И путник усталый на бога роптал о чем
Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина
Всего получено оценок: 43.
Всего получено оценок: 43.
В произведении «Подражания Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, именно поэтому данная работа поэта считается неоднозначной, поскольку эта тема во все времена считается наиболее болезненной. Предлагаем краткий анализ «Подражания Корану» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.
История создания – Цикл написан в 1824 году.
Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.
Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединённых между собой общим замыслом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Все части цикла написаны различными стихотворными размерами с использованием различных рифмовок.
Метафоры – «сень успокоенья», «зоркое гоненье».
Эпитеты – «безнадёжной», «усталый», «мгновенный».
Старославянизмы – «роптал», «алкал», «зеницы».
Сравнения – «как лён, елеем напоенный».
История создания
По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.
Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.
В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.
Цикл стихов «Подражание Корану», датируемый 1824 годом, Александр Сергеевич посвятил Прасковье Осиповой, своему самому главному оппоненту в период ссылки в Михайловском.
Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.
Композиция
Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.
В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.
Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.
В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.
Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.
Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.
Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.
В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.
В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.
Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.
Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.
Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такой признак, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихотворения объединяет тема величия всесильного Пророка и его Корана, символа власти правды, чистоты и добра.
Средства выразительности
Произведение насыщено высокой лексикой. Особое место занимают старославянизмы ( «роптал», «алкал», «зеницы» ), придающие стихотворению особое звучание, схожее с библейскими текстами.
Также во всём разнообразии представлены эпитеты (« безнадежной», «усталый», «мгновенный »), метафоры (« сень успокоенья», «зоркое гоненье »), сравнения (« как лен, елеем напоенный »).
Анализ произведения Пушкина Подражание Корана: изучаем подробно
В произведении «Подражание Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, именно поэтому данная работа поэта считается неоднозначной, поскольку эта тема во все времена считается наиболее болезненной. Предлагаем краткий анализ «Подражания Корану» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.
История создания – Стих написан в 1824 году.
Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума.
Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединенных между собой общим замыслом.
Жанр – Философская лирика.
Стихотворный размер – Все части цикла написаны различным стихотворным размером с использованием различных рифмовок.
Метафоры – «сень успокоенья», «зоркое гоненье».
Эпитеты – «безнадежной», «усталый», «мгновенный».
Олицетворения – «грянет гром», «кладезь иссяк».
Старославянизмы – «роптал», «алкал», «зеницы».
Сравнения – «как лен, елеем напоенный».
История создания
Стихотворение «Подражания Корану» было написано в 1824 году. Пушкину 25 лет. Южная ссылка закончилась, но поэт вынужден ещё 2 года жить в Михайловском под домашним арестом. За ним шпионил отец, вскрывая его письма. Узнав об этом, Пушкин на некоторое время нашёл приют у соседей по имению. Хозяйка Тригорского, Прасковья Александровна Осипова, была женщиной образованной и умной. Она была набожной, часто спорила с молодым поэтом о вере. Именно ей Пушкин посвятил «Подражания Корану», хотя в цикле речь идёт не о христианстве, а об исламе.
Хронологически первым было стихотворение «Смутясь, нахмурился пророк». Затем «Торгуя совестью пред бледной нищетой», о котором Пушкин писал брату Льву, что он трудится во славу Корану. Первые стихотворения цикла не имели мусульманского колорита. Это рассуждения о вере и месте человека в ней. Томашевский называл их духовными одами.
В ссылке в Михайловском Пушкин изучил доступный ему не очень точный французский перевод Корана и жизнеописание Магомета. Приметы мусульманского конкретизировались в стихах «Клянусь четой и нечетой», которые открывают цикл, и в других стихотворениях.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Подражания Корану»
«И путник усталый на Бога роптал. » представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский перевод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр — притча.
Цикл Пушкина «Подражания Корану» представляет собой не просто отдельные, хотя и взаимосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы вообще.
Завершающее стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал. » носит явно притчевый характер, и сюжет его достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении.
Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком:
И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник.
Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.
В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти — возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Произведение состоит из девяти отдельных стихов, каждый из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.
По этой причине лирический герой призывает всех верующих, и мусульман, и православных, открыть глаза и «восстать», то есть не жить слепо по законам Божьим, в то время как иные беззастенчиво манипулируют и используют имя Господа в своих корыстных целях.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его коробит тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.
Тропы и образы
Стиль священной книги Пушкин передаёт с помощью старославянизмов, как и в тех случаях, когда он пишет на библейские темы: сень, жажда, глава, стезя, тварь. Используются эпитеты высокого стиля: благочестивый, велеречивый, нескромный, пустой, целомудренный…
В некоторых частях Пушкин вообще не использует тропы, например, в третьей. От этого картина человеческих преступлений и Божьего суда особенно правдива и грозна. В пятой части, где описано творение Божье, наоборот, есть и великолепные сравнения (солнце светит, как масло в лампадном хрустале), и метафоры (верующие притекают ко свету, с очей падает туман). Богаты тропами восьмая и девятая части, которые как будто меньше связаны по смыслу с остальным циклом: это поучение и притча на общечеловеческие темы. Последнее стихотворение подводит итог всего цикла и перекликается с первым: не ропщи на те трудности, которые описаны вначале, и в конце получишь воздаяние.
Стихотворение и анализ «Подражания Корану»
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:
Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?
Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
О, жены чистые пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!
А вы, о гости Магомета,
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить пророка моего.
В паренье дум благочестивых,
Не любит он велеречивых
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых.
Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье:
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.
С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!
Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?
За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?
За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?
Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.
И все пред бога притекут,
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом.
С тобою древле, о всесильный,
Могучий состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но ты, господь, его смирил.
Ты рек: я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На всё подъята длань моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С тобою, боже, равен я.
Но смолкла похвальба порока
От слова гнева твоего:
Подъемлю солнце я с востока;
С заката подыми его!
Земля недвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.
Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.
Не даром вы приснились мне
В бою с обритыми главами,
С окровавленными мечами,
Во рвах, на башне, на стене.
Внемлите радостному кличу,
О дети пламенных пустынь!
Ведите в плен младых рабынь,
Делите бранную добычу!
Вы победили: слава вам,
А малодушным посмеянье!
Они на бранное призванье
Не шли, не веря дивным снам.
Прельстясь добычей боевою,
Теперь в раскаянье своем
Рекут: возьмите нас с собою;
Но вы скажите: не возьмем.
Блаженны падшие в сраженье:
Теперь они вошли в эдем
И потонули в наслажденьи,
Не отравляемом ничем.
Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчетливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам.
В день грозного суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный!
Сторицею воздаст она твоим трудам.
Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаянье,
Сжимаешь ты свою завистливую длань, —
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут — господом отверженная дань.
И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.
И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.
Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.
Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».
И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник…
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.
И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.
Краткое содержание
Данный поэтический цикл включает в себя девять отдельных стихов. Каждое стихотворение – это либо перепев определённой суры (главы) Корана, либо эпизод из жизни Магомета. Все стихи связаны общими мотивами и темами. Краткое содержание каждого из девяти стихов:
Осман Х. Бей. Исламский богослов с Кораном. 1902
История создания
После завершения южной ссылки, Пушкин на протяжении двух лет обязан был находиться в родном имении Михайловское, вдалеке от шумной столицы. Домашнее заточение, во время которого за поэтом шпионил родной отец, вскрывая всю его почту, невероятно тяготило поэта.
Постоянно быть в заключении Пушкин не мог: его пытливый ум требовал интеллектуальной пищи. Выход из удручающего положения был найден: Пушкин стал вести длинные задушевные разговоры с умной и образованной соседкой по имению – помещицей Прасковьей Осиповой. Прасковья Александровна была женщиной религиозной, поэтому частенько затевала с поэтом жаркие споры на предмет веры.
В ссылке у Пушкина под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт настолько увлёкся изучением священных текстов, что решил написать произведение на тему религии. Таким образом появился поэтический цикл «Подражания Корану», датируемый 1824 годом. Эту работу автор посвятил своему основному оппоненту в период михайловской ссылки – Прасковье Осиповой.
Жанр, направление, размер
Стихотворный цикл написан в жанре философской лирики. Все стихи, за исключением седьмого и девятого, написаны шестистопным ямбом. Седьмой стих написан двухстопным амфибрахием, а девятый стих – четырёхстопным амфибрахием. Рифма представлена мужская/женская. Рифмовка отличается разнообразием: есть парная, кольцевая, перекрёстная. Строчки седьмого стиха не имеют рифмы: у читателей возникает впечатление, будто бы это настоящая молитва, взятая из Корана.
Композиция
С композиционной точки зрения, поэтический цикл включает в себя девять небольших стихов, объединённых между собой общей тематикой:
Образы и символы
Рассмотрим несколько смысловых образов, свойственных всем стихам данного цикла:
Темы и настроение
Сквозная тема, проходящая сквозь все девять стихов поэтического цикла – тема истинной веры и слепого послушания догматическим требованиям религии. Пушкин не ставил перед собой конкретной задачи раскритиковать исламскую религию или иную другую: он с большим уважением отнёсся к тексту Корана. Поэт пытается, находясь в образе лирического героя, наблюдать и анализировать мотивы и деяния Пророка.
Основная идея
Цикл стихов доносит до читателей одну из ключевых идей: пока истинно верующие люди неистово соблюдают все религиозные доктрины, находятся другие люди, которые грамотно используют верующих в своих личных корыстных целях.
Средства выразительности
Особого внимания заслуживают средства выразительности, использованные Пушкиным при создании данного поэтического цикла:
История создания
Стихотворение было написано в 1824 году. В это время Пушкин находился в имении в Михайловском. Два года назад он вернулся из южной ссылки. Ему было тяжело находиться под домашним арестом, вдалеке от светской жизни Москвы. Отец шпионил за Александром Сергеевичем, читал его письма — все это угнетало поэта.
Пушкин не мог долго находиться в заточении, поэтому он подружился с соседкой-помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Вместе они часто спорили на тему веры.
Помещица была умной и образованной, но очень религиозной. Пушкин же отличался смелыми взглядами, и он находился в сложных отношениях с богом.
Как-то раз поэту попался в руки томик Корана. Его настолько увлекло чтение священной книги, что он решил написать стих на религиозную тему. Новый текст был посвящен Осиповой. Эта работа стала одной из самых неоднозначных в творчестве Пушкина.
Краткое содержание
В первой главе бог разговаривает с лирическим героем и требует от него послушания. Следом он описывает все то, что сделал — напоил водой в пустыне, скрыл от погони, наделил даром убеждать и т. д. Во втором напутствия даются женщинами. Они должны быть скромными и им нужно покрывать голову платком. Никто нечестивый не должен видеть их лица. Мужчинам же напоминают о необходимости проявлять скромность и не вести пустых разговоров.
В третьем стихе рассказывается о дне страшного суда, где кара настигнет всех тех, кто вел себя нечестиво. Остальным же верующим нужно читать Коран и следовать тому, что в нем написано.
В пятом стихе герой продолжает беседовать с Творцом. Помимо создания небосвода, небесных светил и других предметов окружающего мира, бог управляет ветрами и дождями. Именно он подарил людям Коран.
В шестом стихе лирический герой рассказывает о доблестных бойцах, которые смогли одержать победу и получить награду. Погибших же ждет рай. В седьмом стихе рассказывается о необходимости молиться. В восьмом тексте герой узнает, что если подаянье нищему подано со злостью и завистью, человека не ждет ничего хорошего. Его дары не будут учитываться.
В последнем стихе рассказывается о мужчине, который долго блуждал по пустыне. Эта часть начинается со строчки «И путник усталый на бога роптал» — это указывает на чувства человека. По велению Творца он нашел оазис и мирно заснул, но проснулся он старцем. Так он понял, что все живые существа находятся под властью бога. После этого откровения человек все понял и пошел дальше уже с верой.
Художественные приемы
Анализ «Подражание Корану» позволяет определить жанр стихотворения — философская лирика. В тексте можно найти размышления на вечные темы: что такое вера, зачем она нужна человеку и т. п. В композиции стихотворения можно выделить 9 частей:
Поэт не ставил перед собой задачу критиковать ислам. Он пытается подражать Корану, но не стремится заменить священные тексты. Пушкин призывает не следовать слепо вере, а уметь самостоятельно искать ответы на вопросы. Некоторые люди не придают религии большого значения и используют ее только для манипулирования.
При написании стихотворения автор использовал следующие средства выразительности:
Стихотворение наполнено старыми славянскими словами — зеницы, роптал, алкал и другими. Все это помогает передать особую атмосферу текста.
Интересно, что Пушкин не принимает ничью сторону — верных или неверных. Он всего лишь наблюдатель и читатель сам решает, кто ему ближе.
Стихотворение «Подражание Корану» является поэтическим переложением некоторых сур. В конце поэт делает своеобразный вывод — без веры в Творца жить не получится. Но вместе с этим нужно уметь самому выбирать сторону, так как есть люди, которые используют религию во зло.