Грузопассажирский рейс что это
Что такое грузопассажирский рейс для туриста
На заре коронабесия, в марте 2020 года Россия закрыла международное регулярное и чартерное авиасообщение, но при этом грузовые авиаперевозки остались.
Сначала это была небольшая прослойка «сурово воспитанных людей» (по определению М. Захаровой), а к первым подснежникам 2021 года – полетели… все кому не лень.
И на фоне этой «массовки» странно было видеть заботливые лица нашего руководства, вовсю обсуждающего 30-миллиардный бюджет Нацпроекта «Санитарный щит России»…
Неужели они не знали, что пока идёт непримиримая борьба с пирожковыми да чебуречными – четыре московских гавани ежедневно вывозили и принимали обратно тысячи пассажиров вернувшихся из стран, вымирающих от «дельты», «йоты» и «эпсилона»?
Да конечно знали. Знают и сегодня. Всё дело в замечательном «открытии», сделанном благодаря «пандемии»…
А вот для осуществления грузопассажирского рейса авиаперевозчик должен согласовывать каждый рейс! И это – прекрасно!
Прекрасно для «согласователя», но стрёмно для туриста. Ведь в любой момент может очнуться очередной «оперштаб» и отозвать дозволение.
Примеров полно – отменялись рейсы на Кипр, в Тунис, Черногорию, другие страны… А с другой стороны, многие смогли воспользоваться грузопассажирскими рейсами и спокойно улететь на отдых.
Так что если вы верите в свою удачу – добро пожаловать на грузопассажирские рейсы. Цены, например в «закрытый» Тунис – вполне конкурентные.
Росавиация: грузопассажирские рейсы — не для туристов
Федеральное агентство воздушного транспорта недовольно тем, что авиакомпании продают места на грузопассажирские рейсы для организованных групп туристов.
Туроператоры, которые предлагают туры с такими перелетами, названы «недобросовестными».
Ростуризм готовится озвучить свою позицию.
Улететь за границу сейчас и так не просто, но может стать еще сложнее!
Обобщаем факты, мнения и позиции по актуальной теме.
Что, вообще, такое «грузопассажирские рейсы»?
Грузопассажирские рейсы — неологизм, продукт пандемии, появившийся на фоне ограничения регулярных и чартерных перелетов. Однако, грузовое авиасообщение никто не отменял, и российские перевозчики освоили практику перевозки на этих рейсах не только грузов, которых, фактически, нет, но и пассажиров.
Да, хитрость, уловка, при этом — с молчаливого согласия властей.
Разрешение на осуществление таких перелетов выдается и согласовывается на один или цепочку рейсов, но никак не на сезон, за несколько дней или даже часов до вылета. В связи с этим, можно и не улететь. И не улетают, порой.
Грузопассажирские рейсы не имеют какого-то специального обозначения — неискушенному путешественнику их не распознать.
Предполагалось, что пользоваться ими будут обладатели зарубежных паспортов или ВНЖ, рабочих виз иностранных государств, дипломатические работники и граждане иных особых категорий. По факту лайнеры перевозили и перевозят российских туристов в те страны, которые готовы их принимать, но с которыми Оперштаб еще не открыл регулярное авиасообщение.
При этом, не раз уже упоминалось, что грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки организованных туристов. Да, и вообще, туристов. Но перевозят. И, вроде как, все довольны.
Позиция Росавиации
Главное авиационное ведомоство РФ взялось за дело, кажется, всерьёз.
Поначалу перевозчикам пригрозили мерами при выявлении фактов продажи мест на грузопассажирские рейсы рейсы в составе турпакетов. Также Росавиация рекомендовала туристам воздержаться от полетов за рубеж на таких рейсах в рамках организованных туров.
В субботу позиция стала жёстче: сообщают, что и вовсе наложен запрет, согласно которому улететь за границу в страны, с которыми не открыто авиасообщение, будет практически невозможно.
Текст телеграммы, направленной авиакомпаниям:
«Росавиация информирует о том, что планирование и оформление билетов пассажирам на грузопассажирские рейсы по маршрутам в пункты туристических направлений иностранных государств возможно только при наличии решения Оперативного штаба о возможности выполнения таких рейсов и наличия разрешения от авиационных властей иностранного государства.
Указанную информацию прошу довести до подразделений авиакомпаний, являющихся ответственными за реализацию коммерческой и производственной деятельности, и принять меры для исключения формирования загрузки и оформления билетов на рейсы в туристических целях без наличия соответствующего решения оперативного штаба».
В декабре 2020 года отечественные авиакомпании уже получали от агентства предупреждение о том, что грузопассажирские рейсы за пределы РФ не предназначены для перевозки организованных групп туристов. Кое-какие коррективы тогда в полётные программы были внесены, но, как показала практика, это не сильно напугало туроператоров.
Вопрос: касается ли нынешняя позиция Росавиации исключительно туроператоров или и самостоятельных путешественников тоже?
Тут уместно будет вспомнить о документе, о котором мы писали в конце апреля. В нём, помимо всего прочего, вице-премьер Татьяна Голикова даёт поручение Минтрансу и Росавиации совместно с авиакомпанией Аэрофлот «разобраться в ситуации, связанной с массовой продажей авиабилетов в иностранные государства, решения по которым о возобновлении авиасообщения Правительством Российской Федерации не приняты».
Взялись не только за Аэрофлот, похоже.
Вероятнее всего, цель всё та же: приструнить туроператоров, которые продают «пакеты» в «закрытые» государства. В первую очередь, на Кипр и в Тунис. Соответственно, более чем вероятно, что туры в эти страны, которых предлагалось много и отовсюду, будут отменены или перенесены. Со всеми вытекающими неудобствами и мытарствами как для туристов, так и для продавцов. И на этом Росавиация успокоится.
Хотя, может, мы и недооцениваем нынешний расклад, и он куда серьёзнее, чем в декабре 2020-го.
В нынешнем послании авиаперевозчикам нет конкретики именно про пакетные туры. Есть прямое указание: туристам на грузопассажирские рейсы билеты не продавать! Стало быть, требовать весомые основания для вылета в государства, полёты в которые Оперштаб не одобрил официально.
Поскольку, как мы уже говорили выше, грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки и самостоятельных туристов тоже.
Очевидно, что сейчас лучше повременить с бронированием туров в те страны, с которыми нет официально открытого авиасообщения. А именно: на Кипр, в Тунис, возможно, в другие страны.
При покупке авиабилета нужно внимательно следить за ситуацией, связанной с предстоящим перелётом, на случай возможной отмены.
Возможные сценарии развития событий
Порталу TourDom.ru стало известно, что Ростуризм готовит ответ Росавиации. Заявление Зарины Догузовой ожидается в понедельник, 7 июня. Будут ли приняты меры к отдельным туроператорам, как того требует смежное ведомство? Сможет ли турбизнес отстоять определенные позиции, и без того пошатнувшиеся из-за пандемии?
Пока же Ростуризм только слегка «погрозил пальчиком» туроператорам и напомнил им об ответсвенности.
Вероятность того, что Федерального агентства договорятся, существует. Однако, TUI, например, уже предпринял меры в соответствии с выдвинутыми требованиями: отменил чартерную программу на Кипр до 30 июня. Думается, это не станет единичным случаем: придется сворачивать поездки туристов, дабы не попасть под какие-то жесткие санкции.
Худший вариант — у авиакомпаний может быть отозвана часть допусков на выполнение международных перелетов. Полного запрета, конечно, не произойдет, но ограничить — вполне. Поговаривают, что с 19 июня число грузопассажирских рейсов может быть сильно урезано.
В любом случае, по мнению эксперта авиаотрасли, ситуация не должна привести к невозможности вернуться на родину тем туристам, которые уже вылетели за границу.
Что с официальным открытием авиасообщения?
Где здесь правда, мы не берёмся рассуждать. Понятно, что в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта выступает в роли рупора, выполняя решения властей. Неслучайно же до сегодняшнего дня нет официального возобновления полётов на Кипр, в Черногорию, гостеприимно распахнувших двери для туристов из России.
В июне делегация Министерства туризма Кипра должна посетить Москву. Основная цель визита ясна и понятна — переговоры о полноценном запуске авиасообщения.
Какая-то ясность, возможно, наступит в ближайшие дни. Или не наступит. Пока же опять сплошные догадки и недопонимание. Очередное. Оно стало часто у нас появляться в последнее время, когда российские ведомства принимают решения касательно туристической сферы. Хотя, может, кому-то они и кажутся логичными.
А еще — невозможность строить планы на отпуск за пределами России. А лето — оно, кстати, не вечное.
Ладно… Доживем до понедельника.
Вы уже подписались на наш Telegram канал?
Так вы точно не пропустите ни одну из наших новостей. Будьте всегда в курсе последних акций, скидок, специальных предложений на авиабилеты, туры, и отели!
Жмите на логотип Telegram! Мы будем вам там рады!
Авиакомпании реализуют новые способы организации зарубежных рейсов
Перевозчикам удается обходить прямой запрет на международное авиасообщение.
Российским авиакомпаниям удается обходить ограничения на организацию международных рейсов, которые действуют в России, за счет организации грузопассажирских рейсов. Причем такие рейсы осуществляются как из Москвы, так и из других аэропортов, которые открыты для международного сообщения. Эту информацию Profi.Travel подтвердилои сразу несколько источников в турбизнесе, близко знакомые с работой авиакомпаний.
Это стало возможно после 21 сентября, когда Россия официально прекратила осуществление вывозных рейсов. С тех пор зарубежные рейсы можно выполнять после получения регулярно-чартерного статуса.
В настоящий момент целый ряд крупных перевозчиков осуществляет или планирует такие рейсы в Испанию, Австрию, Германию, на Кипр и другие страны ЕС из Москвы. Помимо этого, есть рейсы в ОАЭ из региональных аэропортов, в частности, Ростова-на-Дону.
Например, S7 с середины ноября запускает рейсы из Москвы во Францию, Испанию и Италию. О планах лететь на Кипр заявили «Аэрофлот» и «Победа». В целом, отмечают источники, число зарубежных рейсов за последний месяц значительно возросло.
Такие рейсы не являются регулярными пассажирскими, объяснил один из собеседников, перевозчики получают на них разрешения как на грузопассажирские, а при необходимости согласуют каждый рейс отдельно. Билеты на рейсы доступны в системах бронирования перевозчиков, и спрос на них очень высокий: все самолеты улетают с полной загрузкой.
При выборе направления для таких организации рейсов авиакомпании ориентируются не только на спрос, но и на правила пересечения границ, действующие в конкретной стране. Страны ЕС прекратили выдачу туристических виз — попасть в них можно по медицинской, образовательной визе, и другим категориям граждан. В большинстве случаев российские граждане предпочитают оформлять медицинский контракт. Однако в случае с теми странами, где въезд иностранцев серьезно не ограничен, например, ОАЭ, попасть на рейс могут все желающие.
11 ноября появилась информация, что Росавиация направила телеграмму перевозчикам с информацией о планируемом увеличении частоты полетов в ОАЭ, а также на Кубу и Мальдивы. Кроме того, согласно документу, планируется открыть авиасообщение с Эфиопией и Сейшельскими островами (аэропорт Виктория). Официального подтверждения эта информация еще не получила, но эксперты ожидают заявление Правительства по данному поводу 16 ноября.
Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.
Только важное. Только для профи.
Опасные схемы: как россияне путешествуют в закрытые страны
Руслан Давлетшин
Россия постепенно возобновляет авиасообщение с другими странами. Однако у туристов поездки за рубеж пока вызывают сложности. С единственными массовыми направлениями для отдыха — Турцией и Танзанией — чартерные рейсы были приостановлены. Тем не менее наши соотечественники находят пути обхода, чтобы попасть на любимые курорты. Чем опасны такие схемы и что грозит по возвращении — в материале «Вечерней Москвы».
Как россияне выбирались за рубеж во время пандемии
Даже в условиях полного закрытия границ россияне находили способы выехать из страны. В частности, использовался транзит через Минск, куда можно было добраться на личном автомобиле или на попутке под предлогом поездки в санаторий и с предъявлением соответствующей справки, а далее воспользоваться регулярным или чартерным рейсом в любую точку мира.
По похожей «белорусской схеме» россияне еще до пандемии коронавируса добирались до египетских курортов, с которыми авиасообщение было прервано после взрыва самолета над Синайским полуостровом. Тем более на российско-белорусской границе никакого контроля длительное время не было.
Во второй половине прошлого года границы для россиян начали приоткрываться: первые рейсы полетели в Турцию, и место Минска в качестве «окна в мир» уверенно заняла Турция и ее столица Стамбул, принимавшие всех желающих до зимы без каких-либо ограничений. С помощью развитой маршрутной сети турецких лоукостеров самостоятельные путешественники могли по вполне доступным ценам улететь во многие страны Европы и Ближнего Востока, где их были готовы принять. А если бюджет неограничен, то и гораздо дальше.
— В начале пандемии схемы обхода ограничений у путешественников были не так популярны. Направления были закрыты практически у всех и везде. А во второй половине прошлого года и в этом году подобные способы активно используются. До недавнего времени через Стамбул летали буквально все, — констатировал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Транзит после закрытия Турции
В апреле из-за ухудшения в Турции эпидемической ситуации транзитную «лавочку» в Стамбуле прикрыли пока до 1 июня, оставив всего несколько рейсов в неделю. Однако способов транзита меньше не стало — скорее, наоборот. Продолжают осуществляться грузопассажирские рейсы. Кроме того, из России летают и европейские компании в Германию, Австрию, Францию и во множество других стран.
Поскольку возобновляется полноценное авиационное и железнодорожное сообщение с Белоруссией, не нужно теперь показывать никаких санаторных справок для поездок туда. Туристов там уже принимают. Нужно только предъявить отрицательный ПЦР-тест, а в случае транзита в течение 24 часов не нужен и он.
Также из Москвы летают прямые рейсы в Доху (Катар), Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), Вену (Австрия), Белград (Сербия), где при определенных условиях, не выходя из стерильной зоны аэропорта, можно воспользоваться пересадкой. Например, через столицу Сербии можно по доступным ценам отправиться в Северную Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, куда прямых перелетов из России не осуществляется. А через ОАЭ можно попасть на Шри-Ланку, в страны Африки и так далее.
Риски повышенные
По сути, любая поездка сейчас зависит от того, сколько отдыхающий готов за нее заплатить. Если лететь в тот же хорватский Дубровник на майские праздники, куда пускают в том числе вакцинированных препаратом «Спутник V», придется отдать за рейсы с удобной пересадкой более 4 миллионов рублей в одну сторону.
Однако эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой», пользоваться способами обхода в туристических целях не советуют, пока не возобновлено официальное авиасообщение.
По словам Юрия Барзыкина, во-первых, эти поездки неорганизованные. Во-вторых, даже если они и организованы, то не российскими компаниями, а компаниями, зарегистрированными в третьих странах. Риски в таких условиях повышенные — и финансовое обеспечение требуется большее, и коронавирус никто не отменял, сказал представитель туриндустрии.
Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко придерживается аналогичного мнения.
— Рейсов международных из России сейчас действительно немало, но важно понимание статуса этих рейсов и категорий пассажиров, которые могут на них летать. Периодически мы слышим, что существует статус «грузопассажирский рейс», на котором возятся грузы, но вместе с тем могут везти и пассажиров. Непонятно, каких пассажиров. Второй момент — поскольку юридический статус таких рейсов условный, могут произойти различные неприятности, как, например, с рейсом «Уральских авиалиний» в черногорский Тиват, когда люди уже сдали багаж, прошли паспортный контроль, но вылет так и не состоялся, — объяснил собеседник «ВМ».
«У нас могут выпустить, а там могут не принять»
Осауленко поясняет, что те, кто пытается улететь в «закрытые» страны, могут просто временно лишиться своих средств, если произойдет то же самое. Также при намеченном транзите существует риск отмены любого из сегментов полета. Причем чем больше этих звеньев, тем риск возникновения неприятностей выше, предостерег эксперт.
— Помимо того что мы говорим о полетах, мы говорим о санитарном состоянии в той или иной стране. На Кипре, например, мы видим, что фактически наступил полный локдаун, но вакцинированных российских граждан там готовы принимать без ограничений. В каждом конкретном случае есть своя ситуация. В Германию при этом тоже летают самолеты, но такой ситуации, как с Кипром, у нас нет. Туда допускаются только те социальные категории, которым разрешается не только выезд из РФ, но и въезд. Любые подобные полеты — это дверной проем с двумя дверями. Даже если на нашей стороне эту дверь открывают, на той ее могут не открыть. Так же и у нас, — добавил Осауленко.
Что грозит отправившемуся в «закрытые» страны
Тем не менее, несмотря на сложную эпидемическую обстановку, россияне по-прежнему при большом желании отправляются на отдых даже в официально «закрытые» страны. Осауленко объясняет это особым менталитетом и говорит, что здесь сложно дать совет, как поступать правильно.
Если турист все же отправился в «закрытую» страну, каких-либо юридических последствий для него не будет, уточнили представители туриндустрии. С 1 мая возвращающимся из любых заграничных поездок достаточно лишь сдать в течение пяти дней и загрузить на портал госуслуг два теста на COVID-19. Если это требование не будет выполнено, за нарушение грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей.
Отдых на море через лазейку. Поездки на Кипр и в Тунис под видом груза закроют для россиян
Кипр и Тунис для россиян официально закрыты. Несмотря на готовность стран принимать туристов, регулярное авиасообщение пока не было возобновлено. Некоторые операторы пользовались лазейкой в системе и отправляли отдыхающих грузопассажирскими рейсами. Теперь и их хотят запретить. Россиянам посоветовали не рисковать и сразу выбирать открытые направления.
Росавиация и Ростуризм собираются запретить грузопассажирские перевозки в страны, с которыми до сих пор официально не открыто регулярное авиасообщение. У авиакомпаний могут отозвать допуск на полеты, так как в последнее время операторы стали пользоваться лазейкой и продавать туры на Кипр и в Тунис, которые готовы принимать россиян, но официального разрешения на это от оперативного штаба нет.
Еще в мае Росавиация стала выдавать разрешения на полеты в эти страны, но официально туда могут отправляться только грузопассажирские, а не туристические рейсы, сообщала Ассоциация туроператоров России (АТОР). Ту схему, которую сейчас предлагают некоторым туристам, готовы признать оказанием услуг ненадлежащего качества.
Риск пролететь
Первые аннулирования допусков на Кипр уже состоялись в прошедшие выходные, сообщил «Коммерсант». Действительно, пассажиры рейса Самара — Ларнака (Кипр), которые должны были вылететь 5 июня, были вынуждены остаться в России. О том, что они никуда не летят, туристы узнали в аэропорту за два часа до рейса. Многие пожаловались на произошедшее в соцсетях.
Одна из пассажирок несостоявшегося рейса, Ольга, рассказала «360», что тур на Кипр она купила просто через менеджера фирмы, который решил не предупреждать клиентку о рисках отмены полета.
«Мы просто обратились к менеджеру через турфирму и купили тур. Нас не предупреждали о рисках, мы буквально за несколько часов до вылета узнали, что рейс отменили», — сказала она.
Другая пассажирка, Виктория, сама нашла возможность вылета и обо всех рисках знала, но отказаться от отпуска на любимом курорте не смогла. Как она объяснила «360», о возможности улететь на Кипр грузопассажирским рейсом она узнала от друзей, которые так путешествовали. Искать рейс пришлось самостоятельно.
«О рисках предупреждали 100%, то есть мы были в курсе, что эти грузопассажирские рейсы — это продукт пандемии, возможны отмены. Мы были к этому готовы, потому что сейчас нет никаких официальных перелетов — ни чартеров, ни регулярки. Из Самары точно ничего не летает», — добавила Виктория.
Рейсы есть, но лететь нельзя
Руководитель турагентства Go travel Наталия Ансталь отметила, что многие туроператоры включали в пакетные туры авиарейсы, которые имели статус грузопассажирских перевозок.
«Сейчас вышла официальная информация, что такие туры не состоятся и будут аннулированы. И все туристы, которые бронировали, к сожалению, попали в ситуацию вынужденной отмены путевок», — сказала она.
В Альянсе туристических агентств объяснили, что грузопассажирские рейсы могут перевозить или пассажиров, или груз.
«Например, туда борт летит с людьми, а обратно по востребованности летит как грузовой», — сказала исполнительный директор альянса Наталия Осипова.
По словам руководителя Madison Consult & Travel Артура Привина, началась история с грузопассажирскими перевозками из-за того, что «один известный оператор» поставил подобные рейсы в Тунис и на Кипр в свою сетку полетов, а остальные подтянулись следом.
«При этом от Ростуризма был ответ, что летать туда нельзя», — отметил Привин.
Из-за разрешения на подобные полеты, уверены эксперты, возник прецедент: пассажирам летать нельзя, но в некоторых случаях это все же возможно, — сказал член правления и председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Появились и конфликты: туроператоры должны предупреждать своих клиентов о том, что рейс, на который они покупают билеты, может не вылететь — дадут ли допуск к полету, станет известно только за сутки.
То, что Росавиация с Ростуризмом обратили внимание на практику формирования туров на базе грузопассажирских перевозок, говорит о том, что начинают возникать конфликты в связи с отменой рейсов
Наталия Осипова добавила, что пользы от запрета даже на такие перелеты нет ни для кого.
«Все те рейсы, о которых мы говорим, существуют в свободной продаже всех авиакомпаний, которые осуществляют полеты в эти страны. Они приводят только к удорожанию, то есть если до этого перелет на Кипр в оба конца стоил 50 тысяч рублей, то теперь он стоит 100 тысяч», — заключила она.
Новое направление вместо денег
Пассажиры отмененного рейса из Самары на Кипр рассказали «360», что официальных объяснений они пока так и не получили. Вся аргументация туроператора и авиаперевозчика сводится к фразе «в связи со сложившейся ситуацией». Теперь часть туристов ищет возможность перебронировать отпуск в открытых странах или на российских курортах.
Однако Наталия Ансталь уверена, что для россиян альтернативы Кипру и Тунису невыгодны, многие люди будут вынуждены остаться без отпуска на море.
«После закрытия Турции Кипр и Тунис были единственными альтернативными направлениями, близкими по цене и качеству. А сейчас, кроме российского юга, полететь будет некуда, потому что открытые альтернативы очень дорогие и далекие», — уверена Ансталь.
Согласен с этим и Артур Привин. По его мнению, при открытой Турции большого ажиотажа Кипр и Тунис могли не вызывать, но многие россияне второй год из-за пандемии не могут выехать на море. Альтернативы в виде Объединенных Арабских Эмиратов, Кубы или Мальдив существенно дороже их бюджета, а российские курорты за те же деньги предоставляют крайне плохой сервис, так что за комфортный отдых тоже придется заплатить в разы больше.
Не хватает какого-то единого документа, единого решения, потому что кому-то можно летать, кому-то нельзя. По-хорошему нужно просто нормально открывать страны: и Турцию, и Тунис, и остальные
Георгий Мохов добавил, что ответственность за оказываемые туристические услуги полностью лежит на агентствах, так что все претензии советуют направлять именно к ним. Он особенно отметил, что в подобных ситуациях туроператоры обязаны предупреждать клиентов о рисках отмены рейсов, даже прописывать это в договоре.
«Если оператор этого не делает, он тем самым вводит клиента в заблуждение в отношении условий договора», — сказал он.
Привин добавил, что чаще всего на возврат денег рассчитывать не стоит. В основном операторы предлагают именно замену направления и перебронирование путевок.