Ихрам в исламе что
Ихрам
Ихрам является первым действием из ритуалов Хаджа и Умры, он означает намерение человека приступить к обрядам. Временем вхождения в ихрам для Умры является любое время в течение года. Для Хаджа существуют определенные месяцы: шавваль, зуль-каъда и первая декада зуль-хиджи.
И хадж и умра начинаются с момента вхождения в ихрам в микате.
Большинство паломников Казахстана приезжают в Мекку, следуя одному из трех маршрутов:
3. Паломники на самолете добираются до г. Дубай (ОАЭ), а оттуда на автобусе едут в Мекку. Местом вхождения в ихрам для этих паломников будет микат «Карн аль-аназиль»— микат жителей Нежда (центральные и восточные районы Саудовской Аравии) и паломников, прибывающих с этого направления. Сейчас это место называется «ас-Сейлуль кабир» и находится в 75 км от благословенной Мекки.
Другие микаты:
Жители Мекки, а также проживающие в ней временно, входят в состояние ихрама для хаджа в своих домах, а для умры покидают Мекку в район, называемый Танъим, где и входят в ихрам.
Для жителей же Джидды, Мустауры, Бадра и других населенных пунктов, расположенных между Меккой и микатами, местом вхождения в ихрам служат их жилища.
Каждый паломник, совершающий Хадж или Умру, обязан при достижении миката войти в состояние ихрама.
Если же человек миновал микат и намеренно не вошел в состояние ихрама, то он обязан вернуться и войти в ихрам с пропущенного места. В противном же случае, на нем лежит обязанность принести в жертву овцу в Мекке и там же раздать мясо бедным.
Когда совершающий Хадж или Умру прибывает к определенному месту (микату) по суше, первое что ему необходимо сделать (по мере возможности), это совершить гусль (принять душ) и умаститься благовониями. Далее мужчине следует облачиться в две белые и чистые материи (изар и рида, которыми обворачивают талию и накидывают на плечи). У женщины же в ихраме нет определенного вида одежды, главное в ее одеянии-покрытие аурата, т.е. всего тела, кроме лица и кистей рук. Ей разрешается носить одежду любого цвета: красную, зеленую, синюю и т.д., но не броскую, не привлекающую внимание у окружающих.
Затем паломник произносит намерение на ихрам:
Хадж тамматту: «Ляббайка ъумратан мутаматтиъан биха иляль Хадж»
Хадж киран: «Ляббайка ъумратан уа хажжан»
Хадж ифрад: «Лаббайка хажжан».
Это совершение Хаджа без Умры; совершающий Хадж после облачения в ихрам делает намерение только на Хадж и выполняет только обязательства Хаджа; для того, кто выполняет Хадж-ифрад, курбан не является ваджибом.
В случае если совершается Умра: «Лаббайка ъумратан»
Действия, совершаемые до вхождения в ихрам:
Тальбия
Что касается воздушного или морского пути прибытия, то обычно о приближении к границе миката паломникам объявляет командир корабля. После чего люди облачаются в ихрам, а при достижении миката произносят одно из вышеуказанных слов намерения и часто повторяют слова тальбии. Однако паломнику разрешается облачаться в одежды ихрама в своей стране, в этом случае его вступлением в Хадж будет момент прохождения транспорта через границы миката, когда паломник начинает произносить слова тальбии.
Слова тальбии вслух произносят только мужчины:
«Ләббәйкәл-лаһуммә ләббәйк, ләббәйкә лә шәрикә ләкә ләббәйк, иннәл-хәмдә, уәнниъмәтә ләкә уәл-мулк, лә шәрикә ләк».
Перевод:«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища, вот я перед тобой! Поистине вся хвала, милость и владычество принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварищей».
Время тальбии для хаджа: С момента вхождения в ихрам и до начала бросания камней в джамрат аль-ъакаба в праздничный день.
Для умры: С момента вхождения в ихрам и до начала тавафа
В ихраме запрещается:
Во время ихрама разрешаются следующие вещи:
Если находящийся в ихраме по забывчивости или по незнанию покроет голову, то в этом случае нет ничего предосудительного, однако он обязан снять головной убор, как только вспомнит об этом или ему объяснят его ошибку.
Что такое Ихрам и как в него входить?
Фарды Хаджа (то, без чего Хадж не будет действительным)
Первый фард Хаджа: Ихрам
Ихрам заключается в произнесении намерения и тальбии: произнося их с намерением совершить хадж, умру, или оба вида паломничества (в случае хаджа аль-кыран), паломник входит в состояние ихрама. Также ихрамом называют два куска ткани (риду и изар), которые набрасывают на себя паломники-мужчины (для женщин ихрамом является их обычная одежда).
Смысл вхождения в состояние ихрама: паломник снимает одежду, украшающую его в этом мире, и обращается к мыслям о рождении, о воскрешении мертвых, о месте их собрания, о Судном дне и расчете, очищая свою веру.
Совершение хаджа и умры невозможно без вхождения в состояние ихрама.
Условия действительности ихрама
Посланник Аллаха (алейхис-саляту вас-салям) сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него»[1].
Ваджибы ихрама
Сунны ихрама
1- Перед вхождением в состояние ихрама удалить волосы под мышками и в паху, подстричь ногти и умаститься благовониями.
2- Перед вхождением в состояние ихрама совершить гусль или малое омовение.
3- Мужчины облачаются в изар и риду.
4- Совершить два раката намаза после намерения войти в состояние ихрама (за исключением времени «карахат», когда совершение намаза нежелательно).
5- В состоянии ихрама при каждой возможности произносить тальбию.
6- Произнести тальбию трижды.
7- После тальбии произнести такбир-ташрик, салават аш-шариф, прочитать дуа.
Мустахабы ихрама
Мубахи ихрама
2. Чесать какое-либо месте на голове или теле, не выдирая волос
3. Мыться, использовать мыло без запаха.
4. Использовать зонтик для защиты от солнца, не прикасаясь им к голове, а также укрываться под деревьями, домами, навесами.
6. Носить обувь с открытой пяткой и носком.Вырывать зубы, ставить уколы.
7. Набрасывать такую одежду, как пальто или пиджак, на плечи, не вдевая руки в рукава.
8. Накрывать одеялом или покрывалом тело, за исключением лица и головы.
Запреты ихрама
Совершающий хадж паломник входит в состояние ихрама после произнесения намерения и тальбии. До выхода из состояния ихрама ему запрещается совершать некоторые действия. Эти действия называются запретами ихрама.
А- Запреты, связанные с телом паломника, находящегося в состоянии ихрама:
В- Запреты, связанные с половыми отношениями:
Г- Запреты, связанные с причинением вреда другим людям:
Д- Запреты, связанные с территорией Харама:
Е- Запреты, связанные с наземными животными:
Где входить в состояние ихрама?
Для вхождения в состояние ихрама есть определенные места, которые называются микатами. Паломник-афаки, намеревающийся достичь Каабы, должен быть в состоянии ихрама, и должен войти в него в микате. Места миката делятся на 3 группы:
1- Афак: для тех, кто прибывает из-за пределов миката.
2- Хилль: для тех, кто проживает между микатом и Харамом.
3- Харам: для тех, кто проживает в Мекке и ее окрестностях.
Границы харама
Харам — название территории, в центре которой находится Кааба, и границы которой проходят на расстоянии от 7 до 15 км от Каабы. Эти места отмечены специальными обозначениями.
Со времен Адама к Каабе проявлялось почтение.
Ибрахим (а.с.), завершив строительство Каабы, с помощью Джабраила (а.с.) обозначил границу Харама и поставил камни в качестве указателей. Пророк (с.а.в.) обновил эти указатели.
По удаленности от Каабы эти границы располагаются следующим образом:
На востоке: Джи’рана, 16 км.
На западе: Худайбия, 15 км
На севере: Та’ним, 7 км
На юге: Адату Либн, 12 км
На северо-востоке: холмы, 14 км
Микаты
Микатами называются места, куда паломники могут войти только в состоянии ихрама. Местность между микатами и границей Харама называется Хилль.
Микаты:
1. Зу’ль-Хулайфа: Микат для тех, кто прибывает в Мекку со стороны Медины. При совершении прощального хаджа Пророк (с.а.в.) вошел в состояние ихрама в этом месте. Сегодня оно называется Абьяр Али. Это самый отдаленный от Мекки микат. Он находится на расстонии 6 км от Медины и 426 км от Мекки.
2. Зату’ль-Ирк: Микат для паломников, прибывающих со стороны Ирака. Находится в 94 км от Мекки
3. Джухфа: Микат для паломников, прибывающих со стороны Шама (Сирии). Находится в 187 км от Мекки. Это микат для паломников из Турции. Те, кто летит самолетом из Турции, намереваясь совершить хадж или умру перед посещением Медины, должны войти в состоянии ихрама не позднее пересечения границы этого миката.
4. Карн или Карну’ль-Маназиль: микат для паломников, прибывающих со стороны Наджда. Находится в 94 км от Мекки.
5. Ялямлям: Микат для паломников, прибывающих со стороны Йемена. Находится в 54 км от Мекки и является самым близким к ней микатом.
Паломники, прибывающие со стороны Красного моря и Суэца входят в состоянии ихрама на уровне Рабига, расположенного неподалеку от Джухфы. В зависимости от направления движения Джидда тоже считается микатом. Рабиг располагается приблизительно в 200 км от Мекки.
Паломники, которые прибывают в Мекку другими путями, а не через эти пять микатов, могут войти в состояние ихрама на уровне любого из пяти микатов. Это правило относится также к тем, кто путешествует по воздушным и водным транспортом.
Для мекканцев микатом для совершения хаджа является Харам, а для совершения умры — Хилль. То есть жители Мекки для совершения умры выходят за границы Харама и входят в состояние ихрама в каком-либо месте на территории Хилля (например, в мечети Аиши в Таниме).
Паломники могут войти в состояние ихрама и до пересечения границы миката. Если же они не входят в состояние ихрама заранее, они должны это сделать в одном из микатов или на уровне одного из микатов.
Если же паломник пересекает границы миката не в состоянии ихрама, в качестве искупления он должен принести в жертву животное, или же вернуться назад и войти в этом микате в состояние ихрама.
Как войти в состояние ихрама?
Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы на голове и подровнять усы и бороду. Если это возможно, он совершает гусль. Если возможности совершить гусль нет, он совершает обычное омовение. Совершение гусля при вхождении в состояние ихрама является сунной муаккада. Этот гусль представляет собой не только очищение от оскверняющего, но и духовное очищение. Поэтому гусль могут совершать и женщины с менструальным и послеродовым кровотечением.
После гусля паломник наносит бесцветные благовония, не оставляющие на теле следов, и облачается в изар и риду.
Голову он оставляет непокрытой, на ноги надевает обувь с открытыми пятками и верхом.
После облачения в изар и риду он совершает 2 раката намаза: в первом ракате после суры «Аль-Фатиха» читает суру «Аль-Кафирун», а во втором — суру «Аль-Ихляс». После намаза он поворачивается к кибле и выражает намерение совершить хадж или умру (если он совершает хадж вместо кого-то, то произносит имя отправившего его). Затем без остановки трижды произносит: «Ляббайк Аллахумма ляббайк, ляббайка ла шарика ляка ляббайк. Инналь хамда ва’н-нимата ляка ва’ль- мульк. Ля шарика Ляк», затем читает такбир и салават.
Таким образом он входит в состояние ихрама.
После этого на всем продолжении пути он произносит тальбию, салават Пророку (с.а.в.), дуа, зикр, тасбих и тахлиль. После обязательных намазов он многократно повторяет тальбию. Для мужчин желательно произносить тальбию громко, вслух. Женщины произносят ее не повышая голоса.
Ихрам женщин
За исключением нижеупомянутых моментов, все правила ихрама для мужчин относятся и женщинам.
1. Женщины могут надевать шитую одежду, перчатки и носки. Они могут покрывать голову, однако лицо должно оставаться открытым.
2. Тальбию произносят не повышая голоса.
3. Во время тавафа они не совершают «рамаль», а во время са’я не совершают «харвалу».
4. Они не сбривают волос на голове, а только укорачивают пряди.
5. Если вокруг многолюдно, они приветствуют Черный Камень не целуя его, и не совершают намаз в макаме Ибрахима (а.с.). Они избегают скоплений мужчин.
6. Если они не совершают прощальный таваф или откладывают таваф посещения из-за менструации или послеродового кровотечения, им не нужно приносить в жертву животное. (Любаб Шархи cтр. 78)
Как выйти из состояния ихрама?
При выходе из состояния ихрама мужчины сбривают волосы или укорачивают по крайней мере четверть их на 1,5-2 см. Сбривание волос лучше, чем укорачивание.
Женщины не сбривают волосы, лишь укорачивают их концы на 1-2 см. Так они выходят из состояния ихрама.
Состояние Ихрама в исламе
Определение «ихрама»
Намерение человека приступить к совершению обрядов хаджа.
Желательные действия во время вступления в ихрам
1. Купание
Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что “перед вступлением в ихрам пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделся и искупался.” [Приводится ат-Тирмизи]
2. Очищение (личная гигиена)
Подстригание усов и ногтей, сбривание волос подмышками и на лобке и т.д.
3. Парфюмерия и ароматические вещества
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Я умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, благовониями перед тем, как он вступал в ихрам”. [Хадис согласован]
Входящий в ихрам не должен умащать свою одежду.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]
4. Переодеться в одежду для ихрама (два куска белой материи: одним обтянуть пояс, а другой накинуть сверху) и надеть соответствующую для ихрама обувь (босоножки, сандалии и т.д.)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Входящий в ихрам должен надеть изар (нижняя часть ихрама), рида (верхняя часть ихрама) и сандалии. Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у Ахмада]
Что касается женщин в состоянии ихрама, то для них нет ограничений в одежде и обуви, как нет и в цвете одежды, однако женщины должны избегать подражания мужчинам, и им нельзя пользоваться украшениями.
Также женщины в состоянии ихрама не надевают никаб и перчатки.
Запрещенные действия во состоянии ихрама
1. Надевать на голову что-либо
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?” Он ответил: “Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни плащ с капюшоном. ”. [Хадис согласован]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про того, который умер в состоянии ихрама: “Не накрывайте ему голову, потому что в Судный день он будет воскрешен, произнося тальбию (т.е. будет воскрешен паломником)”. [Приводится у аль-Бухари]
Исключением является то, что не надевается непосредственно на голову, но укрывает ее (зонтик, палатка, крыша дома, автомобиль и т.д.) и это все разрешено в состоянии ихрама.
2. Надевать любой материал, который сшит и скроен под одежду (для мужчин)
Имеется в виду все то, что сшито по форме всего тела или некоторых его частей (одежда, брюки, рубашка, носки, перчатки и т.д.).
Также нельзя надевать обувь, которая целиком покрывает ступни ног (туфли, ботинки и т.д.).
Как упоминается в вышеприведенном хадисе от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нельзя надевать рубашку, чалму, брюки, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги (ступни ног)”. [Хадис согласован]
Человеку, который хочет войти в состояние ихрама, но не может найти куска материи для этого, разрешается надеть брюки, а если он не смог найти сандалии, босоножки или тапочки, то он может надеть туфли (это до тех пор, пока он не найдет все соответствующее для ихрама).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у ибн Хузеймы]
3. Убивать диких животных или охота на них
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме” (Трапеза, 95).
“…в ихраме” : т.е. при совершении большого (хаджа) или малого паломничества (умры).
“…охотничью добычу…” : т.е. запрещается убивать или охотиться на диких животных и птиц, мясо которых разрешено для пищи, а что касается домашних животных и птиц, то закалывание их разрешено.
Также разрешается ловить рыбу и все, что находится в море. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “…вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме” (Трапеза, 96).
Что же касается тех животных, мясо которых не разрешено для употребления (змеи, скорпионы и т.д.), то убивать их разрешается.
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Вам дозволены морская добыча и еда” (Трапеза, 96).
4. Подстригание ногтей, удаление или подстригание волос
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания” (Корова, 196)..
Запрет касается волос всего тела по аналогии с запретом на удаление и подстригание волос на голове.
5. Подстригание ногтей
Подстригание ногтей как на руках, так и на ногах.
6. Использование парфюмерии или любого ароматизированного вещества, наносимого на тело или на одежду
Не разрешено использовать после вступления в состояние ихрама парфюмерию или благовония, даже если это наносится не на тело, а на одежду.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]
Как упоминается в хадисе про того, который умер в состоянии ихрама, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не умащайте его благовониями”. [Приводится у аль-Бухари]
7. Заключать браки
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Находящимся в состоянии ихрама нельзя заключать браки и нельзя свататься”. [Приводится у Муслима]
8. Половая близость
Половая близость, т.е. половой контакт.
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость…” (Корова, 197).
Ибн Аббас, доволен Аллах ими обоими, сказал: “Это половой контакт”.
И это является самым сильным запретом в состоянии ихрама.
9. Супружеская близость без полового контакта
Поцелуи, объятия и т.п., так как это может стать причиной полового контакта.
Запрещенные действия во состоянии ихрама
Запрещенные действия для мужчин в состоянии ихрама касаются и женщин, но есть несколько различий и особенностей, которые касаются только женщин:
1. Женщинам разрешается одевать сшитую и скроенную одежду.
2. Женщины должны покрывать голову.
3. Женщины не надевают никаб и перчатки.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина, находящаяся в состоянии ихрама не надевает никаб и не надевает перчатки”. [Приводится у аль-Бухари]
Однако женщина покрывает голову при присутствии неродных для нее мужчин (т.е. тех, которые не являются для нее махрамом), но покрывает себя не никабом, а некроенным куском материи.
Также женщинам в состоянии ихрама разрешается носить изделия из золота (учитывая при этом условия Шариата).
Важные пояснения
1- Нет шариатского основания для совершения так называемой молитвы ихрама в два раката, как нет и определенной мольбы перед вступлением в ихрам.
2- Разрешается паломнику, который находясь в самолете не может облачиться в одежду для ихрама или же боится опоздать с этим, надевать ее в аэропорту или у себя дома, но намерение нужно закреплять исключительно при пересечении миката (территориальной границы священных территорий).
3- Многие паломники, совершающие хадж оголяют правое плечо сразу же после вступления в состояние ихрама, что является ошибкой, а оголять правое плечо нужно только во время совершения приветственного тауафа (тауаф аль-кудум), что касается других случаев, то правое плечо оголять не нужно.
Нет греха, если.
— у паломника или паломницы выпадет несколько волос при расчесывании или во время омовения, или отпадет кусок ногтя, если это было непреднамеренно.
— паломник использует специальный пояс, либо обычный ремень, чтобы поддерживать свой изар (нижнюю часть одежды для ихрама).
Если паломник опасается того, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, как болезнь или что-либо другое, то при вхождении в состоянии ихрама он обусловливает свой хадж пред Всевышним Господом, сказав: “Ляббайка-Ллахумма би-умратин (в зависимости от вида совершаемого паломничества) фа-ин хабасаний хабис фа-махиллий хайсу хабастаний”
(“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру, а если меня что-либо (кто-либо) остановит, то мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”).
Поэтому, если паломник поступит таким образом, а потом его что-то задержит или же он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или ‘умры,
и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова совершать хадж (если же это был его первый хадж, являющийся обязательным, то в таком случае хадж нужно будет совершить заново).
Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Дуба’е бинт Аз-Зубейр (двоюродная сестра пророка) да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Наверное, ты хочешь совершить хадж (не желаешь ли ты совершить с нами хадж)?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не здорова (не знаю, смогу ли я совершить хадж или нет)” Он сказал ей: “Совершай хадж и обусловливай, скажи: “О, Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”. [Хадис согласован]
Ихрам: как правильно войти, выйти, особенности
Ихрам – это особое состояние, погружение в него предшествует совершению большого или малого паломничества, соответственно – хажда и умры. Выполняя свой долг осознанно, правоверные мусульмане обретают баракат – божественное благословение и благодать. Ихрамом также называются одежда, облачившись в которую необходимо соблюдать определенные правила. Об особенностях вхождения, выхода, следованию традициям – кратко и доступно.
Первый шаг – намерение
Вхождение в ихрам начинается с намерения – нийат (ният). Это понятие трактуется в исламе, как мотивация, осознанность действий, отказа или воздержания и считается главным в оценке человеческих поступков. Именно четкое понимание цели и смысла своих усилий делает хадж богоугодным. В противном случае паломничество может считаться недействительным.
Сразу после принятия нията следует начать читать тальбию. Многократное повторение слов молитвы погружает мусульманина в ихрам. Ранее для этой цели вязались узлы из веревок на шеях жертвенного скота, который перегонялся в Мекку. Сейчас можно обращаться к Аллаху, прославляя Всевышнего, любыми словами и доступными способами.
Второй шаг – действия
Перед входом в состояние ихрам, следует выполнить определенные действия и облачить тело в соответствующие одежды. Мужчинам и женщинам необходимо:
Омовение может быть полным (гусль) и малым (вуду), первый вариант предпочтительнее. Волосы желательно сбрить или коротко постричь, длинные у женщин – связать в тугой узел или заплести в косу. Прическа должна остаться неизменной до выхода из ихрама.
Мужчинам запрещено надевать одежду со швами. Им надлежит облачиться в ихрам – два куска белой ткани. Один из них называется изар, обматывается вокруг пояса. Второе полотно, рида, прикрывает верхнюю часть тела за исключением головы. Обувь – только открытые сандалии.
Женщины могут надевать любую одежду, предпочтительно светлых или нейтральных тонов. Непременное условие – открытое лицо и кисти рук. К женской обуви особых требований нет, за исключением удобства, так как много времени придется проводить на ногах.
В заключение паломникам рекомендуется совершить два ракаата намаза для путника. После этого намерение считается полностью осознанным и препятствий для совершения хаджа нет.
Правила, которые требуется строго выполнять
Находясь в состоянии ихрама следует вести себя подобающим образом и неукоснительно соблюдать правила, независимо от пола паломника. Под строгим запретом:
У женщин всегда должны быть открыты кисти рук и лицо. Прятать их под одеждой можно только в исключительных случаях. У мужчин должна оставаться непокрытой голова. Им не разрешается надевать скроенную и сшитую одежду. Также под запретом закрытая обувь.
Ограничения длятся до выхода из ихрама. Всякое нарушение установленных правил считается недопустимым.
Когда и как можно выйти из ихрама
Паломникам в состоянии ихрама разрешается выйти из него после исполнения обрядов, ради которых действие совершалось. Исключение – обстоятельства непреодолимой силы для совершения хаджа. В таких случаях рекомендуется выход после умры.
Если и этот вид паломничества по каким-либо причинам окажется невозможным, надлежит выйти из ихрама после заклания жертвенно скота. Следует принести в жертву столько животных, сколько представляется возможным в настоящий момент. Это непременное условие, но оно не освобождает от реализации намерений. В последствии паломничество необходимо возместить.
Совершить хадж или умру во имя Аллаха – священный долг каждого мусульманина. Выход из ихрама допускается шариатом при условии соблюдения всех ритуалов. Если путь в Мекку прерван по независящим от вас обстоятельствам, принесите жертву во имя Аллаха и возместите долг в кратчайший срок.