Икт для вузов что это
ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.
Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.
А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.
Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).
Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.
ИКТ — это …
Как вы уже поняли из вступления:
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»
Разберем каждое из слов термина:
Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.
А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):
3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.
Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.
Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.
Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).
Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».
Технические средства ИКТ
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
К средствам ИКТ относятся:
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
Роль ИКТ в образовательном процессе
Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.
Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.
Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.
Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:
Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:
Краткое резюме
Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.
Так и хочется воскликнуть:
«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»
Читайте наш блог, это полезно!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))
Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.
Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.
У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.
Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?
Применение ИКТ в ВУЗе
Учебное пособие предназначено для применения в образовательном процессе системы ДПО и адресовано преподавателям высших учебных заведений, руководителям и методистам системы высшего и среднего профессионального образования, руководителям центров дистанционного обучения ВУЗов и образовательных организаций системы ДПО, студентам высших учебных заведений педагогического профиля. Пособие содержит обзор вариантов встраивания ИКТ в образовательный процесс ВУЗа, действующей нормативной базы применения средств ИКТ, прикладных аспектов авторского права в электронном обучении. В конце пособия приведен краткий терминологический справочник e-learning.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Применение ИКТ в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии: средства, функции, способы применения в электронной образовательной среде ВУЗа
Прежде чем рассматривать прикладные свойства информационно-коммуникационных технологий в электронной образовательной среде ВУЗа уместно очертить их круг — с какими, собственно, технологиями мы имеем дело? Наиболее часто под информационно-коммуникационными понимают следующие технологии и их различные комбинации:
• локальные вычислительные сети (ЛВС);
На рисунке 1 схематично представлены области соприкосновения вышеперечисленных технологий применительно к использованию в образовательном процессе ВУЗа. Как видно из рисунка, информационно-коммуникационные технологии, в большинстве своем, являются пересекающимися множествами. Например, для подключения, обучаемого к сети Интернет может использоваться локальная вычислительная сеть, но эта же сеть ВУЗа может применяться в образовательных целях и без соединения с Интернет — в частности, при отсутствии соответствующих каналов связи или по причине использования в образовательном процессе материалов повышенной секретности.
Технологии мультимедиа, в свою очередь, неразрывно связаны с работой в интернет-пространстве, но могут быть использованы и на локальном компьютере. Например, для демонстрации иллюстративного материала в процессе чтения лекции или работе на тренажере виртуальной реальности Интернет-соединение не требуется.
Конференцсвязь может быть построена на интернет-протоколах с помощью обычных персональных компьютеров или ноутбуков, а может использовать специальное оборудование и отдельные каналы связи. У каждого из таких решений есть свои достоинства и недостатки, обуславливающие право на жизнь обоих решений.
Наконец, телефонная связь также может быть вовлечена в образовательный процесс, например, в части SMS-напоминаний, различного рода уведомлений, а также — в качестве дополнительного способа аутентификации, обучаемого при передаче различных паролей и кодов доступа к образовательным ресурсам.
Средствами применения вышеперечисленных технологий в образовательном процессе ВУЗа могут являться:
• средства мобильной телефонной связи — смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.;
• персональные компьютеры, ноутбуки;
• периферийное компьютерное оборудование — видеопроекторы, интерактивные доски, телевизионные и акустические системы и т.д.;
• аппаратно-программные комплексы (стенды, симуляторы, тренажеры);
• компьютерные сети (глобальные и локальные);
• программное обеспечение (прикладное и технологическое).
Для того, чтобы разобраться, каким образом можно применять средства ИКТ в ВУЗе, рассмотрим основные функции информационных и коммуникационных технологий, реализуемые в образовательном процессе. К данным функциям можно отнести следующие:
Условно функции ИКТ, применительно к образовательному процессу, отражены на рисунке 2.
Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.
1. Функция администрирования учебного процесса
На рисунке 2 эта функция условно раскрыта в виде совокупности составления расписания занятий, ведения журналов успеваемости и информирования о всевозможных значимых событиях. На самом деле эта функция представляет собой не что иное, как полное управление учебным процессом — от планирования всех видов занятий обучаемых до контроля усвоения знаний и полноты исполнения учебной программы всеми участниками процесса.
В настоящее время многие учебные заведения внедрили в свою практику специальное программное обеспечение по составлению расписания занятий. Данное ПО, безусловно, является одним из элементов информационных технологий, позволяющим в процессе планирования учесть множество параметров, которые трудно удержать в голове.
Наверняка среди Вас найдутся мои коллеги, которые, читая эти строки, улыбнутся и подумают: «когда нам расписание составляли вручную, было проще поставить удобное время и возникало куда меньшее количество накладок, чем при автоматизированном планировании.» Известны случаи, при которых программа ставила в расписание занятия, которые должен был вести один и тот же преподаватель одновременно разным группам, да еще и в разных зданиях…
Как всегда — дьявол кроется где-то в деталях: необходимо понимать, что любое ПО реализует только те функции, которые настроены при его внедрении человеком. Как правило, сотрудник, составляющий расписание годами, а порой и десятилетиями, обладает соответствующими знаниями, доведенными до автоматизма. Когда его заменяют, происходит потеря некоторой информации, которую сложно формализовать в процессе автоматизации, но которой он все же руководствовался. Это основная причина так называемых «перекосов» в планировании.
Грамотная автоматизация процесса формирования учебного расписания — это только первый шаг применения средств ИКТ в целях администрирования. Настоящий эффект можно почувствовать тогда, когда функция составления расписания интегрирована в систему управления обучением (LMS) ВУЗа. В этом случае расписание занятий не просто публикуется на сайте учебного заведения в виде длинной таблицы или файлов для скачивания, повторяющих своего бумажного прародителя — стендово-плакатную форму расписания, а синхронизируется с электронным учебным контентом LMS. Проще говоря, в системе управления обучением создаются связи между общностями — событиями, участниками процессов, их ролями и т.д. При этом возникают новые возможности управления коммуникацией, такие как:
• персональные календари для преподавателей, обучаемых и обслуживающего персонала;
• автоматический контроль конфликта ресурсов (помещений, оборудования, персонала);
• автоматическое отслеживание изменений с рассылкой уведомлений.
Журналы успеваемости — еще один элемент, давно и успешно реализуемый в электронной форме с помощью средств ИКТ. Стандартно данные журналы относятся к функционалу систем управления обучением и интегрированы с учебными группами и расписанием занятий. В частности, во многих российских школах распространена практика ведения «электронного дневника» — когда родители по логину и паролю получают доступ на сайте школы к оценкам ребенка, полученным в процессе занятий.
Аналогичная практика складывается и в ВУЗах, но здесь все немного сложнее. С одной стороны — больше учебных форм, в том числе для самостоятельной работы (домашние задания, электронные курсы, тесты, практические работы и т.п.), которые напрямую не увязаны с расписанием занятий. С другой стороны — мы также имеем дело с персональными данными обучаемых, которые обязаны хранить и обрабатывать в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые более подробно рассматриваются в Разделе 2 «Требования законодательства».
Информационно-коммуникационные технологии
Что такое ИКТ
Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.
С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:
Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что изучают с использованием информационно-коммуникационных технологий
Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:
Понятие ИКТ знакомо всем школьникам. Каждый ученик имеет представление о том, что такое интернет, электронные учебники, видео-уроки, интерактивные доски. Более того, использование ИКТ в школах является требованием Министерства образования.
Предмет «информатика» становится обязательным во всех современных школах и университетах. Уже после окончания 9 класса ученики имеют возможность выбрать этот предмет для сдачи. На информатике школьники могут изучить основы ИКТ и понять, как им применить их в жизни. В процессе обучения школьники и студенты учатся работать с информацией и коммуникационными технологиями, осваивают основы компьютерной грамотности и применяют свои знания в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Средства ИКТ
Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся:
В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя:
Виды информационно-коммуникационных технологии
Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:
В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:
ИКТ оборудование
Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:
Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.
Преимущества ИКТ
Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.
Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:
ИКТ в образовании
Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:
Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:
Икт для вузов что это
В жизнь современного общества очень быстрыми темпами внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, которое характеризует всевозможные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. И сфера образования не исключение. ИКТ в образовании подразумевает следующее:
1) технологии индивидуализированного образования;
2) интеллектуальную обучающую сферу и мотивацию обучения;
3) организацию образовательного процесса;
4) комплексное регулированиеобразовательного процесса;
5) глобализацию высшего образования;
6) создание новых форм общения между обучающимся и преподавателем (общение происходит в специальной электронной среде).
Главной причиной для появления электронного образования служит большой поток информации. Современный мир развивается очень быстро, происходят изменения, как на уровне отдельной страны, так и во всем мире. Например, меняются нормативные документы: добавляются новые и редактируются уже существующие. При стандартном образовательном процессе знания студентов к концу обучения могут устареть, и, таким образом, возникает необходимость постоянного обновления профессиональных знаний. Студенты должны научиться находить нужную им информацию и проводить ее анализ, то есть понять суть процесса получения знаний. Интернет является средой, в которой есть как ложная, так и правильная информация. И весьма важно уметь различать их между собой [4].
Образование в России регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», 16 статья которого посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для начала разберемся с понятием «электронное обучение». Электронное обучение – это такая организация образовательной деятельности, при которой используются содержащиеся в базах данных информация и информационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [7].
Электронное образование неразрывно связано с дистанционными образовательными технологиями. Дистанционные образовательные технологиями (ДОТ) – это образовательные технологии, которые реализуются в основном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и преподавателейна расстоянии [2; 5].
Систему электронного образования можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке.
Система электронного (дистанционного) образования
Работодатели заинтересованы в качественно подготовленных кадрах. Поэтому дистанционное обучение является хорошей альтернативой традиционной форме обучения и имеет перспективы для развития в России. Но электронное образование не пользуется большой популярностью в РФ.
Преподавателями Владивостокского государственного университета экономии и сервиса (ВГУЭС) активно используется виртуальная образовательная среда Moodle в работе со студентами. Moodle – это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, в которой осуществляется взаимодействие между преподавателем и учениками на расстоянии [1; 3].
В данной среде размещаются лекционный материал, тесты для самопроверки, индивидуальные и групповые задания. Индивидуальные задания каждый студент выполняет самостоятельно, а групповые задания направленный на работу в группе. При выполнении группового задания студенты видят ответы других учеников, атакже могут их исправлять, если считают данный ответ неверным [6].
Таким образом, в диалоговом окне могут работать одновременно несколько человек. Также есть задания, в которых необходимо прикрепить файл с выполненной работой. По окончанию курса преподаватель проверяет работу каждого студента и выставляет оценку, кроме того, он может оставить свой комментарий для каждого из ответов.
В качестве примера работы в среде Moodle можно привести электронный курс «Налоговый учет и отчетность» (http://edu.vvsu.ru/course/view.phpid=8348) и «Рынок ценных бумаг» (http://edu.vvsu.ru/course/view.phpid=18025), расположенные полностью в электронной среде. В этих курсах наглядно показана эффективность работы в электронной среде и присутствуют все виды заданий. Работа в данной среде является очень удобной как для студентов, так и для преподавателей. В среде Moodle есть форум, в котором обучающиеся могут задавать вопросы и получать на них ответы от преподавателя.
Электронное образование имеет ряд преимуществ:
1. Мобильность – всегда есть доступ к образовательным программам, с помощью сети Интернет.
2. Интерактивность – неограниченное количество обучающихся.
3. Неформальность – отсутствует необходимость посещать образовательное учреждение.
4. Технологичность – запись и воспроизведение учебных материалов.
Недостатки электронного образования:
1. Большие финансовые затраты на реализацию процесса обучения.
2. Программа для электронного обучения не всегда соответствует желанию пользователя.
3. Обучающиеся не всегда могут понять материал без помощи преподавателя.
Главные недостатки электронного образования в России:
1. Программы обучения не приспособлены для ДОТ.
2. Несовершенная нормативная база.
3. Многие университеты не используют ДОТ.
4. Электронные ресурсы не всегда вовремя обновляются.
Например, США и Россия имеют схожие географические условия, многие студенты живут в отдаленных и менее развитых районах. Однако, в США эту проблему удалось решить [9]. В штатах, где за пределами городов проживает большое количество людей, были созданы специально ориентированные на него телекоммуникационные сети дистанционного образования. Используются системы EdNet в Орегоне, the Iowa Communications Network в Айове, the TeleLinking Network в Кентукки и BadgerNet в Висконсине.
Несмотря на то, что в настоящее время уровень электронного образования России уступает западным и европейским странам, сформировался определенный опыт создания и использования электронных ресурсов и дистанционных технологий в образовательном процессе российских вузов. Появляется все больше вузов, которые осуществляют обучение по смешанной или дистанционной модели. Россия активно перенимает знания лидеров (Южная Корея, Сингапур, США и т.д.) в области электронной образования и развивается с учетом основным мировых трендов.