Импрессивная речь что это такое в логопедии
О ПРОБЛЕМЕ ИМПРЕССИВНОГО БЕЗРЕЧИЯ У ДЕТЕЙ
Институт дефектологии и медицинской психологии г. Москва.
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия.
Проблема безречия у детей, в том числе и импрессивного, с давних пор обсуждаются в литературе. Несмотря на это, пространство имеющихся описаний оставляет место для введенияв него новых подходов, восполняющих теоретические представления и конкретные диагностические и дидактические задачи.
Появление современной техники нейровизуализации сделало очевидным тот факт, что ранние очаговые поражения мозга не являются причиной неразвития речи. Прежние представления об аналогии мозговых механизмов развития афазии оказались окончательно устаревшими,а сменяющие их новые остаются пока дискутабельными.
В настоящей работе вниманию предлагается нейропсихологическая авторская концепциязакономерностей развития у детей слухового восприятия речи и его видов. Она основана насобственных предшествующих исследованиях, а также на имеющихся в области современныхнейронаук данных. Согласно им, основную роль в речевом развитии детей должны играть межзональные проводящие пути: а) ассоциационные, связывающие отдельные участки коры в пределах одного только полушария и б) комиссуральные, соединяющие полушария. Конкретно речьидет о сроках их миелинизации.
Этапы развития импрессивной стороны речи
На этапе I речевого развития главенствующая роль принадлежит физическому слуху (ФзСл).
На этапе II доминантную роль играют мозговые механизмы приобретения неречевого слуха(НрчСл). Этот вид слухового восприятия необходим для приобретения собственно речевогослухового гнозиса (РчСлГн-1), актуального на этапе III, так как именно из неречевых шумов извлекаются полезные акустические признаки, служащие основой для овладения звуками речи.
Способность различения звуков речи требует осуществления процессов левополушарной латерализации, а это возможно лишь при условии нормативных связей между полушариями. Несоблюдение этого условия ведет к отсутствию в экспрессивной речи звукоподражаний. На этапеIV вырабатывается способность дискретно воспринимать звуковой состав слова. При незрелости межзональных связей этого уровня ребенок не понимает слов из-за неспособности их расслышать. Регистрируется наличие условно речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2). Не преодоленная своевременно, такая агнозия также ведет к безречию. Конечная ступень слухового восприятия речи (этап V) манифестирует наиболее высокий уровень обеспечения речи, а именнофонематический (языковой). На нем формируется способность понимать осмысленные слова,обозначающие объекты окружающего мира. Для этого необходимо участие наиболее высокойпо иерархии третичной височной коры левого полушария. Функции мозговых областей, воспринимающих и обрабатывающих объекты внешнего мира, интегрируются (вписываются) в речевой механизм понимания слова.
В результате межзональных взаимодействий и интеграций их функциональных ролей накаждом из этапов речевого развития специализируются переходные области мозга, предназначенные для оперирования интегративными по структуре и одновременно экономными поспособу мозговой реализации речевыми навыками. Благодаря им становится возможной беглаяразговорная речь (как импрессивная, так и экспрессивная).
Виды импрессивного безречия
Безречие на этапе I выступает как прямое следствие глухоты или тяжелой тугоухости. Наэтапе II может иметь место неречевая слуховая агнозия (НрчСлАгн). На этапе III вероятны проявления речевой слуховой агнозии-1 (РчСлАнг-1), то есть неспособности к звукоразличению.На этапе IV вероятны осложнения по типу речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2), обусловливающей неспособность полноценно воспринимать на слух звуковой состав слова. На этапеV может обнаружиться нарушение функции восприятия речи, условно обозначенное здесь какафонемия (аФн), состоящее в неспособности перекодировать звуки речи в фонемы и соответственно в непонимании слов. Данный вид нарушения слухового восприятия речи известен подобозначением сенсорная алалия.
Коррекция безречия
Содержание коррекционного обучения при безречии определяется соблюдением сформулированного Л. С. Выготским принципа: развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз.
Коррекционное обучение начинается с того этапа, на котором обнаруживаются неблагополучия. Используются прямые и обходные методы работы. Они включают широкий круг внешних опор, охватывающий разные модальности. Наиболее эффективным является оптико-тактильный метод, а не только для коррекции звукопроизношения, а для построения всех путейобхода безречия на основе приемов сенсорной интеграции.
Импрессивная речь что это такое в логопедии
Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.
Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна
Научный поиск
Сборник научных работ студентов
Е.Ю. Шкулепа
студентка 5 курса педагогического факультета
(научный руководитель – Т.В. Сидорко, старший преподаватель)
СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена комплексному исследованию импрессивной речи детей с общим недарозвитием речи. В статье выяснены особенности овладения импрессивной речью детьми с общим недоразвитием речи. Также выделяются и описываются характерные трудности с которыми сталкиваются дети.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Успехи в изучении ОНР в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта [1, с. 34].
Состояние речи у детей с ОНР характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.
Изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова и др. [2, с. 62].
Импрессивная речь (от лат. impressio – впечатление) – процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных. Этот процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [4, с. 27]. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. Принято считать, что исследование речевых функций распадается на два четко отграниченных раздела – рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, импрессивная речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
В психологическую структуру импрессивной речи включают четыре этапа [3, с. 276 ]:
I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых. Необходимо разговаривать с малышом меняя темп и интонацию, помочь ему ориентироваться в том, что мы хотим ему сообщить.
II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно происходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.
III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок постепенно начинает понимать смысл слов.
IVэтап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.
Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Так же общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. Исследования В.П. Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими. Особенно выражены нарушения речевой моторики. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
В исследовании импрессивной речи у дошкольников приняло участие 10 детей 3-4 лет, имеющие общее недоразвитие речи. С целью изучения уровня импрессивной речи детей данного возраста использовались методики разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной: “Изучение понимания речи”, “Найди игрушку” [3, с. 284].
Работа была направлена на изучение состояния импрессивной речи у детей 3–4 лет с общим недоразвитием речи. В связи с поставленной целью было проведено обследование детей, выявлены особенности понимания речи, рассмотрены индивидуальные особенности каждого ребенка. Также в ходе исследования были рассмотрены подходы различных исследователей к данной проблеме, изучена и проанализирована психолого-педагогическая и лингвистическая литература.
Данные методики позволяют определить состояние импрессивной речи ребенка данного возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого. В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития импрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с общим недоразвитием речи. Уровень выше среднего показали 70% детей. Средний уровень развития речи был отмечен у 30% детей. Низкий уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка группы. Полученные данные свидетельствуют о достаточно хорошем уровне понимания речи, о необходимости учета этих особенностей в процессе коррекции.
Но не все проблемы изучения ОНР в настоящее время раскрыты и поэтому требуют дальнейшего рассмотрения. По утверждению А.Р. Лурия [5, с. 44], для организации импрессивной речи необходимо соблюдение следующих условий:
— четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике);
— понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов);
— понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания.
Article is devoted to complex research of impressivny speech of children with the general nedarozvitiy to speech. ». In article features of mastering by impressivny speech by children with the general nedorazvitiy speeches are found out. Also characteristic difficulties with which are allocated and described children face.
Лечение задержки речевого развития в Саратове, России. Речь у детей, отставание развития, зрр
Дети с нарушением речи, что такое зрр у детей, задержка речевого развития?
Речь — это форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, высшая корковая функция, возникающая в процессе трудовой деятельности. Формирование речи происходит путем взаимодействия механизмов восприятия речи и ее воспроизведения.
Виды речи, импрессивная речь, экспрессивная речь
Различают 2 основных вида речи : импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь (процесс понимания) включает понимание устной речи и чтения. Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь и затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании. В осуществлении речевой функции в целом принимают участие различные отделы коры большого мозга доминантного и недоминантного полушарий, однако роль каждого из них различна, что особенно четко проявляется при различных речевых расстройствах.
Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа.
Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации. На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука.
Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания.
Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием.
Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.
Период понимания речи
Период понимания речи начинается с 9 месяцев. Малыш использует слова-предложения, которые приобретают смысл и становятся компонентом мышления, а также звукоподражательные слова, например ав-ав, мяу. К концу первого года жизни ребенка формируется его словарный запас, который к этому времени насчитывает около 10 слов. Обычно отмечается удвоение одного и того же слога с ударением на первом (па-па, ма-ма, ба-ба, дя-дя и др.) При попытке произнести разнослоговые слова дети заменяют звуки, опускают некоторые из них или смешивают, что объясняется недостаточностью слухового восприятия и несформированностью артикуляционных укладов. К этому времени дети произносят фонемы, которые слышат в речи взрослых и в своих звуках лепета и гуления.
Период фразовой речи
На втором году жизни дети произносят до 300 слов. В их речи появляются существительные в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, личные местоимения, наречия. В возрасте от двух до трех лет дети правильно пользуются словами, обозначающими предметы домашнего обихода, употребляют их по назначению, называют различных животных, знают особенности их поведения. В предложениях усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, употребляются предлоги, служебные слова, союзы, наречия. На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, особенно шипящих, свистящих, звуков «р», «л». На четвертом, пятом годах — совершенствуется формирование функциональной речевой системы, дети произносят длинные фразы, монологи, применяют условную форму придаточных предложений. Успешно учатся читать и читают, овладевают письмом. Начиная с трех лет, совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.
Лечение речевых расстройств, логопатии
Задержка речевого развития, зрр у детей, отставание речевого развития: причины, симптомы и признаки
Лечение задержки речевого развития в Саратове, России
В результате комплексной терапии улучшается звукопроизношение и дикция, увеличивается словарный запас, активизируется работа центра Брока и центра Вернике.
Как лечить задержку речевого развития у детей, зрр у ребенка! Темповая задержка речевого развития
Также поводится лечение в России следующих нарушений: диагноз зрр, зпр, задержка психо речевого развития, задержка речевого и психического развития. Темповая задержка речевого развития успешно лечится в Сарклиник. На сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору о том, есть ли задержка психомоторного и речевого развития у Вашего ребенка. На первой консультации врач расскажет Вам о том, как проводится диагностика и лечение, коррекция и реабилитация, упражнения и процедуры, занятия, нужны ли препараты и лекарства, уколы и таблетки.
Проводится лечение задержки психомоторного развития у детей, алалии, дислалии. Если Ваш ребенок плохо говорит, обращайтесь как можно раньше к врачу для диагностики и ранней терапии проблем с речью. В этом случае можно добиться максимальных положительных результатов.
Импрессивная речь что это такое в логопедии
Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.
Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой. Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможно.
В процессе наблюдений У. Пенфилд и его сотрудники Г. Джаспер и Л. Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.