Игоревская икона божией матери в чем помогает
Икона Пресвятой Богородицы «Игоревская»
Иногда название святых образов связано не с местами их пребывания, а с жизнью конкретных людей, понесших бремя страданий, но не отступивших от веры.
Игоревская икона Божией Матери — история святыни
Происхождение святыни тесно переплетается с судьбой мученика — киевского князя Игоря, принадлежавшего к роду Ольговичей.
Не помогли спасти от гибели невинного человека ни попытки настоятеля монастыря вразумить народ, ни противодействие Изяслава и его брата Владимира. Именно с этой поры икона, перед которой провёл последние минуты своей жизни князь Игорь, получила название Игоревской.
Интересно! Когда тело убитого принесли в церковь для отпевания на следующий день, людям было ниспослано божественное знамение: над покойным князем загорелись все церковные свечи. И тогда киевляне поняли, что подняли руку на угодника Божьего.
Память усопшего стали чтить, как святого, а об иконе Пречистой Девы Марии, возле которой он находился перед кончиной, заговорили, как о чудотворной.
О других князьях, прославленных в лике святых:
Описание Игоревской иконы
Иконописцы считают, что прообразом для написания иконы стала другая святыня — так называемая Богоматерь «Умиление». Период написания, вероятно, относится к рубежу XI и XII веков. Наиболее известный образ в этом стиле — Владимирская Богоматерь.
На изображении младенец сидит у Девы Марии на руках. Он ласково прильнул к её щеке и одной рукой обнимает за шею. Выражение лица Сына Божьего по-взрослому серьёзное. А лик Богоматери исполнен безмерной печали, ведь ей известно о промысле Господа относительно Иисуса.
Несмотря на сходство с Владимирской Божией Матерью, на Игоревской есть некоторые особенности.
Образ был украшен ризой из серебра в позолоте с орнаментом. На нём имеется гравированная надпись с историей принадлежности святыни князю Игорю.
Важно! Даже человек далёкий от религии и веры не останется равнодушным, взглянув на эту древнюю икону.
Почитаемые иконы Богородицы:
Местонахождение иконы
Икона через некоторое время была переправлена в Успенский собор Киево-Печерской лавры и установлена возле царских врат в приделе святого Иоанна Богослова. Там она пребывала до начала XX века. После революционного переворота образ неоднократно вывозили за пределы страны. Но икона каждый раз чудом возвращалась на родину.
После фашистской оккупации Киева след святыни теряется навсегда. До сегодняшнего дня неизвестно её местонахождение. Тем не менее, за всю историю её пребывания на русской земле, с неё было списано немало копий. Самым ценным списком является тот, что находится в московском Успенском соборе.
На заметку! 5 июня почитается память святого страстотерпца князя Игоря и торжественно проходят молебны перед Игоревской иконой Божией Матери.
В чем помогает Игоревская икона Божией Матери
В случаях, когда возникает непростая ситуация в жизни или близким людям угрожает опасность, к иконе приходят с молитвой.
Богородица на изображении символизирует Церковь Христову. Соприкосновение Богомладенца и Царицы Небесной можно истолковать, как связь между божественным и человеческим. Этот образ указывает молящимся на то, что искренние вера и молитва помогут открыть свою душу Господу и очистить её от всего плохого.
А тот факт, что с неё делались многочисленные списки, лишний раз подтверждает глубокое благоговение перед образом со стороны верующих христиан.
Свидетельница трагедии: Игоревской иконы Божией Матери
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Игоревская икона Божией Матери Датировки: XX в. 2000 г. Иконописец: Адаев Геннадий Анатольевич. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 43 см, ширина 32 см. На иконе представлено оплечное изображение Богоматери с Младенцем, прижимающимся щекой к Её щеке. Инв. № КП-20802. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Судя по немногим источникам, Игорь оказался правителем справедливым: обещал киевлянам наказать приближенных покойного Всеволода, чинивших обиды горожанам. Но самим горожанам тоже не дал бунтовать, мародерствовать, грабить богатые дворы. Может быть, это не устроило своевольных жителей. Не прошло месяца, как они тайно от князя призвали на престол его соперников.
Но новый инок Гавриил поправился. Сразу оказалось, что иночество он принял не «страха ради смертного», но по убеждению в суетности мира, нежеланию участвовать в междоусобицах, убивающих душу и тело. Да только ему не поверили.
Вслед за тем был до смерти избит и схимонах Игнатий.
Когда после убийства горожане опомнились, икону эта нашли. Ее наименовали Игоревской – по мирскому, а не монашескому имени бывшего князя.
Судьба образа
С давних пор Игоревская считалась чудотворной.
История Игоревской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва
Игоревская Икона Божией Матери – это старинный образ Богородицы, который долгое время хранился в Киеве. Икона считалась чудотворной. История этой реликвии тесно связана с жизнью и гибелью святого благоверного князя Игоря Ольговича, по имени которого и она названа. К этому образу православные христиане обращаются уже не одну сотню лет. Перед ней молятся о даровании сил, укреплении духа, о защите от пожаров и злых помыслов.
История появления иконы Божией Матери Игоревской
События, после которых икона прославилась, произошли в XII веке. Киев – столица Руси, был лакомым кусочком для выходцев из рода Рюриковичей. Сам этот род уже давно расширился, и разные ветви соперничали друг с другом. Влиятельные Ольговичи, Черниговские князья, стремились завладеть главным престолом Руси. Наконец, после интриг, воин и хитростей великим князем стал представитель этого северского рода – Всеволод Ольгович.
Стремясь к власти, он не стал налаживать отношения с киевлянами. В те времена городское Вече еще имело силу, но Всеволод игнорировал интересы жителей, чем настроил их против себя. Поэтому, когда он умер, киевляне не захотели принять в качестве правителя брата князя – Игоря Ольговича. Бояре поклялись в верности наследнику Всеволода, но тайно отправили предложение о княжении представителю другого рода Рюриковичей – Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, внуку Владимира Мономаха.
Изяслав пошел с войском на Киев. Игорь попытался оказать сопротивление и отстоять право на престол, но был разбит. Горожане вероломно изменили князю. Близкую дружину разбили и рассеяли. Игорь оказался один в болотах, неподалеку от Надова озера, с больным конем.
А в это время горожане уже приветствовали Изяслава. Сам Изяслав Мстиславич был вынужден бороться за Киев, потому что иначе его дети оказались бы вытеснены из политической жизни и лишились бы наследственных прав. Но Изяславу было не чуждо милосердие. Он понимал, что бывший великий князь не виноват в деяниях старшего брата Всеволода.
Тем не менее, киевляне испытывали к Игорю ненависть. Когда его нашли среди болот, то заключили в темницу – деревянный сруб, вкопанный в землю. Игорь тяжко заболел и попросил Изяслава дать ему принять монашеский постриг перед смертью. Новый великий князь согласился. Игоря Ольговича выпустили из заключения и отправили в Киево-Печерскую лавру. Вскоре он оправился от болезни и принял схиму.
А тем временем родные Игоря решили отвоевать Киев и пошли войной против Изяслава. Новый киевский князь отправился из города навстречу мятежникам. Киевляне же, в порыве гнева и ярости по отношению к роду Ольговичей, после народного собрания решили разобраться с безобидным Игорем.
Горожане ворвались в храм, где Игорь Ольгович смиренно молился перед образом Богородицы, и напали на своего правителя. Когда родственники Изяслава узнали о намерениях черни, то устремились на помощь к Игорю, но не смогли помочь. Обезумевшая толпа учинила кровавую расправу. Бывшего великого князя привели на княжеский двор, где жестоко убили. Так горожане свершили месть над князем и над монахом.
Это деяние жителей Киева признано преступным, а Игорь стал мучеником и вскоре был канонизирован. Икона Богоматери, которой молился благоверный князь, прославилась по всей Руси.
Описание и значение в православии
Празднование дня иконы совпадает с датой перенесения мощей благоверного князя Игоря из Киева в Чернигов. Сам образ долго хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Происхождение образа Богоматери неизвестно, но иконография повторяет византийский тип Умиление. Это изображение Девы Марии с младенцем Христом. Очень сильно икона похожа на Богородицу Владимирскую. Можно также найти сходство с Иверской иконой Бороматери.
Икону украшала серебряная с золотом риза, на которой был выгравирован текст о принадлежности князю Игорю. Сам образ размером около 40х31 см. На иконе Иисус, прильнув к матери, обнимает ее за шею. Лик Богородицы печален. Изображение лаконичное, нет ни одной лишней детали. Дева Мария здесь в молитвенном созерцании, прижав возлюбленного сына к себе, будто предвидит дальнейшие смертные муки Господа.
Христос же в образе не младенца, а уже скорее отрока. Кажется, что он утешает свою мать, обнимает ее и смотрит с любовью и волнением. Иисус облачен в белую ризу, а на Богородице – красный амафор. В одеянии, общем силуэте и сюжете отчетливо проявляется греческая традиция иконописи. Эта редчайшая, самобытная и удивительная манера письма распространена на Руси.
В чем помогает Игоревский образ Божьей Матери
К Богородице люди прибегают с разными мольбами. Считается, что каждый образ помогает при определенных проблемах. Например, икона Богоматери «Спорительница хлебов» избавляет от бедности, а Дева Мария Федоровская способствует рождению наследников.
В случае Игоревской иконы Богородицы люди считают, что молитва перед этим образом помогает уберечься от опасности. К Небесной Царице обращаются с просьбами о защите, о смягчении злых мыслей и желаний, об исцелении от болезней. Как гласит молва, икона защитит дом от краж и пожаров.
Богородица – надежная заступница и покровительница христиан. Предстоит у Престола Господня и может умилостивить своего сына. Поэтому обращаются к ней с молитвами о близких, которые попали в большую беду или несчастье. Просят у Богоматери духовной помощи, укрепления духа и тела. Также этот образ помогает в примирении семьи после ссор.
Рекомендуется иметь этот образ Девы Марии в доме, чтобы уберечь домочадцев. Игоревская икона поможет снискать Божественное благословение на любое важное дело. Хорошо, если перед образом будет гореть лампада или свеча. Часто иконы украшают цветами или хотя бы ставят рядом вазу с хризантемами, тюльпанами.
Куда пропал оригинал
Как уже говорилось, образ долгое время хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Несколько раз икону перемещали в разные пределы собора, но все это время она оставалась в храме. К реликвии приходили страждущие. И после усердных молитв они получали утешение и помощь.
В послереволюционное время икона несколько раз была вывезена за границу, но неизменно возвращалась обратно. Игоревский образ Богоматери был чрезвычайно важен для православных христиан как святая древность и как духовная защита.
Однако в годы оккупации Украины немцами икона бесследно пропала. В настоящее время местонахождение святого образа не известно. Но, к счастью, сохранились подробные списки реликвии, которые хранятся в России.
Известные копии
Существует два известных списка Игоревской иконы Богородицы. Оба они хранятся в Третьяковской галерее. Считается, что списки были сделаны в Москве, в XVI веке. В те времена митрополит Макарий поручил сделать копии древнейших и важнейших русских икон. И московские иконописцы выполняли поручение главы церкви в своих мастерских.
Интересно, что Игоревский образ Богоматери особо почитался в Ростовском княжестве, потому что в местном Кафедральном успенском соборе хранился список образа. Возможно, поэтому часто на изображениях Сергия Радонежского, который был родом из тех мест, повторяют этот образ как келейную икону.
Текст молитвы
Существует несколько молитв для чтения перед Игоревским образом Богоматери. Хорошо известны два основных текста. Обращаться к Богородице следует, отрешившись от мирской суеты и забот. Небесная Владычица обязательно поможет тем, кто искренне к ней взывает.
Молитва первая
О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь.
Молитва вторая
Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь.
Игоревская икона Божией Матери
История многих икон неразрывно соединена в сознании православных с именами и судьбами конкретных людей, возведенных впоследствии в ранг святых. Иногда такая икона являет нам лик святого, как иконы Александра Невского или Иоанна Кронштадского, а иногда, как Игоревская икона Божией Матери, получает свое название в честь реального человека, с мученичеством которого она неразрывно связана.
День памяти Святого Благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня.
Князь Игорь: трагическая судьба, страшная гибель
Название «Игоревская икона» было дано образу Богоматери в память о князе Игоре, одном из многочисленных правнуков Ярослава Мудрого. Он жил в эпоху междоусобиц, когда борьбу за киевский престол вели две группы князей: часть из них принадлежала потомкам Олега (Ольговичи), а другая – Мстислава (Мстиславичи).
Междоусобица разразилась после смерти киевского князя Всеволода Ольговича. Жители города ненавидели его за гордыню, и это отношение перенесли на его сродников. На киевский престол по завещанию сел брат Всеволода Игорь, князь Черниговский. Жители города на кресте поклялись ему в верности, но уже через две недели преступили клятву и призвали Мстиславичей. В битве с Изяславом Мстиславичем войско киевлян предало своего законного князя и передалось врагу.
Потерпевшему поражение князю Игорю пришлось несколько дней укрываться на болотах, но его захватили, доставили в Киев и бросили в ледяной поруб – сруб без окон и дверей, где он заболел так, что уже готовился к смерти.
В летописях об Игоре говорится не только как об отважном воине, но и как о благочестивом христианине: он читал много духовной литературы, часто беседовал со святыми старцами и монахами, а накануне смерти брата даже задумывался о постриге.
Теперь же, когда он сам находился на пороге смерти, его достали из узилища и разрешили принять схиму в Феодоровском монастыре Киева. Но князь, принявший схиму под именем Игнатий, выздоровел, и ему дано было разрешение остаться в монастыре иноком. Все свое время он посвящал молитвам и замаливанию грехов.
Его двоюродные братья, однако, не прекращали бороться за киевское княжение, и тогда менее чем через год, в 1147 году, городское вече, чтобы отомстить им, дало согласие на расправу с князем Игорем, принявшим иночество под именем Игнатий.
Несмотря на вмешательство митрополита и священнослужителей, пытавшихся предотвратить убийство невинного человека, несмотря на противодействие сидевшего на киевском престоле князя Изяслава Мстиславича и его брата князя Владимира (чем они подвергли опасности и себя), ничто не могло остановить впавшую в ярость толпу. Она ворвалась прямо в храм, когда там шла Божественная литургия, и Игорь молился на коленях перед иконой Богородицы.
Его не просто убили, а еще и надругались над мертвым телом. Так князь Игорь, который был вовлечен в междоусобицу против своей воли, пал ее невинной жертвой. Через три года на киевское княжение вступил князь Юрий Долгорукий. Его союзником стал родной брат князя Игоря – Святослав, княживший в Чернигове, куда он и перенес с почестями мощи мученика.
Икона же, пред которой он постоянно коленопреклоненно молился, в том числе и в свой страшный смертный час, носит с тех пор название «Игоревская икона Божией Матери». Через какое-то время началось ее почитание как чудотворной, и икона была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
После революции Игоревскую икону несколько раз вывозили за границу, но она, тем не менее, каждый раз возвращалась на родину. В 1941 году, в период немецкой оккупации города, икона пропала, на этот раз бесследно. Однако в свое время с нее было сделано немало списков. Один из самых почитаемых и сегодня находится в Успенском соборе в Москве.
В день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня проводятся торжественные службы, молебны, перед Игоревской иконой Божией Матери читается акафист.
Описание Игоревской иконы
Образцом для написания Игоревской иконы явился другой святой образ, известный как икона Богоматери «Умиление», писанной на рубеже 14-15 веков. Самая известная такая икона – Владимирская богоматерь.
На иконе изображена Матерь Божия с Младенцем Иисусом на руках. На некоторых списках Младенец, прильнувший к Ее щеке, обнимает Мать рукой за шею. Выражение Его лица не по-детски серьезно, а лицо Богоматери полно трагизма, ведь Она знает то, что суждено Господом и что предстоит вынести Ее Сыну. Даже на неверующих Игоревская икона Божией Матери производит неизгладимое впечатление.
В чем помогает Игоревская икона Божией Матери
Памятуя трагическую историю, связанную с иконой, считается, что самой сильной будет молитва к ней, когда кто-то оказывается в очень тяжелой и сложной жизненной ситуации и молит о спасении; когда кому-то из близких угрожает беда или опасность.
Значение Игоревской иконы заключается в том, что к ней обращаются также с молитвой об исцелении от тяжких болезней, о защите жилища от пожара и кражи, о примирении с родственниками после жестоких ссор.
Молитвы перед чудотворной иконой
О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь.
Эту молитву необходимо читать при опасности или угрозе всякого рода:
Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь.
Игоревская икона божией матери в чем помогает
18 июня празднование Игоревской иконе Божией Матери
«Игоревская», икона Божией Матери
История иконы связана с памятью о святом великом князе Игоре из рода Ольговичей, в крещении Георгии, в иночестве Гаврииле, убитом в Киеве в 1147 году (память 18 июня и 2 октября по новому стилю). Святой князь, вовлечённый против своей воли в самый центр междоусобной брани, стал невинной жертвой ненависти киевлян к его старшему брату – великому князю Всеволоду. Получив после смерти Всеволода в княжение город Киев, князь Игорь владел им всего лишь две недели, так как киевские бояре сразу же призвали врагов рода Ольговичей Мстиславичей с войском.
Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Киевские войска в разгар сражения предали Игоря и перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб – холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать»).
В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думая, что он умрёт, противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Но не прошло и года, как взбунтовавшаяся чернь решила расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить киевлян. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточённой толпы.
Восставшие ворвались в храм во время Божественной литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. Так погиб безвинный мученик, святой князь Игорь. Икона, перед которой святой молился перед страшной смертью, с тех пор стала называться Игоревской.
Вскоре Игоревская икона Пресвятой Богородицы стала почитаться как чудотворная и была помещена близ царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла.
Игоревская икона Божией Матери
Святой благоверный князь Игорь Черниговский
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. «И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская ЦерковьУспенский собор