Иэмк что это такое

Об обязанности и правомочности ведения ИЭМК

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такое

Гусев Александр,
к.т.н., эксперт К-МИС

Гусев Александр Владимирович

Участие в стратегическом развитии, консультации по предметной области и развитию программного обеспечения, новые технологии и продукты

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такое

Биография

В 1998 г. закончил Петрозаводский государственный университет по технической специальности, 1998-1999 гг. прошел службу в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в медицинском госпитале в качестве разработчика программного обеспечения. В 1999 г. начал работу в медицинском центре ОАО «Кондопога», где занимался разработкой и внедрением медицинской информационной системы. В 2007 г. вместе с партнерами основал и работает в компании К-МИС.

Опыт работы

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию «Информационные технологии в здравоохранении» (2002 г.) и «Медицинские информационные системы» (2005 г.), соавтор учебного пособия «Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения».

Является ответственным редактором журнала «Врач и информационные технологии» (г. Москва), членом Экспертного совета Министерства здравоохранения РФ по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Входит в наблюдательный совет ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине “Национальная база медицинских знаний”.

Увлечения

Рыбалка, охота, кулинария

По официальным данным Минздрава, в 2016 г. работы по интеграции с федеральным сервисом ИЭМК были выполнены в 81 субъекте Федерации. Подключены к сервису 7076 (40,5% от общего числа) медицинских организаций, а 39% (6811) из них передают сведения об оказанной медицинской помощи, источник: http://government.ru/dep_news/27327/.

При этом согласно контрольным показателям, предусмотренным «Дорожной картой развития ЕГИСЗ на 2015-2018 гг», доля МО, которые передают данные в федеральную ИЭМК, должно было составлять не менее 30% (п.40), а процент от общего количества случаев оказания медицинской помощи, информация о которых передана в систему ИЭМК, должно было составлять не менее 35% (п. 41). Таким образом, на данный момент внедрение сервиса ИЭМК идет даже опережающими темпами.

Тем не менее, по мере распространения и развития этого сервиса то и дело ведется дискуссия о том, насколько разработчики МИС, ОИВ и МИАЦы на местах обязаны обеспечивать интеграцию с этим сервисом и наполнение его медицинскими сведениями? Например, в наших проектах мы периодически получаем вопросы от врачей, администраторов МО и т.д. вида «Где сказано, что мы обязаны что-то там передавать в федеральную ИЭМК?»

Поясняя, что это требование истекает из различных информационных писем Министерства, мы получаем второй типичный вопрос – насколько вообще законно ведение сервиса ИЭМК, а также насколько законна передача персональных медицинских данных из МИС МО в сервис ИЭМК?

Попробуем в этом разобраться и ответить на оба вопроса.

Что такое ИЭМК?

Для начала уточнимся, что же такое ИЭМК. Для этого процитируем определение, данное Борисом Зингерманом в документе «Проект ГОСТ Электронная медицинская карта. Термины и определения», опубликованном на «Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ» по адресу http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/310:

«Интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) – совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному человеку, собираемых, передаваемых и используемых несколькими медицинскими организациями. Входящие в ИЭМК электронные персональные медицинские записи могут храниться как централизованно, так и распределено (в различных медицинских организациях). При распределенном хранении доступ к отдельным ЭПМЗ, входящим в ИЭМК, осуществляется через централизованный индекс, содержащий информацию о месте хранения и способе доступа к каждой ЭПМЗ.

Интегрированная электронная медицинская карта может быть создана группой медицинских организаций или органом управления здравоохранения. Способ управления ИЭМК, хранения информации в ней, права доступа и стандарты информационного обмена и информационной совместимости данных (интероперабельности) должны быть определены организациями, создающими ИЭМК. Общие требования к ИЭМК должны быть сформулированы в отдельном национальном стандарте, основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации и нормативных документах Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Термин ИЭМК является аналогом международного термина Electronic Health Record (EHR)»

Очень четкое и понятное определение. Кстати говоря, кроме него, Борисом Зингерманом разработан отдельный документ «Проект национального стандарта ЭМК. ИЭМК», который очень подробно и в деталях рассматривает, что должен из себя представлять сервис ИЭМК, каким требованиям соответствовать и т.д. Документ доступен по адресу http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/309

История становления

Но вернемся именно к федеральному сервису ИЭМК. Как хорошо известно, ЕГИСЗ, частью которого он является, создается и развивается в нашей стране на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 N 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/99.

Здесь отдельно заметим, что нередко в профессиональной среде бытует мнение, что данные методические рекомендации, которые как известно многократно пересматривались и дополнялись, так и не имеют юридического статуса и никем официально не утверждены. На самом деле это не совсем так – эти документы одобренными решением «Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» (пункт 3 раздела II протокола от 12 апреля 2011 г. N 5) и были официально направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2011 г. N 29-1/10/2-9919. Так что можно утверждать, что именно начиная с этого момента в регионах должна была выполняться работа по поддержке сервиса ИЭМК.

Более того, Минздравом России в адрес руководителей высших органов власти субъектов Российской Федерации регулярно направлялись письма о необходимости обеспечения реализации необходимых мероприятий в установленные сроки (письмо от 30.12.2011 N 20-0/10/2-13453, письмо от 08.06.2012 N 29-1/10/2-116, письмо от 20.07.2012 N 18-1/10/2-779).

По теме ИЭМК было отдельное «Информационном письме Минздрава РФ № 18-3/10/2-8117 от 31.10.2013 о вводе в эксплуатацию и сроках и порядке действий региональных органов управления здравоохранением по сервису ИЭМК», в котором были указаны те мероприятия, которые должны были быть выполнены со стороны регионального органа управления здравоохранением ОУЗ) или уполномоченной организацией (как правило, МИАЦ). Они включают в себя следующее:

1Создание и направление письма о готовности к интеграции с ИЭМКдо 10.11.20132Оформление и отправка заявки на подключении к тестовой площадке ИЭМКдо 15.11.20133Обеспечить выполнение требований к защите информации, установленным действующим законодательством, обеспечить защиту конфиденциальной информации и персональных данных в соответствии с классификацией информации и объектов информатизации, на которых осуществляется обработка данных категорий информациидо 15.12.20134Установка и настройка необходимого ПО, проведение отладки взаимодействия с федеральным сервисом ИЭМК (с тестовой площадкой)до 15.12.20135Совместная проверка контрольного примера взаимодействия МИС с ИЭМКСроки указаны в приложении 2 письма6Передача данных пациентов из МИС в тестовую площадку ИЭМК (регистрация пациентов в сервисе для создания их ИЭМК)до 01.02.20147Оформить и направить письмо об окончании интеграции с ИЭМК на тестовой площадке и готовности к проведению интеграционных работ с основной площадкойдо 10.04.2014

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такое

Таким образом, с нашей точки зрения, Минздравом даны все необходимые поручения по интеграции МИС/РМИС с федеральной ИЭМК и подготовике к подключению и работе с промышленной средой, которые должны были быть завершены во всех субъектах РФ еще в апреле 2014 г.

Это – ответ на вопрос, является ли подключение к ИЭМК и передача данных в сервис обязательной? Да, является и для этого со стороны регулятора все необходимые требования оформлены.

Теперь давайте разберемся с более сложным вопросом – а является ли функционирование МИС и передача данных из них в ИЭМК законной?

ИЭМК и законность ведения этого сервиса

Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия врачебной тайны и возможности без согласия пациента хранить медицинские сведения граждан в МИС/РМИС и затем передавать их в региональную/федеральную ИЭМК.

Для этого обратимся к ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» №323 ФЗ, в котором есть «Статья 13 Соблюдение врачебной тайны», говорящая следующее:

«4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом»

Другими словами, федеральным законодателем предусмотрен ряд исключений из общего правила о недопустимости разглашения сведений, составляющих врачебную тайну. В частности, предоставление данных сведений без согласия гражданина допускается для осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пункт 10 части 4 статьи 13). К формам, в которых осуществляется указанная контрольная деятельность, наряду с государственным и ведомственным отнесен внутренний контроль (статьи 87, 88, 89 и 90 названного Федерального закона).

Таким образом, 323 ФЗ допускает передачу медицинских данных в ряде случаев без согласия пациента.

Далее, определимся с правом Минздрава эксплуатировать ИЭМК. Для этого обратимся к «Статье 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья», в которой сказано:

«9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации»

Что касается права ведения медицинской организацией МИС/РМИС, то для этого процитируем «Статью 78. Права медицинских организаций», в которой предусмотрено:

«5) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.»

Таким образом, МО имеют право ведения МИС/РМИС, а Минздрав имеет право ведения федерального сервиса ИЭМК.

Теперь давайте уточнимся, что же можно осуществлять в рамках ведения компонентов ЕГИСЗ? Для этого обратимся к «Статье 91. Информационные системы в сфере здравоохранения», в которой сказано:

2. Операторами информационных систем являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, назначенные указанными органами, а также органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования.

3. Порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Таким образом, исходя из ФЗ N 323, к структурам, допущенным к обработке данных медицинских данных, относятся: МО и операторы ИС (из текста ч. 2 ст. 91: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, организации, назначенные указанными органами, а также органы управления Федерального фонда ОМС и территориальных фондов ОМС в части, касающейся ПУ в системе ОМС).

Порядок ведения ИС, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 91). На последний возлагается и обязанность определения порядка ведения персонифицированного учета оказанной медицинской помощи (ч. 3 ст. 92). В ИС в сфере здравоохранения, как об этом указывает ч. 1 ст. 91, «осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности на основании представляемых ими первичных данных о медицинской деятельности«.

Таким образом, в соответствии с ФЗ N 323 ответственность за защиту информации ограниченного доступа (сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг и о лицах, которым оказываются медицинские услуги) выпадает на МО и операторов ИС, в случае с ИЭМК – на Минздрав.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ N 323 врачебная тайна – это совокупность сведений, включающих в себя данные о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Данные сведения в ФЗ N 323 представляются как бы в общем, в виде четырех групп (данные о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи; данные о состоянии его здоровья; установленный диагноз; иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении). Тем не менее – именно эти данные составляют основу ЭМК и именно эти сведения передаются из МИС МО/РМИС в федеральную ИЭМК.

Таким образом, согласно ФЗ N 323 МО имеют полное право хранения и обработки медицинских данных пациентов и их передачу в федеральную ИЭМК без получения согласия пациента. Федеральное законодательство это не запрещает.

По сути, ПУ – это как раз те сведения, которые МИС/РМИС передают в федеральную ИЭМК. Получается, в этом ФЗ используется термин, отличный от ФЗ N 323 и поэтому есть сомнения, а позволяют ли положения ФЗ N 326 осуществлять передачу данных в ИЭМК и их обработку соответствующим оператором?

Здесь нужно принять во внимание, что все отмеченные выше расхождения норм ФЗ N 326 с нормами ФЗ N 323, представляющими ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности, в том числе в сфере ОМС, обусловлены первоначальным «страховым» ФЗ N 326 и заслуживают приведения в соответствие «медицинскому» ФЗ N 323.

ФЗ N 326, в отличие от ФЗ N 323, включает в права застрахованных лиц (п. 7 ч. 1 ст. 16) защиту персональных данных, необходимых для ведения ПУ (применительно к сфере ОМС). В ФЗ N 323 среди прав пациентов (ч. 5 ст. 19) фигурирует защита сведений, составляющих врачебную тайну. Но можно ли относиться к понятиям «врачебная тайна» и «персональные данные, необходимые для ведения ПУ» как к тождественным? Если исходить из текста п. 4 ч. 1 ст. 79 ФЗ N 323, то да, так как понятие «врачебная тайна» включает в себя и «конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах». Тогда ФЗ N 323 и ФЗ N 326 указывают на одинаковые права в отношении защиты конфиденциальной медицинской информации.

Отсюда, пусть несколько условно, но все-таки мы можем признать тождественность рассматриваемых понятий, поэтому мы исходим из того, что персонифицированный учет и медицинские сведения о здоровье – это одно и тоже, хотя конечно хотелось бы – чтобы в наших ФЗ и подзаконных актах использовались одни и те же описанные термины и определения. А это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что ФЗ N 326 не накладывает ограничений на передачу данных из МИС в ИЭМК.

А стало быть – и согласно ФЗ N 326 эксплуатация сервиса ИЭМК и передача данных в него без согласия пациента также являются законными.

Источник

Интегрированная электронная медицинская карта

Посредством ИЭМК, в целях преемственности медицинской помощи, осуществляется взаимодействие медицинских организаций между собой при наблюдении и лечении одного и того же пациента.

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такое Интеграционные профили

Обновлены интеграционные профили сервиса «Региональная ИЭМК»:
ИЭМК версия 8.0.

Интеграционные профили дополнены описанием типа PacsResult.

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такое Актуальные версии регламентов по передаче данных в ИЭМК РЕГИЗ

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такоеТребования к ведению в ЭМКП различных случаев оказания медпомощи. Версия 093 от 19.11.2019

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такоеПриложение к регламенту: «Ведение и передача в РЕГИЗ сведений диагнозе пациента, версия 002 от 07.11.2019»

Иэмк что это такое. Смотреть фото Иэмк что это такое. Смотреть картинку Иэмк что это такое. Картинка про Иэмк что это такое. Фото Иэмк что это такоеРегламент передачи в РЕГИЗ документов иных организаций. Версия 003 от 11.09.2020

При возникновении вопросов по организации информационного взаимодействия МИС вашего учреждения с ИЭМК и системой управления доступом:

Коган Евгений Игоревич
тел. 576-24-45
почта: KoganE@spbmiac.ru

Новости

27.04.2021

Опубликован «Порядок создания в Санкт-Петербурге региональных нозологических регистров» смотреть

02.04.2021

Опубликована новая версия регламента «Регламент передачи в РЕГИЗ и использования информации о пациентах с ОНМК» от 02.04.2021

29.03.2021

Опубликован Регламент «Порядок ведения и передачи в РЕГИЗ сведений о назначенных препаратах»

23.03.2021

Опубликован Регламент подачи заявок об удалении информации о случаях оказания медицинской помощи из ИЭМК РЕГИЗ

11.09.2018

Вниманию разработчиков интегрированных решений:

Интеграционные профили дополнены описанием типа PacsResult.

Источник

Электронная медицинская карта и принципы ее организации.

В самом конце прошлого года Минздравом РФ создан Экспертный совет по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. Основным инструментом в работе Экспертного совета станут рабочие группы по ключевым направлениям, в том числе рабочая группа, посвященная ЭМК. Такая группа создана и ее участники избрали меня ее руководителем (модератором).

В рамках подготовки к первому учредительному собранию рабочей группы мы с Никитой Шкловским попытались обобщить все материалы и представления, которые есть по данной теме. В результате появилась большая статья (вероятно даже цикл статей), которая выйдет в блиижайшем номере журнала «Врач и информационные технологии».

Предлагаю первую часть данной статьи. Ждем Ваших комментариев.

Электронная медицинская карта (ЭМК) – что это?

Невзирая на широкое и повсеместное употребление термина ЭМК, конкретное содержание этого термина и связанного с ним комплекса задач недостаточно ясно определено. Система определений в сфере медицинской информатики еще не достаточно устоялась. Специалисты пользуются целым рядом распространенных терминов, интуитивно вкладывая в них определенное, не всегда одинаково понимаемое содержание. Такая ситуация характерна как для России, так и для всего мира. Дополнительная серьезная проблема возникает при переводе международных англоязычных терминов на русский язык. Эта проблема важна особенно сейчас, при массовом переводе международных стандартов. Следует подчеркнуть, что при переводе международных терминов необходимо добиться не только лингвистической точности, но и соответствия терминам, общепринятым в России. Проблеме согласования ключевых понятий и соотнесения их с международными терминами посвящена специальная работа [2,3]. Все многообразие используемых в международной практике понятий приведено в [4], однако восприятию этого документа мешают значительные недостатки в его переводе, связанные с отсутствием устоявшейся русскоязычной системы понятий.

Прежде, чем перейти к обсуждению самих терминов, важно подчеркнуть, что это вопрос далеко не схоластический. Именно эта система терминов определяет архитектуру всей экосистемы Электронных медицинских карт, взаимодействия и взаимоотношения между ее уровнями и составляющими. Именно поэтому приводим все 9 определений целиком.

3. Электронная медицинская карта (ЭМК) – совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному человеку, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации. Правила сбора, хранения и использования ЭМК, а также права доступа к ней устанавливаются медицинской организацией на основе национального стандарта ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения», а также в соответствии с требованиями законодательства и нормативными документами МЗСР РФ.

Примечание 1. Термин ЭМК является аналогом международного термина Electronic Medical Record (EMR).

Примечание 2. Термин ЭМК предполагает объединение всей информации о пациенте, имеющейся в данной медицинской организации в электронной форме, – всех ЭПМЗ данного пациента. При этом ЭПМЗ внутри электронной медицинской карты могут быть дополнительно объединены в группы, относящиеся, например, к конкретному законченному случаю заболевания (в амбулаторной практике) или к конкретной госпитализации (при стационарном лечении). При этом некоторые ЭПМЗ могут не входить ни в одну из групп и не относиться ни к какой конкретной госпитализации или законченному случаю заболевания.

Примечание 3. Традиционно, в соответствии с типом медицинской организации, говорят об:

§ «электронной медицинской карте амбулаторного больного» для амбулаторий, поликлиник, диагностических центров, диспансеров, поликлинических отделений стационаров или специализированных медицинских центров, частных врачей, коммерческих лабораторий и др.;

§ «электронной медицинской карте стационарного больного» для стационаров или «электронной истории болезни», под которой чаще всего понимают электронные медицинские записи, относящиеся к конкретной госпитализации.

В ряде специализированных медицинских организаций существуют и другие термины, обозначающие специальные формы медицинских карт ( история родов , история развития новорожденного и др) . Все эти карты представляют собой объединение медицинских записей, относящихся к какому-то отдельному эпизоду лечения для конкретного пациента.

Создание электронных аналогов этих частных медицинских карт не представляется целесообразным, поскольку они могут входить, как определенные группы записей (см. примечание 2), в единую электронную карту данного индивида, объединяющую все его электронные персональные медицинские записи, известные в данной медицинской организации.

4. Интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) – совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному человеку, собираемых и используемых несколькими медицинскими организациями. Что касается хранения ИЭМК, то входящие в него электронные персональные медицинские записи (ЭПМЗ) могут храниться как централизованно, так и распределенно (в различных медицинских организациях). При распределенном хранении доступ к отдельным ЭПМЗ, входящим в ИЭМК, осуществляется через централизованный индекс, содержащий информацию о месте хранения и способе доступа к каждой ЭПМЗ. Интегрированная электронная медицинская карта может быть создана группой медицинских организаций или органом управления здравоохранения. Способ управления ИЭМК, хранения информации в ней, права доступа и стандарты информационного обмена и интероперабельности должны быть определены организациями, создающими ИЭМК. Общие требования к ИЭМК должны быть сформулированы в отдельном национальном стандарте.

Примечание. Термин ИЭМК является аналогом международного термина Electronic Health Record (EHR).

5. Персональная электронная медицинская карта (ПЭМК) – совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), поступивших из различных источников и относящихся к одному человеку, который и осуществляет их сбор, управление ими, а также определяет права доступа к ним. Хранение ПЭМК может осуществляться ее владельцем на собственных электронных носителях (личном компьютере, устройствах флэш-памяти и др.) или в специализированных хранилищах, доступных через сеть интернет или другие каналы связи. В последнем случае хранение, а также предоставление сервиса ведения и управления ПЭМК осуществляет специализированный провайдер на основании соглашения, заключенного с владельцем ПЭМК. Общие требования к провайдерам ПЭМК и предоставляемому ими сервису, а также к системам ведения ПЭМК на личных электронных носителях должны быть сформулированы в отдельном национальном стандарте.

Примечание 1. Термин ПЭМК является аналогом международного термина Personal Health Record (PHR).

Примечание 2. Персональные электронные медицинские карты особенно важны в переходный период, когда значительная часть информации не попадает в электронные медицинские карты медицинских организаций и в интегрированные электронные медицинские карты. В этой ситуации ответственным и заинтересованным пациентам предоставляется возможность собрать более полный объем медицинской информации о себе. В том числе и из медицинских организаций, не участвующих в ведении интегрированных электронных медицинских карт (например, коммерческих медицинских организаций). Кроме того, ПЭМК предоставляет пациенту и его доверенным лицам вносить информацию о состоянии собственного здоровья, физиологических параметрах своего организма и иную информацию, связанную с собственным здоровьем. Ведение ПЭМК обеспечивает большую вовлеченность пациента в лечебный процесс и повышает качество лечения.

6. Электронный медицинский архив (ЭМА) – электронное хранилище данных, содержащее электронные медицинские карты (ЭМК) пациентов одной медицинской организации, а также другие наборы данных и программное обеспечение (классификаторы и справочники, списки пациентов и сотрудников, средства навигации, поиска, визуализации, интерпретации, проверки целостности и электронно-цифровой подписи и др.), необходимые для полноценного функционирования систем ведения электронных медицинских карт в данной медицинской организации. Требования в отношении ЭМА устанавливаются медицинской организацией на основании общих требований, изложенных в ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения».

7. Интегрированный электронный медицинский архив (ИЭМА) – электронное хранилище данных, содержащее интегрированные электронные медицинские карты (ИЭМК), собираемые и используемые несколькими медицинскими организациями, а также другие наборы данных и программное обеспечение, необходимые для совместного использования хранимых ИЭМК. ИЭМА создается группой медицинских организаций для совместного использования или органом управления здравоохранением. Хранение информации в рамках ИЭМА может быть централизованным или распределенным. В последнем случае доступ к информации ИЭМК пациентов осуществляется через централизованный индекс, являющийся частью ИЭМА. Требования и правила функционирования ИЭМА, права доступа и стандарты информационного обмена устанавливаются организациями, создавшими или совместно ведущими ИЭМА. Общие требования к ИЭМА должны быть сформулированы в отдельном национальном стандарте.

9. Система ведения электронных медицинских карт (СВЭМК) – совокупность программного обеспечения, организационной и технической документации, а также служб сопровождения и поддержки, предназначенных для сбора и обработки, хранения и предоставления доступа к информации, входящей в состав электронных медицинских карт (в том числе интегрированных и персональных). Понятие СВЭМК включает средства, позволяющие пользователям взаимодействовать с информацией, содержащейся в электронных медицинских архивах (ЭМА, ИЭМА, ПЭМА). Достаточно трудно провести точную границу между самим электронным медицинским архивом и системой ведения электронных медицинских карт в нем, однако весьма вероятны ситуации, в которых с одним архивом (например, интегрированным) будут взаимодействовать несколько разных СВЭМК.

Взаимоотношение уровней в экосистеме Электронных медицинских карт

Приведенная в статье система понятий, касающихся Электронной медицинской карты, чрезвычайно важна для построения разумной, работоспособной системы ведения Электронных медицинских карт на всех уровнях.

C другой стороны, необходимо выделить слой интеграции. В этом слое находятся Интегрированная электронная медицинская карта и Персональная электронная медицинская карта. Их задача – обеспечить электронный информационный обмен между различными медицинскими организациями и врачами, осуществляющими диагностику, лечение и профилактику конкретного пациента. В этом слое в отличие от конкретной организации решаются не медицинские, а, скорее, информационные задачи.

Очень важно отметить, что вовлечение пациентов в заботу о собственном здоровье является ключевым трендом модернизации американского здравоохранения. И основным инструментом такого вовлечения являются именно информационные технологии и, в частности, – предоставление пациентам доступа к своей электронной медицинской карте с помощью специальных персональных сервисов. Хорошим примером является обращение офиса национального координатора медицинских информационных технологий США к провайдерам медицинских услуг: «О привлечении частных лиц к партнерству с поставщиками мед.услуг в борьбе за свое здоровье с помощью информационных технологий в здравоохранении» (см. http://www.healthit.gov/pledge ).

[1] По данным Минздрава РФ сейчас 1 компьютер приходится в среднем на 3-х работников здравоохранения (считая врачей и медицинских сестер).

[2] ИЭМК должна стать ключевым элементом Единой государственной информационной системы в здравоохранении и важнейшим элементом модернизации здравоохранения [1].

[3] Ряд небольших стран, таких как Эстония или Дания, имеют значительно более солидные успехи, но в этой области «размер имеет значение».

[4] Впрочем, американцы выбрали несколько иной подход. Если у нас все финансирование идет через федеральный уровень, откуда оно распределяется в регионы, а регион готовит программу информатизации, включающую конкретные ЛПУ, то в США основная часть средств будет использована для прямого стимулирования конкретных врачей и госпиталей, которые получат значительную финансовую поддержку, если смогут продемонстрировать не просто внедрение, а рациональное использование ( meaningful use ) информационных систем согласно четко определенным критериям. Подробнее см. [3, 4].

[6] Это определение несколько расширено по сравнению с ГОСТ Р 52636-2006 за счет записей о здоровье, которые могут быть сделаны самим субъектом или его доверенными лицами (например, родителями).

[7] ЭПМЗ проходит несколько стадий своего жизненного цикла, описанных в ГОСТ Р 52636-2006. Одной из стадий является подписание ЭПМЗ. Выполнив процедуру подписания, автор ЭПМЗ принимает на себя всю полноту ответственности за ее содержание. После подписания ЭПМЗ приобретает статус официального (юридически значимого) медицинского документа, который может быть использован наравне с традиционным бумажным документом или вместо него.

[8] Подходы к ведению Персональной электронной медицинской карты представлены в [10].

[9] В США только сертифицированных на соответствие критериям « meaningful use » систем более 400.

[10] Разумеется, доступ к этой информации должен быть строго регламентирован. Именно регламентация доступа и будет одной из основных задач при проектировании Интегрированной электронной медицинской карты.

[11] По нашим оценкам всеохватное и полномасштабное внедрение такой системы может занять до 10 лет. И это еще оптимистичный прогноз.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *