Индекс corruption perceptions index cpi что означает
Рейтинг стран мира по Индексу восприятия коррупции
Информация об исследовании
Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.
В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентацию на экспертные опросы инициаторы проекта объясняют тем, что при измерении коррупции статистические данные, например, число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции, как правило, «не работают». Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надёжным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается её изучением (аналитики).
Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространённости коррупции (частотность и/или объём взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.
Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.
Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Согласно установленным требованиям, для включения той или иной страны в индекс необходимо не менее трёх источников информации. В целом, Индекс является относительно надёжным инструментом измерения, однако ему присущи и некоторые недостатки, свойственные экспертным исследованиям. Например, степень надёжности измерений одинакова не для всех стран. Баллы Индекса и соответствующие им ранги стран, уровень коррупции в которых оценивается на основе относительно небольшого числа источников и которые характеризуются большим разбросом в оценках, могут в итоге оказаться не вполне адекватными.
Поскольку заметные изменения уровня коррупции происходят достаточно медленно, Индекс в основном содержит усреднённые данные, собранные за три последних года, то есть он даёт представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Поэтому исследование не всегда отражает реальную динамику, так как его колебания могут быть обусловлены корректировкой выборки, методологии и источников информации (при этом не все они обновляются на ежегодной основе), а место страны в общем списке может сильно измениться просто потому, что изменился список стран, включённых в рейтинг.
Результаты исследования
В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу восприятия коррупции. Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в январе 2021 года).
Индекс восприятия коррупции
Transparency International:
Corruption Perceptions Index 2020.
Новости по теме
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2015 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2015 года (Corruption Perceptions Index 2015).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2014 года (Corruption Perceptions Index 2014).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2013 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2013 год (Corruption Perceptions Index 2013).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2012 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2012 год (Corruption Perceptions Index 2012).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2011 год (Corruption Perceptions Index 2011).
Индекс corruption perceptions index cpi что означает
Согласно результатам CPI-2020, за прошедший год большинство исследуемых юрисдикций вновь не показали значительных улучшений в области противодействия коррупции: около двух третей стран набрали менее 50 баллов из 100 возможных, а средний балл составил всего 43 из 100. Как отмечают эксперты TI, за последнее десятилетие государства в целом практически не демонстрируют успехов в борьбе с коррупцией или добиваются минимального прогресса.
Верхние и нижние строки рейтинга 2020 года остались неизменными: его лидерами вновь стали Дания и Новая Зеландия, набравшие по 88 баллов, за ними следуют Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария, получившие по 85 баллов; нижние позиции рейтинга снова заняли Венесуэла, Йемен, Сирия, Южный Судан и Сомали, которые набрали от 12 до 15 баллов.
Положительные тенденции прослеживаются в странах ближнего зарубежья: так, итоговая оценка Украины выросла на 3 балла – страна поднялась со 126 места в прошлогоднем рейтинге на 117 место в рейтинге 2020 года, Казахстан набрал на 4 балла больше, чем в прошлом году, и поднялся со 113 на 94 строку, Армения – с 77 на 60, Узбекистан – со 153 на 146, Молдавия – со 120 на 115. Кроме того, свои позиции в рейтинге улучшили некоторые страны Африки, Латинской Америки и Азии: например, Кения поднялась со 137 на 124 место, Бразилия – со 106 на 94, Сальвадор – со 113 на 104, Перу – со 101 на 94, Оман – с 54 на 49, Южная Корея – с 39 на 33.
Другие страны, напротив, заметно опустились в рейтинге. Так, 3 пункта потеряла Австрия, переместившись с 15 на 12 место, 6 пунктов – Исландия, 10 пунктов – Босния и Герцеговина, и целых 12 пунктов – Аргентина.
Российская Федерация набрала 30 баллов (против 28 в прошлом году) и расположилась на 129 строке, поднявшись сразу на 8 позиций (по сравнению со 137 местом в 2019 году). Такое же количество баллов получили Габон, Малави, Азербайджан и Мали.
Вместе с тем, как отмечают в TI, даже те страны, которые занимают верхние строки рейтинга, нельзя однозначно считать «образцом для подражания» в вопросах противодействия коррупции.
Например, в Дании, которая на протяжение многих лет становится одним из лидеров рейтинга, антикоррупционное законодательство до сих пор не криминализирует торговлю влиянием, нормы по борьбе со взяточничеством за рубежом не действуют на территории принадлежащих ей Гренландии и Фарерских островов, отсутствуют надлежащие правовые механизмы защиты заявителей о коррупции. Аналогичная проблема с обеспечением защиты заявителей существует в Новой Зеландии; кроме того, страна не ведет реестр бенефициарных собственников и не обеспечивает должной прозрачности процесса государственных закупок. В Германии до сих пор не опубликован публичный реестр лоббистов, из-за чего процесс их взаимодействия с парламентариями остается непрозрачным. В Финляндии, Люксембурге, Гонконге, Канаде, Ирландии и иных странах, входящих в топ-20 CPI, практически отсутствует правоприменительная практика в отношении преступлений, связанных с транснациональным подкупом. Кроме того, многие страны, занимающие ведущие позиции в рейтинге CPI – например, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия, Великобритания, – одновременно являются известными офшорами: действующие в них нормы законодательства, касающиеся банковской и иной финансовой тайны, раскрытия бенефициарных собственников, уплаты налогов, покупки недвижимости и т.д., делают их привлекательными для лиц, желающих «спрятать» свои доходы, полученные в результате преступной, в том числе коррупционной деятельности.
Помимо прочего, Transparency International представила свои рекомендации по снижению уровня коррупции и более эффективному реагированию на будущие кризисы, такие, как ситуация с пандемией коронавируса:
Справочно: Transparency International ежегодно представляет свой Индекс восприятия коррупции на протяжении уже 26 лет. За это время методология расчета CPI не раз менялась. В частности, применяемая на данный момент 100-балльная система оценки была введена только в 2012 году. CPI формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей и призван проиллюстрировать уровень восприятия коррупции в государственном секторе. TI не проводит собственных опросов, а использует данные 13 различных сторонних источников (таких, как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Азиатский и Африканский банки развития и иные), результаты которых стандартизируются под единую балльную систему оценки. По итогу исследования страны ранжируются согласно полученному количеству баллов от 0 (наиболее высокий уровень коррупции по итогам опроса) до 100 (самый низкий уровень коррупции). Стоит отметить, что CPI, как и большинство других рейтингов, оценивающих уровень коррупции, имеет ряд недостатков, о которых мы уже писали ранее.