Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Формирование и коррекция внутреннего имиджа журналиста

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

На рубеже 20-ого века журналистика меняется. Профессия журналист становится престижной. Она приобретает новые качества. Исследуются профессиональные характеристики репортеров.

Имидж. Не менее важен и внутренний имиджжурналиста, который создается постепенно, от публикации к публикации. Основой социального имиджа журналиста следует признать возникновение так называемой «публичной индивидуальности». Моделироваться социальный имидж может по разным признакам: по типу контакта с аудиторией, по уровню близости, по функции в процессе социализации, по типу текста и парадигме мышления. Как было показано выше, в редакции «Комсомольской правды» встречаются такие типы имиджа журналиста, как Друг, Авторитет, Эксперт, Герой, Загадка, Кумир, Мэтр, Учитель, Миротворец, Моралист, Игрок, Психоаналитик.Все они находят и разрабатывают индивидуально-неповторимые способы отображения реальной жизни, у каждого из них есть свой читатель, свои темы и свое место в издании. В процессе творческого освоения фактического материала каждый из них, обладая определенным жизненным опытом, индивидуальным характером и мировоззрением, выбирает подходящий только ему метод познания окружающего мира. Наиболее интересными и значимыми при определении своеобразия творческой индивидуальности того или иного журналиста следует признать выражающиеся, прежде всего на психологическом уровне пристрастия, чувства, ощущения.

Мышление как высшая форма творческого выражения личности представляется лишь частью тех необходимых способностей, без которых журналист не сможет «сохранить спрос на себя». Столь же значительными остаются внимание, воображение, память, владение словом, интуиция. Все чаще психологи обращают внимание на зрелость эмоционального мира журналиста, что, безусловно, относится к наиболее важным и необходимым чертам его личности. Здесь нужно говорить о самоконтроле и эмоциональной устойчивости работника СМИ. Психофизиологические свойства автора на газетной полосе проявляются в системе языковых средств, от которых зависит эмоционально-экспрессивная окраска текста, а значит и его убедительность.

Для прессы одинаково недопустимы в этом плане, как эмоциональная бедность, так и эмоциональные излишества.

По книге В. Олешко «Журналистика как творчество». Как журналисту выбрать личный имидж, из чего исходить и от чего отталкиваться.

Для человека естественна потребность в обновлении информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь влияния журналистики на субъективность представителей аудитории СМИ: создание у них истинных или ложных картин и образов, а в конечном счете влияющих на поведение, стиль жизни людей. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением человека, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института.

Акцентируем внимание лишь на самой актуальной сегодня для практической деятельности средств массовой информации проблеме – формировании имиджа журналиста. Ведь мы отмечали, что аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») и т.д. и т.п. Точно так же можно вести речь о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов. Вспомните, как обычный человек зачастую даже название, любимой газеты к примеру, произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка».

Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:

во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;

в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов:

Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.

Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.

В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:

умение говорить «на языке» своей аудитории;

знание того, что именно сегодня ее волнует;

острота ума и чувство юмора.

Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.

Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.

Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно.

Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.

Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:

Чего я хочу добиться как профессионал?

Что я могу (природой мне даровано лишь это)?

Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?

Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?

Сделаем вывод: формирование имиджа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное.

Источник

Имидж в работе журналиста

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничего необычного, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.

Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.

Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.

С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.

По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж мессии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».

Е.И. Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:

1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);

2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);

3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;

4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.[132]

Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.

Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Смотреть картинку Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Картинка про Имидж журналиста что это такое и как он формируется. Фото Имидж журналиста что это такое и как он формируется

В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.

Термин «харизма» происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.

Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей, – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н. Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.

Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:

1. «Чужак». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться[133]. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;

2. «Странный». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека.[134] Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели.[135] Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;

3. «Шут». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.

Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.

Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:

1. Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.

2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и одновременно как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.

3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.

Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Дайте определение категории «личность» и назовите основные критерии зрелой личности.

2.Какие парадоксы журналистской профессии и в какой степени предопределяют особенности личности журналиста?

3.Какие качества отличают «среднюю» личность журналиста различных типов СМИ?

4.В чем реализуется долженствовательная сфера личности журналиста?

5.Дайте наиболее точное с вашей точки зрения определение имиджа.

6.Каков «базовый» набор имиджей?

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Определите тип имиджа и основные его составляющие у известного вам журналиста. Какие функции реализует этот имидж?

2. Можно ли провести прямую параллель между гением и безумием? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Сравните имидж нескольких журналистов по одному из параметров (смысл речи, интонация, пауза, взгляд, мимика, жесты и т.п.). Какова роль одного из параметров имиджа в формировании целостного образа человека?

4. Попробуйте скорректировать образ известного телеведущего, заменив один из параметров имиджа. Что произойдет? Какой, по вашему мнению, будет реакция аудитории?

1. Сопоставительный анализ подходов к определению личности: междисциплинарный аспект.

2. Игровой компонент имиджа телеведущего

3. Креативная составляющая личности журналиста.

4. Определение имиджа: сравнительный анализ подходов

5. Харизматическая личность: природа явления.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста/ В.И.Кузин. СПб: СПбГУ, 2004.

Источник

Имидж журналиста: содержание, функции и особенности построения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании различными средствами.

Понятие имиджа журналиста

В массовом сознании имидж создается с целью формирования определенного отношения к объекту. Имидж может сочетать реальные свойства объекта и свойства, ему приписываемые, несуществующие. Идеальный имидж – тот, при котором происходит совпадение следующих элементов:

Другими словами, совпадают границы идентичности и зона свободы и ответственности. В том случае, если идентичность не достигается, может возникнуть озабоченность имиджем, за которой скрывается поиск свободы, самоопределения и ответственности современного человека либо стремление уйти от этой ответственности и свободы.

Имидж журналиста можно рассматривать с двух сторон: как имидж человека и как имидж лица, представляющего какое-либо СМИ. В первом случае имидж сохраняется на протяжении всей карьеры, во втором – имидж может изменяться в зависимости от места работы.

Если рассматривать имидж личности, то здесь речь идет о целостном сформированном впечатлении, образе, которое человек производит.

Основными составляющими имиджа журналиста в профессиональной среде являются:

Модели и функции имиджа журналиста

Журналист по роду своей профессии должен владеть многими типами имиджей. Но специфика его деятельности в том, что он общается с массовой аудиторией, поэтому должны быть четко отлажены и защитные, и активные компоненты имиджа.

Активные компоненты имиджа, позволяющие журналисту достучаться до аудитории, с профессиональной точки зрения важнее. Поэтому выделяют три основных типа имиджа:

Готовые работы на аналогичную тему

Существует еще одна классификация социального имиджа журналиста, предложенная Е. И. Прониным и Е. Е. Прониной:

Имидж журналиста выполняет несколько функций. В первую очередь, он дает журналисту возможность выделиться, заявить о себе, обрести лицо, а затем руководить восприятием информации. затем имидж позволяет акцентировать внимание аудитории на тех качествах личности, которые необходимы в конкретной ситуации. Кроме того, имидж журналиста позволяет ему установить тесный контакт с целевой аудиторией.

Как правило, эти роли в обычной ситуации перемежаются. И так как имидж является результатом общения двух сторон, выбирается он относительно конкретного человека (например, журналист печатного издания может менять свой имидж в зависимости от особенностей респондента, у которого он берет интервью). Но на телеэкране ведущий традиционно придерживается одного имиджа. И большое значение в этом случае имеет харизматическая модель коммуникации.

Например, Дж. Голхабер установил, что во многом успех телепередачи зависит от того, обладает ли харизмой личность, ведущая ее. Анализ ток-шоу позволяет говорить о том, что в большей степени аудитория фиксирует поведение ведущего, чем факты по обсуждаемому вопросу.

Харизма – это наделение личности свойствами, которые вызывают безоговорочную веру в ее возможности, преклонение перед ней.

Формирование имиджа журналиста

В современных условиях аудитория склонна к персонификации всех типов коммуникаторов – политиков, известных людей, журналистов и т.д. Также можно говорить и о «персонификации» безличных коммуникаторов – периодических изданий, телеканалов, телепрограмм.

При создании имиджа журналиста нужно учитывать следующие обстоятельства:

Процесс формирования имиджа состоит из нескольких этапов. На первом этапе выявляются целевые группы, с которыми журналист собирается взаимодействовать в первую очередь. На втором этапе изучаются пристрастия аудитории, с которой индивидуальный коммуникатор собирается взаимодействовать – образ, который он стремится создать, должен отражать ожидания аудитории, реальной и потенциальной.

Доминирующими составляющими «работающего» имиджа являются:

Следующий этап – подбор и «примерка» типажа, то есть социальной роли коммуникатора.

Затем начинается следующий этап – привлечение внимания к персоне журналиста. С первых секунд коммуникативного контакта коммуникант по внешнему виду, манере держаться и общаться определяет перспективность взаимоотношений.

Важно то, что и как говорит журналист, насколько это убедительно и аргументировано.

Важной для журналиста является способность вызвать доверие у аудитории. Здесь можно говорить о незаурядных личных качествах журналиста, его компетентности, профессионализме, об определенном «стандарте» героя у той или иной группы аудитории СМИ.

Самым главным этапом процесса формирования имиджа является то, что журналист должен для себя самостоятельно либо с помощью имиджмейкеров определить, чего он хочет добиться в своей профессии, что он умеет и может, кем является на данный момент как личность и что нужно сделать, чтобы добиться желаемого результата.

Формирование имиджа журналиста возможно только в действии. Внимание при этом акцентируется на выигрышных качествах, а нежелательные черты вуалируются либо интерпретируются по-иному.

Источник

Имидж журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание работы
Файлы: 1 файл

психология журналистики.docx

Официально под журналистом понимается «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию». На деле же это человек, которому верит общество. Или, по крайней мере, должно верить. Журналист наделен определенными правами и полномочиями, в шутку и всерьез именуется «четвертой властью», однако журналист также наделен этическими обязанностями, которые он должен соблюдать в профессиональной и повседневной жизни.

Вот почему любое общество и любое государство всегда стремилось, стремится и будет стремиться установить определенные «правила игры» на своем информационном пространстве.

Одним из таких правил как раз и является формирование определенного журналистского имиджа.

Идеальный имидж тот, при котором происходит соответствие представлений социального субъекта о самом себе; образа в каком он хотел бы предстать в обществе; и реально сложившегося в обществе его образа. То есть, границы идентичности совпадают с зоной ее свободы и ответственности. Если идентичность не достигнута, то может появится озабоченность имиджем. За нею скрывается отчаянный поиск самоопределения, свободы и ответственности современного человека. Или стремление уйти от этой свободы и ответственности.

Говоря про имидж журналиста, стоит отметить, что на «имидж журналиста» можно смотреть с двух сторон: во-первых, как на имидж человека, а во-вторых – как на имидж журналиста, представляющего какое либо СМИ. И если в первом случае имидж журналиста сохраняется на протяжении всей его карьеры и формируется самим журналистом, то во втором нужно учитывать изменение имиджа в зависимости от места работы, либо – сочетание обоих подходов. В случае с имиджем личности речь идет о некоем целостном сформированном образе, впечатлении, которое человек производит на окружающих.

Основные составляющие понятия «имидж журналиста» в профессиональной среде это профессионализм журналиста (от умения обращаться с информацией до умения общаться с производственными службами), стиль в одежде, этические принципы (профессионально-нравственные взгляды, профессиональная этика (совокупность ценностей, норм и правил), профессиональная мораль (моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста, как аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций).

Формирование имиджа журналиста

Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:

— во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;

— во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;

— в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов:

Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.

Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.

В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:

— умение говорить «на языке» своей аудитории;

— знание того, что именно сегодня ее волнует;

— острота ума и чувство юмора.

Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.

Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.

Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно.

Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.

Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:

— Чего я хочу добиться как профессионал?

— Что я могу (природой мне даровано лишь это)?

— Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?

— Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?

Формирование имиджа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное.

Моральная составляющая имиджа журналиста

Мора́ль (лат. moralis – касающийся нравов) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Сегодняшний имидж журналиста противоречив и многолик: в массовом сознании присутствует и ностальгически очищенное воспоминание о журналисте советского времени – интеллигентный, эрудированный, он не только умел правильно и красиво говорить, но и был искренним «борцом за правду», часто выступая последней защитой и упованием людей, ищущих справедливости; и благородный лик преданного рыцаря перестройки – без таких сама перестройка вряд ли была бы возможна; и образ развязного комментатора, речь которого изобилует безграмотными и вульгарными оборотами, что, впрочем, нисколько не снижает его напористости и уверенности в своем безусловном праве наставлять «народ».

Неслучайно респонденты, опрашиваемые в ходе исследования фонда «Общественное мнение», пытаясь описать «современного российского журналиста» (эти оценки носят и моральный оттенок)2, говорили как о его принципиальности, независимости от каких-либо структур, неподкупности, стремлении «объективно давать информацию» (13%), таки о беспринципности, продажности, нечистоплотности (6%). Одни отмечали образованность, эрудированность, высокий интеллектуальный уровень российских журналистов (9%), другие отзывались о них как о «хамоватых ребятах, везде сующих свой нос.

Говоря о «морали» журналиста можно выделить несколько ключевых позицийзависимости от которых можно судить о «морали журналиста» как личности (придерживаясь тех или иных позиций, журналист, как человек, будет действовать в рамках этих принципов, а возможно, и переступит через них).

жизненная позиция представляется проявлением в самосознании личности достигнутого уровня идентичности. При этом в ней обнаруживается мера тождества человека не только с самим собой, но и с социумом (персональная и групповая идентичность). Тем самым предопределяется степень его моральности и степень включенности в социокультурные процессы. Отражая отношения и виды деятельности, которые человек воспринимает в качестве поля для самореализации, жизненная позиция интегрирует в себе соответствующий комплекс фиксированных установок в их рациональном, эмоциональном и волевом (поведенческом) аспектах. Иначе говоря, она берет на себя роль механизма, «запускающего» активность личности в той или иной сфере жизнедеятельности.

политическая позиция человека представляется отражением в его самосознании достигнутого им уровня идентичности с определенной политической идеологией и соответствующими политическими силами. Вызывая необходимые установки на соответствующие отношения и деятельность, они становятся важным условием успешной самореализации.

• профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки. В их ряду – и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессионально-нравственных представлений тем представлениям, которые аккумулированы в профессионально-нравственном сознании группы. Профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста, выступают в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь». Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль, причем не только теоретическом, но и в практическом плане (здесь стоит упомянуть и о существовании устава редакции, принципах ее действия, и о выборе самим журналистом места работы). Здесь стоит также упомянуть и о морали журналиста в сочетании с жанрами. Например, интервью – в случаях трагедий, повлекших за собой шоковое или угнетенное состояние, журналист должен расспрашивать человека терпеливо и деликатно.

Визуальная составляющая имиджа журналиста

Всемирно известный американский психолог, видный специалист по тонкостям словесного общения доктор Альберт Мирэбиан в своей книге «Различные пути беседы» пишет о том, что впервые вступившие между собой в беседу люди производят друг на друга впечатления трех видов.

• Первое впечатление – визуальное. Оно составляет 55 процентов от общего целостного мнения.

• Второе – голосовое – 38 процентов.

• Третье – вербальное, т.е. впечатление от содержания беседы – семь процентов.

Давно и на научной основе доказано, что люди в момент беседы между собой мысленно оценивают друг друга знаками «+» или «–». Понравились ли вы ему или нет? Верит ли он вам или нет? Для журналиста это вопросы особой важности. Известно, что люди обычно тепло воспринимают человека во время первой встречи. В дальнейшем формирование их взглядов относительно вас будет связано с тем, ЧТО вы можете сказать, ЧТО предложить. Именно в этот момент по имиджу журналиста определяют, сможет ли он благодаря своему таланту и внешнему виду добиться намеченной цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *