Грузопассажирский рейс что это значит
Что такое грузопассажирский рейс и можно ли на нём лететь?
В последнее время тема грузопассажирских рейсов активно обсуждается в СМИ. Подобные полёты выполняются в том числе по популярным туристическим маршрутам — например, на Кипр. В этой связи многие задаются вопросом: можно ли покупать билеты на такие рейсы? Как отличить их от регулярных? В этой статье собрали для вас ответы на самые популярные вопросы.
Чем отличается грузопассажирский рейс от регулярного?
Для конечного потребителя — ничем. Отличие грузопассажирского рейса от регулярного заключается прежде всего в согласовании с авиационными властями — в те страны, с которыми авиасообщение возобновлено не было, организовать регулярную полётную программу невозможно. Но грузовые рейсы никто не запрещал — вот перевозчики и выходят из ситуации, открывая грузопассажирские рейсы. В таком случае авиакомпаниям выдаются либо разовые разрешения, либо согласуется короткая полётная программа.
Подобные перелёты выполняются как в страны, открывшие въезд для туристов из России (например, на Кипр). Так и в государства, посещение которых разрешено лишь определенным категориям граждан — например, имеющим вид на жительство.
Ну а груза на борту едва ли больше, чем на обычном рейсе. Так что разницы вы не почувствуете.
Могу ли я купить билет на грузопассажирский рейс?
Да, если вы — индивидуальный путешественник. Недавно Росавиация выступила против перевозки организованных туристов на подобных рейсах в страны, с которыми не было возобновлено авиасообщение. Однако самостоятельным путешественникам летать на таких рейсах пока не запрещено.
Что делать, есть мой перелёт, запланированный на грузопассажирском рейсе, отменила авиакомпания?
Процедура ровно та же, что и в случае отмены обычного рейса. Обратитесь по месту покупки билета и оформите его возврат или обмен, согласно правилам авиакомпании и тарифу.
Грузопассажирский рейс. Что за зверь?
В последнее время мы все чаще стали слышать о грузопассажирских рейсах, что они летят туда, куда нельзя лететь, в страны, с которыми закрыто и чартерное, и регулярное авиасообщение. Что же это за рейсы и почему закрытые Кипр и Тунис все же успешно принимают российских туристов?
Кстати, в ближайшее время ожидаем открытия новых грузопассажирских направлений, например, Хорватии и Черногории.
Что такое грузопассажирский рейс?
Такой рейс оформлен как грузовой, но на него, с разрешения Росавиации, продаются билеты для пассажирских перевозок.
Данные рейсы согласуются разово, то есть для их выполнения требуется разовое разрешение на один или несколько рейсов, а не на чартерную или регулярную цепочку на длительный срок. Согласие на осуществление такого полета дают российские и иностранные компетентные госорганы.
Распознать грузопассажирский рейс обывателю невозможно, так как авиакомпании никак его не обозначают при прямой продаже билетов.
Кто может воспользоваться грузопассажирским рейсом?
Однако стоит уточнить, что фактически на рейсах со статусом «грузопассажирский» запрещено формирование и продажа туров, они не предназначены для выезда организованных туристов, так как официальное авиасообщение с этими странами закрыто.
Поскольку разрешение на такие рейсы выдается и согласовывается Росавиацией за несколько дней/часов до вылета, то высок и шанс его отмены. Именно поэтому в небо улетает не каждый заявленный рейс.
Относительно груза дали свой комментарий в авиакомпании «Уральские авиалинии»:
«В связи с запретом Росавиации на выполнение регулярных международных рейсов, российские авиакомпании применили практику летать за границу на рейсах со статусом «грузопассажирский». Груза на этих рейсах практически не летает, только пассажиры».
Комментирует руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры»:
«Наша компания советует планировать свой отдых на базе грузопассажирских рейсов не заблаговременно. Лучше подождать и купить впритык, так как рейс попросту может не состояться по причине его несогласования. Обязательно необходимо быть морально готовым к тому, что перелет может быть отменен».
Хотелось бы отметить, что компания «Байбородин и партнеры» в целом относится положительно к существованию таких рейсов, так как и для туристов, и для работников турфирм другого выхода зачастую просто нет и эти рейсы действительно спасают множество ситуаций.
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Что такое грузопассажирские рейсы и можно ли ими летать за границу?
Расскажите, пожалуйста, про грузопассажирские рейсы. Непонятны три момента:
Мы бы не рекомендовали покупать билеты на грузопассажирские рейсы. Они и раньше были лотереей, потому что их могут отменить в любой момент. А после того как Росавиация настоятельно рекомендовала путешественникам воздержаться от подобных поездок, риск стал еще выше.
Что такое грузопассажирские рейсы
В страны и города, с которыми Россия не возобновила авиасообщение, есть грузопассажирские рейсы. Их еще называют нерегулярными. Термин «грузопассажирский рейс» появился во время пандемии, после того как Россия 27 марта 2020 года запретила международное регулярное авиасообщение. За рубежом оказалось много россиян, которые не могли вернуться домой.
Тогда авиакомпании нашли лазейку, чтобы возить людей, и придумали грузопассажирские рейсы. А точнее, позаимствовали такую идею за рубежом. Согласно международной классификации грузопассажирские рейсы смешанные: на них перевозят и пассажиров, и грузы.
п. 4.6 руководства по регулированию международного воздушного транспортаPDF, 3 МБ
На таких самолетах авиакомпании возвращали в Россию застрявших за рубежом туристов. А со временем стали возить обычных пассажиров за рубеж. По большому счету грузы стали только предлогом — фактически это были полеты для перевозки путешественников. Например, такие самолеты летали в США, на Кипр и в Хорватию, когда авиасообщение с этими странами еще не возобновили. Сейчас они тоже летают в государства, с которыми авиасообщение пока не возобновлено, например в Таиланд и Словению.
Почему рискованно покупать билеты и путевки, если рейс грузопассажирский
Правила осуществления грузопассажирских перевозок не урегулированы, потому что в российском законе вообще нет такого понятия. Это значит, что грузопассажирский рейс всегда могут отменить или перенести — на такие перелеты авиакомпании получают разовые разрешения. Перевозчики каждый раз должны согласовывать рейс с Росавиацией и иностранными властями. И все время есть риск, что одобрения они не получат.
Как победить выгорание
Росавиация и Ростуризм говорят, что грузопассажирские рейсы предназначены для определенных категорий пассажиров — тех, кто едет на лечение, работу, для воссоединения с семьей и так далее. То есть, чтобы попасть на такой самолет, нужна уважительная причина.
Но Россия не закрывала воздушные границы, поэтому причина, чтобы улететь из страны, на самом деле не нужна — только если страна не закрыта для туристов. По крайней мере, ни в одном распоряжении и постановлении это не указано. Поэтому самостоятельные туристы спокойно летали грузопассажирскими рейсами в страны, авиасообщение с которыми не было возобновлено, например в США.
Раньше некоторые компании продавали путевки в Тунис и на Кипр на грузопассажирские рейсы. Но Росавиация заявила, что так поступают недобросовестные туроператоры, и рекомендовала клиентам не покупать эти туры. В итоге часть разрешений на вылеты аннулировали, и купившие такие билеты и туры россияне не смогли улететь на отдых.
«Авиакомпания сказала, что не имеет значения, какой у меня рейс»
Я купила билеты на Кипр для нас с мужем у авиакомпании «Азимут» на период с 12 по 26 июня. Мы живем в Петербурге, но вылет был из Краснодара: так дешевле.
На тот момент регулярное авиасообщение с Кипром не возобновилось, но были грузопассажирские рейсы. Их было много — как прямых, так и с пересадками. Билеты стоили 26 400 Р на двоих.
Я позвонила в авиакомпанию, чтобы уточнить, какой это рейс — грузопассажирский или регулярный. Мне сказали, что сейчас это не имеет значения. А затем вылет просто отменили, поскольку Росавиация не выдала допуск. В итоге мы никуда не улетели. О том, что вылет не состоится, узнали, когда ехали поездом в Краснодар.
Мы спросили, можно ли перенести билет на другие даты, но нам ответили, что допуска не будет до зимы. Мы сразу написали заявление на возврат. Деньги за прямой рейс из Краснодара в Ларнаку и обратно нам полностью вернули 1 июля. А вот вернуть обратный авиабилет из Краснодара в Петербург не получилось, и мы остались отдыхать на юге. Провели две недели на побережье, в поселке Агой Туапсинского района.
На Кипре мы хотели поплавать, полежать на горячем песке и подышать чистым воздухом. Отдых на нашем юге полностью не соответствовал этим целям. В первую неделю нашего отдыха, с 12 по 19 июня, море было ледяным, на побережье — грязь, а пляжный сервис практически отсутствовал.
В итоге мы вернулись в Петербург уставшие и разорившиеся: вместе с дорогой и питанием за две недели отдыха отдали примерно 75 000 Р за двоих. Хотя мы экономили на всем, готовили еду самостоятельно и ничего не покупали из вещей.
«Туроператоры продавали путевки на грузопассажирские рейсы, потому что не хотели банкротиться»
Туроператоры продавали туры на грузопассажирские рейсы потому, что они не хотели обанкротиться, ведь продавать было нечего, перелетов мало. Они до сих пор продают такие туры, но никто уже не обращает на это внимания. Да и не так-то просто выяснить статус рейса и понять, грузопассажирский он или обычный. Эти перелеты явно согласованы. Как может оперштаб быть не в курсе, когда множество таких рейсов вылетает только из одной Москвы?
По факту страны, в которые есть грузопассажирские рейсы, открыты для российских туристов. Официального разрешения на полеты нет именно с российской стороны. Почему, например, рейсы на Кипр официально восстановили только недавно? Статистика по заболеваемости коронавирусом там еще в мае была гораздо ниже, чем в России.
«Турагенты не знали, что на грузопассажирских рейсах нельзя возить туристов»
В сложившейся ситуации в большей степени виновата неопределенность. Туроператоры формировали путевки на Кипр и в Тунис, а многие турагенты, которые продавали эти туры, не знали, что на грузопассажирских рейсах запрещено возить туристов. Но даже если они и знали об этом, система построена так, что невозможно понять, какие рейсы грузопассажирские, а какие нет. Для этого надо читать решения оперштаба, искать количество квот на перелеты. Люди в это не вникали. Главным было продать тур, чтобы выжить в условиях пандемии.
Грузопассажирский рейс Росавиация подтверждает ежедневно в день вылета. Поэтому ведомство не может наказать само себя за то, что раньше разрешило такие полеты.
Как вычислить грузопассажирские рейсы
Если Россия не возобновила авиасообщение с какой-то страной, а туда летают самолеты, значит, этот рейс грузопассажирский. К сожалению, авиакомпании действительно не обозначают такие перелеты, когда продают билеты.
Чтобы обезопасить себя, перед покупкой мы рекомендуем проверить, возобновлено ли авиасообщение со страной и городом, в который вы планируете лететь, на сайте Росавиации. Еще уточнить тип рейса можно на горячей линии авиакомпании.
Раньше Росавиация указывала направления, по которым есть утвержденные грузопассажирские рейсы. В последних сообщениях Росавиация перестала упоминать такие направления.
Список стран, куда есть грузопассажирские рейсы, публикуют на сайте «Аэрофлота». Сейчас там указаны Дания, Израиль, Иран, Испания, Латвия, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Таиланд, Швеция.
С какими странами Россия возобновила авиасообщение
На момент публикации статьи Россия возобновила авиасообщение с 52 странами, но пока не в полном объеме: самолетам разрешили летать в основном в столицы этих стран и всего несколько раз в день. До пандемии рейсов было гораздо больше.
Список стран и городов на 06.08.2021, с которыми Россия возобновила авиасообщение — РосавиацияPDF, 311 КБ
С 9 августа откроют авиасообщение еще с тремя странами: Молдавией, Бахрейном и Доминиканой.
Возобновление авиасообщения не означает, что страна принимает туристов. Проверить правила въезда вы можете в нашем навигаторе, который мы постоянно обновляем.
Можно ли вернуть деньги, если вы купите билет на грузопассажирский рейс или путевку
Если вы купили билет на грузопассажирский рейс, есть шанс, что вам повезет и вы спокойно долетите до нужной страны, а потом вернетесь домой. Но если авиаперевозчику не согласуют рейс, вы можете вообще не попасть на отдых или застрять в другой стране.
Плату за перевозку российская авиакомпания должна вернуть полностью: отмена рейса считается вынужденным отказом от полета. Это указано в пункте 227 правил воздушных перевозок. Туроператор тоже должен вернуть деньги клиенту, поскольку услугу, о которой было написано в договоре, ему не оказали.
Турист имеет право потребовать, чтобы ему возместили убытки и компенсировали моральный вред, если фирма не выполнила условия соглашения. Исключение — когда путевку отменили из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых.
Как еще путешественники могут потерять деньги при покупке авиабилетов
Во время пандемии авиакомпании могут продавать билеты и на несуществующие рейсы, то есть на которые Росавиация вообще не давала разрешения. Подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье.
Руководитель компании по индивидуальному туризму Майя Котляр говорит, что в разных системах продаются билеты на слоты — плановые рейсы авиакомпаний, не утвержденные к полету. Какие-то могут стать регулярными рейсами, если оперштаб возобновит авиасообщение, на какие-то Росавиация даст разовые разрешения, и это будут грузопассажирские рейсы. Но часть рейсов не получит согласования и вообще не состоится. «Отличить одно от другого невозможно, если человек не знает, как устроена система авиаперевозок сейчас», — отмечает Котляр.
Жадность туроператоров лишает россиян отдыха. Как не попасть на грузопассажирские рейсы
Марина Найденкова
Ростуризм и Росавиация предостерегли путешественников и бизнес, что туристические поездки на грузопассажирских рейсах могут быть рискованными. «Вечерняя Москва» разбиралась, чем такие рейсы отличаются от обычных, как избежать приобретения путевки с перелетом на них и получится ли вернуть деньги за ранее оплаченную поездку в закрытую страну.
Ранее Росавиация напомнила россиянам, что авиакомпании при выполнении грузопассажирских рейсов не могут перевозить организованные группы туристов, и рекомендовала воздержаться от полетов на отдых за рубеж на таких рейсах в рамках туров.
Что это?
Как рассказывает представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов, грузопассажирский самолет — это обычный рейс с нерегулярными вылетами, который может быть отменен без объяснения причин. Правда, и такие рейсы стоят в расписании авиакомпаний. Но предназначены они для перевозки грузов и только определенных категорий граждан: для вывоза иностранцев, россиян, которые застряли за рубежом, и тех, кто отправляется на лечение или работу.
— Вы не летите на транспортном или грузовом самолете, не сидите на скамейках. Это обычный салон с комфортными креслами. Там также есть бизнес-класс и эконом. Вы даже не знаете, что это грузопассажирский рейс до тех пор, пока, например, вы не приедете в аэропорт, а его отменили. И объяснять, почему он отменен, никто не будет, — говорит Блинов.
Он отмечает, что при покупке билета на грузопассажирский рейс нужно понимать, что есть большие риски не улететь на отдых или не вернуться с отдыха в нужное время.
— Если вы захотите, вы рискуете своими деньгами… Но, когда туроператоры берут по 50 билетов в одном самолете и впаривают туристам, естественно, это нечестно и нелегально. Они заведомо ставят людей в высокорисковое положение. Человек на самом деле может не знать, что его может ожидать, — рассказывает эксперт.
Как отмечает юрист Эдуард Шалоносов, авиакомпании и вовсе не обязаны предупреждать клиентов, которые собираются на отдых в закрытую страну, что полетят они на курорт на грузопассажирском рейсе.
— Никто не предупреждает, а по билетам вы никогда не поймете, что это грузопассажирский рейс, — добавляет юрист.
Как проверить?
Чтобы отдых не стал грустным воспоминанием, в первую очередь нужно посмотреть перечень официально открытых стран для регулярных чартерных перевозок на сайте Федерального агентства воздушного транспорта. Если в нем нет страны, в которую турагентство предлагает отправиться в отпуск, то это нелегальный тур с перелетом грузопассажирским рейсом.
После, говорит владелица туристического агентства Майя Котляр, нужно, исходя из первой информации, проверить, сколько рейсов в неделю разрешено оперштабом в ту страну, которая открыта и в которую планируется поездка.
— Смотрим, каким авиакомпаниям даны квоты и разрешены эти авиаперелеты. Например, по Греции есть разрешения только у «Аэрофлота» и Aegean Airlines, который со сбоями летает. Соответственно, мы летаем только на «Аэрофлоте» в Афины. Нужно проверять еще направление. Не в каждый из городов можно летать на официальных туристических рейсах… Все остальные рейсы — грузопассажирские, — рассказывает Котляр.
Также, по словам эксперта, есть еще один способ проверить, каким рейсом предлагает лететь в отпуск туристическое агентство: просто позвонить в авиакомпанию и спросить статус рейса. Как говорит Котляр, такую информацию перевозчики обязаны предоставлять.
Уже на руках
Как говорит юрист Шалоносов, если турист уже приобрел путевку на отдых в пока закрытую страну, но понял, что не хочет нелегально лететь на курорт, то вернуть средства при отказе от тура не получится. Единственный вариант получить деньги обратно — отказ туристического агентства оказывать услугу.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов также добавляет, что правовые вопросы граждан по приобретенным путевкам на отдых решаются только посредством взаимодействия с туристическими агентствами. По его словам, операторы не обязаны возвращать деньги.
— Мы прогнозируем, что будет просто замена дат, направлений отдыха и оставление денежных средств на счетах операторов. Но деньги вряд ли будут возвращены, только если туроператор сделает это по доброй воле, — говорит эксперт.
Ранее «ВМ» писала, что Россия в ближайшее время откроет регулярное авиасообщение с Кипром.
Согласно последней информации, РФ возобновила авиасообщение с Великобританией 2 июня. Кроме того, с 10 июня 2021 года вновь можно будет полететь в Австрию, Венгрию, Хорватию, Люксембург, Ливан, Марокко и Маврикий. Также Россия возобновит чартерное авиасообщение с Албанией. Самолет сможет летать один раз в неделю по маршруту Москва — Тирана. Кроме того, количество авиарейсов из российской столицы в Минск с 10 июня увеличат до десяти в неделю.
Кроме того, Россия возобновляет авиасообщение с Египтом. Чартерные рейсы на курорты Красного моря Хургаду и Шарм-эш-Шейх были запрещены в ноябре 2015 года после того, как в небе над Синайским полуостровом взорвался российский самолет, на котором туристы возвращались в Санкт-Петербург.
Грузопассажирские рейсы: что это?
Вятский Лапоть разобрался, что такое грузопассажирский рейс, в чем его отличие от обычного регулярного рейса и можно ли на такие рейсы покупать билеты, а если можно – то кому?
В последнее время у всех на слуху так называемые грузопассажирские рейсы. «Последнее время» – это время с начала эпидемии коронавируса в мире. До этого таких рейсов в мире не было. Дело в том, что когда было запрещено авиасообщение между странами, то запретили именно регулярные пассажирские рейсы. На грузовые рейсы (перевозка грузов, почты, технические перегоны судов и т.д.) запрет не распространяется. Этим воспользовались хитрые авиакомпании, используя грузовой рейс как пассажирский. Осуждать не буду, каждый выживает в ковидную эпоху как может, а авиакомпаниям особенно несладко. Секрет успеха: берем немного груза и много пассажиров, получаем разовый допуск Росавиации и Оперативного штаба РФ по контролю коронавирусной инфекции, допуск страны назначения, добавляем немного магии и летим)
Минусы грузопассажирских рейсов:
— на каждый рейс нужно получать разрешение на полет, и если по каким-либо причинам оно не будет получено, рейс не состоится;
— нет регулярного авиасообщения, значит стоимость билетов находится далеко не на самом низком уровне;
Плюсы грузопассажирских рейсов:
— таки возможность улететь, причем туда, куда еще официально никто не летает))
Стоит отметить, что на рейсах со статусом «грузопассажирский» запрещено формирование и продажа туров. Тем не менее, некоторые туроператоры формируют туры в Грецию, Тунис, Кипр именно на таких рейсах. Это стало причиной недовольства Росавиации, которая в скором времени может начать перестать выдавать разрешения на вылет таким рейсам. Поэтому стоит задуматься перед покупкой тура в страну, с которой официально не восстановлено авиасообщение. Однако если вы, как и я – безбашенный индивидуальный путешественник, то можно безбоязненно покупать билеты на грузопассажирские рейсы. Единственное условие – страна въезда должна официально пускать к себе туристов. Естественно, все риски в этом случае ложатся полностью на ваши плечи – это и сдача ПЦР-тестов в случае необходимости, и приобретение страховки на период поездки, и другие вещи. В случае отмены грузопассажирского рейса возврат денег за билеты производится по таким же правилам, как если бы это был обычный пассажирский рейс, отличий здесь нет.
Отличить обычный рейс от грузопассажирского при покупке практически невозможно, поскольку авиакомпании никак отдельно их не помечают в сервисах бронирования и покупки авиабилетов. Единственный признак – если официальное авиасообщение со страной закрыто, а рейсы есть в продаже – значит, в продаже стоит именно грузопассажирский рейс.