Иллюстрация что это 2 класс
Значение слова «иллюстрация»
2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание. Книга с иллюстрациями. □ — Видели вы, например, его [Доре] иллюстрации к поэме Данте «Ад»? Репин, Далекое близкое.
3. перен. Пример, наглядно поясняющий что-л. На деле организация наших кустарных «народных» промыслов дает превосходную иллюстрацию к общей истории развития капитализма. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?
[От лат. illustratio — наглядное изображение, живое описание]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).
ИЛЛЮСТРА’ЦИЯ [илю], и, ж. [латин. illustratio — освещение] (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. И. книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями. 3. Пример, поясняющий что-н. наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли. || перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-н. Протекающая крыша — и. халатности домоуправления. Вот вам живая и. к вашей теме.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
иллюстра́ция
1. действие по значению гл. иллюстрировать
2. результат такого действия, рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание
3. пример, наглядно поясняющий что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кодировка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое Иллюстрация
Значение иллюстрации
Иллюстрация — это изображение, которое передаёт сообщение, чтобы проинформировать, объяснить или помочь в понимании чего-либо. Часто иллюстрации сопровождают тексты, но могут быть изображениями, которые сами по себе выполняют функцию какого-либо сообщения.
Детские книги и учебники являются примерами изданий, которые часто имеют текст и иллюстрацию. В этих случаях иллюстрации предназначены для того, чтобы помочь понять содержание или значение.
Иллюстрации также присутствуют на обложках книг, журналов, постеров фильмов и пьес. Иллюстрация — это не обязательно рисунок, это может быть фотография, коллаж или картина.
Художники-иллюстраторы
Некоторые из самых знаменитых иллюстраторов:
Иван Яковлевич Билибин
Билибин (1876–1942) был не только художником-иллюстратором, но также являлся живописцем, графиком, театральным оформителем. Иван Яковлевич творил в своём уникальном стиле, который в последствии именовали «билибинским».
В его творениях преобладало изобилие орнаментов и завитушек. Художник следовал точности в описании русского быта и костюма, не забывая, притом о волшебности персонажей. Больше всего нам знакомы его работы в детских книгах русских народных сказок и былин.
Борис Александрович Дехтерёв
Б. А. Дехтерёв (1908–1993) иллюстрировал целое множество великих авторов, таких как: Лермонтов, Тургенев, Шекспир, Андерсен, Пушкин, Перро, Гладков и др.
Владимир Григорьевич Сутеев
Владимир Григорьевич был русским писателем, иллюстратором и одним из самых первых советских режиссёров-мультипликаторов. Его иллюстрации были будто кадрами из мультипликационных фильмов.
Сутеев придумывал не только очень красочные иллюстрации к классическим сказкам, но также придумывал и свои.
Виды иллюстраций
История иллюстрации
Человек использует иллюстрации, чтобы помочь себе в общении с доисторических времен, ещё даже до развития письменности. Можно лишь вспомнить наскальную живопись (на камнях), сделанную природными красками-пигментами.
Хотя значения этих древних проявлений не доказаны, считается, что рисунки стремились передать послания: выразить ценности, убеждения и изобразить повседневную жизнь этих народов.
Одна из самых ранних письменных иллюстраций к рукописи — Древнеегипетская Книга мёртвых, коллекция записей, которая вероятно была составлена египтянами между 16 и 10 веками до нашей эры.
В этих рукописях описаны процедуры, которые следует соблюдать после смерти, для того, чтобы отвести опасность и облегчить путь мёртвых в рай. Для иллюстрирования этих рукописей были специально назначены люди.
С тех пор люди не переставали использовать изображения и рисунки, чтобы рассказывать истории, описывать ситуации разных времён и пространств, выражать чувства и заставлять читателя думать.
Сегодня иллюстрации есть везде: в книгах, журналах, рекламных роликах, картинах, граффити и т. д. А благодаря технологиям и программам дизайна создание изображений стало ещё проще и присутствует в нашей повседневной жизни.
Иллюстрация в России
В 1920-е гг. в СССР начался подъем ксилографии, рисунка, а также возникновение фотомонтажа. В советской иллюстрации начали появляться некоторые детали плакатности. Данная эпоха характеризуется исканиями предметно-визуального единения книг с иллюстрациями. В эти года формируется и, переливающаяся всеми цветами радуги, иллюстрация для детей.
Уже для 1930–50-х гг. присуща склонность к перенесению содержания с психологической точки зрения, к реалистичности образов, к приближению к станковой графике.
Более многообразной иллюстрация становится в 50–80-х гг.
Одними из самых ярких представителей художников-иллюстраторов считаются:
Разница между иллюстрацией и рисунком
Хотя они часто используются как синонимы, иллюстрация и рисунок — это разные понятия. Существенное различие между этими двумя терминами состоит в том, что у иллюстрации есть какое-то предназначение, в то время как рисунок не обязан иметь никакой цели.
Рисунок является более свободным проявлением. Он может быть сделан просто для красоты и без цели передать какое-либо сообщение. Следовательно, рисунок не обязательно является иллюстрацией.
Но рисунок может быть иллюстрацией если его функция — передать идею или мысль. Например, рисунок на обложке книги является иллюстрацией, потому что он обычно предназначен для передачи какого-то сообщения, относящегося к содержимому текста.
Библиотечный урок для 1-4 классов «Иллюстрации»
Министерство науки, образования и молодежи республики Крым
МБОУ «Перовская школа-гимназия»
Завбиблиотекой Ромашкина А.В.
Цель: Объяснить обучающимся значение рисунков в раскрытии содержания книги; помочь детям почувствовать силу графического искусства; развивать художественный вкус младших школьников; обогащать речь.
Оборудование: Рисунки иллюстрации, слайды, красочные книги.
Иллюстрация не только истолковывает текст,
но и обогащает его в своих зрительных образах,
комментирует, развивает и дополняет мысли писателя или поэта
Библиотекарь. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок «Иллюстрация в книге». Когда вы читаете хорошую книгу, вы ее как будто видите. Внутренним взором вы представляете себе лица главных героев, видите леса и моря, все то, что в вашем сознании смог пробудить автор.
Ребята, а какие книги вы любите читать: с рисунками или без них?
Библиотекарь. Да, ребята,с рисунками читать книги намного интереснее. А когда мы смотрим на рисунок в книжке, что мы можем понять?
Библиотекарь показывает ребятам книги с красочными иллюстрациями. Задает вопросы. Дети отвечают.
Библиотекарь. То есть рисунок раскрывает читателю смысл книги. А кто знает, каким словом можно заменить слово «рисунок»? Рисунок можно заменить словом «иллюстрация». А теперь давайте прочитаем в толковом словаре, что обозначает слово «иллюстрация».
Иллюстрация – рисунок, иллюстрирующий текст.
-страничными, то есть на всю страницу (показать);
-текстовыми –когда иллюстрации являются частью страницы (показать);
Ребятая. Дело в том, что художник для иллюстрации выбирает эпизоды, которые наиболее полно раскрывают содержание текста или отдельных фрагментов, т.е. кусочков литературного произведения.
Подумайте и скажите, а как же называется человек, который рисует картинки к разным литературным произведениям?
Дети отвечают : художник, иллюстратор. Библиотекарь показывает книгу, где написано, кто является художником или иллюстратором книги.
Библиотекарь. Еще в книгах художники часто рисуют заставки и концовки. Что это такое?
Заставка- изображает эпизоды, яркие моменты, которые могут подсказать читателю, о чем будет идти речь в данном тексте. (Показать текст с заставкой).
Концовка – чаще всего отображает завершающее действие книги или раздела. (Показать текст с концовкой).
В некоторых книгах вы можете увидеть, что заглавная буква в тексте нарисована очень красиво, с завитушками и вензелями. Такие буквы называют буквицами. Их тоже рисуют художники. (Показать).
Еще художники в текстах рисуют орнаменты.
Рисунки в книгах бывают цветными и черно-белыми. Черно-белые рисунки называются «графическими», и они также раскрывают смысл произведения, сопровождая его текст.(показать книгу с графическими рисунками).
Библиотекарь. Создать качественную иллюстрацию к литературному произведению – дело не из легких. Художник-иллюстратор прежде всего глубоко обдумывает задумку автора. Он должен хорошо знать время, описанное в произведении, характер героев, их внешний вид, одежду, вещи и другое, чтобы иллюстрация полностью соответствовала идее произведения.
Ребята, полистайте книги, найдите в них заставки и концовки, буквицу и орнамент, полюбуйтесь как красиво и старательно выполнил художник эту работу, для того. Чтобы книга стала краше.
А теперь мы поговорим о художниках, которые иллюстрируют книги.
Художник-сказочник Евгений Рачев сказал: «Я очень люблю смотреть на животных. Они, как люди, умеют радоваться, переживать. Это видно по их глазам. Я представляю себе это и рисую».
Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница». Посмотрите внимательно на лягушку, какой ее изобразила Татьяна Плиска, и скажите, какой вы увидели эту лягушку. Какой стремилась ее нарисовать Татьяна Владимировна?
Библиотекарь. Вспомните известную сказку «Журавль и цапля» и посмотрите на рисунок журавля, который нарисовал художник Нагаев. Как вы можете охарактеризовать главного героя журавля?
Библиотекарь. Ребята, а теперь давайте подведем итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
— Что такое иллюстрация7
— Какие бывают иллюстрации?
— Кто создает иллюстрации?
— Какие иллюстрации из тех, что вы сегодня видели, вам понравились? Что именно?
Библиотекарь. А сейчас я объявлю конкурс «И я могу быть художником. »
Как же создать иллюстрацию? Сначала надо ознакомиться с текстом. Обозначить, через какие образы и эпизоды можно выразительно передать рисунком идею произведения. Хорошо обдумав и представив тему будущего рисунка, сделайте эскиз (набросок), и если вы видите, что данный эскиз отвечает вашему замыслу, перерисуйте его на листок бумаги и разукрасьте.
Я предлагаю вам создать иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». (Зачитываем отрывок из сказки). Вперед, ребята, творите, создавайте иллюстрацию! Победители получат дипломы и призы!
Дети рисуют иллюстрации, из которых выбираем три лучших и награждаем победителей.
Урок по изо на тему «Иллюстрация к сказке» 2 класс
Урок изобразительного искусства, 3 класс.
Цель урока: систематизировать и расширить представления учащихся об иллюстрации и роли иллюстрирования.
Планируемые образовательные результаты:
— в познавательной сфере: систематизировать и расширить представление учащихся об иллюстрации и роли иллюстрирования
— в трудовой сфере: побуждение интереса работать на уроке
— в мотивационной сфере: побуждение интереса к творчеству коми писательницы, к истории коми народа
— в эстетической сфере
воспитание доброты, отзывчивости, ответственности на примере образов сказки
— в коммуникативной сфере:
способствовать развитию межличностных отношений между учащимися,
способствовать развитию моторики рук учащихся
формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами изобразительной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех ступенях обучения.
формировать эмоциональное ощущение к творчеству коми народа, способствовать развитию познавательной деятельности учащихся в изучении иллюстрирования сказок.
— образовательные: ознакомление с произведениями изобразительного искусства художников, знакомство с иллюстрацией, систематизация знаний и закрепление навыков;
— воспитательные: способствовать формированию нравственных навыков: любви к искусству, интереса к творчеству коми писателей;
— развивающие: способствовать развитию творческих способностей, развивать интерес к творчеству художников, выработка сознательного отношения к труду;
коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; умение работать в группах, анализировать.
Методы проведения занятия : информационно- рецептивный, частично – поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная форма познавательной деятельности
Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний
Объект урока : Сказка «Привет из Ботландии» Татьяны Кирпиченко
Межпредметные связи : с уроком коми языка
Материально – техническое оснащение : мультимедиа.
. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверим, как вы подготовились к уроку. Очень хорошо. Все к уроку готовы.
И прежде, чем мы начнем говорить по теме нашего урока, я хочу узнать, кто из вас любит сказки
-Я вижу, что сказки любят все
2.Введение в тему урока.
. Тема нашего урока « Иллюстрация по книге Т.Кирпиченко «Ботландиясянь чолом».
Мы все прослушали аудиокнигу о Ботликах, Алеше и Ботюшенции. Это сказка. Вы читали и смотрите другие сказки и знаете, что сказка- это?
— А какие бывают сказки? (показ слайда)
Когда человек слушает сказку, в его сознании возникают образы героев: Василиса – прекрасная, Баба-яга, Кощей – бессмертный и так далее. И пока сказки передавались из уст в уста, мы представляли персонажей по – разному, каждый – по- своему. Но вот появился рисунок к сказке, и мы смогли увидеть героев.
— Как называется рисунок к сказке?
— Что такое иллюстрация?
— Иллюстрация – это изображение, сопровождающее или дополняющее текст. (показ слайда)
— Посмотрите, пожалуйста, как выглядит иллюстрация к сказкам
Организационное начало урока
1.2 Настрой учащихся
У: Добрый день, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, а зовут меня Татьяна Вячеславовна.
У: Проверьте всё ли у вас готово к уроку, на столах у вас должен лежать пенал, альбом и краски. Присаживайтесь.
Мотивация к учебной деятельности
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать!
3. Формулировка темы и цели урока
У: Послушайте рассказ и ответьте на вопрос – как художник разрешил спор двух братьев?
Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму (картины Павла Кузнецова «Натюрморт» и «Весна в Крыму») . Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.
У: Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
Д: С помощью картин
У: Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
У: Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?
Д: Прохладу и тепло
У: А как они в картине передали прохладу и тепло?
Д: соотнесли холодные и теплые краски в картинах
У: Правильно. Вот это соотношение красок в картине по тону насыщенности цвета, называется колорит. Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
У: Верно. Мы будем говорить о колорите в живописи. И тема нашего урока: «Колорит – душа живописи». Тему мы определили, а давайте теперь попробуем поставить цель урока.
Д: цель: узнать, что такое колорит, как соотносятся цвета при изображении чего-либо и попробовать нарисовать рисунок в колорите.
У: Верно. Молодцы. Давайте приступим к осуществлению нашей цели.
4. Совместное открытие знаний
У: Мы с вами определили, что соотношение цветов на картине могут передавать прохладу и тепло, тем самым художники с помощью колорита, передают нам то настроение, которое они хотят нам показать. Ребята, как вы думаете, как же теплые цвета в картине влияет на наше настроение?
Д: Если картина написана теплыми красками, мы ощущаем радость и тепло, если холодными – то грусть и печаль.
У: Верно. Рассмотрим картину, написанную в теплых тонах Павла Кузнецова «Натюрморт». К картине, написанной в теплом колорите, подходит веселая музыка. Такая как музыка А. Вивальди «Времена года. Июль» (слушаем музыку. Разглядываем картину).Натюрморт написан в оранжевых, красных, розовых цветах. Посуда как будто становится частью голубых узоров на ковре и кажется почти невесомой. Цветовая гамма картины притягивает взгляд, рождая ощущение радости и веселья, нарядного праздника. Какое впечатление производит на вас эта картина?
Д: добавляют собственные определения увиденной картины
У: Хорошо. Молодцы! Ребята давайте еще раз вспомним, что такое колорит?
Д: Колорит – это соотношение цветов в картине.
У: Хорошо. Ребята, если в картине больше теплых цветов, то какой колорит картины?
У: Верно. А теперь, рассмотрим картину, выполненную в холодном колорите Павла Кузнецова «Весна в Крыму». Как же холодные цвета в картине влияет на наше настроение?
Д: Картина, написанная в холодном колорите, вызывает печальное, дождливое настроение.
У: К такой картине подходит плавная, печальная музыка. Такая как музыка А. Вивальди «Времена года. Февраль» (слушаем музыку, разглядываем картину) В пейзаже использованы оттенки, тонко передающие зелено-голубой весенний колорит нежной, молодой зелени, цветущего дерева, прозрачного морского воздуха.
Какое настроение она рождает у вас?
У: Хорошо. Если в картине больше холодных оттенков, то какой колорит картины, как вы думаете?
У:С помощью каких цветов художник изображает ранее утро?
Д: перечисляют холодные оттенки, указывая их на картине (голубой, белый, синий, холодные оттенки зеленого и желтого.
У: Верно. Молодцы! Давайте теперь немного отдохнем. Все встали. Повторяйте за мной.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
У: Ребята, посмотрите сейчас на доску, я вам развесила названия мои натюрморты. Каждая картина имеет свое настроения и свой колорит. Сегодня мы будем пробовать рисовать… Посмотрите, как я нарисовала рисунок и какие цвета использовала.
У: Ребята, а вы помните, как работать с кисточками и красками?
Д: Нужно аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя пачкать краски грязной кисточкой (в другой краске). Для получения нового цвета использовать палитру. Нельзя кисточку тереть о бумагу и долго держать в воде.
У: Молодцы! Также не забывайте, как правильно держать лист бумаги( горизонтально или вертикально)
4. Самостоятельная работа учащихся
Д: начинают рисовать. В ыполняют наброски в карандаше
У: Сначала начинаем рисовать главные предметы. Их лучше изображать крупнее и в центре листа. При этом нельзя забывать о деталях предметов.
У: Если вы все нарисовали, что хотели, тогда можете начинать работать в цвете.
Д: Переходят к работе в цвете.
У: (Помогаю учащимся выбрать нужный цвет для работы) Сначала с помощью кисти и красок начинаем с фона. Затем выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать колорит рисунка, настроение.
5. 1 Выставка работ учащихся
У: По мере того, как учащиеся завершают работу, вызываю к доске нескольких детей, и прошу учащихся прокомментировать свой рисунок.
Д: показывают рисунок и комментируют
У: (сама также комментирую их работы)
У: А сейчас мы оценим свою работу на уроке. А сделать я предлагаю это следующим образом, на партах у вас лежат листочки, разверните их. У каждого на листочке изображена пирамида. Всего у вас есть три уровня у пирамиды. Верхний уровень означает, что на уроке вам всё понравилось, у вас получилась аккуратная завершённая работа. Средний уровень, урок вам понравился рисунок вы завершили, но оно получилось не очень аккуратным, а нижний уровень будет обозначать, что на уроке у вас возникали трудности и вы не успели завершить свой рисунок.
— Итак, я вижу, что у большинства всё отлично получилось и вам понравилась ваша работа на уроке.
7. Организационное завершение урока
У: Я очень рада, что вам было интересно на уроке. Теперь приберите свое рабочее место.