых. Официальное название такой услуги «Группа по присмотру и уходу».
Приглашаем детей младших классов в нашу группу присмотра и ухода » Весело и с пользой».
Плюсы нахождения ребенка в группе:
— ребенок гуляет каждый день;
— ребенок может совмещать группу и занятия в школе искусств (педагог проследит за посещением занятий по расписанию);
— ребенок не сидит дома один; вы точно знаете, где и чем он занят;
— вам не надо будет тратить драгоценное время на уроки — они будут сделаны в группе;
— мы кормим детей горячим полдником в столовой.
— есть интересные и полезные дополнительные занятия.
— с детьми постоянно находится педагог с опытом работы в школе.
Группа присмотра и ухода «Весело и с пользой».
Программа пребывания ребенка на продленке включает:
1. выполнение домашнего задания с наставником;
2. питание: полдник в школьной столовой в 15-00;
3. ежедневная прогулка на свежем воздухе с подвижными играми;
4. регулярные мастер- классы по различным видам прикладного творчества: вышивание крестиком, изготовление подарков из ткани, бумаги и пряжи, декорирование различных поверхностей в технике «декупаж», работа с цветным картоном и пластилином. Выполнение макетов зданий и районов нашего города и многое другое;
5. этические беседы на основе литературных произведений;
6. мини-театр, где мы читаем и разыгрываем сказки по ролям;
7. настольные игры, рисование карандашами, мелками и красками, подвижные и ролевые игры.
Ребята проводят время весело и увлекательно.
Каждый день их ждут интересные игры или творческие мастер классы.
Дети очень любят дарить мамам и папам необычные самодельные сувениры.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Памятка «Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста»
Памятка
«Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста»
1. Общие положения
Предлагаемые материалы адресованы руководителям образовательных организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, медицинским работникам, родителям и другим юридическим, физическим лицам, занимающимся вопросами организации ухода и присмотра детей дошкольного возраста.
Памятка разработана в соответствии:
— СанПиН2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— ГОСТ Р 57597-2017 «Услуги бытовые. Уход и присмотр за детьми. Общие требования»;
— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.08.2013 года «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» №08-1049;
-Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», предусмотрено уведомление о начале предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением социальных услуг» №584.
2. Общие требования к организации работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста
В организациях по присмотру и уходу за детьми должны быть обеспечены условия пребывания детей, режим дня и организация питания в соответствии с гигиеническими требованиями. Особое внимание следует обратить на организацию медицинского обслуживания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, прохождение медосмотра персонала, наличие личных медицинских книжек, оформленных в установленном порядке.
Неукоснительное соблюдение требований санитарного законодательства – залог здоровья детей и сохранения стабильной эпидемиологической обстановки в детских организованных коллективах.
Взаимоотношения между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе оказания услуги, длительность пребывания ребенка, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги.
Услуга по уходу и присмотру предполагает пребывание ребенка по месту оказания услуги в течение полного дня (не менее 5 часов).
Услуга по уходу и присмотру в зависимости от длительности пребывания ребенка включает в себя:
— без организации питания и сна не более 3 – 4 часов;
Услуга по уходу и присмотру может быть дополнена услугой по развитию, оздоровлению ребенка в соответствии с договором, заключенным между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) ребенка.
Услуга по уходу и присмотру может быть организована:
— в жилом помещении (жилой дом, часть жилого дома, квартира, за исключением подвального и цокольного этажей) с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и иных требований законодательства;
— в приспособленных для этих целей помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
Лица, осуществляющие деятельность, непосредственно связанную с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, проходят периодическое медицинское обследование.
К деятельности, непосредственно связанной с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Допускается размещение в жилых помещениях:
— дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
— дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.
3. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию
Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.
При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.
Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.
Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающие проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.
Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.
Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:
— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
— игровая комната для проведения занятий, игр;
— помещение (место в игровой комнате) для сна;
— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;
— помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;
— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
— помещение (место) для хранения белья;
— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
4. Требования к организации питания
Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется изпродовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.
Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.
При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.
Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей. Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания.
Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с гигеническими нормативами.
При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование продуктов и сырья, не разрешенных к использованию в детском питании.
Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной группы (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник).
Для дошкольных групп организуется питьевой режим, с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3 часов.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.
5. Требования к приему детей в дошкольные группы и организации режима дня дошкольной группы
Прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, осуществляется на основании медицинского заключения.
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.
Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.
При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий зависит от возраста детей.
При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе, в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется.
6.Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала дошкольной группы
Персонал дошкольной группы прививается в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
Каждый работник дошкольных групп должен иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, сведения о допуске к работе.
Медицинское обслуживание детей дошкольной группы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Требования к соблюдению санитарных правил
Руководитель дошкольной группы, индивидуальный предприниматель отвечает за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:
— наличие санитарных правил и доведение их содержания до персонала дошкольной группы;
— выполнение требований санитарных правил персоналом дошкольной группы;
— создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил.
Группа по присмотру и уходу что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 «Об организации работы семейных дошкольных групп»
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 декабря 2016 г. N ОГ-П8-7927 изучил опыт работы семейных дошкольных групп, действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности данных групп в субъектах Российской Федерации, и направляет обобщенную информацию и методические рекомендации для использования в работе.
И.о. директора Департамента | И.В. Мануйлова |
Информация и методические рекомендации
об организации работы семейных дошкольных групп в субъектах Российской Федерации
Информация структурирована по следующим направлениям:
1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.
2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.
3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.
1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.
По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. в Российской Федерации функционировало:
297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход без реализации ООПДО, с охватом 890 воспитанников.
2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.
Федеральным законодательством в сфере образования разделены функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ДОО и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности в семейных дошкольных группах, группах по присмотру и уходу и иных формах).
Так, согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно статье 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в том числе вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации ООПДО.
В случае если такая деятельность осуществляется только в отношении собственных детей, то фактически речь идет о получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образований в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Порядка). Финансирование реализации образовательной программы в указанном случае со стороны государства не осуществляется.
Согласно пункту 19 статьи 2, пункту 5 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ за юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности.
Так, семейные дошкольные группы, реализующие ООПДО, могут быть созданы при дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта, иных организациях, индивидуальными предпринимателями.
При получении дошкольного образования в семейных дошкольных группах и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности, то есть деятельности по реализации ООПДО, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть одинаковыми.
В случае если образовательная деятельность осуществляется не только в отношении собственных детей, то возможны следующие варианты.
Согласно подразделу III раздела ЕКС лицо, претендующее на должность воспитателя, должно иметь ВО или СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо ВО или СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При таком создании семейных дошкольных групп возможно финансирование реализации ООПДО по нормативам финансирования, предусмотренным для ДОО, в соответствии с подушевым принципом.
В качестве индивидуального предпринимателя возможно осуществление деятельности исключительно по присмотру и уходу. В этом случае упомянутые требования к индивидуальному предпринимателю предъявляться не будут.
Требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для ДОО. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов (пункт 5.2.3 свода правил СП 4.13130. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288). Наряду с этим для семейных дошкольных групп, не подпадающих под параметры малой наполняемости, применяются требования, установленные к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания ДОО).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 7 Федерального закона контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в сфере образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет Рособрнадзор, который обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий.
При определении количества детей в семейной дошкольной группе малой наполняемости следует руководствоваться пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3147-13.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ ООПДО реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Данная норма федерального законодательства дает возможность на основании заключенного договора между организациями для воспитанников семейных дошкольных групп организовывать освоение ООПДО, в том числе на базе организаций культуры, дополнительного образования и других при условии соблюдения требований, установленных в статье 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
Использование сетевой формы реализации ООПДО позволяет избежать проблем адаптации детей к условиям ДОО, проводить занятия не только воспитателем, но специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещать детям мероприятия (праздники, концерты) или проводить занятия в основном здании ДОО, организаций культуры, дополнительного образования и др.
Получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в случае создания семейных дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО или в случае создания таких групп индивидуальными предпринимателями без привлечения педагогических работников. В данном случае к работнику семейной дошкольной группы предъявляются требования к уровню образования, установленные в соответствующем разделе ЕКС и (или) Профстандарте, в соответствии с занимаемой должностью (младший воспитатель, помощник воспитателя).
Федеральным законодательством урегулированы механизмы финансовой поддержки семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, как структурных подразделений ДОО.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ семейные дошкольные группы в структуре ДОО имеют право на получение субвенции, предоставляемой местным бюджетам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, для осуществления финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Поддержка семейных дошкольных групп, осуществляющих только услугу по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО, согласно статье 65 Федерального закона N 273-ФЗ может осуществляться учредителем образовательных организаций, в том числе для отдельных категорий граждан (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией и др.).
Для поддержки индивидуальных предпринимателей, создавших семейные дошкольные группы, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Кроме того, государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, ответственным исполнителем которой является Министерство экономического развития Российской Федерации, предусмотрены финансовая поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.
По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. объем средств, затраченных для функционирования семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, составил:
Для организации деятельности семейных дошкольных групп присмотра и ухода за детьми без реализации ООПДО в 2016 году израсходовано:
Определение размера взимаемой с родителей платы за присмотр и уход за ребенком согласно части 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ отнесено к полномочиям учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
В соответствии с частью 4 указанной статьи включение расходов на реализацию ООПДО, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих ООПДО, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях не допускается. При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.
Из опыта Краснодарского края
Семейные дошкольные группы создаются на базе образовательных организаций муниципальных образований, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих ООПДО, и являются их структурными единицами.
В Краснодарском крае семейные дошкольные группы получили юридически закрепленное название «группы семейного воспитания».
На муниципальном уровне ДОО совместно с органами местного самоуправления проводят родительские собрания, консультации с приглашением педагогов, состоящих на учете в службе занятости, многодетных родителей, педагогов-пенсионеров, мониторинги, маркетинговые исследования и др. К разработке модели образования дошкольников в форме семейных дошкольных групп подключены экономисты, юристы, заведующие и педагоги ДОО.
В муниципальных образованиях создан банк данных потенциальных воспитателей, проведены финансовые расчеты организации семейных дошкольных групп, разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность таких групп, где предусмотрены все требования к созданию и функционированию семейных дошкольных групп.
Организация питания осуществляется несколькими видами: доставка готовых блюд в специальной таре из ДОО или приготовление пищи по месту пребывания детей, при наличии необходимых условий, по утвержденному в ДОО меню, из сырьевого набора продуктов, предоставленного ДОО.
При отсутствии возможности обеспечивать детей горячим питанием работа семейных дошкольных групп строится в режиме кратковременного пребывания.
Численность детей в семейных дошкольных группах устанавливается от 3 до 5 детей. Группы функционируют в семьях, имеющих не менее трех детей дошкольного возраста, а также в семьях, имеющих двух детей дошкольного возраста, по месту проживания данной семьи, при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Использование жилого помещения (части жилого помещения) для организации деятельности семейных дошкольных групп осуществляется на основании договора ограниченного безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого между образовательной организацией и собственником данного помещения. При этом возраст воспитанников семейных дошкольных групп в ряде муниципальных образований установлен до 8 лет.
Работники семейных дошкольных групп являются работниками образовательной организации. Права и обязанности работников таких групп определяются законодательством, должностными инструкциями, трудовым договором. Все работники проходят медицинский осмотр в соответствии с действующим порядком приема работников в образовательную организацию.
Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение семейных дошкольных групп. Родители (законные представители) вправе использовать для организации семейной дошкольной группы собственное имущество при условии его соответствия действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.
В ряде нормативных документов муниципального уровня предусмотрена возможность создания семейных дошкольных групп, как реализующих ООПДО, так и осуществляющих только присмотр и уход за детьми, а также функционирующих в режиме кратковременного пребывания, сокращенного дня, полного дня или продленного дня.
На должность воспитателя может быть назначен кроме родителя (законного представителя) ребенка близкий родственник, проживающий совместно с детьми данной группы.
В целях охраны жизни и здоровья детей, будущих воспитанников семейных дошкольных групп предусмотрена процедура обследования жилищно-бытовых условий заявителей, претендующих на создание таких групп, на соответствие жилищно-бытовых условий существующим требованиям.
Как правило, такое обследование осуществляется независимой комиссией, в состав которой входит представитель(и) муниципальных органов управления образования, представители территориального Роспотребнадзора, инспектор Пожнадзора, представители администрации дошкольной образовательной организации, педагог-психолог и др.
Количество дополнительных штатных единиц воспитателя или младшего воспитателя определяется расчетным путем в зависимости от продолжительности работы семейной дошкольной группы.
Из опыта Москвы
Главными целями создания «семейных детских садов» является поддержка многодетных семей через предоставление таким родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, реализации на практике индивидуального подхода в обучении детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья и развития.
«Семейный детский сад» организуется в многодетных семьях жителей Москвы, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту жительства данной семьи на территории Москвы. В «семейные детские сады» могут быть зачислены дети из других семей жителей Москвы, в том числе не являющихся многодетными семьями.
Во всех «семейных детских садах» реализуется ООПДО, в том числе и с помощью сетевой формы взаимодействия. Образовательная организация самостоятельно принимает решение об открытии «семейного детского сада», исходя из потребностей жителей Москвы. Воспитанникам «семейного детского сада» предоставляется возможность использования инфраструктуры образовательной организации при проведении занятий и других видов деятельности в соответствии с расписанием занятий. Дети могут посещать музыкальные и физкультурные занятия, занятия с педагогом-психологом, занятия в бассейне и другие виды занятий в здании образовательной организации.
На должность воспитателя или помощника воспитателя «семейного детского сада» назначается один из родителей многодетной семьи, в которой он создается. Организация питания в «семейном детском саду» с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований возлагается на воспитателя или помощника воспитателя семейного детского сада и финансируется за счет средств бюджета Москвы.
Режимные моменты (время пребывания детей, график занятий и др.) определяется уставом ГБОУ и договором между образовательной организацией и родителем ребенка.
Заработная плата сотрудника «семейного детского сада» определяется в соответствии с Положением об оплате труда, которое разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно.
Контроль за функционированием «семейного детского сада» осуществляет непосредственно администрация ГБОУ.
Из опыта Республики Алтай
Для открытия семейной дошкольной группы в ряде муниципальных образований разработан алгоритм действий ДОО: внесение администрацией ДОО соответствующих изменений в имеющиеся локальные акты; регистрация обращения многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейную дошкольную группу; составление комиссией акта обследования жилищных условий семьи; заключение с работником семейной дошкольной группы трудового договора; заключение договора ДОО с родителями; оформление доверенности на воспитателя семейной дошкольной группы в случае, если принимаются дети из других многодетных семей; оформление личных дел детей семейной дошкольной группы, организация встречи воспитателя семейной дошкольной группы с педагогами и специалистами ДОО; разработка упрощенной документации для воспитателя семейной дошкольной группы; составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях ДОО.
Алгоритм предусматривает осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОО (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, проведение периодической проверки бытовых условий и соблюдения режима дня в соответствии с установленными требованиями).
В целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия представителей ДОО и воспитателей семейных дошкольных групп проводится анкетирование.
Полученные данные анализируются администрацией ДОО, которая определяет потребность родителей. Например: использование для прогулок площадок ДОО, посещение музыкальных и физкультурных занятий, помощь логопеда, семейного психолога, активное участие воспитанников семейных дошкольных групп в праздниках, проводимых в ДОО и т.д.
Дополнительно сообщаем, что в 2014 году Минобрнауки России для субъектов Северо-Кавказского федерального округа разработало модельную программу, а также провело выездные консультации по развитию групп, созданных в том числе индивидуальными предпринимателями.
Типовые документы: «Дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. N НТ-13715/08.
Минобрнауки России полагает целесообразным продолжить субъектами Российской Федерации работу по поддержке получения детьми дошкольного образования в семейной форме путем развития семейных дошкольных групп в целях повышения доступности дошкольного образования.
И.о. директора Департамента | И.В. Мануйлова |
Обзор документа
Доведена информация об организации работы семейных дошкольных групп в регионах.
Сведения структурированы по следующим направлениям: количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них; нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп; опыт деятельности регионов.
Рассмотрены особенности создания таких групп.