Иммерсивная лекция что это
Иммерсивная лекция – новый способ посещения музея
Музей военной формы открывает интерактивный «Лекторий Музея военной формы». Новый современный формат взял самое лучшее от традиционных лекций и экскурсий. Иммерсивные лекции позволят глубже погрузиться в тему рассказа и узнать больше об истории военной формы, изменения которой неразрывно связаны с происходящими в России событиями.
Иммерсивная лекция проходит не просто в зале, а среди экспозиций и выставок Музея военной формы. Слушатели, уставшие от скучных слайдов с картинками, смогут вживую увидеть то, о чем рассказывает лектор. История будет преподноситься через подлинные экспонаты музея, а не абстрактные понятия.
Уже запланированы 4 лекции, каждая из которых в полной мере позволит насладиться новым форматом:
11 октября (воскресенье), 15:00
Лекция «История военно-самокатного дела» в залах выставки «Самокатчики, вперед!».
Лектор: Мятиев Андрей – коллекционер, журналист, основатель «Музея истории велосипедного дела Андрея Мятиева».
18 октября (воскресенье), 15:00
Лекция «Становление и развитие русской батальной живописи» в залах постоянной экспозиции «Мундир для героя».
Лектор: Надыкта Светлана Николаевна – искусствовед, хранитель фондов Музея военной формы.
25 октября (воскресенье), 15:00
Лекция «Военная миниатюра как объект коллекционирования и инструмент исторического познания» в залах выставки «Сквозь времена».
Лектор: Алексеев Юрий Валерьянович – руководитель Секции военно-исторической миниатюры Московского отделения РВИО.
31 октября (суббота), 15:00
Лекция «Эволюция русской военной формы от Петра I до Александра III» в залах постоянной экспозиции «Мундир для героя».
Лектор: Темников Алексей Владимирович – реконструктор, архитектор, художник, сотрудник Российского военно-исторического общества.
Участие в «Лектории Музея военной формы» бесплатно при покупке входного билета в Музей. По билету посетители смогут также осмотреть все постоянные экспозиции и временные выставки Музея.
Уточнить актуальную информацию о лектории вы можете по телефону +7 (495) 648-18-13.
Адрес Музея военной формы: Москва, Большая Никитская, 46/17, стр.1.
Ношение медицинской маски обязательно.
Фото предоставлены пресс-службой Музея военной истории Российского военно-исторического общества
06.10.2020
Новый способ посещения музея – иммерсивная лекция. Что это такое и чем она лучше традиционных экскурсий
Музей военной формы открывает интерактивный «Лекторий Музея военной формы». Новый современный формат взял самое лучшее от традиционных лекций и экскурсий. Иммерсивные лекции позволят глубже погрузиться в тему рассказа и узнать больше об истории военной формы, изменения которой неразрывно связаны с происходящими в России событиями.
Иммерсивная лекция проходит не просто в зале, а среди экспозиций и выставок Музея военной формы. Слушатели, уставшие от скучных слайдов с картинками, смогут вживую увидеть то, о чем рассказывает лектор. История будет преподноситься через подлинные экспонаты музея, а не абстрактные понятия.
Уже состоялись 4 лекции
Лекция «История военно-самокатного дела» в залах выставки «Самокатчики, вперед!».
Лектор: Мятиев Андрей – коллекционер, журналист, основатель «Музея истории велосипедного дела Андрея Мятиева».
Лекция «Становление и развитие русской батальной живописи» в залах постоянной экспозиции «Мундир для героя».
Лектор: Надыкта Светлана Николаевна – искусствовед, хранитель фондов Музея военной формы.
Лекция «Военная миниатюра как объект коллекционирования и инструмент исторического познания» в залах выставки «Сквозь времена».
Лектор: Алексеев Юрий Валерьянович – руководитель Секции военно-исторической миниатюры Московского отделения РВИО.
Лекция «Эволюция русской военной формы от Петра I до Александра III» в залах постоянной экспозиции «Мундир для героя».
Лектор: Темников Алексей Владимирович – реконструктор, архитектор, художник, сотрудник Российского военно-исторического общества.
Участие в «Лектории Музея военной формы» бесплатно при покупке входного билета в Музей. По билету посетители смогут также осмотреть все постоянные экспозиции и временные выставки Музея.
Уточнить актуальную информацию о лектории можно по телефону +7 (495) 648-18-13.
Адрес Музея военной формы: Москва, Большая Никитская, 46/17, стр.1.
При себе обязательно иметь медицинскую маску и перчатки.
Все, что вам нужно знать об иммерсивном обучении
Привлечь внимание учеников не сложно, но совсем другое дело удерживать их вовлеченными на протяжении всего занятия. А когда повсюду находятся отвлекающие факторы, все становится еще сложнее. Как же с этим справиться? Используя иммерсивное обучение.
Что такое иммерсивное обучение?
Иммерсивное обучение – это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения. Он не только устраняет отвлекающие факторы, но и убивает монотонность в процессе обучения и развития, обеспечивая стимулирующие визуализации. Иммерсивное обучение позволяет повысить вовлеченность учащихся и, следовательно, сделать обучение более продуктивным и ценным.
Он может воплотить в жизнь абстрактные учебные сценарии, тем самым делая реальной очень важную, но трудную задачу воссоздания взаимодействий для учащихся.
Иммерсивное обучение позволяет учащимся контролировать результаты, связывая их с реальным опытом, но в более безопасной среде. Помимо повышения уровня вовлеченности это также повышает их мотивацию, поскольку они становятся ответственными за виртуальный мир, в котором они находятся. Еще одна интересная особенность заключается в том, что данный вид обучения обеспечивает очень интерактивную среду для учеников, как виртуально, так и физически. Благодаря этому вы можете виртуально воссоздать различные физические среды, недоступные в аудитории. Виртуальный контент настолько вдохновляет, что производит огромное впечатление на учеников.
Различия между иммерсивным обучением и экспериментальным/практическим обучением
Иммерсивное обучение не следует путать с эмпирическим обучением, хотя оба они очень тесно связаны. Ниже приведены различия между иммерсивным и экспериментальным обучением, которые следует знать.
Иммерсивное обучение | Экспериментальное обучение |
Критически важно использовать такие технологии, как виртуальная реальность, дополненная реальность, мобильные устройства и т. д. | Технологии обычно не требуются |
Требует 100% включения мыслительных функций учащихся | Мыслительные функции учеников не задействуются на 100% |
Всегда используется геймификация в обучении | Геймификация может не применяться |
Динамическая механика | Статическая механика |
Обучение происходит благодаря реализации | Обучение происходит путем включения навыка |
Одно действие может привести к нескольким циклам | Несколько действий составляют один цикл |
Реализация иммерсивного обучения
Технологии, реализующие иммерсивное обучение:
Виртуальная реальность (VR)
Эта технология использует цифровое моделирование для воссоздания реальных сценариев. Надев гарнитуру, ученик погружается в виртуальный мир и может путешествовать в самые физически недоступные места.
Дополненная реальность (AR)
Дополненная реальность – это технология, которая позволяет преобразовать реальную среду в цифровой интерфейс, улучшая восприятие реального мира. AR добавляет в реальность цифровые элементы, чтобы улучшить ее.
Смешанная реальность (MR)
Комбинация дополненной реальности и виртуальной реальности, MR или смешанная реальность – это технология, которая делает виртуальные взаимодействия более реалистичными. MR позволяет цифровым и физическим объектам сосуществовать и взаимодействовать в режиме реального времени.
Трехмерное иммерсивное обучение (3D)
Трехмерное иммерсивное обучение – это метод, который способствует углубленному обучению и использует 3D-визуализацию и моделирование, чтобы дать ученикам захватывающий опыт.
Преимущества иммерсивного обучения
В современных реалиях иммерсивное обучение просто необходимо, поскольку оно способно сделать обучение лучше, чем когда-либо.
Вот преимущества этого типа обучения:
Как сложно сохранять концентрацию, особенно когда рядом всегда находится любимый смартфон! Попробуйте иммерсивное обучение, так как оно избавит вас от всех отвлекающих факторов, позволив полностью погрузиться в виртуальный мир.
Начать обучение легко, а вот закончить сложно. Вот почему в наши дни эксперты предлагают иммерсивное обучение, поскольку оно способствует целенаправленному погружению. Ученики так увлечены виртуальным моделированием, что для чего-то другого не остается времени.
Поскольку среда, созданная с помощью иммерсивного обучения, очень увлекательна и реалистична, она развивает эмоциональную связь с пользователями. Следовательно, они больше вовлечены в процесс обучения.
Этот метод обучения заключается в погружении в реальный контекст, в котором учащимся предлагается работать в реальном моделировании окружающей среды.
Иммерсивное обучение способствует индивидуальному обучению, поскольку оно основано на модели, ориентированной на учащегося. Это позволяет ученикам учиться в своем собственном темпе, поскольку они проходят управляемые тренировки, чтобы овладеть техникой, поведением или методологией. Они могут тренироваться столько раз, сколько захотят, пока полностью не научатся.
Поскольку отвлекающих факторов меньше или вообще нет, ученики глубоко погружаются в процесс обучения и учатся в своем собственном темпе, следовательно, запоминают больше из того, что изучают.
Заключение
Иммерсивное обучение – это динамичная стратегия, которая может улучшить электронное обучение и произвести революцию в мире образования. Этот метод обладает большим потенциалом для того, чтобы возглавить будущее обучения и помочь в достижении его важных целей. Поэтому сейчас лучшее время для того, чтобы извлечь из этого максимальную пользу!
Полное погружение: как иммерсивное обучение приходит в компании и школы
Представьте: вы босс, а перед вами сидит подчиненный, которому нужно сообщить неприятное известие: он уволен. В воздухе прямо перед вами возникает список фраз-подсказок. Ваша задача — выбрать те из них, что выглядят наиболее корректными, и произнести их вслух. Если чувство такта вам отказало, сотрудник может расстроиться и даже ударить по столу кулаком.
Так выглядит виртуальная симуляция, с помощью которой российско-американский стартап Cerevrumобучает менеджеров компаний эффективно взаимодействовать с подчиненными. Стартап — один из пионеров в применении так называемого иммерсивного обучения, задействующего технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
Новый подход способен совершить революцию в мире образования: он не только делает процесс усвоения знаний более наглядным и зрелищным, но и позволяет существенно экономить — живых тренеров и преподавателей заменяют 3D-образы, которые тем не менее способны вести диалог.
Диалог с воображаемым покупателем
За последние четыре года отечественные корпорации провели до сотни пилотных внедрений обучающих VR-проектов, и порядка 10% из них подтвердили эффективность, говорит Алексей Каленчук, директор по акселерации технологий виртуальной и дополненной реальности фонда «Сколково». Это хороший показатель для пока еще формирующегося рынка, отмечает он. Успешные кейсы есть у Сбербанка, «Сибура», РЖД, «Газпромнефти» и ряда других компаний.
Особенно востребовано VR-обучение в отраслях с высокой текучестью линейного персонала: оно позволяет снизить затраты на постоянное обучение новых сотрудников. В группе «М.Видео-Эльдорадо» адаптацию на рабочем месте и обучение каждый месяц проходят около 250 новых сотрудников магазинов. Чтобы сделать этот процесс более быстрым и эффективным, в середине июля компания провела в десяти магазинах пилотный образовательный VR-проект. Надев специальные очки, продавец оказывался в виртуальном доме с несколькими комнатами, в каждой из которых представлены различные виды бытовой техники: от мультиварок до телевизоров. Путешествуя по дому, каждый «новобранец» изучал ключевые характеристики товаров, после чего проходил тестирование. В компании не исключают планов по масштабированию проекта. «Иммерсивный метод позволит нам расширить компетенции консультантов и сократит срок обучения персонала», — оценивает перспективы такого обучения Иван Гаврилов, руководитель департамента обучения и развития персонала «М.Видео-Эльдорадо».
Среди клиентов Cerevrum— крупные розничные сети, телекоммуникационные и нефтяные компании: «Ростелеком», Yota, X5 Retail Group, «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз». Продажники оттачивают мастерство в диалогах с анимированными клиентами: выбирая правильные фразы, они убеждают купить побольше товаров и услуг. Менеджеры, надев шлемы, учатся не только навыкам управления, но и тому, как корректно увольнять сотрудников. Время от времени в компанию обращаются даже представители сект: они хотят понять, какой эффект могут дать VR-технологии в общении с паствой, рассказывает РБК основатель Cerevrum Наташа Флокси. Но им приходится отказывать, добавляет она.
Бизнес интересуется VR-технологиями по нескольким причинам.
Иммерсивное обучение позволяет не только получать практические знания, но и оттачивать «мягкие» навыки (soft skills). Британский стартап VirtualSpeech, основанный в 2016 году, помогает развивать навыки межличностного общения — готовиться к выступлениям на конференциях, докладам, общению со СМИ. Надев очки виртуальной реальности, директор компании оказывается за столом переговоров со сложными собеседниками или посреди огромной аудитории.
Такая практика может помочь преодолеть застенчивость, попробовать разные стратегии выступления, получить аналитику. «Сейчас нашей платформой и приложениями пользуются свыше 250 тыс. клиентов более чем в 120 странах, — рассказала РБК сооснователь стартапа Софи Томсон. — Мы работаем с компаниями в самых разных отраслях: морские перевозки, телеком, консалтинг, авиация, финансовые операции, банки». Томпсон считает, что VR-обучение сотрудников превратится в мейнстрим в течение ближайших десяти лет.
Конкурент VirtualSpeech— американский стартап Ovation VR, основанный в августе 2018 года. Оратор берет слово перед оживленной аудиторией, сгенерированной на основе образов реальных людей, и пользуется подсказками для выбора правильной манеры поведения. Выступление перед аудиторией записывается в 3D-формате, так что потом можно оценить себя с любого ракурса.
«Препятствия в развитии VR-технологий сейчас делятся примерно поровну между технической и финансовой сторонами, — рассказал РБК основатель VirtualSpeech Джефф Маршалл. — Требуется повышать удобство и простоту использования оборудования, четкость изображения. И все же даже на нынешнем уровне гарнитуры виртуальной реальности достаточно хороши, чтобы обеспечить все виды полезного пользовательского опыта». Что касается финансов, то инвесторы ориентируются на объемы продаваемой в мире VR-гарнитуры: чем они выше, тем щедрее становятся вложения в стартапы виртуальной реальности.
Гендиректор российского агентства HR-UP, которое занимается в том числе обучением при помощи VR-решений, Иван Канардов вспоминает, как помогал топ-менеджеру крупной компании избавиться от страха публичных выступлений. Для него использовали не только виртуальные очки для имитации ситуации общения с аудиторией, но и аппарат биологической обратной связи, который показывал человеку его эмоциональное состояние еще до того, как оно станет очевидным, например появится испарина или затрясутся руки. По сути, клиент учился и выступать, и контролировать физиологические процессы: дыхание, непроизвольную мышечную активность, пульс и т.д. Результатом испытуемый остался доволен: после обучения стал часто давать интервью телевидению и регулярно выступает на ПМЭФ.
VR расслабляющий
Ударно работающие сотрудники — мечта любого работодателя. «Но есть нюанс. В рейтинге «стран-трудоголиков», который составляет Организация экономического сотрудничества и развития, Россия в 2017 году заняла шестую строчку. При этом, проводя на работе много часов, россияне одновременно демонстрируют довольно низкие показатели производительности труда», — замечает Светлана Драгаева, основательница российско-британской компании Fountain Digital Labs.
Чтобы хорошо работать, сотрудники должны эффективно отдыхать в течение рабочего дня, считает Драгаева. Для этой цели ее компания создала приложение Virry.Life, позволяющее работникам снимать стресс с помощью виртуального общения с дикими животными. Сеансы Virry.Life длятся от 2 до 6 минут и погружают сотрудника в мир африканской саванны: можно, например, совершить путешествие по реке, покормить мясом львицу или поиграть со слоненком. Протестировав приложение на сотрудниках нескольких организаций, предпринимательница поняла, что продукт можно использовать и для определения психоэмоционального состояния работника. Если, к примеру, подчиненный все время выбирает локацию с водопадом, где нет зверей, а психологические тесты вдобавок показывают у него депрессию, это сигнал начальнику о том, что сотруднику пора в отпуск.
На Россию приходится чуть меньше половины заключенных контрактов, остальные продажи решения осуществляются в США и Великобритании.
В числе клиентов VirtualSpeech — также университеты и школы: VR-симуляция позволяет готовить преподавателей к чтению лекций и заранее тестировать их способности к обучению студентов. Основатель компании Джефф Маршалл планирует развивать и направление полноценных VR-лекций, когда студенты с помощью очков и шлемов слушают преподавателя в виртуальной аудитории. Лектор и слушатели при этом могут находиться в разных странах мира, что позволяет экономить время и транспортные расходы.
Школы — не самые богатые клиенты, но предлагать решения для них начинают и многие другие стартапы, изначально работавшие с корпорациями. Например, нидерландская компания VR Owl, среди клиентов которой Ford и Huawei, применяет свою платформу TeachVR для создания уроков по географии, биологии и истории. По словам директора компании по маркетингу Тима Ниджланда, выручка предприятия составляет несколько миллионов долларов в год и растет на 30% ежегодно.
VR-технологии идут в школьное образование, но поскольку в этом сегменте основные покупатели услуг — родители детей, рынок еще очень мал и развивается благодаря энтузиастам, говорит Константин Урванцев, основатель франшизы Altair VR «Виртуальная энциклопедия» (проект в области дополнительного образования для детей от 5 до 17 лет). «Рынок VR растет по всему миру, и вряд ли у России какой-то особый путь — вопрос в скорости проникновения новых технологий, — рассуждает Василий Филиппов, основатель компании Mel Science (разрабатывает серии VR-уроков по химии для школьников). — Как правило, ответ на этот вопрос связан с наличием сильного местного игрока — производителя или поставщика VR-оборудования, который активно продвигает эту технологию на рынке».
Если в Mel Science 95% продаж приходится на зарубежный рынок (в основном США) и лишь 2–3% на Россию, то у Altair VR «Виртуальная энциклопедия», которая с весны 2017 года начала продавать франшизу, большинство партнеров — российские. В нашей стране их 33, и они проводят сеансы для десятков тысяч детей каждый месяц. Зарубежных партнеров 12, они работают в десяти странах (на долю иностранных франчайзи приходится лишь 20% продаж).
За услуги «Виртуальной энциклопедии» в 95% случаев платят родители детей (в среднем по стране — это 250 руб. за урок), но иногда VR-уроки заказывают детские лагеря или детские центры. Чтобы заинтересовать последних, франчайзи приходится выезжать на встречу с педагогами лично и презентовать им программы энциклопедии — сейчас в каталоге компании 58 шоу. Уроки проходят следующим образом: сотрудник компании раздает детям VR-гарнитуры, нажимает на планшете кнопку, и весь класс синхронно погружается в просмотр. Дети оказываются, например, в огромном зале планетария и смотрят программу о природе света и фотосинтезе. Звук подается из общих колонок, сохраняя ощущение коллективного просмотра, дети слышат голоса друг друга.
Тем не менее b2b-продажи в сфере новых технологий — все еще сложный процесс, отмечают участники рынка. Хотя технологии и стали более доступными, создавать необходимую для VR-занятий инфраструктуру в офисе готов далеко не каждый работодатель, говорит Драгаева: «Нам долго приходится убеждать клиента в том, что для полноценного рабочего перерыва нужна не переговорная, забронированная в календаре на два часа, а отдельная специально оборудованная комната».
Востребованность иммерсивных решений тесно связана и с развитием искусственного интеллекта, позволяющего делать диалоги с виртуальными персонажами более реалистичными и полезными. «Иногда персонажи VR-тренажеров ведут нелепые диалоги — разработчики не предусматривают всех вариантов развития разговора, и он заходит в тупик, — делится опытом Канардов. — Это как общение с «Яндекс.Алисой» — умному человеку ничего не стоит заставить программу повторяться или уходить от ответа». Настоящий прорыв, считает консультант, произойдет, когда искусственный интеллект научится самостоятельно строить диалоги и будет имитировать разные характеры собеседников.
Дополним картину
Компания планировала визуализировать рабочие процессы с помощью сложных 3D-проекций, которые показывали бы, скажем, как соединять детали. Но такая AR оказалась весьма дорогостоящей технологией. Например, чтобы перевести в нее около 1 тыс. операций, связанных с ремонтом автомобиля, пришлось бы потратить несколько десятков миллионов рублей и до полутора лет. В Itorum решили упростить продукт — стали записывать операции, которые выполняет опытный мастер, чтобы новички затем могли просмотреть их словно глазами профессионала и повторить с большой точностью. Лицензия компании на каждые используемые для обучения AR-очки стоит от 8 тыс. до 150 тыс. руб. в год (в зависимости от сложности симуляции). У Itorumболее 20 клиентов, среди которых — «Сибур», «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, «Полюс Золото», «Филип Моррис» и др. Обычно заказчики покупают от 10 до 200 и больше лицензий.
Куда нас погружают иммерсивные технологии
Привет, Хабр! Это Сергей Лукашкин, и сегодня мы поговорим об иммерсивных технологиях.
Термин «иммерсивный» сейчас стал общеупотребительным, его можно встретить в отчетах таких именитых исследовательских компаний (strategic future search) как Gartner (immersive experience) или CBInsights.
Иммерсивные технологии также называют технологиями расширенной реальности. В их список входит виртуальная и дополненная реальность, а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве и тем самым изменяют пользовательский опыт в абсолютно разных сферах. В этом посте мы расскажем о том, на каком уровне эти технологии находятся сегодня, как они реализуются и используются для бизнеса.
Для начала определимся с терминами и сокращениями, которые вы можете увидеть в отчетах, статьях и презентациях:
Панорамные и 360°-фото или видео
В фотоаппаратах доступны довольно давно, с 2018 года поддерживаются фейсбуком. По сути это сшитые с помощью алгоритмов последовательные наборы снимков. Делать их можно как одной камерой, так и специальными 360°-камерами. Это очень удобный формат, с помощью которого вы, например, можете пойти на виртуальную экскурсию в Пушкинский музей.
360°-видео
Как реализуется. 360°-камеры снимают окружающее пространство, после чего полученные видеоролики сшиваются в специальных программах. Существуют и бесшовные решения, но они более затратны для бизнеса. Иногда в уже готовое видео добавляется дополнительная графика.
Сейчас также распространены «панорамные» онлайн-трансляции. Когда у вас есть несколько точек с панорамным обзором, достаточно установить оборудование и начать съемку. Но такой формат имеет довольно высокие требования к аппаратному обеспечению, а также требует тщательной настройки звука.
Где используется. Эта технология широко применяется при демонстрации недвижимости. Нехитрый поиск в Google выдаёт множество B2B-агентств, которые делают виртуальные туры для нужд риэлторов и застройщиков: 360 Real Estate, 360walkthruproperty, Forj и другие.
Панорамные видео используются и в СМИ. Выше я уже давал ссылку на проект RT 360, который дает зрителю возможность «присутствовать в моменте» — будь это празднование Нового Года в Берлине или международный кубок по супербайку. Помимо размещения в интернете, такие иммерсивные материалы также демонстрируются на постоянной выставке Управления ООН по вопросам космического пространства в Вене.
Дополненная реальность
Как и многие инновационные технологии, дополненная реальность появилась в середине прошлого века для военных разработок. Ее планировали и затем успешно начали применять для проецирования на стекло гермошлема или лобовое стекло истребителя важных показаний приборов, чтобы сократить время получения информации и повысить скорость реакции летчиков.
Сегодня развивается несколько направлений дополненной реальности. Самое распространенное — это AR в смартфоне. Apple уже несколько лет развивает свой AR kit. Сегодня в мире насчитывается более 5 млрд смартфонов, и потенциально это очень большой охват для продуктов с AR. Яркий пример успеха — это игра Pokemon Go, которая прогремела на весь мир. Есть маркетинговые проекты, в которых, например, в AR разбрасываются монетки, а пользователь должен их искать и собирать, чтобы получить скидку. Монетки разбросаны так, что по ним как по крошкам пользователь приходит на порог магазина. Также стоит вспомнить недавно запущенный в США проект Google Street, который помогает с навигацией. Востребованы также и более простые сценарии: например, в 2017 году Positive Technologies выпустила мерч — календарь и ежедневник, на которых картинки оживали при наведении телефона.
Другие устройства для работы с дополненной реальностью — это очки дополненной реальности. Google Glass — пока не совсем состоявшийся проект. Hololens, проект Microsoft — это дорогое решение, но его преимущество в том, что оно сразу интегрировано с экосистемой компании. Кроме того на рынке много других очков дополненной реальности — от Ericsson, Huawei и многих других крупных компаний и стартапов.
Отдельные решения реализуются для промышленности по модели подписки, которая включает консультации и ремонт оборудования.
Как реализуется. Проецирование виртуального объекта в реальный мир может осуществляться с помощью телефона. Часто используются метки, проецирование на стекло автомобиля, самолета, очков — например, в очках Microsoft Hololens. Если использовать технологию виртуальной реальности на улице, то нужно уделять особенное внимание освещению, так как при слишком ярком свете AR-объекты могут выглядеть тусклыми. В целом, хоть это и не самая совершенная технология, даже она позволяет делать развлекательные приложения.
Где используется. Голограммы, наложения картинок в прямом эфире телеканалов, использование интерактивных мониторов — это те воплощения AR, которые кажутся нам уже привычными. Однако есть и более неожиданные примеры использования технологии.
Например, Pepsi Max использовала AR-технологию для создания своего рекламного ролика. Компания установила специальные мониторы дополненной реальности на одной из лондонских остановок и засняла реакцию случайных прохожих.
Еще один пример — планирование интерьера IKEA:
Дополненная реальность — это, как я уже говорил, один из секретов успеха PokemonGo, Также фишка приложения Argon4 на AR Browser SDK, с помощью которого можно, например, предоставлять справочную информацию о достопримечательностях при наведении на них камеры смартфона.
Что касается AR в очках, то эта сфера пока менее развита, поскольку нынешние модели довольно громоздкие и дорогие. Но с каждым годом очки становятся все легче и симпатичнее. Еще одно направление AR — это проецирование на контактные линзы. Его недостаток пока что в том, что на линзе видно сетку. Но при этом достоинств у такого метода множество.
Виртуальная реальность
Как реализуется. Виртуальная реальность — это прежде всего визуальное и звуковое наполнение. Звук в данном случае имеет ключевое значение: он дополняет виртуальность и создает эффект присутствия в нереальной локации за счет имитации отражения и направления звуковых волн.
Попасть в альтернативную, виртуальную реальность можно, например, надев специальные очки. Разделяя картинку перед глазами на две части, они создают стереоскопический эффект. При наличии трекинга для положений тела виртуальное пространство будет также учитывать движения головы и туловища.
Есть и другие способы попасть в виртуальную реальность:
Для таких решений используют уже другое название — mixed reality. На самом деле, оно больше маркетинговое, появилось вместе с релизом Windows Mixed Reality — платформы для разработки приложений. По своей сути это конструктор с 3D моделями, определенным набором ассетов в комплекте. С точки зрения качества создаваемого продукта, решение Windows куда слабее, чем движки Unreal Engine и Unity. У них, в отличие от платформы Windows Mixed Reality, есть не только возможность разрабатывать и создавать виртуальные объекты, работать с текстурами и со светом, но также создавать определенную бизнес-логику.
Где используется. Интересный проект в области VR сделала IKEA. Компания предложила своим клиентам надеть специальные очки и оказаться на виртуальной кухне. Здесь с помощью джойстика они могли прочитать книгу рецептов, приготовить тефтели, отправить продукты на переработку.
С виртуальной реальностью экспериментирует и немецкий перевозчик Deutsche Bahn. Уже четыре года компания предлагает своим потенциальным сотрудникам надеть VR-очки и продемонстрировать свои способности в симуляции реального рабочего дня.
Израильская технологическая компания Actiview и вовсе разработала платформу для дистанционного найма сотрудников с использованием VR-технологий. «Симуляция в виртуальной реальности позволяет нам контролировать то, что пользователь видит, слышит, чувствует. Мы видим его поведение и можем собирать эти данные», — комментирует Рой Элишков, вице-президент компании по стратегии и развитию бизнеса.
Применением VR в разных сферах занимаются и российские компании. Например, Modum Lab создает в VR проекты для обучения и других сценариев.
Разработки ВТБ
Мы в ВТБ тоже работаем над несколькими «виртуальными» кейсами. Первый из них — сервис VR-голосования для акционеров в формате виртуальной реальности, интегрированный с роботом-консультантом. Мы использовали этот продукт в рамках годового собрания акционеров банка в июне 2019 года. Сервис легко трансформируется: мы рассчитываем, что он может быть адаптирован для голосования акционеров в любых крупных организациях, сопоставимых по масштабам с ВТБ. А разработан он был для дочерней компании «ВТБ Регистратор», входящей в Группу ВТБ.
Второй кейс, который сейчас находится на стадии пилотного проекта, — это VR-инвестиции, главная цель которых — онбординг клиентов для брокерского обслуживания. Здесь VR — это способ дистанционной доставки первоначальной автоматической консультации в формате квеста. За 5 минут VR-сеанса пользователь полностью «погружается» в мир инвестирования, выбирает цель составления портфолио, узнает, какие возможности дают брокерские продукты ВТБ. После этого менеджер помогает клиенту открыть брокерский счет и перевести на него средства. С точки зрения бизнеса этот кейс позволяет оптимизировать затраты на обучение сотрудников и число необходимых менеджеров для продажи продуктов брокерского обслуживания.
VR имеет большой потенциал и для ипотечного бизнеса банка. Мы запустили платформу «VR-ипотека ВТБ» — площадку, объединяющую застройщиков и клиентов. Она предоставляет сервис дистанционного консультирования и дистанционного просмотра недвижимости. Платформа позволяет создать виртуальное пространство с возможностью выбора конфигурации квартиры, ипотечным калькулятором и встроенными инструментами продаж, а также подключением консультанта, который дистанционно из другого региона проконсультирует потенциальных покупателей.
AR может стать универсальным инструментом для трансляции персонализированных маркетинговых предложений нашим клиентам. Правда, пока пользователи в целом еще далеки от того, чтобы, например, наводить камеры смартфона на заинтересовавший плакат в отделении банка. Так что нам стоит иметь это в виду при разработке стратегии внедрения AR и предлагать клиентам небанальные игровые сценарии, побуждая их к новому формату взаимодействия.
Общие тенденции
Напоследок попробую обобщить опыт отрасли и предположить, что будет дальше. Стремясь к реалистичному изображению, мы столкнемся с ограничениями графики и скорости обработки информации. Выходом могут стать гибридные системы с участием облаков. При этом текущее «мультяшное» изображение все равно позволяет делать «погружающий» контент, так как для мозга этого достаточно. Попробуйте пройтись по VR-доске над VR-пропастью.
Проникновение VR-шлемов сейчас небольшое, поэтому мы создаем VR-инсталляции в наших офисах и приглашаем туда потребителей. Понятно, что у такого подхода есть перспектива для продажи дорогих и сложных продуктов — недвижимость, яхты, автомобили, экскурсионные туры. Ключевым здесь является переход от решений adhoc, то есть приложений, реализующих конкретный кейс, к целым платформам XR, которые позволят покупателям и продавцам находить друг друга.
В сфере иммерсивных технологий пока не видно резкой монетизации, игроки действуют будто на ощупь. Причина в том, что не так много людей пользуются расширенной реальностью в повседневной жизни. Чтобы их попробовать, нужно как минимум скачать дополнительное приложение — это усложняет путь получения технологий конечным потребителем.
Во всех этих разработках нет значительной геймификации, напротив — есть стремление к реалистичности. Создание инструментов легкого взаимодействия — это как раз-таки главная задача для разработчиков, развитие контента сейчас вторично по отношению к развитию UX/UI. Разрешение картинки пока еще низкое и она не фотореалистичная, поэтому технологиям есть куда расти и развиваться. Совершенствование пользовательского опыта связано с производительностью процессоров, со скоростью передачи и обработки данных.
Возможно, скоро появятся гибридные решения: например, обработка изображения будет производиться на сервере в режиме онлайн и далее оно будет передаваться через радио, Wi-Fi или Bluetooth-канал на мобильный шлем пользователя. Однако пока это только предположения. В любом случае, мы уверены, что иммерсивные технологии найдут применение во многих отраслях, в том числе и в нашей, финансовой.