Идентификационная карта в белоруссии что это
ID-карты и другие биометрические документы. Установлены их формы бланков и описание
31 мая 2021 г. Правительством принято постановление № 297 «О формах бланков биометрических документов и их описании».
Правовым актом установлены формы бланков биометрических документов:
К первому виду документов относятся:
В Департаменте по гражданству и миграции МВД Беларуси напомнили, что ID-карта будет выдаваться гражданам с 14 лет сроком на 10 лет, а также с момента рождения по желанию законных представителей несовершеннолетнего ребенка сроком действия на 5 лет.
«Не исключено, что в перспективе, при условии заключения соответствующих международных договоров, использование идентификационной карты гражданина Республики Беларусь станет возможным и для выезда за границу. В таком случае получение биометрического паспорта не потребуется», – сообщили в Департаменте по гражданству и миграции.
Введение биометрических документов в Беларуси запланировано с 1 сентября 2021 г.
Правовой акт разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах». Комментарий к Указу можно прочитать здесь.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
За официальным опубликованием следите в разделе «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
С 1 сентября вводятся биометрические документы. Указ № 107 в вопросах и ответах от МВД
16 марта 2021 г. Главой государства подписан Указ № 107 «О биометрических документах», которым предусматривается:
Портал Pravo.by знакомит с основными положениями Указа № 107 в вопросах и ответах от начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Алексея Бегуна.
Сколько всего появится новых видов документов, содержащих биометрические данные? Зачем они нужны?
Использование биометрических документов позволит автоматизировать процедуру идентификации личности, упростить прохождение паспортного контроля при пересечении границы, будет способствовать развитию электронных сервисов.
Что собой представляет идентификационная карта? Может ли она использоваться для совершения юридически значимых действий?
Идентификационная карта представляет собой пластиковую смарт-карту с интегральной микросхемой, где содержится информация о владельце карты в текстовом, машиносчитываемом и электронном видах и биометрические данные владельца (фотография и отпечатки пальцев). Она является полноценным документом, удостоверяющим личность, с возможностью совершения юридически значимых действий за счет использования личной электронной цифровой подписи. Это удобно.
В чем отличие биометрического паспорта от обычного?
Что будет с действующими в настоящее время паспортами граждан Республики Беларусь?
Паспорт гражданина Республики Беларусь, действующий в настоящее время, останется документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь и служащим одновременно документом для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, с возможностью его получения и последующего обмена после даты введения биометрических документов по желанию заявителя.
Планируется ли в целом обязательная замена действующих паспортов?
Граждане самостоятельно будут решать, какой вид удостоверяющего личность документа они хотят получить: биометрические документы либо паспорта действующего образца.
Что изменится для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь?
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, будут подлежать постепенной замене на биометрические. При этом до окончания срока своего действия такие документы останутся равнозначны в использовании с биометрическими документами.
Какой положительный эффект ожидается от введения биометрических документов?
Введение в действие модернизированных биометрических документов с высокой степенью защиты от подделки позволит:
Таким образом, введение высокозащищенных биометрических документов способствует укреплению национальной безопасности страны, повышению престижа его владельца и улучшению имиджа Беларуси на международной арене.
Какой размер госпошлины определен для граждан за выдачу идентификационной карты?
При определении ставки государственной пошлины использовался дифференцированный подход. Так, для социально уязвимых категорий граждан (пенсионеры, инвалиды I и II группы) размер государственной пошлины за выдачу идентификационной карты составит одну базовую величину (в настоящее время 1 БВ равна Br29), а биометрического паспорта – полторы базовые величины, что является себестоимостью изготовления данных документов.
Как получить биометрические документы?
Впервые идентификационную карту возможно получить только в подразделении по гражданству и миграции по месту регистрации, а вот обменять ее – уже в любом из соответствующих подразделений страны.
Максимально модернизирована и сама процедура – заявление заполняется автоматически, гражданину необходимо только сверить данные, указанные в нем, и проставить свою подпись.
Это же касается и получения биометрического паспорта – при наличии идентификационной карты за получением такого паспорта гражданин сможет обратиться в подразделение по гражданству и миграции в удобном для него населенном пункте.
Граждане, часто выезжающие за границу, оценят и то, что появится возможность иметь два биометрических паспорта одновременно. Например, один подать в посольство для получения визы, а по второму выехать за границу.
В какие правовые акты предусмотрено внесение изменений Указом № 107?
Изменения и дополнения вносятся в Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» и в Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденное этим Указом. Так, например, основываясь на правоприменительной практике, закреплена возможность регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства или месту пребывания законных представителей (одного из них) в общежитиях и жилых помещениях социального пользования.
В целях приведения терминологии в соответствие в рамках введения биометрических документов, а также в связи с принятием Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З Указом вносятся изменения и дополнения в Положение о банке данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь».
Указом также осуществляется корректировка Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь», положений, утвержденных этим Указом, а также дополнение данного Указа положениями о биометрических документах, удостоверяющих личность, и биометрических документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.
Также внесены изменения в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (Перечень), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» в части документирования граждан. Во избежание ситуации множественности внесения изменений в один и тот же законодательный акт Указом определяется, что архивные справки, архивные копии, архивные выписки выдаются нотариальными архивами по месту хранения документов и Перечень дополняется пунктом 18.27.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – БЕЛТА, МВД )
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
С начала сентября 2021 года белорусы могут получить биометрические паспорта и ID-карты международного образца. Новые документы должны ускорить идентификацию личности, а также прохождение паспортного контроля. Как получить заветные “корочки” и что делать со старыми? Отвечаем на все вопросы.
Биометрический паспорт – это документ для подтверждения гражданства и удостоверения личности. Он нужен для пересечения границы в/из Беларуси. По сути, это аналог загранпаспорта – именно его функции выполняет документ.
ID-карта – она же идентификационная карта – документ для удостоверения личности внутри Беларуси. Для иностранных граждан и лиц без гражданства карта заменяет вид на жительство и содержит всю информацию с последних страниц паспорта старого образца: фото, подпись, ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, идентификационный номер, вид и номер документа, код РБ и выдавшего документ органа, дата выдачи и срок действия. На обратной стороне ID-карты расположен QR-код с персональными данными и микросхема с ними же, отпечатками пальцев и электронной подписью.
Преимущества ID-карты:
Документы нового образца можно оформить отделе по гражданству и миграции по месту регистрации. Там же вас попросят написать заявление, сфотографируют и возьмут биометрические данные.
Сроки оформления новых документов – 15 дней. Срочное оформление за 5 дней.
Когда можно получить новые документы?
С 1 сентября можно оформить документы нового образца. Однако обязательной замены нет и не планируется. Вы сами решаете, делать вам документы нового образца или нет. Обязательными стали биометрические документы для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. Однако старые документы можно использовать до окончания срока действия.
При утере паспорта или по истечению срока действия будут оформлять документы нового образца.
Оформление идентификационной карты стоит 1,5 базовой величины или 43,5 рубля (базовая величина = 29 рублей).
Оплатить услугу оформления можно через ЕРИП.
Заключение
Биометрические документы – это шаг к оптимизации процессов и глобализации. ID карта должна существенно урезать бюрократию. Сейчас нам обещают, что одна идентификационная карта будет объединять всю информацию о гражданине в базе данных: платежные и скидочные карты, проездной, студенческий, водительское удостоверение.
Процессы переходят в онлайн. Теперь не нужно ходить по кабинетам и собирать бумаги – с электронной подписью все можно сделать удаленно.
Документы международного образца делают ближе Беларусь к глобальному сообществу. Не нужно дополнительно оформлять временные документы или подстраиваться под законы разных стран. Со временем это упростит все путешествия и переезды, а гражданином мира действительно сможет почувствовать себя каждый.
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
ID-карта вместо паспорта. Как выглядит биометрический документ и когда их начнут выдавать?
Что представляют собой биометрические документы, когда их начнут выдавать и как к этому процессу подготовились в регионе.
Что представляют собой новые документы?
По внешнему виду ID-карта напоминает водительское удостоверение с напечатанными цветной фотографией владельца и персональными данными: ФИО, дата и место рождения, пол, гражданство, идентификационный номер, вид и номер документа, код страны, дата выдачи и код органа, который его выдал, изображение подписи владельца. По сути, вся та же информация, которая есть в нынешних «классических» паспортах. Но одной из отличительных особенностей станет двухмерный QR-код, содержащий закодированную для машинного считывания информацию о владельце.
В специальном чипе будут зашифрованы биометрические данные владельца, а также криптографические сведения, необходимые для идентификации и использования электронной цифровой подписи.
Сколько будут стоить новые документы?
ID-карты полностью заменят белорусам привычные паспорта и возьмут на себя все их функции. С их помощью можно будет пользоваться услугами и административными процедурами, доступными в электронном виде на едином портале электронных услуг. То есть, появится возможность совершать максимальное количество операций, не выходя из дома. В будущем в ID-карты планируется также внедрить платежный сервис.
Кто и как будет выдавать?
На территории области функционируют 19 отделений по гражданству и миграции. Сегодня в регионе уже установлены 33 комплекса для сбора биометрических документов и 26 комплексов для их выдачи. Кроме того, существуют 8 переносных мобильных комплексов. Их будут использовать для выезда по месту жительства инвалидов или, например, пожилых людей, которым трудно самим передвигаться.
К примеру, если срок действия вашего паспорта подходит к концу, чтобы его заменить вы обращаетесь в территориальное отделение. Здесь же, на месте, специальный аппаратно-программный комплекс займется сбором ваших личных данных: вас сфотографируют, снимут отпечатки пальцев. Личные данные будут внесены в специальную базу. Информация автоматически направляется в РУП «Криптотех» в Минск – организацию, которая занимается разработкой и изготовлением идентификационных документов. Если сегодня паспорта изготавливаются в каждом регионе, то документы нового вида будут делать только в столице.
Эксперты подчеркивают, что как только в Беларуси начнут выдавать документы нового образца, не стоит впопыхах срываться, и бежать за их изготовлением. Старые паспорта будут действительны ровно до того момента, пока действителен их срок.
Как мы отмечали ранее, ID-карта будет содержать только основные сведения о гражданине. Дополнительные – место регистрации, сведения о детях, браке – будут содержаться в государственных информационных системах и ресурсах. Для получения недостающих данных потребуются специальные устройства – считыватели.
Выглядеть это будет примерно так: гражданин прикладывает ID-карту для чтения по бесконтактному интерфейсу либо вставляет в устройство для чтения контактным способом. Если загорается зеленый индикатор – карта распознана. Если же красная лампочка – значит, возникла какая-то проблема.
Дальше работа ведется на уровне специально разработанной клиентской программы. Она позволяет организовать взаимодействие с Единой системой идентификации физических и юридических лиц и распространяется бесплатно.
Кстати, просто приложить карту к считывателю и заполучить недостающую информацию невозможно: доступ будет только когда владелец введет специальный PIN-код, известный лишь ему. PIN-кодов при этом будет два: один необходим для идентификации гражданина, второй – для выработки электронной цифровой подписи.
Пора приобретать считыватели
По словам заместителя начальника управления делами облисполкома Александра Боровика, необходимость приобретения и установки считывателя руководитель каждой организации принимает сам. Вместе с тем, отсутствие на ID-карте некоторых сведений, например, о месте регистрации, и необходимость их получения из государственных информационных систем и ресурсов делают наличие считывающего устройства в каждой организации обязательным, как минимум для обеспечения взаимоотношений «наниматель-работник».
– Предположим, сотрудник предприятия задумался о получении кредита. Для этого ему необходим ряд документов и справок, в том числе с места работы, среди них – сведения о регистрации. Чтобы получить необходимую информацию, потребуется считыватель и доступ к Единой системе идентификации физических и юридических лиц. Руководители должны проанализировать бизнесс-процессы в своей организации и принять решение о том, сколько устройств необходимо для комфортной работы и какой алгоритм получения недостающих на ID-карте сведений будет использоваться.
Если человек не сможет воспользоваться правом и получить услугу по причине неготовности инфраструктуры организации, это не должно стать его проблемой, это уже вопросы к конкретной организации, подчеркнул Александр Боровик. Времени для принятия необходимых управленческих решений и создания соответствующей инфраструктуры достаточно.
На начало января в Гродненской области для организаций и предприятий закуплено больше 1 050 считывателей при первоочередной потребности в 1 948 единиц. В ближайшее время в области ожидают поставку еще почти полтысячи считывателей. По итогам февраля планируется, что потребность будет покрыта более чем на 80 процентов.
По данным Министерства связи и информатизации, стоимость одного считывающего устройства варьируется от 90 до 190 белорусских рублей, цена зависит от способа считывания данных (контактный или бесконтактный). Внешне устройство схоже с платежным терминалом: считыватель компактный, с проводом питания, со встроенной или внешней клавиатурой. Условия эксплуатации просты, программное обеспечение предоставляется безвозмездно для всех пользователей.
Если на вашем ноутбуке есть NFC-чип и он соответствует техническим требованиям, предъявляемым к считывателям, то вполне сможет заменить считывающее устройство.
Кстати, в ближайший год планируют модернизировать клиентскую программу Единой системы идентификации физических и юридических лиц для мобильных устройств. Благодаря этому в качестве считывателей можно будет использовать планшеты и мобильные телефоны, при наличии у них NFC-интерфейса.
Когда начнут выдавать?
Планировалось, что новые документы белорусам начнут выдавать с 1 января 2021 года. Однако в конце прошлого месяца Президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение отложить подписание соответствующего Указа и выдачу биометрических документов. Связано это с тем, что Президент поручил доработать организационные и технические нюансы, предусмотреть, не будут ли созданы препятствия для реализации прав граждан, обеспечена ли защита персональных данных. Он подчеркнул, что новые документы должны создавать дополнительные возможности, а не проблемы и дал поручение заняться детальной проработкой конфиденциальности данных белорусов на новых документах. Точная дата выдачи ID-карт пока не названа, однако планируется, что это случится в 2021 году.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Владельцам новых паспортов и ID-карт не выдают кредиты? Разбираемся в проблеме
Более трех тысяч белорусов уже обзавелись биометрическими паспортами. И уже успели столкнуться с типичными для новой системы проблемами: не все специалисты понимают, как работать с непривычными документами, а программное обеспечение не заточено для их распознавания. В итоге одни люди не могут получить кредиты, другие — подтвердить свою прописку, а третьи — заверить необходимые документы удаленно. Onliner разбирается, что происходит и когда систему наконец настроят.
Для чего все это и как система должна работать
Новые документы планировали ввести очень давно, но все никак не получалось. И вот недавно это наконец свершилось: 1 сентября первые белорусы получили новые биометрические паспорта и ID-карты. Биометрический паспорт по своей сути — это загранпаспорт, который нужен для выезда за границу. В нем больше страниц для виз, а также есть пластиковая страница со встроенной микросхемой, которая содержит отпечатки пальцев и данные владельца.
Вместе с новым паспортом придется получать также ID-карту, которая служит удостоверением личности. В нее встроена микросхема с вашим фото, отпечатками пальцев рук и другими персональными данными.
По данным белорусского МВД, в первый день за ID-картой обратились более 300 человек, за биометрическим паспортом — 270. Всего же, по данным на 7 ноября, новые документы получили более 3 тысяч белорусов.
Предполагается, что идентификационная карта позволит владельцу не блуждать по коридорам разных инстанций в поисках справок и документов, а получать их онлайн. Кроме того, в перспективе ID-карта может работать как база данных, поскольку содержит в себе водительское удостоверение, банковские и скидочные карты и многое другое. А еще она позволит нанимателю считывать ваши данные (образование, адрес, дети и все такое), в том числе данные из базы МВД (нет ли у вас судимостей или алиментов, например).
Также в идентификационную карту вшита ваша личная электронная цифровая подпись, которой можно (пока только в теории) заверять любой документ через портал электронных услуг.
«Думал, перебои будут пару дней, но никак не два месяца!»
Новая система нужная и полезная и должна упростить жизнь белорусам. Осталось понять, когда она заработает. Спустя 2,5 месяца оказалось, что воспользоваться идентификационной картой пока нигде толком не получается.
— Сегодня столкнулась с крайне неприятной ситуацией. Оказывается, «БСБ Банк» до сих пор не работает с ID-картами. Прошло два месяца с начала выдачи паспорта нового образца, но банк отказывает в операциях с паспортом, аргументируя это тем, что их программа еще не настроена под них, — жалуется Ольга.
У Петра вообще плачевная ситуация — парень признается, что за эти два месяца не раз пожалел о смене паспорта. Ему отказали в кредите несколько банков.
Аркадий столкнулся с проблемами из-за того, что прописка не указана ни в паспорте, ни на самой карте, а только прошита в ней. Чтобы посмотреть, нужна специальная программа, которой нет.
Куда меньше, но все же возникают проблемы и с самим паспортом — просто потому, что он новый.
Тем не менее есть организации, которые уже научились уживаться с новыми документами клиентов.
— Удивительно, но единственным местом, где знали, что это и как этим пользоваться, оказалась «Белпочта»! Даже талон можно получить с указанием, что требуется операция по идентификационной карте. Сотрудницы, конечно, удивляются, но знают о ней. Хотя подозреваю, это потому, что данные никуда не вводятся, так бы тоже была куча проблем, — рассказывает Антон.
Правда, на практике пока карта работает только там, где не нужно вводить данные в систему.
— Я вышла замуж, и пришлось менять фамилию вместе с паспортом. Новый документ оказался посовременнее и лучше по дизайну, его теперь в каждом окошке специалисты рассматривают, — делится впечатлениями Алена. — Проблем пока не возникало ни с паспортом, ни с ID-картой. Я несколько раз ходила с ней в медцентр и на почту за посылками. Специалисты просто переписывали данные.
«Точных сроков, когда МВД обновит свои базы, нет»
Мы обратились в техподдержку Национального центра электронных услуг с главным вопросом: почему спустя два с половиной месяца люди по-прежнему не могут получить документы, удостоверив их цифровой подписью ID-карты?
— На ID-карте уже есть сертификат физического лица, однако системы других организаций на текущий момент времени не интегрировали свои системы с Единой системой идентификации физических и юридических лиц, на данный момент все находится в опытно-промышленной эксплуатации, — ответили в техподдержке НЦЭУ.
В одном из банков пояснили, что сложности при выдаче кредитов действительно есть. Дело в том, что раньше специалист банка вводил данные клиента в программу, которая автоматически проверяла данные клиента по всем базам, в том числе МВД. Теперь это можно сделать только вручную.
— Сейчас, если банк отправит запрос в МВД на проверку ID-карты, в ответ придет отказ с пояснением, что такой документ не выдавался. Это происходит только потому, что в МВД пока не наладили обновление своих баз с учетом биометрических документов. Точных сроков, когда это произойдет, нет. Если банк реализовал альтернативные решения по проверке ID-карт (использование считывателей документов, ручные проверки и анализ в иных источниках того, что карта была на самом деле выдана и что она действительна), соответственно, в таком случае у владельца ID-карты шансы на получение кредита такие же, как у владельца обычного паспорта. Но многие банки не могут позволить себе проверять данные вручную из-за огромной клиентской базы.
В пресс-службе МВД нам пояснили, что со стороны министерства нет никаких преград для работы банков. И появится ли система проверок в прежнем, удобном для банков виде, тоже большой вопрос.
О том, что многие банки не могут выдавать кредиты владельцам идентификационных карт, в Нацбанке знают.
— Мы знаем, что проблемы возникают, сейчас разбираемся. Национальный банк отправил соответствующие запросы в коммерческие банки и другие заинтересованные организации, — пояснили в пресс-службе регулятора.