И познают дети что такое ад
Библейские «страшилки» и разговоры об аде
Как рассказать ребенку о жестоком мире ветхого завета, чтобы не травмировать его детскую психику? Как объяснить, что Бог не жесток, а милосерден? Стоит ли пугать детей вечными адскими муками за непослушание?
Ветхий завет
С самого начала мы знакомим детей с любящим Богом, говорим о том, что Бог как солнышко, озаряет все вокруг своей любовью. И вдруг перед детьми появляются страницы Ветхого завета, с египетскими казнями, наказанием иудеев, всемирным потопом. Истории Ветхого завета полны кровопролитий. Ветхий человек сам по себе жестокосерден и очень грешен, за что собственно Бог и наказывает его. Однако и сам Бог в Ветхом Завете может показаться ребенку карателем, истребляющим целые народы и уничтожающим города. На самом деле это не так. Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником? Первая мера – пресечь всякое общение. Так и Бог, долго терпит «выходки» своего любимого ребенка, ждет покаяния, многократно прощает, и только потом уже наказывает. И не просто в педагогических целях, а для взращивания нового поколения, готового принять в будущем Иисуса Христа и перейти с ним в Новый завет.
По словам иеромонаха Адриана (Пашина):
«Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве».
Поэтому, прежде всего, стоит объяснить детям, за что собственно гневается Бог, и что его кары – справедливая мера за поступки ветхозаветных людей.
Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода (Исх 34:6–7).
По мысли православного богослова В. Лосского, «история человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения… Падший человек находится в состоянии мучительной пассивности, сначала это ничем неистребимая щемящая тоска по раю, а затем – все более сознательное ожидание спасения». Ветхий Завет – это, по слову св. отцов, детоводитель, т. е. воспитатель рода человеческого, который премудро приготовил его к Пришествию в мир Иисуса Христа и принятия Его, как Спасителя мира.
Детские капризы ведут в ад?
Протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва):
«Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.
Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе — над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога — создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.
А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!». И далее: «но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.
Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов».
Пугать детей адскими муками за неубранные игрушки и демонами за плохое поведение, конечно, нельзя. Так же, как и лукавить, что все послушные дети попадут в рай. Говоря об аде и рае, нужно сказать, что рай – это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами. В любом случае акцентировать внимание детей необходимо на любви Божией и его безграничной милости к нам.
Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы:
«Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».
Детям об аде и рае
Великий пост – это то время, когда мы пытаемся рассказать нашим детям о Воскресении Христовом, о грехопадении человека, о Страшном Суде, о том, что будет с нами после смерти, об аде и рае. В каком возрасте и что именно мы должны сказать об этом детям, чтобы не напугать страшными образами, с одной стороны, и чтобы представления о рае не сводились к описаниям плотских удовольствий (как говорили одному мальчику его родители: «Рай – это такой красивый сад, где много цветов, а на деревьях растут конфеты и булочки»)? О чем и как следует говорить детям, мы попросили рассказать двух священников.
Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы)
Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию в гимназии «Плесково», отец восьмерых детей:
«Общие рекомендации, когда и что можно говорить ребенку об аде и рае давать сложно. Потому что родитель своего ребенка знает лучше всех и он сам должен определять, когда и что его ребенку будет понятно, и за это родитель несет ответственность.
Не стоит бояться такой темы. Мне кажется, что самым удобным и разумным способом начать этот разговор может быть чтение притчи о богаче и Лазаре. Там все спокойно и наглядно описано.
Перед таким ответственным разговором обязательно нужно помолиться, и найти те немногие, но нужные слова. Сказать, что рай – это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами.
В этих беседах важно постоянство и последовательность, чтобы дети улавливали связь библейских событий, можно перед сном читать небольшие отрывки из Закона Божия для детей».
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
«Мне кажется, что ребенку нужно объяснять, что такое ад и рай, прежде всего, исходя из слов Христа «Царство Божие внутри вас есть» и говорить о том, что ад и рай это внутреннее состояние человека, которое останется с ним после его смерти. А как это будет происходить, как это будет выглядеть, для нас по большому счету неведомо, Господь нам этого не открыл.
А поскольку человек существо и духовное и телесное, и в воскресении человек будет восстановлен в теле, то, видимо, эти нарушения будут отражаться и на теле человека, каким-то нам неведомым образом. Когда у человека тьма на душе, тело его не может испытывать радости.
Еще можно говорить, что человек по своему состоянию может просто не выдерживать близости Бога и Царствия Небесного. Если представить себе преступника, уголовника, который большую часть жизни отсидел в тюрьме, и представить, что мы могли бы поместить его к Сергию Радонежскому в его первую монашескую общину, он бы среди этих людей вряд ли бы выдержал и три дня. Ему бы все это стало скучно, пресно и неинтересно, хотя его там и кормили бы и помогали, но он сбежал бы оттуда, потому что для него это невыносимо, и нашел какой-нибудь кабак, где почувствовал бы себя своим.
Нельзя назвать определенного возраста, с которого надо начинать говорить об аде и рае. Наверное, это очень сильно зависит от того, как формируется христианское понимание жизни у ребенка. Например, мы видим, что есть ребенок, который начинает очень искренне исповедаться в 6-7 лет или в 8 лет, а есть ребенок из церковной семьи, который приходит к настоящей исповеди в 15 лет или вообще не приходит к ней никогда, не переживает ее. Это говорит о том, что человек не переживает грех как рану, как боль. И с ним сложно разговаривать об аде, потому что ад все-таки результат грехов человека. Нельзя назвать такой момент, когда можно посадить перед собой ребенка и начать говорить «ад это то-то, а рай – это то-то», но отвечать на вопросы, если он начнет их задавать, наверное, можно условно с 7 лет, а точнее, с того возраста, когда человек начинает понимать грех как разлучение с Богом и как боль, хотя бы отдаленно.
Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».
Подготовила Вероника БУЗЫНКИНА
«Мама, а что такое Ад?»
Однажды я стала свидетелем небольшого диалога мамы и ребёнка лет четырёх:
– Мама, а что такое АД? – спросил малыш свою любимую маму о слове, которое он услышал, очевидно, в разговоре взрослых.
– Ад – это страшный огонь! Аллах отправит туда всех, кто Его не слушается, не выполняет Его приказы и не любит Пророка Мухаммада, саллиаллаху алейхи ва саллям, – сказала как отрезала мама в ответ своему сынишке.
– Мама, а что, Аллах плохой? – заключил ребёнок.
Мама мальчика немного опешила. Как можно было сделать такой вывод о Творце Всего Сущего? О Самом Добром, Милостивом и Милосердном? Может быть, что-то было сказано не так? Надо исправлять ситуацию. Но как? Что сказать?
А мальчик тем временем съёжился от объяснения мамы, о чём-то задумался и умчался в своих мыслях куда-то далеко-далеко, не проявляя интереса к дальнейшему разговору…
О знании нужном и своевременном
Поставив себя на место четырёхлетнего ребёнка, даже я как-то съёжилась от подобного объяснения, и мне стало страшно и неуютно. А надо ли так ребёнку объяснять, что такое Ад? И в таком ли возрасте рассказывать детям об Аде, Шайтане, грехах? Несомненно, все мы должны знать эти понятия и опасаться наказания Всевышнего Творца. Но как и когда вводить эти понятия в сознание малыша?
Воспитываясь в исламской семье, ребёнок постоянно слышит слова «Аллах», «Рай», «Ад» и т. д., и в один из дней он обязательно спросит: «А что это?» Ребёнок сам вам подскажет, когда он готов узнать что-то новое. Как этот малыш, который решил узнать, что такое «Ад». Ведь для ребёнка весь мир является недоступной таинственностью. Он желает знать всё.
И даже о Боге. Если бы ребёнок не слышал от взрослых о Боге, он бы инстинктивно искал своей мыслью центр и сосредоточие мира. Особенно интенсивно этот процесс происходит в возрасте 6–7 лет, иногда и ранее. Именно в этом возрасте малыш готов узнать очень и очень многое, до этого совсем абстрактное и непонятное. Научно доказано, что именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает «пытать» родителей вопросами на тему жизни и смерти, таинстве рождения. Всё это вполне нормально и связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием чада.
Такие вопросы возникают в любой семье: религиозно соблюдающей или далёкой от выполнения канонических норм. Хотя, по личным наблюдениям, в первых семьях подобные вопросы возникают немного раньше, да и сами родители в более раннем возрасте начинают знакомить своих детей с основами религии.
Любой ребёнок не может обойтись без религиозных образов, и если взрослый не будет давать ему образы религии, ребёнок сам их создаст. Чем богаче религия образами, тем она доступнее и ближе к детской душе, тем более глубоко воздействие на неё религии.
Но! Существует большая ошибка воспитания. Нельзя слишком рано интеллектуализировать некоторые религиозные переживания, то есть сообщать ребёнку идеи, до которых не доросло ещё в своём развитии детское сердце. Он ещё нуждается в образах, но до идей ещё не дорос.
Тем более не надо начинать знакомить ребёнка с Творцом с «отрицательных» религиозных образов и понятий, с того, что может напугать малыша и оттолкнуть его от Всевышнего. Любой ребёнок не любит наказаний, боится их.
Подумайте, любит ли сын отца, который постоянно угрожает, бьёт, унижает, оскорбляет? Да, он может быть, послушным, покорным и молчаливым. Но вот любит ли сын по-настоящему такого родителя? Скорее он его боится и в глубине души ненавидит. И от этого он несчастен.
А иной сын подрастёт и не станет такого терпеть – он найдёт способ взбунтоваться и скорее покинуть ненавистное родительское гнездо!
Нельзя ребёнка, чистого и незасоренного лишними знаниями, привлекать к прекрасному путём угроз и страхов. Это вызовет в нём протест и нежелание искренне любить и искренне трепетать перед Всевышним Творцом!
Начните с любви!
Так с чего же начать? Начните с любви. Сформируйте любовь в сознании ребёнка к своему Создателю. Расскажите о тех дарах, которые Он нам дал, покажите Его подарки для него, поведайте о Его прощении, бесконечном прощении, даже после нашего ослушания. Расскажите о Рае. – И лишь потом, только потом можно сказать о наказании – только после того, как малыш полюбит всем сердцем своего Творца и не захочет поступить так, как не понравится Ему!
О страхе. Когда?
Но мы всё-таки должны опасаться гнева Всевышнего, бояться Его наказания; мы просим Аллаха уберечь нас от Ада и одарить нас Своей милостью. Именно поэтому говорить монотонно и излишне спокойно, наверное, на эти темы нельзя. Если же мы будем так делать, то ребёнок может начать относиться к своей религии, как востоковеды относятся к Исламу: методично и сухо.
Поэтому, вероятно, подробные рассказы про Ад лучше оставить на период после шести-семи лет, когда происходит интенсивная интеллектуализация всех психических функций ребёнка. В семь лет у малыша возникают новые темы в общении с взрослыми, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребёнка и семьи. Юному человеку становится интересно обсуждать темы планет, космического пространства, узнавать о жизни в других странах, затрагивать морально-этические вопросы, а также интересоваться происхождением жизни. На седьмом году расширяются сферы интересов, он стремится найти своё место в «широком мире». Дети, с одной стороны, часто обращаются к родителям за информацией, делают их своими экспертами. С другой стороны, стремятся к собственному анализу происходящих явлений, начинают долго рассуждать, причём в присутствии взрослого, тем самым проверяя правильность своих рассуждений. В этом возрасте особенно проявляется интерес ребёнка к истории семьи, семейным связям; дети задают вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, бабушек, дедушек. С интересом рассматривают фотографии, семейные реликвии, то есть стремятся найти своё место в широкой сети семейных связей.
Если же в ярких красках рассказывать про Ад, наказания Всевышнего слишком маленьким и неподготовленным детям, то ребёнок будет переполнен страхами. Ведь хорошо известно, что дошкольный возраст – это бурный период страхов темноты, выдуманных сказочных героев, пожаров, войны, смерти родителей и т. д.
В связи с этим вспоминается сюжет из фильма «Королёк – птичка певчая», когда маленькие дети из далёкого села традиционно играли в неестественную для детей игру в похороны. Они слишком реалистично воспринимали свою игру, в которой было много страха и не было главного – любви ко Всевышнему, умения любить жизнь и быть благодарными Всевышнему за все Его дары человечеству!
Если же ваш ребёнок настаивает на том, чтобы в его четыре года вы рассказали о том, что такое Ад, то давайте информацию дозированно, адаптируйте её для детской психики. Расскажите ребёнку об этом доступным языком, в соответствии с его уровнем понимания. И не забывайте начать рассказ с любви нашего Господа к Его рабам!
Юлия Замалетдинова, канд. псих. наук,
гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»
Детям об аде и рае
Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию в гимназии «Плесково», отец восьмерых детей:
«Общие рекомендации, когда и что можно говорить ребенку об аде и рае давать сложно. Потому что родитель своего ребенка знает лучше всех и он сам должен определять, когда и что его ребенку будет понятно, и за это родитель несет ответственность.
Не стоит бояться такой темы. Мне кажется, что самым удобным и разумным способом начать этот разговор может быть чтение притчи о богаче и Лазаре. Там все спокойно и наглядно описано.
Перед таким ответственным разговором обязательно нужно помолиться, и найти те немногие, но нужные слова. Сказать, что рай – это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами.
В этих беседах важно постоянство и последовательность, чтобы дети улавливали связь библейских событий, можно перед сном читать небольшие отрывки из Закона Божия для детей».
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
«Мне кажется, что ребенку нужно объяснять, что такое ад и рай, прежде всего, исходя из слов Христа «Царство Божие внутри вас есть» и говорить о том, что ад и рай это внутреннее состояние человека, которое останется с ним после его смерти. А как это будет происходить, как это будет выглядеть, для нас по большому счету неведомо, Господь нам этого не открыл.
А поскольку человек существо и духовное и телесное, и в воскресении человек будет восстановлен в теле, то, видимо, эти нарушения будут отражаться и на теле человека, каким-то нам неведомым образом. Когда у человека тьма на душе, тело его не может испытывать радости.
