Информатика и икт что это за предмет в школе

Использование ИКТ на уроках

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Источник

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» в условиях реализации ФГОС ООО

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Содержимое разработки

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

муниципального образования город Донской

учитель математики и информатики

Викол Надежда Сергеевна

в условиях реализации

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика» предполагается в 7 – 9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 – 7 классах.

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

ФГОС по «информатике и ИКТ” (в основной и старшей школе)

ФГОС по «информатике и ИКТ” (в основной и старшей школе)

Часы на курс информатики

По усмотрению школы :

По усмотрению школы :

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Примерная программа по предмету создаётся на основании требований ФГОС

Примерную программу по предмету может опубликовать любое издательство

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Людмила Леонидовна Босова

Заслуженный учитель РФ, к. п. н., ведущий научный сотрудник ИИО РАО, учитель информатики МОУ «Ивановская СОШ» Истринского района Московской области, автор УМК по информатике и ИКТ для 5–7 классов. Награждена знаком «Почетный работник общего среднего образования», лауреат именной премии Губернатора Московской области, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2005» в номинации «Информационные технологии в школе». Автор более 200 научно-методических трудов в области информатизации образования и методики преподавания информатики.

Анна Юрьевна Босова

Методист по информатизации образования УМЦ Истринского района Московской области, автор 15 научно-методических трудов в области информатизации образования и методики преподавания информатики.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Программа составлена на основе:

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

Информатика: предметные результаты

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции)

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Информатика: предметные результаты

Информатика: предметные результаты

Информатика: предметные результаты

внесённые в примерную

учебную программу по информатике.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В соответствии с ФГОС знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе. Определенный опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагется построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем. Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный

характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) — анимации, интерактивные модели и слайд-

шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8–9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет

предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещенной в конце каждого параграфа.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического

материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей ученикам 5–6 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний 36 работ.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7–9 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандарт ного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах.

Возрастные особенности школьников нашли свое отражение и в структуре учебников: в учебниках для 5–6 классов используется сквозная нумерация параграфов; учебники для 7–9 классов имеют более сложную иерархическую структуру (глава–параграф–пункт параграфа).

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества

учащегося с педагогом и сверстниками.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На страницах учебников для 7–9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания для самостоятельного выполнения». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников для 7–9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ОГЭ (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Информация и информационные процессы

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Источник

ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.

Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).

Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из вступления:

ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):

3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.

Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).

Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».

Технические средства ИКТ

Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.

Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:

К средствам ИКТ относятся:

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Роль ИКТ в развитии общества

Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.

Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).

Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Далее – кратко об основных положениях документа.

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

Краткое резюме

Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

Так и хочется воскликнуть:

«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Читайте наш блог, это полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))

Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.

Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.

У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.

Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?

Источник

Володя, где мой компьютер? Проблемы школьной информатики в России

Моя статья ни коем образом не претендует на «научную точность». Я постараюсь с рядом некоторых допущений наиболее подробно и объективно рассмотреть проблему, описанную в данной статье. Прошу не торопиться кидаться в меня камнями, а попробовать помочь в раскрытии каких-то заголовков, опубликовав информацию в комментариях. Полагаю, она может послужить кому-нибудь пользой.

Рассматриваемые проблемы и вопросы

Что такое информатика и откуда она появилась в школах?

Содержание учебника и четыре года «каши»

А последний Word потянет?

Средний возраст среди учителей информатики и их образование

Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков

Может лучше сдавать физику?

План самостоятельного изучения информатики

Что такое информатика и откуда она появилась в школах?

В советских школах информатика появилась в 1985 году, одновременно с учебником советского ученого Андрея Петровича Ершова «Основы информатики и вычислительной техники». Можно долго разглагольствовать о том, что такое информатика, выбирая лучшее определение из википедии и прочих ресурсов. Под информатикой будем понимать предметную область, направленную на освоение разного рода «манипуляций» с информацией. О целях появления информатики в школах тоже долго говорить не стоит. С началом компьютеризации Советы нуждались в поколении «компьютерщиков», ныне известными как «юзеры».

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Содержание современного учебника и реальность

Рассмотрим содержание того самого учебника А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники» и сравним его с содержанием небезызвестного учебника И. Г. Семакина «Информатика».

Перед началом сравнения хотелось бы отметить, что существуют и другие учебники (Е. А. Еремина и К. Ю. Полякова, о котором чуть позже будет сказано несколько слов). Тем не менее, популярность первого учебника либо превалирует, либо равна популярности второго. Второй же учебник, как отмечает автор портала в своей статье, не смотря на крайне хорошего автора Константина Полякова, рассматривает темы за пределами ЕГЭ. Вы в праве ознакомиться с содержанием учебника Полякова и сделать свое сравнение с содержанием учебника Семакина.

А пока вернемся к сравнению. Содержание описано в главах/разделах.

А. П. Ершов (I и II части)

И. Г. Семакин (учебник 7-11 классы)

Алгоритмы. Алгоритмический язык

[7кл.] Человек и информация ^^

Построение алгоритмов для решения задач

[7кл.] Компьютер: устройство и программное обеспечение

[7кл.] Текстовая информация и компьютер

Знакомство с программированием

[7кл.] Графическая информация и компьютер

Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники

[7кл.] Мультимедиа и компьютерные презентации

[8кл.] Передача информации в компьютерных сетях

[8кл.] Информационное моделирование ***

[8кл.] Хранение и обработка информации в базах данных

[8кл.] Табличные вычисления на компьютере

[9кл.] Управление и алгоритмы

[9кл.] Введение в программирование

[9кл.] Информационные технологии в обществе

[10кл.] Информационные процессы в системах

[10кл.] Информационные модели ***

[10кл.] Программно-технические системы реализации информационных процессов

[10кл.] Технология использования и разработки информационных систем

[10кл.] Технологии информационного моделирования

[11кл.] Информационные системы и базы данных

[11кл.] Информационное моделирование ***

На первый взгляд, если сравнивать по признаку количества разделов, то может показаться, что современные учебники по информатике сильно превосходят первый учебник, состоящий из двухсот страниц. Однако если мы посмотрим на правый столбец, то можем заметить справа от некоторых разделов интересные маркеры. Этими маркерами я обозначил повторяемость темы на протяжении курса Информатики с 7 по 11 класс.

Действительно, иногда полезно в течение курса повторять некоторые темы, которые могут вызывать затруднения у школьника. Но можно ли сказать, что целесообразно растягивать столь небольшой курс на 4 года (в некоторых школах и вовсе с 5 или 6 класса)? Я считаю, что нет. Постараюсь обосновать свой ответ.

Незаинтересованность учеников

«Современные дети хотят видеть результат, – уверен Паволоцкий. – 20 лет назад было достаточно рассказать, что можно вычитать числа, не зная операции «вычитание», пользуясь только сложением. Теперь же нужно показать на практике, почему именно так всё работает. Можно сделать какой-то совместный проект с учениками. Например, создать навык для голосового помощника Алисы. Это просто и наглядно»

С возникшей и стремительно-развивающейся популярностью программирования и IT-технологий некоторое множество школьников самостоятельно приступает к изучению современных технологий того же программирования, моделирования.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

А последний Word потянет?

Проскакивает следующая мысль, что в домашних условиях не только наиболее комфортно, но также и наиболее эффективно можно изучать ту же информатику. Конечно, это далеко не всегда так. По сей день остаются малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности приобрести ПК для своего чада. Однако от подобной проблемы не должны страдать школы. Школьные классы и созданы были для того, чтобы изучать преподаваемую дисциплину со всеми условиями, а на данный момент техническое оснащение школ, не относящихся к той же Москве, оставляет желать лучшего. Так как мы стараемся более или менее объективно рассмотреть все проблемы, давайте ознакомимся с данными об оснащенности школьников компьютерами. Процитирована следующая статья.

«. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа – это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе – это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.). »

Из приведенной сводки видно, что некоторые регионы явным образом страдают малым количеством компьютеров. Это ещё речь не зашла о капиталовложениях в оборудование. По данным с сайта кабинета министров, за тот же 2019 год на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общеобразовательных организаций было выделено из федерального бюджета 3 млрд. рублей, которые распределились между 13 субъектами РФ, определённых в соответствии с их участием в качестве пилотных регионов, осуществляющих внедрение целевой модели цифровой образовательной среды. Какие именно это субъекты, не уточняется.

«. Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить к концу 2019 года развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не менее чем в 1,7 тыс. общеобразовательных организациях в части модернизации существующих структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей внутри указанных объектов, а также в части решения технологических вопросов обеспечения комплексной безопасности, а именно систем видеонаблюдения, контроля доступа и источников бесперебойного питания. »

Более информации об обновлении оборудования посредством выделения Н-ых сумм денег я не нашел. Хотя, чего стоило ожидать, когда малообеспеченным семьям выдают оборудование для дистанционных занятий на время, а это самое оборудование собирают с чуть более обеспеченных граждан? Для уроков информатики минимальные условия имеются, хоть зачастую приходится и потесниться с товарищем около одной клавиатуры и монитора. Зато воспитаем в детях способность к работе в команде! Более печальная ситуация (проблема оснащения классов) наблюдается с химией и физикой. Пока что мечты о препарировании лягушек снисходят на нет.

Средний возраст среди учителей информатики и их образование

Проведя весь вечер в размышлениях над источником проблемы некачественного преподавания информатики, я решил сослаться на возраст. Но в своей сути не возраст является источником проблем. Конечно, мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что если учитель моложе, то информатику он будет преподавать лучше. Также мы и не можем утверждать обратного. Однако сейчас мы постараемся разобраться и, возможно, грубо прикинуть, насколько актуальны знания современных учителей.

Признаюсь честно, опираясь на собственный опыт, я ожидал найти данные о том, что средний возраст порядка 60-ти лет (при этом я не шучу и желаю кого-либо оскорбить; я говорю это к тому, что молодые люди уже не имеют желания идти и работать учителем), но результаты меня впечатлили. Хотя, честно, данных имею недостаточно. Но постараемся оперировать тем, что имеем из открытых источников.

Сложно найти конкретно по учителям информатики. Зато есть информация о среднем возрасте среди всех учителей. На 2021 год, по заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Информация взята с портала Рамблер.

«. Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует», — выразил мнение министерства Кравцов. »

Также удалось найти данные на 2019-2020 гг., хоть и относящиеся к небольшой выборке, но которые свидетельствуют о среднем возрасте конкретно среди учителей информатики в образовательных учреждениях Петровского городского округа. Да, выборка крайне мала, состоящая из 24 учителей, но является полезной для рассмотрения конкретно Петровского городского округа. Данные взяты с сайта Петровского отдела образования из следующего документа.

«. Среди учителей информатики 79% преподавателей в возрасте от 20 до 49 лет и 24% предпенсионного и пенсионного возраста. Уменьшилось количество педагогов в возрасте до 25 лет. Средний возраст данной категории учителей составляет 39 лет. Средний возраст учителей информатики стабилен. »

Ничего не остается, кроме как грубо положить, что средний возраст учителя информатики в РФ равен 39 годам. Смотрим в пользу молодости, так сказать. В пределах некоторой окрестности (

2-4 года) разница должна быть несущественной. Хорошо, это отличный показатель, как я считаю. Но перед тем, как что-то говорить о потенциальной компетентности учителей, узнаем, согласно каким критериям устраиваются на работу учителя информатики. Обратимся к статье Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.

Дело также в том, что в современных реалиях учителю не представляется возможным изучать современные технологии, поскольку нагрузка на школьного учителя падает неимоверная. Это относится к учителям разных предметных областей и виноваты в этом не они. Учителя в рассмотренных проблемах преподавания не виноваты.

На деле же мы получаем, что потенциальный учитель может также и не иметь образования, связанного с информатикой и ИКТ. Курсы сверхбыстрой переподготовки никогда не смогут полноценно восполнить знания учителя из сторонней области. Другой вопрос, если преподавать хочет специалист, но мало кто готов пожертвовать себя, чтобы нести знание в молодые массы.

Отсюда вопрос «А как обучить предмету детей?». Никак. У учителя нет возможностей не то, чтобы следовать за последними технологиями, но даже преподавать фундаментальные вещи. Хотя бы из-за нехватки времени. В наше время учитель скорее офисный планктон, работающий под гнетом бюрократии и заполняющий очередной журнал.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Не думаю, что на этот раз следует приводить данные по размеру заработной платы учителя, поскольку ситуация всем и без того известна. Чтобы организовать образовательный процесс и вовлечь детей, нужно вовлечь и самих учителей, которые сами готовы обучаться и отдавать свои силы и знания ученикам.

Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков

Не один уже год ведутся споры по поводу того, как школа готовит детей к ЕГЭ. Вопрос очень интересный и экзотический. Не смотря на весь тот большой объем знаний, что нам предлагает Семакин в виде своих учебников, ситуация такова, что невозможно хорошо сдать ЕГЭ, даже если ты решаешь все примеры, данные в учебнике по информатике. Давайте в этом убедимся. Сделать это действительно просто, ведь достаточно сравнить сканы заданий из учебника по информатике за 11 класс и задания на ЕГЭ за 2021 год.

С натяжкой, но разбор мы начнем со второй части. Если бы статья была написана ещё год назад, то я добавил бы несколько слов про 23 номер (решение систем логических уравнений) из открытого варианта ЕГЭ по информатике 2021 года.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Идея задания достаточно простая, если обучаться не по школьному учебнику. Ведь учебник, к сожалению, к такому роду заданий мало готовит. Стоит отметить, что сложность заданий остается из года в год приблизительно одной и той же. Но об этом сложно судить, поскольку структура стандартного варианта ЕГЭ по информатике в 2021 году была переписана. И теперь, в отличие от предыдущих лет, школьники не вынуждены программировать на листочках, а имеют возможность это сделать на предоставленном ПК. Это, как мне кажется, достаточно серьезный шаг, который несомненно присваивает плюс в пользу ЕГЭ по информатике. Кстати, посмотрим на практикумы из учебника за 11 класс.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Хочу сразу в этом же разделе и подытожить тему с изучением информатики по школьной программе. На данный момент это крайне нецелесообразно. Не понятно, зачем одни и те же разделы растягивать на курс с 7 по 11 класс. Не понятно, зачем вовсе нужен столь длинный курс информатики и зачем детей изнурять темами, которые даже целостно не раскрываются (мои слова вы можете проверить, найдя учебник в электронном виде). Я уже не говорю про субъективный опыт. Мы сейчас рассмотрели программу в явном виде, открыли учебник и сделали выводы. А ведь встречаются и частные истории про ежегодное изучение Paint, Word и Excel. Иногда и Access преподают. И если тот же Word, Excel и Access можно ещё обозначить как то, что пригодится, то в остальных случаях складывается впечатление, что изучают не информатику, а бухгалтерское дело, заготавливая новую партию офисных работников на низкооплачиваемых должностях. Но это все эмоции и, к сожалению, далеко не конец. Переходим к следующему разделу.

А может лучше сдавать физику?

Нельзя игнорировать перспективу информатики как экзамена на ЕГЭ. Сейчас, когда IT-технологии быстро и верно завлекают подрастающие поколения, очень популярными стали направления, связанные с информатикой, что хорошо видно, если посмотреть ТОП 10 популярных направлений подготовки в ВУЗ`ах. Рейтинг составлен порталом Табитуриент.

Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика и икт что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика и икт что это за предмет в школе. Картинка про Информатика и икт что это за предмет в школе. Фото Информатика и икт что это за предмет в школе

Действительно, показатели очень даже неплохие, с учетом того, что в рейтинге программ обучения представлены не только технические и физико-математические профили.

Давайте рассмотрим иные показатели. Меня интересует перспектива поступления с информатикой «среднего абитуриента», который по трём предметам набрал средние баллы. При этом мы рассматриваем не отдельную страту, объединяющую школьников Z-региона, а всю совокупность, школьников всех регионов. Ниже представлены нужные нам показатели за 2020 год, взятые с ресурса 4ege.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *