Имущество казны что это такое
Энциклопедия решений. Имущество казны
Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Средства бюджета и государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют соответственно:
— государственную казну РФ;
Примечание
На федеральном уровне в составе имущества казны подлежат отражению объекты недвижимого имущества, передаваемые между правообладателями, в случае если процедура госрегистрации права оперативного управления за принимающей стороной на дату представления годовой бюджетной отчетности не завершена (абзац четвертый пп. «в» п. 1.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).
В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять:
Сведения о государственном (муниципальном) имуществе отражаются в Реестре имущества соответствующего публично-правового образования.
В частности, порядок учета федерального имущества и ведения соответствующего Реестра регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ведут реестры муниципального имущества в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424.
Учет имущества казны, как правило, осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56).
— порядок документооборота и формы первичных учетных документов, применяемых в целях учета операций с объектами имущества казны;
— порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами.
Имущество казны: особенности учета
«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 9
Источники формирования и состав казны
Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.
К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Источниками формирования казны может быть имущество:
Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:
Документальное оформление операций по движению объектов казны
Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.
Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:
Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:
Бюджетный учет имущества казны
Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):
Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).
В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).
Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).
Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).
Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).
Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):
К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).
На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).
Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.
К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).
Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:
Поступило имущество в состав казны:
а) от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Учет имущества казны
Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).
Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.
Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:
1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;
2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.
В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.
Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».
Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).
Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.
Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.
Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.
В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|
Что такое имущество казны?
Вы будете перенаправлены на Автор24
Имущество казны и регулирование вопросов его отражения в БУ на законодательном уровне
Имущество казны (ИК) – это имущество бюджета (государственного или муниципального) или прочее имущество, которое закреплено за государственными или муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Имущество казны в общем случае принадлежит федеральным субъектам РФ или государству. В отношении имущества казны может быть реализованы три режима:
К ИК может быть отнесено как движимое, так и недвижимое имущество (например, участок земли, строения и сооружения, транспортные средства, объекты культурного наследия и т.д.)
Специалисты выделяют три вида ИК:
Стоит отметить, что ИК относится к нефинансовой части государственной (муниципальной) казны.
Готовые работы на аналогичную тему
Цели формирования имущества казны
ИК формируется для достижения таких целей, как:
Источники формирования имущества казны
В качестве источников формирования ИК могут выступать:
Стоит отметить, что имущество включается в состав ИК с момента появления прав собственности на тот или иной объект.
Как учитывается имущество казны?
ИК отражается согласно соответствующего письма Минфина на счете 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны» в разрезе регламентированных субсчетов данного счета бухгалтерского учета бюджетных организаций. По таким субсчетам отражаются операции по начислению амортизации на объекты ИК, их поступлению (оприходованию) и выбытию. Отражение перечисленных операций также сопровождается отражением в таком первичном документе, как журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Стоит отметить, что данный документ отражается на ежемесячной основе.
Энциклопедия решений. Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны
Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны
Организации госсектора за счет бюджетных средств могут приобретать (создавать) имущество с целью его включения в состав казны. Подобные задачи, как правило, решают уполномоченные органы власти (местного самоуправления) или казенные учреждения. Кроме того, объекты, учтенные организацией госсектора в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, по истечении определенного промежутка времени по различным причинам могут передаваться в казну.
Детальный порядок бюджетного учета подобных операций Инструкцией N 157н не определен. Учитывая положения п. п. 6, 145 Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции N 162н, такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
Имущество казны учитывается в составе нефинансовых активов (п. 141 Инструкции N 157н). Соответственно, данное правило вполне может быть распространено и на объекты, которые:
— сразу же после формирования первоначальной стоимости будут учтены в составе казны;
— первоначально согласно правилам ведения бухгалтерского учета учитываются как основные средства (нематериальные активы, материальные запасы), а затем передаются в казну.
Следовательно, до государственной регистрации права собственности публично-правового образования фактически переданные в казну объекты недвижимости могут учитываться уполномоченным органом только за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
И наоборот, если право собственности (оперативного управления) передающей стороны на объект недвижимости прекращено, а право собственности соответствующего публично-правового образования зарегистрировано, то объект обязательно должен быть учтен на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну». Если он еще фактически не передан уполномоченному органу, то у прежнего балансодержателя объект может числиться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Согласно положениям п.п. 20, 38, 109, 110 Инструкции N 162н операции по поступлению имущества в казну и, соответственно, по передаче имущества в состав казны могут отражаться с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». Данный счет может быть задействован только в том случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств.
Учет у организации, приобретающей (создающей) имущество казны
Операции по передаче вложений, сформированных уполномоченным органом власти (местного самоуправления) или казенным учреждением, в целях последующего включения имущества в состав казны, могут отражаться с использованием следующих корреспонденций:
1) Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 106 00 400*(2)
— передача вложений органу, осуществляющему ведение бюджетного учета имущества казны в рамках одного бюджета ;
2) Дебет КРБ 1 401 20 251 Кредит КРБ 1 106 00 400
— передача вложений органу, осуществляющему ведение бюджетного учета имущества казны иного публично-правового образования (передача в собственность иного публично-правового образования ).
Внимание
Перевод объекта имущества из состава вложений (счет 106 00) в состав иных нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов) возможен только в том случае, если имущество предназначено для использования в процессе деятельности организации госсектора (смотрите, в частности, п. п. 38, 56, 98 Инструкции N 157н). Если же объект изначально приобретается (создается) с целью его передачи в состав казны, то уполномоченная организация госсектора может учитывать его на счете 106 00 вплоть до передачи в состав казны независимо от степени пригодности объекта для ввода в эксплуатацию.
В состав казны может передаваться имущество, которое уже было учтено на балансе организации госсектора в качестве основных средств, нематериальных активов или материальных запасов. В этом случае передающая сторона (участник бюджетного процесса) должна использовать следующие корреспонденции.
При передаче в рамках одного бюджета :
1) Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 101 00 410, КРБ 1 102 30 420, КРБ 1 105 30 440
— по балансовой стоимости;
2) Дебет КРБ 1 104 00 410, КРБ 1 104 39 420 Кредит КРБ 1 401 20 241
— в сумме начисленной амортизации (для основных средств и нематериальных активов).
При передаче имущества в казну иного публично-правового образования :
1) Дебет КРБ 1 401 20 251 Кредит КРБ 1 101 00 410, КРБ 1 102 30 420, КРБ 1 105 30 440
— по балансовой стоимости;
2) Дебет КРБ 1 104 00 410, КРБ 1 104 39 420 Кредит КРБ 1 401 20 251
— в сумме начисленной амортизации (для основных средств и нематериальных активов).
Внимание
При любой передаче нефинансовых активов от бюджетного (автономного) учреждения другой государственной (муниципальной) организации, созданной на базе имущества любого публично-правового образования, балансовая стоимость этих активов списывается в дебет счета 0 401 20 241, а сумма начисленной амортизации в кредит этого же счета. Как правило, бюджетные (автономные) учреждения передают имущество в казну не напрямую, а через орган, осуществляющий в их отношении функции и полномочия учредителя.
Учет у органа, ведущего бюджетный учет имущества казны
Поступление в состав имущества казны объектов, приобретенных (созданных) организациями госсектора, в соответствии с требованиями п.п. 20, 38 Инструкции N 162н отражается следующими бухгалтерскими записями.
При поступлении в рамках одного бюджета :
1) Дебет КРБ 1 108 50 300 Кредит КДБ 1 401 10 180
— по балансовой стоимости;
2) Дебет КДБ 1 401 10 180 Кредит КРБ 1 104 50 400
— в сумме амортизации, начисленной до зачисления в состав казны.
При поступлении в казну от иного публично-правового образования :
1) Дебет КРБ 1 108 50 300 Кредит КДБ 1 401 10 151
— по балансовой стоимости;
2) Дебет КДБ 1 401 10 151 Кредит КРБ 1 104 50 400
— в сумме амортизации, начисленной до зачисления в состав казны.
Как уже было указано выше, у организации госсектора, уполномоченной на приобретение (создание) объекта имущества казны, вплоть до передачи в казну имущество должно числиться на счете 106 00. Если стоимость этого имущества на момент поступления в казну окончательно сформирована, то объект сразу же может быть учтен принимающей стороной на счете 108 00.
Операции по поступлению имущества в казну могут оформляться Актами о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Применение унифицированных форм позволит обеспечить единообразие документального оформления схожих по экономическому содержанию фактов хозяйственной жизни: передача имущества в казну, передача с закреплением права оперативного управления и т.д.
При поступлении в казну объектов от организаций, уполномоченных на приобретение (создание) имущества казны, дополнительно могут оформляться Извещения (ф. 0504805).
Порядок оформления Актов приема-передачи объектов имущества, поступающих в казну, может предусматривать, что отдельные реквизиты, установленные унифицированной формой документа, ввиду невозможности их заполнения не отражаются. Речь идет о таких реквизитах, как «Подпись материально ответственного лица», «Инвентарный номер объекта основных средств» и т.п.
*(1) Формирование первоначальной стоимости имущества казны осуществлялось аналогичным образом и в прошлые годы (см., например, письмо Минфина России от 06.02.2006 N 02-14-10а/239).
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано «00», то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.