Еще можно говорить, что человек по своему состоянию может просто не выдерживать близости Бога и Царствия Небесного. Если представить себе преступника, уголовника, который большую часть жизни отсидел в тюрьме, и представить, что мы могли бы поместить его к Сергию Радонежскому в его первую монашескую общину, он бы среди этих людей вряд ли бы выдержал и три дня. Ему бы все это стало скучно, пресно и неинтересно, хотя его там и кормили бы и помогали, но он сбежал бы оттуда, потому что для него это невыносимо, и нашел какой-нибудь кабак, где почувствовал бы себя своим.
Нельзя назвать определенного возраста, с которого надо начинать говорить об аде и рае. Наверное, это очень сильно зависит от того, как формируется христианское понимание жизни у ребенка. Например, мы видим, что есть ребенок, который начинает очень искренне исповедаться в 6-7 лет или в 8 лет, а есть ребенок из церковной семьи, который приходит к настоящей исповеди в 15 лет или вообще не приходит к ней никогда, не переживает ее. Это говорит о том, что человек не переживает грех как рану, как боль. И с ним сложно разговаривать об аде, потому что ад все-таки результат грехов человека. Нельзя назвать такой момент, когда можно посадить перед собой ребенка и начать говорить «ад это то-то, а рай – это то-то», но отвечать на вопросы, если он начнет их задавать, наверное, можно условно с 7 лет, а точнее, с того возраста, когда человек начинает понимать грех как разлучение с Богом и как боль, хотя бы отдаленно.
Как выглядит настоящий ад в реальности – что такое 9 кругов ада и что говорит Библия
9 кругов ада, что это на самом деле
Религиозные убеждения гласят — ад это место в которое попадают грешники дабы нести мучения. Об описании ада, практически все религии сходятся. В каждой из них описывается суд на котором взвешиваются душевные поступки.
В чем заключается ад в разных верованиях:
Принято считать, что ад это место расположена ближе к земному ядру.
Разделен он на 9 кругов, иначе можно сказать этажей и чем ниже этаж тем больше мучаются души. В древние времена верили, что извержение вулканов — это доказательство нахождения под землей ада, а кратеры — это вход в него.
По Данте в аду находятся следующие круги:
Люцифер в аду
Как уже было сказано, владыка ада находится на самом последнем кругу. А как выглядит дьявол в аду? Известно, что после падения, самый красивый ангел потерял свою привлекательность. Его наказали рогами, лицом со шрамами на лице, крыльями.
Однако часто упоминается и другой облик. Его внешность ассоциируют с инфернальным козлом. У него устрашающий вид, голову венчают огромные рога, крепкие челюсти и желтые глаза.
Возможно ответу на вопрос как выглядит Люцифер в аду мы обязаны христианству. Именно здесь он приобрел внешности бога-сатира. В его описании есть большие крылья, копыта и рога. Данте описывал дьявола как чудовище с несколькими пастями. В своем кругу ада он вечно мучает самых больших предателей.
Встретить Люцифера в виде козла можно на фресках или иконах. На них он восседает в центре, а души грешников его окружают.
Ад в реальности
Существует много фото как выглядит ад и рай, но наверняка точного описания никто не даст. Однако в истории были случаи, когда люди после состояния клинической смерти утверждали, что побывали в страшном месте.
Религии сходятся в том, что люди не просто тело. Душа покидает его и продолжает существовать в другом мире. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, его душа отправляется в светлое место или в преисподнюю.
Это несколько примеров того, как выглядит ад в реальной жизни по описанию тех, кто там побывал:
Описание ада в религиях
В разных религиях ад описан по своему. Например изучая информацию о том, как выглядит ад по библии можно понять, что он описан как что-то невидимое и подземное. Согласно церковным преданиям после смерти с 9 по 40 день душу знакомят с порядками в аду и показывают, что его ждет если он окажется грешным на суде божьем.
Первое описание ада дает пророк Исаия. Но в этом отрывке ад показан не как место в котором наказывают. Его описывают как склад с ветошью, но в этом случае вместо ветоши тут находятся люди.
Как выглядит ад, ислам описывает иначе. В Кур’ане сказано, что ад это огромное, черное и отвратительное место в котором зловоние и страшные звуки. Неверующих туда бросают как дрова в топку. Каждый, кто туда попадет, будет страдать от сжигающего огня, скорпионов, змей и холода. В этом месте мучаются не только душой, но и телом и страданиям нет конца, перерыва или привыкания.
Заключение
Не столь важно является ли ад порождением нашего сознания или это реальный потусторонний мир. Личное дело каждого, воспринять его как догму религиозного характера или как философское определение. Однако описание явно дает понять, что именно ждет грешников в этом месте после смерти.
Смотрите также видео с рассказами людей, побывавших в аду: