Идолопоклонство в библии что такое
Идолопоклонство в библии что такое
Мы знаем какую беспощадную войну вел ветхозаветный Израиль за чистоту веры. Закон запрещал в ступать в брак с иноплеменниками, да и само завоевание земли обетованной сопровождалось уничтожением отдельных народов. Причиной этому было язычество. Сейчас, похоже, есть христиане, которые ведут беспощадную борьбу с язычеством, притом, создается впечатление, что они живут на минном поле: куда ни глянь, одни демонические ловушки.
Что же все-таки представляло собой язычество в древности?
(У ап. Павла подробно (Рим.1:18-32))
Как видим, язычество характеризуется крайней разнузданностью нравов, меркантильными интересами, неблагодарностью Богу, искажением правильного представления о Боге, многобожием, поклонением кумирам, идолам.
Язычество по Писанию можно охарактеризовать как неприкрытое служение дъяволу, притом служение, по своей сути, ложное, так как демонические силы заставляли людей верить в ложные кумиры и поклоняться пустышкам. Естественно, не существовало никаких богов Ваала, Астарты, Артемиды, Зевса, Юпитера, Сатурна и проч.
Подобная бесовщина сопровождалась всевозможными видами гаданий:» царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень.(Иез.21:21) » Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря».(Зах.10:2)
Зачастую, литые идолы были не символами божеств, а считались их жилищем:» чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть».(Ис.48:5)
Это хорошо видно на примере терафимов.
Терафим (Суд. XVII, 5) — название идола, имевшего человеческую фигуру и почитавшегося домашним божеством. К нему обращались с вопросами о будущем, как к оракулу (Осии III, 4). Во времена Судей, мать Михи, одного из жителей г. Ефремовой, вылила из своего серебра ефод, терафим и истукан и литой кумир, и поставила в своем доме; сюда был приглашен один левит, и таким образом было открыто богослужение, происходившее там во все время, когда дом Божий находился в Силоме (Суд. гл. XVII, XVIII). Впрочем боготворение терафимов (идолов) существовало еще за долго прежде и до времени Судей и до царя вавилонского, как это видно из истории Рахили, жены Иакова (Быт. XXXI, 19, 34) и из истории Мелхолы, дочери Сауловой, жены Давида (I Цар. XIX, 13, 16). Обыкновенно же думают, что терафимы у евреев были то же самое, что впоследствии и пенаты, или домашние божества римлян.
О том, что к идолам относились как к «живым богам», красноречиво свидетельствует кн. Данила:
» Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.
4 Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: почему ты не поклоняешься Вилу?
5 Он отвечал: потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но [поклоняюсь] живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью.
6 Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?
7 Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь; ибо он внутри глина, а снаружи медь, и никогда ни ел, ни пил.(Дан.14:3-8)
К идолам разжигались похотью и приносили им человеческие жертвы :» разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?(Ис.57:5)
Идолослужение всегда сопровождалось непотребством:»Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;(1Пет.4:3)
Язычество представляло собой разнородные культы, в основном, связанные с обожествлением природы, одним из повсеместно распространенных был культ плодородия Ваала и Астарты. Идолослужение совершалось в капищах, в рощах, на возвышенностях, при столбах. Повсеместно приносились жертвы как человеческие так и животных. Существовала ритуальная проституция с поклонением культу Милитты. Через блуд склонили к поклонению Ваал-Фегору израильтян дочери Моава в Ситтиме»(Чис.25:1). Жрецы воскуряли ладан перед идолами, зажигали светильники,
кропили идолы идоложертвенной кровью, кормили их и проч. До сих пор можно увидеть в Индии, как идолам приносится еда. Праздновали праздники, которые были привязаны к природным циклам и сельскохозяйственным работам. (В передаче «Битва Экстрасенсов» показывали колдуна, который служит богу Велесу, так тот показал обряд кормления духов. Сначала били в шаманский бубен, потом разложили костер и с опред. заговором лили туда молоко и клали хлеб.).
Что же касается форм, в которые облекается само служение, будь оно Православным или языческим, они могут быть сходны внешне. Язычник молится, молится и христианин. Язычник славит кумира ( как это делают русские неоязычники, интересно, не отсюда ли само название «славяне»?) и Православный славит Св. Троицу. Есть храмы и есть капища. Есть священническая одежда, каждение, возжигание светильников, есть жертва.
Неправильно будет считать, что формы Православного богослужение были заимствованы от славян, или от язычников живших на территории Римской Империи. Они были заимствованы из ВЗ Церкви.
У нас нет того, чтобы не было использовано в ВЗ-м культе. В этом налицо преемственность ВЗ и НЗ.
Народ Божий и идолы современности
Часть 2
Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. Мужественная проповедь пророка через страдания и наказания с помощью Божией остановила его на этом гибельном пути
Многое из того, что мы видим сегодня в обществе христиан, перекликается с ветхозаветной историей. Люди, искренне считающие себя христианами, превратили в идолов свои увлечения или привычки. Многие греховные проявления стали повседневностью или даже нормой общественной жизни даже тех, кто называет себя христианами.
Поражение пророков Вааловых. Julius Schnorr von Carolsfeld |
Сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с вопросами: что, по-вашему, можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? к каким последствиям ведет поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации? каких идолов каждый из нас должен сокрушить в своем сердце?
Иерей Андрей Сикоев, клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине (РПЦЗ):
– Сегодня мы видим в мире немало соблазнов, и тут надо понимать, говорим ли мы о людях православных, которые живут церковной жизнью, или о тех, кто церковной жизнью не живет. Между тем идолы нынешние такие же, как и в прежние времена. Сам Господь говорит: не можете служить и Богу, и маммоне. Соответственно, маммона, или имущество, деньги, бытовое благополучие, очень соблазняет людей. Здесь также есть искушение идолов для верующего – он же находится среди окружающих его людей, в обществе, которое большей частью не живет духовной жизнью.
В этом и состоит наша борьба: вновь и вновь осознавать, где пролегает путь надежды и любви, где заложена истина, и находить спасение. Поистине великое утешение и счастье – быть православным и жить в Православной Церкви.
Второй, практически вездесущий, идол нашего времени для многих людей, в том числе для детей и молодежи – это телевизор и Интернет, которые обрушивают буквально вал информации и дезинформации. Пользование ими при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. За примером далеко ходить не надо: посчитайте, сколько времени проводят дети перед «ящиком», засоряя, мягко говоря, мусором свои мозги и сердца!
Третий идол, с которым надо ежедневно бороться, – это все виды удовольствия, все те увлечения, что связаны с самоутверждением материальных благ. Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.
Да, сегодняшний мир насыщен явлениями, связанными с угрозами идолопоклонства. Но в то же время я хочу выразить надежду и радость в связи с тем, что народ православный, наша паства уже начинает это осознавать, проявляя все большее внимание к наставлениям Церкви в данной сфере, ища путь праведный. Особенно молодежь. Еще одним свидетельством тому стал проходивший у нас в этом году Православный молодежный съезд приходов Берлина.
Как только мы находим с молодыми людьми общий тон беседы, они с доверием и открытостью подходят к пониманию проблемы современного идолопоклонства, точно чувствуют, где истина. Ведь стоит только возбудить совесть – и, с помощью Божьей, уже можно начинать новую жизнь – без идолов, заключающих в себе опасность саморазрушения.
|
Священник Андрей Давыдов, настоятель Христорождественского и Никольского храмов города Суздаля, иконописец:
– Задача любого идола от начала рода человеческого – подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, – это та самая минута, которую мы сейчас проживаем. Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет.
Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек – тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело – то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности.
Такой несуществующей реальностью может быть, например, обладание богатством, которое само по себе не делает человека счастливым или лучшим, но ради которого он растрачивает драгоценные минуты своего существования. Такой несуществующей реальностью может быть власть. Один из появившихся в последнее время идолов – это виртуальная реальность. Интернет – идол в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает в конце концов обладать нами.
Если заглянуть в Интернет, то 99,99 % его – это абсолютная чушь. Вся система построена на том, что предлагается неважная информация, которая мгновенно вылетает из головы, чтобы ты вложил свои драгоценные силы и энергию во что-то, чего на самом деле нет. Тот же YouTube, который сейчас стремительно развивается, мгновенные sms, Twitter – что-то совершенно иллюзорное…
Виртуальное существование – один из наиболее привлекательных идолов, которые предлагает нам современность. Виртуальное существование в открытом виде – это когда человек начинает проживать не свою жизнь. В результате, подчиняясь сегодняшним идолам, человек становится управляем. Он живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо – в ней он оказывается совершенным ребенком, не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед нами, – отношения с близкими, коллегами…
В результате современный человек находится в мире каких-то игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.
Священник Димитрий Березин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:
– Пророк Илия боролся с идолопоклонничеством среди израильского народа, среди народа, забывшего свою историю и забывшего Бога. Поклонение идолам нарушило ту связь, которую люди имели с Богом, и как следствие – между собой. Если корабль следует ошибочным ориентирам, это ведет его к гибели, корабль ли это государства или лодочка души человеческой.
Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше описываемого в 3-й Книге Царств.
Первый идол – деньги
Одна страна даже написала на своих банкнотах: In God we trust (англ. Мы верим в Бога).
Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не трудиться, чтобы создавать, исследовать, помогать.
Второй идол – это «Я». Наша гордыня
Третий идол – блуд
Причем не только в телесных, но у духовных проявлениях. О том, что блуд телесный стал считаться чуть ли не подвигом, сказано уже много. И жертв у этих «подвигов» уже предостаточно – в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 4000 младенцев.
На этих трех идолах стоит современный мiр (именно так в церковнославянском пишется слово, означающее мир сей – вы не от мiра сего – Ин. 15:19). И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мiре, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, прежде всего, своим личным примером.
Священник Владимир Воронцов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сарымолдаево, Чимкентская епархия (Казахстан):
– Апостол Павел спрашивает: «Какое согласие между Христом и Велиаром. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6,15-16). Идолопоклонство – это прямое противление Истинному Богу, нарушение Его заповеди. Кто будет спорить, что невозможно одновременно прославлять Бога и, вместе с тем, поклоняться и служить идолам. Идолопоклонник отворачивается от Господа и противится Его Святой Воле. В годы пророка Илии идолопоклонство насаждалось нечестивыми правителями по всей земле. Изображениям Валов и Астарт приносились жертвы, им поклонялись и служили люди. Современному христианину сложно порой увидеть, что его окружают идолы.
В современном мире вряд ли мы увидим идола в классическом виде. Враг рода человеческого хитер и лукав. Он всячески пытается замаскировать свою ложь и коварство. Никто теперь не поклоняется истуканам. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: красота, комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).
Вместо стремления принести пользу предлагается «принцип удовольствия». В Евангелии Господь говорит, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6,24). Служение этим идолам губительно. Оно отвращает человека от Бога. Без Бога человек обесчеловечивается, становится неуравновешенным, растерянным. Выбрал «красоту», а за ней скрывается «идеал содомский». Выбрал удовольствие и комфорт и уподобился блудному сыну, который и хотел бы насытиться кормом, предназначенным для свиней, но не мог. Похоть, страсть, по учению святых отцов насыщает бесов, а человека опустошает.
Особенно страшен идол богатства, сребролюбия. Священное Писание прямо говорит о любостяжании, что оно «есть идолослужение» (Кол.3,5). Служение этому идолу делает бессмысленным для человека такие понятия как любовь, милосердие, сострадание. Все покупается и все продается. Общество, отказавшееся от Бога ради идола денег, обречено на погибель, ибо ценности в таком обществе подменены бумагой. Дела заменены стоимостью, сам человек заменен его средствами и его положением в обществе. В таком обществе нет места для Бога, для вечности – только бесчувствие, бессердечие, смерть… О поклонниках этого идола Писание говорит, что «их бог – чрево» (Фил.3,19).
Не менее опасен идол славолюбия – тщеславия, собственное достоинство, самолюбование, гордыня. Апостол пишет: «вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16). Служащий идолу собственного достоинства становится храмом мертвого бога. Я САМ живет в его сердце. «Я сам» не пустит ничто благое в сердце и душу. Все, что он будет делать, направлено ни на пользу душе, ни на пользу людям, а к славе человеческой. Пусть даже никто и не узнает (а при удобном случае «я сам» обязательно расскажет всем) о совершенных делах, достаточно «мне самому» гордиться собой и быть довольным собой.
Для поклонника идола славолюбия – «себя самого» важно не то, что необходимо и не то, что полезно и спасительно, а то что я хочу, что мне нравится. «Я хочу служить Богу», – увы, для скольких христиан важна первая часть фразы – «я хочу». Разве спасительно такое служение? Авва Дорофей учит: «тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю» («Душеполезные поучения», поучение 5). Отречение от своей воли есть первое условие следования за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24).
Как часто бывает, что христианин приходит на исповедь, чтобы «промыть перекисью водорода ранки», а в глубине души кроется гной и требуется «серьезная операция», «скальпель». Горько, когда тщеславие не дает человеку покаяться. Тщетными становятся молитвы, посты и подвиги.
Всякий идол рано или поздно будет разрушен. Какой прок в идолопоклонстве? Какая радость служить трухе? Святой Пророк Илия обратил Народ Божий от идолослужения к Истинному Богу. Будем молиться угоднику Божию, да его молитвами Господь вразумит нас узреть идолы, окружающие нас. И отвратит каждого христианина от поклонения истуканам, пускай внешне и привлекательным, но полным скверны.
Святый пророче Божий, моли Бога о нас!
Диакон Сергий Плотницкий, руководитель социального отдела Пинской епархии Белорусского Экзархата:
– Увы, идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен, прежде всего, такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые их окружают: машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг – истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам…
Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном – о том, что он должен думать о спасении своей души.
И слава Богу, что Господь дал нам такие испытания, как болезни. Это, пожалуй, единственный миг, когда человек может остановиться в той пагубной гонке и задуматься. Наверное, самое страшное – когда заболевает ребенок, потому что мы стали сейчас такие «железобетонные», что порой лишь детские страдания способны привести нас в чувство. Не секрет, что многие люди, особенно в крупных городах, приходят в храм, когда кто-то в семье заболевает, умирает и уже никакие врачи и целители не могут помочь. И вот только тогда, когда нас окружают такие скорби, мы можем посмотреть на свою жизнь здоровыми глазами. И выход здесь один – через Церковь, через осознание пути спасения.
Взять, например, наш небольшой город Пинск – 140 тысяч человек населения. Не потому ли, что столь мощно давит пресс современных идолов и увлечений, размыты духовные связи людей, оскудевают их души? Что уж тут говорить об огромных мегаполисах! И уж если люди вспоминают о Боге лишь когда у них беда, то, несомненно, очень важно, чтобы приходящие в храм люди оставались в нем. И мы должны приложить для этого все усилия, то есть духовно обогреть человека. Если он этого не ощутит, то отправится дальше, в какую-ту секту, где ему всегда «рады».
Могу сказать, что для меня, как священнослужителя, неимоверное счастье – нахождение возле Престола Божиего. С этим не сравнятся никакие материальные блага! Это радость, которая никогда не заканчивается, в отличие от материальных ценностей. Она постоянно наполняет твою душу. Поистине, сад, когда за ним ухаживают, становится прекрасным, благоухает и приносит замечательные плоды.
6 августа в Столенском благочинии Пинской епархии открывается молодежный епархиальный слет. В его насыщенной программе – обмен опытом работы среди делегатов от каждого благочиния, включая приходскую православную молодежь, а также вполне конкретные послушания. Так, ребята, во-первых, будут помогать врачам, медсестрам и санитарам больницы в деревне Бережное, ухаживая за престарелыми и больными людьми. Во-вторых, они займутся восстановлением реабилитационных мастерских для инвалидов в городе Столине. Пройдет также обучение по написанию грантов, связанных с социальной тематикой, – ребятам будет предложено самим написать проект гранта для своего прихода.
Наконец, в ходе слета мы организуем ряд встреч, весьма полезных для молодежи. Так, акушер-гинеколог города Столина расскажет о недопустимости абортов и их разрушительных последствиях как для матерей, так и для семей. А врач-педиатр посвятит свое выступление заботе о здоровье детей, тем более что Столин и Пинск – те города, которые больше всего пострадали во время Чернобыльской аварии, и сегодня там наибольшая распространенность онкологических заболеваний среди детей. Еще будет очень важная встреча делегатов слета с руководителем миссионерского отдела Пинской епархии отцом Иоанном Горбуновым, который раскроет секреты сектантских общин, вербующих в свои ряды молодежь, и расскажет, как с ними бороться. Кстати, мы также планируем пройти крестным ходом через три деревни, где наиболее мощное влияние сект.
Словом, как видите, наш православный молодежный слет – это тоже своего рода инструмент противодействия современным идолам. И глубоко символично, что он пройдет вскоре после празднования памяти пророка Божия Илии, который ревностно сокрушал идолов и был в огненной колеснице вознесен живым на небо.
Идолопоклонство в библии что такое
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
|