Ихрам в исламе что это
Ихрам в исламе что это
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Вхождение в состояние ихрама
Насчитывается три предписанных элемента хаджжа, без которых его совершение будет недействительным. Одним из них является состояние ихрама.
Вхождение в состояние ихрама подразумевает принятие соответствующего намерения (нийат), после чего необходимо сразу же приступать к произнесению тальбийи. Вхождение в состояние ихрама, именуемое «хурмат аль-хаджж», можно сравнить с состоянием человека в начале молитвы, именуемое «хурмат ас-салят» после принятия им соответствующего намерения и произнесения «такбират аль-ихрам». Вместо произнесения тальбийи разрешается поминать Аллаха Всевышнего любым иным способом. Кроме того, произнесение тальбийи заменяет собой обвязывание веревками шей жертвенного скота, который гонится в Мекку. Арабы обычно привязывали к шеям верблюдов, которых они гнали к Священному Дому Аллаха, специальные метки, указывающие на то, что эти верблюды предназначены для заклания во время посещения Каабы. Об этих метках упоминается в том айате, где сказано: «О те, кто уверовал, не нарушайте неприкосновенность ни знаков Аллаха, ни запретного месяца, ни жертвенного скота, ни повязок (на шеях таких животных)…» (Коран, 5:5).
Если паломник, находящийся в состоянии ихрама и совершающий умру, вступит в половую связь до совершения обхода Каабы, его ‘Умра станет недействительной. В подобном случае ему следует завершить все необходимые обряды, принести в жертву овцу и возместить эту умру в следующий раз. Если паломник вступит в половую связь после обхода Каабы, но до совершения ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва и бритья головы, его ‘Умра недействительной не станет, однако во искупление этого он должен будет принести в жертву овцу. Сообщается, что Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили, может ли вступать в половую связь со своей женой тот, кто совершил обход Каабы, но не пробежал между ас-Сафой и аль-Марвой. В ответ на это Джабир сказал: «Пусть ни в коем случае не приближается к (жене), пока не пробежит между ас-Сафой и аль-Марвой!» (Аль-Бухари).
Паломнику, который вошел в состояние ихрама, разрешается выйти из него только после совершения тех обрядов, ради которых он надел ихрам. Исключением является такой случай, когда после вхождения в состояние ихрама для совершения хаджжа человек в силу тех или иных обстоятельств не может совершить его. Такому паломнику следует выйти из состояния ихрама после совершения умры. Если же паломника что-то задержит в пути и он не сможет добраться до Мекки, тогда он должен выйти из состояния ихрама после заклания жертвенного скота и обязательно возместить паломничество, ради которого он надел ихрам, в будущем. Объясняется эхто тем, что выход из состояния ихрама без совершения соответствующих обрядов допускается шариатом лишь при условии заклания жертвенного скота и возмещения прерванного паломничества в будущем, так как в Коране сказано: «Завершайте хаджж и умру ради Аллаха, а если вы будете задержаны, (принесите в жертву) столько скота, сколько сможете» (Коран, 2:196).
Этот айат указывает на то, что необходимо оставаться в состоянии ихрама даже в случае совершения того, из-за чего паломничество становится недействительным, о чем речь уже шла выше. Так, например, когда в год аль-Худайбийи курайшиты преградили Пророку путь в Мекку и помешали ему совершить умру, он вышел из состояния ихрама после заклания жерт-венного скота и возместил прерванную умру на на следующий год, то есть в седьмом году хиджры, в силу чего эта ‘Умра и была названа «умрой возмещения» (‘Умрат аль-када’).
Вхождение в состояние ихрама
Арабское слово «хадж» означает «стремление к чему-либо величественному и почитаемому». В качестве шариатского термина это слово употребляется для обозначения стремления посетить Заповедный Дом Аллаха (Каабу) особым образом, в особое время и с соблюдением особых необходимых условий.
Насчитывается три элемента хаджа, без которых его совершение будет недействительным, рассмотрим первый из них – вхождение в состояние ихрама.
В лексическом значении слово «ихрам» означает «запрещение, лишение себя чего-то», а так же «проявление почтения к определенному времени или месту». В терминологии фикха слово «ихрам» означает «запрещение человеком, намеревающимся совершить хадж или умру, самому себе определенных действий на определенный срок, то есть до завершения выполнения всех обрядов хаджа или умры». Поскольку вступительный такбир (тахрима) в намазе и ихрам в хадже являются однокоренными словами, и оба этих вида поклонения имеют схожие цели и функции, то можно сказать, что ихрам является «вступительным такбиром» к совершению хаджа».
Некоторые из действий, которые в обычное время являются разрешенными, становятся запрещенными для человека находящегося в ихраме. Например, к таким запретам относятся: ношение сшитой одежды, интимные отношения, а так же охота. Нарушение этих запретов, требует соответствующего наказания, которое зависит от вида нарушенного запрета. Таким наказанием может быть жертвоприношение, раздача садака, или соблюдение поста.
Эти запреты начинают действовать с того момента, как человек сделает намерение и произнесет тальбию, которые в свою очередь являются рукнами (обязательными элементами) ихрама. Человека, вошедшего в состояние ихрама, называют мухрим.
По мнению ханафитского мазхаба ихрам имеет два рукна: намерение и тальбия. При отсутствии одного из этих рукнов, человек не считается вошедшим в состояние ихрама. По мнению трех других мазхабов, единственным рукном ихрама, является намерение, то есть для вхождения в ихрам достаточно иметь намерение.
1) Намерение: В намерении должно быть определено, совершает ли человек хадж или он совершает умру. Произнесение намерения вслух является мустахабом.
Если человек при вхождении в ихрам сделает намерение на посещение Каабы и святых мест в ее окрестностях, не определив при этом совершает ли он хадж или умру, то по мнению ханафитского мазхаба ихрам этого человека будет действительным. В этом случае до начала совершения тавафа, человеку достаточно будет определить, совершает ли он хадж или умру. Если же он начнет совершение тавафа, не определив этого, то он будет считаться вошедшим в ихрам для совершения умры. Если же до совершения тавафа, он выполнит стояние на Арафате, то в этом случае он будет считаться вошедшим в ихрам для хаджа.
По мнению шафиитского мазхаба, человек обязан определить в намерении, что именно он совершает, хадж или умру, до того, как он приступит к совершению одного из обрядов, например, тавафа. В противном случае хадж и умра будут недействительны.
2) Тальбия: Тальбия подразумевает произнесение определенных слов, символизирующих то, что человек приступил к совершению поклонения. Тальбию можно сравнить со вступительным такбиром в намазе, только приступая к совершению хаджа, человек вместо слов «Аллаху Акбар» произносит слова тальбии. Тальбия состоит из следующих слов:
«Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни’мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!»
Значение: Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища.
При вступлении в ихрам, однократное произнесение тальбии является фардом. Тогда как ее многократное повторение вслух является сунной. Женщины же произносят тальбию, как впрочем и другие зикры, негромким голосом.
При вступлении в состояние ихрама, паломник должен снять свою повседневную одежду, совершить полное омовение и облачиться в специальное одеяние. Одеждой ихрама для мужчин является 2 белых полотна (рида и изар). Один из них наматывают, так чтобы он закрывал тело от пупка до колена, а вторым накрываются. Женщины же одевают обычную одежду, соответствующую нормам шариата.
Разрешается одевать ихрам раньше достижения миката, но не после его пересечения, так как в этом случае необходимо будет совершить дополнительное жертвоприношение.
Ихрам
Ихрам — особое состояние, войдя в которое верующий совершает большое (хаджж) и малое (умра) паломничество.
Пророк Мухаммад определил пять мест для вхождения в состояние ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них.
Эти микаты следующие:
Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Если он минует его и намеренно не войдет в состояние ихрам, то ему надлежит вернуться и сделать это. В противном случае, паломник должен принести в жертву барана на территории Мекки и раздать мясо жертвенного животного беднякам.
Добравшись до миката (мн. ч. мавакит), паломник выполняет ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей. В состоянии ритуальной чистоты (тахара) паломник надевает специальное одеяние, также называемое Ихрамом, состоящее из двух кусков белой материи; один оборачивают вокруг бедер (изар), другой набрасывают на плечи (рида’). Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние Ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (талбийа): «Вот я перед тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой! Воистину, хвала тебе, милость и могущество! Нет у тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества.
Слова талбийи фактически являются заявлением паломника о том, что он приступил к совершению малого паломничества (‘умры) или хаджа.
В состоянии ихрама паломнику запрещено заниматься торговлей, вступать в половые сношения, проливать кровь, стричься, бриться, умащаться благовониями. Нельзя охотиться или оказывать какую-либо помощь в охоте на территории Мекки, нельзя вырубать дикорастущие деревья или рвать зелень на территории Харама (Мекки), если они специально не посажены человеком, нельзя жениться, женить кого-то другого и свататься.
Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, разрешается поднимать найденные на территории Харама (Мекки) деньги, золото, серебро и т.п. только для того, чтобы уведомить людей о своей находке и найти владельца.
Женщине в состоянии ихрама запрещается надевать перчатки и закрывать лицо. Но если рядом с ней присутствуют посторонние мужчины, то она закрывает свое лицо так же, как в обычные дни.
Мужчине в состоянии ихрама запрещается прикрывать голову одеждой ихрам или надевать головной убор. Мужчине в состоянии ихрама запрещается надевать шитую одежду (рубаш-ку, брюки и т.п.) и закрытую, имеющую задник, обувь. Тому, кто не сможет найти набедренную повязку (изар) или открытые сандалии, разрешается надевать брюки и закрытую обувь.
Нарушение этих запретов делает паломничество недействительным. Выход из состояния Ихрама после окончания паломничества осуществляется посредством обрезания пряди волос. Внутренний смысл Ихрама заключается во временном отказе от дел «этой жизни» ради предстояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в День воскресения. В обряде принятия Ихрама нашла отражение идея всеобщего равенства мусульман независимо от их имущественного и социального положения в обществе.
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Ихрам
Смотреть что такое «Ихрам» в других словарях:
Ихрам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ихрам (значения). Ихрам (إحرام «посвящение» ) особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в … Википедия
Ихрам — араб. слово, означает состояние, когда дозволенное становится запрещенным, а именно во время пилигримства мусульман в Мекку. Вступить в И., значит начать обряды пилигримства. Паломник подстригает усы, обрезает ногти, выдергивает волосы из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ихрам — 1. Хаҗга баручыларның Мәккәгә җитәрәк бөтен харам әйберләреннән арынып, режимга керүе. Шуны эшли торган урын 2. Хаҗга баручылар изге җиргә керер алдыннан өсләренә кия торган япма, өреткеч кием … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
ИХРАМ — (араб.) 1) одежда паломника мусульманина, состоящая из 2 кусков неподрубленной белой льняной или хлопчатобумажной ткани, к рые прикрывают грудь и спину. И. не снимается во время хаджжа и по завершении его хранится верующим как св. реликвия; 2)… … Атеистический словарь
Ихрам (значения) — Ихрам: Ихрам особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Ихрам специальная одежда, которую мусульманские паломники одевают во время хаджа и умры … Википедия
Хадж — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Хадж и умра — Вкратце, совершение хаджа сводится к выполнению паломниками следующих действий. Совершение хаджа, который является одним из столпов Ислама, заключается в совершении двух его частей: умры таматту и хаджа таматту. Умру таматту дозволяется совершать … Википедия
Хаддж — Достопримечательность аль Масджид аль Харам Страна Саудовская Аравия город … Википедия
Хаджж — Достопримечательность аль Масджид аль Харам Страна Саудовская Аравия город … Википедия
Хадж — паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на Арафате. После этого посещается и обходится Кааба (См. Мекка, Масджид аль Харам и Кааба). Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Ихрам в исламе что это
وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَىٰ كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (Сура Хадж, 27 аят)
Сказал Посланник Аллаhа ﷺ: «Торопитесь с совершением хаджа, потому что из вас никто не знает, когда к нему придет смерть» (Абу Дауд, Ибн Маджа). «Совершающие Хадж и умру в гостях у Аллаhа. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения, Он простит их» (Ибн Маджа).
Одним из пяти столпов Ислама является хадж. Каждый мусульманин, имеющий возможность, обязан совершать хадж один раз в жизни. Для совершения хаджа мусульманин входит в состояние ихрам.
Что такое ихрам?
Ихрам – это ритуальное состояние, в котором молящемуся и паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время.
Молящийся оказывается в таком состоянии после произнесения слов «Аллаху акбар» (Аллах велик) в начале намаза, которые называются такбират аль-ихрам. А паломник после надевания ритуальной одежды и произнесший тальбийю (принятии намерения совершить хадж) считается вошедшим в Ихрами.
Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате.
Места для облачения в ихрам (микаты)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них.
Эти микаты следующие:
Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот либо руководители групп. объявляет об этом паломникам.
Как войти в состояние ихрам?
Для того чтобы войти в состояние ихрам поломник подстригает ногти, укорачивает усы, удаляет волосы из подмышек и паха, совершает гусуль (полное омовение). Если нет возможности совершить гусуль, совершает вуду(малое омовение). Затем паломник-мужчина обворачивается ихрамом, представляющим из себя два куска ткани (которые называются изар и рида). В состоянии “ихрам” голова должна быть открыта. Женщина может войти в состояние “ихрам” в повседневной одежде, не меняя ее. Затем, там же в микате совершает 2 рака`ата намаза-сунны, по случаю вхождения в ихрам, произнося намерение о совершении хаджа и читает дуа “Тальбия”. Таким образом паломник входит в состояние “ихрам”.
После вхождения в состояние ихрама и далее на протяжении всего паломничества (хаджа или умры) читается тальбия. Мужчины читают вслух, а женщины – тихо:
لَبَّيْكَ اللهُمَّ لَبَّيْكَ لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ
«Леббейк Аллаhумма Леббейк Леббейка ля шерике лека Леббейк. Инналь-хамда уан-ни’мата леке уаль-мульк ля шерике лек» перевод: “Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! У Тебя нет сотоварищей. Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварищей”
В состоянии ихрама действуют специальные запреты:
В случае нарушения одного из данных запретов паломник должен сделать искупление в форме жертвоприношения.
Как совершается Ихрам намаз?
Для совершения ихрам намаза паломник делает намерение о совершения ихрам намаза и выполняет 2 рака`ата намаза.