Информация на сайте не является публичной офертой что это значит
Что означает публичная оферта?
Закончил в 2001 году СПбГЭУ по направлению «Бухучет и анализ». Работал с 2009 по 2016 год в банке Санкт-Петербург. В данный момент занимается юридической практикой.
Зачем нужна оферта и что она обозначает? Если вкратце, этим термином называется предложение с подробным регламентом цены и характеристик товара, порядка его передачи и оплаты. Следовать условиям договора обязуется как продавец, так и акцептант. Так, например, после принятия (акцепта) договора, предлагающий свои услуги уже не сможет отказать в их предоставлении. Разумеется, это не все: в настоящей статье мы подробнейшим образом изучаем это понятие, его области применения и юридические нюансы.
Что такое «публичная оферта» и зачем она нужна?
В газетах и журналах, по телевидению и радио потребитель постоянно сталкивается с темой настоящей статьи. При этом объяснение или хотя бы намек на него к товару никогда не прилагается. Поэтому и возникает вопрос, что это такое, говоря простыми словами, — публичная оферта?
Объяснения не даются потому, что это сугубо юридический термин. Он означает документально зафиксированное предложение, поступающее от оферента (поставляющего товар или услугу) к акцептанту (конечному потребителю или любому другому лицу, желающее получить услугу или отказаться от нее).
Если компания указывает, что тот или иной договор является офертой, в сущности она ссылается на ст. 435 ГК РФ, которая регламентирует значение термина, порядок оказания услуг и обязанности сторон. Ссылка на статью в свою очередь означает то, что процесс оказания услуг или продажи товара полностью регламентируется Гражданским Кодексом РФ, что следует из содержания ст. 435.
Объяснить, что означает публичная оферта, проще всего на примере. Представьте, что кто-либо из ваших знакомых намерен продать свой б/у автомобиль. Вы заинтересованы этим предложением и, соответственно, предлагаете сумму за это авто.
Знакомый соглашается, начинается обсуждение нюансов сделки: передачи денег, заключения договоров и т.д. А затем вдруг этот знакомый передумывает продавать машину. Время и деньги на бумажную и юридическую работу были потрачены абсолютно зря.
Вот такое легко может произойти в ситуации, когда продавец не оформил свое предложение в качестве оферты. Когда договор заключен, продавец уже не сможет отказаться от сделанного ранее предложения, не сможет изменить условия предоставления товара или услуги, которые обязательно должны быть указаны в документе. Что это — договор публичной оферты — если не инструмент честного и взаимовыгодного сотрудничества между производителем и конечным потребителем?
Отличие от оферты
Разницу между двумя этими терминами объясняет ст. 437 ГК РФ. Согласно положениям Гражданского Кодекса:
Отличие от рекламы
Из-за особого статуса рекламного распространения информации не так уж просто понять, что признается публичной офертой. Ведь разница между ПО и рекламой на первый взгляд не кажется очевидной.
На самом деле все очень просто: в рекламе не содержится информация о конкретных условиях предоставления услуги или продажи товара. А без этой информации предложение не будет считаться офертой. Таким образом, реклама без такого уточнения — это по сути призыв с указанием главных преимуществ предложения, но не более. Продавец не берет на себя никаких обязательств, распространяя рекламу. С таким же успехом рекламой может считаться самая обычная страничка в интернете, посвященная продукции компании.
На примере: если в рекламе написано «59 рублей за 1 штуку, спешите», то это не более, чем реклама, и никакой ответственности продавец нести не будет. Если же детально написано, до какого числа действует предложение, как получить товар, по какой цене и на каких условиях, а также в каких случаях доступ к товару ограничивается — это уже оферта.
Особенности договора публичной оферты
Как мы уже говорили, существует акцептант и оферент. Сначала оферент передает свое предложение в письменном виде, с указанием обязанностей сторон, условий получения товара и т.д. Этот документ — и есть договор ПО.
Акцептант же вправе либо принять этот договор без замечаний (подписать его), либо предложить встречную оферту на собственных условиях. Так может продолжаться бесконечное количество времени, пока сделка не будет расторгнута или же пока одна из сторон не согласится принять договор.
Особенность самого документа — договора оферты — главным образом заключена в подробнейшем описании предоставляемого товара/услуги. В частности, в документе должно быть указано:
Вторая особенность договора оферты выражена в сроке действия предложения. Любая оферта имеет свой срок актуальности или действия. Если в течение этого срока акцептант не отвечает на предложение, считается, что сделка не состоялась. Кроме того, в «отзывных» офертах поставщик товара/услуг вправе отозвать оферту, но только в том случае, если акцептант еще не успел дать ответ по предложению.
Договор ПО отличается от обычного договора в первую очередь тем, что он необязательно должен быть предоставлен в письменном виде. Так как адресовано предложение сразу широкому кругу лиц, оффер может быть озвучен либо показан на электронном носителе.
Нарушение и расторжение
Нарушение договора возможно в следующих случаях:
Таким образом, нарушением считается любое отхождение от изначально прописанных в договоре условий. Даже банальная опечатка может стать причиной разбирательств в суде, потому что все, указанное в договоре — обязательно к исполнению.
Если же ваша ситуация не входит в этот список, это значит, что вы можете либо спокойно расторгнуть договор, либо исполнить его условия. Перед расторжением убедитесь, что вы не нарушили права контрагента, потому что при нарушении он вправе обратиться в суд.
Что значит надпись «не является публичной офертой»?
Мы часто видим эту формулировку в различных местах, начиная журналами и заканчивая рекламой на билбордах. И немногие задаются вопросом, «не является публичной офертой» — что это значит?
Чаще всего эта фраза встречается в рекламе. Если объяснять максимально просто, то данная формулировка означает: «До подписания полноценного договора мы не берем никакой ответственности за то, что предлагаем вам эти товары/услуги. Мы имеем право отказать вам в предоставлении товаров или услуг, если сочтем это нужным».
Примеры использования публичных оферт
Реклама в большинстве случаев не является публичной офертой. А вот специализированное предложение лояльным покупателям, которые уже очень давно сотрудничают с компанией-поставщиком, публичной офертой вполне может быть. Главное — внимательно читать оффер на предмет уточнений характера этого предложения.
Также ПО часто встречается в виде брошюр на месте непосредственной продажи: например, внутри магазина по продаже электроники на журнальном столе; в банках, с предложением оформить тот или иной кредит и т.д. Иногда производители распространяют оферты на деловых встречах и бизнес-форумах.
Краткое резюме статьи
Тема статьи знакома каждому, кто внимательно слушает и читает рекламные сообщения. Под этим термином понимается предложение, чьи условия фиксированы и не подлежат изменениям. Продавец, в случае акцепта (принятия) со стороны акцептанта, не сможет отказать в предоставлении услуги/товара. Соответственно, формулировка в рекламе «не является публичной офертой» означает, что никакой ответственности за сделанное предложение продавец не будет нести.
7 правил оформления публичной оферты для интернет-стартапа
Если вы начинаете бизнес в интернете, не разместив на сайте публичную оферту, отношения с клиентами будут регулироваться общими нормами законодательства, которые не учитывают индивидуальные особенности вашего бизнеса. Это прямой путь к конфликтам
Если вы начинаете бизнес в интернете, не разместив на сайте публичную оферту, отношения с клиентами будут регулироваться общими нормами законодательства, которые не учитывают индивидуальные особенности вашего бизнеса. Это прямой путь к конфликтам.
Например, вы берёте с клиентов деньги как агент, а услуги выполняют третьи лица. Если не раскрыть эту схему в оферте, юридически исполнителем услуг будете считаться вы сами — и именно вам, а не тем, кто их фактически оказал, клиенты в случае чего предъявят претензии. Так устроено российское законодательство.
Юрист в сфере IT, корпоративного и договорного права Евгений Рябов объясняет, каких ещё ошибок важно избежать, оформляя публичную оферту.
Публичная оферта отличается от простой оферты тем, что первая адресована неопределённому кругу лиц, вторая — кому-то конкретному, но понятно, что на сайтах и в мобильных приложениях, как правило, размещаются именно публичные оферты. Для удобства далее публичную оферту я буду называть просто офертой.
На самом деле оферта сама по себе ничего не регулирует. С юридической точки зрения оферта — это всего лишь предложение клиенту заключить договор на указанных в ней условиях. Чтобы оферта превратилась в договор, клиент должен её акцептовать.
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной стороной и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Размещение оферты в электронной форме на сайте компании равнозначно направлению оферты клиенту. А совершение клиентом действия, предусмотренного такой офертой, является её акцептом.
Это был необходимый ликбез. Перехожу к практическим советам.
Совет №1. Не используйте публичные оферты, заимствованные у сервисов-конкурентов. Каждый бизнес уникален и имеет не только экономические, но и юридические особенности.
К примеру, сервис-конкурент работает исключительно с клиентами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, а вы в дополнение к ним — ещё и с обычными физическими лицами. Заметить эту особенность бизнеса не всегда просто, а правовое регулирование отношений с каждой категорией клиентов имеет свои особенности.
Совет №2. Если вы можете уйти из-под действия закона о защите прав потребителей, то сделайте это скорее.
Закон и правоприменительная практика о защите прав потребителей обладает довольно высокой ангажированностью в пользу потребителей. Это часто бывает не на руку бизнесменам.
Однако, если вы не можете поменять клиента, иногда можно немного скорректировать бизнес-модель и сделать так, чтобы потребители ничего не платили сервису. В этом случае закон о защите потребителей не работает, поскольку он регулирует исключительно возмездные отношения между потребителями и бизнесом. Таким образом можно абсолютно легально выйти из-под регулирования указанного закона.
Совет №3. Структурируя оферту, начните с создания матрицы юридических рисков.
Матрица юридических рисков — это перечень угроз и ситуаций, которые могут навредить бизнесу с юридической точки зрения. В идеале оферта должна закрывать все возможные юридические риски.
Совет №4. Не стоит надеяться на то, что вы можете в любой момент изменить оферту и поменять правила игры с прежними клиентами — физическими лицами.
Пунктом 2 статьи 310 Гражданского кодекса установлено, что, если кто-то из участников договора не является субъектом предпринимательской деятельности, право на одностороннее изменение его условий может быть предоставлено лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность (за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне).
Да, в скобках есть примечание, что имеются исключения из этого правила. Но чтобы такое исключение откопать, нужно очень постараться, поэтому лучше сразу обратиться к юристу. И не факт, что юрист поможет, — исключения эти очень редки.
Вывод: старайтесь сразу составить оферту так, чтобы в дальнейшем не вносить в неё изменения.
Совет №5. Размещайте оферту так, чтобы клиент не мог не ознакомиться с ней и не акцептовать её, приобретая ваш продукт.
В своей практике я встречал ситуации, когда оферта размещалась в таких потаённых местах сайта, что даже админ не мог её сразу найти. Что уж тут говорить о клиентах. Если с клиентом возникнет спор, суд вряд ли посчитает, что вы предоставили ему возможность ознакомиться с офертой (условиями договора). В этом случае будут применяться общие нормы законодательства — и вероятность разрешения спора в пользу сервиса будет очень невысока.
Совет №6. Не называйте публичную оферту несуществующими юридическими терминами.
Если публичную оферту, размещённую на вашем интернет-ресурсе, вы назвали «договор оферты», это свидетельствует о низком качестве вашей юридической поддержки.
«Договор оферты» — это оксюморон. Надеюсь, вы помните, о чём был юридический ликбез в начале статьи.
При этом допустимо называть документ «договор-оферта», поскольку это определение справедливо отражает его двойственную природу (после акцепта и до него).
Совет №7. Оферта должна быть полным отражением реального положения вещей в бизнесе.
Довольно часто я встречаю документы, в которых прописаны одни бизнес-процессы, а по факту выполняются совершенно другие. Спрашивается, зачем тогда вообще разместили оферту, если она не соответствует реальности?
Обычно эта проблема возникает, когда оферту заказывают юристу, который либо не особо вникает в особенности бизнеса клиента и стряпает её как попало, либо делает оферту адекватно всем бизнес-процессам, сдаёт её клиенту, а спустя некоторое время клиент вносит значительные корректировки в свой бизнес, не внося изменений в оферту.
В итоге получается какая-то химера, в которой потом даже сами бизнесмены разобраться не могут. И всё это очередной раз грозит тем, что конфликты с клиентами могут привести совсем не туда, куда хотелось бы стартапу.
Резюме: оферта — юридическая основа интернет-бизнеса. И от качества её составления зависит, сможете ли вы управлять конфликтами с клиентами или вам придётся полагаться на удачу.
Как избежать ошибок в договоре оферты
Малый бизнес редко обращается к юристам за составлением оферты. Предприниматели копируют ее у конкурентов или скачивают из интернета, меняя чужие данные на свои.
Если при составлении оферты не учтены особенности бизнеса и нормы законодательства, вы рискуете получить судебный иск и потерять деньги.
Мы рассмотрели реальные «узкие места» в офертах, которые стали причиной споров с клиентами, и спросили у юристов, как их исправить.
Оферта — предложение заключить договор на определенных условиях.
Если клиент согласен с ними, он принимает оферту: подписывает документы, регистрируется на сайте, оформляет заказ или оплачивает покупку. В этот момент оферта становится полноценным договором, по которому у продавца и покупателя возникают права и обязанности.
При продажах через интернет составляйте и размещайте оферту на отдельной странице. Если ее не будет, суд рассмотрит как оферту сам текст на сайте с товаром или услугой.
Ошибка 1: неточное описание услуги
Покупатель после оплаты вправе получить услугу того качества и функционала, как это указано в оферте. Не надейтесь, что он поймет ваше предложение так же, как его понимаете вы.
Расскажите в договоре обо всем, что касается услуги: кто ее оказывает и в какое время, из каких этапов она состоит и что входит в каждый этап.
Ошибка 2: отсутствие услуги в оферте
Важно, чтобы в договоре были корректно прописаны все услуги и основания, на которых вы их оказываете.
Например, на сайте образовательного центра размещено описание образовательной услуги, а в оферте указано, что компания осуществляет консультационно-информационные услуги. Лицензии на оказание образовательных услуг нет. Клиенты обратились в суд, чтобы вернуть деньги, уплаченные за курсы.
Ошибка 3: недоработка описания товара в оферте
Когда вы описываете товар, укажите его габариты, вес, цвет, материал, марку и страну производства, срок годности, состав — все, что знаете о продукте. Учтите, что если вы продаете товар как комплект, то клиент имеет право вернуть его комплектом.
Например, клиент купил в интернет-магазине комплект шин — 4 штуки. Когда он принимал товар в транспортной компании, на одной обнаружил дефект.
Доукомплектовать нельзя — это были последние четыре шины такого типа, поэтому и продавались как комплект со скидкой. Теперь клиент требует заменить или вернуть деньги за все четыре, а не за одну.
Ошибка 4: в оферте указан отсутствующий товар
Если магазин работает под заказ с отгрузкой товара со склада поставщика, существует риск, что уже оплаченного потребителем товара нет в наличии.
Офлайн-магазинам проще. Перед заключением договора купли-продажи они могут созвониться с поставщиком и уточнить наличие товара на складе.
В интернет-магазине покупатель соглашается с вашими условиями, отправляя заявку или сразу оплачивая товар, то есть акцептует оферту. У продавца возникает обязанность отгрузить товар, даже если выяснилось, что у поставщика его нет и неизвестно, когда будет.
Например, покупатель заказал и оплатил в интернет-магазине видеорегистратор за 3690 рублей. Со стороны магазина заказ подтвердили сообщением на электронную почту и телефон. Позже менеджер выяснил, что товар отсутствует, и предложил выбрать другой вариант. Покупатель не согласился и обратился в суд с требованием взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей и штраф.
Суд постановил, что продавец необоснованно отказался от исполнения договора-купли продажи в одностороннем порядке. Интернет-магазин вернул деньги за видеорегистратор, выплатил компенсацию морального вреда 2 000 рублей, штраф 1 000 рублей и госпошлину 700 рублей.
Ошибка 5: непонятно, что будет принятием оферты
Оферта становится договором, когда клиент ее акцептует, то есть выполнит определенное действие, подтверждающее его согласие с вашими условиями. Обязательно напишите в тексте оферты, каким должно быть это действие.
Например, эксперт по продажам проводит онлайн-курсы. Курс стоит 10 000 рублей, клиент перечислил 5 000 рублей, пообещал перечислить еще 5 000 рублей позже. Но до начала курса полную оплату так и не произвел. Зато настаивает на прохождении половины курса на сумму оплаты. Автор курсов отказывает в допуске, клиент собирается идти в суд.
Ошибка 6: явно ошибочные цены на сайте
Цены, указанные на сайте, — существенное условие публичной оферты. При оплате товара покупатель принимает оферту, то есть заключает договор. Если продавец отказывается отгрузить товар по заявленной цене, он расторгает договор в одностороннем порядке и нарушает ст. 432 ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей».
В интернет-магазинах такие ситуации возникают регулярно из-за задержки выгрузки обновленных цен, технических ошибок на сайте, человеческого фактора.
Предприниматели пытаются защититься от продажи товара по заниженной цене с помощью фразы: «Сайт носит информационный характер. Указанные цены не являются публичной офертой».
Например, на сайте произошла техническая ошибка и все пуховики вышли с ценой 0 рублей. Один покупатель успел оформить пуховик по такой цене. Клиенту объяснили, что произошел сбой на сайте, но он настаивает, что стоимость — публичная оферта. Хотя внизу страницы есть приписка о том, что цены ей не являются.
Когда речь идет об одежде, обуви, недорогой бытовой технике и других товарах похожей ценовой категории, ритейлеры чаще всего идут навстречу покупателю. Репутация дороже, чем несколько тысяч рублей.
Если ошибка грозит потерей крупной суммы, стороны общаются в суде, который рассматривает ситуацию со всех сторон.
Покупатель оформил на сайте DNS заказ на пять телевизоров по явно заниженной цене. Через несколько часов позвонил менеджер компании, уведомил о технической ошибке и недостоверности цены, продать товар отказался. Клиент подал в суд, чтобы принудить DNS продать ему телевизоры по цене на сайте.
Судья не признал размещенную на сайте информацию публичной офертой, потому что сам сайт не является интернет-магазином. Купить телевизор можно только в одном из офлайн-магазинов сети DNS. Раз стороны не сошлись по существенному условию — цене, договор не был заключен. В исковых требованиях клиенту отказали.
Ошибка 7: в оферте нет информации о процедуре возврата средств
Подробно опишите в оферте не только правила возврата товара или отказа от услуги, но и то, на каких условиях вы будете возвращать клиенту деньги. Пропишите сроки, порядок, условия возврата, способ обращения покупателя и другие тонкости.
Предприниматель давал рекламу через систему Google Adwords. Он перевел на лицевой счет аванс в 12 000 рублей. Через две недели решил вернуть неизрасходованные средства — 8 806 рублей, отправил письмо о возврате. ООО «Гугл» возврат одобрило, но при выводе денег запрос был отклонен. Переговоры и письма не помогли, предприниматель подал в суд.
В суде представитель ООО «Гугл» сказал, что истец нарушил порядок возврата, он должен был заполнить запрос установленного образца. Это не было прописано в оферте, и суд согласился с предпринимателем. С ООО «Гугл» в пользу истца были взысканы 8 806 рублей, проценты за пользование чужими деньгами и госпошлина.
Ошибка 8: в оферте не учтены расходы предпринимателя на возврат денег
При получении оплаты и возврате денег покупателю продавец теряет ощутимые суммы на процентах платежных систем и банков. Пропишите в оферте, что при возврате вы вычитаете из суммы понесенные расходы, закон это допускает.
Аналогичная норма есть и по возврату товаров надлежащего качества: продавец должен вернуть денежную сумму, уплаченную потребителем, за исключением расходов на доставку. Но при возврате бракованного товара оплата доставки ложится на продавца.
Например, психолог продает онлайн-курс по отношениям. На сайте есть гарантия возврата денег в течение 7 дней, если курс не подошел. Полную сумму возвращать жалко, потому что перечисление идет с комиссией 5%. Курс стоит 20 000 рублей, продавцу пришло всего 19 000. При возврате примерно такой же процент берет уже банк. Если за год есть около 10 возвратов — они выливаются в стоимость курса.
Зачем на бумажной рекламе пишут «не является публичной офертой»?
Тут все просто. В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Иными словами, оферта это предложение заключить договор (приобрести товар в рассматриваемом случае) на тех условиях, которые указаны лицом, которое делает предложение.
В соответствии со статьей 437 ГК РФ Публичные офертой является:
Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В соответствии с п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи
Таким образом, указывая на рекламе информацию, что реклама не является публичной офертой, лицо, которое рекламирует товар, получает возможность в действительности изменить условия приобретения товара. То есть, цена на рекламе может не соответствовать действительности. И обязать тогда продавца продать товар за указанную цену, будет весьма сложновато.