Игольчатый экран — техника анимации, изобретённая в 1931 году Александром Алексеевым (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).
Игольчатый экран представляет собой вертикальную плоскость, через которую проходят равномерно распределенные длинные тонкие иглы. Иглы могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Число игл может быть от нескольких десятков тысяч до миллиона. Иглы, обращенные острием к объективу — не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Если выдвинуть их — картинка темнеет, если втянуть — светлеет. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. Перемещением источника света и двигая иглы, получают интересные картины.
Сегодня в технике игольчатого экрана работает ученик Алексеева канадский мультипликатор Жак Друэн (Jacques Drouin) — «Пейзаж мысли», «Отпечатки», «Урок охоты».
Фильмы, выполненные в данной технике
Библиография
Анимация и анимационные технологии
Двумерная анимация
Полезное
Смотреть что такое «Игольчатый экран» в других словарях:
АЛЕКСЕЕВ Алексей (мультипликатор) — АЛЕКСЕЕВ Алексей (Alexeieff) (05 августа 1901, Казань 1982) французский режиссер мультипликатор русского происхождения. Ученик С. Судейкина, работал декоратором в балетах Ж. Питоева. Алексей Алексеев начинал как художник и рисовал до последних… … Энциклопедия кино
Алексеев, Александр Алексеевич (художник, 1901) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексеев, Александр Алексеевич. Александр Александрович Алексеев Alexander Alexeieff / Alexander Alexeïeff / Alexandre Alexieff Имя при рождении: Алексей Дата рождения … Википедия
Мультипликация — У этого термина существуют и другие значения, см. Мультипликация (значения). Анимация прыгающего мячика из 6 кадров 10 кадров в секунду. Мультипликация (от лат. multiplicatio умножение, увеличение, возрастание, размножение) … … Википедия
Песочная анимация — Песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка (англ. Sand animation, Powder animation) направление изобразительного искусства, а также технология создания анимационных сюжетов. Метод позволяет делать не только… … Википедия
Мультипликация (искусство) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. в статье слишком много повторяющихся «голых» списков мультперсонажей, нарушающих Википедия:НЕКАТАЛОГ Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами нап … Википедия
Захват движения — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
АЛЕКСЕЕВ Алексис — АЛЕКСЕЕВ (Alexeieff) Алексис (05 августа 1901, Казань 1982), французский режиссер мультипликатор, художник, изобретатель. По происхождению русский. Учился во Франции у С. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), работал декоратором в балетах Ж.… … Энциклопедический словарь
Ротоскопирование — Ротоскопирование анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма (с реальными актёрами и декорациями). Первоначально заранее снятый фильм проецировался на кальку и вручную обрисовывался … Википедия
Мультипликация (технология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мультипликация. Сюда перенаправляется запрос «мультфильм». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Картины песком — Песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка (англ. Sand animation, Powder animation) это стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов. Лёгкий порошок обычно очищенный и просеянный песок, но также… … Википедия
Как игольчатая анимация превратилась из сложного процесса в забаву?
Продолжаем рассказывать вам о разных техниках в анимации. Если про основные — стоп-моушн, пластилиновую, 2D и 3D — вы уже слышали, значит, пора углубляться в менее известные случаи. Например, знаете ли вы про игольчатую анимацию? Присаживайтесь поудобнее, ведь это захватывающий процесс создания фильма на экране с помощью тысячей маленьких штырей, а ещё идея, послужившая началом выпуска игрушки-антистресса. Рассказываем про историю и главные проекты в технике игольчатой анимации — в том числе про мультфильм «Лапшичная рыба».
Иллюстрация: Анастасия Станиславовна
Игольчатую анимацию придумал в начале 1930-х годов Александр Алексеев, российский аниматор и режиссёр, который жил и работал преимущественно во Франции. Первый игольчатый экран — pinscreen — был разработан и создан в середине 1930-х годов в студии Алексеева и его жены, Клэр Паркер. Pinscreen — экран, заполненный подвижными иглами, которые можно перемещать внутрь или наружу. Также он подсвечивался сбоку, иглы отбрасывали тени, и создавалась картина, будто нарисованная углём. Число игл может быть от нескольких десятков тысяч до миллиона: так в первоначальном экране Алексеева насчитывалось более одного миллиона штырей. Они обычно нажимаются небольшим специальным инструментом, причём сразу несколько групп.
Поскольку сам экран тонкий, нежелательно управлять отдельными иглами: при перемещении они могут погнуться и испортить экран. Кадры создаются по одному, словно в технике стоп-моушн. После того, как каждый кадр был сфотографирован, изображения соединяются, что превращается в полноценное кино без пауз. Сборка рамы, содержащей иглы, была построена очень прочно и надёжно закреплена, обеспечивая стабильное изображение для анимационной камеры день за днём. Возможно, вы видели ролик о том, как люди прикладывают себя к стене, которая повторяет их силуэт — здесь такой же принцип, как у экрана Алексеева.
Иллюстрация: Анастасия Станиславовна
С помощью игольчатого экрана Александр Алексеев создал такие фильмы, как «Ночь на Лысой горе» (1933 г.) — первое кино, снятое в этой технике, где за основу выбрали тему ведьминского шабаша в день летнего солнцестояния на горе Триглав. «Картинки с выставки» (1972 г.) — здесь использовались два пинскрина: перед основным установили второй, меньшего размера, для иллюзии трёхмерности (однако фильм остался не закончен). «Три темы» (1980 г.) по мотивам симфонических поэм Мусоргского, а также фильм «Нос» (1963 г.) на основе повести Гоголя о потерявшем нос российском чиновнике и приключениях самого носа. Применение игольчатого экрана Алексеев нашёл даже в книжной графике, создав иллюстрации к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Свои учения Александр Алексеев передал канадцу Жаку Друэну: так появился второй игольчатый экран в мире. Фильмы иностранного коллеги выглядели более современно, они зрелищные, приятные, мягкие, а динамика изображения явно цельнее (у Алексеева смена движений часто происходила как бы небольшими рывками). Разница в техниках Алексеева и Друэна в том, что российский аниматор экранизировал известные музыкальные и литературные произведения, а Жак не привязывался к сюжету, ему был важнее сам образ. Большинство работ канадца объединяет тема игры воображения. Друэн любит показывать в своих фильмах проникновение в подсознание персонажа, чтобы продемонстрировать иррациональные процессы, которые там происходят.
Иллюстрация: Анастасия Станиславовна
В 2004 году Друэн выпустил свой последний фильм «Отпечатки». Канадец использовал цвет, играл с освещением, поворачивал экран в разные стороны. Сюжета не было, действие представляло собой абстрактные процессы, происходящие в сознании и воображении человека. При его просмотре кажется, что сильнее извратиться с игольчатым экраном уже невозможно.
Техника сама по себе непростая, а экранов, на которых можно создать такую анимацию, в мире только два — в России и Канаде. Соответственно, сейчас очень мало людей, которые продолжают дело Алексеева. Один из последних фильмов, выполненный с помощью игольчатой анимации, был выпущен в 2012 году в Корее.
Как вы поняли из названия, в этом фильме использовались не одни иголки. Так, корейский режиссёр Чжим Ман Ким утыкал весь экран лапшой при создании короткометражки Noodle Fish. Изображения строилось не только с помощью света, но и самих макаронин — они создавали рельеф подводного мира. Сюжет рассказывает о рыбке, познающей мир. Она хотела узнать, что находилось за пределами воды, выбравшись из лужи в море, но в конечном счёте попала в тарелку аниматору. Герои говорят на корейском, но в видео есть английские субтитры.
Сейчас сложно найти сюжеты, выполненные в этой технике. Зато сам игольчатый экран широко известен по всему миру в качестве забавы. Люди оставляют на нём отпечатки тела и лица. Экран можно купить даже на AliExpress.
Пленник четвертого измерения. Заметки об идеологии «игольчатого экрана» Александра Алексеева
Но даже при чтении тех текстов, которые уже существуют, возникает стран-ное ощущение постоянного кружения на одном месте. Везде написано почти одно и то же, статьи, интервью, мемуары и письма редко дополняют друг друга, но почти всегда дублируют и повторяют. Довольно странный ритуал, а может быть, это общая судьба всех аниматоров.
Единственным, кто попытался определить Алексеева в целом и прибегнул для этого к метафоре, стал итальянец Джаннальберто Бендацци, сравнивший его с многогранным кристаллом, осью симметрии которого было искусство, куда и нанизывались все его изобретения, сочинения, теории, гравюры.
Действительно, Алексеев определял себя всю жизнь как художника, постоянно напоминая об этом и самому себе, и окружающим. Художника, не стесненного необходимостью определенного вида творчества, техники, направления или школы. Конечно же, он прежде всего был художником в русском смысле этого слова, то есть живописцем, рисовальщиком и гравером. Однако, как представляется из того, что о нем написано, менее всего ему хотелось просто создавать картинки, пусть даже и движущиеся. Ему хотелось чего-то совсем другого. Чего именно, он и сам не мог никогда отчетливо сформулировать, и, вероятно, не потому, что сам не хотел этого.
Это и есть идеология русского общества, состоящего большей частью из авантюристов, мистиков, ремесленников и созерцателей. Алексеев соединяет в себе, пожалуй, все только что перечисленные качества, они вложены друг в друга чрезвычайно плотно, соединение происходит на химическом уровне (а может быть, и в алхимическом тигле).
Это не что иное, как попытка прорыва за рамки повседневной трехмерности, постоянное ощущение чего-то возможного, но недоступного, находящегося рядом и вроде бы почти уже ощутимого, требующего лишь какого-то последнего и правильного усилия.
Алексеев писал, что это устройство не было результатом случайной и счастливой находки, как если бы он нашел в лесу никем не замеченный самый большой гриб, а было результатом специального теоретического исследования, предпринятого им. Однако само это исследование Алексеевым не раскрывалось и не было опубликовано, хотя секретов из своей технологии он никогда не делал. Скорее всего, оно никогда и не существовало в письменном виде, а было лишь плодом его умственных усилий и созерцательной медитации.
Его дочь, Светлана Алексеева-Рокуэлл, свидетельствует: «Он [. ] смотрел на потолок своей студии почти каждые пять минут, качал ногой направо, налево, и казалось, что дремлет. Он полюбил тени деревьев на стеклянном потолке своей студии. Он хотел почтить эту листву в своем последнем фильме [. ]» 1
Мне встречались люди, утверждавшие, что они понимают, что такое четвертое измерение. Они смело пририсовывали к трем пространственным координатам еще одну, заявляли, что это ось времени, и удивлялись, что я не мог себе это вообразить. Я и до сих пор не могу. Однако если нужны примеры того, как изменяется пространственный облик объекта, то здесь придется вспомнить уже упоминавшегося революционера Морозова с его трудами по четвертому измерению. Выйдя из тюрьмы, он опубликовал их и они стали чрезвычайно популярными. Следствием их популярности стало, впрочем, увлечение не столько наукой, сколько мистикой и эзотерическим знанием. Я не знаю, читал ли Алексеев в юности эти труды, познакомился с ними в зрелом возрасте (они цитировались в вышедшей на английском языке в 1971 году книге П.Д.Успенского «Новая модель Вселенной» 8 ) или же был совсем незнаком с ними. Однако стоит привести пример оттуда, чтобы зримо представить себе, конечно же, не картину четвертого измерения, но хотя бы пример разнопространственных объектов.
Тот, кто захочет дать литературно-покадровое описание фильмов Алексеева, например «Ночи на Лысой горе», невольно повторит воображаемый пример из книги Морозова. Достаточно вспомнить, как на обезьяньей морде вытягивается длинный птичий клюв, ловит свою тень и замкнутый объект начинает кувыркаться. Или когда участники ночного шабаша движутся на зрителей, и вдруг их образины начинают трансформироваться, как бы расплющенные о невидимое стекло, отделяющее зрителя от происходящего. Современные зрители (особенно молодые) радостно кричат в этот момент: «Морфинг!», что, конечно же, позволяет считать Алексеева предшественником компьютерной анимации. Однако им, пользующимся сотней стандартных приемов любой программы с использованием 3-D графики или анимации, далеко до Алексеева, изобретавшего технологию для идеи, а не наоборот.
Собственно, что же такое был «игольчатый экран»? Алексеев писал, что это разновидность барельефа. Да, не плоская живопись и не трехмерная скульптура. Но и не просто способ имитации трехмерных объектов на плоской поверхности. Скорее, это идеальная модель подвижной границы, разделяющей разные пространства, существующие в разных измерениях.
Фотоматериалы предоставлены Музеем кино.
2 Там же, с. 13. Имеются в виду Александра Гриневская (первая жена Алексеева и мать Светланы), Клер Паркер (вторая его жена и постоянный соавтор в анимации) и сама Светлана, жившие все вместе.
8 O u s p e n s k y P.D. A New Model of the Universe. New York, 1971. (Русское издание вышло в 1993 году.)
Кстати, оригинальную технику анимации изобрёл художник Александр Алексеев. Большую часть жизни он провёл во Франции, куда эмигрировал после Октябрьской революции. За рубежом Алексеев добился признания как мастер книжной иллюстрации и гравюры. Но, кроме того, он придумал, как «оживлять» статичные изображения. Для этого художник сконструировал специальный «игольчатый экран». Устройство представляло собой широкое полотно с сотнями тысяч крошечных штырьков, которые можно было перемещать вперёд и назад. Так, чтобы отбрасываемые иголками тени превращались в движущиеся картины. Анимационная техника Алексеева чрезвычайно сложна в использовании. Сегодня ею владеют единицы.
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Представление, будто анимация делится на рисованную и кукольную (иногда поминают еще пластилиновую и компьютерную), весьма упрощает дело. Рядом с этими двумя (четырьмя) техниками существует еще много других: живопись по стеклу, работа с сыпучими материалами, одушевление бытовых предметов, процарапывание по пленке, гравюра на гипсе, сложные коллажные методы. Но, пожалуй, самая удивительная техника была придумана русско-французским мастером – Александром Алексеевым, изобретшим так называемую «игольчатую анимацию».
В начале 1930-х годов Алексеев и его соратница Клер Паркер сделали доску с десятками тысяч дырочек, воткнули в каждое отверстие по металлической иголке и получили на выходе игольчатый экран. Когда иглы утоплены, камера, направленная на доску, фиксирует белый цвет, когда иглы выдвинуты до отказа, благодаря отбрасываемой ими тени, получается черный. В промежуточных позициях – все градации серого.
На этом экране Алексеев и Паркер на протяжении долгих лет делали свои фильмы, выводя кадр за кадром при помощи валиков с рифленой поверхностью, пластиковых кружков и прочих странных приспособлений. Похожий больше на гравюру, чем на рисунок, кадр передает удивительную атмосферу. Немного дрожащие линии, отсутствие резких контрастов, изысканная пластика движения персонажей и возможность сочетать плоский рисунок с барельефным изображением резко выделяют игольчатую анимацию среди других техник. Впоследствии канадский аниматор Жак Друэн продемонстрировал в своих фильмах все уникальные возможности экрана. Алексеев же не любил фокусы, и хотя для большинства его имя связывается в первую очередь именно с технической инновацией, игольчатый экран был лишь способом запечатлеть ту зыбкую сущность, которая погибла бы в более конкретных и жестких формах анимации.
Фильмы Алексеева похожи на сны, снятые на пленку. Даже самая внятная его сюжетная короткометражка – «Нос» по Гоголю оставляет это тревожное чувство нереальности. Строгие очертания пейзажей Петербурга живут в странном освещении и под китайскую музыку (Най Мин импровизирует на цитре). В этом мистическом пространстве, где человеческие фигуры материализуются из пустоты и исчезают так быстро, что не всегда зритель успевает их заметить, разворачивается гротескная история про человека, чей нос, покинув своего хозяина, сделал карьеру и стал большим чиновником. Сюрреалистические кадры в стиле Рене Магритта изображают нос в очень странных обстоятельствах. То он появляется в буханке хлеба, то оброненный цирюльником, прирастает к будке полицейского, то летит в реку, где встречается с рыбой, а чуть позже, облаченный в треуголку, очки и плащ, вышагивает на тоненьких ножках по лестнице казенного дома.
Еще более странно выглядят фильмы Алексеева, лишенные линейного повествования. «Ночь на лысой горе» (на музыку Мусоргского), сделанная за семь лет до диснеевской «Фантазии», резко отличается и от нее, и от других мультфильмов, изображающих шабаш. Пугало, с которого ветер срывает одежду, превращается в крест, черная мельница, вращающая лопастями, взрывается фейерверком, в пространстве повисают ощеренные челюсти, луна начинает беспорядочно метаться по горам. Образы, не составляя сюжета, возникают на экране непредсказуемо, кадры бессистемно повторяются, фигуры трансформируются одна в другую, делаются то плоскими, то объемными, — все происходит будто в ночном кошмаре. Чуть менее тревожно, но столь же сумбурно развивается действие «Картинок с выставки», где режиссер делится своими детскими воспоминаниями о России – название вновь отсылает к известному циклу Мусоргского. Здесь смешивается множество эстетик: то в лубочном стиле изображается птица-феникс, странный бумажный петрушка и ужасная баба-лампа, то в утонченно-светской манере возникает «первый бал», где утомительно долго на черном фоне, пронзаемом светящимися полукруглыми окнами, кружатся белые женские фигурки, то вдруг на авансцене этого бала появится контурный лубочный мужик с бубном и козой. В памяти Алексеева много неприятного, неуютного, уродливого – и все эти тревожные образы будто бы случайно вылезают на экран, врезаются в открыточные картинки стильного и парадного петербургского быта.
Отражением потока сознания впоследствии занимались многие аниматоры. Одним из самых ярких стал польский художник Ежи Куча, который уже совсем иными методами добивался иллюзорности и зыбкости изображения. А вот игольчатый экран не получил большого признания. За свою довольно продолжительную жизнь Алексеев сделал всего несколько игольчатых фильмов. Помимо перечисленных – «Три настроения» (на музыку неизменного Мусоргского) и серию из канадского проекта «Народные песни». Трудоемкая техника не прижилась, и сегодня с игольчатым экраном работает всего один человек – уже упомянутый Жак Друэн. Перенять его мастерство пока никто не торопится, и немолодой уже канадский мастер выражает настойчивое беспокойство, что игольчатая анимация умрет вместе с ним.