Индивидуальные особенности ребенка что это
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.
Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна
Индивидуальные особенности ребенка.
1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент.Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I.Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова.Базисными мы считаем потребности:
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого, абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.
Аркин Е. А. «Ребенок в дошкольные годы» М. 2007.
Буреев Р. С. Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети».
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Индивидуальные особенности ребенка что это
Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием.
Бесплатные занятия с логопедом
Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.
Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.
Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.
Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка
Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:
Особенности поведения застенчивых детей
Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.
Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.
Особенности поведения детей с ЗПР
Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).
Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.
По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.
Особенности поведения гиперактивного ребенка
Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.
Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:
Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.
Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.
Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.
Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:
При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.
Индивидуальные особенности детей
Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет при организации образовательной деятельности
Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет при организации образовательной деятельности
Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами:
-темперамент
-физическое здоровье
-условия жизни
-принципы воспитания в семье
У детей-холериков часто меняется настроение
У детей-холериков часто меняется настроение.
Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут.
Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы.
Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры.
Дети-холерики испытывают
трудности в переключении
и концентрации внимания.
Таких детей трудно
дисциплинировать. В силу
своей импульсивности
они часто нарушают хорошо
известные им правила поведения.
плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.
Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети-меланхолики
-Очень ранимы, долго помнят и
переживают обиды, нередко
подвержены страхам.
-Увидев нахмуренное лицо
взрослого, ребенок может
заплакать, отказаться от
выполнения деятельности.
-Движения и мимика у таких детей обычно вялые.
-При нарушении режима дня, в новой обстановке быстро
наступает переутомление, работоспособность снижается.
-Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для
восстановления сил.
-К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает
одиночные игры.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого.
В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения: плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы
В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения: плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических поступках и подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса. Наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть даже через день, но не физически, а объясняя последствия его проступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Как это не кажется странным, «неутомимый» холерик, нуждается в особо щадящем режиме. Надо ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня!
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты,
доброжелательности, такта. Важно считаться с их
ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще
одобрять таких детей, поддерживать у них положительные
эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать
ситуации успеха, развивать активность и смелость. В
совместной деятельности лучше
использовать рисование,
лепку, конструирование,
не соревновательные игры.
Агрессивный ребенок Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны
Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны.
Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивным
поведением всегда стоят какие-либо причины.
-особенности ЦНС (возбудимый тип)
-эмоциональная атмосфера в семье
-примеры агрессивного поведения с ТВ
-компьютерные игры
-эмоциональные стрессы
Ребенок может проявлять агрессию если:
-его обижают и унижают;
-кто-то нарушил его личные границы;
-не хватает внимания;
-кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен;
Как вести себя с агрессивным ребенком
-выяснить первопричину агрессивного поведения;
-понять, что в действительности агрессивное поведение- это порой лишь
попытка завоевать место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание;
-жестокое подавление агрессивности не устраняет это качество, а только
усиливает его. Если вовсе не обращать внимание на подобное поведение, ребенок
начнет считать, что такое поведение вполне допустимо, а одиночные вспышки
перерастают в привычку действовать агрессивно;
-твердо, но неагрессивно реагировать на агрессию ребенка. Осуждать поступок, а
не ребенка в целом;
-частые наказания, жесткие запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а
невыраженная агрессия может перерасти в аутоагрессию;
-можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных
формах (война, взрывы), играть с предметами (разрушать построенные башни,
бросать скомканную бумагу, рвать бумагу), бить подушки, спортивные груши и т.д.
Гиперактивный ребенок Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных
Важно отличать гиперактивных детей от
просто активных, легковозбудимых,
демонстративных, эмоциональных.
Основные признаки гиперактивности:
-Невнимательность. Для таких детей характерна
повышенная отвлекаемость, неумение
сосредоточиться.
-Повышенная активность. Ребенок очень
подвижен, неусидчив, постоянно
находится в движении;
-Импульсивность. Ребенок не может ждать:
начинает отвечать, не дослушав вопроса,
не может дождаться своей очереди в игре,
вспыльчив.
Ребенок не специально ведет себя так, чтобы доставить вам неприятности или разозлить
Застенчивый ребенок Такой ребенок послушен, ведет себя тихо
Такой ребенок послушен, ведет себя тихо.
Для него характерна низкая самооценка,
что может привести к отказу от
активности и развитию своих
способностей. Он боится всего, что ему незнакомо,
отказывается от общения со сверстниками, постоянно
краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже
если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в
присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь
укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно
болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового,
боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и
эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У
таких детей скудная игровая деятельность, так как для них
неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к
ребенку, договориться о совместной игре.
Причины возникновения застенчивости: биологическая предрасположенность, стрессовые события, характер общения в семье
Ме Медлительные дети Таких детей часто называют «копуши»
Медлительные дети
Таких детей часто называют «копуши». От своей медлительности страдают они
сами – взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень
охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в стороне.
Причины медлительности лежат в своеобразии функционирования нервной
системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов.
Как помочь медлительным детям
-необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить,
что ребенок копается не на зло вам, просто он иначе не
может;
-не торопите ребенка, спешка вызовет у него еще большее
замедление реакции;
-дошкольники могут реагировать только на одно указание,
данное за один раз;
-детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с
ними зрительный и тактильный контакт;
-избегайте «ярлыков» («Вечно ты копаешься», «Ты всегда
опаздываешь»);
-таким детям необходимо соблюдать четкий режим дня.
Любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы
Любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности дошкольника и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса!