Икона древо пресвятой богородицы значение в чем помогает
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона Древо Богородицы – значение и как помогает
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Сравнительно недавно, в начале XXI века, появилась в истории иконографии икона Древо Пресвятой Богородицы. Ее можно встретить во многих церковных лавках и на полках православных магазинов. Она является собирательным образом, так как на ней изображение 16 чудотворных ликов Богородицы, что описывают Ее как Царицу Небесную после рождения Спасителя Иисуса. По внешнему виду святыня напоминает генеалогическое дерево, только на нем нет смены поколений. Разобравшись в его структуре, становиться ясно, что все произрастает из самого центра этого дерева.
Икона Древо Богородицы и ее значение
В самом центре этой удивительной иконы изображение Рождества Иисуса в Вифлееме. Рядом с яслями, в которых лежит Богомладенец, сидит Дева Мария.
Именно это событие, великое Рождение Предвечного Младенца является основой христианской веры, и всего, что в ней есть. Это рождение не только Господа нашего Иисуса Христа, но и рождение Пречистой Девы, как Царицы Небесной, рождение веры и прихода христиан к своему создателю – Богу.
Образ неразрывной связи Богородицы и Младенца изображен в лике «Сладкое лобзание», что располагается перед изображением Святого Рождества. Это символ безусловной и чистой любви. Любви Девы Марии к Сыну Божьему, любви Бога к людям.
Так как образ Девы Марии Заступницы силен в душе христианина, по обе стороны Святого Рождения можно увидеть известные каждому верующему человеку своими явлениями чудотворными, лики Божией Матери:
Представлены на этом святом образе Древа три основные типы иконографии:
Поскольку святое изображение является сборным образом, молитва перед иконой Древо Богородицы направляется в целом к самой Пречистой и Сыну Божьему, или к каждому отдельно изображенному Ее лику. Нет особенных случаев, когда нужно обращаться именно к этому образу, так и нет у него своего дня почитания.
Так же не известен и автор этого образа, но появление его в начале XXI века, в сложный и переходной период для нашей страны, свидетельствует о том, что Матерь Божья все еще заступается и покровительствует земле русской, указывая и наставляя на путь Божий.
Икона Древо Пресвятой Богородицы – в чем помогает
Поскольку это святое изображение состоит из многих чудотворных ликов Пресвятой Богородицы, молятся перед Ее образами в самых различных жизненных ситуациях, обращаясь с любыми мирскими проблемами. Икона Древо Богородицы помогает каждому, кто обратиться с чистым сердцем и прошением идущими из самой души.
Молитва иконе Древо Богородицы помогает человеку покаяться в содеянном, наставляет на путь истинный. Как первая заступница каждого страждущего на земле Пречистая Дева Мария услышит, утешит и благословит. Вот некоторые молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице:
«Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».
« О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь».
И не забывайте, не только просить у Девы Марии помощи и заступничества, а и благодарить Господа Бога, Богородицу и святых покровителей, за то, что они всегда рядом и помогают Вам.
В этом видео Вы услышите песню-молитву о помощи Богородицы:
«Горний Иерусалим»
Три месяца назад у меня в доме появилась необычная икона. Мне подарили ее на память в Знаменском скиту, на Покров. Я совсем еще ничего об этой иконе не знала, но тут же решила для себя, что узнаю и расскажу о ней в праздник под названием «Собор Пресвятой Богородицы», бывающий назавтра по Рождестве Христовом. Собор этот, правда, «собран» в память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, и потому имеет другое содержание, нежели моя икона, но, когда вы ее увидите, то «с ходом моих мыслей» наверняка согласитесь.
По возвращении домой я стала искать сведения о моей иконе. И, хотя, как мне сказал один просвещенный человек, икона эта хорошо известна, единственный более или менее цельный рассказ о ней я обнаружила в работе под названием « Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»», автор – Щуринов Виктор Андреевич, МОУ СОШ № 4, 5 класс, п. Темижбекский, Новоалександровский район, Ставропольский край, 2011 год (http://forum.schoolpress.ru/article/18/179). Работа эта представляет собой реферат, оснащенный «понятийным аппаратом», и я знакомлю вас с ней в облегченном варианте.
Итак:
Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена икона Божьей Матери «Владимирская». Чуть выше, по обеим сторонам ствола, на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх, размещены иконы типа «Одигитрия», по левую – «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре, – «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке белый город, над которым надпись – «Горний Иерусалим».
По словам диакона Алексия Степанова, клирика Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009), «смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме».
Мы же попытаемся выстроить свою гипотезу смыслового и символического значения рассматриваемой иконы. «Горний Иерусалим» наша Отчизна, жизнь которой неразрывно связана с Богом. Символическое значение «Древа» – и есть жизнь. Оттого и вырастает это древо жизни из «белого города, подернутого легкой дымкой». Красные розы (считается, что роза – райский цветок, красный цвет – цвет крови, победы) означают, по нашему мнению, что невозможно жить, стремиться, развиваться без осознания того, что Богочеловек пролил Свою Божественную Кровь за каждого человека, во имя его спасения. И этого спасения не было бы, если бы не совершилось Его Рождество. Потому и икона «Рождества Христова», гораздо большая по размеру, находится в центре этого живоносного древа.
Как говорилось выше, у основания – «Владимирская» икона Пресвятой Богородицы, величайшая национальная русская святыня. Взгляните в глаза этой иконы, и вы прочтете в них величайшую силу духа, веру в безграничное милосердие Божие к людям, надежду на их спасение. Немного выше видим чудотворные иконы «Знамение» и «Неупиваемая чаша» (относится также к иконографическому типу «Знамение»). На иконах этого типа Пресвятая Дева с воздетыми к небу руками молит Создателя, да приимет Он сей плод (Богомладенца) как жертву за спасение всего мира, за нашу Родину. И не случайно по правую сторону – «Неупиваемая чаша», икона, перед которой возносятся молитвы о самых страшных российских бедах: пьянстве, наркомании, курении. И далее расположены иконы: «Тихвинская», «Скоропослушница», «Черниговская», «Казанская», «Смоленская», «Иверская». Очень распростаненные и почитаемые иконы. Кто не слышал о них? Все иконы – иконографического типа «Одигитрия», что значит «Путеводительница», не Сама ли Богородица указывает нам путь ко спасению? И как же символично венчает крону дерева «Иверская» икона – «Вратарница», будто бы зовет постучать во врата Рая, только открой, а там – Бог. Правая сторона древа – православие, путеводительница. Иди этим путем, и не собьешься с дороги.
С левой стороны, выше иконы «Знамение», – икона с необычным названием «Утоли моя печали». На свитке в руках Богомладенца написано: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите…» – это как завещание нам, живущим сейчас в России. На этой стороне собраны поразительные иконы типа «Умиление»: «Млекопитательница», весьма редкая в России икона, но Богородица, кормящая Своего Божественного Сына, как будто взывает к заботе о детях – будущем России. «Феодоровская» – у нее долгая сложная история и очень трудная задача: охранять и наставлять властителей Руси. «Донская» – защитница и помощница воинства русского. «Почаевская» – сохраняет от ересей и расколов, исцеляет от слепоты – и телесной, и духовной. Венчает левую сторону кроны древа икона «Достойно есть». «Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Пречудная Владычице!»
Сам Архангел Гавриил возвестил людям слова Славословия Пречистой Богородицы.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим (по словам святителя Игнатия Брянчанинова), говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.
Итак, некогда Русь Святая, отвернувшаяся от Бога, вновь может возродиться. И Пресвятая Богородица указывает путь к этому возрождению. И мы осмелимся назвать исследуемую икону «Древо возрождения Святой Руси».
. Н едели три назад мне подарили книгу об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) «Видевше свет вечерний. Встречи со старцем», выпущенную Псково-Печерским монастырем в 2004 году (когда еще отец Иоанн был жив). И вот, листая эту огромную (так и хочется сказать – «фолиант») прекрасно изданную книгу, я вдруг увидела на стене его кельи… свою икону! На другой стене, симметрично ей, в таком же окладе, но в другом решении (качество фотографии, даже при увеличении, не позволяет разглядеть ее персонажей, можно только предполагать, что на иконе Рождества Христова в центре, кроме Богородицы, изображен еще и Иосиф), висела другая икона. Между ними – образ Спасителя.
Еще одна трактовка?
Икона древо Богородицы
ИКОНА ДРЕВО БОГОРОДИЦЫ
Не так давно, приблизительно в первой половине 21 столетия, иконография познала икону Древа Пресвятой Божьей Матери. Образ этой Святыни можно встретить в лавках продажи икон в церкви или на стеллажах торговых прилавков православной тематики.
Сей образ называется собирательным, ведь здесь обобщены сразу шестнадцать ликов Божьей Девы. Богородице приписали звание Царицы Небесной после того, как она стала Матерью Иисуса Спасителя.
На первый взгляд может показаться, что икона представлена в виде генеалогического древа, но, присмотревшись, становится ясно, что поколения неизменны. Так происходит потому, что сердце древа находится в его центре.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ДРЕВА БОГОМАТЕРИ
Центр удивительного дерева, изображенного на иконе, представлен ликом Рождества Христового в Вифлееме. Богоматерь на изображении сидит около яслей, где лежит Сын Божий.
В основу православной веры положено великое событие в жизни христиан – Рождество Младенца Предвечного. Это событие – все самое значимое для православия. Этот день знаменуется не только Рождеством Бога, Иисуса, но и рождением Небесной Девы, верованием в Господа и приходом православных к Создателю.
Лик непоколебимой связи Божьей Матери и Господнего ребенка можно увидеть в образе «Сладко лобзанье», который расположен перед Святым Рождеством. Это изображение символизирует чистоту любви матери к младенцу, любви Девы Небесной к Господнему ребенку, любви Всевышнего к мирскому.
Каждый христианин всей душой почитает лик Богоматери Заступницы, поэтому с обеих сторон Святого Рождества можно видеть чудотворные образы Божьей Матери, которые известны всем православным:
На этом Святом изображении Дерева есть три основных типа иконографии:
Так как Святой образ можно смело назвать собирательным, прочтение молитвы пред ликом Древа Богоматери направлено непосредственно в Деве Небесной и Сыну Господа, либо же к каждому Святому лику отдельно. Неизвестны отдельные случаи, когда следует просить помощи у конкретного образа, так же как и нет даты его почитания.
Кроме того, никто не знает имени автора сего изображения. Появление образа датируется началом 21 столетия, когда наша страна переживала не самый лучший период. Об этом свидетельствует покровительство Матери Божьей, которая все это время заступалась и покровительствовала русскую землю, наставляя на истинную стезю Господню.
ПОМОЩЬ ИКОНЫ ДРЕВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ
Этому святому изображению, которое складывается из множества чудотворных образов Девы Небесной, читают молебен, когда попадают в самые трудные ситуации. Каждый просящий хочет получить помощь Пресвятой в решении своих мирских проблем.
Изображение Древа Богоматери покровительствует каждого, кто обращается к ней с чистотой души и сердца
• У Богородицы просят утешения в горести и скорби;
• К Святой Деве обращаются за заступничеством от недоброжелателей, их злобы и зависти;
• Образ Богородицы исцеляет самые тяжелые заболевания, лечит тело и очищает душу православного;
• Икона поможет справиться с мирскими трудностями, укрепит дух и силу веры во Всевышнего;
• Божья Матерь защитит семейное лоно, сбережет его от горестей и невзгод, сохранит ребенка от беды.
Молитвенное обращение к Древу Божьей Матери оказывает помощь в покаянии просящего, наставляет его на истинную стезю. Пречистая Дева Небесная обязательно услышит каждого земного христианина и даст ему благословение
МОЛИТВЫ К СВЯТОМУ ОБРАЗУ
Существует несколько молитв, обращенных к Богоматери:
Молитва 1
«Царица моя Преблага, надежда моя, Богородица, Приятелица сирыя и странныя Предстательница, скорбящия Радость, обидимыя Покровительница! Зришь мои беды зришь мои скорби, помоги мне, как немощному, окорми меня, как страннаго. Обиду мою веси, разрешай ту, как волишь: как не имам иным помощь разве Те, ни иным Предстательница, ни благим Утешительница, только Те, о Богомать, как да сохранишь меня и покроешь во веки веков. Аминь».
Молитва 2
« О Пресвята Дева, Мать Бога Всевышнего, Заступница и Покров всея, к Те прибегающия! Призрей с высот святых Твоих на меня, грешного (указать имя, припадающего ко пречистыя образе Твоея; услышь мою теплу молитву и принесь ею перед Возлюбленным Сыном Твоея, Богом нашия Иисусом Христом; умоляй Ея, да озарит мрачну душу моею светом Божественным благодати Своей, да избавит меня ото всяких нужд, скорбей и болезней, да ниспошлет мне тихо и мирно житье, здравье телесно и душевно, да умирит страждуще сердце моея и исцелит раны ея, да наставит меня на добрые дела, ум мои ибо от помышлений суетныч да очиститт, исполненью же заповедей Своих меня научивши, от вечных мук да избавит и Своея Небесныя Царствья да не лишпти меня. О Пресвята Богородица! Ти, «Всея скорбящие Радость», услышь и меня, скорбного; Ти, именуема «Утоленье печалей», утоли и моею печалю; Ти, «Купина Неопалима», сохрани мир и всех нас от вредоносныя огненныя стрелы врагов; Ти, «Взысканье погибшия», не попускай и мне погибнуть в бездне грехов моея. На Тебя бо по Божьи всея моея надежда и упованье. Буди мне в жизни временной Заступнице, и о жизни вечной перед Возлюбленныя Сыном Твоея, Господом нашим Иисусом Христом, Ходатайца. Научай меня Тому ибо с верой и любовью служить, Те же, Пресвята Мать Божья, Преблагословенныя Мария, благоговейно чтить до скончанья дней моея. Аминь».
Помните о том, что Господа нужно благодарить, нести в своем сердце благодарность за помощь и покровительство Деве Марие, чтить всех Святых, ведь они всегда с нами, защищают и помогают нам.
Икона древо пресвятой богородицы значение в чем помогает
Икону «Древо Богородицы» еще называют «Горний Иерусалим», поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери:
Источник: PRAVICON.COM [2013]
Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы» изображает 16 основных чудотворных икон (образов) Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом Христом, расположенных на ветвистом дереве. В центре дерева изображена Вифлеемская пещера и Богоматерь с Младенцем Иисусом, возлежащим в яслях. Это Рождество Господа дало основание изображать Приснодеву Марию как Матерь Божию. Вот почему икона Рождества помещена на стволе символического дерева и выделена большим размером в сравнении с другими иконами. Под иконой Рождества на стволе изображена икона «Сладкое лобзание», символизирующая дивную любовь и непрерывную связь между Матерью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Слева и справа по ветвям дерева расположены по 7-мь известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем.
Смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного древа, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме. Молиться перед этой иконой можно Пресвятой Деве и Богомладенцу. Поскольку эта икона составная, т.е. состоит из изображения 16 икон Богородицы, то молиться ей, как одному образу не годится. Можно молиться каждой изображенной иконе, или просто Самой Богородице.
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Казанская икона Божией Матери |
Иконография Пресвятой Богородицы
Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» [1], поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, Ее изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в т.ч. украшения богородичных образов. Иконы Божией Матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы — сказаний об иконах, что в свою очередь явилось источником дальнейшего развития иконографии.
Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери.
Богородица на престоле
Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.— 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).
Оранта
Другим распространенным типом изображения Пресвятой Девы является Оранта, где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками (напр., на ампулах из сокровищницы собора Боббио) (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме, ок. 430, на миниатюре из Евангелия Раввулы [2], на фресках апсиды мон-ря прп. Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642), а также на донышках стеклянных сосудов [3].
Одигитрия
Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии, названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы [4]. На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.
Нерукотворный образ Богородицы
В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы, по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде. Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).
Никопея
Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582–602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы. Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.
Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.).
Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие.
Послеиконоборческий период
В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе — чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.
Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова [5]; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).
Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА).
Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.
Богородичная иконография на основе литургических текстов
Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII–XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» — фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона конца XIV — начала XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,— «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР).
Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).
Житийный цикл
В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; 850–860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II [6] и мозаиках церкви Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (30-е гг. XI в.) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «Встреча Марии и Елисаветы», представлен в южной апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.
В XIII–XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.
Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».
Иконография богородичных образов XIX-XX века
Иконография богородичных образов значительно обогатилась в позднейшее время. В XIX–XX вв. прославились иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская (келейная прп. Серафима Саровского), на которой представлена Богородица без Младенца со скрещенными на груди руками, с нимбом, окруженным огненными язычками, «Спорительница хлебов» (название дано прп. Амвросием Оптинским), где запечатлено явление в небесах Богородицы, благословляющей нивы, обретенная в селе Коломенском «Державная». Отношение Русской Церкви к образам Богородицы глубоко и точно выражено в словах песнопения богородична: «И до ныне милостиво».