Ичиги что это такое
Ичиги: удивительная обувь, популярность которой не исчезает с годами
Ичиги – вид национальной обуви, с которой многие современные модники и модницы знакомы не понаслышке. Ичиги считаются национальной обувью, которую до сих пор предпочитают приобретать и носить жители Азии, Татарстана, Башкирии и других стран. Но наибольшей популярностью они пользуются у народов Северного Кавказа.
Для кавказцев ичиги (обувь для охоты, джигитовки, танцев) представляют особую ценность. Являясь неотъемлемой составляющей национального костюма, такие сапоги изготавливались из первоклассной натуральной кожи. У истоков начала своего существования они использовались только при езде верхом. Позднее такую обувь стали надевать также на охоту.
В настоящее время сапоги ичиги — обувь для особых торжеств и важных национальных праздников. Ее достают из сундуков для того, чтобы с честью исполнить лезгинку на носках с гордо поднятой головой и ровной осанкой. Большой честью для горцев и всех кавказских народов считается исполнение традиционного танца именно в ичигах.
На территории Кавказа испокон веков существует традиция, что несколько пар обуви обязательно должны присутствовать в гардеробе мужчины. И ичигам в нем отводилось особое место. Культ обуви у горских народов сохранился до сих пор. Считается, что если парень не имеет традиционных кожаных сапог, то это неуважение к истокам и культуре Кавказа. Поэтому купить охотничьи ичиги – долг каждого горца.
В последнее время особо поощряется популяризация национальных ценностей. Детали традиционных для той или иной нации убранств становятся очень модными, востребованными. В том числе и обувь. Но если раньше кавказские ичиги считались настоящей роскошью и приобрести их себе могли позволить далеко не все, то сейчас стать обладателем такой обуви могут все желающие.
Купить сапоги ичиги можно, выбрав и заказав нужную модель в интернет-магазине «Кавказ Сувенир». Сапоги, представленные в онлайн-каталоге Али Аскерова, выполнены талантливыми мастерами в лучших традициях Северного Кавказа. Они сделаны с особым трепетом и щепетильностью из высококачественной кожи, которая является гарантией долговечности изделий.
От истоков до настоящего времени
Впервые в истории упоминание про ичиги, как про обувь для охоты появились в IV столетии. Такая обувь изготавливалась из козлиной кожи и отличалась невероятной мягкостью и отличными практичными характеристиками. Напоминающие по форме высокие сапоги, ичиги также использовались всадниками во время верховой езды.
Благодаря комфорту и удобству в носке, постепенно кожаная обувь стала получать распространение и в других странах. Стоит отметить, что особого внимания заслуживали ичиги, изготовляемые казанскими мастерами «обувных дел». Они существенно отличались от традиционных сапожек.
Во-первых, потому, что они оснащались шнуровкой, позволяющей регулировать объем ноги и обеспечивающей надежную фиксацию обуви. Во-вторых, из-за наличия небольших каблучков и яркой раскраски, благодаря которой модели стали считаться женскими и могли украшать ножки представительниц прекрасного пола.
Но на Кавказе традиционными считались все же модели, выполненные из мягкой кожи без дополнительной фурнитуры. Ичиги женские, и мужские, были выполнены в едином стиле и могли отличаться цветом и наличием широкого низкого каблука, как в этой модели.
Особенности и достоинства обуви
Удивительной особенностью традиционных горских сапог является то, что они одинакового хороши как для лета, так и для зимы. Пожалуй, лучше них нет обуви, которая бы в жару не позволяла ногам потеть, а в холодное время года сохраняла их теплыми и сухими. Зимние ичиги удобные, комфортные и стойкие к морозам. Яркий пример: охотничья модель с плотной подошвой из кожволокна.
От другой обуви, ичиги отличает целый ряд достоинств:
Практические и эстетические преимущества кавказских кожаных сапог однозначно стоят того, чтобы их приобрести. Тем более что оценить лично все достоинства обуви можно лишь при непосредственной ее эксплуатации. К тому же, такие сапоги очень универсальны.
Ичиги мужские и женские модели превосходно могут сочетаться с любым нарядом. Их можно надеть с джинсами и получится очень стильный современный наряд. Также можно сочетать кожаные высокие сапоги с юбками разной длины, чтобы добиться интересных комбинаций под любое мероприятие.
Женские ичиги надевают с платьями для танцев, в то время как мужские модели используют для исполнения традиционной лезгинки или джигитовки на массовых национальных праздниках. И чтобы получить действительно качественную обувь и не разочароваться в покупке, стоит отдавать предпочтение только проверенным поставщикам.
Кому стоит доверять, выбирая национальные кожаные сапоги
И интересуясь, где купить ичиги, стоит обратить внимание на проверенного продавца Али Аскерова. В его интернет-магазине «Кавказ Сувенир» предлагает безупречные первоклассные кожаные сапоги, изготовленные знаменитым дагестанским мастером Юсупом Исрафиловым. Модельный ряд включает модели с мягкой и жесткой подошвой, в классическом или современном исполнении и в разнообразной цветовой гамме.
Ичиги купить у Али Аскерова – это хорошее приобретение и выгодное вложение средств, которое будет радовать своей красотой, практичностью и уникальностью в течение долгих лет. Такие изделия, выполненные в лучших дагестанских традициях, гарантировано прослужат верой и правдой далеко не один сезон.
Тем, кто станет счастливым владельцем кожаных сапог, рекомендуется узнать правила ухода за такой обувью. Ичиги, цена которых в интернет-магазине вполне доступна, стоит обрабатывать лишь специальными средствами. Они позволят обуви сохранить свой первозданный внешний вид и практические характеристики в течение многих лет.
Клиенты магазина «Кавказ Сувенир» имеют уникальную возможность заказать ичиги, изготовленные вручную мастером Юсупом Исрафиловым. В Москву и в регионы России осуществляется отправка популярными транспортными компаниями. Это значит, что жители из любого уголка великой русской державы смогут заказать и купить ичиги, став счастливыми обладателями традиционных кавказских сапог.
Значение слова «ичиг»
и́чиг
1. рег., в основном мн. ч. традиционная мужская и женская обувь у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья; высокие лёгкие сапоги без каблуков на мягкой подошве из мягкой кожи или цветного сафьяна ◆ Было у киргизки покорное лицо с узкими, как зёрна овса, глазами, фаевый фиолетовый кафтан и сафьяновые ичиги. Вс. В. Иванов, «Дитё», 1922 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он … весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен. А. А. Фадеев, «Разгром», 1925–1926 г (цитата из НКРЯ) ◆ Он легко, в ритме бежал, не запинаясь, не глядя под ноги, чувствуя через мягкую кожу ичигов еловые корни. 〈…〉 Отсыревшие ичиги скользили по траве. Андрей Скалон, «Стрела летящая…», 1964 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Есть ичиги — кожаные с кожаными голяшками, есть чирки с опушнями — всё кожаная обувь, а бывают бокаря и торбаса — это из камуса, оленьего и сохачьего Михаил Тарковский, «С людьми и без людей», (1983) // «Октябрь», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вбросить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особый шов и узорные ичиги: почему татарская кожаная мозаика уже более 300 лет остается актуальной
Об истории возникновения легендарных татарских сапог, о том, как деревенским мастерским жилось в эпоху капитализма, и насколько востребована кожаная мозаика сейчас, читайте в материале «Казанских ведомостей».
В Национальном музее Республики Татарстан состоялось открытие выставки «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», посвященной промыслу казанских татар по изготовлению всемирно известной узорной обуви и других изделий из кожи с применением техники мозаики, которые пользовались популярностью в Европе, Азии и Америке в XIХ-ХХ вв.
Посетители смогли увидеть все богатство и разнообразие крупнейшей коллекции кожаной мозаики музея, а также проследить за развитием этого промысла в Казани и её окрестностях с конца XVIII по начало XX века. Многие экспонаты выставки были показаны впервые.
Откуда все-таки появилась кожаная мозаика?
По словам доктора искусствоведения и главного научного сотрудника Института истории, им. Ш. Марджани Гузельи Валеевой-Сулеймановой, обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Эксперты, изучающие эту область выделяют три разные техники — тиснение, шитье по коже и выжигание, но техника кожаной мозаики является уникальной и крайне редко встречается при раскопках. Самый ранний образец относится к XVIII веку, поэтому установить, существовала ли такая технология раньше, не представляется возможным.
«Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике — вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык. При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи», — рассказала Гузелья Фуадовна.
Она подчеркнула, что подобный шов встречается только в искусстве казанских татар. «Мы предполагаем, что он имеет истоки, восходящие к древнетюркской эпохе, но сохранившиеся образцы, к сожалению, отсутствуют», — добавила она.
С конца XVIII века изделия из кожаной мозаики широко распространяются у татар и других мусульманских народов, с которыми были налажены деловые и торговые связи. В Бухаре в это время работали многие татарские мастера и некоторые исследователи полагают, что узорные сапоги — работа все-таки бухарских мастеров и обувь была завезена в Казань из этого города.
Появление так называемых ичигов — татарских сапог из мягкой кожи обусловлено широко распространенной традицией наездничества. Сапог должен был быть мягким, чтобы не навредить животному, но при этом очень прочным — для этого требовалась особая выделка. После обувь получила распространение среди жителей сел и городов во многом благодаря мягкости и удобству в перемещении и совершении намаза. А при выходе на улицу поверх мягких ичигов надевали специальные кожаные кавуши (аналог галош) с твердой подошвой.
Также существует предположение, что во многом ичиги получили распространение благодаря традициям многих мусульманских народов сидеть, скрестив ноги, а сапоги идеально подходили для этого из-за своей мягкости.
Расцвет, закат и немного капитализма
Расцвет производства ичигов пришелся в Казани и соседних деревнях на XIX век. Изготовление узорной обуви в технике мозаики было объединено с производством расшитых головных уборов — калфаков, тюбетеек и тд. Такое объединение было связано с тем, что в процессе производства использовался труд мастериц, сшивавших специальным швом узорные заготовки кожаной обуви и украшавших в технике золотого и серебряного шитья головные уборы и обувь из бархата. До конца XVIII в. шитьем ичигов занимались преимущественно на дому женщины-селянки, расшивая их себе в приданое. Затем начало появляться все больше семейных мастерских и артелей, занимающихся созданием обуви.
В 1840-е гг. образовались крупные мануфактурные предприятия. Процесс был упрощен: сначала делали болванку, а потом работали над ее отделкой. Производство было четко разграничено — мужской труд был направлен на подготовительные и завершающие этапы создания обуви (они кроили изделия и пришивали подошвы), а женщины сшивали куски раскроенной кожи.
Если в ремесленном производстве разделение труда происходило в пределах семьи или артели, то в промысле специализация углубилась: крой обуви и ее окончательную отделку стали осуществлять в Казани, в то время как сшивание кусочков узорной кожи — в деревнях Заказанья.
Подобное разделение вскоре охватило производственные предприятия в более глобальном масштабе — фирмы, занимающиеся продажей обуви, заготавливали все необходимое сырье, а затем отсылали изделия к разным производителям. Например, в Казани работали заготовщики, в том время как основная часть пошивочных работ производилась в деревнях Заказанья.
По статистике, в конце XIX в. в Казани работало до 2 тысяч мастеров, до 10 тысяч — в окрестных аулах. Производство узорной обуви достигало до трех миллионов пар в год. Заказы выполнялись как на внутренний, так и внешний рынок. Изделия отправлялись на крупные ярмарки в Западную Европу, города Поволжья, Урала и Сибири и особенно в Среднюю Азию, отчего этот вид обуви и получил название «азиатской». К 1910 г. число торгующих лавок в Казани достигло 43, куда поставлялся ичижный товар от 34 фирм-производителей.
Наиболее крупным производителем и торговцем узорной обуви был казанский купец 2-й гильдии Мухаммадзян Галеев. В 1869 г. он основал фирму по производству и продаже национальной обуви. Изделия его фабрики, выпускавшей обувь и головные уборы (около 100 моделей), продавались в Казани, Уфе, Москве, в Оренбургской губернии, в Англии и Франции и многих городах Средней Азии, а также выставлялись на ярмарках. Товары были удостоены множества российских и иностранных наград, в числе которых: серебряная медаль на Всемирной Парижской выставке в 1889 г. и международной выставке в Чикаго в 1893 г., а также на Всероссийской Нижегородской выставке-ярмарке 1898 г.
Изделия татарских ремесленников пользовались большим спросом у многонационального населения регионов. Узорная обувь стала частью не только татарского национального костюма, но еще и башкирского, казахского и узбекского.
С конца XIX в. отрасль узорной обуви начала угасать. Трудно выполнимая, ручная работа по созданию кожаной мозаики осталась далеко позади в сравнении с темпами производства набирающих обороты фабриками, производящими огромное количество дешевых товаров. Это привело к отрыву от традиций народного творчества и обезличиванию изделий, а также падению их качества.
«Создание ичигов из кожаной мозаики — это кропотливая и очень сложная ручная работа. В 1970-е гг. технику мозаики, особенно процесс сшивки узорных кусочков кожи, пытались механизировать. Но это оказалось бесполезным, так как машинное исполнение сводило на нет эстетику тонкой ручной работы, при которой совмещались и сшивание, и декорирование узоров, а вместе с этим исчезала и специфика знаменитого шва», — отметила профессор.
После войны, в связи с тяжелой экономической ситуацией, изготовление ичигов еще сильнее потеряло своей актуальности. Артели в Арске и близлежащих деревнях были объединены в Арскую фабрику национальной обуви, где в основном производили тапочки, а ичигам был оставлен всего один небольшой цех.
Что с ней сейчас?
Стоит отметить, что спрос на уникальные изделия, выполненные в стиле кожаной мозаики, не потеряли популярности и по сей день. Обувь и различные аксессуары современных мастеров имеют большой спрос не только у туристов, но и у жителей республики, особенно тех, кто стремится к национальной идентичности.
К тому же, они экологичны, так как сделаны исключительно из природных материалов, а само изделие будет служить отличным подарком во многом благодаря оригинальности и яркому узору.
«Изделия из кожаной мозаики — хороший подарок и украшающий, как костюм, так и интерьер, предмет. Когда есть спрос, то и производство развивается, пусть не в массовом фабричном масштабе, но в форме творческих мастерских, артелей или работы на дому. Например, в тех же производствах, существующих сегодня в Дубьязе, Арске, мастерских в Казани», — рассказала Гузелья Фуадовна.
Кроме того, сегодня это искусство развивается молодыми мастерами — выпускниками Казанского художественного училища имени Фешина, лучшие работы которых также заняли свое место на выставке.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Что такое ичиги?
Обувь, покорившая Европу! Ичиги — модная новинка или элемент народного татарского костюма? Они завоевали медаль в Париже. Их носила знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. Оригинальной обувью любуются в музее Германии. Китайцы ломают головы в попытках повторить технологию пошива, в то время, как в романе «Война и мир» князь Болконский предстает перед читателем в шитых серебром татарских сапожках.
Что за дивная обувь — ичиги?
Невероятно легкие, они больше похожие на чулки с жестким задником и пластичным носком. Изготавливаются из сафьяна или юфти, которые являются сортами мягкой выделенной кожи. Шьют их в сапожных мастерских или на фабриках.
Фабричные экземпляры незатейливы и просты, обычно сшиты из однотонной кожи. На пошив не затрачивается много времени, что позволяет выпускать их партиями.
На пару ручной работы ичижных дел мастер тратит до одной недели. Кожаные лоскуты красят в различные цвета и сшивают между собой шелковыми нитками. Швы получаются крепкими — надежность обеспечивается уникальным «казанским» швом, секрет которого мастер передает своим ученикам.
Сапожки сшитые вручную эксклюзивны — для каждой пары подбираются нужные лекала, мастер раскраивает детали, подбирает цвета и создает всевозможные орнаменты. Именно такие живописные сапожки с этническим узором и на каблучке стали частью народного татарского костюма (фото).
Ичиги в истории
История узорных сапожек начинается в Казани XIX века, когда ичиги шили мастера в деревнях, а их производство считалось домашним ремеслом. В начале двадцатого века изготовление обуви становится организованным промыслом, а после стремительно набирает оборы и перерастает в местную промышленность. Отныне Казань — центр обувного производства, а ичиги покупают люди всех стран.
Народы Кавказа и Средней Азии носят ичиги в качестве домашней обуви. Перед выходом на улицу надевают сверху кауши — башмаки из грубой кожи на плоской твердой подошве или на высоком каблуке.
На своей родине ичиги и кауши нашли поклонников в лице княжеских и дворянских семей. Поверх ичигов женщины обували кауши с острыми загнутыми вверх мысами. Чаще они были из красной или зеленой кожи и с вышивкой золотой или серебряной нитью. Мужской вариант ичигов с каушими был сдержаннее. Предназначены они были для пеших прогулок и выходов в гости.
Послевоенный период в России сказывается не лучшим образом на производстве — оно идет на спад. Однако проявляется огромный интерес к искусству народных промыслов, и создаются фабрики для пошива национальной обуви. Так ичижное мастерство переходит в область декоративно-прикладного искусства.
Особенности женских ичиг
Подходят для любого времени года. Тонкая натуральная кожа хорошо пропускает воздух, и не перегревается в жару. Надев теплый носок, можно гулять в них весной и осенью, ноги останутся сухими, даже если наступить в глубокую лужу. Утепленные мехом или войлоком, они согреют ножки своей хозяйки в зимнюю стужу.
Высота сапога варьируется от начала икры до колена. Кроме этого модели отличаются цветами кожи и декором. Разнообразные орнаменты получаются при соединении цветных лоскутов вышивкой, которая крепко фиксирует кожаную мозаику, и создает своеобразную окантовку между ее частями.
В мусульманском мире изображение живых существ на вещах под запретом, поэтому невозможно заказать сапоги с животными, насекомыми или птицами. Украшениями становятся всевозможные абстрактные формы и растения. А обрамление этих фигур вышивкой шелковыми разноцветными нитками делают изделие поистине исключительным и сказочными.
Мода постоянно движется по временному кругу. Каждая вещь наполнена своей историей. В этом и заключается ее шарм и неповторимость. Когда-то ичиги стали неотъемлемой частью татарского народно костюма, теперь их можно назвать дизайнерской обувью ручной работы.
Ичиги что это такое
Любителям кроссвордов хорошо знакомо это слово! Рассмотрим же поподробнее, что это такое.
Ичиги – слово, произошедшее из тюркского языка. Обозначает оно высокие мужские и женские сапоги, сшитые из мягкой кожи или цветного сафьяна, иногда на мягкой подошве (тогда их носят с кожаными калошами). Распространены у части русского населения Сибири, башкир, татар, у большинства народов Средней Азии и некоторых народов Кавказа (например, «арчита» у осетин).
Для ичигов характерен мягкий носок и жёсткий задник. Это была незаменимая обувь охотников и кочевников, хорошо защищавшая ступни и голени и позволявшая мягко и бесшумно ступать по земле.
Женские ичиги украшались орнаментом из цветной кожи. При этом орнамент не нашивается поверх сапога, а сам сапог собирается из кусочков кожи, представляющих собой собственно сапог и орнамент. Кусочки сшиваются особым швом, который называется казанский или татарский. Для швов используются шёлковые, хлопковые, серебряные или золотые нити. Каждый стежок такого шва содержит от 3-х до 5-и петель, которые навиваются на иглу и пролегают по лицевой части изделия, определяя контуры узоров. Это очень кропотливый и трудоёмкий процесс, требующий высокого мастерства ручной работы. Внутри ичиги обшиваются байкой, войлоком или мехом. В конце XIX – начале XX в.в. женские ичиги были поставлены на небольшой каблучок, что только добавило им очарования и женственности.
Орнамент представляет собой абстрактные фигуры или растительные мотивы. Ичиги, сшитые по всем канонам, являются предметом декоративно-прикладного искусства, а каждая пара их уникальна.
В Рязанском историческом музее хранятся ичиги начала XVIII века (на фото). Это самый ранний образец ичигов, имеющийся в музеях.
Изготовление ичигов было сконцентрировано в Казани и Казанской губернии. Кроме того, существовали производства в Оренбурге, Касимове, Тобольске, Томске и Бухаре. Ичиги изготавливали и в Торжке, но в отличие от классических сапог, они дополнялись вышивкой золотыми и серебряными нитями по коже и поставлялись в Москву, Санкт-Петербург и в Европу.
На рубеже веков ичиги стали популярны в мире искусства Российской империи. Мать поэта Максимилиана Волошина носила узорные ичиги, которые ныне хранятся в музее поэта в Коктебеле. Актриса Вера Комиссаржевская в пьесе «Дикарка» А.Н. Островского выходила на сцену Александринского театра в расшитых ичигах. В 20-х годах прошлого века ичиги вошли в моду в Европе благодаря постановкам «Русских сезонов» в Париже.
В наши дни ичиги изготавливаются мастерами на основе рисунков художников-профессионалов. Старые техники не забыты, они получили новое развитие, несмотря на сложность и трудоёмкость исполнения.