Индекс деловой репутации росатом что значит 5
Система расчета индекса деловой репутации и формирования рейтинга поставщиков атомной отрасли для Госкорпорации «Росатом»
Госкорпорация «Росатом» начинает использование первой в России автоматизированной системы расчета индекса деловой репутации и формирования рейтинга поставщиков атомной отрасли.
Программное обеспечение для данного решения было создано компанией Фогсофт по заказу ГК «Росатом», на основе специальной методики, разработанной ГК.
Информационная система станет одним из основных инструментов оценки рисков при проведении закупок для нужд ГК, ее акционерных обществ и подведомственных ФГУП.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» объединяет 400 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот.
Объем закупок «Росатома» в 2015 г. составил 622,4 млрд. руб. Планируется, что в 2016 г. он возрастет на 17,9%. К системе закупок ГК подключено более 350 дочерних предприятий.
Специфика закупочной деятельности и политика одной из крупнейших в России государственных корпораций подразумевает максимально ответственный подход к выбору контрагентов. Для обеспечения качественного исполнения обязательств исполнителями и минимизации риска заключения договоров с недобросовестными поставщиками закупочные подразделения ГК должны анализировать довольно большой объем информации, что весьма трудоемко, поскольку количество заключаемых и отслеживаемых договоров (а значит и привлекаемых к их исполнению поставщиков) измеряется десятками тысяч.
Система расчета индекса деловой репутации Госкорпорации «Росатом» — публичный информационный ресурс, где представлены данные об организациях, допустивших недобросовестное исполнение своих договорных обязательств перед заказчиками.
Уникальность системы заключается в методологии оценки, которая реализована с учетом теории рисков, где вероятность нарушения конкретным поставщиком своих договорных обязательств умножается на последствия такого нарушения. Разработанная Госкорпорацией «Росатом» методика расчета индекса деловой репутации, на основе которой было создано программное решение, опубликована на официальном сайте рейтинга деловой репутации поставщиков Госкорпорации «Росатом». Там же можно получить индекс и рейтинг конкретного поставщика атомной отрасли, если у него были факты негативной деловой репутации.
Индекс вычисляется на основании фактов
В «Фогсофт» пояснили, что индекс деловой репутацией вычисляется для каждого поставщика ГК (а их более 50 тыс.) только на основании фактов, которые можно документально подтвердить. При расчете дается оценка в баллах каждому негативному факту поведения участника закупки при исполнении им обязательств по ранее заключенным договорам. Суммарное количество баллов и является количественным определением индекса деловой репутации. Все имеющиеся в системе организации сортируются по мере убывания показателя индекса с присвоением рейтингового номера. То есть рейтинг присваивается после ранжирования поставщиков по индексу.
Источниками информации о негативных факторах деловой репутации поставщиков являются, в том числе Госкорпорация и ее отдельные структурные единицы, а также подведомственные предприятия, дочерние и зависимые общества, входящие в периметр управления атомной отрасли. Кроме того, сведения о негативных факторах деловой репутации могут быть взяты из баз данных и официальных сайтов органов власти или судов.
Система обеспечивает аккумулирование информации о негативных факторах деловой репутации из различных источников как путем ручного внесения через интерфейс системы, так и автоматически через интеграцию с иными базами данных и системами. Интеграция системы рейтинга деловой репутации налажена с такими корпоративными системами «Росатома», как база данных поставщиков (реестр), система подготовки закупок и контроля договоров (закупки ведутся на внешних электронных торговых площадках), реестр недобросовестных поставщиков. Также построена интеграция с бухгалтерскими учетными системами.
Также система расчета индекса и формирования рейтинга деловой репутации «Росатома» интегрирована с Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС) в разделе «Реестр недобросовестных поставщиков», куда поступает информация из реестра недобросовестных поставщиков ФАС России.
Выдержка из методических указаний по порядку оценки деловой репутации (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Термины и сокращения Термины и сокращения, используемые в Методических указаниях, имеют то же значение, что и в Едином отраслевом стандарте закупок (Положение о закупке) Госкорпорации «Росатом». Дополнительно для целей применения Методических указаний используются следующие сокращения:
Расчет значения величины Индекса При расчете Индекса каждый Факт учитывается однократно; при этом учитываются Факты, включенные в Систему за срок K = 3 (три) года до даты расчета Индекса. Значение величины Индекса рассчитывается путем взвешенного суммирования количества баллов, полученных по каждому Фактору (формула 1):
[1],
В Росатоме появилась база поставщиков, нарушающих договорные обязательства
В атомной отрасли начала работать система расчета рейтинга деловой репутации поставщиков предприятий Госкорпорации «Росатом». Она предназначена для минимизации рисков при заключении договоров с контрагентами.
Новая система – это единая база данных, которая содержит информацию о контрагентах предприятий Росатома, допустивших нарушения при исполнении договоров с предприятиями атомной отрасли. По утвержденной методике, основанной на теории управлении рисками, в системе рассчитывается индекс деловой репутации предприятия-поставщика. При этом во внимание принимаются все негативные факты из истории договорных взаимоотношений данного исполнителя и предприятий Росатома. Этот индекс будет учитываться в процессе проведения закупочных процедур, в частностимуь при определении победителя тендера.
В случае, если организация допускала просчеты при работе с предприятиями Росатома, значение индекса будет больше нуля, для благонадежных партнеров – равно нулю.
Доступ к детальной информации о нарушениях, из-за которых поставщики включены в список недобросовестных, имеется у кураторов исполнения договоров (они отвечают за внесение данных о негативных фактах) и модераторов, которые эти сведения проверяют. Поставщики могут ознакомиться в системе с документами только по тем негативным фактам, которые с ними связаны.
«Функциональность ИТ-решения, созданного в Росатоме, схожа с функциональностью госреестра недобросовестных поставщиков, широко известного в сфере госзакупок, – комментирует директора проекта, председатель Центрального арбитражного комитета Госкорпорации «Росатом» Павел Тихомиров. – Обе системы позволяют снизить риск негативных последствий для заказчика от заключения договора с неблагонадежным подрядчиком. Однако государственный «черный список» содержит сведения только о тех поставщиках, которые уклоняются от исполнения взятых на себя обязательств. Но ведь если контрагент и выполняет условия договора, но с нарушениями (например, срывает сроки), предприятие-заказчик также может нести значительные убытки. Согласно статистике прошлых лет, общая доля договоров, при исполнении которых были нарушены условия, составляла 12%, то есть каждый восьмой договор таил в себе риски материального или репутационного ущерба для организации отрасли. Новая система направлена на минимизацию подобных рисков».
После внесения изменений в ЕОСЗ, в конце текущего года, проверка репутации поставщика станет обязательным при проведении процедуры закупок. По прогнозам, благодаря новой отраслевой системе число нарушений договорных обязательств уже в следующем году сможет снизиться на 40%, а общая доля договоров с негативными последствиями не превысит 7% по всей отрасли.
Зачем компании индекс деловой репутации и как его получить
Ольга Птицына – эксперт по сертификации систем менеджмента, эксперт по оценке опыта и деловой репутации АНО «НТЦ «ТехноПрогресс».
Деловая репутация – важная составляющая конкурентоспособности компании. И опытные предприниматели, и амбициозные руководители стартапов, регулярно участвующие в тендерах, сталкиваются с необходимостью подтверждения собственной репутации.
Традиционно компании демонстрируют деловую репутацию, основываясь на данных об опыте, стаже и компетентности персонала, положительных отзывах клиентов. Однако продвинутые инициаторы закупок меняют свой подход к требованиям и просят потенциальных поставщиков сопровождать тендерные документы «Индексом деловой репутации».
Получить желанный индекс можно, пройдя специальную процедуру сертификации, в ходе которой орган по сертификации оценит целый ряд параметров, в том числе уже озвученный уровень квалификации сотрудников. По результатам оценки компании присваивается группа в соответствии с занимаемым сегментом рынка и размером максимальной выручки: от МБ1 до МБ3 (малый бизнес); от СБ1 до СБ3 (средний бизнес); от КБ 1 до КБ3 (крупный бизнес).
Эти сведения вносятся в сертификат вместе с числом от 0 до 100, которое и служит индексом репутации, сложившейся у компании за годы существования на рынке. В дальнейшем индекс поможет сформировать уровень доверия и мотивации для обращения к услугам компании или покупки ее товаров.
Стоимость получения сертификата в России может варьироваться от 100 000 рублей до 800 000 рублей и определяется самим органом по сертификации на основании предоставленных компанией данных.
Понятие оценки деловой репутации появилось в России недавно. Основополагающий стандарт был утвержден в 2015 году (ГОСТ 66.0.01-2015) и пересмотрен в 2017 году (ГОСТ 66.0.01-2017). С этого момента в тендерных заявках стали появляться требования о наличии оценки деловой репутации у участников. Это не противоречит ФЗ №44, в котором говорится, что заказчик вправе предъявлять дополнительные требования к репутации участников госзакупок.
Благодаря индексам тендерная комиссия может рейтинговать заявителей и оптимизировать процесс выбора поставщика. При наличии сертификата по оценке деловой репутации комиссия использует результаты проверки, проведенной третьей стороной, без дополнительных процедур по признанию подлинности предоставленных потенциальным поставщиком документов.
Польза для компании, получившей индекс деловой репутации заключается в формировании положительного имиджа и повышении конкурентоспособности. Кроме того, индекс позволяет объективно оценить свою весомость на рынке, сравнить себя с конкурентами и понять, что стоит улучшить.
И еще это хороший способ обеспечить максимально объективное подведение итогов тендеров и электронных аукционов. Зачастую о репутации компании судят по ее «возрасту». Индекс же складывается из множества факторов, и время присутствия компании на рынке – лишь один из них. Благодаря этому стартапы имеют шанс набрать репутационные баллы за счет других параметров и зарекомендовать себя в качестве надежного поставщика.
Индекс деловой репутации каждый устроитель тендера может устанавливать самостоятельно. Как правило, к участию в тендере принимаются заявки участников, индекс репутации которых не меньше 75.
2 + 2 = деловая репутация?
Существуют как общие, так и отраслевые, стандарты и правила оценки деловой репутации. Пока эти документы предусмотрены лишь для некоторых отраслей, в частности, для строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, охранной деятельности, перевозок, пожарной безопасности.
Индекс складывается из пяти факторов: история, средства, кадры, имидж, достоверность. Каждый рассчитывается по формуле, в основе которой показатели деятельности компании. Расчет предполагает поправку факторов на соответствующие им коэффициенты весомости.
Факторы, в свою очередь, состоят из субфакторов. Например, «История» включает в себя субфакторы «Период профессиональной деятельности» и «Добросовестность».
При расчете индекса орган по сертификации руководствуется общими и отраслевыми стандартами для определения факторов, субфакторов и коэффициентов весомости в соответствии со сферой деятельности компании.
Все субфакторы и коэффициенты для каждой отрасли высчитаны таким образом, что при их максимальном значении индекс будет равен 100 баллам.
Фактор «Средства» состоит из «Финансовой устойчивости» и «Финансовой автономии», «Рентабельности» и «Ликвидности». Кстати, львиная доля индекса репутации зависит именно от этого фактора. Если компания проводила финансовый аудит, то задача по сертификации упрощается. Если нет, то аудитом займется орган по сертификации. Важно, чтобы отсутствовали задолженности и был порядок с кредитными средствами в балансе. Проверяется не менее 10% документов (отчетов, счетов, договоров) за время, в течение которого компания существует на рынке.
При оценке фактора «Кадры» учитываются: стаж работы, наличие профильного образования, квалификация сотрудников; награды и звания управленческого состава и специалистов разного уровня.
Для получения высокого балла за фактор «Имидж» необходимо, чтобы у компании отсутствовали нарушения и срывы сроков оказания услуг. Наличие сайта также добавляет баллы компании. Учитываются и положительные отзывы клиентов, причем как официальные отзывы на бумажном бланке, так и отклики в интернете. Важны публикации в СМИ. Каждая из них – вклад в субфактор. Орган по сертификации должен проверить не менее 30 материалов о компании и оценить, в каком ключе она упоминается.
Один из субфакторов «Имиджа» – сертификаты, имеющиеся у компании. Например, сертификат на систему менеджмента качества позволит получить только половину баллов этого субфактора. А если наряду с этим документом в наличии сертификаты на систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны труда, к субфактору добавится 100 баллов.
Фактор «Достоверность» проверяется в ходе выездного аудита. Эксперт отправляется в проверяемую компанию, чтобы увидеть рабочие процессы своими глазами, сделать фотографии для формирования личного дела (обязательный этап сертификации) и получить комплект документов, необходимых в соответствии с требованиями профильных стандартов.
Компаниям, существующим на рынке меньше трех лет, сложнее добиться высокого индекса, так как они очевидно проседают из-за фактора, складывающегося из истории и опыта. Выход для них – быть лучше в других пунктах. Есть шанс, что орган по сертификации высоко оценит «Кадры», «Имидж» и «Средства».
Компаниям с 20-летним опытом проще получить индекс, близкий к 100 баллам. Добиться этого можно, если значения всех субфакторов максимальны. Например, если компания финансово независима, часто упоминается в СМИ, на ее балансе достаточное количество оборудования, а в штате сотрудники с солидным рабочим стажем, кандидаты наук и обладатели наград.
Сертификат с индексом деловой репутации выдается раз в три года. Затем ежегодно актуализируется по результатам инспекционного контроля. Если появляются дополнительные вводные, производится перерасчет полученного индекса.
Например, если в штате компании появится кандидат наук или будет куплено новое современное оборудование, индекс станет выше. Да и каждый отработанный год добавит баллы в репутационную копилку компании.
Полностью поддерживаем, подтверждение качества организации это очень сложная и ответственная деятельность.
Система сертификации “Системы Оценки Российского Бизнеса” содержит максимально полную и подтвержденную информацию о допусках организации, разрешенных видах деятельности, квалификационном составе организации, исполненных контрактах и много другое.
Системы Оценки Российского Бизнеса — это источник достоверной информации об организациях для квалификационного отбора исполнителя для тех или иных задач, поскольку все сведения проходят тщательную проверку со стороны комиссии по подтверждению соответствия, подкрепленную документально.
ООО “Единый Исследовательский Центр Экспертизы и Аттестации” разрабатывает и внедряем эффективные механизмы выбора поставщиков, которые способствуют повышению качества исполнения контрактов, а не желанию сэкономить на всем!
ООО “Единый Исследовательский Центр Экспертизы и Аттестации” является участниками технического комитета по стандартизации №66 и является разработчиком Национального Стандарта ГОСТ Р 66.0.01 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» в 2015г. и 2017г.: