Импакт предпринимательство что это
10 лучших импакт-проектов
Импакт – это измеримый социальный или экологический эффект от деятельности коммерческой компании.
В 2020 г. Бизнес-платформа ОНФ много говорила про импакт: она запускала тренинги и объясняла его суть, поддерживала импакт-предпринимателей и создавала импакт-сообщества. Сейчас Бизнес-платформа ОНФ хочет сказать, какой бизнес в 2020 г. имел четкую импакт-направленность. Заметим, что только масштабируемый̆ бизнес может являться импакт-бизнесом.
Медицина
Нет сомнений, что компании, связанные с медициной, практически всегда будут иметь импакт-направленность. Но некоторые компании подтверждают это из года в год результатами своей деятельности. Так Genotek разработал новую тест-систему высокой чувствительности для диагностики Covid-19, это позволит выявлять вирус на ранней стадии.
Телемедицина в 2020 г& усилила свои позиции. Отдельно хочется упомянуть компанию «Онлайн Доктор», которая в условиях пандемии значительно расширила географию оказания своих услуг и на текущий момент имеет большое количество кейсов, где были спасены жизни пациентов.
Проекты, связанные с питанием, в этом году тоже принесли немалую пользу обществу. Например, компания «Ешь деревенское» своей деятельностью смогла поддержать сотни фермеров, которые в условиях пандемии вряд ли смогли бы эффективно реализовывать свою продукцию.
А компания Performance Group доставила тысячи наборов питания, поддержав сотни людей в сложный период изоляции.
Образование
Удаленное образование стало новым трендом в 2020 г. Например, компания «Учи.ру» достигла таких показателей, что уже в начале декабря Mail.ru Group инвестировала в них 3,75 млрд руб.
Стоит упомянуть культурную платформу «Синхронизация», у которой получилось перевести все свои активности в онлайн, а также бесплатно предоставить для ознакомления некоторые свои курсы.
Городская среда
В условиях самоизоляции многие задумались о жизни за пределами мегаполисов. Хорошим решением в этом случае могут стать поселки-колливинги «Лето». Их суть в том, что вы вместе с сообществом сами выбираете, как будет выглядеть ваш поселок и что именно вам там нужно: теннисный корт, бассейн или ресторан.
А сделать такой поселок экологичным и автономным поможет центр интеграции «зеленых» технологий «ТриНити Вилладж». В этом технологическом парке вы увидите различные инновации в «зеленом» строительстве, проектировании, материалах, энергетике, строительных технологиях и технике.
Экология
Продолжая тему «зеленых» технологий хочется выделить компанию Watts Battery. Она разработала модульную электрическую батарею, это новое решение на рынке накопления энергии. Батарея не только сохраняет, но и распределяет энергию, работает с солнечными панелями, защищает от отключения электроэнергии и просадки напряжения. Такое решение пригодилось десяткам людей, которые во время самоизоляции сменили квартиры на загородное жилье.
Отдельным открытием в области экологии стал стартап «Убиратор». Компания берет на себя ответственность по сбору и правильной утилизации мусора. Как говорят сами сотрудники: «Мы не просто вывозим мусор, наша миссия – сохранить планету для будущих поколений».
Как вы видите, получить приставку «импакт» может бизнес из разных сфер. Главное – это помнить про социальный или экологический эффект от своей деятельности.
Импакт в бизнесе: как мы научились его находить и зачем искали
Делать бизнес только ради денег – это путь в никуда, поэтому компании думают о миссии, идеологии, задачах и других более человеческих ценностях. Тренд последних лет – это ориентированность бизнеса на улучшение общества. Организации, которые хотят изменить жизнь человечества к лучшему, называются импакт-компаниями. О том что такое импакт и зачем его находить и считать расскажет Михаил Палей, основатель закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и руководитель Бизнес-платформы ОНФ.
Импакт (impact) – измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности. Основной смысл импакта в том, чтобы жизнь человека была наполнена интересом, смыслом и счастьем.
У импакта две основные задачи:
1. Решение базовых проблем людей – борьба с голодом, бедностью, болезнями, неблагоприятными климатическими условиями, разрешение конфликтов.
2. Наполнение жизни счастьем и смыслом – создание интереса, чувства радости, удовлетворённости, тепла, уюта и т.д.
За рубежом инвесторы и предприниматели уже задумались о том, чтобы ориентировать бизнес на общество и защиту окружающей среды. Компании вкладывают деньги в те проекты, у которых есть оцифрованные показатели по импакту, есть целое направление импакт-инвестирования. Создаются импакт-ассоциации, самая крупная и одна из первых – это некоммерческая организация GIIN (Global Impact Investing Network), которая объединяет основных игроков рынка импакт-инвестирования в мире. Основная доля импакт-инвестиций приходится на США и Канаду – 58%, 21% – на Северную, Западную и Южную Европу. Россия вместе с Восточной Европой и Средней Азией занимает на рынке около 1%.
Как видно из статистики, в России идея импакта пока ещё не прижилась, но этот тренд постепенно завоёвывает рынок. Но дело тут не в том, что у нас нет импакта, а в том, что мы не умеем его считать и не придаём ему должной важности в предпринимательской деятельности.
Компании должны зарабатывать деньги, зачем им думать о счастье, экологии и обществе? Ответ прост: если клиенты чувствуют себя лучше от вашего продукта, они ассоциируют положительные эмоции с вашим брендом и возвращаются снова, и бизнес растёт. Кроме пользы обществу, импакт-эффект приносит деньги. Раньше компании думали о том, чтобы их продукт нравился клиенту, решал конкретную проблему или задачу. Теперь бизнесу стоит ориентироваться на то, чтобы улучшить жизнь как можно большего количества людей. Тогда, к примеру, счастливые клиенты расскажут о продукте своим друзьям, родственникам, случайным знакомым – и в итоге бизнес от этого только выиграет. А если продукт делает счастливым не только клиента, а, к примеру, его супругу (-а), то и счастье самого клиента от этого повысится, а продажи вырастут. Таким образом, чем больше интересов разных людей мы учитываем, тем лучше бизнес-показатели. Хотя началось всё с мысли «Как мы можем улучшить жизнь в обществе». Мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним.
Практически любой бизнес может переключиться на импакт, ведь создавая рабочие места, он уже меняет общество: закрывает базовые потребности людей и улучшает их жизнь.
Есть компании, которые созданы для импакта, а есть те, в которых импакт можно создать. Первые изначально действуют в отрасли, которая кому-то помогает. Продукт таких организаций делает людей здоровыми, кормит их, улучшает жизненные процессы или делает ещё что-то хорошее. В других же компаниях изначально импакта может не быть, но его не так сложно найти. Например, изначально был бизнес по производству стройматериалов, а потом он переориентировался и стал производить ту же самую продукцию, но из экологически чистого сырья.
Так можно выделить несколько важных критериев импакт-компании:
Улучшение общества – это не пустые красивые слова: импакт можно измерить, правда, в мире не существует единой методологии для этого. Многие пытаются посчитать импакт-эффект в деньгах, ведь это привычная и вроде бы очевидная мера, но как можно оценить стоимость человеческой жизни и положительных изменений в ней?
Мы долго работали с методологами и нашли простое решение: измерять импакт временем. В таком случае время бывает двух типов: освобождённое и заполненное. Освобождённое – это то время, на которое бизнес освободил человека от проблем. Заполненное – это время, на которое компания и её продукты наполнили жизнь человека смыслом, счастьем и интересом – время проведенное со знаком «+». Другими словами, импакт-компания решила боль человека и подарила ему чувство радости, и можно посчитать в часах, сколько времени получилось.
Спустя месяцы исследований и тестирования мы пришли к пониманию того, как помочь бизнесу найти импакт, и разработали тренинг. Он помогает предпринимателям выявлять импакт и увеличивать прибыль в долгосрочной перспективе. Тренинг дорабатывается индивидуально под сферу деятельности и особенности компании, но мы можем дать универсальные советы.
Чтобы найти импакт в своём бизнесе, нужно сделать два важных шага:
1. Поставить новые KPI.
У каждого предпринимателя есть свои KPI, которые обычно выражаются в деньгах или количестве клиентов. Мы же предлагаем совершенно новый подход: предприниматель ставит KPI по часам времени своих клиентов, освобождённого от проблем или наполненного счастьем и смыслом. Например, он ставит цель, чтобы к определённому сроку клиенты получили суммарно миллион часов радости. И начинает проектировать решения и планировать свои дальнейшие шаги для достижения именно этих KPI. После постановки KPI, выраженного во времени счастья клиентов, органически появляются и финансовые показатели. И они, в большинстве случаев, удивляют предпринимателей в позитивном смысле – именно решения, полученные через подобную постановку задачи, имеют наилучший финансовый эффект.
2. Посмотреть на бизнес через призму своей жизни.
Нужно посмотреть на бизнес с точки зрения своих жизненных ценностей и задач и действовать в том направлении, в котором именно вам хочется развиваться. Когда предприниматель горит тем, что делает, ему гораздо проще заражать этим энтузиазмом других людей. Исходя из своих интересов и приоритетов предприниматель думает о том, как достичь KPI в те самые миллион часов счастья для своих клиентов. В результате получается добиться и финансовых, и «счастливых» KPI. То есть импакт-эффект позволяет не только улучшить жизнь самого предпринимателя, его сотрудников, клиентов и их близких, но и прийти к высоким коммерческим показателям.
Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики
Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.
Impact и социальный проект: в чем отличие?
Импакт (impact) — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы.
Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.
Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.
Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.
В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.
Когда зародился тренд на бизнес-осознанность
Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).
Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.
Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.
Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.
Зачем компаниям нужно думать об обществе
Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.
Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.
Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.
Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.
Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.
Современные кейсы и барьеры развития импакта
Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:
С чего начать свой путь в импакт-бизнес?
В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).
Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.
А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать:
Увидеть проблему и превратить в возможность – что такое импакт-экономика?
Что такое социальное предпринимательство и какую роль в развитии импакт-экономики играют технологии?
Согласно ежегодному отчету Deloitte “Global Human Capital Trends” главной тенденцией последних лет является “social enterprise” («социальное предприятие»). Пандемия еще раз показала, что в «новой нормальности» смогут успешно существовать только те компании, которые умеют заботиться об обществе и экологии. О том, что такое импакт-экономика и социальное предпринимательство, мы поговорили с Ольгой Рябовой, одним из спикеров форума Impact Fest.
Ольга – независимый эксперт в сфере социальных инноваций и импакт-инвестор, а также член жюри и эксперт различных конкурсов и премий в области социальных инноваций, спикер международных конференций, посвященных вопросам импакт-экономики и социальных инициатив.
Про знакомство с социальным предпринимательством
После 15 лет работы в банковской сфере Ольга ушла с поста заместителя Председателя Правления Росбанка и вернулась в родной Финансовый университет при Правительстве РФ в качестве члена Ученого совета, а в 2009 году стала советником ректора и директором Института краткосрочных программ Университета.
Знакомство Ольги с социальным предпринимательством оказалось очень неожиданным. Когда она работала в Финансовом университете, коллега из «времен Росбанка» рассказала ей о том, что сотрудничает с фондом «Наше будущее», который занимается социальным предпринимательством – для Ольги это словосочетание звучало как «жареный лед». Она познакомилась с фондом, и в скором времени вместе Финансовый университет и фонд реализовали конкурс студенческих идей по социальному предпринимательству. Приятным удивлением для организаторов конкурса было то, что все пять победителей не просто представили свои идеи и получили за них деньги, а впоследствии реализовали социально-предпринимательские проекты.
Про социально ориентированный бизнес
Социальное предпринимательство «на шкале прибыли-альтруизма» находится между традиционным предпринимательством и благотворительностью. Социальные предприниматели хорошо понимают, что если проект будет существовать только на благотворительные деньги, то топливо в какой-то момент может закончиться, и проект погибнет. Поэтому они создают устойчивый механизм, который может зарабатывать деньги и одновременно решать социально значимые проблемы.
Про технологии как драйвер социального предпринимательства
Безусловно, сейчас технологии являются частью многих проектов социального предпринимательства. 2020 год перевел нас в «новую нормальность», и даже те проекты, основатели которых не видели возможностей существовать в онлайне, научились жить в сети. Например, трудовые мастерские для ментальных инвалидов, которые раньше существовали только в офлайне, теперь научились использовать дистанционное обучение.
Очень значимый проект в области социального предпринимательства связан с технологиями 3D-печати. Компания Моторика, которая сейчас является международной, началась с идеи ребят печатать протезы рук для детей на 3D-принтерах. Сейчас Илья Чех с командой производят протезы рук для детей и взрослых и продают их по всему миру, пару лет назад они презентовали инновационный протез, который управляется нейронами головного мозга.
Технологии могут быть не только объектом, но и инструментом в развитии социального предпринимательства. Например, существуют онлайн-площадки, посвященные волонтерству, где ты можешь в два клика зарегистрироваться и стать волонтером – тебе не нужно искать знакомых или контакты организации, которой нужна помощь. Еще один пример – приложения приютов для животных, в которых пользователь может перечислить деньги на корм, игрушки, одежду для подопечных, посмотреть на них в режиме реального времени и даже выбрать себе конкретное животное и помогать адресно.
Про перспективные сферы в области импакт-экономики России
В России пока мало проектов, которые связаны с ресоциализацией бывших заключенных, помогающих им уйти из привычного мира тюрьмы и стать востребованными членами общества. Также очень важны проекты по профилактике попадания молодых ребят в тюрьмы, такие проекты, которые направлены на тех, кто в раннем возрасте уже имеет приводы в полицию и стоит на учете.
Еще одно перспективное направление для социального предпринимательства – это проекты, направленные на формирование связи между поколениями и на помощь пожилым людям. Миллионы людей в России каждый год мигрируют из-за смены места работы, а старшее поколение остается в родном городе. В результате связь между младшими и старшими членами семьи теряется. Бабушки и дедушки существуют только в зуме, и дети не понимают, что такое старость, почему человек забывает что-то, медленнее говорит и двигается.
Импакт-инвестиции: какую прибыль приносят расходы на социальную ответственность
Термин impact investing («инвестиции влияния», «импакт-инвестиции» или «социально-преобразующие инвестиции») вместе с первыми кейсами появился в России недавно и примеры еще редки. Поэтому понятие часто путают с традиционной благотворительностью или с проектами государства. В Америке и Европе этот тренд уже оброс инфраструктурой и пакетом исследований о том, что полезными и ответственным быть выгодно. Рассказываем, что такое импакт-инвестиции и зачем они нужны.
В конце августа этого года 181 крупнейшая компания США выпустила совместное заявление, где провозглашены новые цели: на смену максимизации прибыли акционеров пришла работа «на благо всех американцев». Документ подписали первые лица Amazon, American Express, Apple, Accenture, Caterpillar, Coca-Cola, Citigroup, Deloitte, Ford Motor, IBM, Jacobs — лидеры самых разных индустрий не только на американском рынке, но и в мире. Так они решили официально возглавить тренд, который уже закрепился и охватывает все больше умов.
Если вы думаете о выходе на западные рынки или о поиске международных инвесторов, возможно, сейчас лучшее время запустить стартап в социальной сфере. Или предложить инновационное решение экологической проблемы. А для традиционной компании — провести аудит своих процессов и повысить социальную ориентированность. Внимание лучших на рынке сотрудников, клиентов и инвесторов того стоит.
Общественную пользу можно закладывать в ДНК компании или инвестфонда как фактор роста прибыли. Такова современная концепция управления, которая готова серьезно потеснить подход «сначала прибыль, потом общественное благо». В долгосрочной перспективе такой подход существенно снижает многие риски для бизнеса. Еще одна причина — новые влиятельные сегменты потребителей. Женщины, которые в Америке и Европе контролируют все больше денег и решений о покупках, поколение миллениалов и следующие за ними группы предпочитают получать товары и услуги как минимум от этичных компаний, желательно — с особой миссией. В таких же компаниях они предпочитают и работать.
Другая сторона этого тренда — убежденность современных инвесторов и предпринимателей в том, что решение социальных и экологических проблем также можно выстроить в формате прибыльного бизнеса. Эта сфера больше не должна работать исключительно по принципу расходования денег благотворителей. Инвесторы хотят одновременно и оказывать влияние на общество, и получать доход. А как минимум — выводить социальные проекты на окупаемость.
Рынок на триллионы
Импакт-инвестиции — вклад непосредственно в решение проблем общества или окружающей среды через предпринимательские проекты. Появление термина относят к 2007 году, его авторство принадлежит The Rockefeller Foundation, призвавшей инвесторов и предпринимателей обратить внимание на решение проблем общества и экологии. При этом компании, созданные за счет импакт-инвестиций, должны стремиться получать доход, как обычные предприятия.
Как оценить воздействие
Возвращаясь к июньскому исследованию GIIN, отмечу, что большинство инвесторов намерены отслеживать финансовый результат своих инвестиций и показатели их социального воздействия. Средние показатели ROI (return on investment) таких инвестиций находятся на уровне консервативных финансовых портфелей — от 5% до 7%. Измеримость воздействия — одно из ключевых критериев импакт-инвестиций. Это может быть увеличение числа рабочих мест и изменение условий труда, отраженное в поддающихся сопоставлению показателях. В этой молодой сфере уже появились автоматизированные аналитические системы в помощь управляющим портфелями, которые первое время обходились электронными таблицами в Excel, — в их числе IRIS, PULSE, GIIRS. Они могут помочь не только институциональным, но и индивидуальным инвесторам, которых в социальной сфере становится все больше.
Варианты оценок могут быть разными, если компания или ее владельцы только начинают интересоваться этим вопросом. Некоммерческое объединение B Corp. сообщает, что его сертификацию прошли уже более 2,9 тыс. компаний из 64 стран, работающие в 150 отраслях. Цель этого бизнес-комьюнити — глобальное распространение принципов социального ведения бизнеса. У B Corp. есть собственная методика оценки влияния бизнеса на общество The B Impact Assessment, которой, по данным организации, воспользовались более 50 тыс. компаний.
Компании объединяются в сообщества для решения этих вопросов. Один из примеров — проект Impact Management Project. В нем участвуют около 1,5 тыс. сторон из разных сфер — от крупных управляющих активами, таких как компании BlackRock и UBS, до пенсионных фондов, как PGGM, и крупных корпораций, таких как Mars. Участники называют это первой межотраслевой попыткой выработать общую конвенцию для анализа и обсуждения термина, чтобы иметь общие понятия для обсуждения целей и оценки результатов.
Предприниматель и основатель фонда Ashoka (работающего под лозунгом «инвестиции для общества») Билл Дрейтон говорил: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы накормить человека рыбой или научить его рыбачить. Они не успокоятся, пока не устроят революцию в рыбной индустрии». Это самое известное его высказывание, но он также сказал, что именно предпринимательская составляющая — самое непростое, редко встречающееся качество. Есть много творческих людей, альтруистически настроенных людей, много целеустремленных людей. Но из них один на тысячу готов заняться тем, чтобы изменить весь порядок вещей в какой-либо сфере. Сложнее или проще построить бизнес на решении проблем общества и экологии? Стоит ли в него инвестировать — может ли такая компания расти и приносить доход инвестору? Важное преимущество — отклик на идею, который дает поддержку первых пользователей, клиентов, партнеров. Это мощный импульс, но для его развития необходим подход на стыке самых передовых деловых практик и технологических решений. Тот же самый старый добрый бизнес, но с новыми целями и совсем другими бенефициарами.