Гуни что это такое

Значение слова «гуня»

Гуни что это такое. Смотреть фото Гуни что это такое. Смотреть картинку Гуни что это такое. Картинка про Гуни что это такое. Фото Гуни что это такое

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

гу́ня

2. устар. диал. старая, изношенная верхняя одежда; рубище

Делаем Карту слов лучше вместе

Гуни что это такое. Смотреть фото Гуни что это такое. Смотреть картинку Гуни что это такое. Картинка про Гуни что это такое. Фото Гуни что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рифф (существительное):

Синонимы к слову «гуня&raquo

Предложения со словом «гуня&raquo

Цитаты из русской классики со словом «гуня»

Понятия, связанные со словом «гуня»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «гуня&raquo

Кобылица, Косинский, Муха, Подкова, Наливайко, Сулима, Гуня, Остряница, Павлюк…

Тот, кто говорит тихо, неотчётливо: гуня – stät.

Гуня его зовут, сибирской нашей породы.

Синонимы к слову «гуня&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Гуни что это такое

Смотреть что такое «Гуни» в других словарях:

Гуни — село, Веденский район Чечни Гуни село, Казбековский район Дагестана Список статей об одноимённых населённых пунктах … Википедия

Гуни — (Гуний) (от араб. птица (неизвестного вида) ): 1) сын Неффалима (Быт 46:24;1 Пар 7:13), прародитель одного из родов неффалимитян (Чис 26:48); 2) гадитянин, отец Авдиила (1Пар 5:15) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Гуни — Г’уни (расписанный, раскрашенный) (Быт.46:24 ; 1Пар.7:13 ) один из сыновей (потомков) Неффалима (в Чис.26:48 назван Гуний) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Гуни — селение в республике Чечня (Веденский район), расположено в северо восточной части района, северо восточнее селения Ца Ведено. Общество гунойцев считают себя потомками сирийского царя Саид Али; одним из основателем селения был сын Саид – Али… … Топонимический словарь Кавказа

гуни — ів, мн. (одн. гун, а, ч., гу/нка, и, ж.). 1) Об єднання кочових племен Центральної Азії, що в 4 ст. вдерлися на територію Європи. 2) Одна із візантійських назв росів, русичів, русів українців … Український тлумачний словник

Гуни — 368144, Дагестан Республики, Казбековского … Населённые пункты и индексы России

Гуни (2) — 623806, Свердловской, Ирбитского … Населённые пункты и индексы России

Гуни — обладатель качества или качеств … Словарь йоги и веданты

гуниё — [گنيا] асбоби ҳандасӣ, ки бо он дуредгарону бинокорон ростиву каҷии девори бино ва дару тирезаҳоро (дар вақти сохтан) муайян мекунанд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Источник

Гуни что это такое

Смотреть что такое «гуня» в других словарях:

гуня — лохмотья, гунька Словарь русских синонимов. гуня см. лохмотья Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Гуня — Агриппина, Георгий, Егор, Сергей Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

ГУНЯ — Распустить гуни. Волг., Олон. Заплакать, расплакаться. СРНГ 7, 238; Глухов 1988, 139. Гуня и шушуня. Волг. О ветхой, оборванной, грязной одежде. Глухов 1988, 27. Гуня мокрая. 1. Пск. Бран. О неопрятном пьяном человеке. ПОС 8, 90. 2. Башк. Неодобр … Большой словарь русских поговорок

Гуня — Гуня фамилия Гуня, Андрей один из предводителей последнего до Богдана Хмельницкого восстания малороссийских казаков[1]. Гуня, Дмитрий Тимофеевич один из руководителей борьбы украинских крестьян и казаков против польской власти в 30 х… … Википедия

Гуня — Дмитро Тимошевич (гг. рождения и смерти неизверти), один из руководителей борьбы украинских крестьян и казаков против польско шляхетского гнёта в 30 х гг. 17 в. Участвовал в битве повстанцев с польск. войском под Кумейками в декабре 1637 … Большая советская энциклопедия

Гуня — (Андрей) один из предводителей последнего до Богдана Хмельницкого восстания малороссийских казаков. Он был деятельным помощником Остранина, а после поражения последнего при Жовнине (1638) и бегства был выбран главным предводителем казаков. Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГУНЯ — Дмитро Тимошевич один из руководителей борьбы укр. крестьян и казаков против польско шляхетского гнета в 1 й пол. 17 в. Был талантливым и отважным полководцем. Участвовал в битве повстанцев с польск. войском под Кумейками в дек. 1637. Несмотря на … Советская историческая энциклопедия

гуня — г уня, и, род. п. мн. ч. гунь и г уней … Русский орфографический словарь

гуня — і, ж., заст. Верхній одяг із домотканого грубого, перев. нефарбованого, сукна … Український тлумачний словник

гуня — Гуня: верхній одяг з сукна, різновид свити [2] верхній одяг із сукна, різновид свити [21] верхній сукняний одяг [44 2] верхній сукняний одяг, свитка [V] верхній сукняний одяг; суконна свита [VI] вид верхнього сукняного одягу; сіряк, свитка [44 1] … Толковый украинский словарь

Источник

Гуни что это такое

Смотреть что такое «Гуни» в других словарях:

Гуни — село, Веденский район Чечни Гуни село, Казбековский район Дагестана Список статей об одноимённых населённых пунктах … Википедия

Гуни — (Гуний) (от араб. птица (неизвестного вида) ): 1) сын Неффалима (Быт 46:24;1 Пар 7:13), прародитель одного из родов неффалимитян (Чис 26:48); 2) гадитянин, отец Авдиила (1Пар 5:15) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Гуни — селение в республике Чечня (Веденский район), расположено в северо восточной части района, северо восточнее селения Ца Ведено. Общество гунойцев считают себя потомками сирийского царя Саид Али; одним из основателем селения был сын Саид – Али… … Топонимический словарь Кавказа

гуни — ів, мн. (одн. гун, а, ч., гу/нка, и, ж.). 1) Об єднання кочових племен Центральної Азії, що в 4 ст. вдерлися на територію Європи. 2) Одна із візантійських назв росів, русичів, русів українців … Український тлумачний словник

Гуни — 368144, Дагестан Республики, Казбековского … Населённые пункты и индексы России

Гуни (2) — 623806, Свердловской, Ирбитского … Населённые пункты и индексы России

Гуни — обладатель качества или качеств … Словарь йоги и веданты

Гуни — Г’уни (расписанный, раскрашенный) (Быт.46:24 ; 1Пар.7:13 ) один из сыновей (потомков) Неффалима (в Чис.26:48 назван Гуний) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

гуниё — [گنيا] асбоби ҳандасӣ, ки бо он дуредгарону бинокорон ростиву каҷии девори бино ва дару тирезаҳоро (дар вақти сохтан) муайян мекунанд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Источник

Федерация йоги России

Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru

Что такое Гуны, и как знания о них помогают в жизни и практике?

Гуны – одна из интереснейших тем индуистской философии, встречающаяся во многих древних писаниях, важная как для йоги, так и для аюрведы. Согласно старинным текстам эти силы влияют на всю нашу жизнь, проявляются во всем, что нас окружает, а их понимание способно помочь как в практике йоги или иной ведической системы саморазвития в продвижении по духовному пути, так и в жизни.

Понятие Гун

В переводе с санскрита слово « Гуна» означает « веревка », а в более широком смысле « качество, свойство ». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).

Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.

Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).

С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.

В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.

Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштейна, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc 2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.

Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):

Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;

2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;

Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;

3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.

Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.

4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;

Совместно они вращаются, как причина и не-причина.

«Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)

Гуны, как психологические доши

Человеческий ум для адекватного функционирования, психического здоровья и равновесия нуждается в ясности, покое, гармонии. Ум – это область наибольшего проявления в человеке саттвы, он наиболее нуждается в ней. Раджас и тамас являются для ума своеобразными психологическими токсинами и становятся дошами, регулируя работу сознания и определяя его состояние. Равновесие гун регулирует здоровье сознания (психики), также как равновесие дош определяет здоровье физического тела.

При сдвиге в раджас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.

Мы можем классифицировать людей по трем типам в соответствии с гунами:

Саттвические личности – миролюбивые, уравновешенные, неэгоистичны. Склонны любить, служить другим людям.

Тамасические личности – страдают апатией, инертностью, депрессиями, скукой. Им не хватает мотивации, имеют серьезный дефицит чувств и не могут гармонично выражать себя.

Раджасические личности – активны, возбуждены, амбициозны. Защищают тех, кто им служит и враждебны к тем, кто им противостоит. Ими владеют постоянно изменяющиеся желания, которые так и не выходит удовлетворить. Часто эмоционально возмущаются и агрессивно реагируют на тех, кто мешает им в достижении их целей.

Для гармоничного развития и существования, избавления от страдания и получения радости от жизни человек должен взращивать в себе саттву.

Переизбыток тамаса аюрведа допускает устранять с помощью раджаса. В психологии примером этого может быть психоанализ, вскрывающий глубинные переживания и травмы личности. Переизбыток раджаса устраняется тамасом – это могут быть различные седативные (успокаивающие) травы и препараты. Однако обоими методами нельзя злоупотреблять.

Гуны и наше окружение

Окружающий нас мир – воплощение гун. Контактируя с его проявлениями, мы подпадаем под их воздействие. Общаясь с тамасическим человеком, мы сами попадаем под действие тамаса. Находясь в саттвическом окружении, например, ясным днем на поляне в лесу, мы попадаем под действие саттвы. Цвета, запахи, погода, время суток – во всем этом проявляются ее сущность. Зная природу проявления гун в окружающем мире, мы можем научиться контролировать баланс гун в своей жизни.

Крупные мегаполисы являются средоточиями раджаса. Большой темп жизни, люди захвачены материальными страстями. Небольшие промышленные города с плохой экологией, спальные районы мегаполисов – тамасичны. Парки, леса, все, что связано с природой, пропитано саттвой.

Если же говорить о пище, то можно выделить следующие вкусовые ощущения и связать их с гунами: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее. Сладкий вкус относится к саттве, кислое, соленое и острое – к раджасу, горькое и вяжущее – к тамасу.

В саттве пища свежая, натуральная, растительная. В раджасе – пережаренная, пересоленная, слишком острая пища, современные продукты в супермаркетах полные вкусовых добавок. В тамасе пища несвежая, с гнильцой, в том числе – мясные продукты.

Следующие цитаты из Бхагавадгиты раскрывают проявление гун в еде:

Бхагавадгита, XVII, 8

Бхагавадгита, XVII, 9

Бхагавадгита, XVII, 10

Уравновесить гуны в своей жизни мы можем и с помощью цвето-терапии. Используя цвета, оттенки, контрасты соответствующей гуны мы преумножим ее влияние на нашу жизнь. Можно обставить квартиру в соответствующих цветах, использовать лампы и светильники, обои, одежду и т.д.

Раджасичные цвета яркие, кричащие, оттенки пронзительные, с металлическим отливом. Раджасичные контрасты – резкие, образованные противоположными цветами, например, красный с зеленым или синий с желтым. Через свои цвета раджас возбуждает и раздражает ум и чувства. Следует с осторожностью использовать эти цвета для того, чтобы нивелировать тамасичные состояния.

Тамасичные цвета темные, тусклые, мутные. Например, болотный цвет, избыток черного или серого. Они отягощают ум и чувства, делают нас инертными и вялыми. Кратковременное их использование может помочь при раджасичных состояниях.

Базовый саттвический цвет – белый, олицетворяющий чистоту, свет и бога. К саттве также относятся любые гармоничные, мягкие, светлые, природные краски.

Гуни что это такое. Смотреть фото Гуни что это такое. Смотреть картинку Гуни что это такое. Картинка про Гуни что это такое. Фото Гуни что это такое

Для усиления саттвы важно поддерживать режим. Тамас заставляет ложиться нас задолго после полуночи и вставать после 8 утра, так как тамасичные люди наиболее активны ночью. Раджас заставляет ложиться в полночь-час и вставать в 7-8 утра. При активной саттве, мы ложимся в десять-одиннадцать вечера и встаем в четыре-пять утра. Таким образом, утром с 4 до 10 – это время гуны благости. Именно в это время происходит наиболее гармоничное пробуждение, которое благоприятно для молитвы, изучения священных писаний, медитации, занятий йогой. С 10 утра до 22 часов – время влияния гуны страсти. В это время осуществляется активная деятельность. С 22 до 4 утра – время влияния гуны невежества. Это время сна – погружения в самозабвение.

Гуны и практика йоги

Влияние гун важно учитывать в нашей личной практике йоги. Работа с гунами, пусть и не явный, но важный элемент любого занятия хатха-йогой. На утренних тренировках людям часто характерны тамасичные состояния – вялость, сонливость, леность; вечером проявляется раджас, как результат перевозбуждения после активного дня или также тамас (в результате переутомления).

Таким образом, можно выделить три ступени практики (а также терапии болезней ума в аюрведе):

Для разрушения тамаса можно принимать активные интенсивные комплексы, такие как Сурья Намаскар, виньясы и сукшма-вьяяма. Для усмирения раджаса – успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаямы, асаны на баланс. Взращивание саттвы происходит в медитативных практиках и, по сути, может происходить в любом из комплексов, упражнений и практик йоги при высоком уровне выполнения. Саттвическим людям в меньшей степени требуется практика асан, отдается предпочтение релаксирующим, созерцательным и медитативным практикам.

Опосредованно усилить раджас или тамас, а также привести их в равновесие и тем самым достичь состояния саттвы можно используя пранаямы. Так Нади-Шодхана, воздействуя на лунный и солнечный энергетический каналы и балансируя их, полезна как практика для усиления саттвы; Чандра Бхедана Пранаяма воздействует только на лунный канал, усиливая тамас; Сурья Бхеда Пранаяма посредством солнечного канала усиливает раджас.

Достаточно точные инструкции, как освободиться от влияния гун в своей жизни, мы можем получить из древнеиндийского текста «Бхагавата-пурана» или просто «Бхагаватам», где также отмечается важность для этого методов йоги:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.»

На мой взгляд, существует три поэтапных уровня работы с гунами практикующего (садхака):

Мы живем в мире проявленной природы, выраженной с помощью трех ее качеств – гун. Гуны влияют на нас, наше окружение, нашу практику, качество жизни и сознания. Задача практикующего осознать это влияние и использовать это знание для поддержания своего физического и психического здоровья, а также достижения главных целей практики хатха йоги – душевной гармонии и погружения в самадхи.

Гуни что это такое. Смотреть фото Гуни что это такое. Смотреть картинку Гуни что это такое. Картинка про Гуни что это такое. Фото Гуни что это такое

Автор: Сергей Тверье

Сертифицированный инструктор хатха-йоги, выпускник Школы инструкторов йоги Федерации йоги России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *