Икона ефрема сирина чем помогает
Житие преподобного Ефрема Сирина и значение святого в православии, текст молитвы
Первые века существования христианской веры – эпоха подвижников и героев, посвятивших свою жизнь распространению учения Иисуса. Ефрем (преподобный) Сирин прославлен православной церковью как святой, сделавший молитвы и тексты Писания ближе простому человеку, написавший понятные поучения и проповеди. Жизнь святого, которого называют учителем покаяния, может быть примером беззаветного служения истинной вере и помощи ближним.
Краткое жизнеописание святого
Жития святых создаются спустя многие годы после их кончины. Источники иногда противоречат друг другу. Невозможно точно определить, исповедовали ли родители Ефрема христианство, по некоторым сведениям, его отец был языческим жрецом.
Родился Ефрем в начале 4 века в Низибии, годом рождения преподобного считают 306 год. Юноша отличался несдержанностью, вспыльчивым и горячим нравом, склонностью к необдуманным действиям. Один неосторожный опрометчивый поступок времен юности оказал серьезное влияние на изменение мировоззрения, характера и всю дальнейшую жизнь. Молодой человек из озорства открыл загон по соседству, корова выбралась из него, попала в когти дикого зверя и погибла. Владелец коровы был бедным человеком, это стало для него серьезной потерей. Ефрема не разоблачили, его проступок остался неизвестен, юноша счастливо избежал заслуженного наказания.
Это событие в жизни молодого человека имело неожиданное и грозное продолжение. Однажды во время поездки Ефрему пришлось заночевать в пути с пастухом, охраняющим стадо овец. Но утром уснувший пастух обнаружил, что часть скота пропала. Хозяин овец посчитал, что гость навел злодеев и помог украсть его собственность. Ефрем был объявлен вором и попал в темницу.
В заточении юноша страдал от несправедливого обвинения, сетовал на судьбу. Ночью вдруг услышал голос, посоветовавший поискать причины случившегося в прошлой жизни. Тут Ефрем вспомнил несчастного владельца погибшей по его вине коровы и понял, что его настигла справедливая кара за совершенный ранее проступок. Пришло раскаяние, понимание закономерности постигших бед.
Это была расплата за прошлый грех, который остался ненаказанным. Господь дал шанс молодому человеку осмыслить свой проступок и раскаяться в нем. Спустя короткое время виновный был найден, а юноша вышел из узилища оправданным.
Важно: после этого события Ефрем Сирин решил уйти от мирской жизни, служить Господу, проводить дни в молитвах.
Начало подвижнической жизни
Осмыслив свою греховную жизнь, желая покаянием исправить вольные и невольные неправедные деяния, молодой человек удаляется в пустыню, ведет аскетический образ жизни, проводит дни в молитвах. Его замечает старец Иаков, известный отшельник и аскет. Епископ Низибийской церкви стал учителем, наставником Ефрема, оказал решающее влияние на формирование его образа мыслей и определил дальнейшую судьбу.
Увидев ученость юноши, горячую тягу к слову Божию, святой поручал ему обучать детей, читать проповеди. Вместе с учителем святой Ефрем ездил в Никею на Вселенский Собор. Даже среди множества знаменитых мужей молодой человек сумел проявить себя знатоком христианского учения и церковных правил.
В это время Ефрема Сирина постигла новая несправедливость – его обвинили в связи с девушкой, которая указала на него как на совратителя. Безропотно и смиренно нес святой упавший на него позор, не противоречил наветам и обвинениям. Чтобы восстановить истину, ему пришлось подняться на амвон с младенцем на руках. Он попросил назвать имя истинного отца ребенка. Господь явил чудо – трижды было названо имя церковного эконома, который также именовался Ефремом. Окружающие уверовали, что святой не только невиновен, но и удостоен Божьей благодати.
Молитвы святого защитили Низибию, когда войска царя персов подошли к городу. Поднявшись на городские стены, Ефрем неустанно молился. Откликнувшись на просьбы святого о защите, Господь послал чудо – огромные тучи насекомых налетели на солдат и рассеяли грозное войско.
На послушании у преподобного Иакова Ефрем находился до смерти святого, затем решил перебраться в Эдессу. Это место славилось великим числом аскетов, схимников, святых отцов, проживающих в окрестностях.
Эдесса в жизни святого
На входе в город святой получил небольшой памятный урок от простой женщины. Путешественница спокойно и беззастенчиво рассматривала Ефрема. Когда он указал ей, что женщине достойнее смотреть в землю, та ответила, что это созданному Богом из праха мужу нужно не поднимать глаз.
В Эдессе Ефрем обращал язычников, работал, чтобы найти средства для пропитания. Его заметили старцы, живущие в окрестностях, предложили присоединиться к ним. Многому научился Ефрем у подвижника христианской веры Иулина, который помогал ученику постичь слово Божие. Они вели богословские беседы, Иулин также считал глубокое покаяние основой веры.
Ефрем нес христианскую веру, толковал священные тексты, клеймил и разоблачал ереси. Во время одной из молитв Господь вразумил его начать писательство. Ефрем Сирин Божьей помощью понял свое предназначение – славить Господа писательским трудом.
Первой большой работой святого стало истолкование Пятикнижия Моисея, которое высоко оценили знатоки церковных текстов. Чтобы не отвлекаться от трудов, Ефрем уходит в лес, уединяется для полноценной работы. Но явившийся святому ангел указывает, что для настоящего служения Господу нужна миссионерская деятельность. Схимник покидает лес, возвращается в Эдессу. В городе Ефрем ведет богословскую и просветительскую работу, набирает учеников, толкует Священное писание. Открытое им училище иноков продолжило работу и после кончины святого.
Путешествие и последние годы земной жизни Ефрема Сирина
Учитель и просветитель Ефрем был скромным и смиренным, хотел набираться мудрости, перенимать знания и духовный опыт у великих подвижников христианской веры. Святой отправляется в Египет, где его радушно и с почтением принимают местные богомольцы. Он знакомится и проводит много времени в беседах со старцем Паисием. На обратном пути Ефрем посещает Кесарию, где происходит знаменательная встреча с Василием Великим, рукоположившим его в диакона.
После возвращения в Эдессу святой хотел осмыслить впечатления и духовный опыт от встреч с великими христианскими подвижниками и провести остаток дней в уединении и молитвах. Но его родной город настигла беда – разразился голод. Призванный на помощь старец убеждал людей с достатком поделиться с голодающими, спасти от мучений и смерти. На слова уважаемого святого откликнулись богатые люди, в городе открыли богадельню, вносили пожертвования, помогали неимущим.
Когда удалившегося в келью святого настигла болезнь, он слег, пещеру окружили верующие, желающие получить благословение. Ефрем принимал пришедших, просил молиться о нем после кончины. Святой не желал пышных похорон, хотел, чтобы его поминали в молениях. Датой кончины Ефрема Сирина считают 373 год.
Канонизирован в лике святых. День памяти – 28 января.
Значение в православии
Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение и миссионерскую работу, направил свой литературный талант на прославление Господа. Прп. Ефрем создавал свои творения на сирийском языке, но яркость и проникновенность текстов быстро оценили церковные иерархи. Его труды еще при жизни переводили на греческий, а затем – на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при жизни. Имя преподобного упоминается в трудах многих современников Сирина, отмечающих общехристианское значение его работ и личности.
Скромность и аскетизм были главными чертами святого, он подчеркивал, что считает себя неученым. Но труды опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, был знаком с трудами выдающихся эллинов, мифами язычников и даже естественными науками. Познания святого в разных областях поразили даже Василия Великого, известного ученостью и эрудицией.
Тексты Ефрема Сирина отличались красотой звучания и глубоким смыслом. В кратких словах святой умел выразить глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквах во время богослужений сочинения преподобного читали после Священного Писания. Такой чести удостаивались труды немногих авторов.
По форме творения преподобного заметно отличаются от произведений других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианского учения, не углублялся в дебри богословских определений.
Справка: тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, обращаются к чувствам и душе верующих.
Святой богослов не мудрствовал о Господе, а воспевал Всевышнего в молитвах. Сирин заложил основы православного способа славить Бога – с помощью молитвенного опыта верующих, прочувствованного и пережитого во время богослужений и самостоятельно, в уединении.
Большое место в трудах святого занимает разоблачение ересей, которые поразили христианство в 4 веке. Труды Сирина имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует ту же линию – не углубляется в догматику и детали, а указывает на отступничество от подлинной веры и скорбит о грехах и вольнодумстве еретиков.
Значительную часть творений святого составляют проповеди, в которых прославляется жизнь «для Бога». Условием вхождения в Царство Небесное Ефрем Сирин считал покаяние, осмысление своих грехов, отказ от стяжательства, борьбу с унынием и праздностью. Господь решает, кто достоин Царствия Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе крупицы Духа Божьего трудом и ежедневными усилиями. Святой писал, что в покаянии человек сам воскрешает себя из мертвых.
Творческое наследие
В сирийских источниках указывается, что Ефрем Сирин создал около 1000 трудов. Часть текстов сохранилась на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых трудов не доказана, а только приписывается святому.
Все труды преподобного можно разделить на несколько групп:
Тексты святого отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и скорби о том, что подлинная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.
Молитва святого Ефрема считается гимном православия:
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!»
В коротком тексте заключены основные упования христиан – на осознание и избавление от грехов, обретение терпения, любви, покаяния, предания себя Божьей воле.
Гимнография
Гимны (мадраша), написанные святым отцом, отличаются глубокой богословской сутью и яркостью образов. Они имеют четкий ритм, содержат основной текст и рефрен.
Гимны собраны в несколько циклов:
Гимны, написанные святым, отличает образность и большое число стихотворных размеров (до 50). Ефрем Сирин создал запоминающиеся, трогающие душу тексты, понятные простым верующим, несущие глубокую мысль в доступной форме.
Иконография
На иконах святого Ефрема Сирина часто пишут со свитками молитв и проповедей в руках. В традиции также изображать преподобного во время работы, склоненного над рабочим столом с пером в руке. В монастырях православных стран Ефрема пишут с другими святыми – Феодором Студитом, Феодосием Великим, Стефаном Новым. Иконы преподобного Ефрема Сирина во множестве украшают храмы Афона, хотя на святой горе он не бывал. В 1310 году иконописец Мануил Панселин создал образ святого для Успенского собора.
Монастырь Дионисиат на Афоне расписан Зорсисом Фука. Ростовая икона, кроме лика, содержит несколько цитат святого Ефрема. В Иверском монастыре почитается икона «Успение преподобного Ефрема Сирина», писанная в 15 веке. В Лавре Афанасия Афонского хранятся также мощи святого Ефрема.
Ефрем Сирин глубоко почитался при жизни, славился праведностью, скромностью, не грешил даже помыслами. Он считал главной добродетелью христиан – покаяние, постоянную работу над собой, чтобы быть достойным Царствия Небесного. Христианский поэт и богослов канонизирован, проповеди святого считаются образцом глубокой мысли и образности, понятной всем православным.
Преподобный Ефрем Сирин
Прп. Ефрем Сирин |
Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема [1] был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.
Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.
Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.
По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.
Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.
Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.
В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»
Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.
Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.
Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.
Успение преподобного Ефрема Сирина |
Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона
Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона
(пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви — суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской — 27 янв.; в Церкви Востока — пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))
Преподобный Ефрем Сирин: икона
Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема [1] был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем Сирин обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.
Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.
Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.
По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.
Жизнь в пустыне
Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.
Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем Сирин не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема Сирина в диакона и после этого отпустил на родину.
В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»
Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем Сирин всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.
Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема Сирина. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем Сирин, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.
Творения преподобного Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.
Успение преподобного Ефрема Сирина
Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Для этой статьи использовано в основном «Житие преподобного Ефрема», приписываемое святителю Григорию Нисскому (PG. 46. 819–850), но, скорее всего, написанное в VI в. Учение и духовная практика преподобного Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.:Brock S. L’Oeil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale. 50). Греческие тексты, сохранившиеся под именем святого Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают c его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред
Читайте также: