Игра что общего для детей 5 6 лет
Игры для классификации предметов (с презентацией)
Виктория Портянко
Игры для классификации предметов (с презентацией)
Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем предметы по обобщающим словам.
На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.
1. Объединение предметов.
2. «Разложи предметы на группы».
Предлагаю детям карточки-картинки, которые можно разложить по группам (например, цветы, птицы, деревья). Иногда я использую большие цветные геометрические фигуры. Так детям нагляднее и удобнее раскладывать карточки по группам, например, цветы на зеленом круге, птицы на синем квадрате, деревья на желтом треугольнике. При этом дети сами выбирают основу для своей группы.
3. «Что общее?».
Перечисляю несколько предметов и прошу ребят сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом. Например, «волк, лисица, медведь, заяц» или «автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус».
4. «Я знаю 5 предметов.».
Провожу игру в группе или на улице с помощью мяча, любой другой игрушки. Здесь детям предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, «Я знаю 5 названий овощей: картофель, лук, морковь, свекла, помидор». Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др. Игра проходит очень динамично.
5. «Назови одним словом».
Игра-наоборот. Я называю несколько слов, а ребенок, который ловит мяч, должен назвать их одним общим словом («птицы, рыбы, звери», «ягоды, деревья, цветы»).
6. «Что лишнее» («Четвертый лишний», «Что не подходит?»).
Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию. А еще развивается речь, ребенок учится объяснять, доказывать свой выбор.
Предлагаю ребенку внимательно рассмотреть картинки с предметами и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак? Как одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?
7. «Противоположное значение».
Сначала нужно познакомить детей с противоположным значением. Для этого придет на помощь стихотворение:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)
Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу, ну, отвечай (конец).
8. «Вопрос- ответ» (знакомство с родовидовыми отношениями).
Дети усваивают, какие представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Все представители какого-либо рода имеют общее присущие только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.
Задаю вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака. Вопросы можно построить следующим образом:
9. «Рыбы, птицы, звери» или «Ягоды, цветы, деревья» (родовидовые отношения).
Во время этой игры обычно использую мяч. Я бросаю ребенку мяч, произношу одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево, фрукт). Ребенок, поймав мяч, называет видовое понятие к родовому, например, рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь. Темы могут быть разные.
10. «Да – нет».
Для начала ребенок будет ведущим (роль ведущего детей обычно очень привлекает). Он загадывает какой-то предмет (можно взять карточку с изображением этого предмета и спрятать ее). Задача взрослого – угадать, что изображено на карточке. Он может задавать ведущему любые вопросы об этом предмете, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Диалог может выглядеть, например, так:
Также для разнообразия я составляю вот такие презентации. Надеюсь, что мой материал будет полезен в Вашей работе.
Здесь вы найдете развивающую и познавательную игру на тему: «Общий признак предмета», в которой малышу необходимо будет выполнить 7 заданий и определить, какой общий признак объединяет группы указанных предметов, а также, какой предмет в каждой группе является лишним.
Игра хороша и полезна тем, что при нажатии на правильный ответ ребенок сможет прослушать объяснение, почему его выбор считается верным. Но даже если малыш сделал нажатие наугад, не зная правильного ответа, он услышит и запомнит новую для себя информацию, которая расширит его кругозор и позволит пройти игру в следующий раз с твердой уверенностью в своих знаниях.
Чтобы у ребенка появился стимул пройти игру безошибочно, внимательно думая над каждым вопросом, расскажите ему, что в конце игры его ждет встреча с Лисёнком Бибушей, который появляется и пробегает на экране только тогда, когда все вопросы отгаданы верно.
Учтите, за каждый неправильный ответ зачисляется одна ошибка!
Также ты можешь поиграть и в другие развивающие игры от лисенка Бибуши:
А еще вы можете скачать картинки на поиск лишнего предмета для распечатки:
Здесь мы подготовили для вас развивающие задания для детей на логическое мышление, в которых нужно искать лишний предмет среди четырех вариантов. Все задания вы можете скачать с нашего сайта.
Академия Речи
Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
Развивающая игра «Назови одним словом» для обучения детей классификации объектов
Дидактическая игра «Назови одним словом» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы. Она помогает закрепить термины, являющиеся обобщающими для нескольких объектов, по нескольким темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Транспорт», «Одежда», «Жилище» и прочим. Посредством игры ребенок учится размышлять, строить логические цепочки, объяснять мнение, классифицировать, у него расширяются кругозор и личный словарь.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Играть можно с одним ребенком или группой воспитанников. Обучающее занятие подходит для дошкольников 5 лет и старше, можно его применять и в первом классе школы.
Цель дидактической игры «Назови одним словом» – закрепление навыка классификации объектов.
Задачи:
Варианты игры
Самый простой вариант занятия – педагог демонстрирует карточку, а воспитанник называет иллюстрированный предмет. Например: «Кто здесь нарисован?» – «Ворона», «Ласточка», «Синица», «Журавль», «Снегирь», «Кукушка» – «Назови нарисованное одним словом?» – «Птицы». Или: «Что здесь нарисовано?» – «Боровик», «Лисички», «Опята», «Подосиновик», «Волнушка», «Груздь» – «А вместе это?» – «Грибы».
Для дидактической игры «Назови 1 словом» можно составить карточки по следующим категориям:
Можно организовать командную игру. Пусть воспитанники разделятся на две группы. Педагог в произвольном порядке показывает группам игроков карточки. Дети должны перечислить объекты, дать им общее наименование. Побеждает команда, у которой больше правильных ответов.
Играя с карточками, можно объединять предметы не только по общим свойствам, но и по окраске, съедобности или несъедобности, живому или неживому состоянию.
Еще можно сделать увлекательную игру-пазлы. Для нее необходимо вырезать картинки такой формы, чтобы изображения одной категории совмещались в единое полотно. Задача игроков – правильно составить пазлы, назвать изображенные предметы и объединяющее их понятие.
Игры на развитие мышления для детей 5–6 лет
Жукова Людмила
Игры на развитие мышления для детей 5–6 лет
Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет.
Цель: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.
Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.
Как играть: взрослый называет три слова (или показывает три карточки, одно среди которых лишнее. К примеру,вы можете дать такие слова:
o дождь, снег, бумага;
o море, песок, зонтик;
o дыня, яблоко, стакан и т. д.
Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.
Цель: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: взрослый озвучивает какое-то известное ему существительное и в это же время бросает ребенку мячик.Задача ребенка: поймать мяч и бросить его
обратно взрослому. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.
К примеру, вы называете банан.Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру,упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т. е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.
В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например,вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т. п.
Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.
Как играть: взрослый должен назвать ребенку любое прилагательное. Ребенок должны называть противоположные слова – антонимы.К примеру:
o медленный – быстрый;
o сухой – мокрый и т. д.
Как только ребенок начнет быстро подбирать антонимы и игра станет для него слишком легкой, можно начать предлагать ему (ей) слова, для которых придумать антонимы сложнее.А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с ребенком, почему он (она) думают именно так.
«Бывает и не бывает».
Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: взрослый озвучивает разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему.Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т. е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
o папа идет с работы;
o дерево варит кашу;
o бабушка печет пирожки;
o ручка смотрит телевизор;
o кошка играет с мышкой;
o подушка зевает и т. д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.
Цель: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.
Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.
Как играть: взрослый должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).
Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории,к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.
«Назови одним словом».
Цель: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.
Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.
Как играть: взрослый озвучивает ребенку несколько слов, а ребенок должен объединить их одним общим словом.К примеру:
o ель, сосна, дуб – деревья;
o лиса, волк, мишка – животное;
o банан, груша, яблоко – фрукт;
o кубик, машинка, кукла – игрушка и т. д.
Если захочется,игру можно видоизменить: взрослый называет какое-то общее понятие, а ребенок называет все, что может к нему относиться.
Цель: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.
Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.
Как играть: взрослый показывает ребенку две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т. п.).
Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т. п.)
Цель: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.
Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия.Ниже представлен пример такой картинки:
Как играть: взрослый показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). ребенку нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.
В конце игры для закрепления результата взрослый может обсудить с ребенком, почему он (она) считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.
«Где были – не скажем, но что делали – покажем».
Цель: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.
Как играть: взрослый загадывает какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т. п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Ребенку нужно понять, о чем идет речь. Полезно играть по очереди.
Другой вариант этой же игры: взрослый озвучивает какое-нибудь действие, а ребенок должны показать его с помощью мимики и жестов. Также ребенок может сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра «Разложи картинки в нужный конверт» У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.
Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.
«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.
Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.
Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.
Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.
Логическая развивающая игра «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации
Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Логическая развивающая игра «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации
В соответствии с методическими рекомендациями, которые содержатся в Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, в своей педагогической деятельности широко использую логические, дидактические, интеллектуальные игры в сопровождении презентации.
Такая форма обучения воспитанников делает образовательный процесс более занимательным, современным, повышает возможность широко использовать наглядность. Такие своеобразные компьютерные игры позволяют более длительно удерживать внимание ребят в процессе обучения. А самое главное – это, все таки, игра. А игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
Предлагаю Вашему вниманию логическую развивающую игру «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации.
Возрастная адресность: для детей 5 – 6 лет.
Цель игры: развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, упражнять в умении зрительно обследовать предметы, группировать их по определенному доминантному признаку.
Материал: мультимедийный проектор, экран, презентация.
• Внимательно рассмотреть предложенные на картинке предметы;
• Зрительно обследовать предметы на картинке;
• Выделить ведущий общий признак у предметов;
• Озвучить общий признак;
• Объяснить свой выбор.
1. На экране появляются картинки. Воспитатель предлагает игрокам рассмотреть картинки и найти, что общего есть у этих картинок. Если игроки отвечают правильно – появляется слово «Молодец», звучат аплодисменты, летят шарики.
2. Играют две команды. Ведущий по очереди показывает командам набор картинок. Игроки команд обсуждают картинки, находят общий признак и отвечают. Если игроки отвечают правильно – появляется слово «Молодец», звучат аплодисменты, летят шарики. Выигрывает та команда, которая даст больше верных ответов.