Инфляция в психологии что это

Саенко Евгения

+7 (916) 705-88-79

Юнгианский бревиарий

Психическая инфляция

Поскольку одна из целей аналитической психологии — интеграция сознательных и бессознательных элементов психического, а бессознательное представлено в двух аспектах — личном и коллективном, то частым и, по-видимому, неизбежным следствием сознательной ассимиляции человеком содержаний бессознательного является распространение личности за пределы, свойственные индивиду. Рассматриваемая нами личность неожиданно открывает в себе элементы не только личного, но и коллективного бессознательного. Последнее вызывает приятное возбуждение, придает индивиду силу и уверенность в себе. Однако, поскольку содержания коллективного бессознательного на архетипическом уровне тоже принадлежат индивиду, он может попытаться ассимилировать эти аспекты своей души и отождествить себя с ними. Если это происходит, индивид расширяет свою личность за пределы индивидуальной границы и «заполняет» пространство, которое, по сути, ему не принадлежит. Осуществить это можно, лишь присваивая себе те содержания и те качества, которые существуют, строго говоря, только для себя и должны, следовательно, оставаться за нашими пределами. В результате такого расширения своей личности индивид ощущает себя «сверхчеловеком» или «подобным богу». Юнг определяет это психическое состояние как психическую инфляцию (Юнг, 1994з, с. 198).

Пребывая в таком состоянии, человек испытывает любое нереальное — либо слишком высокое (мания величия), либо слишком низкое (депрессия) — чувство своей идентичности. Иными словами, ему свойственно преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется чувством неполноценности, — дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и незначительности. Этот выход личности за пределы собственных границ происходит за счет идентификации с персоной (см. выше) или в патологических случаях — с исторической или религиозной фигурой.

Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения в отношении будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие в конечном счете к самоуничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего, собственно, сознания и нет (Юнг, 1997в, § 563).

Поскольку сознание бывает или личным, или коллективным, психическая инфляция тоже может быть как личной, так и коллективной; иначе говоря, группа, нация или раса могут испытывать психическую инфляцию. Более того, психическая инфляция индивида может являться следствием неоправданной идентификации не только с содержанием коллективного бессознательного, но и с каким-либо иным содержанием — социальным или метафизическим, например, с тем, которое находится за пределами подлинной и сознательно определенной сущности и возможностей индивида (или группы). Таким образом, психическая инфляция может проистекать из идентификации с содержанием коллективного сознания.

В качестве примера идентификации индивида с элементами коллективного бессознательного Юнг приводит «свойственную многим идентификацию себя, причем без тени юмора, с исполняемой должностью или Титулом» (Юнг, 1994з, с. 198). Исполняемая индивидом должность слагается в такой же мере из коллективных усилий, как и из личных. Она возникла благодаря сотрудничеству многих людей, и ее достоинство и эффективность зависят от коллективного одобрения. Следовательно, когда индивид полностью идентифицирует себя с должностью или титулом, он производит нарушающее естественный порядок расширение своей личности и узурпирует качества, ему не принадлежащие.

Данный пример служит также иллюстрацией того, что «трансперсональные содержания отнюдь не инертное, мертвое вещество… а скорее активные сущности, оказывающие притягательное воздействие на сознание» (там же, с. 201). Иными словами, не только индивид стремится отождествить себя с должностью, чтобы увеличить свою личность, но и сама должность обладает притягательной властью над индивидом и провоцирует «утопить» личную идентичность в более масштабной коллективной идентичности должности.

Одна из опасностей такого рода психической инфляции — атрофия личности индивида, в результате чего «за внушительной оболочкой скрывается маленькое жалкое существо» (там же, с. 201). В результате идентификации индивида с трансперсональными свойствами и возможностями его должности возникает порочный круг. С одной стороны, такая идентификация привлекательна, поскольку «предлагает легкую компенсацию личных изъянов» (там же), с другой — она препятствует развитию личности и, следовательно, усиливает чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к еще более сильной идентификации с компенсаторными трансперсональными элементами.

Юнг К. Г. Психология бессознательного.-М., 1995. С. 198–201. Юнг К. Г. Психология и алхимия. — М.; Киев, 1997. § 563.

Источник

Инфляция в психологии что это

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что это

Здесь мы поговорим о том, что означает термин «инфляция» и как он связан с гордыней.

АРХЕТИПИЧЕСКОЕ СТРАНСТВИЕ И ЗАБОТА О ДУШЕ

ПОДПИШИСЬ на уведомления страницы проектов (в меню справа под аватаром)
Алхимия Любви. Путь Сердца

Ценность моих проектов. Чем я отличаюсь от других психологов
https://vk.com/topic-43929883_33667595

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что это

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что это

К.Г. Юнг «Очерки по психологии бессознательного»
Глава «Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного»

Процесс ассимиляции [присоединения и освоения] бессознательного приводит к ряду весьма примечательных явлений.

[ВЕРХНЯЯ ГОРДЫНЯ] У одних пациентов он ведет к безошибочной и зачастую неприятной акцентуации Эго-сознания, повышенной самонадеянности; они всё знают, они полностью в курсе дела относительно своего бессознательного, и они верят, что имеют абсолютно точное суждение обо всем, что исходит из глубин бессознательного. В любом случае при встрече с доктором [психологом] они все больше и больше воспаряют над собой.

[НИЖНЯЯ ГОРДЫНЯ] Другие, напротив, впадают в депрессию, становятся даже угнетенными содержаниями бессознательного. Уровень их самонадеянности снижается, и, они с покорностью взирают на все необычное, что производится бессознательным.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоПациенты первого вида в избытке самонадеянности берут на себя ответственность за свое бессознательное, выходящую слишком далеко за пределы разумных границ и возможностей; в то время как Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этопоследние в конце концов отказываются от какой бы то ни было ответственности за себя, будучи подавлены знанием бессилия Эго перед судьбой, управляющей ими через бессознательное.

Так как человеческая природа включает не только свет, но содержит также и густые тени, то инсайты [которым часто приписывается ТОЛЬКО позитивное значение], возникшие в ходе практического анализа, часто оказываются болезненными, и они тем болезненней, чем сильнее теневые аспекты вытесняются из психического.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоЗа оптимистической самоуверенностью первой кроется столь же глубокая или, лучше сказать, еще БОЛЬШАЯ беспомощность, на фоне которой сознательный оптимизм выглядит как плохо удавшаяся компенсация.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоИ напротив, за пессимистической покорностью реакции второго типа кроется упрямая ВОЛЯ К ВЛАСТИ, во много крат превосходящая по самоуверенности сознательный оптимизм первого.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что это

Этими двумя типами реакций я обозначил только две крайностями. Более тонкие оттенки лучше соответствовали бы действительности.

Каждый анализанд [клиент в психоанализе – тот, кто анализируется] в вначале бессознательно злоупотребляет вновь приобретенными познаниями в интересах своей ненормальной невротической установки, пока он в достаточной степени не освободится от своих симптомов настолько, что сможет обойтись без дальнейшей терапии.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоБогоподобие – и это очевидно – относится к знанию, познанию добра и зла. Анализ и сознательное понимание бессознательных содержаний ведут к тому, что возникает определенная толерантность (терпимость), благодаря которой становятся приемлемыми даже относительно тяжело воспринимаемые порции из бессознательной характерологии.

Эта терпимость может выглядеть весьма «превосходной» и мудрой, но зачастую она оказывается не чем иным, как красивым жестом, который, однако, влечёт за собой всякого рода последствия. Нельзя забывать, что речь идет о трудном сближении двух сфер [Эго-сознания и Бессознательного], которые прежде боязливо удерживались порознь.

После значительно сопротивления все же удалось достигнуть объединения противоположностей, по крайней мере, во всех внешних проявлениях. Таким образом, было достигнуто более глубокое понимание, а также непосредственное соединение прежде разорванного, и, следовательно, очевидное преодоление морального конфликта, что дает чувство превосходства, которое хорошо выражает себя в форме «богоподобия».

Но то же самое непосредственное соседство добра и зла может, однако, оказывать и весьма иное воздействие на темперамент. Не каждый чувствует себя суперменом, держащим в своих руках весы добра и зла.

Может оказаться, что носитель такого темперамента может почувствовать себя беспомощным объектом между молотом и наковальней; необязательно Геркулесом на распутье, а скорее кораблём без руля и без ветрил между Сциллой и Харибдой [испытания Одиссея], поскольку он, сам того не ведая, пребывает в великом и древнейшем конфликте человеческой природы. Возможно, он чувствует себя подобным Прометею, прикованному к Кавказу, или тому другому, распятому [Христу]. Это может быть «богоподобие» в страдании.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что это

Прозрение и понимание, приобретаемые анализандом, обычно освещают для него многое из того, что прежде было в бессознательном. Естественно, он применяет полученное знание к своему окружению и благодаря этому видит (или думает, что видит) нечто, чего прежде не видел.

В той мере, в каком его знание оказалось для него полезным, он с готовностью предполагает, что оно будет полезным и для других людей. От этого он легко становится надменным и самонадеянным, быть может, с лучшими намерениями, но к неудовольствию и раздражению других.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоУ такого человека поселяется чувство, будто он- обладатель ключа, открывающего многие, даже все двери. Сам психоанализ обладает подобной наивной бессознательностью относительно своих границ.

Так как человеческая природа включает не только свет, но содержит также и густые тени, то инсайты [которым часто приписывается ТОЛЬКО позитивное значение], возникшие в ходе практического анализа, часто оказываются болезненными, и они тем болезненней, чем сильнее теневые аспекты вытесняются из психического.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоИ если кто-то оптимистично настроенный, становится чрезмерно думающим и воображающим, то другой в силу своего пессимизма делается слишком обеспокоенным и подавленным. Примерно в таких формах выражается большой конфликт, если свести его к меньшему масштабу.

Но и в этих уменьшенных пропорциях нетрудно разглядеть его главную суть: заносчивость и высокомерие одно и подавленность другого имеют нечто общее, а именно неопределенность в отношении своих границ.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоОдин чрезмерно раздувается, а другой чрезмерно уменьшается. Их индивидуальные границы стираются.

Если мы теперь примем во внимание, что вследствие психической компенсации великое смирение стоит рядом с гордостью [в значении «гордыня»] и что «гордость [гордыня] возникает перед падением» [известная поговорка: «Не летай слишком высоко, будет больно падать» именно об этом, а не о том, чтобы вовсе не летать], то за надменностью можно легко обнаружить черты обеспокоенного ощущения не полноценности.

Инфляция в психологии что это. Смотреть фото Инфляция в психологии что это. Смотреть картинку Инфляция в психологии что это. Картинка про Инфляция в психологии что это. Фото Инфляция в психологии что этоФактически мы ясно видим, как неопределенность усиливает энергию энтузиаста, заставляя его расхваливать свои истины, которые кажутся ему не очень-то надежными, и для этого вербовать прозелитов [последователей], чтобы они могли в свою очередь подтвердить ценность и надежность его убеждений.

Он не вполне счастлив, обладая знанием, чтобы выстоять в одиночку; в своей основе он чувствует свою изолированность, и тайный страх остаться наедине со своей истиной, побуждает его повсюду, где надо или не надо, пристраивать свои мнения и толкования, поскольку когда его убеждения разделяет кто-то ещё, он чувствует свою защищённость от гложущих сомнений.

Источник

Инфляционная психология

Опубликовано 08.06.2021 · Обновлено 08.06.2021

Что такое инфляционная психология?

Инфляционная психология – это состояние ума, которое заставляет потребителей тратить быстрее, чем они делали бы в противном случае, полагая, что цены растут. Большинство потребителей сразу же потратят деньги на продукт, если думают, что его цена скоро вырастет. Обоснование этого решения заключается в том, что потребители считают, что они могут сэкономить деньги, купив продукт сейчас, а не позже.

Инфляционная психология может стать самоисполняющимся пророчеством, потому что по мере того, как потребители тратят больше и меньше откладывают, скорость обращения денег возрастает, что еще больше увеличивает инфляцию и способствует инфляционной психологии.

Ключевые выводы

Понимание инфляционной психологии

Инфляционная психология, по сути, относится к явно положительной обратной связи между текущим ростом цен и ожиданиями потребителей, что цены будут продолжать расти в будущем. Инфляционная психология опирается на довольно очевидную основную идею о том, что если цены растут и повышались в прошлом, то многие люди будут ожидать, что цены продолжат расти в будущем.

Экономисты разработали различные модели того, как работает инфляционная психология. Некоторые экономисты описывают инфляционную психологию просто как нормальную реакцию на рост цен, основанную на теориях адаптивных ожиданий или рациональных ожиданий; что потребители формируют свои ожидания относительно будущей инфляции, основываясь (соответственно) на своих наблюдениях за недавней инфляцией и своих мысленных моделях того, как экономические переменные, такие как процентные ставки и денежно-кредитная политика, определяют инфляцию.

