Ичиги что это за обувь
Ичиги
Смотреть что такое «Ичиги» в других словарях:
ИЧИГИ — (тюрк.) мужские и женские высокие сапоги из мягкой кожи; распространены у татар, башкир, народов Ср. Азии, Сев. Кавказа и др … Большой Энциклопедический словарь
ичиги — сущ., кол во синонимов: 3 • бродни (3) • обувь (119) • сапоги (28) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ичиги — ичиги, ов, ед. ч. ичиг, а … Русский орфографический словарь
ИЧИГИ — ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы … Этнографический словарь
ичиги — ичиги, ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Ичиги — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Ичиги вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким … Википедия
ичиги — (тюрк.), мужские и женские высокие сапоги из мягкой кожи у татар, башкир, народов Средней Азии, Северного Кавказа и др. * * * ИЧИГИ ИЧИГИ (тюрк.), мужские и женские высокие сапоги из мягкой кожи; распространены у татар, башкир, народов Ср. Азии,… … Энциклопедический словарь
Ичиги — традиционная обувь из цветного сафьяна у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья: мужские и женские мягкие легкие сапожки: носят ичиги с резиновыми калошами, в старину надевали кожаные калоши (кауши, кавуши, кебис). (Энциклопедия моды.… … Энциклопедия моды и одежды
ичиги — кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду. Легкая обувь охотников местных народностей типа высоких летних унтов, изготовленная из мягкой, хорошо выделанной кожи копытных животных. Ичиги обматываются на ногах специальными завязками… … Топонимический словарь Амурской области
Ичиги — ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы … Этнографический словарь
Особый шов и узорные ичиги: почему татарская кожаная мозаика уже более 300 лет остается актуальной
Об истории возникновения легендарных татарских сапог, о том, как деревенским мастерским жилось в эпоху капитализма, и насколько востребована кожаная мозаика сейчас, читайте в материале «Казанских ведомостей».
В Национальном музее Республики Татарстан состоялось открытие выставки «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», посвященной промыслу казанских татар по изготовлению всемирно известной узорной обуви и других изделий из кожи с применением техники мозаики, которые пользовались популярностью в Европе, Азии и Америке в XIХ-ХХ вв.
Посетители смогли увидеть все богатство и разнообразие крупнейшей коллекции кожаной мозаики музея, а также проследить за развитием этого промысла в Казани и её окрестностях с конца XVIII по начало XX века. Многие экспонаты выставки были показаны впервые.
Откуда все-таки появилась кожаная мозаика?
По словам доктора искусствоведения и главного научного сотрудника Института истории, им. Ш. Марджани Гузельи Валеевой-Сулеймановой, обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Эксперты, изучающие эту область выделяют три разные техники — тиснение, шитье по коже и выжигание, но техника кожаной мозаики является уникальной и крайне редко встречается при раскопках. Самый ранний образец относится к XVIII веку, поэтому установить, существовала ли такая технология раньше, не представляется возможным.
«Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике — вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык. При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи», — рассказала Гузелья Фуадовна.
Она подчеркнула, что подобный шов встречается только в искусстве казанских татар. «Мы предполагаем, что он имеет истоки, восходящие к древнетюркской эпохе, но сохранившиеся образцы, к сожалению, отсутствуют», — добавила она.
С конца XVIII века изделия из кожаной мозаики широко распространяются у татар и других мусульманских народов, с которыми были налажены деловые и торговые связи. В Бухаре в это время работали многие татарские мастера и некоторые исследователи полагают, что узорные сапоги — работа все-таки бухарских мастеров и обувь была завезена в Казань из этого города.
Появление так называемых ичигов — татарских сапог из мягкой кожи обусловлено широко распространенной традицией наездничества. Сапог должен был быть мягким, чтобы не навредить животному, но при этом очень прочным — для этого требовалась особая выделка. После обувь получила распространение среди жителей сел и городов во многом благодаря мягкости и удобству в перемещении и совершении намаза. А при выходе на улицу поверх мягких ичигов надевали специальные кожаные кавуши (аналог галош) с твердой подошвой.
Также существует предположение, что во многом ичиги получили распространение благодаря традициям многих мусульманских народов сидеть, скрестив ноги, а сапоги идеально подходили для этого из-за своей мягкости.
Расцвет, закат и немного капитализма
Расцвет производства ичигов пришелся в Казани и соседних деревнях на XIX век. Изготовление узорной обуви в технике мозаики было объединено с производством расшитых головных уборов — калфаков, тюбетеек и тд. Такое объединение было связано с тем, что в процессе производства использовался труд мастериц, сшивавших специальным швом узорные заготовки кожаной обуви и украшавших в технике золотого и серебряного шитья головные уборы и обувь из бархата. До конца XVIII в. шитьем ичигов занимались преимущественно на дому женщины-селянки, расшивая их себе в приданое. Затем начало появляться все больше семейных мастерских и артелей, занимающихся созданием обуви.
В 1840-е гг. образовались крупные мануфактурные предприятия. Процесс был упрощен: сначала делали болванку, а потом работали над ее отделкой. Производство было четко разграничено — мужской труд был направлен на подготовительные и завершающие этапы создания обуви (они кроили изделия и пришивали подошвы), а женщины сшивали куски раскроенной кожи.
Если в ремесленном производстве разделение труда происходило в пределах семьи или артели, то в промысле специализация углубилась: крой обуви и ее окончательную отделку стали осуществлять в Казани, в то время как сшивание кусочков узорной кожи — в деревнях Заказанья.
Подобное разделение вскоре охватило производственные предприятия в более глобальном масштабе — фирмы, занимающиеся продажей обуви, заготавливали все необходимое сырье, а затем отсылали изделия к разным производителям. Например, в Казани работали заготовщики, в том время как основная часть пошивочных работ производилась в деревнях Заказанья.
По статистике, в конце XIX в. в Казани работало до 2 тысяч мастеров, до 10 тысяч — в окрестных аулах. Производство узорной обуви достигало до трех миллионов пар в год. Заказы выполнялись как на внутренний, так и внешний рынок. Изделия отправлялись на крупные ярмарки в Западную Европу, города Поволжья, Урала и Сибири и особенно в Среднюю Азию, отчего этот вид обуви и получил название «азиатской». К 1910 г. число торгующих лавок в Казани достигло 43, куда поставлялся ичижный товар от 34 фирм-производителей.
Наиболее крупным производителем и торговцем узорной обуви был казанский купец 2-й гильдии Мухаммадзян Галеев. В 1869 г. он основал фирму по производству и продаже национальной обуви. Изделия его фабрики, выпускавшей обувь и головные уборы (около 100 моделей), продавались в Казани, Уфе, Москве, в Оренбургской губернии, в Англии и Франции и многих городах Средней Азии, а также выставлялись на ярмарках. Товары были удостоены множества российских и иностранных наград, в числе которых: серебряная медаль на Всемирной Парижской выставке в 1889 г. и международной выставке в Чикаго в 1893 г., а также на Всероссийской Нижегородской выставке-ярмарке 1898 г.
Изделия татарских ремесленников пользовались большим спросом у многонационального населения регионов. Узорная обувь стала частью не только татарского национального костюма, но еще и башкирского, казахского и узбекского.
С конца XIX в. отрасль узорной обуви начала угасать. Трудно выполнимая, ручная работа по созданию кожаной мозаики осталась далеко позади в сравнении с темпами производства набирающих обороты фабриками, производящими огромное количество дешевых товаров. Это привело к отрыву от традиций народного творчества и обезличиванию изделий, а также падению их качества.
«Создание ичигов из кожаной мозаики — это кропотливая и очень сложная ручная работа. В 1970-е гг. технику мозаики, особенно процесс сшивки узорных кусочков кожи, пытались механизировать. Но это оказалось бесполезным, так как машинное исполнение сводило на нет эстетику тонкой ручной работы, при которой совмещались и сшивание, и декорирование узоров, а вместе с этим исчезала и специфика знаменитого шва», — отметила профессор.
После войны, в связи с тяжелой экономической ситуацией, изготовление ичигов еще сильнее потеряло своей актуальности. Артели в Арске и близлежащих деревнях были объединены в Арскую фабрику национальной обуви, где в основном производили тапочки, а ичигам был оставлен всего один небольшой цех.
Что с ней сейчас?
Стоит отметить, что спрос на уникальные изделия, выполненные в стиле кожаной мозаики, не потеряли популярности и по сей день. Обувь и различные аксессуары современных мастеров имеют большой спрос не только у туристов, но и у жителей республики, особенно тех, кто стремится к национальной идентичности.
К тому же, они экологичны, так как сделаны исключительно из природных материалов, а само изделие будет служить отличным подарком во многом благодаря оригинальности и яркому узору.
«Изделия из кожаной мозаики — хороший подарок и украшающий, как костюм, так и интерьер, предмет. Когда есть спрос, то и производство развивается, пусть не в массовом фабричном масштабе, но в форме творческих мастерских, артелей или работы на дому. Например, в тех же производствах, существующих сегодня в Дубьязе, Арске, мастерских в Казани», — рассказала Гузелья Фуадовна.
Кроме того, сегодня это искусство развивается молодыми мастерами — выпускниками Казанского художественного училища имени Фешина, лучшие работы которых также заняли свое место на выставке.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Ичиги: удивительная обувь, популярность которой не исчезает с годами
Ичиги – вид национальной обуви, с которой многие современные модники и модницы знакомы не понаслышке. Ичиги считаются национальной обувью, которую до сих пор предпочитают приобретать и носить жители Азии, Татарстана, Башкирии и других стран. Но наибольшей популярностью они пользуются у народов Северного Кавказа.
Для кавказцев ичиги (обувь для охоты, джигитовки, танцев) представляют особую ценность. Являясь неотъемлемой составляющей национального костюма, такие сапоги изготавливались из первоклассной натуральной кожи. У истоков начала своего существования они использовались только при езде верхом. Позднее такую обувь стали надевать также на охоту.
В настоящее время сапоги ичиги — обувь для особых торжеств и важных национальных праздников. Ее достают из сундуков для того, чтобы с честью исполнить лезгинку на носках с гордо поднятой головой и ровной осанкой. Большой честью для горцев и всех кавказских народов считается исполнение традиционного танца именно в ичигах.
На территории Кавказа испокон веков существует традиция, что несколько пар обуви обязательно должны присутствовать в гардеробе мужчины. И ичигам в нем отводилось особое место. Культ обуви у горских народов сохранился до сих пор. Считается, что если парень не имеет традиционных кожаных сапог, то это неуважение к истокам и культуре Кавказа. Поэтому купить охотничьи ичиги – долг каждого горца.
В последнее время особо поощряется популяризация национальных ценностей. Детали традиционных для той или иной нации убранств становятся очень модными, востребованными. В том числе и обувь. Но если раньше кавказские ичиги считались настоящей роскошью и приобрести их себе могли позволить далеко не все, то сейчас стать обладателем такой обуви могут все желающие.
Купить сапоги ичиги можно, выбрав и заказав нужную модель в интернет-магазине «Кавказ Сувенир». Сапоги, представленные в онлайн-каталоге Али Аскерова, выполнены талантливыми мастерами в лучших традициях Северного Кавказа. Они сделаны с особым трепетом и щепетильностью из высококачественной кожи, которая является гарантией долговечности изделий.
От истоков до настоящего времени
Впервые в истории упоминание про ичиги, как про обувь для охоты появились в IV столетии. Такая обувь изготавливалась из козлиной кожи и отличалась невероятной мягкостью и отличными практичными характеристиками. Напоминающие по форме высокие сапоги, ичиги также использовались всадниками во время верховой езды.
Благодаря комфорту и удобству в носке, постепенно кожаная обувь стала получать распространение и в других странах. Стоит отметить, что особого внимания заслуживали ичиги, изготовляемые казанскими мастерами «обувных дел». Они существенно отличались от традиционных сапожек.
Во-первых, потому, что они оснащались шнуровкой, позволяющей регулировать объем ноги и обеспечивающей надежную фиксацию обуви. Во-вторых, из-за наличия небольших каблучков и яркой раскраски, благодаря которой модели стали считаться женскими и могли украшать ножки представительниц прекрасного пола.
Но на Кавказе традиционными считались все же модели, выполненные из мягкой кожи без дополнительной фурнитуры. Ичиги женские, и мужские, были выполнены в едином стиле и могли отличаться цветом и наличием широкого низкого каблука, как в этой модели.
Особенности и достоинства обуви
Удивительной особенностью традиционных горских сапог является то, что они одинакового хороши как для лета, так и для зимы. Пожалуй, лучше них нет обуви, которая бы в жару не позволяла ногам потеть, а в холодное время года сохраняла их теплыми и сухими. Зимние ичиги удобные, комфортные и стойкие к морозам. Яркий пример: охотничья модель с плотной подошвой из кожволокна.
От другой обуви, ичиги отличает целый ряд достоинств:
Практические и эстетические преимущества кавказских кожаных сапог однозначно стоят того, чтобы их приобрести. Тем более что оценить лично все достоинства обуви можно лишь при непосредственной ее эксплуатации. К тому же, такие сапоги очень универсальны.
Ичиги мужские и женские модели превосходно могут сочетаться с любым нарядом. Их можно надеть с джинсами и получится очень стильный современный наряд. Также можно сочетать кожаные высокие сапоги с юбками разной длины, чтобы добиться интересных комбинаций под любое мероприятие.
Женские ичиги надевают с платьями для танцев, в то время как мужские модели используют для исполнения традиционной лезгинки или джигитовки на массовых национальных праздниках. И чтобы получить действительно качественную обувь и не разочароваться в покупке, стоит отдавать предпочтение только проверенным поставщикам.
Кому стоит доверять, выбирая национальные кожаные сапоги
И интересуясь, где купить ичиги, стоит обратить внимание на проверенного продавца Али Аскерова. В его интернет-магазине «Кавказ Сувенир» предлагает безупречные первоклассные кожаные сапоги, изготовленные знаменитым дагестанским мастером Юсупом Исрафиловым. Модельный ряд включает модели с мягкой и жесткой подошвой, в классическом или современном исполнении и в разнообразной цветовой гамме.
Ичиги купить у Али Аскерова – это хорошее приобретение и выгодное вложение средств, которое будет радовать своей красотой, практичностью и уникальностью в течение долгих лет. Такие изделия, выполненные в лучших дагестанских традициях, гарантировано прослужат верой и правдой далеко не один сезон.
Тем, кто станет счастливым владельцем кожаных сапог, рекомендуется узнать правила ухода за такой обувью. Ичиги, цена которых в интернет-магазине вполне доступна, стоит обрабатывать лишь специальными средствами. Они позволят обуви сохранить свой первозданный внешний вид и практические характеристики в течение многих лет.
Клиенты магазина «Кавказ Сувенир» имеют уникальную возможность заказать ичиги, изготовленные вручную мастером Юсупом Исрафиловым. В Москву и в регионы России осуществляется отправка популярными транспортными компаниями. Это значит, что жители из любого уголка великой русской державы смогут заказать и купить ичиги, став счастливыми обладателями традиционных кавказских сапог.
Что такое ичиги и история татарских сапожек
Ичиги — это вид национальной обуви, который и сегодня остается актуальным у многих жителей Башкирии, Татарстана и разных стран Азии. Особенно они распространены у народов Северного Кавказа. Для них ичиги — обувь, используемая для танцев, охоты, джигитовки — очень ценны.
Возникновение
Впервые упоминание об ичигах как об обуви для охоты появилось еще в IV веке. Они отличались мягкостью, при этом эксплуатационные и эстетические характеристики были отличными. По форме они напоминали высокие сапоги.
Это неотъемлемая часть национального костюма. Такая обувь изготавливалась из высококачественной натуральной козлиной кожи. В начале своего существования использовались ичиги преимущественно для езды верхом, а впоследствии их стали обувать и на охоту.
Сегодня ичиги считаются нарядной обувью для особых торжеств и различных национальных праздников, важных для народа. Достают ее чаще всего для того, чтобы красиво исполнить лезгинку на носках с ровной осанкой и поднятой головой. Большая честь для представителей татарского и кавказских народов — исполнение такого традиционного танца именно в ичигах. Кстати, у них испокон веков есть традиция: несколько пар такой обуви обязательно должны быть в гардеробе каждого уважающего себя мужчины.
Культ обуви у татар, народов Северного Кавказа присутствует и сегодня — ей отводится особое значение. Если у мужчины нет традиционных кожаных сапог, во многих семьях это считается неуважением ко всей культуре Кавказа и ее истокам. Поэтому обзавестись качественными ичигами — долг каждого горца.
Популяризация национальных ценностей сегодня особенно актуальна, и детали традиционных для определенного народа костюмов становятся модными и востребованными. Речь идет в том числе и об обуви. Однако если раньше ичиги были настоящей роскошью и купить их могли только достаточно богатые люди, то сегодня обладателем такой обуви — для постоянного ношения или выступлений — могут стать все желающие.
Модели, представленные на страницах каталога ателье «Кадриль», выполнены опытными мастерами в лучших традициях упомянутых народов. Изготовлены они из качественной кожи с особой щепетильностью, поэтому можно гарантировать долговечность такой обуви.
Дальнейшая история татарских сапожек
Традиционными у татар все же считались те модели, которые выполнялись просто из мягкой кожи и не имели дополнительной фурнитуры. Ичиги и женские, и мужские имели единый стиль, но могли отличаться оттенком, размером каблука.
Однако благодаря комфорту, удобству даже при постоянной носке такая кожаная обувь стала популярна и в других странах. Отметим, что особую любовь заслужили именно те ичиги, которые изготавливались казанскими мастерами.
Такая обувь оснащалась шнуровкой, благодаря чему удавалось регулировать ее под любой объем ноги и надежно фиксировать на стопе и голени. На подошве был небольшой каблучок, что позволяло носить их не только мужчинам, но и женщинам. Также ичиги отличались яркой раскраской, что также притягивало представительниц прекрасного пола.
Стало принято украшать женские модели различными орнаментами, выполненными из кожи и окрашенными в разные цвета. Наносились они не на поверх кожи, как аппликация — поверхность буквально собиралась из мелких кусочков кожи, которые представляли собой части узора. Чтобы их соединять, использовались шелковые, хлопковые золотые или серебряные нити, причем с их помощью выполнялся особый вид шва. Он и имел такое название — казанский или татарский шов.
Каждый стежок шва содержит от 3 до 5 петелек. Они навивались на иглу и пролегали по лицевой части сапог — таким образом обозначались контуры узоров. Процесс этот достаточно трудоемкий, требующий тщательной ручной работы высокого качества. Внутри сапоги отделывались мехом, войлоком или байкой.
Орнаменты использовались разные — как правило, с растительными мотивами или различными абстрактными фигурами. Животных и птиц обычно не изображали.
Настоящие ичиги, которые сшиты в полном соответствии с каноном, считаются предметом декоративно-прикладного искусства. Каждая пара уникальна по-своему, поскольку изготавливается вручную.
Мастера — хранители традиций изготовления такой обуви — старались передать новым поколениям технологию пошива, не изменяя ее. Однако мода о себе все же заявляет, несмотря на сложившиеся с годами традиции. Так, ближе к началу 20-го века ичиги приобрели каблук побольше, однако от этого они стали только лучше — благодаря этому к изначальной красоте обуви добавилось женственности и изящества. Кстати, в то время они были весьма популярны среди представителей российской знати.
А уже после революции, в 20-х годах прошлого века, ичиги стали популярными и в Европе — в частности, во Франции. Очень скоро они стали предметом моды, и не только русской. Даже в 1976 году в знаменитой «Русской коллекции» Ив Сен Лорана присутствовали такие сапожки, в которых проглядывался узнаваемый татарский шов.
Особенности и преимущества
Уникальной особенностью этих традиционных горских сапог стало то, что их одинаково комфортно носить и летом, и зимой. Потому они и считались лучшей обувью — в жару она не позволяет ногам потеть, а в холода отлично сохраняла их сухими и теплыми. Настоящие ичиги обладали высокой стойкостью к морозам и всегда были комфортными.
Главные достоинства такой обуви:
Это по-настоящему универсальные сапоги, преимущества которых можно полностью оценить при самостоятельном ношении. Носить их можно с любым нарядом: например, сегодня — с джинсами, чтобы получился современный стильный образ, с юбками, что позволит получить интересное сочетание как для повседневного ношения, так и для различных мероприятий.
Для выступлений женские ичиги принято надевать с платьями для танцев, при этом мужские модели традиционно используются для исполнения лезгинки или джигитовки, что актуально на массовых мероприятиях.
Интернет магазин танцевальной обуви и костюмов. Доставка по всей России!