Игу или бгу что лучше
БГУ — Байкальский государственный университет
664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11
(3952) 2-5555-0, 28-36-07
Уровень получаемого образования |
Уровень востребованности специалистов |
Уровень технического обеспечения |
Отношение к спорту |
Работа профкома |
Качество питания в столовой |
Отзывы БГУ (12)
14 октября 2013 05:35 #
отличный вуз, достойный во всех смыслах, дал «путевку в жизнь»
14 декабря 2013 08:28 #
Хочу в гос,не люблю нархоз:(
13 февраля 2014 18:49 #
Хороший вуз, демократичная обстановка, отличные связи на всю жизнь. Работаю по специальности (юрист), благодарен alma mater
Учусь в БГУЭП,преподы совсем не требовательные,не все,но многие..это огорчает,потому-что и без знаний особых можно получить свой зачет автоматом. Автоматы это вообще отдельная тема..без экзаменов выставлются оценки очень часто,естественно,что к экзаменам студенты ничего не учат,отсюда и знания. с ужасом смотрю на своих одногрупников,некоторые из которых вообще ничего не знают. даа..печально(( даже совсем тупые личности в конце получают дипломы,практически никого не исключают,хотя надо было бы. есть конечно же преподы любители своего дела,таких бы побольше,они просто так оценку не поставят. Из плюсов- универ чистый,хороший,классные столовые, много еды, есть большая перемена. Большое колличество разных кружков, интересных мероприятий. Есть гдеопроявить себя студенту.
Вообщем нужно самому учиться,тогда будут и знания.))
28 сентября 2014 15:10 #
Все делятся на любимчиков и изгоев, на бедных и богатых.
Еще раз о проблеме опорного университета в Иркутске
Множество высказываний – официальных и неофициальных, опубликовано и продолжает публиковаться. Социальные сети реагируют – расходятся круги, идут активные обсуждения. Обсуждают все – и те, кто в теме, и те, кто очень далек от проблем образования. Точки зрения порой полярны, выражения порой крайне резки.
Не претендуя на истину в последней инстанции (я сам многого не знаю) – выскажусь.
ТО, ЧТО БЫЛО, ТО ЧТО СТАЛО
Что происходит на самом деле с высшим образованием в стране? Идет глубокая реформа. Ее пытался начать еще министр Андрей Фурсенко, но похоже, не хватило политической воли. Сейчас реформу реализует железный человек без нервов, умеющий добиваться достижения поставленной задачи – министр Дмитрий Ливанов.
Когда-то в Советском Союзе было около 650 вузов. Всего. Я не помню ни одного высказывания о том, что вузов в СССР было или слишком мало, или слишком много. Думаю, что их количество было адекватным. Примерно столько и было нужно стране.
Но страна распалась, отделились и стали самостоятельными государствами огромные территории, в том числе с многочисленными вузами. Однако в России число вузов не уменьшилось, как можно было бы ожидать. Напротив, оно кратно выросло! Возникло немыслимое количество – тысячи вузов, вузиков и их филиалов. Нашлись люди, которые превратили высшее образование в прибыльный бизнес. От студентов требовалось платить деньги, от вузиков – выдавать дипломы. Знания давали постольку поскольку, об этом многие думали в последнюю очередь. Я помню телесюжет про один из вузов в европейской части России, где студентов учили, как выглядят разные типы НЛО. А год назад я участвовал в радиопередаче, где рядом со мной находилась дама, которая учится заочно в каком-то столичном астрологическом (!) вузе. Ей дадут диплом, и будет считаться, что у дамы есть второе высшее образование. Есть вузы, представляющие собой офис, где собирают деньги и выдают дипломы, а всё обучение идет заочно. Эта вакханалия, эта профанация высшего образования стала следствием «свободы» девяностых годов. И разумеется, все подобные вузы, собирая деньги со студентов, старались получить и государственное финансирование. Кое-кому удалось.
Министерство образования и науки пытается навести порядок. Идут проверки, аккредитации, взят курс на закрытие многочисленных филиалов. Запущен непрерывный мониторинг деятельности вузов – университеты, академии, институты обязаны постоянно в интерактивном режиме сообщать министерству целый ряд своих показателей. И вот уже первые десятки так называемых университетов были признаны неэффективными и подлежат реформированию – присоединению к более сильным вузам, либо закрытию. Думаю, что это правильно.
ПЛАН СПАСЕНИЯ ГАЛАКТИКИ
План московских реформаторов известен. Планируется создать систему из трех звеньев. Первое звено – это Федеральные университеты, их порядка десяти – двадцати на всю страну. Они поддерживаются федеральным центром в первую очередь, здесь развивается наука (идея реформаторов заключалась в том, чтобы усилить научную составляющую – как в Европе). Формирование сети федеральных университетов завершено, новых не будет. Заметим, что Иркутская область в свое время бездарно упустила возможность получить Федеральный университет. Теперь поезд ушёл – такой вуз есть в Красноярском крае.
Есть, впрочем, еще надстройка – программа 5/100, согласно которой пять университетов России должны за определенное время войти в первую сотню лучших университетов мира. Но об этом сейчас не будем.
Наконец, третье звено, по замыслу Минобрнауки – это сто – сто двадцать так называемых опорных вузов. В каждом регионе страны их может быть один – два.
Что касается всех остальных вузов, то, по планам министерства, которые, в общем, не секретны, их судьба незавидна. Дело в том, что система высшего образования реформируется еще и содержательно. Уходит в прошлое пятилетний специалитет. Страна переходит (во многом уже перешла) на двухзвенную систему: четыре года бакалавриата, и потом еще два года магистратуры. Полноценное высшее образование – это теперь шесть лет обучения и диплом магистра. А кто такие бакалавры? Это нечто близкое к выпускникам техникумов (четыре года обучения). Ну, или, если переходить на общемировую терминологию, колледжей.
Так вот, страшный план Минобрнауки заключается в том, что бюджетное (из Москвы) финансирование магистратуры останется только в опорных (ну, и разумеется, федеральных и исследовательских) университетах. Всем остальным федеральную поддержку обрежут (экономия госбюджета в наши непростые времена). Кроме того, не будет финансироваться наука в «остальных» вузах (исходя из логики – зачем серьезная наука колледжам без магистратуры?) Не будет в «колледжах» и диссертационных советов – они останутся только в ведущих вузах. Ливанов уже закрыл около тысячи (тысячи!) диссоветов по всей стране и сильно повысил требованиям к ним. Исчезли даже некоторые диссоветы в МГУ и других элитных вузах, и это означает, что министр действует с настойчивостью танка и с выбранного пути сворачивать не намерен.
Итак, еще раз: смысл обладания опорным вузом для любого региона не только в том, что ему (вузу, а значит, и региону) дадут дополнительное финансирование (что, конечно, для всех хорошо). Главное в том, что вузу, не вошедшему в список опорных, не дадут бюджетных денег на магистратуру, аспирантуру, закроют диссертационные советы и не будут финансировать научные исследования через систему государственных заданий.
Что это значит для региона, в котором опорного вуза не будет? Очень просто: рухнет наука, рухнут исследовательские институты. Потому что не будет кадров: бакалавров в аспирантуру не принимают, значит, научные институты лишатся новых сотрудников – нет смысла идти в науку, не имея в виду защиту диссертации (через аспирантуру). Возможности для этого в регионе без опорного вуза закроются. Отдаст ли родитель, мечтающий об успехе своих детей, своего ребенка в вуз без магистратуры и аспирантуры, без возможности общаться с серьезными учеными –преподавателями (серьезные ученые уйдут из вузов, где не будет серьезной науки)? Полагаю, что нет. Я, например, не отдам. Если говорить об Иркутске, лучшие выпускники школ Прибайкалья и так убегают в столицы. А теперь и те, кто, может быть, и остался бы в Иркутске, – ринутся в соседние регионы – Бурятию, Красноярск, Новосибирск. Там не спорят, там понимают – опорный вуз нужен обязательно. Иначе региону не выжить.
КАК ПОПАСТЬ В ЗАВЕТНУЮ СОТНЮ?
Попасть в число опорных вузов непросто. Министерство образования и науки РФ на первом этапе объявило условия. Чтобы университет имел право участвовать в конкурсе на право называться опорным, он должен выполнить два условия на входе. Первое условие – он должен присоединить к себе еще один вуз (так, размахивая кнутом и пряником, министерство пытается уменьшит число вузов в стране). Второе условие – заявку на конкурс должен поддержать глава региона. А вот получит ли соискатель вожделенный статус, будет зависеть от степени выполнения им неких семи интегрированных показателей при жесточайшей конкуренции во всероссийском конкурсе. Ориентиры таковы: опорный вуз обязан выполнить все семь показателей – правда, не сейчас, а к 2020 году. Московская комиссия оценит сегодняшние показатели, посмотрит на динамику развития, чтобы понять, возможно ли выполнение такой задачи. И решит – присвоить ли вузу-соискателю искомый статус. Такие правила, по крайней мере, были объявлены для первого этапа конкурса. Есть и еще условие: филиалы вузов и негосударственные вузы в конкурсе не участвуют (в рамках принятой политики – логично, их же собрались ликвидировать как категорию, либо предложить им выживать самим, без помощи госбюджета).
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ИРКУТСКЕ?
И вот теперь, когда общий расклад и правила игры описаны, вернемся в родное Прибайкалье.
В Иркутске ситуация с вузами всё-таки далеко не самая худшая. Классификацию НЛО здесь не преподают. Исторически сложилось так, что в Иркутске было несколько вполне достойных вузов. Первый – это Иркутский госуниверситет, мощный классический вуз с почти столетней историей, известный в мире, имеющий сильную научную школу. Вслед за ним нужно назвать сильный технический вуз – «политех», ныне ИРНИТУ. Он у нас национальный исследовательский, это более высокий статус, чем опорный, ИРНИТУ в конкурсе на звание опорного участвовать не будет – так сказал его ректор.
И еще давно, в советские времена, были в области еще несколько вузов – в свое время отсоединившийся от ИГУ «нархоз», несколько раз сменивший название (ныне Байкальский госуниверситет), пединститут (ныне присоединившийся к ИГУ), иняз (ныне филиал московского вуза с неясными, как мне кажется, перспективами), ведомственный мединститут (ныне медуниверситет), ведомственный сельхозинститут (ныне аграрный университет), а также ведомственный университет путей сообщения. В некоторых из названных вузов обучение продолжалось четыре года, т.е. по мировым меркам это были колледжи.
Условие «объединяйтесь, прежде чем подавать заявку на конкурс» в Иркутской области выполнить почти невозможно. Ведомственные вузы не подчиняются министру Ливанову, у них есть собственные министры со своим видением ситуации. Кроме того, согласно одному из дополнительных правил первого этапа конкурса, присоединение аграрного университета к любому вузу Иркутска невозможно – юридический адрес у нее не иркутский. Ректор медуниверситета недвусмысленно объявил, что Минздрав не будет отпускать свой вуз (и это понятно). Губернатор области Сергей Левченко объявил, что нужно сохранить все ведомственные вузы, и я думаю, что это разумное решение. Но тогда остаются два варианта: либо объединять ИГУ и БГУ, либо менять правила. Вариант – остаться без опорного вуза я считаю категорически неприемлемым. Если изменить правила (пока не обсуждаем, как, и возможно ли это), оптимален самый простой вариант – разрешить или одному, или сразу двум вузам участвовать в конкурсе БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
И тут сразу становится ясно, что ИГУ и БГУ находятся в разных весовых категориях.
Начнем с того, что ИГУ гораздо больше и сильнее. Здесь мощная наука (здесь выполняются уникальные проекты, не имеющие равных в России). Количество качественных (опубликованных в рейтинговых научных журналах) публикаций ученых из ИГУ за последние пять лет составляет более 75 процентов от всех публикаций иркутских вузов вместе взятых. Научные сотрудники РАН в Иркутске – более чем на 75 процентов выпускники ИГУ. Это единственный в регионе вуз, который получил федеральную поддержку своей программы стратегического развития. Здесь вдвое больше, чем в БГУ, диссертационных советов, журналов из списка ВАК, здесь есть уникальные подразделения – ботанический сад, астрономическая обсерватория, три научных института, здесь вдвое больше учебных направлений. Здесь самый большой объем финансирования научно-исследовательских работ, полученный в условиях победы в конкурсах (а в этих конкурсах участвовали, между прочим, ведущие вузы и академические институты всей страны). Здесь за 98 лет работы сохранились традиции, при которых знания, к счастью, ещё не рассматриваются как товар или продаваемая услуга. Кроме того, ИГУ уже выполнил требование объединения: успешно присоединил к себе педвуз (замечу, что в социальных сетях почему-то полагают, что этот опыт негативен, – на самом деле тут всё в порядке). По нынешним формальным правилам это не засчитывается: согласно приказу, объединение должно совершиться после июля 2015 года, тогда как два иркутских вуза объединились чуть раньше. Но зачесть присоединение педвуза – самое простое и несущественное изменение правил, как мне представляется. Что думают в министерстве по этому поводу – я не знаю.
Если же оба вуза получат право подавать свои заявки, думаю, у БГУ шансов не будет. Всё-таки, как бы ни обвинять министра в формальном подходе, и как бы ни отмахиваться от его семи показателей – мне кажется, это вполне разумные показатели. Полагаю, что даже те, кто их ругает в социальных сетях (подчас не зная, о чём вообще идет речь), на месте министра сами предложили бы что-то похожее.
Так вот, ещё раз. Вуз, претендующий на звание опорного, должен к 2020 году выполнить семь показателей. ИГУ осенью минувшего года уже выполнял четыре, а в декабре стало известно, что выполнен и пятый. Итак, акцентирую: ИГУ уже сегодня выполняет ПЯТЬ ИЗ СЕМИ показателей и демонстрирует устойчивый рост. БГУ не выполняет НИ ОДНОГО. Есть ли у этого вуза шансы изменить ситуацию – не знаю. Предполагаю, что нет. Потому что ему придется резко менять свои приоритеты, которые развивались много лет и которые оказались противоположными общему вектору развития высшего образования в стране.
Замечу, что в случае объединения ИГУ и БГУ показатели интегрированного вуза упадут – низкие показатели нархоза утянут вниз и относительные показатели новой структуры. И, если говорить честно, объединяться реально не хочет никто. Против объединения, насколько я понимаю, и руководство Иркутской области, и его можно понять. Проблема заключается в том, что опорный университет региону ВСЁ-ТАКИ НУЖЕН (упустить такую возможность будет, по-моему, катастрофой для Прибайкалья, выше я уже об этом говорил). А вот как получить опорный вуз, не объединяя ИГУ и БГУ? Возможно ли это?
Ситуация неопределенная. Министерство осмысливает итоги первого этапа конкурса и пока молчит (иркутские вузы участия в конкурсе на этом этапе не принимали).
Оба потенциальных претендента выжидали. ИГУ готовил заявку на конкурс (она фактически готова) и вёл консультации, БГУ демонстративно отказывался от публичных обсуждений.
Напоследок – ещё одно странное (с моей точки зрения) мнение, которое транслирует информационное агентство «Альтаир» ( http://altairk.ru/new/policy/basis_can_become_bsu )
Ссылаясь (уместно заметить, – как обычно) на неназванные источники, агентство сообщает, что «шансы БГУ стать основой для создания опорного университета выше, чем у классического университета (ИГУ)»
Почему? Какие доводы приводятся? Цитирую.
«Если основой станет Байкальский госуниверситет, то опорный вуз сможет существовать, даже если поддержка из федерального бюджета будет существенно меньше, чем изначально обещанные 200 млн рублей в год. Если же объединять на основе ИГУ, то возникают серьезные сомнения, — говорит один из источников нашего агентства. — Кроме того, следует отметить энергию и сноровку руководителей БГУ, сумевших в последние несколько месяцев и даже недель дополнительно усилить позиции этого вуза и буквально на финишной прямой изменить ситуацию».
Ну, во-первых, тут вспоминается притча о том, как создать настоящий английский газон. Его нужно стричь не меньше ста лет. И никакая сноровка тут не поможет – за несколько недель показатели не изменить, а позиции вуза-претендента определяются всё-таки ими, – решать будет федеральное министерство, исходя из собственных правил.
А во-вторых, мне кажется, это совершенно нелогичная аргументация. С моей точки зрения, выводы должны быть прямо обратными. Если БГУ способен жить без федерального финансирования – очень хорошо, вот пусть и живёт. Никаких потрясений для области в этом случае не будет. Поразительно, что источник агентства спокойно допускает, что Москва прекратит финансировать ИГУ (напоминаю, это означает для области утрату ежегодно более чем двух миллиардов рублей федеральных денег, которые сегодня приходят в регион, обеспечивая рабочие места, квалифицированную подготовку студентов, научные проекты, обслуживание инфраструктуры). Нет сомнений (у меня) в том, что, став опорным, ИГУ принесет в область еще больше средств. Рассматривать в качестве допустимого варианта прекращение из Москвы финансирования ИГУ, и осознавая наличие такой угрозы, поддерживать при этом не ИГУ, а БГУ – мне кажется, в былые суровые времена это можно было бы назвать вредительством. Вместо того, чтобы всеми силами, всей мощью региона и его руководства бороться за опорный вуз на основе ИГУ, – ставить ведущему университету подножку – такую политику я бы назвал вершиной недомыслия. В страшном сне не может присниться такой поворот. Я думаю, что правительство региона, если оно допустит такой вариант с тяжелыми социальными последствиями, должно будет немедленно уйти в отставку. Полагаю, что пятнадцать тысяч студентов и преподавателей, а также несчитанные десятки тысяч их семей с недоумением прочитали мнение неназванного источника ИА «Альтаир». Заодно (кстати) можно было бы спросить у неназванного источника – готов ли он оплачивать подготовку школьных учителей из регионального (или своего) кармана? Ведь сегодня пединститут – это часть ИГУ…
Надеюсь, что всё будет хорошо и разум возобладает. Очень надеюсь на то, что правительство области и губернатор сделают всё, что в их силах. Но для этого всем нам нужно, как минимум, отдавать себе отчет в том, что сейчас на самом деле происходит. Вникнуть в ситуацию и осознать ответственность момента – прежде всего к этому, наверно, можно призвать общественность региона. И воздержаться от некомпетентных высказываний, которых и так уже слишком много в социальных сетях.
Шесть вузов Иркутской области вошли в Национальный рейтинг университетов России
ИРНИТУ, ИГУ, БГУ, ИрГУПС, АнГТУ и БрГУ вошли в Национальный рейтинг университетов России от «Интерфакса». Пять вузов поднялись в рейтинге по сравнению с прошлым годом. Самым лучшим иркутским вузом признан Политех — ИРНИТУ разделил 29-ую строчку с Московским авиационным институтом, Московским государственным медицинским университетом и Северо-Восточным федеральным университетом. Все эти вузы набрали по 493 балла — у находящегося на первом месте МГУ ровно 1 тыс. баллов.
Второе место среди вузов Иркутской области занял ИГУ — он расположился на 53-й строчке в общем рейтинге. Байкальский государственный университет разделил 155-ю позицию с Пермским государственным медицинским университетом, а ИрГУПС — 198-ю строчку с Донским государственным аграрным университетом, Ивановским государственным университетом и Рязанским государственным радиотехническим университетом.
Братский государственный университет занял 236-е место, набрав такое количество баллов, что и у Красноярского государственного медицинского университета. АнГТУ набрал столько же баллов, что и Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет и Дагестанский государственный медицинский университет. Все три вуза разделили 297-е место.
При составлении рейтинга оценивалась работа 337-ми ведущих университетов и институтов России. Деятельность вузов оценивалась по шести параметрам: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, социальная среда, интернационализация (международное сотрудничество), бренд, инновации и технологическое предпринимательство.
Блогнот. Еще раз о проблеме опорного университета в Иркутске
К вопросу об опорном университете в Иркутской области.
Множество высказываний – официальных и неофициальных, опубликовано и продолжает публиковаться. Социальные сети реагируют – расходятся круги, идут активные обсуждения. Обсуждают все – и те, кто в теме, и те, кто очень далек от проблем образования. Точки зрения порой полярны, выражения порой крайне резки.
Не претендуя на истину в последней инстанции (я сам многого не знаю) – выскажусь.
ТО, ЧТО БЫЛО, ТО ЧТО СТАЛО
Что происходит на самом деле с высшим образованием в стране? Идет глубокая реформа. Ее пытался начать еще министр Андрей Фурсенко, но похоже, не хватило политической воли. Сейчас реформу реализует железный человек без нервов, умеющий добиваться достижения поставленной задачи – министр Дмитрий Ливанов.
Когда-то в Советском Союзе было около 650 вузов. Всего. Я не помню ни одного высказывания о том, что вузов в СССР было или слишком мало, или слишком много. Думаю, что их количество было адекватным. Примерно столько и было нужно стране.
Но страна распалась, отделились и стали самостоятельными государствами огромные территории, в том числе с многочисленными вузами. Однако в России число вузов не уменьшилось, как можно было бы ожидать. Напротив, оно кратно выросло! Возникло немыслимое количество – тысячи вузов, вузиков и их филиалов. Нашлись люди, которые превратили высшее образование в прибыльный бизнес. От студентов требовалось платить деньги, от вузиков – выдавать дипломы. Знания давали постольку поскольку, об этом многие думали в последнюю очередь. Я помню телесюжет про один из вузов в европейской части России, где студентов учили, как выглядят разные типы НЛО. А год назад я участвовал в радиопередаче, где рядом со мной находилась дама, которая учится заочно в каком-то столичном астрологическом (!) вузе. Ей дадут диплом, и будет считаться, что у дамы есть второе высшее образование. Есть вузы, представляющие собой офис, где собирают деньги и выдают дипломы, а всё обучение идет заочно. Эта вакханалия, эта профанация высшего образования стала следствием «свободы» девяностых годов. И разумеется, все подобные вузы, собирая деньги со студентов, старались получить и государственное финансирование. Кое-кому удалось.
Министерство образования и науки пытается навести порядок. Идут проверки, аккредитации, взят курс на закрытие многочисленных филиалов. Запущен непрерывный мониторинг деятельности вузов – университеты, академии, институты обязаны постоянно в интерактивном режиме сообщать министерству целый ряд своих показателей. И вот уже первые десятки так называемых университетов были признаны неэффективными и подлежат реформированию – присоединению к более сильным вузам, либо закрытию. Думаю, что это правильно.
ПЛАН СПАСЕНИЯ ГАЛАКТИКИ
План московских реформаторов известен. Планируется создать систему из трех звеньев. Первое звено – это Федеральные университеты, их порядка десяти – двадцати на всю страну.
Они поддерживаются федеральным центром в первую очередь, здесь развивается наука (идея реформаторов заключалась в том, чтобы усилить научную составляющую – как в Европе). Формирование сети федеральных университетов завершено, новых не будет. Заметим, что Иркутская область в свое время бездарно упустила возможность получить Федеральный университет. Теперь поезд ушёл – такой вуз есть в Красноярском крае.
Есть, впрочем, еще надстройка – программа 5/100, согласно которой пять университетов России должны за определенное время войти в первую сотню лучших университетов мира. Но об этом сейчас не будем.
Наконец, третье звено, по замыслу Минобрнауки – это сто – сто двадцать так называемых опорных вузов. В каждом регионе страны их может быть один – два.
Что касается всех остальных вузов, то, по планам министерства, которые, в общем, не секретны, их судьба незавидна. Дело в том, что система высшего образования реформируется еще и содержательно. Уходит в прошлое пятилетний специалитет. Страна переходит (во многом уже перешла) на двухзвенную систему: четыре года бакалавриата, и потом еще два года магистратуры. Полноценное высшее образование – это теперь шесть лет обучения и диплом магистра. А кто такие бакалавры? Это нечто близкое к выпускникам техникумов (четыре года обучения). Ну, или, если переходить на общемировую терминологию, колледжей.
Так вот, страшный план Минобрнауки заключается в том, что бюджетное (из Москвы) финансирование магистратуры останется только в опорных (ну, и разумеется, федеральных и исследовательских) университетах. Всем остальным федеральную поддержку обрежут (экономия госбюджета в наши непростые времена). Кроме того, не будет финансироваться наука в «остальных» вузах (исходя из логики – зачем серьезная наука колледжам без магистратуры?) Не будет в «колледжах» и диссертационных советов – они останутся только в ведущих вузах. Ливанов уже закрыл около тысячи (тысячи!) диссоветов по всей стране и сильно повысил требованиям к ним. Исчезли даже некоторые диссоветы в МГУ и других элитных вузах, и это означает, что министр действует с настойчивостью танка и с выбранного пути сворачивать не намерен.
Итак, еще раз: смысл обладания опорным вузом для любого региона не только в том, что ему (вузу, а значит, и региону) дадут дополнительное финансирование (что, конечно, для всех хорошо). Главное в том, что вузу, не вошедшему в список опорных, НЕ ДАДУТ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ НА МАГИСТРАТУРУ, АСПИРАНТУРУ, ЗАКРОЮТ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ И НЕ БУДУТ ФИНАНСИРОВАТЬ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ.
Что это значит для региона, в котором опорного вуза не будет? Очень просто: рухнет наука, рухнут исследовательские институты. Потому что не будет кадров: бакалавров в аспирантуру не принимают, значит, научные институты лишатся новых сотрудников – нет смысла идти в науку, не имея в виду защиту диссертации (через аспирантуру). Возможности для этого в регионе без опорного вуза закроются. Отдаст ли родитель, мечтающий об успехе своих детей, своего ребенка в вуз без магистратуры и аспирантуры, без возможности общаться с серьезными учеными –преподавателями (серьезные ученые уйдут из вузов, где не будет серьезной науки)? Полагаю, что нет. Я, например, не отдам. Если говорить об Иркутске, лучшие выпускники школ Прибайкалья и так убегают в столицы. А теперь и те, кто, может быть, и остался бы в Иркутске, – ринутся в соседние регионы – Бурятию, Красноярск, Новосибирск. Там не спорят, там понимают – опорный вуз нужен обязательно. Иначе региону не выжить.
КАК ПОПАСТЬ В ЗАВЕТНУЮ СОТНЮ?
Попасть в число опорных вузов непросто. Министерство образования и науки РФ на первом этапе объявило условия. Чтобы университет имел право участвовать в конкурсе на право называться опорным, он должен выполнить два условия на входе. Первое условие – он должен присоединить к себе еще один вуз (так, размахивая кнутом и пряником, министерство пытается уменьшит число вузов в стране). Второе условие – заявку на конкурс должен поддержать глава региона. А вот получит ли соискатель вожделенный статус, будет зависеть от степени выполнения им неких семи интегрированных показателей при жесточайшей конкуренции во всероссийском конкурсе. Ориентиры таковы: опорный вуз обязан выполнить все семь показателей – правда, не сейчас, а к 2020 году. Московская комиссия оценит сегодняшние показатели, посмотрит на динамику развития, чтобы понять, возможно ли выполнение такой задачи. И решит – присвоить ли вузу-соискателю искомый статус. Такие правила, по крайней мере, были объявлены для первого этапа конкурса. Есть и еще условие: филиалы вузов и негосударственные вузы в конкурсе не участвуют (в рамках принятой политики – логично, их же собрались ликвидировать как категорию, либо предложить им выживать самим, без помощи госбюджета).
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ИРКУТСКЕ?
И вот теперь, когда общий расклад и правила игры описаны, вернемся в родное Прибайкалье.
В Иркутске ситуация с вузами всё-таки далеко не самая худшая. Классификацию НЛО здесь не преподают. Исторически сложилось так, что в Иркутске было несколько вполне достойных вузов. Первый – это Иркутский госуниверситет, мощный классический вуз с почти столетней историей, известный в мире, имеющий сильную научную школу. Вслед за ним нужно назвать сильный технический вуз – «политех», ныне ИРНИТУ. Он у нас национальный исследовательский, это более высокий статус, чем опорный, ИРНИТУ в конкурсе на звание опорного участвовать не будет – так сказал его ректор.
И еще давно, в советские времена, были в области еще несколько вузов – в свое время отсоединившийся от ИГУ «нархоз», несколько раз сменивший название (ныне Байкальский госуниверситет), пединститут (ныне присоединившийся к ИГУ), иняз (ныне филиал московского вуза с неясными, как мне кажется, перспективами), ведомственный мединститут (ныне медуниверситет), ведомственный сельхозинститут (ныне аграрный университет), а также ведомственный университет путей сообщения. В некоторых из названных вузов обучение продолжалось четыре года, т.е. по мировым меркам это были колледжи.
Условие «объединяйтесь, прежде чем подавать заявку на конкурс» в Иркутской области выполнить почти невозможно. Ведомственные вузы не подчиняются министру Ливанову, у них есть собственные министры со своим видением ситуации. Кроме того, согласно одному из дополнительных правил первого этапа конкурса, присоединение аграрного университета к любому вузу Иркутска невозможно – юридический адрес у нее не иркутский. Ректор медуниверситета недвусмысленно объявил, что Минздрав не будет отпускать свой вуз (и это понятно). Губернатор области Сергей Левченко объявил, что нужно сохранить все ведомственные вузы, и я думаю, что это разумное решение. Но тогда остаются два варианта: либо объединять ИГУ и БГУ, либо менять правила. Вариант – остаться без опорного вуза я считаю категорически неприемлемым. Если изменить правила (пока не обсуждаем, как, и возможно ли это), оптимален самый простой вариант – разрешить или одному, или сразу двум вузам участвовать в конкурсе БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
И тут сразу становится ясно, что ИГУ и БГУ находятся в разных весовых категориях.
Начнем с того, что ИГУ гораздо больше и сильнее. Здесь мощная наука (здесь выполняются уникальные проекты, не имеющие равных в России). Количество качественных (опубликованных в рейтинговых научных журналах) публикаций ученых из ИГУ за последние пять лет составляет более 75 процентов от всех публикаций иркутских вузов вместе взятых. Научные сотрудники РАН в Иркутске – более чем на 75 процентов выпускники ИГУ. Это единственный в регионе вуз, который получил федеральную поддержку своей программы стратегического развития. Здесь вдвое больше, чем в БГУ, диссертационных советов, журналов из списка ВАК, здесь есть уникальные подразделения – ботанический сад, астрономическая обсерватория, три научных института, здесь вдвое больше учебных направлений. Здесь самый большой объем финансирования научно-исследовательских работ, полученный в условиях победы в конкурсах (а в этих конкурсах участвовали, между прочим, ведущие вузы и академические институты всей страны). Здесь за 98 лет работы сохранились традиции, при которых знания, к счастью, ещё не рассматриваются как товар или продаваемая услуга. Кроме того, ИГУ уже выполнил требование объединения: успешно присоединил к себе педвуз (замечу, что в социальных сетях почему-то полагают, что этот опыт негативен, – на самом деле тут всё в порядке). По нынешним формальным правилам это не засчитывается: согласно приказу, объединение должно совершиться после июля 2015 года, тогда как два иркутских вуза объединились чуть раньше. Но зачесть присоединение педвуза – самое простое и несущественное изменение правил, как мне представляется. Что думают в министерстве по этому поводу – я не знаю.
Если же оба вуза получат право подавать свои заявки, думаю, у БГУ шансов не будет. Всё-таки, как бы ни обвинять министра в формальном подходе, и как бы ни отмахиваться от его семи показателей – мне кажется, это вполне разумные показатели. Полагаю, что даже те, кто их ругает в социальных сетях (подчас не зная, о чём вообще идет речь), на месте министра сами предложили бы что-то похожее.
Так вот, ещё раз. Вуз, претендующий на звание опорного, должен к 2020 году выполнить семь показателей. ИГУ осенью минувшего года уже выполнял четыре, а в декабре стало известно, что выполнен и пятый. Итак, акцентирую: ИГУ уже сегодня выполняет ПЯТЬ ИЗ СЕМИ показателей и демонстрирует устойчивый рост. БГУ не выполняет НИ ОДНОГО. Есть ли у этого вуза шансы изменить ситуацию – не знаю. Предполагаю, что нет. Потому что ему придется резко менять свои приоритеты, которые развивались много лет и которые оказались противоположными общему вектору развития высшего образования в стране.
Замечу, что в случае объединения ИГУ и БГУ показатели интегрированного вуза упадут – низкие показатели нархоза утянут вниз и относительные показатели новой структуры. И, если говорить честно, объединяться реально не хочет никто. Против объединения, насколько я понимаю, и руководство Иркутской области, и его можно понять. Проблема заключается в том, что опорный университет региону ВСЁ-ТАКИ НУЖЕН (упустить такую возможность будет, по-моему, катастрофой для Прибайкалья, выше я уже об этом говорил). А вот как получить опорный вуз, не объединяя ИГУ и БГУ? Возможно ли это?
Ситуация неопределенная. Министерство осмысливает итоги первого этапа конкурса и пока молчит (иркутские вузы участия в конкурсе на этом этапе не принимали).
Оба потенциальных претендента выжидали. ИГУ готовил заявку на конкурс (она фактически готова) и вёл консультации, БГУ демонстративно отказывался от публичных обсуждений.
Напоследок – ещё одно странное (с моей точки зрения) мнение, которое транслирует информационное агентство «Альтаир».
Ссылаясь (уместно заметить, – как обычно) на неназванные источники, агентство сообщает, что «шансы БГУ стать основой для создания опорного университета выше, чем у классического университета (ИГУ)»
Почему? Какие доводы приводятся? Цитирую.
«Если основой станет Байкальский госуниверситет, то опорный вуз сможет существовать, даже если поддержка из федерального бюджета будет существенно меньше, чем изначально обещанные 200 млн рублей в год. Если же объединять на основе ИГУ, то возникают серьезные сомнения, — говорит один из источников нашего агентства. — Кроме того, следует отметить энергию и сноровку руководителей БГУ, сумевших в последние несколько месяцев и даже недель дополнительно усилить позиции этого вуза и буквально на финишной прямой изменить ситуацию».
Ну, во-первых, тут вспоминается притча о том, как создать настоящий английский газон. Его нужно стричь не меньше ста лет. И никакая сноровка тут не поможет – за несколько недель показатели не изменить, а позиции вуза-претендента определяются всё-таки ими, – решать будет федеральное министерство, исходя из собственных правил.
А во-вторых, мне кажется, это совершенно нелогичная аргументация. С моей точки зрения, выводы должны быть прямо обратными. Если БГУ способен жить без федерального финансирования – очень хорошо, вот пусть и живёт. Никаких потрясений для области в этом случае не будет. Поразительно, что источник агентства спокойно допускает, что Москва прекратит финансировать ИГУ (напоминаю, это означает для области утрату ежегодно более чем двух миллиардов рублей федеральных денег, которые сегодня приходят в регион, обеспечивая рабочие места, квалифицированную подготовку студентов, научные проекты, обслуживание инфраструктуры). Нет сомнений (у меня) в том, что, став опорным, ИГУ принесет в область еще больше средств. Рассматривать в качестве допустимого варианта прекращение из Москвы финансирования ИГУ, и осознавая наличие такой угрозы, поддерживать при этом не ИГУ, а БГУ – мне кажется, в былые суровые времена это можно было бы назвать вредительством. Вместо того, чтобы всеми силами, всей мощью региона и его руководства бороться за опорный вуз на основе ИГУ, – ставить ведущему университету подножку – такую политику я бы назвал вершиной недомыслия. В страшном сне не может присниться такой поворот. Я думаю, что правительство региона, если оно допустит такой вариант с тяжелыми социальными последствиями, должно будет немедленно уйти в отставку. Полагаю, что пятнадцать тысяч студентов и преподавателей, а также несчитанные десятки тысяч их семей с недоумением прочитали мнение неназванного источника ИА «Альтаир». Заодно (кстати) можно было бы спросить у неназванного источника – готов ли он оплачивать подготовку школьных учителей из регионального (или своего) кармана? Ведь сегодня пединститут – это часть ИГУ…
Надеюсь, что всё будет хорошо и разум возобладает. Очень надеюсь на то, что правительство области и губернатор сделают всё, что в их силах. Но для этого всем нам нужно, как минимум, отдавать себе отчет в том, что сейчас на самом деле происходит. Вникнуть в ситуацию и осознать ответственность момента – прежде всего к этому, наверно, можно призвать общественность региона. И воздержаться от некомпетентных высказываний, которых и так уже слишком много в социальных сетях.
2 ноября 2014 года» title =»