Информатика и икт что это за предмет
Что такое ИКТ простыми словами
Информатизация общества характеризуется распространением информационных и коммуникационных технологий.
Как следствие ИКТ активно используются во всех формах образовательной деятельности.
Более подробно с этим понятием разберемся ниже, рассмотрим его роль в обществе, поговорим о плюсах и минусах.
Понятие информационно-коммуникационных технологий
ИКТ представляют собой совокупность технологий, разработанных для повышения эффективности использования информации и улучшения коммуникации.
Эти технологии изменили, как способ доступа к знаниям, так и человеческие отношения.
Роль ИКТ в обществе
ИКТ изменили параметры получения информации с помощью коммуникационных технологий (газеты, радио и телевидение) путем развития Интернета и новых технологических устройств, таких как компьютер, планшет и смартфон.
Информация в этом контексте относится к трансляции данных инновационным образом, включающим текст, изображения и звук.
Под коммуникацией понимаются инструменты, которые позволяют получателю правильно расшифровать сообщение.
Говоря об ИКТ, можно ссылаться на различные критерии в зависимости от контекста употребления термина.
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современной рабочей среды. Они облегчают хранение сложных баз данных, как на локальных серверах, так и в облачных сервисах.
ИКТ необходимы также для развития онлайн торговли, электронного банкинга, поиска информации, инвентарного контроля, производства информационных материалов, и, по сути дела, непосредственной эффективной связи.
Все это может положительно повлиять на производительность труда и конкурентоспособность бизнеса.
Однако информационно-коммуникационные технологии также могут создавать определенные проблемы, поскольку их все более частое использование заставляет работников отвлекаться от выполнения своих задач.
ИКТ в современном образовании
В последние годы информационно-коммуникационные технологии сыграли ключевую роль в разработке новой политики и проектов в области образования. Технологии повлияли на то, как люди получают доступ к знаниям.
ИКТ предоставили возможность облегчить доступ к образованию, будь то очная или заочная форма. Для образования были разработаны интернет-сервисы и платформы, которые позволили переосмыслить модели преподавания и обучения.
На этих платформах используются такие ресурсы, как интерактивные доски, виртуальные классы в реальном времени, дискуссионные комнаты, форумы, анкеты, конспекты, аудиовизуальные ресурсы, совместные онлайн документы, обучающие игры и т.д.
Социальные сети, блоги и облачные сервисы являются образовательными инструментами для развития знаний о принципах сотрудничества.
Плюсы и минусы применения ИКТ
В области образования можно добавить следующие недостатки:
На этом все, обязательно дополни статью, оставив комментарий ниже.
ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.
Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.
А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.
Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).
Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.
ИКТ — это …
Как вы уже поняли из вступления:
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»
Разберем каждое из слов термина:
Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.
А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):
3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.
Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.
Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.
Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).
Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».
Технические средства ИКТ
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
К средствам ИКТ относятся:
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
Роль ИКТ в образовательном процессе
Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.
Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.
Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.
Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:
Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:
Краткое резюме
Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.
Так и хочется воскликнуть:
«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»
Читайте наш блог, это полезно!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))
Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.
Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.
У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.
Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?
Информатика и ИКТ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Информатика и ИКТ — это научное направление, которое базируется на применении компьютерного оборудования, и изучает структуру и общие информационные свойства, а также законы и способы создания информации, её сохранения, поиска, обработки, трансляции и использования в разных областях деятельности людей.
Введение
Информация – это набор данных, которые берутся из окружающей действительности (входящая информация), передаются в окружающую действительность или хранятся в некоторой системе. Информация может существовать в форме документации, различной графики, звукового или светового отображения и тому подобное.
Самыми важными информационными свойствами являются:
Данные считаются информационной составляющей, которая представляет собой определённые сигналы. Информация обладает следующими характерными признаками:
Готовые работы на аналогичную тему
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Под технологией понимается некоторый набор научных и инженерных знаний, который можно воплотить в методах, приёмах труда, совокупности производственных и вещественных параметров. Информационной технологией является информационная обработка при помощи вычислительных систем на базе компьютерного оборудования.
Информационные технологии обладают следующими свойствами:
На текущий момент мировое сообщество живёт в эпоху очередной научно-технической революции, материальной основой которой является электронное вычислительное оборудование.
Нынешний этап развития информационно-коммуникационных технологий характеризуется очень сильным их влиянием на все процессы, происходящие в мировом обществе. Обеспечивая фактически мгновенную информационную трансляцию, они предопределили появление термина «глобальное информационное пространство». ИКТ проникают буквально во все области человеческой деятельности, помогая специалистам, занимающимся наукой, работающим в сфере образования, культуры и других отраслях.
Применение информационно-коммуникационных технологий сопряжено с использованием вычислительных устройств и систем телекоммуникаций. Обеспечить работу с информационными ресурсами способны следующие средства:
Процессы глобализации информационного пространства, в котором применяется информатика и, безусловно, ИКТ, предполагают разные методы классификации технологий. Базовой классификацией видов ИКТ является классификация по роду деятельности:
В образовательной сфере информатика и информационно-коммуникационные технологии предназначены ля решения следующих задач:
ЕГЭ по информатике и ИКТ
ЕГЭ (Единые государственные экзамены) — централизованно проводимые в РФ экзамены, которые служат одновременно выпускными экзаменами в школах и вступительными экзаменами в вузах. При проведении экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Экзамены проводятся по предметам: информатика, русский язык, математика, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание.
Содержание
С 2009 Единые экзамены ЕГЭ являются единственной формой выпускных экзаменов в школах и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. При проведении экзаменов ЕГЭ на всей территории РФ применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. C 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору.
ЕГЭ по Информатике и ИКТ
В 2009 г. более 50 тысяч школьников успешно сдали ЕГЭ по информатике и получили право поступать в вузы на компьютерные, технические, инженерные и математические специальности.
Во всех школах России с 2007г. имеются компьютеры и доступ к Интернет, а также базовые пакеты программ по информатике на базе лицензионного коммерческого ПО и на базе Открытого отечественного ПО для проведения полноценных практикумов по информатике и подготовке к ЕГЭ по информатике.
С 2009г. начинается подготовка к переходу на Открытое ПО во всех школах РФ к изучению информатике и ИКТ и проведению практикумов по информатике и ИКТ на базе отечественного ПО на базе Windows и Linux в соответствии с решениями правительства и президента РФ.
Вступительные экзамены в вузах
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Для поступления в вузы РФ обязательны сдача ЕГЭ по математике и русскому языку, а также по профильным школьным предметам по спискам Министерства Образования РФ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.
Информатика как профильный вступительный экзамен указана в большом числе специальностей:
Специфика ЕГЭ по информатике и ИКТ
Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Структура ЕГЭ по информатике и ИКТ
Общее число заданий в экзаменационной работе – 32. Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Часть 1 (А) содержит 18 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов Части А.
Часть 2 (В) содержит 10 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов Части В.
Часть 3 (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания – высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.
Содержание ЕГЭ по информатике и ИКТ
Содержание экзаменационной работы охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенным в следующие тематические блоки:
Задания ЕГЭ по информатике и ИКТ
Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по телекоммуникационным технологиям и технологии программирования. В этой части имеются задания всех уровней сложности, однако большинство заданий рассчитаны на небольшие временные затраты и базовый уровень знаний экзаменуемых.
Часть 2 включает задания по темам: «Информация и её кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии». В Части 2 большинство заданий относится к повышенному уровню, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий Части 2 в целом потребует большего времени и более глубокой подготовки.
Задания Части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике и ИКТ учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения по теме «Технология программирования».
Достоинства ЕГЭ
В вузах РФ и других стран технологии программирования обычно изучаются на 3-4 курсах, в лучших случаях на 2 курсе на компьютерных специальностях.
ЕГЭ-2010 по информатике требует знакомства с технологиями и языками программирования от поступающих в вузы РФ.
50 тысяч выпускников школ в 2009г. успешно сдали ЕГЭ по информатике и продемонстрировали знания алгоритмизации и языков Бейсик и Паскаль.
Знания технологий программирования означают, что все эти 50 тысяч выпускников являются начинающими профессионалами в программировании.
Такого нет и не было ни в одной стране мира. не случайно наши российские студенты уже десять лет являются чемпионами мира по программированию.
Проверка знаний и умений
В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:
Недостатки ЕГЭ
Дистанционное обучение информатике
Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.
Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.
Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.
Базовые учебники информатики
В дополнение к базовым учебниками информатике были выпущены практикумы по информатике Каймина В.А, Касаева Б.С. иМакровой Н.В. на основе офисных пакетов программ в ОС Windows и российских порталов Интернет-технологий на основе поисковых систем и порталов Яндекс.
Для подготовки к экзаменам по информатике на ЭВМ к базовому учебнику информатики Каймина В.А. в соответствии с государственными стандартами издательством РИОР выпущено учебное пособие в 2004-2008гг. в полном соответствии с содержанием госстандартов по информатике для студентов вузов.
Содержание базовых учебников информатики
Содержание базовых учебников, соответствующее государственным стандартам и единым экзаменам ЕГЭ по информатике:
ТЕМА 1. основы информатики
ТЕМА 2. Основы компьютерных технологий
ТЕМА 3. Архитектура персональных ЭВМ
ТЕМА 4. Работа в сети Интернет
ТЕМА 5. БАЗОВЫЕ программные средства
ТЕМА 6. Работа В СЕТЯХ ЭВМ
ТЕМА 7. алгоритмы и программирование
ТЕМА 8. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
ТЕМА 9. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ТЕМА 10. защита информации В ЭВМ
Недостатки программированного обучения
За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов. Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.
Неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.
Хроника
2020: ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах
ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах. Об этом 28 августа 2020 года на общероссийском родительском собрании сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев.
Музаев добавил, что техника во всех российских школах, где будет проходить экзамен по информатике, будет обновлена.
Прежде ЕГЭ по информатике сдавали на бумажных бланках, как и остальные экзамены. Ученикам нужно было ответить на 23 вопроса и решить несколько задач. За каждый правильный ответ можно получить только один балл. Во второй части ученику необходимо решить четыре задачи с развернутым ответом. Общий балл за правильно решенную вторую часть составляет 12.
Ранее подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена в 2021 году.
Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. С их помощью будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.
Новая система сдачи экзамена поменяет и принципы подготовки к нему и для школьников, и для учителей. По словам Музаева, Рособрнадзор был готов к переходу на новую технологию еще четыре года назад, но существовали опасения, что не все регионы смогут справиться и техники не хватит. К концу августа 2020 года таких опасений нет, основной этап подготовки школ к проведению экзамена по информатике на компьютерах завершился. В течение учебного года для будущих выпускников планируют провести несколько «репетиций» по использованию ПК на едином государственном экзамене. [1]
- Информатика и икт что это за предмет в школе
- Информатика и икт что это такое