Группа развития и социализации в школе что это
Рекомендации по социализации школьников
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Белой Холуницы»
Обобщение опыта работы и рекомендации по теме
Катаргина Елена Анатольевна, социальный педагог
Социальная адаптация школьников
Социальная адаптация школьника – это сложный образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной.
Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.
Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.
Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.
Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины. Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась. К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы. Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях). Некоторые авторы определяют социальную адаптацию школьника как «школьный стресс», «школьный шок», «адаптационная болезнь». Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.
По мнению психолога Т.В. Дорожевец, модель школьной адаптации включает в себя:
Академическая адаптация – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
Социальная адаптация – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
Личностная адаптация – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.
Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка в школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях.
Т.о., адаптированность – это результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.
Факторы социальной адаптации школьников
На социальную адаптацию школьников влияют факторы социализации.
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
На классных часах и во время уроков мы учим безопасному поведению на улице.
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда. Все это помогает ребенку адаптироваться в современном мире.
Мы учим безопасному поведению в интернете через тематические классные часы, беседы, конкурсы «Мой безопасный интернет», «Медиакомпас».
Львиная доля социального опыта обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
В нашей школе социальной адаптации, например в медиасфере, помогает школьная группа ВКонтакте, личный канал на Y outube, школьная газета «Уроки и перемены».
Особенности социальной адаптации ребенка в семье:
В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо»), используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то.
Особенности социальной адаптации ребенка в семье:
Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер) – помогает анкета социального паспорта.
Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье – через индивидуальные беседы с ребенком и родителями (законными представителями).
Психологическая и педагогическая культура родителей – через педагогические лектории для родителей.
Материально-бытовые условия проживания – через обследование ЖБУ.
Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком – через наблюдение и беседы.
Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты) – через классные часы, посвященные Дню семьи, Дню матери,
Дню отца, 23 февраля, 8 марта и т.п.
Главная проблема заключается в том, что ребенок берет пример со своих родителей. Если семья неблагополучная, то и пример будет негативным. Отсюда в процессе социальной адаптации дети, растущие в неблагополучных семьях, проявляют агрессивное поведение.
Формы отклонений в процессе социальной адаптации
Формы отклонений от норм, которые необходимо соблюдать в процессе социальной адаптации подростка, могут включать в себя определенные расстройства. Так, гиперкинетическое расстройство – недостаточная настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция к смене деятельности, к переключению с одного вида действия на другое приводит к тому, что ни одно дело в результате не оказывается завершенным. В таком случае ребенок отличается особой агрессивностью, часто попадает в неприятности и несчастные случаи. У детей наблюдаются расстройства поведения и чувство неполноценности из-за невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. В школе работает консилиум, по решению которого ребенка могут направить на ПМПК или разработать индивидуальную траекторию.
Несоциализированное расстройство – в данной форме отмечается сочетание антисоциального и агрессивного поведения. Основные черты: отсутствие взаимодействий со сверстниками, проявление изоляции в отношении них, отвержение друзей, а также повышенная эмпатичность. По отношению ко взрослым ребенок проявляет жестокость, не соглашается с любым его мнением, отсутствие доверия. В этом случае с ребенком и родителями (законными представителями) обязательно работает психолог.
Социализированное расстройство характеризуется стойкой асоциальностью (лживость, побеги из дома, воровство, прогулы в учебном заведении, грубое отношение как к старшим, так и к младшим, к близким и незнакомцам). В школе работает Совет профилактики.
Делинквентное нарушение – это проступки, мелкие провинности, которые не попадают под степень криминала. Тем не менее, если эти проступки будут прогрессировать, то именно на следующем этапе есть вероятность стать настоящим преступником и понести наказание по всей строгости закона. В школе работает Совет профилактики.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.
• вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности – публичность успеха ребенка через школьные СМИ;
• предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой – участие в социальных проектах;
• предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве – работа в группах или парах, КТД.
В социальной адаптации важен социальный опыт. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, овладение социальным опытом идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Одной из форм социальной адаптации ребенка является социализация.
Социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация — это не только общение со сверстниками, но и умение школьника адаптироваться в обществе.
Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
С другой точки зрения социализация включает три взаимосвязанных процесса:
1) социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;
2) индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
3) социально-психологическая интеграция постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.
Основные механизмы школьной социализации:
В школьном коллективе ребенок может как выделиться, так и погаснуть – классные часы нравственной тематики.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:
— состояние психического здоровья детей;
— наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
— создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе – через систему временных и постоянных поручений;
— обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
— организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;
— разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;
— построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Две социально – педагогические задачи по созданию условий успешной социальной адаптации:
1. Освоение учащимися нормативного поведения – через создание школьных и семейных традиций, классные часы патриотической, гражданской, нравственной и правовой тематики.
2. Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям – через участие в в практико-ориентированной деятельности, публичные выступления.
Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.
Основные функции школы по адаптации школьников
— приобщение человека к культуре общества через классные часы, традиционные школьные мероприятия, экскурсии в социум;
— создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации через индивидуальную работу с одаренными детьми и профилактическую работу с детьми, находящимися в ТЖС, проживающих в семьях СОП, и с детьми с девиантным или делинквентным поведением;
— отделение подрастающих поколений от взрослых через воспитание уважительного отношения к взрослым, знакомство с субкультурами, знакомство с миром профессий;
— дифферентация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества – все вышеперечисленное.
К конкретным чертам личности, которые формируются в процессе социализации именно в стенах школы, относятся:
— ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
— честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;
— наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
— инициативность и дисциплинированность;
— желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
— способность размышлять, взвешивать и воля;
— готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.
Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:
Школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности;
Школьник адаптирован к окружающему миру;
Школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»;
Школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность.
Ярким примером являются выпускники школы, поступающие в престижные вузы страны на бюджетные места, победители Всероссийской олимпиады школьников, победители различных конкурсов областного, Всероссийского и международного уровня.
Роль учителя в формировании социализации личности ученика:
Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
Не применять негативных оценочных суждений.
Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку (Приложение 2)
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.
В результате процессов социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. Но нельзя сказать, что социализация взрослого будет идентичной социализации ребенка, поскольку детям чаще свойственная так называемая ранняя социализация. Она характеризуется тем, что многие нормы, правила и ценности объясняются детям в игровой форме для их лучшего и более понятного усвоения.
Важно, что успешность ребенка в его социальных условиях формируется в несколько этапов, которые взаимосвязаны. Этапы выделяются на основе индивидуальных особенностей (скорость развития, наличие физиологических или психических отклонений). Ощущение своей сопричастность процессам общества, уверенность в наличии своего собственного места в социальной системе, которое будет соответствовать ожиданиям – только при условии формирования этих позитивных состояний происходит воспитательное влияние на ребенка, которое в будущем отражается его успешной психофизиологической, социальной и социально-психологической адаптацией.
Количество детей в ОО
Количество семей в ОО
Количество многодетных семей
243/128 (в нашей школе)
Количество неполных семей
131/95 (в нашей школе)
Семей, где дети проживают только с матерью
123/89 (в нашей школе)
Семей, где дети проживают только с отцом
Количество малообеспеченных семей
289 (176 – в нашей школе)
Количество семей, находящихся в социально- опасном положении
Дети, находящиеся под опекой
Дети, обучающиеся на дому
Дети, проживающие отдельно от родителей (с бабушками или иными родственниками)
Родители, состоящие на учёте в КДН
Родители, состоящие на учёте в ПДН
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом, к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе с ними.
7. Родитель ребёнка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель- семья.
9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований.
10. Дети в классе – твоё отражение; старайся постоянно работать над собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 17 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, в этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности:
2) развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.
На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.
Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:
1. формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.
2. поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
3. говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
4. отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
5. не применять негативных оценочных суждений.
6. не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
7. принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
8. создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать;
9. получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека;
10. расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.
Кульпина М.С., педагог-психолог
Михайлова И.Ю., педагог-психолог