Икона седмица что означает

СЕДМИЦА

Полезное

Смотреть что такое «СЕДМИЦА» в других словарях:

седмица — суббота, неделя Словарь русских синонимов. седмица сущ., кол во синонимов: 4 • неделя (10) • … Словарь синонимов

СЕДМИЦА — СЕДМИЦА, седмицы, жен. (церк. книжн. устар.). Неделя. «И на первую седмицу братья едут в град столицу.» Ершов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

седмица — седмица. Произносится [седьмица] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

седмица — ы; ж.; устар. = неделя сплошная седмица страстная седмица сырная седмица … Словарь многих выражений

Седмица — (ц.слав. – семь) – так православная церковь называет неделю, как состоящую из семи дней. Каждый день седмицы имеет свое посвящение: воскресенье – воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – духам, посылаемым Богом на помощь… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Седмица — ж. устар. то же, что неделя Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

седмица — седмица, седмицы, седмицы, седмиц, седмице, седмицам, седмицу, седмицы, седмицей, седмицею, седмицами, седмице, седмицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Седмица — Неделя (калька с греческого греч. άπρακτος «не делающий», «не дельный») семь дней (седмица), единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. Также может означать воскресный день (ц. сл. Недѣля; укр. неділя) в Типиконе, месяцеслове и иных … Википедия

Источник

Седмица

Икона седмица что означает. Смотреть фото Икона седмица что означает. Смотреть картинку Икона седмица что означает. Картинка про Икона седмица что означает. Фото Икона седмица что означаетПо русскому православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие, и икона с изображением этих событий, в соответствии с каждым днем, должна помочь проводить их сознательно и с должным благоговением.

Икона с изображением дней недели именуется «Седмицей». На ней неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым, т.е. Сошествием во Ад. (Великим постом неделя кончается воскресением). В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ — «Собор архангела Михаила». Вторник — день, посвященный св. Иоанну Крестителю и обозначенный Крещением Христа. Среда, день Богоматери, — Благовещение. Во втором ряду слева — четверг, день, который готовит ко дню печали, — изображено Омовение Ног. День горести и поста — пятница — Распятие Христа Спасителя. Между четвергом и пятницей — светлый и радостный день субботний, канун Светлого Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Новозаветный «день приготовления» — суббота, заменившая ветхозаветную пятницу. В радостный день субботний Христос в ореоле славы, с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Крестителем и ангелами. Все окружающие Его в белых одеждах, даже св. Иоанн Креститель сменил свое обычное одеяние из верблюжьей шерсти на белые ризы. Русское крестьянство, которое сохраняло в чистоте обычаи Православной Церкви, надевало в субботу чистые рубахи и зажигало лампады у икон.

День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Богоматерью и св. Иоанном Крестителем. В нижнем поясе стоят лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики, к которым Христос является перед Вторым пришествием и которые не будут судимы.

С IV века, по постановлению Церкви, стали обязательны посты в среду и пятницу и в одинаковой мере обязательно присутствие в церкви в Воскресение и празднование этого дня. На Руси, в первые века принятия христианства, Церковь старалась внушить и пояснить необходимость постов, прибегая к проповеди и посланиям, обещая награду на небесах за соблюдение постов и наказание за отступления. В народном воображении среда и пятница стали воплощаться в образы ангелов или святых, милующих и карающих.

«Параскева» — значит по-гречески «день приготовления», т.е. по календарю «пятница». Св. Параскева стала, таким образом, олицетворять пятый день недели. В житии св. Параскевы сказано, что она родилась у благочестивых родителей, соблюдавших посты. Другая св. Параскева, по житию, была дочерью царя и, приняв христианство, приняла и мученический венец.

Св. Параскева стала на Руси таинственной помощницей, покровительницей и в то же время обвинительницей перед Господом Богом. По народному поверью, св. Параскева, величественная, как царица, посещала самые скромные жилища, проверяя, все ли чисто и в порядке. Если она находила неопрятность, то наказывала ленивую хозяйку. На воскресных прядильниц она напускала судороги и заусеницы и грозилась их обвинить на Страшном Суде. Она обещала, что у родителей, не соблюдавших постов, будут дети воры и пьяницы. Если курицу посадить в пятницу на яйца — цыплята не вылупятся и т.д. Следуя этому, люди перестали предпринимать что-либо в этот день. Пятница превратилась в день, приносящий неудачу в делах. С другой стороны, св. Параскева Пятница ограждала от убийств, наводнения, зубной и головной боли. Она посылала хороший урожай и устраивала счастливые браки. Чтобы ее задобрить, купцы строили на ярмарках специальные часовни под названием «Пятницы».

Св. Параскева Пятница была как мать наказующая и милующая и принимала участие во всех мелочах жизни. Ее икона украшалась цветами, которые потом сушились и принимались как лекарство. На русских иконах св. Параскева Пятница — молодая женщина с венцом на голове и в алом шитом золотом одеянии. Ее греческое имя «Параскева» часто упускается на иконах и сокращенная надпись читается «св. Пятница».

В давнее время в Малороссии «понедельничали», т.е. соблюдали пост и в понедельник. Произошло это потому, что вел. кн. Владимир Святой вскоре после Крещения Руси повелел всем присутствовать в воскресенье в церкви. Те, которые этого не исполняли, были наказуемы в понедельник. Стали поститься, чтобы задобрить понедельник во избежание наказания.

Источник

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 год

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Древняя старообрядческая икона Спас на троне, или Седмица – одна из наиболее мощных изобразительных квинтэссенций, воспроизводимых изографами дореволюционной России, образ редкий и очень востребованный теми верующими людьми, кто понимает, что именно такое святое изображение обязано быть центральным в домашнем иконостасе и что оно включает в себя сразу несколько святых образов, особо почитаемых в исконной православной традиции: Святой Иоанн Богослов, Апостолы Петр и Павел, Святитель Николай Чудотворец, Архангелы Михаил и Гавриил, Святые Константин и Елена, Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие! Икона была написана в середине 18-го века где то на просторах Русского Севера, региона чтившего еще дониконовские традиции иконописи и потому особо востребованного не только православными верующими, но и современными коллекционерами древнерусской живописи. Икона написана на двухковчежной добротной доске, размер иконы 31,1х26х3 см. Была произведена тщательная профессиональная реставрационная работа по расчистке образа от многовековой почерневшей олифы, частично восстановлена графика одежд святых. Икона приведена в экспозиционное состояние с минимальными вмешательствами в авторский слой. Старинная икона Седмица – замечательно приобретение для домашнего моления, но это и икона для подарка, ценного, духовного, уникального!

Источник

Икона седмица что означает

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 год

Одним из наиболее почитаемых и центральных иконописных образов по праву можно назвать Спаса Вседержителя, о котором часто упоминается на страницах Ветхого и Нового Завета. Нередко такие иконы называют просто «Спасителем», «Спасом» или «Пантократором», что в переводе с греческого означает «всесильный». Особенность такого образа в иконографии Господа является представление его нам в качестве Судьи и Царя небесного. Зачастую иконы Спаса Вседержителя изображают Иисуса погрудно, но встречаются и такие варианты, когда он сидит на троне или изображается по пояс. Правой десницей он крепко держит раскрытое Евангелие либо свиток, а правой рукой Господь будто благословляет всех, кто обращается к нему.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Икона седмица что означает. Смотреть фото Икона седмица что означает. Смотреть картинку Икона седмица что означает. Картинка про Икона седмица что означает. Фото Икона седмица что означает

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.



Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 год

Вообще-то Седмица – это «семерка», а точнее, семь дней, неделя. Начинается такой «календарь в миниатюре» с воскресенья (Воскресения Христова), в понедельник принято славить Силы Небесные (Собор Архангела Михаила), во вторник – святого пророка Иоанна Крестителя. В среду празднуют день Богородицы (как правило, этому дню соответствует икона Благовещения), четверг – апостольский день и день любимого в народе, Николая Угодника. Пятница – Страстной день – Распятие Христово. А вот суббота именуется как «Суббота Всех Святых», и на старинных иконах такой образ изображался особо: Спаситель в царских одеждах восседает на троне с раскрытым Евангелием, ему предстоят Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель – получается своеобразный Деисус, а за троном располагались и все святые, которых мы только что упоминали в Седмице – Бесплотные Силы, апостолы, пророки, святые, юродивые – сонм образов мог быть как небольшим, так и расширенным. Старинные иконы Седмица встречаются сегодня на антикварном рынке достаточно редко, по большей части это образы, созданные в XIX веке, но сегодня мы приготовили для Вас настоящий сюрприз, великолепный самобытный живописный памятник, созданный более двухсот лет назад, в XVIII столетии, да еще и где – на Русском Севере! Северные иконы, или, как их принято называть, северные письма, ныне необычайно востребованы среди собирателей древностей, но интерес к талантливым работам заповедных иконописцев огромен и у тех приобретателей икон, кто уже познакомился с иконами Русского Севера, кто успел влюбиться в них и почувствовать всю их необыкновенную, неисчерпаемую энергетику и необычную эстетику, присущую только творениям из этого отдаленного региона. Русский Север не зря именуют сегодня, в контексте разговора об иконах, территорией старообрядчества. Действительно, именно тут коренное население и пришлые, беглые ревнители древлего благочестия обосновались и существовали на протяжении многих веков, бережно храня традиции даже во время беспощадных гонений на старую веру со стороны светских и церковных властей. Вдали от суеты, в укромных лесных уголках обосновывались староверы, строили избы, рубили из векового леса и церкви, часовенки. Не нуждаясь в покупных иконах, да и не имея особой возможности их приобретать, жители Русского Севера сами писали для себя и сельчан образа, копируя древние «дедовские» потемневшие иконы, создавая пусть и простые по технологии и рисунку, но удивительно трогательные, что называется, душевные, сердечные святые образы. Деревенский богомаз не имел столичного художественного образования, но промысел пророс корнями в прошлые века, хранил традиции, и умение писать иконы передавалось по наследству – от отца к сыну, или даже от деда к внуку. Охряная гамма и скудный набор цветов – это дань традициям «сдержанного письма», а сами пигменты для икон добывались мастерами тут же, на месте, покупных красок у них не было. В Северной иконе всегда нужно видеть не только живопись, необходимо прочувствовать, как говорится, икону целиком. Ведь мастер делал свое произведение от начала и до конца, сначала заготавливал древесину, тщательно сушил ее несколько лет, затем разрубал поленья на доски, причем и тут были нюансы, ведь икона должна была просуществовать долго, не каждая доска становилась ею, большая часть полена выбраковывалась, шла на другие поделки. Обратите внимание на иконную доску этого произведения – это по-настоящему породистая, очень характерная основа Северной иконы, добротно сработанная умелыми руками! Плотная, с двойным ковчегом (такого уже не встретишь на поздних иконах из Центра России), доска с двумя врезными конусовидными шпонками – для понимающего ценителя старины уже эти признаки являются определяющими, подтверждающими тот факт, что перед ним находится икона Русского Севера XVIII столетия, проникнитесь этим моментом и Вы! Северные письма, народная икона Русского Севера – это особый стиль изображения Небожителей, возможно, чуть суховатый, плоский, но в этой лаконичной сдержанности видна твердая рука мастера, уверенно ведущего кисть по плоскости прогрунтованной, пролевкашенной иконной доски. Рисунок формирует жесткий черный контур, создаваемый «угольным» лаком. Заполнение форм происходит светлыми оттенками охры, более темные тона отдаются ликам святых. Нарядность и объем, а также декорирование здесь осуществляется белилами, обязательно обратите внимание на «жемчуг» — точечные орнаменты, особо любимые иконописцами Русского Севера, активно культивировавшиеся ими в иконописных работах как раз в XVIII веке, тогда, когда создавался и этот образ. Несмотря на ограниченные цветовые возможности, художник отлично справляется с формированием уникальных образов, где каждому персонажу присущ не только свой собственный вид, но и динамика движений, поз. Обратите внимание на то, что изображение не является набором статичных фигур, здесь каждый Небожитель как будто «сфотографирован» в момент совершения неких движений, действий, отчего картинка буквально оживает под Вашим взглядом! Конечно, лаконичную живопись старообрядческого Севера нельзя сравнить, например, с иконами Палеха или Мстёры, сложными, горящими золотом и удивляющими тонкостью письма и богатством декора. Но у северных писем своя прелесть, своя неизбывная харизма, поэтому не возникает никакого барьера при молитвенном общении с такими иконами, они сразу, что говорится, ложатся на душу, нравятся, перед ними хочется молиться. Эта радушная открытость святых образов, отсутствие какого-либо давления на молящегося и подкупает в Северной живописи, которая уже несколько десятков лет будоражит умы исследователей феномена и собирателей, отлично понимающих, что именно такая икона будет востребована всегда, но которой, увы, слишком мало осталось в свободном антикварном обращении, ведь основная масса северных писем уже осела в солидных государственных музейных и частных собраниях! Седмица северного письма – великолепный пример того, что в самой глубинке России существовали устойчивые традиции иконописания, хранящие свои приемы, секреты, но важно одно – это замечательный повод не просто увидеть икону на странице нашего сайта, почувствовав ее силу и уникальность, но и стать ее законным Владельцем, Хранителем, ведь всесторонняя ценность этого предмета с годами будет только расти, а у Вас будет шанс получить настоящую семейную реликвию, которою Вы сможете передать, как добрую память, своим детям и внукам, продолжив вековые традиции русского православия!


Источник

Время церкви: что такое неделя и седмица

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов.

Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».

Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.

В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение. Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня. Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь.

В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.

Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее. (Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица. То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.

Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2021 году заканчивается воскресной литургией 21 марта в неделю Торжества Православия.

При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому. Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.

Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *