Информационные системы и технологии что изучают
Почему бакалавриат в России готовит ИТ-недоучек? Советы первокурсникам
Поздравляю всех поступивших в ВУЗ!
Хочу поделиться некоторыми мыслями по поводу ИТ-образования в России. Шо, опять?!
В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.
Чему учат
Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.
Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ. Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).
Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.
Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.
Как учат
Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.
В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников 🙂 Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.
Что делать?
Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать 🙂 Текст для среднестатистического абитуриента/студента.
Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.
Что дальше?
По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).
Информационные технологии и информационные системы
Возникновение информационных технологий
Под информационными технологиями понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах.
Как наука, ИТ включает методологические и методические положения, организационные установки, методы использования инструментально-технических средств и т. д., — всё то, что регламентирует и поддерживает информационное производство и деятельность людей, вовлечённых в это производство. Трансформация новых научных знаний в конкретную информационную технологию — основная задача ИТ как науки.
Ввиду дискуссионности предмета обсуждения приведём несколько понятий ИТ:
Огромный толчок развитию информационных технологий принесла разработка мультимедийных средств.
Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Выделяют три уровня рассмотрения информационных технологий :
Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных методов к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, давая возможность рационально и эффективно её использовать.
Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:
Автоматизированные информационные технологии ориентированы на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.
В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется решить, можно применять различные методы обработки данных и различные технические средства.
Виртуальную экономику часто называют новой экономикой, чтобы подчеркнуть её отличие от старой, традиционной экономики.
Рассмотрим более подробно характеристики новой экономики.
Сферы применения электронного бизнеса :
Понятие » электронный бизнес » включает в себя множество различных информационных технологических понятий:
Рассмотрим более подробно эти понятия.
Термин » электронная коммерция » объединяет в себе множество различных технологий:
Ставки могут увеличиваться от минимальной до максимальной или, наоборот, уменьшаться от первоначально максимальной до определяемой неким способом выигрышной минимальной.
В связи с перспективностью аукционной деятельности в Интернет сейчас особой популярностью пользуются различные теории аукционов, которые становятся одним из наиболее модных разделов экономический науки.
Электронные банки. Банковская деятельность в электронном виде осуществляется в двух формах: услуги, оказываемые электронными банками, и услуги, оказываемые традиционными банками, но в онлайновом режиме.
Специальность «Информационные системы и технологии» (бакалавриат)
Информационные системы и технологии
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Инновационные профессии, которые предполагают работу в информационной сфере, переживают бум популярности. Специалисты востребованы на предприятиях разной формы собственности и в любых отраслях, а их основная задача – использование современных технологий для сбора и обработки информации. Таким основам учит специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии».
Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.
Условия поступления
Приоритетная задача курса – обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:
Будущая профессия
Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков – автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.
Куда поступать
Для освоения программы бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» можно поступить в следующие учебные заведения:
Срок обучения
Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущий специалист изучит такие предметы:
Приобретаемые навыки
После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:
Перспективы трудоустройства по профессии
Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.
Обладатель диплома бакалавра может работать:
В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше – в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.
Преимущества обучения в магистратуре
Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.
По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.
Кем работать по специальности информационные системы и технологии
Но полного списка никто не знает (хотя бы, потому что он постоянно пополняется). Из-за чего у молодых людей появляется масса вопросов, касающихся трудоустройства.
Так, кем работать по специальности информационные системы и технологии выпускникам одноименного факультета? Разбираем ответы на главные вопросы будущих экспертов.
Преимущества и недостатки работы с информационными системами
Работа в отрасли есть всегда, и это большой плюс, причем не единственный:
Условия поступления
В 2020 году для поступления на специальность по информационным системам нужно сдать 3 или 4 экзамена (точнее скажут в приемной комиссии вуза):
Минимальных проходных баллов достаточно только по русскому (24 балльных пункта). Математику и информатику (компьютерные технологии) или физику нужно написать на 60−70 баллов. В среднем для зачисления достаточно 200−220 баллов.
Кем можно работать по специальности
Наконец, ответ на главный вопрос — о перспективах трудоустройства. Он зависит от выбора конкретного профиля. Ведь в направлении ИТ их существует немало: общие (программирование) и специализированные (ИТ в машиностроении, технологии создания виртуальной реальности, бизнес-информатика).
Выбор в любом случае впечатляет — более 20 направлений, среди которых самые привлекательные:
Выпускники разных программ смогут работать как ведущими специалистами отдела программных разработок, так и IT-директорами, капитанами стартапов, программистами в команде этих стартапов, архитекторами сети и много еще кем.
Как получить профессию в колледже
Хорошая новость для тех, кто переживает об оценке на ЕГЭ: начать становление в специальности, даже такой модной и востребованной, как информационные технологии, можно без экзаменов. Для этого после 9 или 11 класса надо идти в колледж.
Здесь получают полноценную профессию меньше, чем за 2 года. В «Синергии» колледжисты учатся очно, дистанционно или заочно. В первом случае срок обучения — 1 год 10 месяцев, во втором и третьем — 2 года 10 месяцев.
Программа нацелена на подготовку специалистов широкого профиля и включает:
Окончив курс, можно поступать в вуз на льготных условиях.
Информационные системы и технологии: кем работать
Информационные системы и технологии занимают важное место в жизни каждого современного человека. Наше общество стоит на твердом фундаменте, который создан благодаря инновационным разработкам. Сегодня невозможно представить людей, которые не пользуется смартфонами, планшетами, компьютерами и другими девайсами. Стоит также отметить, что значительно уменьшился средний возраст начала пользования продуктами IT-индустрии. Маленькие дети легко и быстро овладевают гаджетами: умеют устанавливать и запускать игры, смотрят youtube-ролики и находят всю необходимую информацию в Интернете (иногда быстрее своих родителей).
IT являются одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей не только в России, но и за рубежом. Каждый год открывает новые горизонты для специалистов, предоставляя все больше возможностей для применения знаний и совершенствования навыков, предлагая самые разные варианты кем и где работать. Все профессии в сфере информационных технологий позволяют сделать условия для жизни и деятельности каждого человека более комфортными, упрощая рутинные и сложные монотонные процессы. Простейшие и однотипные операции выполняются автоматизированными системами, которые необходимо создавать, настраивать и регулярно проводить отладку в процессе работы, что только создает рабочие места, а не отбирает их.
Информационные системы и технологии в ВУЗах
В высших учебных заведениях России на сегодняшний день востребованы кафедры, на которых изучается информатика и информационные технологии. Приоритетная задача ВУЗа – обучить молодого специалиста, чтобы тот в свою очередь смог работать и реализовывать себя в любой области, связанной с компьютеризацией, автоматизацией, технологиями.
В рамках специальности студенты изучают ряд узкоспециальных дисциплин, которые варьируются и дополняются в зависимости от профиля. Например, моделирование и архитектура ИС, компьютерная графика, инструментальные средства, программирование, обработка информации, методы оптимизации, теория информатики и т.д.
Уникальное сочетание знаний в области операционных систем, компьютерных технологий, программирования и баз данных, мультимедиа, дополненные экономическими знаниями в области менеджмента и маркетинга, позволяет стать востребованным специалистом на рынке труда и в России, и в Европе, и в Америке, и в Азии. Умение работать с информацией во всех смыслах дает гарантированное место работы.
Выпускники IT-факультетов сталкиваются с большой конкуренцией, однако именно этот фактор подталкивает развиваться и создавать что-то новое, благодаря чему индустрия стремительно движется вперед.
Ниже список, где перечислено, кем можно работать, закончив ВУЗ по специализации, связанной с информационными технологиями.
Программист
Кафедры «Информационных систем и технологий» ежегодно выпускают первоклассных программистов, которые уже на этапе обучения самостоятельно выбирают направление работы (точнее язык программирования). Программисты разрабатывают различные компьютерные программы, операционные системы, интерфейсы, сайты.
Высокая потребность населения в мобильных устройствах продиктована широкими возможностями решать насущные и деловые вопросы «на бегу». Теперь не требуется компьютер, чтобы набрать текст, отпала необходимость личного присутствия, чтобы оплатить билет в кинотеатр или купить турпутевку на отдых. Все эти блага цивилизации создаются программистами и инженерами смежных профессий IT-индустрии.
Системный архитектор, или специалист по информационным системам
Его задача – разработка, а также внедрение и сопровождение систем на предприятии с целью автоматизировать рабочий процесс. Сюда входит: техническое, программное и информационное обеспечение внутренних систем любого предприятия. В экономическом ключе подобные системы создаются для обеспечения инфраструктуры банка или рядового офиса, например.
Системный аналитик (техническая поддержка сторонних разработок)
Специалист решает сложные организационно-технические задачи, которые могут даже не иметь отношения к IT-индустрии. В работе применяется системный анализ, умение постановки задачи исполнителям, а также написание грамотного технического задания. Специалист данного направления должен уметь проводить сложный анализ потребностей клиентов для их дальнейшего удовлетворения.
Системный интегратор
Специалист на данной должности в отрасли информационных технологий и систем связи проектирует комплексные IT-решения для автоматизации технологических и бизнес-процессов. В большей степени является инженером, чем программистом.
Бизнес-аналитик
Его задачей является исследование потребностей, анализ проблем, а также правильное функционирование отдельного предприятия. Информационные технологии в управлении очень важны, ведь благодаря им можно заранее спрогнозировать проблемные ситуации, спрос и даже направление развитие рынка.
Специалист по сопровождению программного обеспечения
Не менее важная профессия в отрасли информационных технологий. Обязывает разбираться в настройке программного обеспечения для рабочего места каждого сотрудника фирмы. Задача – уметь обучать персонал работе с новым ПО, оказывать информационную поддержку и осуществлять регулярный переход на новые версии используемых программ. Умение общаться с людьми и понимать их проблемы немаловажно в той же степени, что и умение решать технические вопросы и проблемы пользователей.
Специалист по системному администрированию
Как говорят в IT-индустрии, если нет сисадмина, ничего не работает. И правда, ведь он разбирается в сложной технике, управляет сетями, патчит, апдейтит, обеспечивает бесперебойную работу бизнеса любых масштабов и даже при желании может создать собственный.
Специалист по юзабилити, или юзер-экспириенс
Изучает поведение и отзывы пользователей, на их основе стараясь разработать наиболее удобный и «дружелюбный» интерфейс.
Лингвоэксперт
«Языковой» специалист, но при этом рассматривает язык не только как средство общения, но и все его закономерности, алгоритмы, правила построения. Профессия включает в себя гуманитарные и технические знания, соответственно, предполагает развитие разноплановых способностей. Став квалифицированным лингвоэкспертом, можно преподавать, заниматься синхронным переводом, проводить лингвистические экспертизы текстов, разрабатывать языковые ресурсы, анализировать языковые продукты, проектировать, внедрять и сопровождать программные продукты лингвистического содержания (распознавание и обработка письменных текстов или устной речи в приложениях).
Агроинформатик, или агрокибернетик
Занимается перенесением IT-достижений в сельское хозяйство. Специализируется на автоматизации аграрных работ, разработке современного оборудования, систем и программного обеспечения.
Разработчик интеллектуальных систем
Создает технические или программные системы, которые решают разноплановые творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Простыми словами, является оператором интеллектуализированной системы.
Это далеко не полный список профессий в сфере информационных технологий, который с каждым годом только расширяется. В некоторых случаях новые и перспективные профессии характеризуются размытыми границами между до сих пор четко разграниченными ролями, исполняемыми определенными отделами в компаниях.
Необходимые в работе навыки и склад характера
Абсолютно все профессии в IT-области помимо профессиональных знаний требуют развития личностных навыков.
Эти качества весьма желательны, но вовсе не обязательны для каждой специальности в IT-сфере. Все зависит от компании и специфики должности. Главное – вовлеченность в процесс и любовь к своему делу.
Преимущества и недостатки
В последние годы влияние информационных технологий на жизнь людей, деятельность которых не связана с IT, значительно возросла. Некоторые с головой уходят «в компьютер», значительно сокращая свое участие и взаимодействие с окружающим миром. К сожалению, реальность нашего времени такова, что многие сидя на лавочке в парке или посещая кафе большую часть времени приводят в своих телефонах. Огромное количество данных создает постоянно растущую потребность мозга в новой информации, при этом само качество поглощаемого материала с каждым годом падает, а люди предпочитают текстовую переписку живому общению.
Профессии в области информационных технологий также не лишены недостатков. Необходимо много упорства и внимательности, ИТ-специальности сложны в освоении и требуют преданности своему делу. Ведь, как известно, без личной заинтересованности и желания постоянно разбираться в чем-то новом невозможно освоить ни одно ремесло.
Среди недостатков стоит выделить:
Однако в качестве вознаграждения за труд IT-специалист получает:
Работа в сфере информационных технологий позволяет раскрыться каждому типу личности и выбрать свой собственный путь развития успеха. Требуется только преданность и самоотдача делу.
Где можно работать
Востребованность профессий в среде информационных технологий позволяет работать кем угодно по специальности: начиная от младшего помощника инженера и заканчивая лидером целой команды разработчиков. Есть возможность развиваться не только в программировании, но также стать профессионалом в области дизайна, выбрав стильную и увлекательную профессию дизайнера или разработчика интерфейсов.
IT-специалисты нужны каждому банку, каждой фирме, каждому госучреждению. Ведь невозможно представить себе работу ни одного предприятия без использования информационных технологий. Квалифицированные программисты, разработчики, сисадмины, как ранее физики, высоко ценятся на международном рынке труда.
Отдельно стоит сказать о гендерном равенстве в IT-индустрии. На сегодняшний день вопрос, кем работать девушке в области информационных технологий, стоит не столь остро, как в других чисто мужских сферах. И хотя, большая часть специалистов — мужчины, девушки прекрасно находят общий язык с клиентами и справляются с любыми поставленными задачами, требующими математического или аналитического склада ума. Они занимают львиную долю IT-сектора: от дизайнеров и программистов до тимлидов и директоров компаний.
Освоение любой профессии в области информационных технологий – это вклад в будущее, которое будет строиться при использовании абсолютно всех современных возможностей IT-индустрии.