Икона рождество богородицы в чем помогает
В чем помогает икона Божией Матери «Нечаянная радость», значение и история образа
Богородица, пожалуй, самый чтимый образ в православном христианстве (после собственно Спасителя, разумеется). В каждом храме обязательно наличествует несколько икон Божией матери различных типов.
Икона «Нечаянная радость» – одна из самых популярных. Ее почитают всего пару-тройку столетий, что, по сравнению с другими образами Царицы Небесной, которым поклоняются более тысячи лет, и немного. Однако этот образ является квинтэссенцией христианской морали и учебником нравственности, поэтому к «Нечаянной радости» обращается множество молящихся в надежде на чудо.
История обретения иконы «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная радость» («Божьей радости», «Неожиданная радость», «Нежданная радость», «Случайная радость» – ее по-разному величают в народе) – это визуальное отражение рассказа Митрополита Ростовского Димитрия, впоследствии канонизированного.
Дмитрий Ростовский – не только видный религиозный деятель, но и автор многочисленных проповедей и духовных книг. В одной из них, «Руно орошенное» (издана в 1863 году), Дмитрий описал историю, легшую в основу сюжета иконы «Нечаянная радость».
… Один грешник был очень набожным – странное сочетание, но часто встречающееся в нашей жизни, правда? Перед каждым дурным поступком он истово молился и просил благословения перед иконой Богоматери.
Так продолжалось достаточно долго, пока грешника не постигло чудесное видение. Ему привиделась живая Богородица с божественным отпрыском. На конечностях Иисуса зияли разверстые раны (как после распятия на кресте), из которых сочилась кровь.
Грешник в ужасе вопросил Богородицу: что случилось с Иисусом? И Приснодева отвествовала ему, что люди вновь и вновь распинают Христа, умножая его муки каждым грешным поступком.
Человек ощутил раскаяние, разрыдался и попросил Богородицу умолить Спасителя простить его прегрешения. Богородица дважды обращалась к Иисусу, но он отвечал отказом. И только на третий раз он согласился помиловать грешника из уважения к непорочной родительнице, которая возжелала пасть ему в ноги.
Грешник облобызал раны Христовы, очнулся и ощутил невиданный прилив радости, так как понял, что он спасен. С тех пор человек вел благочестивую жизнь, искренне молился и не грешил.
История грешника, получившего спасение после лобзания Христовых ран, часто отражается непосредственно на иконе. Отрывок из нее размещается непосредственно под образом Богородицы, держащей Христа на коленях. Иногда его замещает текст молитвы.
Первый образ «Нечаянная радость» был создан анонимным иконописцем ориентировочно в XVIII веке. С него было сделано множество списков, некоторые стали чудотворными.
Значение образа
Значение иконы «Нечаянная радость» понятно любому человеку, который хоть сколько-то сведущ в христианской морали. Образ напоминает о великом подвиге Спасителя, искупившего все грехи человеческие своими страданиями. Мы часто молимся, но продолжаем совершать неблаговидные поступки, ошибочно полагая, что молитва заменяет праведную жизнь.
Икона означает, что Господь ожидает от нас не только молитв, но и благовидных поступков. Злоба, пьянство, воровство, алчность, прелюбодеяние и так далее – все это грехи, умножающие страдания Христовы. Мы, неблагодарные, грешим – Спаситель принимает дополнительную толику мук.
Тем не менее на небесах есть Заступница, которая умоляет Господа пощадить грешников. И что бы мы ни совершали, следует просить ее о защите. Она умолит Божественного отпрыска о прощении и спасении, но и мы должны в дальнейшем постараться не вносить печальной лепты в страдания Искупителя.
Богородица слышит все наши молитвы. Прощение могут получить абсолютно все. Главное – искреннее раскаяние и стремление к праведной жизни.
Иконография
Изображение иконы «Нечаянная радость» напоминает художественное полотно с динамичным сюжетом. Помимо Богородицы с сыном, на ней изображен тот самый грешный человек, которого постигла нежданная радость. Антураж – Божий храм, виднеющийся на заднем плане. Иконографический тип – Одигитрия, то есть, «Путеводительница» либо «Указующая путь».
Коленопреклоненный человек взирает на Богородицу, держащую на руках божественного сына. Он растерян и поражен чудесным видением. Приснодева и Спаситель тоже смотрят на богомольца. Их взгляды укоризненны, но добры: так смотрят любящие родители на набедокуривших детей.
Рука Богородицы показывает на Христа, будто указывая путь к спасению. На теле Христа виднеются раны и язвы, свидетельствующие о его страданиях, одежда разорвана. Под образом Спасителя и его Пречистой матери расположен текст (либо отрывок из книги «Руно орошенное», либо молитва).
«Нечаянная радость» – самый динамичный и пронзительный образ из всех существующих икон Богородицы. Молящийся отождествляет себя с кающимся богомольцем, проникается его чувствами: сначала страхом, потом раскаянием, а в финале – неземной радостью от полученного прощения.
Икона выглядит достаточно современно: помним, что создана она была сравнительно недавно. Что такое пара-тройка столетий по сравнению с историей христианства длиной в два тысячелетия?
В чем помогает икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость»
Икона «Нечаянная радость» – поистине универсальный божественный ответ молящимся. Ее просят практически обо всем, и она помогает даже закоренелым грешникам и вчерашним атеистам.
Чаще всего чудесный образ просят об:
Небесная Заступница ходатайствует перед Спасителем о каждом из нас. И он, из уважения к матери и любви к роду человеческому, искупает наши грехи и спасает наши души.
Списки иконы «Нечаянная радость»
Чудотворная икона действительно помогает страждущим вне зависимости от тяжести их прегрешений. Список с нее имеется практически в каждом православном храме. А во многих российских городах есть церкви, часовни и монастыри, названные в честь «Нечаянной радости».
Только в Москве имеется минимум три чудотворных списка иконы. Они находятся в храмах Илии Пророка в Обыденском переулке, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще, Спаса Преображения на Песках.
Чудотворная «Нечаянная радость», чьи божественные свойства были документально подтверждены, пребывала и в храме «Неопалимой Купины», что в Хамовниках. Благодаря ей прихожанка Агафья Степанова исцелилась от глухоты. Однако при советской власти чудотворный образ был утерян.
Чудеса, связанные с иконой
К сожалению, задокументированных чудес, связанных с иконой «Нечаянная радость», немного. Однако множество прихожан не только описывают чудеса, творимые этим образом, но и искренне благодарят его богатыми дарами.
В своих воспоминаниях старец Никон описывает путь к монашеству. Он вместе с братом неоднократно наведывался в Оптину Пустынь, дабы принять постриг. Однако старожилы монастыря долго присматривались к юношам и проверяли их намерения на прочность. Желания юношей сбылись именно в день чествования описываемой иконы – наверное, потому, что их дед некогда много сделал для храма «Нечаянной радости».
Еще одно зарегистрированное чудо датируется 1994 годом. Одна из монахинь увидела во сне Крестный ход: процессия двигалась из Кремля к Ильинскому храму, а окружающие радостно кричали, что идет Царица. На следующий день икона была перенесена в соответствующий храм уже в реальности, став его главнейшим духовным достоянием.
А вот чудо, произошедшее всего несколько лет тому назад. В Саратове был выстроен и освящен новый храм «Нечаянной радости». Жена настоятеля храма вскоре после вступления супруга в новую должность забеременела и родила здоровую малышку. А ведь брак четы много лет был бесплодным – супруги уже было смирились с этим и взяли на воспитание приемную дочь, а тут и своя появилась, кровная!
Дни празднования
День почитания иконы «Нечаянная радость» – большой церковный праздник. Точнее, целых три: у чудесного образа два дня памяти (14 мая и 22 декабря). Имеется и еще один летний переходящий праздник, отмечающийся в июне.
Приснодеву очень чтят в России и во всех государствах, где проживает много православных. Помимо множества Богородичных праздников, каждая известная икона Богородицы имеет 2-3 персональных дня почитания. И «Нечаянная радость» не исключение!
Празднование Дня иконы Божьей Матери «Нечаянная радость»
О чем и как молиться иконе
Богородица слышит все наши молитвы и заступается за нас перед Богом. Иконе «Нечаянная радость» молятся о рождении детей, их здоровье и благополучии, исцелении от болезней и зависимостей, мире с близкими и душевном равновесии, защите от недругов и других напастей.
Тексты молитв
Молиться можно как в храме, так и дома, перед семейным алтарем или карманной иконой. Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».
Молитва Заступнице
О Пресвятая Дева, Всеблагого Сына Мать Всеблагая, града и святого храма сего Покровительница, всех сущих во грехах, скорбях, бедах и болезнях верная Предстательница и Заступнице! Прими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и как древнего грешника, на каждый день многажды пред честною иконою Твоею молившегося, не презрела, но даровала ему нечаянную радость покаяния и преклонила Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешного и заблудшего, так и ныне не презри моления наши, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред образом Твоим, дарует нечаянную по кому-то потребную радость; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — действенное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбях и печалях – утешение; обретающимся в бедах и озлоблении – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; изжившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о грехах, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердись о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честном жительстве пребывающих до скончания их во благости соблюди; злым благое сотвори; заблудших на путь правый наставь; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разрушь; в недоумении и трудных и опасных обстоятельствах обретающихся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспошли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавать, путешествующим сопутствуй; сущим в нужде и гладе будь Питательница; неимущим крова и пристанища будь покровом и прибежищем; нагим подай одеяние; обиженным и неправедно гонимым – заступничество; клевету, поношение и хуление терпящим незримо оправдай; клеветников и хулителей пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подай примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием; супружество в любви и единомыслии сохрани; супругов, во вражде и разделении, помири, соедини друг к другу; детородящим скорое подай разрешение; младенцов воспитай; юных целомудрию научи, открой им ум к восприятию всякого полезного учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию наставь; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовью огради; безматерних сирот будь Матерь, от всякого порока и скверны отврати и всему благому и богоугодному научи; прельщенных же грехом и в нечистоту впадших, скверну греха отними, из бездны погибели изведи; вдов будь Утешительница и Помощница; старости буди опора; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избавь и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненную, непостыдную, мирную и добрый ответ на Страшном Суде Христовом даруй; преставившимяс в вере и покаянии от жития сего с Ангелами и всеми святыми житие сотвори; скончавшимся внезапною смертью милостиво Сына Твоего умоли и о всех усопших, не имеющих родственников, об упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама будь непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатальница. Да все на Небесах и на земле ведают Тебя, как твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и славят Тебя и Сына Твоего, со Безначальным Его Отцом и Единосущным Его Духом, ныне и вечно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4 (перевод на современный русский язык)
Сегодня, верующие люди, духовно торжествуем, прославляя Защитницу усердную христианского рода и прибегая к пречистому Её образу взываем так: о Премилостивая Владычица Богородица, подай нам нежданную радость, обремененным грехами и множеством скорбей, и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего о спасении наших душ.
Кондак, глас 6
Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Необязательно учить тексты молитв наизусть: можно читать их и с листа бумаги или сборника. А если такой возможности нет, можно обратиться к Богородице и своими словами: если они будут искренни, то Царица Небесная обязательно их услышит и передаст Спасителю!
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.
Житие Пресвятой Богородицы
На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.
Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.
В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.
Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.
Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»
Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью Матерь.
Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.
С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.
Значение иконы Рождества Богородицы
Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.
Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.
Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.
Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры
Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.
Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.
Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.
Молитвы перед иконой
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»
Величание
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Описание и значение иконы Рождество Пресвятой Богородицы, в чем помогает образ Марии
Пресвятая Богородица является одной из самых почитаемых святых в христианской религии. Существует много икон с ее изображениями. Особое место отдается иконе «Рождество пресвятой Богородицы». Есть разные варианты ее написания, но на всех сюжет один – Дева Мария в период младенчества и рядом с ней благочестивые Анна и Иоаким – ее родители. Эта икона необычна для христианства, поскольку на ней изображен не божественный сюжет, а событие из жизни простых людей.
История происхождения
История, которая легла в основу изображения на иконе, – история чуда, случившегося в одной семье. Все христиане верят в него, а потому поклоняются иконе. Анна и Иоаким проживали в маленьком городе Назарете. Они были людьми зажиточными, но благочестивыми. Оба были из уважаемых семей и их почитали все в городе. Но не было в их семье полного счастья и гармонии, поскольку они были бездетны. Данная проблема в те времена приравнивалась к наказанию.
Иоаким отправился на сорок дней в пустыню для соблюдения строгого поста и молитвы, а Анна молилась в саду. Господь благословил их и послал знак. К Анне явился ангел, который сказал, что долгожданный ребенок скоро появится на свет. Родится девочка, имя которой будет Мария. И ее рождение станет счастливым знаком, который поможет спасти весь человеческий род.
Этот же ангел предстал и перед Иоакимом, сообщив ему о том, что Анна вскоре родит ему дочь, появление которой станет радостью для всего мира. Не сговариваясь, Анна и Иоаким отправились в Иерусалим, где произошла их встреча. Анна и Иоаким были избраны Господом, чтобы помочь спасти все человечество. Анна забеременела и произвела на свет приснодеву Марию. Ее рождение стало чудом для всех. Православные и католики придерживаются этой версии, но первые считают, что это событие произошло в Назарете, а вторые считают местом рождения Богородицы Вифлеем.
Иконография
Несмотря на разнообразие изображений, посвященных появлению на свет Девы Марии, наиболее популярными и важными в православных странах являются следующие иконы Рождения Пресвятой Богородицы, явившиеся первыми на территории православной Руси. Образы похожи друг на друга не полностью, но Иоаким изображен на каждой из них. Картины появлялись с XVII века, когда мужчина и женщина уже могли делить вместе одну комнату, и это не считалось зазорным.
Самые почитаемые иконы Рождения Пресвятой Богородицы:
Эти изображения Рождения Пресвятой Богородицы являются самыми высокопочитаемыми в православии, люди и по сей день молятся им. Несмотря на утрату оригиналов, существуют современные списки, находящиеся в православных храмах.
Значение в православии
Считается, что данная икона является устранением ограничительной черты между человеческой и божественной сущностью. Сам сюжет, изображенный на ней, напоминает верующим о том, сколько чудесных знамений произошло до появления Матери Божией на свет. И рождение дочери у Анны, находящейся в почтенном возрасте, является чудом. Но немногие знают, что Анна была не бесплодной, но целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария.
Основное значение иконы кроется в соблюдении принципов благочестия. Православные христиане в великий праздник рождения Пресвятой Богородицы радуются и благодарят Владычицу за то, что она молится и одаривает своей материнской всеобъемлющей любовью все человечество.
День памяти
День памяти Рождества Пресвятой Богородицы отмечается ежегодно 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому). Дата установлена христианами еще в IV веке, но традиция отмечать его появилась только во второй половине V века. Считается, что именно тогда и появилась на свет Пречистая Дева Мария. Этот день относится к двунадесятым праздникам (12 самых важных православных праздников после Святой Пасхи). Великое событие имеет 1 день пред празднования и 4 дня пост празднования.
Этот день не относится к дням поста, поэтому разрешен прием любой пищи. В храмах проводятся специальные службы.
О чем можно просить перед образом
На иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» изображено счастье, которым сопровождалось появление на свет Пречистой Девы Марии. Перед этой иконой можно просить о чем угодно, и, если пожелания благочестивы, Богоматерь будет просить об их исполнении своего сына.
Эта икона помогает семьям, которые сталкиваются с проблемой деторождения, особенно если забеременеть невозможно на протяжении многих лет.
Перед святым образом молятся о спасении души. Регулярная и искренняя молитва перед иконой помогает сберечь семейное благополучие, защищает детей. Но молящийся должен понимать, что обращается он не к конкретной иконе, а к Богу через нее.
Как правильно молиться
Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно не только в храме, но и дома. Главное – регулярность молитвы, вера и чистота помыслов. Даже не зная общепринятых текстов, можно рассказывать иконе обо всем, что происходит в душе, каяться перед ней, зажигать свечи. Самое главное – молитва должна быть искренней.
Как расположить в доме
Эта икона относится к тем, которые важно иметь в доме. Она размещается в общем иконостасе. Каждый образ, стоящий там, должен стоять не на самой полке, а на подстеленной под ним чистой, светлой салфетке. Все изображения святых, в том числе и это, должны находиться в чистоте, за ними важен постоянный уход. Дополнит иконостас лампадка, периодически зажигаемая во время церковных праздников и молитв.
«Рождество Пресвятой Богородицы» лучше всего поставить рядом с ликом сына Преподобной Марии – Христа Спасителя, изображениями Анны и Иоакима и с образом Николая Чудотворца. Рекомендуется размещать данную икону в детской комнате, она поможет оберегать младенцев и подросших детей от всяческих бед и несчастий.
Где расположен чудотворный образ
Первая фреска с изображением «Рождества Пресвятой Богородицы», дошедшая до XXI века, создана в IX веке. Эта старинная икона находится в храме Каппадокии (территория современной Турции). С течением времени некоторые детали сюжета менялись. На первых изображениях Анна сидит или стоит, и ее поддерживают одна или две женщины. Позже помощницы исчезают, затем одна из них появляется снова. В зависимости от традиций времени, служанки изображены по-разному: обе с опахалами или одна из них держит колыбель с малышкой, а вторая склоняется над ней с опахалом.
Иоаким появляется на изображениях только в XIII веке. Поскольку по правилам его фигура не может быть расположена в центре сюжета, он находится либо в дверном проеме, либо заглядывающим в окно. Позже, уже в XVIII веке, его фигура появляется вблизи ложа Анны.
С течением времени иконы писались по-разному. Менялись традиции принесения даров в честь рождения Марии, в соответствии с этим менялись фрески и иконы в храмах. На сегодняшний день существует много различных изображений, на которых отображено появление на свет Богородицы.
Тексты
Молитва, исходящая от души и сердца, является главной молитвой. Есть разные тексты православных молитв иконе «Рождество Пресвятой Богородицы».
Все молитвы разрешено читать не только в праздник, но и в остальные дни. Исключение составляют дни поста.
Акафист принято читать стоя, послабление делается только для больных людей. Можно не только читать, но и слушать акафист, причем не только в храме, но и дома (по благословению священнослужителя), в записи. Это поможет очищению души и избавлению ее от тягот и страданий. Рекомендуется выучить заранее текст молитвы и читать перед образом Богоматери. Допускается чтение написанного текста с листа или молитва от себя. Важно дополнить слова действиями и поступать благочестиво: помогать неимущим и страждущим.
Тропарь
Кондак
Иоаким и Анна поношения безчадства
и Адам и Ева от истления смерти
освободились, Пречиста, в святом Твоем Рождестве.
Его совершает и сей народ Твой,
от вины прегрешений он избавлен, взывая:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».
Моление, а с ним и стенание от бесплодия и бесчадия
Иоакима же и Анны воспринято.
И вошло во уши Господа, и произрастило Плод животворный для мира.
Ведь на горе совершал он молитву,
она же поношенье в саду переносила,
но со радостию
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
О благая, рожденная Анною, как прославлю или воспою Тебя,
ибо Ты – рожденный Храм всесвященнейший?
Иоаким на горе умолял плод восприять от утробы Анны.
И принятой была от святого молитва,
после же чревоношенья радость в сем мире
преблаженная бысть.
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Дар иногда принес он во храм, и не воспринят остался он,
ведь не хотели воспринять его священники
от неплодного и семя неимущему, и средь Израиля сынов Иоаким был отвержен,
но пришел он потом, и привел с собою Деву
с дарами благодаренья вместе со Анной,
ибо, радуясь днесь,
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Ныне услышали колена Израиля, что родила днесь Анна непорочную,
и все же возрадовались днесь во веселии.
Сделал Иоаким им пиршество, и возрадовались светло они о дивном чуде.
К молитве призвал иереев, левитов,
принес он и Марию, всех посреди их,
чтобы возвеличить:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».
Жизни поток Ты источила нам, во Святое отданная воспитатися
и насладившаяся пищей ангельской,
во Святых Святая Пребывшая, как речется, Ты и Храм, и Сосуд сей Господень.
Ибо девы Саму Деву с свечами приводят,
прообразуя Солнце – То, что имела
принести для верных.
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
«О таинство, свершенно на земле», – по рождении Анна воскликнула
ко Создателю, Провидцу и Богу нашему.
– Владыко, Ты услышал мя, как ту Анну, что упрекал Илий священник за пьянство.
Ведь Самуила она рожденного решила
Владыке посвятити, Ты же, как прежде,
даровал ведь и мне:
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
«Велие днесь, Благий, мне предстоит, ибо я родила Деву, Рождающу
прежде веков Всевладыку и Господа,
по Рождестве же Хранящего Матерь Свою, как и есть Она – Девой.
Сию же приношу Тебе во храме, Щедре.
Сия и Дверь Твоя будет Владыки вышних.
С радостию Ее
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Некогда и Сарра верная возжелала родити неплодная,
прежде рожденья Исаака – сына ее,
Ведь Бога она принимала, с двумя архангелами, в человеческом зраке.
И слово было к ней во время оно:
«У Сарры сын родится» – ныне же миру
радуясь, вопиет:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».
Ныне Мариам сияет временам, и ведь храм не скудеет святынями,
и Захария, Ее видя Взрослеющей,
избирает по жребию Ей жениха и от Бога Иосифа, обрученного Деве.
Ему была дана Она чрез жезла откровенье
от Духа Всесвятаго, сего же ради Анна
радуясь, вопиет:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».
Чтимо Дитя твое, святая мать. Похвалу родила ты вселенныя
и за людей умоление теплое,
Стена Она и Утверждение и Пристанище, на Нее возложивших надежду.
И всяк христианин защиту получает,
покров Ее спасенья и надежду.
Ее же от чрева твоего
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Вышний Боже, Создателю всего, Сотворивший же Словом всяческая,
Создавший человека Твоею мудростью,
Человеколюбче Единственный, Твоему народу мир как Всещедрый нам даруй,
царей сохрани со пастырем сих верных
и безмятежно стадо, храня и защищая,
да всяк вопиет:
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Акафист
Кондак 1
Избранней от человеческого рода и рождшейся от неплодове, Пречистей Деве Марии составим похвалу, яко рождеством Ея начало спасения нашего бысть и пришествие в мир Избавителя возвестися. Темже радостно Ей возопиим: Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Икос 1
Ангел небесный предстояй пред Богом, послан бысть к праведным Иоакиму и Анне возвестити им радость велию, яко по неплодствии своем имут родити Дщерь Преблагословенную, от Неяже всему миру радость произыдет. Темже и мы, радости сея причастницы, похвальная песни Деве воспоем: Радуйся, в Троичном Совете Материю Сына Божия от века предъизбранная; радуйся, древними пророками с патриархи многообразне в образех и сенех прообразованная. Радуйся, вящшие пяти тысящ лет от создания мира верными Божиими рабы, яко Матерь Избавителя ожиданная; радуйся, лествицею Иаковом виденною, Божие к человеком снизшествие прообразовавшаго предуказанная. Радуйся, неопалимою купиною в пустыни Синайстей Моисеом виденною, предвозвещенная; радуйся, Чермным морем Израилю сух путь давшему, фараона же потопившему, образне преднаписанная. Радуйся, написатися нам в книзе Живота Вечнаго пособствующая; радуйся, Царствия Небеснаго невозбранный вход нам ходатайствующая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 2
Видяще праведнии Иоаким и Анна явльшагося им Ангела, возвещающа рождество Твое, Пресвятая Дево, возблагодариша Бога, призревшаго отъяти поношение безчадия их, и всем сердцем тепле возопиша: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Божественнаго строительства и на землю снизшествия Своего Всеблагий Господь исполнити начиная, посланием Ангела Своего возвестити Иоакиму и Анне о рождестве Твоем, Пресвятая Дево. Темже вопием Ти хвалебно: Радуйся, разума Божественнаго проявление; радуйся, дивнаго смотрения Его исполнение. Радуйся, древле предуставленная послужити воплощению Сына Божия; радуйся, от всех родов в жилище всех Царя предъизбранная. Радуйся, еще в рай изречением искусителю змию о положении вражды между тем и Женою и Семенем Ея предуказанная; радуйся, по исполнении времен от неплодове изволением Божиим славне произшедшая. Радуйся, род человеческий рождеством Своим возвеселившая; радуйся, сетование чаявших утехи Израилевы преложившая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 3
Сила Вышняго разреши неплодство заматоревшия во днех своих праведныя Анны: зачат бо Тя, Пречистая, и, чая Твоего рождения, радостно пояше Богу Израилеву хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 3
Имущая безмужно родити Спасителя душ и телес наших, Ты и Сама, яко чудо пред велиим и непостижимым чудесем, от неплодных родителей славно родися, Пресвятая Дево. Темже воспеваем Ти сице: Радуйся, от корене Иессеова и Давидова произшедшая; радуйся, от неплодных ложесн праведныя Анны дивно прозябшая. Радуйся, пророчеством Исаии прежде лет древних Дева-Матерь проявленная; радуйся, по обетованию Ангела рожденная. Радуйся, скиниею свидения и Ковчегом завета прообразованная; радуйся, процветшим жезлом Аароновым образне прознаменованная. Радуйся, прежде рождества Твоего в Матерь Богу-Слову освященная и предуготованная. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 4
Бури поношений человеческих о неплодствии своем избавльшеся в зачатии Твоем, Пресвятая Дево, праведнии родителие Твои радовахуся, и в честь рождества Твоего учреждение велие творяху сродником и знаемым, и тии срадовахуся им, вопиюща Богу, сотворшему милость Свою, хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше окрестные людие, яко дщи Иоакима и Анны наречена бысть Мария, сиесть Госпожа, проразумеваху, Пречистая, велику и славну Тя быти не токмо в людех, но и у Бога. Мы же сбытие сего добре ведуще, величаем Тя сице: Радуйся, Пресвятая Дево, не от человека, но от Ангела имя Себе еще прежде зачатия приявшая; радуйся, по имени сему Госпожею всея твари быти сподобльшаяся. Радуйся, яко праведнии родителие Твои воздающе Богу благодарение за рождение Твое, великия дары в жертву Тому принесоша; радуйся, яко сродником и знаемым, купно же и убогим вечерю любве сотвориша. Радуйся, яко от священников, в дом родителей Твоих на торжество позванных, благословена еси; радуйся, яко от всех на веселие оно собравшихся, похвалена и прославлена была еси. Радуйся, выше всякия чести и похвалы явльшаяся; радуйся, Материю Бога-Слова быти сподобльшаяся. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 5
Боготечная звезда, возвещающая пришествие Солнца Правды, Христа Бога нашего, в рождестве Твоем явися, о, Пресвятая Дево; темже людие Божии, пришествия Избавителя верою чаявшии, видяще Тя чудно от неплодове рождшуюся, таинственно возвеселишася и возопиша: Аллилуиа.
Икос 5
Видевши праведнии Иоаким и Анна рождшуюся от них Богоотроковицу Марию, о Нейже Ангел Божий некая чудная и дивная тем провозвести, яко кивоту Божию, Той послужиша, воспитавающе и храняще Ю, якоже зеницу ока. Темже и мы похваляюще Богоотцев, сподобившихся родительми быти таковыя Дщери, Деве Марии радостно воспеваем: Радуйся, Пречистая Дево, яко по рождестве Твоем родителие Твои вельми возликоваху; радуйся, яко в явлении Твоем в мир Ангели и человецы согласно возрадовахуся. Радуйся, яко о Тебе вси пророцы многообразне предглаголаху; радуйся, яко един от них Вратами затворенными, ин же Горою приосененною Тя именоваху. Радуйся, яко вся преславная древле таинственно о Тебе предглаголано быша; радуйся, яко Градом и Селением Божиим псаломническая уста Тя наименоваша. Радуйся, седмосвещным светильником, яко седмию дарами Святаго Духа исполнена быти имевшая, предуказанная; радуйся, позлащенною трапезою с хлебами предложения, яко Хлеб Жизни, Христа, родити имевшая, предуказанная. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 6
Проповедник богоносных вещания и глаголы исполняя, изволением Зиждителя твари на земли явилася еси, Пресвятая Дево, естества нашего цвете, Адама же и Евы воззвание и на первую доброту возведение. Темже вси вернии в рождестве Твоем радость обретши, духовно торжествующим, поюще дивному в Совете Своем Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в рождестве Твоем, Пречистая, заря спасения нашего, во исполнение Божественнаго смотрения, имже едина Ты от всех родов достойна явилася еси плоть заимодати Зиждителю Твоему, пришедшему спасти род наш от древния праотеческия клятвы. Сего ради взываем Ти сице: Радуйся, Адама и Евы воззвание; радуйся, древния клятвы разрешение. Радуйся, сеновнаго закона конец и новыя благодати начало; радуйся, промышления Божественнаго Таинница и на делания благая нас присно наставляющая. Радуйся, едина во всех родех достойно обретшаяся быти Материю Бога-Слова; радуйся, и нам новым во Христе людем духовная Мати явльшаяся. Радуйся, Матерним Твоим попечением николиже нас оставляющая; радуйся, в сыны и дщери Сыну Твоему достойны и благоугодны нас приуготовляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 7
Хотяще обеты своя Господеви воздати, праведнии родителие Твои, Пресвятая Дево, трилетствующую Тя отроковицу приведоша в храм Господень со славою и радостию многою, первосвященник же (Захария), Духом Божиим объятый, введе Тя во Святая Святых, яже прообразом токмо быша Твоея Святыни. Ты бо вместила в Себе не кивот Завета, но святых Святейшаго Сына Божия, во утробе Твоей девственней плоть восприявшаго. Емуже Ты с лики девическими выну воспевала еси: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и преславное промышление Божественное бысть о Тебе, Дево Марие. В храме бо Божием жительствующи пищу от рук Ангельских принимала еси, Пресвятая. Темже молим Тя: напитай нас пищею благодатною, да возрастем духовно в мужа совершенна и Тебе, Всецарице, похвальная возопием: Радуйся, преукрашенная добродетельми, Отроковице, в храме Божием жити и Ангелом Собеседнице быти сподобльшаяся; радуйся, посылавшуюся Тебе Богом пищу от Ангелов во Святая Святых принимавшая. Радуйся, небесным хлебом во храме чудесно воспитанная; радуйся, к великому таинству воплощения Сына Божия тамо предуготованная. Радуйся, яко повелением Божиим Ангели на земли Тебе усердно служаху; радуйся, яко тии ныне на Небесех, яко Царице, благоговейно Тебе служат. Радуйся, яко и мы недостойнии песньми хвалебными присно Тя величаем; радуйся, яко и рождших Тя Богоотцев всегда ублажаем и в молитвах их призываем. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 8
Странное рождество Пречистыя Девы видевше, устранимся суетнаго мира, ум на Небеса преложше, идеже Богоматерь во славе предстоит Сыну Своему и Богу, ходатайствующи пред Ним о всех верных, всеславное рождество Ея (и в храм введение) любовию празднующих и вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся тварь в рождестве Твоем, Пречистая, обрете радость, печаль праотеческую потребляющую: произшедшим бо от Тебе Христом Богом, падшее во грех преслушания естество наше от падения воста и паки любезно Зиждителю сотворися. Темже умильно Ты взываем: Радуйся, всемирныя радости предвозвещение; радуйся, таинство от века сокровеннаго явление. Радуйся, Еюже падения востахом; радуйся, Еюже прежде отриновенное естество наше истее Богу присвоися. Радуйся, Еюже Иоаким и Анна поношения безчадия свободившася; радуйся, Еюже безплодие сердец наших в благоплодие применися. Радуйся, Еюже обилие благ вечных верным от Господа подается. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 9
Вси Ангели Божии не ведевшии тайны Боговочеловечения в Совете Триипостаснаго Божества от века сокровенныя и напоследок Девою Мариею явленныя, вельми удивлены быша, зряще, како Дщи Иоакима и Анны необычно естеству женскому, во Святая Святых введеся. Темже недоумением объяти бывше, благоговейно вопияху: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия древнейший, всемудрый в царех Израилевых Соломон, провидя рождество Твое, Пречистая, в Песнех Песней со удивлением возглашаша: “Кто Сия, проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце”. Темже Церковь ликовствующи в празднице Твоем, весело Тебе вопиет: Радуйся, невечерняго дне Боговедения утро светлейшее, в законней сени, яко во мраце, возсиявшее; радуйся, солнцеобразная Дево, истинное Солнце — Христа, девственным воплощением в мир введшая и тем вся просветившая. Радуйся, световидная стихия, существенно приявшая Бога, живущаго во свете неприступнем; радуйся, Своим малым чревом объявшая Безпредельнаго, вся концы вселенныя объемлющаго. Радуйся, полная луно, свет божественный непосредственно восприемлющая и нас тем озаряющая; радуйся, чистейшее зерцало, в немже многая совершенства Божия чудно и верно изображаются. Радуйся, совершенством Твоих добродетелей и нас к тому же подвизающая; радуйся, немощныя наши силы к творению добрых дел подкрепляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 10
Спасти хотя род человеческий от первородныя клятвы, дивное смотрения Своего таинство сотвори Господь: избра бо Тя, Пречистая, от рода Авраамля и Давидова, и от Тебе безсеменно воплотитися благоизволи, прешед уставы естества, но и тя произведе от заматоревша и неплодна корене Иоакима и Анны праведников. Темже рождество Твое (и в храм вхождение) днесь празднующи и рождших Тя песньми восхваляющи, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Небесный, спасения нашего ради хотя на земли явитися и с человеки пожити, чертог свят воплощения Своего, Тя, Пречистая, предуготова, подав плод безчадной Анне, слезно с супружником Своим, молившимся о разрешении своего неплодства. Темже молим Тя, Богомати: разреши неплодие душ наших, да возможем принести Богу плод благих дел добродетели, взывающе Ти сице: Радуйся, пресветлый Чертоже безсеменнаго Божия воплощения; радуйся, одушевленная Палато, в жилище всех Царя предуготованная. Радуйся, светлейший облаче, имже Седящий на престоле Божества к нам сниде; радуйся, Посреднице закона и благодати, запечатление Ветхаго и Новаго Заветов. Радуйся, неувядаемая Лозо, прекрасный цвет — Спасителя мира, произрастившая; радуйся, благовонное яблоко, от неплодове произрастшее и Христу благоугодно явльшееся. Радуйся, и нас, певцев Твоих, благоугодны Христу представити тщащаяся; радуйся, яко и нас, безплодны сущих делы благими, не лишаеши духовнаго утешения. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 11
Песнь хвалебную рождеству Твоему (и в храм введению) приносящих не отрини, Владычице Благая, но рождших Тя ради, благоцветлива нам буди, молящи о нас Сына Твоего и Бога нашего, да подаст грехов прощение и жития исправление, еже в покаянии слезном выну благодарно воспеваем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемная и премирная Божественнаго света Свеща, единородная Дщерь Иоакима и Анны, предъизбранная в Матерь Единородному Сыну Божию, днесь от неплодове преславно произыде, и просвещает всех рождество Ея (и в храм вхождение) верно празднующих и благоговейно взывающих: Радуйся, светозарная Свеще, Божественным пламенем возжженная; радуйся, и нас тем благодатно просвещающая и согревающая. Радуйся, таинственная Клеще, Угль Божественный Христа Господа во утробе и на руках Твоих носившая; радуйся, и нас в Таинстве Причащения приимати Того сподобляющая. Радуйся, живый и преукрашенный Храм Господень, о Немже поет Давид: “Свят Храм Твой, дивен в правде”; радуйся, Кадильнице Святая, не фимиам, в воздухе разливающийся, но Христа, вечное благовоние в Себе вместившая, и всю тварь тем облагоухавшая. Радуйся, Престоле, превознесенный со славою, одушевленное седалище Великаго Царя, нашего же Спасителя и Господа; радуйся, Царице Небесе и земли, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и нас, убогих, не забывающая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 12
Благодати паче, неже естества действо проявися в рождестве Твоем, Пречистая; молитву бо безчадных родителей Твоих, Господь услышав, подаде Тя им в утешение, якоже Аврааму и Сарре Исаака, восхотев вкупе и Своего смотрения таинство на Тебе совершити и уготовати Тя в Матерь Единородному Сыну Своему, обетованному нашему Искупителю. Емуже благодарно поем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще славное Твое от неплодове рождение (и в храм Господень введение), хвалим Тя Пречистая, яко Таинницу Божия о нас спасительнаго смотрения, воплощением от Тебе Бога-Слова явленнаго, и вопием Ти сице: Радуйся, чистая Ноева Голубице, рождеством Твоим престатие потока смертнаго возвестившая; радуйся, ветвь благовестия Христа Спасителя погибавшему грехом роду человеческому принесшая. Радуйся, едина блаженная в женах, послушанием Твоим Богу преслушание праматери Евы исправившая; радуйся, печаль Адама и прочих праотцев, (истомившихся ожиданием пришествия Избавителя) рождеством Твоим в радость преложившая. Радуйся, яко рождество Твое радость возвести всей вселенной; радуйся, яко в рождестве Твоем матери радуются и неплоды веселятся (ведуще, яко и Ты от неплодове произошла еси). Радуйся, яко и всех рождество Твое (и в храм вхождение) верно и благочестно празднующих сподобляеши благодатнаго веселия; радуйся, с Сыном Твоим, одесную Отца во славе Его, спосадити нас, Его много умоляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Кондак 13
О, Всепетая и Пречистая Мати Дево, приими сие наше хвалебное пение в честь преславнаго рождества Твоего (и в храм введения) приносимое, и возроди в нас желание благ вечных, вкупе же и избави нас, Церковь Твою Святую, Отечество наше и обители иноческия от всяких бед и напастей, от врагов видимых и невидимых, и будущия изми муки и Небеснаго Царствия нас сподоби, да во веки веков о Тебе вопием: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).