Игра на музыкальных инструментах и пение что это
Виды музыкальных занятий
Вера Демина
Виды музыкальных занятий
Музыкальные занятия – главная форма музыкального обучения в детском саду.
Музыкальные занятия делятся на: индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от количества участвующих в них детей.
Индивидуальные и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно.
Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться. Для этого в репертуаре широко используют-
ся народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композито
ров (песни, игры, пляски). Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.
Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она скрыта в личностных качествах ребенка – излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и дети, опережающие в развитии своих сверстников.
Музыкально одаренных детей объединяют в подгруппы, готовят с ними коллективные номера (танцы, ансамбли, чтобы показать их потом остальным детям и гостям на праздничном утреннике.
Индивидуальные и подгрупповые занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах, так как педагог в это время должен находиться рядом с ребенком, чтобы обучить его приемам игры и проконтролировать результат.
Когда дети овладеют первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. По содержанию они делятся на типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.
Типовое (или традиционное) музыкальное занятие – это занятие, которое включает в себя все виды музыкальнойдеятельности дошкольников: восприятие (раздел занятия, Слушание музыки” и восприятие произведений по ходу занятия); исполнительство
(пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); творчество (песенное, танцевальное, игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательный вид деятельности (сведения о музыке и способах ее исполнения).
Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) сложно, а зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.
Типовые фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но это не значит, что ее нельзя менять, варьировать. Любое однообразие притупляет интерес детей, в том числе одно и то же построение занятия.
Уже вход детей на занятие может быть различным – четкий маршевый шаг или легкий бег, движение змейкой друг за другом или движение в разных направлениях и т. д. (в зависимости от характера музыки) Важно, чтобы дети уже с этого момента прислушивались к музыке, согласовывали свои движения с ее характером.
Далее обычно следует приветствие, которое помогает активизировать внимание детей, поднимает настроение, развивает умение бережно относиться к другим детям.
Приветствие может быть разным, включать в себя элементы пальчиковой гимнастики, ритмопластики, сочетать в себе пение с движением, движение в парах и др. моменты.
Далее идет разучивание какого-либо упражнения или нового танцевального движения. В этом разделе ставятся задачи по развитию двигательной активности детей, чувства ритма, активизации музыкального восприятия, слухового внимания.
Завершается занятие подвижной игрой или танцем.
Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др.) В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но все они будут направлены на совершенствование доминирующей музыкальной способности. Например, для развития чувства ритма педагог использует не только музыкально- ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах, которые тоже развивают эту способность. Часто этот вид музыкальных занятий используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Тематическое музыкальное занятие – это занятие, на котором выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности.
Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные – в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.
На таком занятии педагог обсуждает с детьми темы, взятые из жизни, близкие детям. Звучит музыка, песни, раскрывающие тему занятия. Произведения звучат на фортепиано и в грамзаписи. На таком занятии главное – с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Собственно-тематические занятия проводятся в свободной форме и часто используются вместо праздничных утренников. Дети танцуют свои любимые танцы, играют в игры, поют. Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное праздничное мероприятие.
Интегрированное музыкальное занятие – характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей. Цель такого занятиясостоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой; музыкальной и познавательной и др.
1. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская Музыкальноевоспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2008 г.
2. М. А. Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы.
3. М. А. Давыдова Музыкальноевоспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагментов опер и балетов, музыкальные аутотренинги.
4. И. Л. Дзержинская Музыкальное воспитание младших дошкольников.
Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке
Жанна Пояркова
Игру на музыкальных инструментах можно считать чем-то вроде спорта для мозга: она задействует почти все его области, ведь музыкантам приходится максимально напрягать зрительную, слуховую и моторную кору (а еще есть и эмоциональный, творческий аспект музыки). В журнале Annals of the New York Academy of Sciences появился очередной выпуск, посвященный нейробиологии музыки. На эту тему выходит немало статей — от интригующих до странных (например, ученые безрезультатно пытались выяснить, что такое «музыкальный грув», опрашивая подопытных). У таких исследований очень небольшая выборка, однако они позволяют взглянуть на музыку с неожиданной стороны. Рассказываем о некоторых из них.
На одной волне: что происходит в голове у музыкантов
Когда музыканты на начинают играть вместе, не только их музыкальные партии синхронизированы по времени, но и ритмы головного мозга. Исследователи из Берлина записывали электроэнцефалограммы 12 пар гитаристов, чтобы лучше понять, как творится музыкальная магия. Гитаристы играли джаз-фьюжн, пока мозговая активность записывалась с помощью электродов на голове. Во время прослушивания метронома и далее во время совместной игры обнаружилось значительное сходство их мозговой активности и синхронизация фазы колебаний. «Наши исследования показывают, — говорит соавтор исследования Ульман Линдерберг, — что скоординированные действия людей предваряются и сопровождаются синхронизацией их мозговых волн». Говоря проще, между музыкантами налаживается тесная связь, своего рода «гипермозг». А исследования игры музыкантов финского симфонического оркестра показали, что исполнение музыки еще и активирует гены, отвечающие за память и обучение.
Музыкальный опыт изменяет особенности слухового восприятия. Активность мозга профессиональных музыкантов во время игры различается в зависимости от того, каким инструментом они пользуются: для духовых, помимо работы рук, характерно использование рта и языка; для струнных или клавишных — согласованная работа двух рук и порой подключение ног (для работы с педалью). Но, как выяснила группа исследователей из Университетского колледжа Лондона, этот эффект сохраняется и при прослушивании треков. Ученые пригласили музыкантов — 20 опытных гитаристов и столько же битбоксеров; с помощью МРТ исследовали активность их мозга во время прослушивания музыки и сравнили с результатами контрольной группы немузыкантов. У всех музыкантов сильно активировалась сенсомоторная кора, причем они больше реагировали на музыкальные фрагменты, совпадавшие с их профессиональными способностями: у гитаристов «светились» отделы координации рук, а у битбоксеров — ответственные за движения речевого аппарата.
Пластичность мозга музыкантов тоже поражает исследователей. Интересен случай Пэта Мартино, джазового гитариста из Филадельфии, 70% лобной доли мозга которого было удалено из-за аневризмы. После операции он страдал от потери памяти и полностью потерял способность играть на гитаре — но, к удивлению врачей, в последующие два года полностью восстановил владение джазовым стилем игры (получив внушительное количество музыкальных наград).
Сыграть по памяти: как музыка улучшает когнитивные способности
Музыкальные способности тесно связаны с языковыми. «Музыка сама по себе универсальный язык» — не только клише. Младенцы рождаются способными распознавать ритм, и именно это умение выделять ритмические последовательности в речи и позволяет нам овладевать родным языком. Игра на музыкальных инструментах и пение развивают область мозга, отвечающую как за восприятие ритма, так и за речевые возможности. Целый ряд исследований показывает, что раннее обучение детей музыке улучшает показатели в овладении языком, укрепляет вербальную память и помогает увеличить словарный запас, — причем для получения результата достаточно часа занятий в неделю. Косвенно те же самые исследования подтверждает факт большого количества людей с идеальным слухом в азиатском регионе, где распространены тональные языки, в которых громкость и тон влияют на смысл сказанного, — там дети развивают способность распознавать разницу высот звуков с раннего возраста, что влияет и на их музыкальные способности.
Исследовательницы Джессика Стронг и Элисон Мидден сравнивали пожилых практикующих музыкантов с людьми, которые музыкой не занимались, — и обнаружили, что музыканты превосходят немузыкантов в языковых тестах и тестах, проверяющих организационные способности. Музыкальные занятия также снижают риск развития старческого слабоумия и деградации памяти, потому что активно упражняют мозг. Об этом говорят и результаты недавнего эксперимента с участием трех групп женщин со средним возрастом 77 лет. Женщины из первой группы обучались музыке (играли на ударных, пели или использовали перкуссию), из второй — участвовали в обсуждении литературных произведений, из третьей — не обучались ничему. В итоге участницы первой группы показали значительное улучшение вербальной и визуальной памяти: они запомнили больше слов из списка, чем участницы других групп, и по памяти восстановили больше последовательностей символов.
Музыка также помогает пожилым людям вернуться к нормальной жизни после инсульта. После разрыва сосуда в мозгу пациенты часто не могут говорить и/или двигать конечностями, реабилитация сложна и занимает долгое время. Исследование специалистов Университета Хельсинки показало, что, если у человека не получается разговаривать, но он может напевать знакомую мелодию, ему значительно проще восстановить речь.
Нулевой слух: что такое музыкальная ангедония
Музыка вызывает ощущение удовольствия у подавляющего большинства людей; мы генетически предрасположены к ее восприятию. Об эстетике восприятия музыки композиторами и философами написано немало книг (например, «Эмоции и смысл в музыке» Леонарда Мейера или «О прекрасном в музыке» Эдуарда Ганслика), авторы которых пытались понять механизмы получения удовольствия от музыкальных произведений. Но во время недавних исследований профессор Барселонского университета Джозеп Марко-Палларес обнаружил небольшую группу людей, совершенно безразличных к музыке. Он назвал такое состояние музыкальной ангедонией по аналогии с социальной ангедонией — неспособностью радоваться.
Исследователи были поражены и сначала убедились, что эти люди не находятся в депрессии и не страдают от амузии — болезни, при которой повреждена область мозга, ответственная за восприятие музыки. Оказалось, что подопытная группа отлично слышит музыку, однако совершенно к ней безразлична.
Марко-Палларес исследовал три группы по 10 человек: любителей музыки, обычных людей и людей с музыкальным безразличием. Всем давали прослушать 13 разнообразных музыкальных отрывков плюс еще 3, которые участники должны были заготовить заранее, выбрав из списка любимых треков. Изучение ответов нервной системы показало, что участники с музыкальной ангедонией одинаково неактивно реагировали на любые отрывки музыки, хотя другие стимулы — например, денежную награду — воспринимали так же, как все остальные. Удивительно понимать, что среди нас могут находиться люди, для которых музыкальная сторона жизни не представляет никакого интереса.
Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – это важный вид деятельности дошкольников в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Игра на музыкальных инструментах открывает перед дошкольниками новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.
Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников Игра-ведущий вид деятельностиИгра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.
Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.
Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.
Мастер-класс для воспитателей. «Использование муз-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка
Светлана Рыбалкина
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального образования Кавказский район
Рыбалкиной Светланы Владимировны
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей дошкольного возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости.
Цель: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка,если:
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
2. В процесс обучения активно включается взрослый;
3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать виды детских музыкальных инструментов
2. Проанализировать методики обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявить способствующие наиболее эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.
3. Рассмотреть методические особенности обучения детей коллективному
музицированию, определить виды оркестров, их отличительные особенности.
1.1 Виды детских музыкальных инструментов.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
1. Игрушки-инструментысо звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3.Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструментыс диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.Поэтому их рассмотрим подробнее:
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.
Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных Карлом Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.
Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно
быть удобно, руки должны двигаться свободно.
1.2. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах
В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах.
Известны несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.
Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков.
Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментахвключает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
Методика обучения игре на детских инструментах зависит от:
— принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;
— возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;
— уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
— наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.
Методика обучения игре на любом музыкальном инструментедолжна включать следующие этапы:
3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;
5. Работа над музыкальным произведением.
Методика обучения игре на ударных инструментах
Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры, а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.
В процессе знакомства с ударным инструментом дети:
Узнают об истории его создания;
Изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические) возможности;
1.3 Задачи обучения
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах.
В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.
-названия инструментов;
— характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию
нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки
громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.,
— правила пользования инструментами и их хранение;
— приемы игры на них;
— расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;
названия нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, и их место на пластинках
металлофонов и клавишах других инструментов.
Дети должны научиться:
— мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре;
— приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при
игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы;
— играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно
вступать и заканчивать игру;
— пользоваться элементарными динамическими оттенками;
— играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
— приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки,
— импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Глава 2. Практическое музицирование в детском оркестре
2.1 Виды оркестров, их отличительные особенности.
-шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не
— ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов,
— смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.
Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.
В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).
Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.
Таким образом, наиболее доступным для дошкольников является шумовой оркестр, его можно организовать уже с детьми раннего возраста.
2.2 Содержание работы по организации и руководству оркестром в детском саду.
В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра, опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей, исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).
Работа по программе в условиях детского сада предполагает вариативное ее использование.
Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам. В работе с детскиморкестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма. Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.
Можно составить шумовой оркестр исключительно из шуршащих пакетов, используя музыку «Шутка» И. С. Баха, или вместо колокольчиков раздать детям хрустальные рюмочки, различной величины и звучания, получится «Хрустальный оркестр «невероятного красивого звучания», здесь определяется задача для дошкольников правильно отстукивать ритм. Сначала с детьми простукиваем не сложные ритмы русских народных потешек, потом, по мере обучения, и закрепления выученного материала, усложняю задание.
Кроме отстукивания ритма в ансамбле шумовых инструментов, использую элементы музицирования на колокольчиках, применяя опыт в танце «Снежинок», в танце Кадриль, и др., дети используют инструменты такие как деревянные ложки, трещотки, бубенцы, бубны и треугольники.
Дети группы «Сказка» полюбили играть на деревянных ложках, и наверное не случайно, ведь деревянные ложки развивают мелкую моторику и даже исправляет подчерк.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.
Игра на детских музыкальных инструментах «Музыкальная карусель» Раздайте детям (обязательно каждому малышу) небольшие шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабанчики, шумелки. На первую часть.
Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.
Консультация для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Консультация для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает.
Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.
Музыкальный уголок как средство развития музыкальных способностей дошкольника Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Музыкальное развитие ребенка обусловлено не.
Опыт работы «Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей» Опыт работы по теме «Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей подготовительной.
Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями,.
Театрализация дошкольников в рамках НОД как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей Театрализация дошкольников в рамках НОД, как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей. Искусство театра представляет.
Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.