Кейнсианские экономисты описывают инфляционную психологию в терминах иррациональных «животных духов» или более или менее несводимых волн оптимизма или пессимизма. С другой стороны, поведенческая экономика описывает инфляционную психологию больше с точки зрения когнитивных искажений, таких как смещение доступности.

Краткий обзор

Психологию инфляции в экономике в целом можно оценить с помощью таких показателей, как индекс потребительских цен (ИПЦ) и доходность облигаций, которая резко возрастет, если ожидается рост инфляции.

Управление инфляционной психологией

В зависимости от того, как объяснить инфляционную психологию, выводы относительно того, является ли это проблемой или что с ней делать, могут быть совершенно разными. Если инфляционная психология – это просто рациональный ответ на текущие экономические условия или политику, это может не быть проблемой вообще, а может быть подходящей реакцией на экономические условия или политику, которые вызывают инфляцию.

С другой стороны, если рассматривать инфляционную психологию в первую очередь как своего рода иррациональную или эмоциональную реакцию участников рынка, активная политическая реакция, направленная на управление или даже борьбу с рыночными настроениями, может показаться более привлекательной.

Центральные банки всегда бдительно следят за развитием инфляционной психологии, в том числе Федеральная резервная система (ФРС), которая столкнулась с высокой инфляцией, свирепствовавшей в 1970-х и 1980-х годах. Инфляционная психология может иметь негативное влияние на экономику, поскольку всплеск инфляции может привести к тому, что центральный банк страны повысит процентные ставки в попытке затормозить экономику. Инфляционная психология, если ее не остановить, также может со временем привести к пузырям цен на активы.

Пример инфляционной психологии

Инфляционная психология проявилась на рынке жилья США в первое десятилетие этого тысячелетия. Поскольку цены на жилье росли год за годом, инвесторы привыкли верить, что «цены на жилье всегда растут».

Это привело к тому, что миллионы американцев бросились на рынок недвижимости для владения или спекуляции, что значительно сократило доступный фонд жилья и резко подняло цены. Это, в свою очередь, привлекло на рынок недвижимости США больше домовладельцев и спекулянтов, и безумие кормления утихло только с наступлением в 2007 году худшего финансового кризиса и жилищной коррекции со времен Депрессии 1930-х годов.

Влияние инфляционной психологии на инвестиции

Влияние инфляционной психологии на разные активы различно. Например, золото и товары могут дорожать, поскольку они воспринимаются как средства защиты от инфляции. Тем временем инструменты с фиксированной доходностью будут падать в цене из-за перспективы повышения процентных ставок для борьбы с инфляцией.

Влияние на акции неоднозначное, но с меньшей предвзятостью. Это связано с тем, что влияние потенциально более высоких ставок намного больше, чем положительное влияние на прибыль компаний, которые обладают ценовой властью повышать цены в условиях инфляции.

Источник

Психическая инфляция

Поскольку одна из целей аналитической психологии — интеграция сознательных и бессознательных элементов психического, а бессознательное представлено в двух аспектах — личном и коллективном, то частым и, по-видимому, неизбежным следствием сознательной ассимиляции человеком содержаний бессознательного является распространение личности за пределы, свойственные индивиду. Рассматриваемая нами личность неожиданно открывает в себе элементы не только личного, но и коллективного бессознательного. Последнее вызывает приятное возбуждение, придает индивиду силу и уверенность в себе. Однако, поскольку содержания коллективного бессознательного на архетипическом уровне тоже принадлежат индивиду, он может попытаться ассимилировать эти аспекты своей души и отождествить себя с ними. Если это происходит, индивид расширяет свою личность за пределы индивидуальной границы и «заполняет» пространство, которое, по сути, ему не принадлежит. Осуществить это можно, лишь присваивая себе те содержания и те качества, которые существуют, строго говоря, только для себя и должны, следовательно, оставаться за нашими пределами. В результате такого расширения своей личности индивид ощущает себя «сверхчеловеком» или «подобным богу». Юнг определяет это психическое состояние как психическую инфляцию (Юнг, 1994з, с. 198).

Пребывая в таком состоянии, человек испытывает любое нереальное — либо слишком высокое (мания величия), либо слишком низкое (депрессия) — чувство своей идентичности. Иными словами, ему свойственно преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется чувством неполноценности, — дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и незначительности. Этот выход личности за пределы собственных границ происходит за счет идентификации с персоной (см. выше) или в патологических случаях — с исторической или религиозной фигурой.

Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения в отношении будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие в конечном счете к самоуничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего, собственно, сознания и нет (Юнг, 1997в, § 563).

Поскольку сознание бывает или личным, или коллективным, психическая инфляция тоже может быть как личной, так и коллективной; иначе говоря, группа, нация или раса могут испытывать психическую инфляцию. Более того, психическая инфляция индивида может являться следствием неоправданной идентификации не только с содержанием коллективного бессознательного, но и с каким-либо иным содержанием — социальным или метафизическим, например, с тем, которое находится за пределами подлинной и сознательно определенной сущности и возможностей индивида (или группы). Таким образом, психическая инфляция может проистекать из идентификации с содержанием коллективного сознания.

В качестве примера идентификации индивида с элементами коллективного бессознательного Юнг приводит «свойственную многим идентификацию себя, причем без тени юмора, с исполняемой должностью или Титулом» (Юнг, 1994з, с. 198). Исполняемая индивидом должность слагается в такой же мере из коллективных усилий, как и из личных. Она возникла благодаря сотрудничеству многих людей, и ее достоинство и эффективность зависят от коллективного одобрения. Следовательно, когда индивид полностью идентифицирует себя с должностью или титулом, он производит нарушающее естественный порядок расширение своей личности и узурпирует качества, ему не принадлежащие.

Данный пример служит также иллюстрацией того, что «трансперсональные содержания отнюдь не инертное, мертвое вещество… а скорее активные сущности, оказывающие притягательное воздействие на сознание» (там же, с. 201). Иными словами, не только индивид стремится отождествить себя с должностью, чтобы увеличить свою личность, но и сама должность обладает притягательной властью над индивидом и провоцирует «утопить» личную идентичность в более масштабной коллективной идентичности должности.

Одна из опасностей такого рода психической инфляции — атрофия личности индивида, в результате чего «за внушительной оболочкой скрывается маленькое жалкое существо» (там же, с. 201). В результате идентификации индивида с трансперсональными свойствами и возможностями его должности возникает порочный круг. С одной стороны, такая идентификация привлекательна, поскольку «предлагает легкую компенсацию личных изъянов» (там же), с другой — она препятствует развитию личности и, следовательно, усиливает чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к еще более сильной идентификации с компенсаторными трансперсональными элементами.

Юнг К. Г. Психология бессознательного.-М., 1995. С. 198–201. Юнг К. Г. Психология и алхимия. — М.; Киев, 1997. § 563.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

ИНФЛЯЦИЯ

Смотреть что такое ИНФЛЯЦИЯ в других словарях:

ИНФЛЯЦИЯ

(от лат. inflatio — вздутие) переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общест. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ

инфляция ж. 1) Чрезмерное увеличение находящейся в обращении денежной массы, вызывающее обесценивание бумажных денег по отношению к государственному золотому запасу и наблюдающееся в том случае, когда объем денег растет быстрее, чем объем товаров и услуг. 2) перен. Обесценивание, падение значимости чего-л. вследствие избытка или слишком частого использования.

ИНФЛЯЦИЯ

инфляция ж. эк.inflation

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ (inflation) Устойчивый рост уровня цен и заработков в народном хозяйстве. Если рост заработков достаточно велик для того, чтобы повысить пр. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

– дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Различают открытую и подавленную И. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров. В условиях подавленной И., которая имела место в СССР, цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается (как это бывает в условиях рынка) и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поиске нужного товара покупатели переплачивают торговцам, в результате деньги концентрируются в торговле, обходя сферу производства. Как следствие этого у производителей не появляется стимулов для увеличения выпуска товара. В итоге усиливается дисбаланс между спросом и предложением. Для классификации открытой И. применяют несколько критериев: 1) темп роста цен (индекс цен); 2) степень расхождения роста цен по различным товарным группам; 3) ожидаемость и предсказуемость И. С позиции первого критерия различают ползучую (умеренную) И., когда цены изменяются медленно, обычно до 10 % в год; галопирующую, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; гиперинфляцию, когда рост цен составляет более 1000 % в год и возникает полное расстройство денежного обращения. С позиции второго критерия выделяют два вида И. – сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной И. цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются. С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую И. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях И. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году в 5 раз повысят цены на свои товары и никто от ожидаемой И. не пострадает. А в случае неожидаемой И. рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию. Различают два типа И.: И. спроса и И. предложения. В первом случае равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх. Во втором случае И. называется также И. издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию. Принято считать, что источниками роста издержек и дисбаланса экономики являются три фактора. 1. Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм. 2. Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что увеличивает издержки, за ними растут цены, затем – новое повышение окладов и т. д. В результате раскручивается «инфляционная спираль». 3. Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти три фактора называют главными причинами И. Последствия И. неоднозначны. Дж. М. Кейнс доказывал, и практика подтвердила, что умеренная И. полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, что способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования. Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые проявляются в следующем: ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения; происходит скрытая государственная конфискация денег у населения; падает уровень предпринимательской деятельности, и капитал покидает сферу производства, устремляясь в сферу обращения или за границу. В экономической политике, направленной против И., различают два подхода: один предусматривает адаптацию, приспособление к И.; другой – ликвидацию ее антиинфляционными мерами. К числу мер приспособления относятся индексация доходов и контроль за уровнем цен. На частном уровне индексация доходов осуществляется через заключение коллективного договора профсоюза с предпринимателем. Политика индексации доходов в государственном секторе имеет целью не ухудшить положение государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных в сравнении с занятыми в частном секторе. Ликвидационные меры – это стратегия активного снижения И. посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого пути, как экономические, так и социальные, – очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике. На практике большинство стран выбирает «компромиссный» путь борьбы с И. В основе этой теории лежит идея о том, что динамика безработицы и И. взаимообратны. Значит, правительство должно выбрать: либо безработица, либо И. Одну из первых попыток установить связь между номинальной заработной платой и безработицей сделал Филлипс (1958). Он пришел к выводу, что снижение уровня безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы (рис. 5.1), на что указывает кривая АД (кривая Филлипса). Чем выше темпы И., тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. Возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен, следовательно, и развертыванию И. Для снижения И. необходимо проводить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства и росту безработных. Но практика показала, что этот вывод характерен только для короткого периода. В длительном периоде (5–10 лет) даже низкий уровень занятости не спасает от роста И., которую провоцируют профсоюзы и фирмы, повышая заработную плату и цены. Статистика свидетельствует, что для снижения И. на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. С идеей платить безработицей за снижение И. не все экономисты согласны. Пока эта проблема не имеет единого решения. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Различают открытую и подавленную И. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров. В условиях подавленной И., которая имела место в СССР, цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается (как это бывает в условиях рынка) и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поиске нужного товара покупатели переплачивают торговцам, в результате деньги концентрируются в торговле, обходя сферу производства. Как следствие этого у производителей не появляется стимулов для увеличения выпуска товара. В итоге усиливается дисбаланс между спросом и предложением. Для классификации открытой И. применяют несколько критериев: 1) темп роста цен (индекс цен); 2) степень расхождения роста цен по различным товарным группам; 3) ожидаемость и предсказуемость И. С позиции первого критерия различают ползучую (умеренную) И., когда цены изменяются медленно, обычно до 10 % в год; галопирующую, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; гиперинфляцию, когда рост цен составляет более 1000 % в год и возникает полное расстройство денежного обращения. С позиции второго критерия выделяют два вида И. – сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной И. цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются. С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую И. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях И. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году в 5 раз повысят цены на свои товары и никто от ожидаемой И. не пострадает. А в случае неожидаемой И. рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию. Различают два типа И.: И. спроса и И. предложения. В первом случае равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх. Во втором случае И. называется также И. издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию. Принято считать, что источниками роста издержек и дисбаланса экономики являются три фактора. 1. Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм. 2. Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что увеличивает издержки, за ними растут цены, затем – новое повышение окладов и т. д. В результате раскручивается «инфляционная спираль». 3. Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти три фактора называют главными причинами И. Последствия И. неоднозначны. Дж. М. Кейнс доказывал, и практика подтвердила, что умеренная И. полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, что способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования. Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые проявляются в следующем: ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения; происходит скрытая государственная конфискация денег у населения; падает уровень предпринимательской деятельности, и капитал покидает сферу производства, устремляясь в сферу обращения или за границу. В экономической политике, направленной против И., различают два подхода: один предусматривает адаптацию, приспособление к И.; другой – ликвидацию ее антиинфляционными мерами. К числу мер приспособления относятся индексация доходов и контроль за уровнем цен. На частном уровне индексация доходов осуществляется через заключение коллективного договора профсоюза с предпринимателем. Политика индексации доходов в государственном секторе имеет целью не ухудшить положение государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных в сравнении с занятыми в частном секторе. Ликвидационные меры – это стратегия активного снижения И. посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого пути, как экономические, так и социальные, – очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике. На практике большинство стран выбирает «компромиссный» путь борьбы с И. В основе этой теории лежит идея о том, что динамика безработицы и И. взаимообратны. Значит, правительство должно выбрать: либо безработица, либо И. Одну из первых попыток установить связь между номинальной заработной платой и безработицей сделал Филлипс (1958). Он пришел к выводу, что снижение уровня безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы (рис. 5.1), на что указывает кривая АД (кривая Филлипса). Чем выше темпы И., тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. Возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен, следовательно, и развертыванию И. Для снижения И. необходимо проводить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства и росту безработных. Но практика показала, что этот вывод характерен только для короткого периода. В длительном периоде (5–10 лет) даже низкий уровень занятости не спасает от роста И., которую провоцируют профсоюзы и фирмы, повышая заработную плату и цены. Статистика свидетельствует, что для снижения И. на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. С идеей платить безработицей за снижение И. не все экономисты согласны. Пока эта проблема не имеет единого решения. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ (inflation) Устойчивая тенденция повышения цен и заработной платы в денежном выражении. Инфляция измеряется на основе относительных изменен. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

устойчивый рост цен и обесценение денег в стране. Показателем И. являются индексы цен. В прошлом И. носила временный характер и была связана, как правило, с войнами, расходы на ведение которых финансировались выпуском бумажных денег. В послевоенный период И. превратилась в постоянное явление экономики развитых и особенно развивающихся стран, хотя ее темпы на разных этапах в отдельных странах различны. До 70-х гг. в промышленно развитых странах темпы И. были умеренными (ползучая И.). С середины 70-х гг. они резко возрастают, И. принимает галопирующий характер, при этом в отдельные периоды И. сочетается со спадом производства (стагфляция). В ряде развивающихся стран И. достигает огромных масштабов (гиперинфляция), измеряемых несколькими десятками процентов в месяц (Бразилия, Аргентина в 70-80-е гг.). Причины И. сложны и не могут быть объяснены каким-либо одним фактором. Целый ряд факторов ведет к нарушению соотношения между спросом и предложением, что и вызывает рост цен. По мнению монетаристов, причины И. состоят в слишком быстром росте денежной массы в сфере обращения. Для сдерживания И. они рекомендуют строгий контроль за денежной массой. Высокая безработица, с их точки зрения, сдерживая рост заработной платы, ограничивает рост производственных издержек и тем самым не допускает раскручивания инфляционной спирали. Окончательный отказ от связи кредитных денег с золотом, устранение даже ограниченных форм золотого стандарта создает предпосылки для выпуска излишней, с точки зрения потребностей обращения, денежной массы. Дефицитность государственных бюджетов и рост государственного долга служат факторами, подталкивающими эмиссию дополнительного количества денег, а следовательно, и И. Избыточная эмиссия особенно характерна для развивающихся стран, что и предопределяет высокие темпы И. во многих из этих стран. Однако практика показывает, что рост цен далеко не всегда связан с увеличением денежной массы. Рост количества денег в обращении часто является результатом повышения цен, а не наоборот. По мнению кейнсианцев, И. порождается факторами, лежащими вне денежного обращения. Они считают возможным добиться низких темпов И. при низком уровне безработицы путем проведения политики доходов, более того, они допускают ситуацию, когда небольшие темпы И. стимулируют рост производства. Исходя из кейнсианских рецептов правительства ряда европейских стран придерживались политики ползучей И. Существенную роль в росте цен играет политика промышленных и торговых компаний, особенно монополистического типа, стремящихся к постоянному повышению цен на свою продукцию. Они добиваются того, что рост заработной платы идет не за счет некоторого снижения уровня их прибылей, а целиком переносится на цены. Рост прямых налогов на прибыль и косвенных налогов, связанных с огромным увеличением государственных расходов, также полностью ложится на цены и вызывает их повышение. На рост цен в середине и второй половине 70-х гг. оказало огромное влияние резкое увеличение цен на энергоносители и отчасти на сырье, что явилось результатом нового соотношения сил между промышленно развитыми и развивающимися странами потребителями и поставщиками топлива и сырья на мировой рынок. В отдельных странах внешние факторы активно влияют на рост цен на внутреннем рынке. К этому ведет обесценение национальной валюты, удорожающее импортные товары, привлечение кредитов в иностранной валюте, которые при обмене на национальную валюту увеличивают денежную массу, и т.д. В РФ после введения свободного ценообразования с января 1992 г. И. достигла гигантских масштабов. Отечественные экономисты, придерживающиеся монетаристских взглядов, пытаются объяснить И. факторами, лежащими только в сфере денежного обращения, и предлагают бороться с ней ограничением денежной массы в обращении. Другие экономисты считают, что эта политика привела к резкому сокращению платежеспособного спроса и стала причиной глубокого падения производства. По их мнению, совершенно не учитывалось, что свободные цены в условиях сохранения монопольного положения многих производителей на рынке неизбежно будут расти. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ

англ. inflation) – устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике. Явление денежного рынка, проявляющееся в обесценении бумажных денег, к-рое, в свою очередь, отражает дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике. И. – многофакторное и многоаспектное явление, к-рое можно классифицировать на основе разл. критериев – по внешним проявлениям: И. открытая (цены растут) и подавленная (цены фиксированы, но существует дефицит товаров и услуг); по соответствию темпов роста разл. цен: сбалансированная (цены меняются в одинаковых пропорциях) и несбалансированная (цены изменяются в разных пропорциях); по степени соответствия прогнозам: прогнозируемая (ожидаемая) и непрогнозируемая; по темпам роста цен: умеренная (не превышает 10% в год), галопирующая (от 20 до 200% в год) и гиперинфляция (может составлять тысячи процентов в год). Уровень инфляции () определяют на основе сопоставления ср. уровня цен, измеряемого в свою очередь индексом цен:Существуют разл. подходы к определению причин И. и ее влияния на произ-во. Согласно концепции спроса И. спроса (demand-pull inflation) порождается избыточными совокупными расходами (совокупным спросом), связанными с ростом ден. массы в экономике. Избыточный спрос может быть со стороны: потребителей – потребительская И.; бизнеса – инвестиционная И.; госва – фискальная И.; внешних рынков – импортируемая И. И. спроса ведет к увеличению объемов произва и способствует, как утверждают сторонники этой концепции, выходу экономики из кризиса. В рамках др. подхода причины И. связывают с сокращением предложения. Это т.н. И. издержек (cost-push inflation), когда сокращение совокупного предложения, ведущее к росту ср. уровня цен, обусловлено повышением ср. издержек на единицу продукции, к-рое, в свою очередь, инициируется ростом цен на факторы производства. Этот тип И. сопровождается спадом производства и нередко приводит к стагфляции, т.е. одновременному росту И. и безработицы на фоне спада произ-ва. Принято считать, что если для преодоления И. спроса необходима жесткая кредитно-денежная политика, то И. издержек в условиях рыночной экономики способна изживать себя сама – вслед за спадом произ-ва начинают сокращаться и издержки. Воздействие И. на экономич. положение хозяйствующих субъектов противоречиво. Высокая И. делает рискованным бизнес и сокращает размеры инвестиций. Как правило, И. невыгодна всем получателям фиксиров. доходов (работникам бюджетной сферы, кредиторам и владельцам сбережений). Для тех, чьи доходы растут быстрее, чем уровень цен, существует возможность избежать ее негативных последствий. Диверсифицированные источники доходов, напр., от финанс. активов и недвижимости, позволяют их владельцам защитить себя от И. И. также может быть выгодна гос-ву, к-рое, финансируя дефицит бюджета за счет печатания денег, получает т.н. инфляционный налог (англ. inflation tax) от сеньоража. Антиинфляционную политику можно условно разделить на два типа – приспособление к И. или борьба с ней. В первом случае предполагается индексация доходов. Однако данная мера весьма ограниченна, поскольку 100%-ная индексация может породить инфляционную спираль «заработная плата – цены». Среди вариантов борьбы с И. – методы т.н. шоковой терапии. Ориентация на постеп. снижение темпов И., напротив, опирается на регулирующее воздействие гос-ва в сферах ценообразования, поддержки предпринимательства, создания рыночной инфраструктуры, также небольшое плавное снижение ден. массы. смотреть

ИНФЛЯЦИЯ

проявляется в повышении цен на товары, росте неудовлетворенного спроса и др. И. вызвана прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Различают следующие формы и виды проявления И.: административная И.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *