Иезуитский коллегиум это что
Иезуитский коллегиум
Иезуитский коллегиум — одна из самых узнаваемых достопримечательностей белорусского Пинска. Построенное в середине 17-го века, здание коллегиума позволяет познакомиться с выразительными чертами архитектуры эпохи Ренессанса и барокко. Правда, наслаждение ими дарит только экстерьер здания. Интерьеры коллегиума столкнулись с постоянными метамарфозами времени и давно утратили свой первоначальный облик.
Выдающиеся выпускники Иезуитского коллегиума
В иезуитском коллегиуме Пинска учились такие знаменитые личности как историк, поэт и общественный деятель Адам Нарушевич (1733—1796 гг.), педагог и публицист Анастас Людвик Керсницкий (1678—1733 гг.), философ, ректор Варшавского университета Кароль Вырвич (1717—1793.)
Туризм
Иезуитский коллегиум является визиткой Пинска, поэтому именно со знакомства с Иезуитским коллегиумом начинают многие экскурсионные программы по городу. В части бывшего Иезуитского коллегиума сейчас находится Музей Белорусского Полесья.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Иезуитский коллегиум» в других словарях:
Иезуитский коллегиум (Львов) — Львовская иезуитская коллегия высшее учебное заведение, существовавшее с 1608 года во Львове (Речь Посполитая), на основе которого был основан Львовский университет. Датой прекращения существования Львовской иезуитской коллегии считается 16… … Википедия
Львовский иезуитский коллегиум — Львовская иезуитская коллегия высшее учебное заведение, существовавшее с 1608 года во Львове (Речь Посполитая), на основе которого был основан Львовский университет. Датой прекращения существования Львовской иезуитской коллегии считается 16… … Википедия
Иезуитский монастырь (Винница) — Католический храм Иезуитский костёл … Википедия
Пинск — город Пинск белор. Пінск Флаг Герб … Википедия
Иезуитская академия (Полоцк) — Полоцкая иезуитская академия … Википедия
Орша — У этого термина существуют и другие значения, см. Орша (значения). Город Орша белор. Орша … Википедия
Хмельницкий, Богдан Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хмельницкий. Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий укр. Богдан Зиновій Михайлович Хмельницький … Википедия
Полоцк — Город Полоцк белор. Полацк Флаг Герб … Википедия
Клементинум — Координаты: 50°05′12″ с. ш. 14°24′59″ в. д. / 50.086667° с. ш. 14.416389° в. д. … Википедия
Наследие средневекового монастыря иезуитов в Орше
На берегу реки Оршица, недалеко от этнографического музея «Мельница», в который мы с вами уже заглянули, расположен комплекс зданий барочной архитектуры, вызывающий не меньший интерес, чем пламенеющая лаконичность «Млына».
В средние века на месте двух вытянутых двух зданий, одно из которых увенчано часовой башней, размещался огромный по тем временам монастырский комплекс, история которого тесно связана с Иезуитским орденом. Располагаясь в центре Орши, комплекс занимал обширный участок в форме неправильного пятиугольника, обнесенного каменной оградой.
Деятельность иезуитского ордена в Орше началась с того момента, как в конце XVI века канцлер княжества Литовского Лев Сапега приобрел в этом месте земельный участок для основанной в 1590 году иезуитской резиденции. В 1609 году один из ксендзов, воспользовавшись приездом в Оршу Сигизмунда III, ходатайствовал перед ним о направлении в город иезуитов. Основным аргументом послужило то, что на тот момент в Витебском воеводстве не было ни одного учебного заведения для молодежи. Сигизмунд III не поскупился, пожертвовав землю в центре города для строительства иезуитской резиденции, которую спустя непродолжительное время реорганизовали в коллегиум. Статус оршанского коллегиума в 1616 году официально подтвердил Папа Римский Павел V.
На заре существования облик монастыря отличался от того, что видим в наши дни. Первоначальные постройки были деревянными. Чуть позже к ним присоединилось каменное строение — Собор во имя Архистратига Михаила, заложенный в 1741 году. Строительств храма велось по проекту архитектора Фонтана под руководством Бенедикта Мессмера вплоть до 1758 года.
Комплекс получился грандиозным. Он состоял не только из помещений школ, ради которых затевалось его возведение, при нем действовали школьный театр, бурса, сад и оранжерея, где монахи выращивали лекарственные растения. Кроме того, комплекс был оснащен лабораторией, в его стенах также функционировала первая в городе аптека. Поскольку монахи занимались ремеслами, на территории монастыря имелись швейная и столярная мастерские, кузница, солодовня, пекарня и пивоварня. Представляете масштаб!
Открытие школы при коллегиуме состоялось в 1617–1618 учебном году. И если в год основания коллегиума в его стенах обучалось всего 20 учеников, со временем их количество заметно увеличилось. Примечательно, что образование здесь могли получить не только дети из обеспеченных семей, но и дети бедняков. На учебу принимали как детей городской шляхты (конвикторов), так и мальчиков из семей обедневшей шляхты и горожан (бурсаков). Родители конвикторов оплачивали еду и кров для своих чад, при этом проживали мальчики в уютных комнатах коллегиума. Бурсаки обучались за счет иезуитов в трех больших комнатах, которые находились в одном здании со школой. Место их обучения (по совместительству жительства) прозвали бурсой.
Иезуиты занимались не только церковными делами, но и давали ученикам светское образование. Каждый воспитанник коллегиума должен был овладеть античными языками, знать произведения римских авторов, уметь писать стихи и сочинять речи. Поэтому в коллегиуме преподавали грамматику, синтаксис, поэзию и риторику. Дополнительно обучали пению и игре на музыкальных инструментах. Бурсаки были обязаны петь в хоре бесплатно и обслуживать различные мероприятия ордена. После окончания школы некоторые из учеников принимали духовный сан и могли сделать себе хорошую карьеру.
Несмотря на то, что в 1773 году Папа Климент XIV запретил орден Иезуитов, благодаря высочайшему позволению Екатерины II оршанский коллегиум свою деятельность продолжал. Окончательное существование в Российской империи Орден иезуитов прекратил в соответствии с решением Александра I в. 1820 году, все имущество иезуитов подлежало конфискации. Для монастыря настали непростые времена. В 1822 году школа и приход были переданы монахам-доминиканцам, а коллегиум преобразован в уездное училище. Некоторое время спустя православной церкви был передан Костел. Изначальным планам по переделке храма сбыться было не суждено, в 1840 году власти продали его под снос. Незавидная участь ожидала и здание коллегиума. До 1980 года он выполнял функцию тюремного замка.
Первые арестанты появились здесь в 1842 году. Чуть позже в одном из помещений оборудовали лазарет для заключенных. С 1863 года в тюрьме содержались политические преступники, которых впоследствии переправляли в Сибирь. А затем кто здесь только не находился: и участники волнений 1905 года, и жертвы сталинских репрессий, и пострадавшие от гитлеровского геноцида. 150 лет стены коллегиума были пропитаны тюремной атмосферой, пока тюрьму не разместили в другом месте.
С 1990 года начались работы по расчистке территории бывшей тюрьмы. К сожалению, ряд обветшавших строений, стоящих вдоль берега Оршицы, в том числе здание бурсы и часть здания коллегиума, были разрушены. Более масштабной реконструкции оставшиеся постройки монастыря подверглись в 2007–2008 годах. В рамках подготовки к проведению одного из фестивалей власти выделили для их восстановления колоссальную сумму. В числе прочего над зданием коллегиума возвели 26-метровую башню с четырьмя башенными часами, ежечасно проигрывающими различные мелодии.
То, что можно увидеть на месте монастыря сейчас, не что иное, как плоды той самой глобальной реконструкции. Разместив в здании коллегиума детскую библиотеку имени В. Короткевича, отдел культуры горисполкома, а также художественную галерею с выставочным залом, в пережившие многие исторические вехи помещения вдохнули новую жизнь.
С удовольствием воспользовалась возможностью оказаться внутри бывшего здания коллегиума, сходу поразившего арочным входом в огромное помещение коридорного типа в центре северного фасада. Одна часть коридора имеет цилиндрический свод, другая часть и некоторые помещения — крестово-купольный свод. Именно здесь когда-то располагались кельи монахов, монастырская библиотека, склады и помещения, в которых проживали ученики.
В упомянутых помещениях, переоборудованных в сквозную анфиладу, разместили интереснейшую музейную экспозицию! Первое, что бросается в глаза — проработанный до мельчайших подробностей макет иезуитского монастыря, на котором можно увидеть, что здания костёла, коллегиума и школы, соединенные между собой крытыми переходами, размещались в западной части комплекса.
Костёл был развернут в сторону королевского замка, существовавшего в XIV–XVII столетиях в древней Орше у слияния Днепра и Оршицы, и расположенной перед ним рыночной площади. На противоположной, восточной стороне, находись двор коллегиума, сад и оранжерея. Несохранившийся костел Святого Михаила представлял собой трехнефовую двухбашенную крестокупольную базилику с трансептом, имеющим в плане форму латинского креста. Внутри Костела размещалось пять алтарей. Дабы не перегружать читателя тонкостями внутренней организации иезуитского храма, посмотрим, чем ещё богата коллекция музея.
На территории коллегиума в разные годы проводились исследования, в ходе которых были зафиксированы остатки фундаментов костёла, трапезной и стены коллегиума. В восточной части монастыря были найдены бытовые предметы XVII–XVIII веков: заушница, кафельные плитки и стеклянная посуда, глиняный кубочек и костяная двусторонняя зубочистка. При археологических исследованиях подворья найдены изразцы XVII — начала XIX веков с изображением католической символики, рисунками российской геральдики, в помещениях бурсы и коллегиума выявлены поды изразцовых печей XVIII–XIX веков. Все эти экспонаты можно увидеть в коллекции музея.
История Пинска
Большое здание оригинальной архитектуры видно с любой точки центральной площади города и в плане напоминает букву «Г”, верхняя короткая часть обращена к Пине, а более длинная идет почти перпендикулярно от реки к нынешней площади Ленина. Здание поражает своей монументальностью, монолитностью, объемностью. Кажется, будто это одно из случайно сохранившихся мощных оборонительных сооружений, хотя, конечно, это оставшийся монумент из целого ряда церковных зданий.
В XVI веке в истории Европы произошло событие, оказавшее воздействие на судьбы многих народов: с целью борьбы с реформацией был образован орден Иисуса Христа. Для распространения своих идей иезуиты в различных странах начали создавать резиденции, среди которых распространенными стали коллегиумы — монастыри-школы, где ученики воспитывались в духе преданности делу ордена.
Одним из самых состоятельных монастырей ордена в Беларуси по праву считался Пинский. Сюда иезуитов пригласил в 1630 году местный стольник М.Ельский, который подарил им собственный дом. А в 1632 году они получили значительное пожертвование на обустройство от канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивила, одновременно занимавшего должность пинского старосты. Находился монастырь в восточной части главной рыночной площади города. Рядом с ним размещались многочисленные торговые ряды и несколько раз в год устраивались знаменитые на всю страну ярмарки. На другой же стороне площади, напротив монастыря, располагался мощный Старый замок с высокими насыпными бастионами.
Разместившись в бывшей усадьбе Ельского, иезуиты первым делом стали готовить место для возведения храма. Городские власти шли им навстречу и даже согласились несколько изменить направление улицы Озёрской, которая теперь стала огибать монастырь. До конца 1640-х годов был построен величественный барочный костёл св. Станислава с двумя башнями-звоницами на главном фасаде. Начала свою деятельность при монастыре и школа, которую ежегодно посещали до 50 детей местных жителей. Однако спокойная жизнь Пинска закончилась в 1648 году, когда город захватил казацкий отряд Небабы, посланный сюда гетманом Богданом Хмельницким. Все зажиточные горожане и монахи, не успевшие покинуть Пинск, были убиты, а монастыри разграблены. Захват же в 1655 году города московским отрядом князя Волконского чуть не стал для него роковым – в огне пожаров, уничтоживших большую часть Пинска, погибло около четырнадцати тысяч горожан.
Возрождение Пинского иезуитского монастыря началось в 1650-е годы. Храм уцелел и нуждался лишь в небольшом ремонте. Однако бывший дом Ельского, где размещались школа и кельи монахов, сгорел. В итоге было принято решение о закладке рядом с костёлом, на берегу реки, прямоугольного трёхэтажного корпуса коллегиума, который был возведён к 1675 году.
Прежде всего, была сделана попытка поточнее установить время строительства здания. Различные исследователи называют два года — 1631 и 1656. По письменным источникам удалось установить, что трехэтажный корпус был окончен в 1675 году. Проведенные натурные исследования позволяют понять причину подобного расхождения.
В декоре оконных обрамлений и простенков первого и второго этажей здания прослеживаются позднеренессансные черты, которые могли возникнуть в первой половине XVII века. Третий этаж отделен от нижних развитым карнизом, накрыт кровлей с фигурным фронтоном и волютными завершениями. Подобные элементы, а также отсутствие декора на стенах характерны для периода барокко, которое утвердилось в Беларуси в середине XVII века. Отсутствие стилистической целостности здания позволяет сделать вывод о неодновременности возведения его различных частей.
На разновременность возведения различных частей коллегиума указывают также и особенности использованного строительного материала. Ренессанская его часть от основания фундамента построена из кирпича размером 33х17х9 сантиметров, который был распространен в Беларуси с конца XVI века. В середине XVII века ему на смену приходит кирпич меньшего размера — 27х12х5 сантиметров. Именно из него и построена угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего этажа и стены чердачной части. Фундамент этого памятника архитектуры имел глубину в пять метров, что на полметра больше чем аналогичное сооружение в знаменитом Мирском замке. Необходим он был для того, чтобы удерживать мощные стены коллегиума, толщина которых на нижнем этаже достигала двух метров.
Коллегиум построен на средства магната Станислава Альберта Радзивилла, канцлера Великого княжества Литовского. После упразднения в 1773 году ордена иезуитов, здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 года оно вновь стало собственностью католического прихода.
Общий вид здания типично барочный, хотя видный белорусский исследователь В. Чантурия видит в нем черты ренессанса, а именно в декоре окон и простенках. Очень интересно, хотя и довольно типично для подобных сооружений двухскатная крыша с фигурным фронтоном, подчеркивающая законченность и соразмерность всей композиции. Несмотря на то, что здание коллегиума всего лишь трехэтажное, оно кажется значительно выше, крупнее. Такое впечатление достигается благодаря сложности архитектуры самого здания, в частности, сочетанием его элементов, различной величиной окон.
Архитектурное решение фасадов коллегиума тоже довольно уникально. Для Беларуси всегда был характерен синтез нескольких стилевых направлений. В данном случае, это достаточно редкое объединение отдельных отличительных черт, характерных ренессансу и барокко. Так прямоугольные окна, своеобразная форма наличников и открытая галерея-аркада на первом этаже со стороны двора целиком соответствуют признакам ренессанса. А от барокко архитекторы заимствовали пилястры и так называемую французскую «ломаную крышу”. Именно последняя придаёт зданию оригинальный вид и делает его композицию более динамичной. Определённый же вертикализм конструкции коллегиума, свойственный позднему барокко и рококо, достигается благодаря 24 высоким печным трубам. Представляют интерес и уцелевшие большие часы-куранты, размещённые в центре фронтона торца здания, обращённого к костёлу.
Внутренняя планировка коллегиума имела коридорную схему. На первом этаже размещались классы, общая столовая и хозяйственные помещения. На втором и третьем – лаборатории, библиотека, а также жилые помещения учеников и монахов. Отдельные помещения были расписаны настенными фресками (школьный театр, ряд классов). Пол был выложен белыми глиняными плитками. Многочисленные камины и печи украшены изразцовыми плитками в основном зелёного цвета с геометрическим, солярным и зооморфным орнаментом. Под коллегиумом находились большие подвалы, которые сейчас частично засыпанные землёй.
Во время археологических раскопок Т. Равдиной к юго-западу от площади Ленина были обнаружены майоликовые плитки, предназначенные для вымостки пола. В 1982 году при исследованиях коллегиума были обнаружены фрагменты плинф. Такие находки наведили на мысль о возможности включения давнего здания в комплекс иезуитского коллегиума. С целью проверки такого предположения в 1985 году на месте «теплой церкви”, разрушенной в начале нашего века, были проведены раскопки. Оказалось, что «теплой церквью” является перестроенная в XIX веке аптека при коллегиуме, которая была возведена во второй половине XVII века из бороздчатого кирпича.
Самая первая аптека, ранняя типография, богатая библиотека и знаменитые имена
Значительные средства тратились на повышения уровня преподавания в коллегиуме. Вскоре учебная программа возросла до пяти классов, которые могли посещать все желающие. Кроме того, тут ещё действовало и дополнительное 4-летнее философско-богословское отделение, которое готовило воспитанников к поступлению в иезуитский орден. Прекрасные преподаватели со всей Европы, значительное количество учебно-методических инструментов и оборудования, а также превосходная библиотека сделали Пинский коллегиум одним из самых популярных в Беларуси, и к концу XVII века тут ежегодно училось уже до 700 юношей со всей Речи Посполитой. Помимо учебного заведения, очень известного в Великом княжестве Литовском, в коллегиуме и в монастыре в разные годы находились аптека, типография, библиотека.
Есть сведения, что аптека при коллегиуме является первой в Беларуси и по своему историческому возрасту она старше тех, что сейчас стали аптеками-музеями в Таллинне, Риге, Каунасе и Львове.
Вполне конкретные данные существуют о типографии при иезуитском коллегиуме и еще более точные — о богатейшей библиотеке, включавшей книги, рукописи, грамоты и другие документы на многих языках. Два вагона этой литературы в 1940 году были отобраны для комплектования книжных хранилищ, Ленинграда. И, вполне возможно, что хотя бы часть уцелела и ее необходимо вернуть. Переговоры об этом уже велись с российской стороной на правительственном уровне.
Не является исключением пинский коллегиум, как иезуитская школа, где молодые талантливые люди делали первые шаги на пути приобретения образования в европейских университетах и академиях. К примеру, в середине XVII века среди монахов Пинской коллегии был иезуит А.Боболя, которого жестоко пытали, а затем и убили казаки в 1657 году за его миссионерскую деятельность. Гроб с телом мученика до 1808 года хранился в Пинске. Сейчас же мощи святого (канонизирован Ватиканом в 1867 году) находятся в одном из костёлов Варшавы. Наиболее яркое имя — Адам Нарушевич, историк и поэт, церковный деятель. Родился он в 1733 году на Пинщине. Автор фундаментального семитомного труда «История польского народа”. Собрал двести тридцать томов археографических источников, среди которых много документов белорусского происхождения.
Однако славная история Пинской иезуитской коллегии прервалась в 1773 году, когда Ватикан на время распустил этот монашеский орден. Первоначально в здании коллегиума разместилась светская школа, но в 1787 году он отошёл к униатам (тут была резиденция епископа), а в 1800 году его отдали под мужской православный Богоявленский монастырь. Иезуиты вернулись в Пинск лишь в 1919 году. С согласия властей Польши в 1925 году в коллегиуме была открыта их духовная семинария, а с 1937 года начал деятельность и новициат (учебное заведение, подготавливающее ко вступлению в орден). Но уже в 1939 году Западная Беларусь была присоединена к БССР и в бывшем монастыре разместились различные административные и общественные учреждения.
Во время Великой Отечественной войны иезуитский комплекс в Пинске был серьёзно повреждён и нуждался в ремонте. По проекту реконструкции центра города предусматривалось его полное уничтожение. Однако необходимость переселения из здания бывшего коллегиума большого числа разместившихся тут организаций заставила власти скорректировать свои планы. В результате в 1950-е годы были взорваны иезуитский костёл и торговые ряды начала XIX века. Пинский коллегиум же был отреставрирован. А его знаменитые часы-куранты в память о погибших в годы войны стали играть мелодию песни «Где же вы мои друзья однополчане”. В 1953 году он получил статус памятника истории и культуры республиканского значения. А в 1965 году тут начала свою деятельность Картинная галерея, которая по богатству экспозиции была одной из лучших в Беларуси. Тут выставлялись произведения из собраний Радзивилов, творения Айвазовского, Шишкина, Васнецова, Кончаловского и пр.
Новый этап жизни коллегиума наступил в 1980 году, когда было принято решение о полной его передаче музею Белорусского Полесья. После продолжительной реставрации в 1996 году обновлённый музей принял первых своих посетителей.
Наследие Пинска
Иезуитский коллегиум
Пинский коллегиум иезуитов был построен в 1635-48 годах.
Коллегиум – самое старое здание Пинска – настоящий патриарх пинской старины. Ни один его фасад не похож на другой, а три фигурных фронтона сбивают с толку – какой же из них считать главным – северный с пинскими курантами, установленными на нём в советское время, западный или восточный?
Здание коллегиума то походит на неприступную скалу, поддерживаемую башней-контрфорсом, то раскрывается, подобно книге. В его облике соединились мастерство строителей и каменщиков, владевших совершенными пропорциями ренессанса и умевших удивлять – как этого требовало от художника, склонное к вычурности барокко.
Со стороны бывшего внутреннего дворика сквозь частые переплёты рам сияют окна трёх этажей. По бокам криволинейных фронтонов – спиралеподобные свитки волют. Красная черепичная крыша несёт на себе два ряда высоких белых печных труб. Первый этаж опоясан клуатром (крытой галереей), позднее заложенным. А широкое крыльцо и весь раскрытый в сторону площади и моста Г-образный коллегиум словно обращается к жителям и гостям Пинска с приглашением полюбоваться его величием и войти под его своды.
Могучие 1,5-2-хметровые стены коллегиума хранят холодное дыхание вечности. Среди этих стен соперничали в красноречии знаменитые преподаватели. Иезуитам удалось создать самую передовую для своего времени систему образования, в которую входил и пинский коллегиум. Вместе с коллегиумом в Полоцке он занимал высшую ступень среди иных иезуитских коллегиумов Беларуси и от университета отличался тем, что не имел права присуждать учёные степени. «Общество Иисуса» учило задаром, принимало в коллегиум и католиков, и православных, как шляхтичей, так и способных мещанских и крестьянских детей.
Стараниями генерала ордена иезуитов ученого-энциклопедиста словенца Габриэля Грубера (1740 – 1805) в пинском коллегиуме появились физический, минералогический, астрономический кабинеты, а классы, коридоры, часовню и трапезную коллегиума украсили ценные иконы, картины и скульптуры основателей. Была создана богатая библиотека, которая в 1940 г. вывезена в Ленинград и по сей день утрачена для Пинска и Беларуси. При коллегиуме находилась типография, где наряду с книгами на латинском и польском языках духовного содержания были напечатаны поэтические сборники его учеников, а также сборники «Публичные забавки» и «Домашние забавки» старосты Новогрудского повета Казимира Неселовского.
В особом двухэтажном помещении находилась старейшая на Полесье аптека. Здесь появился и первый полесский театр, не профессиональный, а всего лишь школьный, где ставили разные мистерии из жизни святых, на которые приглашалась местная шляхта.
Гордость коллегиума – это его выпускники. Здесь удивлял преподавателей своими способностями и жаждой знаний будущий знаменитый поэт, историк и религиозный деятель Адам Нарушевич (1733 – 1796), который родился на Пинщине поблизости Логишина. Он один из основателей польской просветительской поэзии и автор многотомной «Истории польского народа».
Старый коллегиум повидал и двух монархов. В 1706 году – шведского короля Карла XII, который с высокой костёльной колокольни обозревал окрестности Пинска в подзорную трубу, определяя возможность прохода на Волынь. В 1784 г. здесь в бывшем монастыре иезуитов остановился польский король Станислав Август Понятовский, в заслугу которого можно смело поставить создание в Речи Посполитой «Адукацийной Комиссии» – первого в Европе Министерства образования.
В 1773 году в связи с ликвидацией ордена иезуитов монастырь был закрыт, его имущество конфисковано. Потом он стал собственностью униатов, но не надолго. После разделов Речи Посполитой в 1800 г. монастырь вместе с имуществом передаётся Богоявленскому православному монастырю, а в 1875 году сюда переводят Ляданское духовное училище. Среди бур саков, которые занимались в эту пору в пинском коллегиуме, был будущий учёный-экономист, редактор-издатель «Нашай Нівы»» (1906-14) и других белорусских изданий, государственный деятель белорусского Возрождения Александр Никитич Власов (1874 – 1941), ставший, как и многие другие представители белорусской интеллигенции, жертвой сталинских репрессий.
В 20-е – 30-е гг. XX века костёл и коллегиум снова принадлежали католикам.
В 1919 году у его подножия произошла трагедия – по ложному обвинению в подготовке большевистского заговора были расстреляны 34 пинских еврея.
В советское время здесь размещалось множество учреждений, что и спасло коллегиум от участи уничтоженного в 1953 году храма.
После реставрации в 1995 – 1996 годах сюда переехал Музей Белорусского Полесья, которому в 2006 году исполнилось 80 лет.
Самый верхний этаж коллегиума отдан юным талантам. Здесь находится детская хореографическая школа.