Индекс corruption perceptions index cpi что означает

Рейтинг стран мира по Индексу восприятия коррупции

Информация об исследовании

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.

В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентацию на экспертные опросы инициаторы проекта объясняют тем, что при измерении коррупции статистические данные, например, число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции, как правило, «не работают». Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надёжным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается её изучением (аналитики).

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространённости коррупции (частотность и/или объём взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Согласно установленным требованиям, для включения той или иной страны в индекс необходимо не менее трёх источников информации. В целом, Индекс является относительно надёжным инструментом измерения, однако ему присущи и некоторые недостатки, свойственные экспертным исследованиям. Например, степень надёжности измерений одинакова не для всех стран. Баллы Индекса и соответствующие им ранги стран, уровень коррупции в которых оценивается на основе относительно небольшого числа источников и которые характеризуются большим разбросом в оценках, могут в итоге оказаться не вполне адекватными.

Поскольку заметные изменения уровня коррупции происходят достаточно медленно, Индекс в основном содержит усреднённые данные, собранные за три последних года, то есть он даёт представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Поэтому исследование не всегда отражает реальную динамику, так как его колебания могут быть обусловлены корректировкой выборки, методологии и источников информации (при этом не все они обновляются на ежегодной основе), а место страны в общем списке может сильно измениться просто потому, что изменился список стран, включённых в рейтинг.

Результаты исследования

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу восприятия коррупции. Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в январе 2021 года).

Индекс восприятия коррупции

Transparency International:
Corruption Perceptions Index 2020.

РейтингСтранаИндекс1Новая Зелан­дия881Дания883Финлян­дия853Швей­цария853Сингапур853Швеция857Норвегия848Нидер­ланды829Люксем­бург809Германия8011Канада7711Велико­британия7711Австра­лия7711Гонконг7715Австрия7615Бельгия7617Исландия7517Эстония7519Япония7420Ирландия7221Объе­динён­ные Арабские Эмираты7121Уругвай7123Франция6924Бутан6825Соеди­нён­ные Штаты Америки6725Чили6727Сейшель­ские Острова6628Тайвань6529Барбадос6430Багам­ские Острова6330Катар6332Испания6233Порту­галия6133Южная Корея6135Ботсвана6035Бруней6035Израиль6035Словения6035Литва6040Сент-Винсент и Гренадины5941Кабо-Верде5842Кипр5742Коста-Рика5742Латвия5745Польша5645Грузия5645Сент-Люсия5648Доминика5549Чехия5449Руанда5449Оман5452Мальта5352Гренада5352Италия5352Саудов­ская Аравия5352Маврикий5357Малай­зия5157Намибия5159Греция5060Словакия4960Иордания4960Армения4963Куба4763Хорватия4763Сан-Томе и Принсипи4763Беларусь4767Черногория4567Сенегал4569Румыния4469Венгрия4469Южная Африка4469Ямайка4469Болгария4469Тунис4475Вануату4375Гана4375Мальдивы4378Аргентина4278Соломо­новы Острова4278Бахрейн4278Китай4278Кувейт4283Бенин4183Лесото4183Гайана4186Марокко4086Индия4086Буркина Фасо4086Трини­дад и Тобаго4086Турция4086Тимор-Лешти4092Эквадор3992Колумбия3994Суринам3894Сербия3894Шри-Ланка3894Танзания3894Эфиопия3894Перу3894Брази­лия3894Казах­стан38102Индо­незия37102Гамбия37104Вьетнам36104Косово36104Таиланд36104Албания36104Кот-д’Ивуар36104Алжир36104Сальва­дор36111Босния и Герцего­вина35111Панама35111Монголия35111Маке­дония35115Филип­пины34115Молдова34117Египет33117Свази­ленд33117Замбия33117Непал33117Сьерра-Леоне33117Украина33123Нигер32124Пакистан31124Боливия31124Кыргыз­стан31124Мексика31124Кения31129Габон30129Малави30129Азербай­джан30129Мали30129Россия30134Того29134Лаос29134Маври­тания29137Мьянма28137Гвинея28137Либерия28137Домини­кана28137Парагвай28142Джибути27142Папуа — Новая Гвинея27142Уганда27142Ангола27146Бангла­деш26146Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика26146Узбеки­стан26149Ливан25149Иран25149Гвате­мала25149Нигерия25149Мозамбик25149Камерун25149Таджики­стан25149Мада­гаскар25157Гондурас24157Зимбабве24159Никарагуа22160Комор­ские Острова21160Эритрея21160Камбоджа21160Чад21160Ирак21165Бурунди19165Конго19165Туркмени­стан19165Гвинея-Бисау19165Афгани­стан19170Гаити18170Демо­крати­ческая Респу­блика Конго18170Север­ная Корея18173Ливия17174Экватори­альная Гвинея16174Судан16176Вене­суэла15176Йемен15178Сирия14179Южный Судан12179Сомали12

Новости по теме

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2015 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2015 года (Corruption Perceptions Index 2015).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2014 года (Corruption Perceptions Index 2014).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2013 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2013 год (Corruption Perceptions Index 2013).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2012 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2012 год (Corruption Perceptions Index 2012).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2011 год (Corruption Perceptions Index 2011).

Источник

Индекс corruption perceptions index cpi что означает

Согласно результатам CPI-2020, за прошедший год большинство исследуемых юрисдикций вновь не показали значительных улучшений в области противодействия коррупции: около двух третей стран набрали менее 50 баллов из 100 возможных, а средний балл составил всего 43 из 100. Как отмечают эксперты TI, за последнее десятилетие государства в целом практически не демонстрируют успехов в борьбе с коррупцией или добиваются минимального прогресса.

Верхние и нижние строки рейтинга 2020 года остались неизменными: его лидерами вновь стали Дания и Новая Зеландия, набравшие по 88 баллов, за ними следуют Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария, получившие по 85 баллов; нижние позиции рейтинга снова заняли Венесуэла, Йемен, Сирия, Южный Судан и Сомали, которые набрали от 12 до 15 баллов.

Положительные тенденции прослеживаются в странах ближнего зарубежья: так, итоговая оценка Украины выросла на 3 балла – страна поднялась со 126 места в прошлогоднем рейтинге на 117 место в рейтинге 2020 года, Казахстан набрал на 4 балла больше, чем в прошлом году, и поднялся со 113 на 94 строку, Армения – с 77 на 60, Узбекистан – со 153 на 146, Молдавия – со 120 на 115. Кроме того, свои позиции в рейтинге улучшили некоторые страны Африки, Латинской Америки и Азии: например, Кения поднялась со 137 на 124 место, Бразилия – со 106 на 94, Сальвадор – со 113 на 104, Перу – со 101 на 94, Оман – с 54 на 49, Южная Корея – с 39 на 33.

Другие страны, напротив, заметно опустились в рейтинге. Так, 3 пункта потеряла Австрия, переместившись с 15 на 12 место, 6 пунктов – Исландия, 10 пунктов – Босния и Герцеговина, и целых 12 пунктов – Аргентина.

Российская Федерация набрала 30 баллов (против 28 в прошлом году) и расположилась на 129 строке, поднявшись сразу на 8 позиций (по сравнению со 137 местом в 2019 году). Такое же количество баллов получили Габон, Малави, Азербайджан и Мали.

Вместе с тем, как отмечают в TI, даже те страны, которые занимают верхние строки рейтинга, нельзя однозначно считать «образцом для подражания» в вопросах противодействия коррупции.

Например, в Дании, которая на протяжение многих лет становится одним из лидеров рейтинга, антикоррупционное законодательство до сих пор не криминализирует торговлю влиянием, нормы по борьбе со взяточничеством за рубежом не действуют на территории принадлежащих ей Гренландии и Фарерских островов, отсутствуют надлежащие правовые механизмы защиты заявителей о коррупции. Аналогичная проблема с обеспечением защиты заявителей существует в Новой Зеландии; кроме того, страна не ведет реестр бенефициарных собственников и не обеспечивает должной прозрачности процесса государственных закупок. В Германии до сих пор не опубликован публичный реестр лоббистов, из-за чего процесс их взаимодействия с парламентариями остается непрозрачным. В Финляндии, Люксембурге, Гонконге, Канаде, Ирландии и иных странах, входящих в топ-20 CPI, практически отсутствует правоприменительная практика в отношении преступлений, связанных с транснациональным подкупом. Кроме того, многие страны, занимающие ведущие позиции в рейтинге CPI – например, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия, Великобритания, – одновременно являются известными офшорами: действующие в них нормы законодательства, касающиеся банковской и иной финансовой тайны, раскрытия бенефициарных собственников, уплаты налогов, покупки недвижимости и т.д., делают их привлекательными для лиц, желающих «спрятать» свои доходы, полученные в результате преступной, в том числе коррупционной деятельности.

Помимо прочего, Transparency International представила свои рекомендации по снижению уровня коррупции и более эффективному реагированию на будущие кризисы, такие, как ситуация с пандемией коронавируса:

Справочно: Transparency International ежегодно представляет свой Индекс восприятия коррупции на протяжении уже 26 лет. За это время методология расчета CPI не раз менялась. В частности, применяемая на данный момент 100-балльная система оценки была введена только в 2012 году. CPI формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей и призван проиллюстрировать уровень восприятия коррупции в государственном секторе. TI не проводит собственных опросов, а использует данные 13 различных сторонних источников (таких, как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Азиатский и Африканский банки развития и иные), результаты которых стандартизируются под единую балльную систему оценки. По итогу исследования страны ранжируются согласно полученному количеству баллов от 0 (наиболее высокий уровень коррупции по итогам опроса) до 100 (самый низкий уровень коррупции). Стоит отметить, что CPI, как и большинство других рейтингов, оценивающих уровень коррупции, имеет ряд недостатков, о которых мы уже писали ранее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *