Иезуитские методы что это
Троянские кони иезуитов в сознании человека
Речь же пойдет о способах воздействия на сознание человека. Через троянского коня слов.
И снова оговорюсь. Масштабы предмета рассматриваемой темы куда шире, чем собственно иезуиты. Я просто воспользуюсь определением «иезуитский», созданным на основе принципов их обработки сознания, и имеющим куда более широкий смысл, чем просто принадлежность к иезуитам.
Поскольку я задумалась над этой темой буквально на днях, то было естественным попытаться найти на просторах Инета современные исследования именно по теме методов иезуитов. Из серьезных работ нашла только это.
«Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях»
Статья Анжелы Васильевны Папазовой — историка, специалиста по деятельности этого ордена.
Оговорюсь в третий раз. Я прочитала аннотацию, но саму статью читать намеренно не стала, чтобы, во-первых, иметь возможность высказать чисто свое мнение, без влияния других людей, а во-вторых, как уже уточняла, предмет моего рассмотрения шире, чем собственно иезуиты, потому что методы применяемые ими, придуманы до них, просто они их усовершенствовали.
Итак, начнем, наконец. Мои извинения за столь длинную преамбулу.
Поскольку мы на Прозе, то именно написанные рецензии или комментарии авторов, обычно использующих иезуитские приемы неосознанно, и будут частной темой нашего сегодняшнего рассмотрения.
Поскольку пишу все это, как обычно, экспромтом, мысль моя будет развиваться у вас на глазах, как оно есть, честно.
Как лично я определяю автора-иезуитомана? Это по ощущению не вполне осознанной тягостной мучительности от прочитанного. Поскольку опыта общения с иезуитами у нас особо нет, то мы обычно не задумываемся о причинах этого ощущения.
Мучаемся, не понимая. Думаю, с этим сталкивались многие, особенно пытавшиеся писать о проблемах нашего государства. (Тут есть важный нюанс, но о нем отдельно). Хотя, думаю, не только публицисты.
Попробую сделать свежую систематизацию на основе того, с чем я столкнулась лично.
1. Использование визуальных возможностей шрифта.
Все пишется с маленькой буквы, правило написания с большой буквы личного обращения на Вы игнорируется, вместо точки ставятся многоточие (но отнюдь не с художественной точки зрения, мне самой нравится ставить многоточие, чтобы разнообразить текст).
Получается такой монотонный заунывный текст, уже причиняющий мучение недоумения: почему человек так пишет? Ведь следование существующим правилам написания предложений содержит в себе уважение к собеседнику по умолчанию. А здесь прослеживается неуважение. К себе тоже, кстати,потому что читателю хочется ответить тем же.
Кроме того, странным образом ощущается слабая энергетика пищущего, и идет волна мутно-серого цвета, тоже причиняющая мучение, потому что нет ясности.
Итак, неуважение к человеку, слабость, мутная серость.
Понижение планки уровня человеческого достоинства.
Смысл написанного пока не рассматриваем, только визуальную картину и общее ощущение от прочитанного.
мне кажется что внутри нас самих много областей для прилежного применения сил. ведь мы так несовершенны, но не всегда прилагаем усилия для достижения собственной гармонии. так впору ли думать о будущем страны.
Примечание в связи со сказанным.
Менее всего хотела бы навязывать свою точку зрения. Мною всегда движет одно, чтобы читатели задумывались над прочитанным.
Продолжение последует незамедлительно.
Разделение на классы и свободное мышление: как иезуиты придумали идеальную систему образования
Вокруг ордена иезуитов ходит столько мифов и легенд, что некоторым они представляются чем-то чрезвычайно загадочным — этаким явлением типа масонов, иллюминатов и других тайных обществ. Мало кто знает, что огромный вклад иезуиты внесли в развитие образования — не только европейского, но и мирового. Егор Сенников рассказывает, как иезуиты смогли открыть свои колледжи по всему миру и сохранить свой орден (это было непросто).
Орден Иисуса (отсюда и получилось слово «иезуит») был основан Игнатием Лойолой ещё в 1534 году (и от его имени получилось ещё одно название общества — орден Святого Игнатия). Лойола и шестеро его соратников поднялись на холм Монмартр и отслужили там мессу, скрепив затем свой союз личными обетами — тем самым они дали жизнь новому ордену. Через шесть лет после основания орден утвердил Папа Римский Павел III.
Сам Лойола был человеком не самой простой судьбы, баскский аристократ, которому даже некоторое время пришлось провести в тюрьме из-за обвинений со стороны Святой инквизиции. Он обратился к богу после тяжёлого ранения в битве при Памплоне (его ранило пушечным ядром).
Особость ордена иезуитов была очевидна уже из названия — если другие монашеские ордена назывались по именам основателей (орден доминиканцев, орден францисканцев), то иезуиты превыше всего ставили самого Иисуса Христа. Орден с самого начала строился на жёсткой иерархии и дисциплине, беспрекословном подчинении руководителям ордена. Основные правила ордена были сформулированы Лойолой в «Формуле института Общества Христа».
«Всякий, кто в нашем Обществе, которое мы желаем [видеть] ознаменованным именем Иисуса, хочет сражаться за Бога твёрдо усвоит себе, что он является частью Общества, основанного прежде всего для того, чтобы стремиться к преуспеянию душ в христианской жизни и вероучении, к распространению веры посредством публичных проповедей и служения слова Божия, Духовных упражнений и дел милосердия и, в частности, посредством обучения христианской вере детей и людей непросвещённых, равно как и духовного утешения верных Христу, [приносимого] выслушиванием исповедей. И пусть он стремится всегда памятовать, во-первых, о Боге, а затем — о природе этого своего Института, представляющей собою некий путь к Богу».
Изначально, как видно из формулы, Лойола не предполагал, что орден будет заниматься светским образованием. Но довольно скоро стало понятно, что самому ордену нужны высокообразованные люди. Кроме того, существовал большой запрос на образование со стороны общества. В XVI веке они стали открывать свои первые школы в Европе.
Школы самостоятельного мышления
Основные принципы иезуитского образования были сформулированы в объёмном документе с названием Ratio Studiorum. В нём довольно подробно описывалась система и принцип организации учебных заведений.
Педагогический приём, который использовали ранние иезуиты, получил название «Парижского метода». Его элементы настолько прочно вошли в нашу современную практику, что нам сложно представить обычную школу без них. Например, именно иезуты придумали делить учеников по классам. Ещё они верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи.
В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла легко показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни.
Огромное значение иезуиты с самого начала придавали самостоятельности учеников. Эту идею они описывали термином ut excitetur ingenium — побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе.
Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Иезуитский метод преподавания строился так, чтобы у ученика появлялось желание самому разбираться в материале, который становился сложнее с каждым уроком. Тем самым ученик развивался не только интеллектуально, но и морально; он привыкал к трудностям, к нестандартным ситуациям и старался находить к каждой из них подход.
От Сицилии до Японии — как открывались первые школы иезуитов
Первая из школ была основана в Мессине на Сицилии в 1548 году. К этому моменту в ордене состояло уже несколько сотен человек, многие из которых получили высшее образование. Особенно много членов ордена жили в Италии — неудивительно, что иезуиты основали школу именно там. Примерно через 40 лет иезуиты открыли первую школу в Азии в португальской колонии Макао, а вслед за этим в Японии.
Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе, чтобы обучать там своих сыновей.
Важной отличительной чертой иезуитских школ была их открытость для представителей любого социального класса. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. С другой стороны, это было скорее красивой идеей — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей.
Самым важным предметом в иезуитских школах была античная литература — латинская и древнегреческая. Изучение языка и красноречия было составной частью учебных курсов (при этом латынь считалась абсолютно обязательным предметом, а вот древнегреческий предназначался лишь самым одарённым).
Во многом из-за этого более бедные семьи с меньшей охотой отправляли детей в иезуитские школы и колледжи — им больше импонировало практическое, профессиональное образование. А для иезуитов был характерен акцент именно на гуманитарное образование, историю, литературу, риторику, поэзию и языки. Они были уверены, что через постижение этих дисциплин человек научается видеть красоту и величие божественного замысла вокруг себя.
Иезуиты старались не противопоставлять гуманитарное образование профессиональному — они рассматривали их как дополняющие друг друга системы. Уважали строгость схоластики и её способность обучать высокопрофессиональных выпускников в области права, медицины или теологии. В целом же, они смотрели на образование как на инструмент, необходимый для создания полноценного человека — меньше всего они хотели, чтобы образование становилось своеобразной интеллектуальной игрой в бисер для посвящённых. Цель обучения — полноценный человек, нашедший свой путь к вере и Богу.
Иезуиты покоряют мир
Развитие иезуитского образования шло фантастическими темпами. За первые 50 лет существования ордена было открыто несколько сотен колледжей и школ — как в Европе, так и за её пределами. С Европой всё понятно — в обществе был серьёзный запрос на образование, а Римская католическая церковь использовала иезуитские колледжи как инструмент борьбы с Реформацией. А вот с тем, как иезуиты устраивали свои школы на других континентах, всё не так просто.
Иезуиты часто сопровождали в путешествиях первых европейских исследователей Нового Света, чаще всего португальцев, испанцев и французов. В Новом Свете они не только несли Слово Божие (следуя заветам Лойолы), но и основывали образовательные учреждения.
Иезуиты разделили Южную Америку на три провинции (их границы, кстати, совсем не всегда совпадали с границами колониальных владений европейских держав). Внутри этих провинций создавались иезуитские резервации (на испанском они назывались reducciones — поэтому часто можно встретить использование термина «редукции» по отношении к ним). В этих редукциях пытались христианизировать местное население — правда, без прививания индейцам европейских привычек и образа жизни.
Эти редукции обладали серьёзной автономией — к середине XVII века иезуиты даже получили разрешение организовывать вооружённое ополчение из индейцев, сама сеть редукций к тому моменту объединяла уже несколько сотен тысяч индейцев.
Особенных успехов иезуиты добились в Парагвае, где они фактически смогли организовать практически независимое иезуитское христианское государство. Труд индейцев приносил иезуитам серьёзные прибыли, которые они тратили на развитие ордена.
Глобальная деятельность иезуитов не заканчивалась на Южной Америке. Уже в конце XVI века они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Для того, чтобы содержать их, орден купил огромное количество земель. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, в Карибском бассейне.
Ещё одним важным направлением экспансии была Азия. Один из основателей ордена Франциск Ксаверий (друг и соратник Лойолы) ещё в 1541 году отправился в Индию — там он и провёл всю оставшуюся жизнь (за исключением периода организации иезуитской миссии в Японии). В Гоа он основал миссию иезуитов.
Китайцев иезуиты познакомили с достижениями европейской науки, астрономии и медицины — и даже занимались переводами математических и астрономических исследований на китайский язык. В ходе этого культурного обмена иезуиты сами познакомились с китайской культурой и наукой — именно они сделали известным в Европе имя Конфуция. Влияние иезуитов в Китае росло, но в скором времени это стало не устривать правительство. Деятельность ордена в Китае была запрещена в 1784 году.
Запрет ордена и 700 брошенных колледжей
К началу XVIII века иезуиты превратились из скромного монашеского ордена в огромную транснациональную корпорацию с солидными ресурсами — финансовыми и людскими (в ордене состояло больше 20 тысяч человек).
Иезуиты объединяли почти 700 колледжей, почти 200 семинарий и больше 500 миссий и резиденций
Их влияние в Европе и в мире было весьма значительным — орден набрал такой вес, что всерьёз мог спорить с европейскими государствами и вмешиваться во внутригосударственные дела — через экономическое давление и личные связи с аристократией и духовенством.
Монархи беспокоились из-за иезуитской угрозы. В середине XVIII века с иезуитами началась серьёзная борьба — сначала в отдельных странах (Португалии, Австрийской империи, Франции). Закончилось всё в 1773 году папским посланием об упразднении ордена. Это событие историки обычно трактуют как попытку светских государств порвать с религиозным давлением.
В России, однако, иезуиты оказались защищены — так решила императрица Екатерина II. Она повелела считать папское послание недействительным в России; остатки ордена уцелели также в Пруссии, Швейцарии и Индии.
Уничтожение ордена иезуитов поставило перед европейскими монархиями серьёзную проблему — иезуиты занимали ведущее положение в области образования, и закрытие школ и колледжей создало сложную ситуацию. Около 250 тысяч человек не смогли продолжать обучение — это заставляло монархов тратить деньги на развитие государственной системы образования.
Уже в 1801 году было сделано послабление — ордену разрешили работу на территории Российской империи, а в 1814 году орден был восстановлен в правах и вернулся к своей деятельности (первым генералом восстановленного ордена стал поданный Российской империи Фаддей Бжозовский).
Этот период был отмечен бурным ростом иезуитских колледжей и школ. При этом в Европе им приходилось теперь соперничать с учебными заведениями, которые поддерживало и защищало государство. Но иезуиты нашли новое место для применения своих способностей — Соединенные Штаты Америки.
Именно там они развернулись наиболее масштабно. Их влияние в США сохраняется и по сей день — в конце XX века в США было 30 иезуитских высших учебных заведений и 45 школ, в которых училась почти четверть миллиона человек.
Хотя иезуиты развивали свою активность в XIX веке, они уже не в состоянии были соперничать с окрепшими колониальными империями; влияние и развитие национализма тоже ослабляло позиции религиозных организаций. Вернуть себе утраченное влияние в полном объёме уже не удалось.
Новые времена
В XX веке иезуитам запретили вести деятельность в Норвегии, их преследовали и отправляли в концентрационные лагеря в Нацистской Германии, в конце восьмидесятых они подвергались гонениям в Сальвадоре.
Их влияние уменьшилось и сконцентрировалось на образовании. К началу XXI века в иезуитских учебных заведениях обучалось почти два с половиной миллиона студентов и учеников. В этих колледжах и университетах теперь учатся мужчины и женщины (что раньше не было допустимо для религиозных учреждений).
Среди самых знаменитых выпускников иезуитских школ и колледжей немало известных всем имён: Кальдерон, Мольер, Расина, Тассо и Вольтер, а также Артур Конан Дойл и Джеймс Джойс, режиссёры Луис Бунюэль, Альфред Хичкок и Луи Малль.
Иезуиты и сегодня стараются идти в ногу со временем — сохраняя при этом влияние в Римско-католической церкви. Нынешний Папа Римский Франциск — первый папа-иезуит.
Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского
— Вы знаете, господа, меня форменным образом преследует один иезуит, переодетый простым слугой, строит всякие козни, пытается погубить… Типичная иезуитская рожа: бледная, вытянутая, словно хлебнул полведра уксуса, вид постный и весь какой-то ханжеский, словно его уже записали в святые…
— Он мне сразу показался подозрительным! — выпалил младший бальи. — В самом деле, вылитый иезуит…
Александр Бушков «Д`Артаньян — гвардеец кардинала»
Орден Иисуса — одна из самых загадочных и неоднозначных организаций в истории церкви. По уровню популярности она уступает разве что инквизиции. Слово «иезуит» стало синонимом лицемера и коварного интригана. Чем Общество Иисуса заслужило подобную репутацию? Насколько она справедлива? Чем ещё занимались иезуиты, помимо интриг и заговоров? Попытаемся разобраться.
Основание ордена
Два лика Игнатия де Лойолы: закованный в латы рыцарь до обретения веры…
Гюстав Лебон в своем труде «Психология народов и масс» удачно подметил, что по-настоящему харизматичный лидер должен быть сумасшедшим. Личность основателя ордена иезуитов служит прекрасным тому подтверждением. История ордена начинается с истории испанского аристократа Игнатия (Иньиго) де Лойолы, который в юности очень любил рыцарские романы и характером во многом напоминал Дон Кихота из знаменитой книги Сервантеса, написанной немного позже. Лойолу постоянно тянуло на рыцарские подвиги во имя прекрасной дамы.
В 1521 году Иньиго — уже не мальчик, но тридцатилетний мужчина — наконец-то попал при Памплоне в настоящий бой. Наваррцы приняли решение сдать город, но Иньиго был слишком самолюбив, охоч до подвигов и безумно храбр. Благодаря харизме и красноречию ему удалось убедить сослуживцев сражаться до конца. Впрочем, конец этот наступил достаточно быстро. В разгаре сражения Иньиго был ранен пушечным ядром, и после этого идею капитуляции уже никто не оспаривал.
Раненого идальго спасли, что по тем временам уже было чудом, но инвалидность навсегда перечеркнула для Иньиго военную карьеру. Несколько месяцев прикованный к постели, он хотел уйти в мир рыцарских романов, но из книг в отцовском замке были разве что жития святых и религиозные трактаты. У будущего основателя Общества Иисуса начались видения, с ним говорили ангелы и святые. Отчасти из-за сильного душевного потрясения, отчасти из-за информационного голода Лойола — будем откровенны в суждениях — тронулся умом на религиозной почве. Это ещё более удивительно ввиду того, что ранее Иньиго к Церкви был совершенно равнодушен.
…и святой учитель после обращения
И тогда Лойола решил, что раз уже никогда не станет земным рыцарем, то просто обязан стать рыцарем небесным. Он принял новое имя Игнатий, место сюзерена в его мечтах занял Бог, а место прекрасной дамы — Дева Мария. Вместо ратных подвигов Лойола совершал подвиги аскетизма — он голодал, проводил дни в молитвах и покаянии, раздавал имущество нищим. При этом честолюбие осталось при Лойоле: бывший рыцарь решил во что бы то ни стало добиться успеха на церковном поприще, раз уже поле брани для него стало недоступным.
Дальнейшие события в жизни Лойолы происходили по канонам классического жития. Обет целомудрия, трёхдневная исповедь в горном монастыре Монсеррат и, наконец, откровение на берегу реки Карденер. Годом позже, в 1523-м, Лойола совершает паломничество в Иерусалим, чтобы поступить там во францисканский монастырь. Но глава общины отказал инициативному Игнатию, явно жаждущему не смирения, а славы. Последний с некоторых пор воспринимал любое поражение как жизненный урок. Из отказа настоятеля он сделал вывод: нужно учиться и учить.
Знаменитый монастырь Монсеррат в Каталонии: здесь Лойола обрёл прощение после покаяния в военных грехах
Потерпев поражение в Иерусалиме, Лойола вернулся, чтобы учиться и проповедовать в своей стране. Он довольно быстро овладел латынью и поступил в университет Алькалы, при этом не прекращая проповедовать. Но и тут всё оказалось не так просто. Хотя в проповедях Лойолы не было ничего антикатолического, он постоянно подвергался гонениям со стороны официальной Церкви, поскольку рассуждать о религии и Боге позволялось лишь «аккредитованным» специалистам. Инквизиция отнеслась к Игнатию лояльно, запретив ему проповедовать под страхом изгнания — и не более того. Игнатий безропотно принял запрет и следующие шесть лет провёл за учёбой. Не растерявший своей харизмы Лойола сколотил из десятка студентов-теологов что-то вроде небольшой секты. Эти люди позже стали костяком ордена.
Постепенно из религиозного фанатика Лойола превращался в хитрого и умелого администратора. Образованный и идеологически подкованный, «рыцарь веры» возвратился к проповедям после снятия запрета — и на этот раз сумел доказать свою правоту, получив разрешение на проповедническую деятельность. Полный энтузиазма и рвения, Игнатий стал искать встречи с самим римским папой.
Это были тридцатые годы XVI века, в Европе бушевала Реформация. Всё больше простолюдинов, аристократов и даже священников становилось под знамена протестантизма. Католическая церковь искала любые способы исправить положение. В этой обстановке Лойола и преподнёс наместнику Святого Петра проект нового монашеского ордена, который мог бы стать мечом и щитом против Реформации. Увидев небывалую инициативность и преданность Лойолы, Павел III решил: а почему бы и нет? В 1540 году понтифик утвердил новый религиозный орден.
Принципы общества Иисуса
Папа Павел III, в миру Алессандро Фарнезе, даёт добро на основание Общества Иисуса
В чем особенности ордена иезуитов по сравнению с другими церковными организациями? Общество Иисуса было не совсем религиозным орденом. Иезуиты имели все права священников, но при этом минимум традиционных для них обязанностей. Зато от членов общества Иисуса требовалась железная, практически армейская дисциплина. Каждый желающий вступить в орден был обязан принести клятву беспрекословного подчинения римскому папе и вышестоящим членам ордена. Как выразился сам основатель, иезуит должен быть для своего начальника безвольным, как труп, который не противится, как его ни перекладывай. При этом иезуит не должен никому отчитываться, кроме своего начальника в ордене, и даже местные епископы ему не указ.
Титульный лист труда Маттиаса Таннера (1630–1693) Societas Jesu Apostolorum imitatrix, где рассказывается о благих деяниях великих иезуитов
Поначалу этот принцип соблюдался превосходно, но уже в середине XVII века дал слабину. По мере разрастания орден становился всё менее управляемым и всё сильнее зависел от местных правителей (и, конечно же, их денег). Во времена Тридцатилетней войны многие французские иезуиты поддержали не папу, а кардинала Ришелье. А ведь знаменитый интриган втянул Францию в войну на стороне протестантской коалиции, даром что сам носил рясу католического священника. Интересы родного государства возобладали над интересами далекого Рима. Воспетое Лойолой «повиновение трупа» осталось в прошлом — за умеренную плату иезуит готов был пересмотреть клятву верности.
Второе отличие Общества Иисуса от прочих религиозных орденов — весьма нетривиальный подход к определению греха. Иезуиты понимали, что сулить всем отступникам муки ада — уже не эффективная стратегия. А вот если дать любому грешнику шанс и не закрывать врата рая ни перед кем, то завоёвывать сторонников станет легче. Протестанты со своей пуританской моралью называют тебя грешником? Сулят жестокие кары и требуют унизительных покаяний? Не проблема, Общество Иисуса поможет найти дорогу в рай. Мы всегда найдём оправдание твоим поступкам и причину, почему твой грех — небольшой, а то и вовсе не грех.
Столь гибкие моральные принципы позднее стали объектом насмешек в антииезуитских памфлетах. Пародии маскировались под инструкции для иезуитских проповедников и учили, как лгать, выманивать у своей паствы деньги и при этом не попадаться. Этакие «вредные советы» для взрослых. Некоторые принимали эти пародии за настоящие иезуитские руководства, но вряд ли орден (безусловно, занимающийся и весьма тёмными делишками) выпустил бы столь компрометирующие документы. Самая известная подделка подобного рода — Monita Secreta, или «Тайные наставления».
Интересны так называемые «духовные упражнения», которые Игнатий Лойола рекомендовал практиковать вступающим в Общество Иисуса. Это были уже опробованные основателем ордена способы узреть Бога и ангелов. Резкая смена обстановки, голод (физический и информационный), перебои со сном, и всё это — в совокупности с попытками представить рай, поговорить со святыми и так далее. В наше время подобные методы используются для промывки мозгов в тоталитарных сектах — видимо, многие из лидеров сектантов читали книгу Лойолы о духовных упражнениях. Впрочем, методы эти применялись очень избирательно, ведь кем-кем, а безмозглыми фанатиками иезуиты не были.
Министерство пропаганды
Вряд ли Общество Иисуса изначально создавалось как личная разведка и диверсионная служба папы, хотя подобное мнение и бытует. Не стоит преувеличивать этот аспект деятельности иезуитов. Главной целью Общества была подготовка высококлассных католических проповедников — харизматичных, красноречивых и в совершенстве знающих теологию. Таких, чтобы ни один протестант в религиозном диспуте не победил католика (помимо конфликтов и преследований, между враждебными конфессиями происходили вполне цивилизованные переговоры и споры).
Святые из числа иезуитов на витраже в Ирландии: Франциск Ксавьер, Игнатий Лойола и Алоизий Гонзага
В первую очередь иезуит должен был уметь производить впечатление на королей, герцогов и графов, от которых зависели религиозная политика государства и доход ордена. Обратили в свою веру короля и нескольких могущественнейших людей королевства — и вот вам деньги, власть, влияние. Наделённые властью, как правило, образованы значительно лучше простых мещан, и поэтому самим иезуитам приходилось держать очень высокую планку. Аргумент «я прав, потому что мне явился Бог и всё рассказал» не действовал на государственную элиту, и потому проповеднику высокого класса полагалось быть умным, эрудированным собеседником. Для этого и понадобилась превосходная по тем временам система образования, которую удалось создать иезуитам.
Типичный проповедник Общества Иисуса не был похож на безумца с горящими глазами. Это был респектабельный и остроумный человек приятной наружности (так обычно выглядят профессиональные обманщики — что брачные аферисты, что адвокаты). Привлекательная внешность и красивый голос были среди первых критериев для отбора кандидатов в орден, не меньшую роль играла лояльность. Всему прочему иезуиты могли научить.
Арамис — самый известный вымышленный иезуит, причём весьма характерный. Иезуиты должны были излучать обаяние и положительные эмоции
Орден Иисуса открывал школы по всей Европе и через обучение пропагандировал свои ценности студентам. Многие (но не все) выпускники иезуитских колледжей изъявляли желание вступить в орден или принять католичество. Даже несмотря на столь явную вербовку, европейские государи не закрывали иезуитских школ. Иезуиты давали действительно прекрасное по тем временам образование, и это считалось более важным, чем идеологические разногласия. А главное — проповедники Общества Иисуса всячески подчёркивали своё миролюбие и отказ от любого насилия. Монарх-протестант не мог надеяться обратить всех своих подданных-католиков, но умиротворить их при помощи иезуитов, заставить отказаться от вооружённого бунта — вполне. Тем более на ранней стадии, во второй половине XVI века орден ещё не ассоциировался с коррупцией и «экспортом революции».
Папская спецслужба
Елизавета I — пожалуй, одна из немногих европейских монархов, кто не давал иезуитам ни спуску, ни поблажек. При Елизавете у Общества Иисуса не было в Англии почти никакого влияния
Католическая церковь располагала развитой системой разведки задолго до основания Общества Иисуса. Можно сказать, что сама церковь была разведывательной организацией: от священнослужителей разных рангов требовалось писать регулярные рапорты о важных событиях на подотчётной территории, будь то маленький провинциальный городок или целое государство.
Эффективная спецслужба в обязательном порядке требует государственной бюрократии. В Средние века, эпоху всеобщей разрухи, государственные аппараты феодальных королевств находились в зачаточном состоянии. Не то что образованных — даже просто грамотных людей хронически не хватало. Король мог лишь отдалённо представлять, что творится на дальних границах его владений. В то же время церковь обладала достаточно эффективной и дисциплинированной бюрократической системой с представительствами по всей Европе. Не в последнюю очередь поэтому Папа Римский постоянно навязывал свою волю королям и даже императорам. Но наступило Новое время, и Реформация наглядно показала, что церковь обленилась и разжирела. Создание Общества Иисуса было попыткой обновить разваливающуюся систему.
Хорошей разведывательной службе нужны не только тайные осведомители, но и легальное прикрытие. Разбросанные по всей Европе иезуитские колледжи прекрасно справлялись с этой ролью. В них можно было вербовать и тренировать будущих агентов. Как уже говорилось, не каждый выпускник коллегии после окончания обучения вступал в орден, — но сколько из них тайно работали на иезуитов? Через легальные представительства можно было переправлять людей и деньги. Роль иезуитских коллегий можно сравнить с ролью посольств в современном шпионаже.
Жуан III — один из самых религиозных правителей Португалии. Он пережил всех шестерых своих сыновей, и трон унаследовал его внук, сын принца Жуана Мануэля
Главными центрами шпионажа становились дворы европейских монархов. Иезуиты вербовали как аристократов, так и простых слуг, заставляя их действовать в своих интересах. Множество иезуитских агентов работало на сохранение и преумножение власти ордена, уничтожение или дискредитацию его противников. Если иезуиту удавалось стать духовником короля, например, Жуана III Португальского, другие члены ордена слетались ко двору, как осы на сладкое. Желая угодить монарху, многие аристократы тоже делали своими духовниками иезуитов. Кроме того, орден с юных лет воспитывал наследника престола, чтобы внушить будущему королю лояльность.
Подобным образом дело обстояло в Испании после смерти Филиппа IV. Сын Филиппа Карл был умственно отсталым, а королева-регент Марианна Австрийская была полностью зависима от иезуитов и назначала их на важные должности. Интересно, что в Испании врагом Общества Иисуса стали не еретики, а коллеги-католики в лице доминиканского ордена. «Псы господни» пришли в ярость от вторжения конкурентов на традиционно доминиканскую территорию.
Гай Фокс и его соратники по «Пороховому заговору» 1605 года. Сам неудавшийся переворот был следствием того, что Яков I, получивший трон после смерти Елизаветы, ещё больше закрутил гайки, не давая католикам спуску
Не везде удача так улыбалась Ордену Иисуса, как в Португалии. Если некий монарх не слишком благоволил к иезуитам, последние в обязательном порядке готовили заговор по свержению короля и замене его на более лояльного. В Англии во время правления Елизаветы иезуитские агенты занимались «чёрным пиаром» против королевы-еретички и собирали разведданные в пользу враждебной Испании. Многие историки видят тень Общества Иисуса за чередой католических заговоров, среди которых — знаменитое восстание Гая Фокса 1605 года. Орден стоял за многими покушениями на правителей, неугодных иезуитам и их оплоту, например, на голландского короля Вильгельма Оранского и французского монарха Генриха IV.
Планы Общества Иисуса распространялись и на Россию — иезуиты сотрудничали с царём-самозванцем Лжедмитрием I. Со своей стороны, самопровозглашённый государь Дмитрий обещал вернуть Россию в лоно католической церкви. Как известно, не получилось.
Лжедмитрий I за своё недолгое правление показал себя современным европейским монархом. Возможно, удержись он на российском престоле, снискал бы славу реформатора. Иезуиты при Лжедмитрии чувствовали себя очень вольготно
Иезуиты вне Европы
Так или иначе, целью Общества Иисуса было распространение истинной веры, тем более что это распространение шло рука об руку с прибыльным бизнесом. Иезуитские миссии действовали в Японии, Китае, Индии и Южной Америке. Миссионерская деятельность ордена была на удивление успешной благодаря иезуитскому подходу к обращению.
Посланцы иезуитов в Китае
Проповедники Общества Иисуса не пытались с нуля навязать туземцам чужую веру. Иезуиты тщательно изучали культуру, обычаи и религию страны, куда приехали, и адаптировали христианскую веру под местные особенности. Миссионеры искали в культурах общее, а не разное. Верховное языческое божество часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги — его ангелами. Например, в Японии иезуиты объясняли, что Христос — одно из воплощений Будды Амиды, а Дева Мария — богиня милосердия Каннон. Также миссионеры искали общие мотивы в учении Христа и Конфуция.
В Индии представители ордена причисляли себя к варне брахманов, меняли темные католические робы на оранжевые буддийские и прекращали есть мясо. Ведь будет ли уважающий себя индус слушать жреца, который даже не вегетарианец? Обряды тоже по большей части оставались языческими. Лишь среди менее цивилизованных народов, например, американских индейцев, можно было проповедовать более или менее «чистое» христианство.
Иезуит Маттео Риччи и китайский христианин Сюй Гуанци
Грандиозный успех Общества Иисуса (в одной только Индии XVII века число христиан измерялось сотнями тысяч) был перечёркнут его же начальством. Удивившись докладам с внушительными цифрами обращённых, Папа Римский отправил в колонии ревизоров — тут явно что-то не чисто! И действительно, христианство, которое исповедовали японцы или индусы, мало походило на христианство Папы.
После того как руководство католической церкви потребовало отказаться от прогрессивных методов, количество обращённых резко пошло на спад. И ладно бы церковные сановники только души не спасли, так они ещё и подорвали прежде высокий авторитет европейских священников в глазах неевропейцев, что ощутимо вредило торговле. Интересно, что китайский император Канси даже пытался защищать иезуитов, просил их остаться и продолжать в том же духе, несмотря на приказ свыше. Это опять-таки было заслугой хорошего иезуитского образования, в котором нуждались знатные китайцы. Неиезуитских же миссионеров правитель Поднебесной с позором изгнал — что это за религия такая, в которой нет обряда почитания предков?
Южная Америка
Руины иезуитской редукции в Парагвае
В Южной Америке, где испанцы и португальцы не только торговали, но и властвовали, иезуитские миссионеры действовали по-другому. Орден создавал иезуитские редукции — мини-государства, в которых миссионеры были правителями, а индейцы — подданными. С одной стороны, туземцев использовали как дешёвую рабочую силу на плантациях, с другой — они получали сытую, безопасную жизнь без постоянных межплеменных войн и какое-никакое медицинское обслуживание. Особого недовольства иезуиты у индейцев не вызывали, ведь условия жизни в редукциях были относительно неплохими, к тому же власть миссионеров обычно опиралась на власть туземных вождей.
Наиболее известная иезуитская редукция возникла в Парагвае в 1608 году. Орден провел настоящий социалистический эксперимент: плановая экономика, рабочие места для каждого, перераспределение товаров в пользу бедных. Уже тогда вскрылись как достоинства, так и недостатки социализма: стабильность, никакой безработицы, никто не умирает с голода, но при этом туземцы работают вяло, без личной заинтересованности, не проявляя никакой инициативы.
Падение ордена
К XVIII веку власть Папы значительно ослабла, монархии же, наоборот, стали сильнее. Иезуиты к тому времени уже имели весьма скверную репутацию — все знали, что орден в прошлом стоял за многими заговорами и шпионил в пользу Испании. Терпеть на своей земле организацию, которая профессионально занимается шпионажем и переворотами? Добавим сюда очевидную коррумпированность иезуитов — в моду вошли памфлеты, высмеивающие «иезуитскую мораль». Сыграл роль и плохой имидж католической церкви в целом — на дворе стояла эпоха Просвещения! Интересно, что первые страны, которые запретили деятельность ордена на своей территории, были католическими — Испания, Португалия и Франция. Видя, что Общество Иисуса дискредитировало себя и теперь дискредитирует Церковь, папа Сикст XIV в 1773 году издал буллу о роспуске ордена.
В некоторых странах, в том числе и в России, Общество Иисуса продолжало действовать, несмотря на запрет папы: императрица Екатерина запретила публикацию буллы. Причина — всё то же качественное образование, которое давали в иезуитских колледжах.
Адольфо Николас (слева), генерал Общества Иисуса скончался в 2020 году, и его преемником стал Артуро Соза. Интересно, что всего двое из тридцати иезуитских генералов подавали в отставку, не дожидаясь естественной смерти, в том числе предшественник Николаса Петер Ханс Кольвенбах
Общество Иисуса возродилось в 1814 году. Но история возрождённого ордена скучна и пресна — только образовательная деятельность, никаких интриг и заговоров. Иначе вместо написания этой статьи её автор готовился бы к вступительному экзамену по теологии.
От былого могущества остались лишь конспирологические теории, любая из которых подойдет для приличного фантастического романа. Или для шпионского романа в антураже XVI-XVII веков, где действует могущественный и хорошо организованный церковный орден наподобие иезуитского (вместо уже наскучившей инквизиции): история гораздо интереснее любого вымысла.
Что почитать?
Генрих Бемер «История ордена иезуитов»
Теодор Гризингер «Иезуиты»
Ефим Черняк «Пять столетий тайной войны»
Что посмотреть?
«Миссия» (The Mission, Великобритания, 1986)