Игра угадай что съел
Дидактическая игра «Угадай, что съел»
Осень: Молодцы! Я принесла вам еще подарок. Посмотрите, какие грибочки растут в моем лесу.
Хоровод: «Грибочки» р. н. м.
Дети водят хоровод по показу воспитателя. «Сколько выросло грибов у осинок и дубов! Мы грибочки соберем и скорей домой пойдем».
Осень:А теперь, ребята, мне пора. До свидания, детвора!
Музыкальный руководитель:Спасибо, тебе, Осень, за овощи и фрукты, которые ты нам даришь, заботясь о нашем здоровье. До свидания, волшебница Осень. Дети прощаются, уходят из зала.
Занятие № 21
«ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА»
Программные задачи:
Содержание занятия:
1. Упражнение «Лошадка» А. Филиппенко
2. Слушание, подпевание песни «Елочка» М. Красева
3. Пение «Зайка» р. н. п.
6. Этюд «Зайчики» К. Черни
7. Игра «Зайцы и медведь» Т. Попатенко
Материал: искусственная елочка, игрушки: зайчик, медведь, новогодние картинки.
Ход занятия: Дети въезжают в зал на лошадках.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА» А. Филиппенко
(возле стульчиков стоит маленькая искусственная елочка)
Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребятки, проходите, ой,
(удивленно) смотрите, елочка выросла! Наступает зима и к нам елочка пришла. (дети садятся) Послушайте новую песенку о елочке.
Конспект дидактической игры в младшей группе «Угадай на вкус»
Елена Осипова
Конспект дидактической игры в младшей группе «Угадай на вкус»
Программное содержание: Уточнить у детей названия фруктов, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать, обогащать вкусовые качества.
Активизировать речь детей.
Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Воспитывать познавательный интерес.
Словарная работа: фрукты, сладкий, кислый, сочный, ароматный.
Материалы: игрушка – ёжик, тарелка с нарезанными фруктами, фрукты – муляжи: апельсин, яблоко, банан, груша, лимон, зубочистки, салфетки, одноразовые тарелки.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, загадывание загадок, беседы с детьми на темы: «Что где растет?», «Овощи и фрукты полезные продукты», дидактическая игра «чудесный мешочек».
Игровые правила: определять фрукт на вкус, не глядя на него. Пробовать только с закрытыми глазами, правильно называть вкус словом.
Игровые действия: Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуёшь фрукт, дать ответ только после того, как прожуешь.
Ход игры:
— Дети, сегодня к нам в гости пришел ёжик, он принес с собой корзину с фруктами. Посмотрите и скажите какие фрукты лежат в корзине?
— Что это? Какого цвета? Какой формы? (Дети по очереди рассматривают каждый фрукт, определяя его цвет и форму).
— Фрукты – это полезные продукты. Сейчас мы будем с вами пробовать фрукты на вкус с закрытыми глазами. Нужно хорошо разжевать фрукт, а потом сказать, что за фрукт вы съели. Назвать вкус словом: сладкий, душистый, ароматный сочный. Ребятки смотрите и слушайте внимательно своих товарищей и не подсказывайте им. (Воспитатель просит подойти к столу ребенка).
— Закрой Маша глаза и съешь кусочек фрукта, хорошо разжуй и скажи, что ты ела? Какой он на вкус? (сладкий, сочный).
— Дети, Маша отгадала фрукт? Покажи его в корзине. Молодец, умница.
— Сейчас закрой глаза Саша, не подглядывай, а вы ребятки не подсказывайте. Кусочек какого фрукта ты съела? Какой он на вкус?
— Правильно Саша назвала фрукт?
Я приглашаю Диму отгадывать фрукт на вкус. Закрой глаза и хорошо разжуй фрукт. Что ты съел? Какой он на вкус?
— Дима правильно назвал фрукт? Покажи нам его? Молодец.
— Алёна подойди к столу, закрой глаза и попробуй кусочек фрукта. Не торопись, хорошо прожуй. Что ты съела? Какой он на вкус?
— Открывай глаза и найди в корзине фрукт, который ты съела. Что это?
— Дети, Алёна показала правильный фрукт?
— Я приглашаю попробовать кусочек фрукта Антона, закрывай глаза и не подглядывай. А вы дети не подсказывайте и смотрите внимательно.
— Антон, как называется фрукт, который ты съел? Расскажи нам, какой он на вкус? (сочный, ароматный, сладкий). Правильно отгадал Антон фрукт? Возьми из корзины этот фрукт и покажи нам.
— Ребятки вам понравилось пробовать фрукты на вкус? Какой фрукт вам понравился больше? Молодцы ребятки, правильно называли фрукты, который пробовали на вкус. В следующий раз ёжик принесет нам овощи, и мы будем пробовать их на вкус.
Конспект организации дидактической игры «Магазин» для детей младшей группы Цель: учить детей описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине:.
Конспект дидактической игры «Чьи детки?» во второй младшей группе Цель: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит. Задачи: 1. Упражнять в правильном звукопроизношении. 2. Способствовать.
Конспект дидактической игры «Отзовись» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» городского округа города Салават.
Конспект дидактической игры «Веселые матрешки» во второй младшей группе Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал:два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных.
Конспект проведения дидактической игры в старшей группе «Расскажи сказку» Конспект проведения дидактической игры в старшей группе. «Расскажи сказку»Место проведения: групповая комната. Оборудование: набор карточек.
Конспект совместного изготовления дидактической игры «Одеваем куклу Машу» для второй младшей группы Конспект совместного изготовления дидактической игры «Одеваем куклу Машу» Цель: познакомить детей с различными видами одежды. Задачи:.
Конспект сюжетно-дидактической игры в средней группе «Профессии людей моего города» Тема: «Профессии людей моего города» Игровая деятельность (сюжетно-дидактическая игра) Проект НОД Первичные представления: разные профессии:.
Конспект музыкально-дидактической игры в младшей группе «Где мои детки?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15» КОНСПЕКТ По музыкально.
«Экологические игры для дошкольников»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Игра «Угадай по описанию».
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Игра «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игра «Какая это птица».
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:
— Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «Чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.
Игра: «Где спряталась матрёшка».
Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал: игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».
Игра «Угадай, что в руке».
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»
Игра «Угадай, чей хвост».
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ: На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить детей говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ: Дети – вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под ёлкой зелёной
Скачут весело вороны
Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Дети громко произносят, повторяя за воспитателем.
только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Дети тихо произносят. Садятся на корточки. Руку под щёку – засыпают.
Игра проводится после наблюдения за вороной.
Игра «Воробышки и кот».
Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место. Приучать детей быть осторожными, занимая место не толкаться.
Указания к проведению: Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывают, как это надо делать.
Игра «Солнышко и дождик».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова говорит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению: В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собрать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой потихоньку подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает читать стихотворение, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению: Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Игра «Птички в гнёздышках».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Указания к проведению: Воспитатель следит за тем, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались бы только в своё гнёздышко.
Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.
Цель: закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за ней утята. Читает стихотворение об уточке:
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Детей своих поведу.
После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.
Игра «Найди, что покажу».
Цель: Учить детей находить предметы по сходству.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель приносит два подноса с одинаковым набором овощей. Показывает один из предметов и убирает под салфетку, предлагает найти такой же на другом подносе, вспомнить, как он называется.
Игра «Угадай, что съел».
Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.
Игра «Найди листок, какой покажу».
Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий.
ОПИСАНИЕ: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя.
Игра «Чего не стало».
Цель: развивать зрительную память, закреплять знания о комнатных растениях.
ОПИСАНИЕ: На стол ставят 2-3 хорошо знакомые детям комнатные растения; дети смотрят и называют их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одно растение. Дети должны отгадать, какого растения не стало.
Игра «Для чего это нужно».
Цель: закреплять знания детей об орудиях труда.
ОПИСАНИЕ: У каждого ребёнка на столе картинка с изображением садового инвентаря (ведро, лейка, грабли, вилы, тяпки и т.д.). Ребёнок берёт картинку и рассказывает, для чего это нужно.
Игра «Почтальон принёс посылку».
Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игра «Где что зреет».
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игра «Кто скорее соберёт». (Модели – грядка, сад).
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд.
ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберёт урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку «Яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда – победительница. Игра продолжается с другими командами.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.
Игра «Назови малыша».
Цель: Упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
Игровые правила: Птенца называет ребёнок, получивший фишку. Выполнив задание, он передаёт её другому игроку; ответив неправильно, выходит из круга и передаёт фишку водящему.
Игровые действия: Составление пары «мама – малыш».
Организация игры: дети встают в кружок – руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за кругом и по команде воспитателя «Стоп!» кладёт фишку в ладонь оказавшегося рядом с ним игрока. Игрок должен назвать пару.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Текст книги «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
Автор книги: Елена Стребелева
Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование
Текущая страница: 14 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Развитие вкусовой чувствительности
Угадай, что съел
Цель. Познакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания.
Оборудование. Апельсин, лимон; поднос, блюдце, салфетка, повязка.
Ход занятия. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут отгадывать, что они съели: апельсин или лимон. На глазах у детей взрослый режет на кусочки эти фрукты. Приглашается один ребенок к столу, ему завязывают глаза, дают кусочек апельсина в рот и просят его съесть. Затем спрашивают, какой он на вкус? Уточняют: апельсин – сладкий. Потом тому же ребенку дают попробовать лимон и спрашивают: какой он на вкус? Уточняют: лимон – кислый. В конце занятия всем детям дают попробовать кусочек апельсина и кусочек лимона. Уточняется, каковы эти фрукты на вкус.
Узнай на вкус
Цель. Продолжать знакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания.
Оборудование. Соленый огурец, горький лук; салфетки, поднос, блюдца, повязка.
Ход занятия. Педагог показывает детям огурец и лук и просит их назвать эти овощи. Затем предлагается одному ребенку закрыть глаза, попробовать огурец и ответить на вопрос: «Что ты съел? Какой он на вкус?» Уточняется: огурец – соленый. Также повторяется задание и с луком. В конце занятия всем детям дают попробовать кусочек лука и кусочек огурца. Уточняется, каковы эти овощи на вкус.
«Вкусная игра»
Цель. Учить детей определять продукты питания на вкус.
Оборудование. Сладкий виноград, лимон, горький лук; поднос, салфетка, блюдца, повязка.
Ход занятия. Педагог показывает детям овощи и фрукты, которые находятся на подносе, и сообщает детям, что они будут отгадывать эти продукты по вкусу. Приглашается один ребенок, ему завязывают глаза, кладут в рот одну виноградину и спрашивают: «Назови, что ты съел?» Если ребенок не отгадал сразу, ему еще дают несколько виноградин. После этого ему дают съесть один из овощей и просят назвать, что он съел.
Угадай, чего не стало
Цель. Учить детей запоминать и называть продукты, имеющие разные вкусовые признаки.
Оборудование. На подносе – виноград, лимон, клубника, лук; предметные картинки с изображением этих продуктов питания (лук, лимон, виноград, клубника).
Ход игры. Педагог предлагает детям назвать вкусовые признаки продуктов питания, которые находятся на подносе, закрывает их салфеткой. Затем показывает детям картинки с изображением этих же продуктов питания и говорит, как они будут играть: «Я спрячу одну из этих картинок, а вы назовете этот продукт и скажете, какой он на вкус». При затруднениях педагог просит ребенка попробовать продукт на вкус и назвать его вкусовой признак.
Что куда подходит?
Цель. Учить детей дифференцировать продукты питания по вкусовым признакам.
Оборудование. Большие предметные картинки с изображением различных продуктов питания: кислые – огурец, квашеная капуста, лимон, крыжовник; сладкие – виноград, яблоко, клубника, малина, груша; конверты с набором маленьких предметных картинок с изображением аналогичных овощей и фруктов.
Ход занятия. Педагог выставляет на наборное полотно две большие картинки – лимон и виноград и предлагает детям разложить картинки в два ряда в соответствии с их вкусовыми признаками. При затруднениях педагог уточняет, какой продукт на вкус. В конце занятия педагог обобщает: тут – все, что сладкое, а здесь – все, что кислое.
Найди такую же
Цель. Учить детей сравнивать и называть по вкусу жидкости; различать вкусовые качества.
Оборудование. Одинаковые прозрачные 4 бутылочки с крышками, в двух – сладкая вода, в других – кислая; индивидуальные чашки для всех участников игры.
Ход игры. Дети сидят полукругом. На столе у взрослого стоят одинаковые по цвету 4 бутылочки. Педагог спрашивает детей: «Чем вода в бутылочках различается между собой?» Вызывает одного из детей и предлагает найти, чем они различаются между собой. Педагог помогает детям сделать вывод о том, что внешне бутылочки ничем не отличаются. Затем предлагает ребенку попробовать воду и определить ее на вкус. Ребенок пробует вначале кислую воду, а потом сладкую, сравнивает и называет вкус воды. После этого вызывается еще одни ребенок и находит одинаковую по вкусу воду.
Далее всем детям наливают в чашки воду, и они определяют жидкость на вкус, находят одинаковые по вкусу.
Аналогичные игры проводятся с бутылочками с соленой водой, а затем и горькой.
Нарисуй, что съел
Цель. Учить детей передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунках.
Оборудование. Морковь, лимон, яблоко, виноград, клубника, крыжовник, соленый огурец, повязка; листы бумаги, наборы цветных фломастеров.
Ход занятия. Педагог показывает детям различные овощи и фрукты, на их глазах разрезает их на кусочки. Затем вызывает к себе одного из детей, завязывает ему глаза, дает попробовать один из овощей и, не называя его, просит ребенка запомнить, что он съел, и нарисовать этот продукт. После того как все дети нарисуют продукты питания, они выставляют свои рисунки на наборном полотне и называют их вкусовые качества.
Загадки
Цель. Формировать целостное представление детей о продуктах питания.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением следующего: яблоки на дереве, огурцы на грядке, морковь на грядке, крыжовник на кустарнике, клубника на кустиках.
Ход занятия. Педагог показывает по очереди сюжетные картинки и выставляет их на наборном полотне. Затем детям сообщает, что они будут отгадывать загадки. Взрослый по очереди называет загадки, а дети показывают соответствующие сюжетные картинки. Например, «Что это такое? Круглое, сладкое, сочное, вкусное, растет на дереве», «Длинный, зеленый, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто он такой?», «Сладкая, длинная, оранжевая, растет в земле, на грядке», «Кислый, круглый, зеленый, растет на кустарнике», «Красная, сладкая, сочная, растет на кустиках».
После того как дети покажут картинку, педагог спрашивает, какие вкусовые признаки у этого продукта.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно, развитие мышления идет двумя путями – от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и логическому. Другой путь – от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.
Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
Переход от восприятия к мышлению
Формируя у детей целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, необходимо одновременно развивать представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствие самих предметов. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности.
А это и есть одна из важнейших задач наглядно-образного мышления. Таким образом, сенсорное воспитание ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.
Развитие восприятия, в частности выбора по образцу, оказывается начальным этапом первых форм обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака.
Кроме того, в процессе развития восприятия происходит упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов, которые ложатся в основу так называемой сериации.
Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей не формируются стихийно, они требуют обучающего воздействия взрослого. Тем более для детей с отклонениями в развитии становление их мыслительных процессов требует повседневной, хорошо продуманной коррекционной работы.
Переход от восприятия к обобщению
Переход от восприятия к обобщению тесно связан с выбором по образцу. В какой-то мере сам выбор по образцу несет в себе первый элемент обобщения. Ребенок, выделив какое-либо свойство в одном предмете, должен выделить его и в другом и объединить оба объекта по данному признаку. Если же к одному образцу подбирается не один, а несколько сходных с ним объектов, то это уже не выбор по образцу, а группировка, т. е. подлинное обобщение.
Вначале ребенок производит выбор по образцу и группировку в самых благоприятных условиях, когда признак, по которому объединяются или различаются объекты, один-единственный, легко вычленяемый. Например, если перед ребенком кладут две квадратные карточки одинаковой величины, различающиеся между собой только по цвету (одна – красная, другая – желтая), и предлагают подобрать такие же из четырех карточек, одинаковых по форме и величине, то само собой разумеется, что здесь один-единственный признак, по которому идет объединение, – это цвет. Или ребенку дают карточки одинакового цвета, но разной формы, например красные круги и квадраты. Здесь тоже один-единственный признак – форма. Предметы могут оказаться одинаковыми по форме и цвету, но разными по величине, например красные шарики, большие и маленькие.
Для ребенка выделить какой-либо признак самостоятельно, понять, по какому принципу нужно подбирать предметы друг к другу, является трудной задачей, требующей участия мышления. А для проблемных детей такая задача часто невыполнима. Так, если положить на стол красный круг и красный квадрат на некотором расстоянии друг от друга и сказать ребенку, указывая на круг: «Вот сюда будешь класть такие» (провести черту от круга вниз, по тому направлению, в котором нужно раскладывать круги), – а затем, указав на квадрат: «А тут такие», – ребенок может начать беспорядочно раскладывать карточки, выбирая все красные и подкладывая их по очереди то под круг, то под квадрат независимо от формы или же совсем без всякого выбора. Остановив ребенка и сказав ему: «Посмотри, сюда надо положить все круги, а сюда квадраты», – можно увидеть, что ребенок как будто бы понял и начал действовать верно. Но не следует торопиться с выводом – теперь мы уже проверяем у него не мышление, а только восприятие. Сказав слова: «Сюда круги, а сюда квадраты», – мы тем самым выделяем основание для группировки, т. е. уже выполнили за ребенка мыслительную работу. А там, где идет речь о развитии мышления у ребенка, должно быть и самостоятельное выделение существенного признака как основания для группировки предметов.
Приведенный пример является наиболее простым, так как признак, на который надо опираться, подсказан самим материалом и образцом. Гораздо труднее в том случае, когда данный признак должен быть выделен из ряда других, от которых ребенок должен отвлечься. Например, перед ним на столе находятся большой и маленький мишка, большой и маленький мяч, большая и маленькая кукла. А на двух стульях на некотором расстоянии от стола стоят большая и маленькая машины. Педагог просит ребенка отнести на один стул «такие» (указательный жест), а на другой – «такие». Чтобы выделить величину как признак группировки, ребенку нужно отвлечься от предметной отнесенности, от функционального назначения предметов.
Еще более трудная задача встает перед ребенком, когда он должен сменить основание группировки одних и тех же объектов. Например, одни и те же геометрические фигуры разложить сначала к цветовым образцам (красный, желтый, синий), а потом к образцам, различающимся по форме (круг, квадрат, треугольник). Во всех случаях основание группировки, самостоятельно выделенное ребенком, должно быть закреплено соответствующим обобщающим словом. Но при этом уровень обобщения различный. Например, вначале обобщающим может быть название цвета: «Ты положил сюда все красные, сюда все желтые, сюда все синие». Позднее можно сказать: «Ты разложил кружки по цвету». По мере усвоения способа группировки ребенок может пытаться самостоятельно определить в слове принцип своего действия. В предлагаемых играх нужно менять материал, образцы, ситуацию, даже место проведения их, чтобы дети каждый раз думали, а не запоминали. Не следует путать запоминание и мышление.
Протолкни «все такие»
Цель. Учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие».
Оборудование. Коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника; объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы); предметы этих же форм.
1-й вариант. За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного размера по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу всё, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие» (указывает на шары). Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» (указывает на шар) и помогает путем проб отобрать, какие именно формы (шары) можно бросить в эту коробку.
После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.
2-й вариант. Коробки с прорезями стоят на столах. На некотором расстоянии от стола на стульях разложены геометрические фигуры. Педагог предлагает детям подойти к стульям и внимательно посмотреть, какие фигуры он спрячет в свою коробку. Напоминает, что подходить к столу можно только один раз, поэтому надо сразу взять все необходимое. Раздает детям корзиночки или сумочки, в которые они складывают шарики, кубики или трехгранные призмы. Дети отбирают свои фигуры, кладут в сумочки и несут к столу. При проталкивании проверяется правильность подбора. Затем педагог подводит итог игры, в случае необходимости указывая на то, что не «все такие» были взяты со стола или взяты лишние. Затем называет результат: «все круглые», «все квадратные», «все треугольные», «все кубики», «все башенки» – в зависимости от подготовки детей.
По грибы
Цель. Учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Кто где живет
Цель. Учить самостоятельно определять основание для группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.
Оборудование. Игрушки, строительный материал, мебель.
1-й вариант. Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую – машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые две игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются вперемешку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».
2-й вариант. Педагог ставит перед детьми шкаф и стол из кукольной мебели. На одном из столов разложены вперемешку кукольная посуда и одежда. Педагог вешает в шкаф одно платье, а на стол ставит одну тарелку и предлагает ребенку разложить все вещи по местам. В процессе работы помогает и по окончании подводит итог: «Здесь, в шкафу, висит вся одежда – платье, пальто, кофточка, а на столе стоит вся посуда – тарелки, ложки, чашки».
3-й вариант. Педагог строит «зоопарк» и располагает в одном загоне зверей, а в другом – птиц. В дальнейшем игра проводится аналогично прежним вариантам.
Что кому дать
Цель. Продолжать учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.
Оборудование. Флажки, листья разной формы, цвета и величины.
1-й вариант. Две группы детей сидят на стульях друг против друга: в одной группе – девочки, в другой – мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками; девочкам надо раздать такие флажки (показывает квадратный флажок и дает одной из девочек), а мальчикам такие (показывает треугольный флажок и дает одному из мальчиков). Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключение педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.
2-й вариант. Детям раздают флажки одной формы, но разного цвета, т. е. группировка производится по цвету. В остальном игра проводится так же, как в первом варианте.
3-й вариант. Педагог приносит в группу одинаковые по форме листья трех цветов (зеленые, красные, желтые), вырезанные из картона. Рассаживает детей тремя группами. Теперь перед ребенком, который должен раздавать листья, стоит задача распределить листья на три группы, выделив цвет как основной признак. Когда листья будут розданы, педагог предлагает детям потанцевать с ними. Время от времени он останавливает детей, подняв один из листиков, говорит: «Бегите ко мне». Если он поднимает зеленый лист, к нему бегут дети с зелеными листьями и т. д. В конце педагог поднимает три листочка и к нему подбегают все дети.
Цвет и форма
Цель. Учить менять основание группировки предметов в соответствии со сменой образцов.
Оборудование. Плоскостные карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – всего 42 элемента.
Ход игры (Проводится индивидуально.) Ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т. е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники – всего 18 карточек). Педагог берет одну из карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ребенку. Если он кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» – либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».
После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».
В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличивают и количество образцов (4–6 одновременно).
Разложи игрушки в свои домики
Цель. Продолжать учить вычленять основание группировки по образцу; менять основание группировки со сменой образцов; выделять нужные свойства в предмете, отвлекаясь от функционального назначения.
Оборудование. Настольный строительный материал (кирпичики) разного цвета, предметы разного цвета и коробочки разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные); игрушечный телевизор, кубики, шарики разных цветов, маленькие куколки в платьях разного цвета и т. д.
Ход игры. (Проводится индивидуально.) Педагог выкладывает на столе из кирпичиков разного цвета 2–4 домика в форме квадратов. Затем раскладывает предметы разного цвета и формы и просит ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. Если ребенок ошибается, педагог молча, не объясняя принцип группировки, перекладывает одну-две игрушки в нужные домики. В конце спрашивает: «Какие игрушки ты положил сюда», «А сюда?», т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафиксировать его в слове.
После этого педагог предлагает ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треугольный и круглый). Снова все игрушки и предметы перемешиваются и расставляются на столе в случайном порядке. Ребенок раскладывает их по домикам. Педагог при необходимости оказывает ему помощь, а в заключение вновь помогает осознать уже новый принцип группировки: «Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда – все квадратное, а сюда – все треугольное».
При повторном проведении игры сначала предлагается группировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется порядок выделения принципа для группировки предметов.
Принеси такие же
Цель. Выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функционального назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.
Оборудование. Карточки с изображением разных форм разного цвета; игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждой группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести игрушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.
Разложи картинки в свои конверты
Цель. Группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине); самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.
Оборудование. Конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие; треугольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), картинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины; подносики.
1-й вариант. (Проводится со всеми детьми.) Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящих рядом не должны повторяться формы, т. е. должны быть конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком находится несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т. д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствуют данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.
2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги разного цвета; на картинках предметы (шары воздушные, цветы, карандаши, ленточки, платочки) тех же цветов.
3-й вариант. Проводится так же, но признаком, по которому проводится группировка, становится величина (например, на конвертах изображены круги одного цвета, но разной величины – большой, средний, маленький; на картинках – большие, маленькие, средние машины, матрешки, колокольчики, мячи и др.).