Идейное течение это что
Идейно-политическое течение
Смотреть что такое «Идейно-политическое течение» в других словарях:
Социально-политическое и идейное единство общества — качественное состояние общества, характеризующееся единством классов, социальных групп и слоев, общей заинтересованностью всех трудящихся в построении развитого социализма и коммунизма. Основоположники марксизма ленинизма предвидели, что на смену … Научный коммунизм: Словарь
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе — Господство крепостного права Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции … Всемирная история. Энциклопедия
ЭКОНОМИЗМ — идейно политическое течение в российской социал демократии в период ее становления (кон. XIX нач. XX в.). Лидерами и теоретиками Э. были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Нежданов, А. С. Мартынов и др.; осн. центры редакция… … Русская философия: словарь
Экономизм — идейно политическое течение в российской социал демократии в период ее становления (кон. XIX нач. XX в.). Лидерами и теоретиками Э. были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Нежданов, А. С. Мартынов и др.; осн. центры редакция … Русская Философия. Энциклопедия
Революционное оборончество — идейно политическое течение, возникшее в России после победы Февральской буржуазно демократической революции 1917; являлось формой мелкобуржуазного патриотизма. Предшественником Р. о. был революционный шовинизм 1915 17 мелкобуржуазных… … Большая советская энциклопедия
Центризм — идейно политическое течение, возникшее в ходе борьбы между реформистским и революционным направлениями во 2 м Интернационале и пытавшееся сгладить непримиримые противоречия между ними путём уступок оппортунизму в кардинальных программных… … Большая советская энциклопедия
Либерализм — идейно политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно парламентского строя и свобод в экономической, политической и других сферах … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
БОЛЬШЕВИЗМ — идейно политическое течение, оформившееся в 1903 в результате борьбы марксистов сторонников В. И. Ленина с меньшевиками. Водораздел произошел на II съезде РСДРП по 1 му пункту Устава партии и членству в ней. Большинством голосов прошла… … Политология: словарь-справочник
Основные идеологические течения и их характеристика
Сегодня в мире доминирующими направлениями в политической жизни выступают современный либерализм, или неолиберализм, современный консерватизм и его разновидности, социал-демократическая идеология и религиозные идеологии католицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, православия и др. Продолжает существование и идеология марксизма-ленинизма.
Либерализм — это идейно-политическое течение, где на первом месте находится идея свободы, понимаемая прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, зашита прав и свободы человека, недопущение вмешательства государства в экономику, право угнетенных на восстание против своих угнетателей. У истоков этого течения стояли Дж.Локк, Б.Спиноза, А.Смит, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант и др. Среди русских государственных и общественных деятелей наиболее известны М.М.Сперанский, А.И.Кошелев, П.И.Милюков и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о естественном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о Конституции, о разделении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной инициативы, невмешательство государства в экономику.
Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX — начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значительный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либерализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государственного регулирования экономики. В неолиберализме противоборствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных традиций. а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в современной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по формированию рыночной экономики был перенесен представителями этого течения в Россию без учета исторической и национальной специфики.
Консерватизм — это идейно-политическое течение, ориентирующееся на защиту национальных и религиозных традиций, проверенных опытом поколений устоев жизни и отрицающее революционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Великую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.
Современный консерватизм имеет три разновидности: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм провозглашает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям. индивидуализму, частной собственности. Либертаризм— это течение, которое основывается на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизм выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных традиций, неприятие революций, но в то же время признает ограниченные реформы.
И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идейные течения тесно переплетаются, имеют родственные признаки, хотя сохраняют и традиционные различия.
Современная социал-демократическая идеология, хотя и признает частную собственность в экономической сфере, но все же более важную роль отводит общественной собственности — национализированным, муниципальным, кооперативным предприятиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демократического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития личности, осуществление сильной социальной политики.
В политической сфере социал-демократы выступают за многопартийность. государственное регулирование экономики и социальной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализма сотрудничают с различными политическими силами и движениями в борьбе за мир, за решение экологических и социальных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубеже XX —XXI вв. показали, что под лозунгом зашиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-демократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.
Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама, протестантизма, иудаизма, синтаизма, буддизма, местных верований. В России в настоящее время возрождается идеология православия.
Идейные течения и общественные движения на рубеже веков. Появление в России политических партий
Идейные течения и общественные движения на рубеже веков
Консерваторы и либералы
Непоследовательность и незавершённость либеральных реформ 60–70‑х гг. ХІХ в., сохранение абсолютизма и сословного деления общества, нерешённость крестьянского вопроса дали импульс новым дискуссиям о будущем России, которые вели представители консервативного и либерального направлений в общественной мысли страны.
В лагере консерваторов преобладали представители дворянства, мещанства, купечества, а также значительная часть крестьян, привыкших к патриархальному укладу своей жизни. Основой их консервативной идеологии оставалась теория «официальной народности» с её верой в незыблемость самодержавия, православия и народности. Главным для них было сохранение общественного спокойствия, порядка, традиционности. Внешнеполитическая доктрина строилась на идеологии панславизма, отводившей России роль объединительного центра всех славянских народов. Консерваторы выступали с резким осуждением теории и практики нигилизма, так как ставила под сомнение традиционные моральные принципы.
Возможность ограниченных реформ рассматривалась только при условии возвращения некоторых сословно-феодальных элементов, исчезнувших в результате реформ Александра ІІ. Свои идеи они распространяли посредством чиновничье-бюрократического аппарата, церкви, подконтрольных печатных изданий («Московские ведомости»), где, в доступной для широкого круга читателей форме, излагалась доктрина консерваторов, что помогало в нужном им русле формировать общественное мнение. К идеологам консерватизма принадлежали П. Шувалов, возглавлявший ІІІ отделение, К. Победоносцев, М. Катков, Д. Толстой и др.
Приверженцы либерализма чаще всего принадлежали к обуржуазившимся помещикам, буржуазии, представителям интеллигенции. Они выступали за поступательный, эволюционный путь развития страны путём проведения реформ «сверху», не исключая возможности сотрудничества с царской властью. Либералы отстаивали идею о единстве развития России и государств Западной Европы. Будущее государственного строя в России они видели в конституционной монархии — политическом режиме, при котором на власть монарха наложены ограничения (как правило — наличием Земского собора), не дающие ему права располагать всей полнотой государственной власти.
Либералы выступали за созыв общероссийского выборного органа, расширение прав земских органов самоуправления, создание более благоприятных условий для развития капитализма, сохранение института частной собственности, облегчение участи крестьянства. Осуществление этих преобразований, по мнению либералов, должно было стать основой построения в России гражданского, правового общества. Либеральное крыло общественной мысли было представлено Д. Шаховским, К. Кавелиным, Б. Чичериным, Ф. Родичевым. Свои идеи они пропагандировали через земства, научные общества, отдельные периодические издания («Вестник Европы», «Русская мысль»).
Течение либералов оставалось аморфным. Их оппозиция правительству не имела устойчивых организационных форм. Политическая инертность буржуазии предопределила дворянский характер отечественного либерализма, его близость к позициям консерваторов. С последними их объединял страх перед народным «бунтом» и действиями радикалов.
Радикальные идейные течения в общественной мысли
Наряду с консервативным и либеральным течениями в общественном движении России были представлены и сторонники более радикальных общественных преобразований в интересах «низов» общества. Радикалы не исключали насильственных действий, направленных на коренное преобразование существовавших в России порядков. Не имея широкой социальной базы, движение радикалов объединяло представителей различных социальных групп (разночинцы). Организации радикалов имели нелегальный, законспирированный характер. Многие представители этого направления общественной мысли, спасаясь от репрессий, покидали Россию и разворачивали свою деятельность за рубежом. Благодаря этому происходило установление и развитие контактов между русским и западноевропейским революционным движением.
Большинство историков предлагают следующую периодизацию радикального движения: 1860-е гг. — формирование идеологии революционно-демократического толка и появление первых тайных кружков разночинцев; 1870-е гг. — распространение взглядов революционных народников, функционирование их организаций; 80-90-е гг. ХІХ в. — на смену революционному народничеству приходит либеральное, начинает распространяться марксизм, идеи которого легли в основу программ первых организаций социал-демократов.
В среде радикалов можно выделить представителей нескольких идейных течений. А. Герцен и Н. Чернышевский продолжали выступать за переустройство общества на основах «общинного социализма», критикуя аграрную реформу 1861 г. Свои идеи они пропагандировали на страницах журналов «Колокол» и «Современник», а их последователи объединились в рядах первой тайной революционной организации «Земля и воля» (1861–1864). Её отделения возникли во многих городах империи — Москве, Петербурге, Харькове, Твери и др. В качестве программного документа землевольцы рассматривали статью Н. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованную на страницах «Колокола» в 1861 г. В ней звучал призыв к народу отказаться от стихийного бунта, а всем революционным силам предлагалось объединить свои усилия. После поражения польского восстания 1863 г. и усиления репрессий царизма организация прекратила своё существование, но многие её участники влились в возникшее в конце 1860‑х гг. народническое движение.
В 1869 г. учителем С. Нечаевым и журналистом П. Ткачёвым в Петербурге была создана подпольная организация, настраивавшая студенчество на подготовку к восстанию и борьбу против царского правительства. Организация вскоре была разгромлена. С. Нечаев бежал за границу. Вернувшись спустя несколько месяцев, он создаёт новую организацию — «Народная расправа», на этот раз в Москве. С. Нечаева отличал крайний политический авантюризм, от своих последователей он требовал безоговорочного подчинения. Известен факт убийства одного из членов «Народной расправы», ослушавшегося своего лидера. После ликвидации организации полицией, С. Нечаев пытался скрыться в Швейцарии, но власти этой страны выдали его как уголовного преступника. Для царского правительства судебный процесс над С. Нечаевым стал прекрасной возможностью дискредитировать всё революционное движение.
Народниками считала себя часть русской интеллигенции, которая остро переживала отсутствие своей связи с простым народом и рассчитывала сблизиться с ним путём просветительской деятельности и пропаганды прогрессивных идей общественного переустройства. Конечной их целью была подготовка крестьянской революции. В народническом движении выделяют революционное и либеральное направления. Революционные народники также не были однородны и подразделялись:
После провала «хождения в народ» наиболее влиятельной тайной организацией народников была восстановленная «Земля и воля» (1876). Её члены были сторонниками ликвидации самодержавия, безвозмездной передачи земли в руки крестьян, перехода к «мирскому самоуправлению» в городах и деревнях. Землевольцы возобновили практику «хождения в народ», занимались агитацией в среде пролетариата. Один из лидеров организации Г. Плеханов стал организатором первой в России политической демонстрации, произошедшей в 1876 г. в Санкт-Петербурге на площади перед Казанским собором. Демонстрация была разогнана полицией, а некоторые её участники получили ранения. Последовали аресты. Суд не был гуманен к манифестантам, приговаривая их к каторжным работам или ссылке. Г. Плеханову удалось избежать ареста.
В 1878 г. в ходе покушения, осуществлённого В. Засулич, был ранен градоначальник Санкт-Петербурга Ф. Трепов. В ходе судебного разбирательства, она была оправдана судом присяжных и градоначальнику пришлось покинуть свой пост. Это происшествие в среде землевольцев стало катализатором дискуссий о характере дальнейшей борьбы.
Из-за разногласий по поводу методов деятельности в 1879 г. организация раскололась на «Чёрный передел», члены которого отдавали предпочтение агитации (Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич) и террористическую «Народную волю» (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов, В. Фигнер). Народовольцы разочаровались в революционном потенциале крестьянства и рассчитывали на политический переворот, который приведёт к свержению самодержавия, ликвидации частной собственности и наделению крестьян землёй. Народовольцами в 1881 г. было осуществлено успешное покушение на Александра ІІ, после чего власти фактически разгромили это движение, репрессировав его наиболее активных участников.
В 80–90‑х гг. ХІХ в. возросло влияние либеральных народников, категорически отвергавших насильственные методы борьбы. Проводя культурно-просветительскую работу среди народных масс, они агитировали за проведение реформ и ликвидацию остатков крепостнических отношений. Пропаганду своих взглядов они вели с помощью печатных изданий (журнал «Русское богатство»), используя возможности земств и различных общественных организаций. Лидерами этого направления общественной мысли были В. Воронцов, Н. Даниельсон, Н. Михайловский.
Рабочее движение. С развитием капиталистических отношений и формированием отечественного рабочего класса в его среде начинают возникать первые организации рабочих: «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878). Они организовывали стачки, пытались выступать посредниками во взаимоотношениях работодателей и наёмных рабочих, но не затрагивали политических вопросов.
Наиболее массовой оказалась забастовка рабочих Никольской мануфактуры в Орехово-Зуево, принадлежавшей фабриканту Т. Морозову («Морозовская стачка» 1885 г.). Трудящиеся впервые выдвинули требования государственного регулирования их отношений с предпринимателями. Эта забастовка привела к появлению в 1886 г. закона, определявшего порядок найма и увольнения, упорядочившего штрафы и выплату зарплат. Вводился институт фабричных инспекторов, которые контролировали соблюдение закона. В то же время, он усиливал уголовную ответственность за участие в стачечном движении.
В 1880‑х гг. часть бывших народников переходит на марксистские позиции (Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич). В 1883 г., находясь в эмиграции, они организуют группу «Освобождение труда». Отрекаясь от идеалов крестьянского социализма, было решено в качестве идеологического базиса новой организации использовать идеи марксизма. Марксизм — политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. В его основе — признание неизбежности классовой борьбы как движущей силы социальной революции. Главная роль в ней отводилась пролетариату. Революция была направлена против основ капиталистической системы, базировавшейся на частной собственности и товарном производстве. Марксизм предполагал обобществление средств производства и построение коммунистического общества.
На фоне промышленного бума 1890‑х гг. отдельные марксистские группы, существовавшие в России, объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), созданный в Петербурге. Первоначально свою задачу лидеры союза видели в том, чтобы возглавить стачечное движение в столице и других крупных промышленных центрах страны. Репрессии, которые царская власть обрушила на лидеров рабочего движения, вынудили часть из них перейти на позиции «экономизма», отказавшись от выдвижения каких-либо политических требований.
Среди сторонников «экономизма» получил распространение «легальный марксизм». Его представители — П. Струве, М. Туган-Барановский, признавая отдельные положения марксистской идеологии, говорили о исторической неизбежности капиталистического этапа в развитии общества, обосновывая его прогрессивное значение для России.
Другие лидеры рабочего движения продолжали настаивать на политической борьбе, целью которой должно было стать установление диктатуры пролетариата. Сторонники политической борьбы вскоре трансформировали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), которую возглавили В. Ульянов (Ленин) и Ю. Цедербаум (Мартов).
Появление в России политических партий
Радикальные партии
Формирование первых политических партий в России началось на рубеже ХІХ–ХХ вв. Они изначально имели оппозиционную направленность и действовали нелегально. После нескольких неудачных попыток (минский съезд 1898 г., незавершённый съезд в Брюсселе), в июле 1903 г. на съезде в Лондоне была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Партийным печатным органом была газета «Искра», которая издавалась с 1900 г. Практически сразу после создания партии идейные и организационные разногласия привели к её расколу на меньшевиков — РСДРП(м) и большевиков — РСДРП(б).
Меньшевики (Л. Мартов) считали, что необходимым условием социалистической революции должна стать буржуазная революция. Поэтому меньшевики считали возможным сотрудничество с политическими силами, представлявшими интересы буржуазии и участие в органах власти.
Большевики (В. Ленин) были убеждены в неотвратимости социалистической революции, которая будет иметь успех только в случае установления диктатуры пролетариата. Сторонники большевизма выступали за силовой захват власти и отрицали возможность сотрудничества с политическими силами, не разделявшими их идеологические установки.
Последователями народовольцев оказались сторонники партии социалистов-революционеров (эсеров), которая возникла в 1902 г. Её лидером стал В. Чернов. Эсеры, в отличие от социал-демократов, в качестве своей социальной базы видели крестьянство. Их программа строилась на идее «социализации земли», которая состояла в ликвидации частнособственнического землевладения и передаче земель крестьянам согласно трудовой норме. Эсеры, как и их предшественники из «Народной воли», неоднократно использовали тактику террора.
Политизация либерального движения. Организационное оформление либерального движения происходило медленнее. Сторонники либеральных взглядов продолжали группироваться вокруг земств и городских дум. Первыми политическими организациями либералов стали возникшие в 1903 г. «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Они объединили таких известных общественных деятелей, как Н. Бердяев, П. Милюков, П. Струве, М. Туган-Барановский и др. Либералы отстаивали проведение «сверху» умеренных реформ, которые будут способствовать демократизации общества и переходу от абсолютизма к конституционной монархии. Окончательное оформление политических партий либеральной направленности произошло уже в ходе революционных событий 1905–1907 гг.
О создании собственных политических партий накануне первой русской революции стали задумываться и представители консервативно-монархического лагеря. По их мнению, это могло помочь правительству в противостоянии с радикальными и либеральными силами.
ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)
Полезное
Смотреть что такое «ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)» в других словарях:
Просвещение (эпоха) — Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в Англии,… … Большая советская энциклопедия
Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (в Западной Европе особенно во Франции, также в Германии и Англии). Крупнейшие представители эпохи Просвещения: Дж. Локк в… … Исторический словарь
Просвещение — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании “естественного порядка”, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Просвещение (распространение знаний) — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение. Просвещение передача знаний, распространение знаний и культуры [1]. Так же под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в… … Википедия
ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в. («век Просвещения»). Идеи представителей П. (Вольтера, Ш.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Просвещение — I Просвещение идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в … Большая советская энциклопедия
Просвещение — я; ср. 1. к Просветить (2.П) просвещать; распространение знаний, образования, культуры. Политическое п. масс. Состояние просвещения в нашей стране. Забота о просвещении народа. Увеличить расходы на культурное п. // Система воспитательно… … Энциклопедический словарь
Просвещение — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры[1], а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве[2]. В царской… … Википедия