Иммерсивная прогулка что это
Коллекция эмоций, или Что такое иммерсивное путешествие
Как яркие впечатления становятся самым лучшим сувениром из поездки. Рассказываем про приключения с полным погружением для интровертов и экстравертов.
Хорошая новость для туристов, уставших от однообразия шведских столов турецкого all inclusive и перебежек от одной достопримечательности к другой, — теперь почувствовать страну можно через новый, иммерсивный подход. «Моя Планета» и Туту.ру рассказывают.
Что такое иммерсивные путешествия
Иммерсивность — действие с погружением. Участник оказывается в центре определенного сюжета, где получает почти полную свободу выражения. Такие поездки — коктейль из театральной постановки, игрового квеста и, собственно, путешествия.
© Massimo Todaro/ Shutterstock.com
Часто слово «иммерсивный» употребляется в связке со словом «театр». Иммерсивные спектакли появились в начале 2000-х: пионерами в этой отрасли стали британцы. В России самой известной постановкой такого типа можно назвать «Вернувшихся» по пьесе Ибсена «Привидения». Грань между сценой и зрительным залом, деятельностью и созерцанием здесь практически отсутствует. Действие разыгрывается в старинном особняке, на всех четырех этажах, и любой зритель может стать частью спектакля.
«Полигонки» ролевиков, вылазки толкинистов с бегающими по лесу хоббитами и эльфами, сходки реконструкторов, от средневековых турниров до Бородинского сражения, — это все тоже иммерсивные приключения.
И не забудем про тематические экскурсии. Так, в Московском метро курсирует ретропоезд, в котором воссоздана атмосфера времен НЭПа: участников из XXI века окружают женщины в винтажных платьях и горжетках и мужчины в военной форме.
Именно этим иммерсивные туры отличаются от обычных. Каждый их участник — не пассивный, а активный турист, готовый стать частью театрального представления. Очень часто иммерсивные туры представляют собой квесты, в которых участники идут к определенной цели, пробираясь сквозь хитросплетения сценария и примеряя на себя новые роли. Такие туры требуют определенной физической подготовки, находчивости и умения работать в команде там, где это необходимо. Нередко организаторы иммерсивных путешествий добавляют в свое приключение самые разные бонусы: от встречи рассвета в горах и дегустации блюд национальной кухни до кроссфита по полям в поисках необходимого артефакта или купания в термальных водах. Все это тем более интересно, если происходит в другой, неизвестной и полной древних легенд стране.
7 дней | |
8-15 человек | |
средняя | |
взрослые и дети 12+ |
Милена и Юрий живут в Грузии. Искренне полюбив гостеприимную солнечную страну, они создали необычный авторский тур, в котором объединили самые популярные туристические точки Грузии приключенческим сюжетом. И интровертам, и экстравертам будет в рамках этого путешествия одинаково комфортно.
«Грузия многогранна и разнообразна: каждый регион — отдельный мир, достойный изучения. По сюжету участники ищут пять даров Грузии. Каждый находится в отдельном историческом регионе. Чтобы его обрести, нужно будет пройти квесты, отгадать загадки, поучаствовать в мастер-классах. Инициатива приветствуется, участники могут делиться идеями и всячески проявлять себя».
Программа тура включает посещение Тбилиси, крепости Рабат в Ахалцихе, внутрискального монастыря Вардзиа, высокогорной винодельни в Аджарии, купание в термальных ваннах Боржоми, катание на лодках по Мартвильскому каньону в Имеретии и еще множество интересных приключений.
Квест-экскурсия по Тбилиси «Тбили-швили»
Крепость Нарикала
4 часа | |
3–12 человек | |
средняя | |
Детям до 10 лет бесплатно |
Еще один проект Милены и Юры — квест-экскурсия. Всего за несколько часов участники смогут познакомиться с Тбилиси максимально близко: любуясь видами с холма у крепости Нарикала, торгуясь на рынке за чурчхелу и вино, аплодируя спектаклю театра марионеток и раскрыв секрет, что же за художник подарил своей возлюбленной миллион алых роз.
«В основе экскурсии лежит разделение программы на три части: 1) квестовую, в которой туристы решают задачи и отгадывают загадки в разных форматах, определяя таким образом следующую точку маршрута; 2) нарративную, в которой гид рассказывает о самых важных и ярких моментах истории Тбилиси и Грузии; 3) интерактивную, в которой путешественники сами должны выполнять задания, совершенствовать свои знания (например, торговли или местного языка) и получать уникальный опыт. Задания и информация даются системно, поэтому к концу экскурсии путешественники имеют четкое представление об истории, культуре, менталитете, языке и известных людях Грузии, а также о современном этапе развития».
3 дня и 2 ночи | |
1–20 человек | |
высокая | |
взрослые и дети 6–7+ (оптимально от 12 лет) |
Тигран Варданян и его команда — создатели первого в мире многодневного иммерсивного приключения в Армении «Хранители. Сердце Арамазда». 600 км пути, геройская экипировка, посвящения в тайны и умопомрачительные пейзажи — это квест «Хранители». А еще это драматические повороты сюжета, яркие перформансы, неотразимые герои-проводники и экстремальные задания.
«Идея создания подобного приключения появилась еще в детстве. Я жил на юге Армении, читал книги о приключениях и очень хотел однажды попасть в ситуацию, где можно проявить себя героем. И вот однажды я приехал в родную деревню, взглянул на горы и подумал: «А почему бы и не создать такое приключение? Наверняка есть множество людей, которые тоже хотят попробовать спасти мир». Буквально на кухне в Ереване мы придумали общую концепцию тура и стали развивать свою идею. Получился уникальный проект приключения с актерами, сценарием, самими туристами-энтузиастами.
В туре можно буквально потрогать историю руками — в Зорац-Карере есть мегалиты, которые старше Стоунхенджа на 3500 лет. Места силы вплетены в сценарий, они поддерживают историю, вокруг которой строится действие тура. Одни задания потребуют проявить смекалку и сообразительность, другие — физическую силу, выносливость и реакцию. Я рекомендую вообще не готовиться к этому приключению, не читать заранее путеводители — нужно просто расслабиться. В туре много активностей, но не обязательно участвовать во всех, если вы не готовы, например, много бегать. Все построено так, что каждый сможет найти занятие для себя, не выпадая из контекста сценария. Мы изучаем людей, которые собираются поехать в тур, и подбираем ситуации под их интересы и возможности».
Как я была на иммерсивной прогулке «Диалог с морем» 4 000 шагов на аудиоэкскурсии по Владивостоку со смыслом или любовь к морю как вдохновение жить
«Голос внутри» — цикл иммерсивных аудиопрогулок по Владивостоку, которые в мае запустил бизнес-тренер и международный коуч Станислав Клиников со своей командой. Уже более сотни человек попробовали новый формат развлечений в приморской столице. Философский диалог, квест с элементами уличного спектакля — всё это ждет участников «Голоса внутри». Корреспондент «The Village Владивосток» на личном опыте выяснила, как устроена первая прогулка «Диалог с морем».
Первым делом участники собираются возле кафе на улице Пограничной, всем выдают беспроводные наушники. Первоначально было ощущение, что меня ждет обычная экскурсия и знакомство с городом, просто без говорящего гида. Я уже знаю, что мы пройдем 4 000 шагов и потратим на это около сорока минут.
Надеваю наушники, и звучит мужской голос — предупреждает, что нас ждет диалог с морем. Далее короткая инструкция, как вести себя на прогулке, и призыв следовать за молодым человеком, который машет рукой. И действительно вижу в этот момент парня, он улыбается и жестами зовет группу за собой. Идем по тротуару к Спортивной набережной.
Если вы когда-либо состояли в студенческих отрядах или распевали на улице песни о Кришне, то ощущения покажутся вам знакомыми. Окружающие на нашу группу из двадцати человек смотрят удивленно. Мы — в достаточно больших наушниках, кто-то с закрытыми глазами или держится за руки, кто-то обособленно. Всё это недоступно и непонятно прохожим. В какой-то момент голос просит не обращать внимания на посторонних, я стараюсь.
Иммерсивный променад по Невскому проспекту
Вместе с фотографом, прибывшим прямиком из прошлого, вы прогуляетесь по главной улице Петербурга и взглянете на нее под необычным углом. Вы услышите, увидите и попробуете 1913 год на вкус. Познакомитесь с жителями ушедшей эпохи, отыщете исторические артефакты и прочувствуете дух столицы Российской империи.
Что вас ожидает
Путешествие в 1913 год
Вы перенесетесь в начало 20 века, в год 300-летия дома Романовых. Вашим проводником станет фотограф, непосредственный свидетель событий того времени. Приготовьтесь погрузиться в прошлое через все органы чувств: уловить ароматы, вкусы и звуки ушедшей эпохи.
Знакомый маршрут — новые впечатления
Иммерсивная прогулка начинается у памятника Екатерине II, около Александринского театра. В пути остановимся у кинотеатра «Аврора», кофейни «Абрикосов», дома Энгельгардта и других примечательных зданий, хранящих тайны и истории жителей начала XX века. Вы насладитесь архитектурой и узнаете любопытные подробности быта того времени. Финальной точкой маршрута станет Дворцовая площадь, где вы встретитесь и сфотографируетесь с одним из символов империи.
Променад в аудио-формате
Объемный звук в наушниках поможет почувствовать себя непосредственным участником аудиоспектакля, а исторические здания вокруг превратятся в ожившие декорации.
Кому подойдет спектакль-променад
Тем, кто устал от классических экскурсий и хочет познакомиться с городом в необычном формате.
Иммерсивная прогулка что это
Надевая наушники, вы отправляетесь гулять по улицам города и оказываетесь погруженными в историю.
В другую реальность, где существует продуманная атмосфера, и невозможно предугадать, что ждет за поворотом.
Можно ли вернуть билет?
Билет подлежит возврату не менее, чем за 3 дня до даты мероприятия.
Просто позвоните по номеру +79991646997
Можно ли организовать частный показ для компании/друзей?
Безусловно можно. Свяжитесь с нами по телефону.
Где начинается и заканчивается прогулка?
Точное место мы Вам сообщим лично по телефону.
Сколько длится променад?
Вся прогулка длится 120 минут без остановок.
Это будет страшно?
Нет, никаких пугающих вещей в процессе прогулки не происходит.
Хотим купить билеты для группы из 10-20 человек?
Променад рассчитан максимум на 15 зрителей.
Если на сайте нет даты, что это означает?
Это значит, что все доступные на данный момент билеты распроданы. Следите за появлением новых дат.
Состоится ли прогулка в случае плохой погоды (дождь, похолодание)?
Мы не отменяем прогулки из-за непогоды. Променад может проходить и в дождь.
Но попросим Вас одеться потеплее.
В случае особых экстренных штормовых условий мы будем уведомлять всех участников о переносе спектакля.
Ролевые игры на свежем воздухе: иммерсивный туризм против массового отдыха
Из чего состоит обычная поездка за границу? Отели, местные достопримечательности, рестораны и фотографии для соцсетей. Иммерсивный туризм предлагает нечто совершенно иное – захватывающее приключение, погружение в незнакомую культуру и возможность почувствовать себя героем. Что получится в итоге – акт психотерапии или просто ролевая игра, – зависит от усердия организаторов и настроя участников. Но в любом случае это новое слово в сложившейся туриндустрии, это необычный вид отдыха, в котором успех отпуска измеряется лайками в соцсетях.
На Западе иммерсивные туры появились во второй половине 2010-х, а в Россию пришли всего год-два назад. После пандемии коронавируса их популярность, вероятно, вырастет: по мнению экспертов туротрасли, традиционный отдых по принципу all inclusive уже не будет прежним, что подтолкнет развитие индивидуальных и авторских путешествий. Правда, многим россиянам иммерсивные туры явно не по карману – на данном этапе их целевая аудитория ограничена столичной публикой. «Профиль» разобрался в особенностях и перспективах этого тренда с помощью отечественных операторов иммерсивного туризма.
Главное – не «куда», а «зачем»
Представьте, что в незнакомой стране к вам подходит мужчина в камуфляже и говорит, что вскоре вам предстоит спасти мир от неведомой угрозы. При этом действовать вы будете не один, а вместе с другими такими же избранными. Так начинается иммерсивный тур – в лучших традициях RPG-игр. Только вместо джойстика в руках у туриста настоящий лук, а вместо NPC (персонажей, управляемых компьютером) его окружают актеры.
«Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков. Это постмодернистическое явление, где множество лоскутков соединяются в одно яркое и красивое одеяло», – говорит «Профилю» сооснователь турагентства Terra Epica Тигран Варданян.
В результате участник поездки из пассивного туриста превращается в активного исследователя. Он не просто фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но проживает среди них яркие мгновения. Туристические группы формируются небольшие, чтобы каждый мог получить уникальный опыт, во время которого актеры взаимодействуют только с ним. Организаторы тура даже могут отозвать игрока в сторону от других участников, чтобы погрузить его в индивидуальное мини-приключение.
«Такое путешествие имеет концепцию и цель, которая трансформирует участников, позволяя им приобрести разнообразные полезные навыки. Иммерсивное путешествие – это когда главное не «куда», а «зачем», – объясняет «Профилю» директор бренда иммерсивных путешествий My Ways On Милена Перфильева.
Ролевая игра происходит без остановок: смена локаций, как и перерывы на сон и еду, встроена в общую концепцию приключения, за счет чего создается эффект погружения в альтернативную реальность. Например, во время иммерсивного тура по Армении, организуемого одним из агентств, участники ночуют в пещерном городе (в специально оборудованной зоне с предоставлением необходимого снаряжения). Также в программу входит посещение достопримечательностей: восхождение на гору Ухтасар, купание в минеральных гейзерах Джермука. Отличие от обычной поездки в том, что они не являются целью путешествия, а служат декорациями для необычного представления, где главная цель может заключаться, например, в поиске частей сердца бога Арамазда, которые разбросаны по всей Армении.
Отдельно организаторы иммерсивных туров выделяют психологический эффект подобных приключений. «Это и путешествие по неизведанным сторонам личности. Игрокам приходится преодолевать себя, сталкиваться со своими фобиями», – объясняет Тигран Варданян.
Иммерсивные путешествия позволяют получить уникальный опыт
Charton Franck / Hemis via AFP / East News
Сообщество героев-странников
Иммерсивный тур – удовольствие не из дешевых. Например, участие в вышеописанном приключении на просторах Армении обойдется примерно в 250 тысяч рублей. В стоимость включены проживание, питание и трансфер (участники проезжают более 500 км). Перелет до места проведения игры оплачивается отдельно.
Как объясняют эксперты, себестоимость подобных приключений очень высокая. Одну игру независимо от количества игроков обслуживают порядка 40 сотрудников, используется более 250 единиц реквизита. Кроме того, туроператор также страхует своих гостей, предоставляет им одежду на любую погоду, а также необходимые вещи для выживания в экстремальных условиях и поддержания гигиены.
Иммерсивные туры по городам России обойдутся дешевле – в районе 40 тысяч рублей. В их стоимость входят программа, сопровождение гидов, питание и проживание во время всего путешествия. Трансфер до места проведения и обратно участники тура оплачивают сами.
Очевидно, что такой отдых могут позволить себе не все. По данным аналитического центра НАФИ, более 100 тысяч рублей на отдых за рубежом готовы потратить всего 9% россиян, на поездку по России и того меньше – 4%. В основном россияне закладывают в бюджет поездки не более 40 тысяч рублей. При этом большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение пляжному отдыху, чаще всего выбирая Турцию, Тунис, Грецию, Кипр.
Кроме того, немногие в принципе знают, что такое иммерсивность. Из-за новизны формата туроператорам-первопроходцам приходится объяснять клиентам, чего им стоит ожидать. Похожий формат – иммерсивные театры (или театры-променады), которые уже полюбились жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Однако все же они относятся к иной сфере и устроены несколько иначе. То же касается иммерсивных городских экскурсий.
Впрочем, все виды досуга с «моделируемой реальностью» работают с одной целевой аудиторией. Как объясняет Милена Перфильева, это в основном жители Москвы старше 25 лет с доходом выше среднего. Они путешествуют не менее трех раз в год, много работают, имеют хобби, следят за трендами и стремятся получать больше впечатлений.
Благодаря такой узкой сегментации в подобных турах часто встречаются участники со схожим мировоззрением и образом жизни. Поэтому им интересно общаться друг с другом и вместе проживать новые впечатления, а после возвращения оставаться на связи и даже сохранять дружеские отношения. В отличие от классических туров, в которых члены группы могут не взаимодействовать между собой во время поездки, иммерсивное приключение сближает.
Жизнь – игра?
Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены.
Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.
Иммерсивные туры на Западе отличаются от тех, что проводят российские туроператоры. Если отечественные иммерсивные туры погружают человека в альтернативный мир, где участники становятся главными героями, то западные программы сконцентрированы на нашем мире и его историях. Например, они предлагают проследить за циклом жизни вещей, которые мы используем каждый день, чтобы привить человеку осознанное потребление. Или погружают путешественников в мир дикой природы, чтобы привить им желание заботиться об окружающей среде.
Отечественный рынок иммерсивного туризма начал формироваться пару лет назад и пока представлен лишь несколькими компаниями и направлениями. Terra Epica запустились осенью 2017 года и формально базируются в Армении. My Ways On открылись в январе 2019 года: начинали работать с Грузии, а сегодня развивают несколько направлений за рубежом и внутри страны.
«В России мы делаем путешествия в Карелии, Дагестане, Калмыкии, Мурманской области, на Байкале. В планах на следующий год – Алтай и путешествия в нетуристические регионы России. Также есть три зарубежных направления – Грузия, Армения, Испания, но пока они на паузе из-за закрытия границ», – говорит Перфильева.
Кстати, отношение к пандемии коронавируса у игроков рынка позитивное, несмотря на все потери. Они сосредоточились на развитии внутреннего туризма и в целом на новых проектах. «Работая в обычном режиме, у нас не было времени подумать о новых идеях. А сейчас разработали несколько маршрутов, которые сможем запустить, как только люди снова будут свободно перемещаться по миру», – надеется Варданян.