Информация о членстве в профессиональных объединениях что это
Надежность. Ответственность. Качество.
интеллектуальные услуги для вашего бизнеса
АКЦИИ!
Специальные предложения и скидки постоянным клиентам
Скидка 5% на все услуги при заявке с сайта!
Отчет о специальной оценке труда:
Членство в профессиональных объединениях
· является членом саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация Содружество». Действительное членство подтверждено Свидетельством № 7225 от 20.08.2015. Зарегистрировано в реестре аудиторов и аудиторских организаций ОРНЗ 11506036588.
ООО «АЦ «Аудит-Сервис»:
· является членом саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация Содружество». Действительное членство подтверждено Свидетельством № 7544 от 22.06.2016. Зарегистрировано в реестре аудиторов и аудиторских организаций ОРНЗ 11606036466.
ЧОУДПО «Учебно-методический центр «Аудит-Сервис»:
· аккредитован как центр по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов при Некоммерческом партнерстве «Институт Профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» Свидетельство об аккредитации № ПА-1187/20 от 30.01.2020.
· является региональным партнером дистанционного обучения в г.Тюмень – АНО «Институт развития современных образовательных технологий» (г.Москва) по проведению семинаров в режиме on-line посредством спутниковой связи.
· аккредитован как центр по подготовке претендентов на соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» и центр по реализации программ повышения квалификации аттестованных консультантов по налогам и сборам в форме непрерывных курсов Свидетельство об аккредитации № 181-ОП.
Информация о членстве в профессиональных объединениях что это
В беседах с руководителями отдельных предприятий в ответ на предложение о вхождении в отраслевое объединение работодателей часто приходится слышать вопрос: «Зачем?».
В беседах с руководителями отдельных предприятий в ответ на предложение о вхождении в отраслевое объединение работодателей часто приходится слышать вопрос: «Зачем?».
Несомненно, этот вопрос вызван и обусловлен несколькими обстоятельствами.
Во-первых, многие, особенно крупные, предприятия являются членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Но сокращение «РСПП» присутствует и в названии «Общероссийское объединение работодателей «РСПП» (OOP «РСПП»), которое является самостоятельной организацией и выполняет функции Координатора стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых и социальных отношений.
Во-вторых, многие предприятия являются членами отраслевых союзов и иных объединений, которые до 1 ноября 2007 года имели право подписывать отраслевые тарифные соглашения. (Например Союз нефтегазопромышленников России (Союз НГП РФ). Подобная практика, в исключительных случаях, в связи с отсутствием объединений работодателей в отраслях, по согласованию с Федеральным агентством по труду и занятости сохраняется до настоящего времени.
В связи с этим руководители предприятий, являющихся членами этих организаций, на предложение о создании Объединения отвечают: «А зачем? Наше предприятие является участником. (и этой, и той и другой организаций). платим им членские взносы, пусть они и решают наши социальные проблемы. »
В-третьих, в подразделениях по работе с кадрами, особенно в крупных предприятиях, имеются специалисты, работающие в области социального партнерства, имеются соответствующие подразделения в дочерних компаниях вертикально интегрированных компаний (ВИК), которые готовят коллективные договоры или генеральные коллективные договоры для подписания руководителями ВИК и председателями объединенных профсоюзных организаций.
И, если им на рассмотрение попадает вопрос о вступлении организации в отраслевое объединение, они видят в этом появление над ними «вышестоящей, довлеющей» организации, «. без которой они до этого справлялись, справятся и дальше, без вступления в объединение работодателей. »
В четвертых, специфика подготовки и общего мировоззрения сегодняшних руководителей, вопросы социального партнерства и его развития связывает исключительно с работой кадровых аппаратов, заявляя, что «. Нет у нас никакой социальной политики. У нас за забором очередь на работу. Какая социальная политика. ».
Ответ на вопрос «Зачем?» необходимо начать с пояснений по этим четырем положениям.
Первое: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), как объединение промышленно-производственной инициативы, не имеет общих задач с Общероссийским объединением Работодателей «РСПП», являющимся Координатором объединений работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых и социальных отношений. Последнее ведет большую и многостороннюю работу по согласованию социально трудовых вопросов на общегосударственном уровне и учитывает предложения объединений работодателей, когда формируется Генеральное соглашение между Правительством, Профсоюзами и Работодателями. При добросовестном и профессиональном отношении к подготовке этих документов OOP «РСПП» не имеет возможности учесть особенности производственных отношений на конкретных предприятиях, т.к. они могут отличаться от иных отраслевых предприятий той же специализации. OOP «РСПП» защищает интересы работодателей на общегосударственном уровне, но не на межотраслевом, отраслевом или локальном производственном уровне. На низших уровнях эти функции выполняют межотраслевые, отраслевые и иные объединения, которые призваны собрать, обобщить и представить пожелания своих участников для включения в Генеральное соглашение.
Второе: истекшие и истекающие отраслевые соглашения, подписанные ранее отраслевыми союзами и ассоциациями, не могут быть пролонгированы без участия объединений работодателей. Их отсутствие в отрасли заставляет отраслевое объединение профсоюзов искать партнера из числа действующих объединений работодателей, кто мог бы с ними подготовить и заключить отраслевое тарифное соглашение. (Например, так было у Росхимпрофсоюза, у профсоюза работников электронной промышленности и др.). При этом не всегда находится объединение, владеющее в достаточной мере информацией о комплексе проблем, решение которых необходимо для этой отрасли. Например: большую работу ведет Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России» (Президент С.В. Чемизов). Видимо в этой связи кроме Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу РФ им подписаны отраслевые соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ, по авиационной промышленности РФ, а так же по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации.
Четвертое: Департаменты по управлению персоналом и соответствующие подразделения в дочерних компаниях ВИК, иные кадровые подразделения в компаниях ведут большую работу в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 45 ТК РФ, это первичный (низший) уровень построения социального партнерства, уровень конкретного предприятия (или холдинга), профсоюзной (или объединенной профсоюзной) организации и региональных органов государственной власти по месту регистрации предприятия. Взаимодействие участников социального партнерства этого уровня возможно в рамках региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с соответствующим уровнем решения вопросов.
Например: Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» проходит регистрацию в Государственной инспекции труда в г. Москве Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). При этом вопросы социального партнерства, в том числе и о преференциях, которые дает государство работодателю, могут обсуждаться лишь на Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам г. Москвы. Но какие преференции может дать Правительство Москвы для предприятий ОАО «Газпром»? Функция государства в отношении вертикально интегрированной компании, как работодателя, в данном случае ограничивается инспектированием выполнения условий Генерального коллективного договора. Но и эта функция невыполнима, т.к. Государственная инспекция по труду и социальным вопросам г. Москвы может осуществить инспекционные функции только в отношении предприятий, зарегистрированных на территории г. Москвы. То же самое происходит и с дочерними и зависимыми обществами Газпрома. Работая, де-факто, на всей территории России, де-юре, они имеют возможность решать вопросы только на региональном уровне по месту регистрации компаний.
В аналогичной ситуации находятся и нефтедобывающие компании.
В результате, структура социального партнерства этого уровня не соответствует масштабам не только нефтяных и газовых компаний но и предприятий иных бюджетообразующих отраслей, что лишает их возможностей участия в социальном партнерстве на федеральном уровне и получения государственных преференций на уровне, соответствующем их вкладу в экономику страны.
При этом позиция «. Нет у нас никакой социальной политики. » вряд ли соответствует положениям указов Президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2012 года.
Одновременно с этим, отраслевые профсоюзные организации входят в Федерацию независимых профсоюзов России. При этом руководители профсоюзных организаций вертикально интегрированных компаний (объединенных, межрегиональных, международных), как правило, являются членами их руководящих органов.
Таким образом, представители работников объединены на всех уровнях, осуществляют согласованную политику на рынке труда и в иных аспектах социальных отношений, а работодатели разобщены и не используют преференции, которые дает им Закон, в случае работы с позиций Объединения работодателей.
Итак, ЗАЧЕМ предприятиям участие в отраслевом объединении работодателей?
Представляя интересы работодателя, отраслевое объединение работодателей оценивает экономические последствия принимаемых изменений в трудовой и социальной политике в отрасли и добивается компенсации издержек своих участников, вызванных этими изменениями, через регулируемые тарифы и налоги. Одновременно отраслевые объединения работодателей готовят согласованную отраслевую позицию по социальным вопросам и реализуют ее через свои позиции на всех уровнях социального партнерства в стране.
Итак, для того, что бы стать членом Организации или Ассоциации (союза) нужно подать заявление о принятие в состав членов Организации. Как правило, прием в состав членов осуществляет Совет (Правление) или Руководитель Организации, а также ведет реестр членов Организации. Однако определяет порядок уплаты взносов и порядок вступления в члены Общее собрание членов– высший орган управления Корпорации. Регистрация новых членов ни ИФНС, не в МИНЮСТе не требуется. Прием новых членов оформляется протоколом, который хранится в Организации. Голосование осуществляется при присутствии не менее половины членов Организации. К членам Организации также выдвигаются требования. Как правило, членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ, достигшие 18 лет, и юридические лица (для общественных организаций – общественные объединения).
Законодательством не установлен срок рассмотрения заявления о приеме в состав членов Организации нового члена. Уставом организации предусмотрены лишь основные позиции о членстве, для более детальной инструкции по порядку приема в члены и уплаты взносов после государственной регистрации утверждается Положение о членстве. В положении о членстве предусматриваются размер и порядок оплаты членских взносов.
На данный момент вопрос о членских взносах и порядок их уплаты в НКО стал главной сутью судебной практики по делам с участием НКО. Все это переплетено с большим количествам разногласий при описании в локальных актах НКО и их уставах характера взносов, периодичности и порядка их внесения. Правовая природа взносов НКО нашла свое отражение в статье 26 ФЗ «О некоммерческих организациях». Имущество некоммерческих организаций формируется в том числе за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей, а также от вступивших членов в состав Организации, после ее регистрации. Некоммерческая организация вправе передатьвнесение взносов к обязанностям членов организации и прописать данные пункты в уставе Организации. В случае нарушения обязанностей по уплате взносов член может прекратить свое членство в Организации.
Законом не устанавливается обязательная форма, и отсутствует информация о периодичности внесения членских взносов, тем самым передавая этот вопрос на усмотрение самой Организации. Согласно общему правила, все взносы должны уплачиваться в денежной форме, исходя из того что закон не предусматривает механизмы оценки взносов в натуральных формах. Взносы уплачиваются в валюте (рублях).
О периодичности уплаты членских взносов:
Периодичность уплаты членских взносов предусматривается или в Уставе НКО или высший коллегиальный орган управления организацией вправе определить следующие периоды уплаты (что найдет свое отражение в протоколе), или в Положении о членстве:
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Вновь вступивший член НКО вносит оплату только за тот период членства в Организации. Не вправе Организация возлагать оплату на членов Организации за более ранний срок пребывания в составе членов Организации, или уже после того момента, как Член Организации вышел из состава членов. Разные Некоммерческие организации вправе установить разный срок и размер членских взносов в Организацию для различных групп членов.В таком случае лучше принимать документ, который бы регламентировал порядок уплаты членских взносов (положение о членских взносах), которое утверждается высшим органом управления. Для саморегулируемых организаций (СРО) подготовка положения о порядке уплаты членских взносов относится к обязательным требованиям, которые установлены п. 3 ст. 12 закона «Осаморегулируемых организациях». Положение вправе утвердитьисключительно общеесобрание членов или конференция (съезд).
В качестве целевого назначения реализации внесенных членами Организации средств будет содержание и оперативная деятельность НКО. Данные взносы не формируют имущества организации и налогом на прибыль не облагаются. Характер деятельности некоммерческой организации находит свое отражение на расходовании взносов. Взносы можно направить исключительно на финансирование уставной деятельности Организации. Нецелевое использование взносов приводит к дальнейшему признанию взносов доходами и их дальнейшему налогообложению.
Как следствие, правомерны только два пути реализации членских взносов:
Уставом НКО или положением о членстве может быть установлено начисление пеней в случае просрочки уплаты членского взноса. Как показывает судебная практика, иски с требованием взыскать неуплаченные взносы, а также пени – удовлетворяются.
Производя оплату членского взноса, член НКО как правило получает удостоверении члена Организации, вправе представлять интересы членов во взаимоотношении в органами государственной власти, а также быть приглашенным на мероприятия, проводимые НКО, вправе использовать библиотеки и электронныебазы данных Некоммерческой организации. Прекращение членства в НКО прекращение определенных прав, которыми наделен член Организации. Например, член Организации должен вернуть в Организацию документ, подтверждающий членство. Также член Организации не вправе больше ссылаться на членство в данной организации, и представлять интересы членов.
От 2000р за документ
Государство осуществляет контроль деятельности некоммерческой организации. Сведения об имуществе организации, поступлениях, расходах находит свое отражение в налоговой отчетности, а также в отчетности перед МИНЮСТом, которая ежегодно до 15 апреля публикуется на сайте министерства. Исходя из вышеизложенного, понимаем, что в НКО сведения об имуществе не является коммерческой тайной. Членские взносы представляют собой одну из форм финансирования НКО.
Как уже говорилось ранее, для регулирования деятельности некоммерческой Организации, НКО вправе принимать внутренние документы – к числу которых относится Положение о членстве. Положение о членстве разрабатывается в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Устава Организации.
Положение о членстве создается с целью установления требований к членам Организации, условий и порядка приема в члены Организацию, прав и обязанностей членов, порядка выхода из состава членов и прекращения членства, исключения из состава членов Организации.Вопросы, связанные с размерами и порядком уплаты членских взносов, могут быть отражены как в положении о членстве, так и в Положении о членских взносах и порядке их внесения.Все положения утверждаются высшим органом корпоративной некоммерческой организации – Общим собрание членов или Конференцией (съездом).
Все члены Организации вправе добровольно войти и выйти из состава членов организации. Права членов неотчуждаемы. Это значит, что права и обязанности членов не могут передаваться другим лицам. Например, учувствовать в голосовании на Общем собрании членов, член вправе исключительно при личном присутствии. Голосовать иное лицо, от имени члена по доверенности не вправе. Все члены Организации имеют равные права и обязанности.
Момент членства в Организации возникает с момента принятия Общим собранием членов соответствующего решения. Учредители становятся членами организации с момента регистрации (внесения сведения в Единый государственный реестр юридических лиц об этой организации). Членство в одной некоммерческой организации не является препятствием длячленство в другой НКО. Членство в Организации оформляется документально и ведется реестр членов Организации. Положение о членстве предусматривает условия и порядок приёма в члены Организации, принципы членства в Организации, список лиц, которые могут быть членами Организации, список лиц, которые не могут быть членами Организации. Также указывается права и обязанности членов Организации, порядок прекращения членства в Организации.
Членство в профессиональных ассоциациях
Исследовательские ассоциации играют важную роль в формировании профессионального сообщества на рынке. Они служат своеобразным знаком престижа или стимулом к тому, чтобы добровольно поддерживать высокий уровень и качество исследований. Ассоциация представляет, защищает и популяризирует интересы тех, кто образует ее.
По активности участия в таких ассоциациях можно судить о степени цивилизованности бизнеса, его стремлении установить правила игры и защититься от шарлатанов. В 1997 г., по данным «Маркетинговых исследований в России», только 50% всех исследователей состояла в профессиональных ассоциациях. Членство в международных сообществах является положительным фактом, так как, во-первых, добавляет значимость исследователям в глазах клиентов, во-вторых, приближает принципы научной деятельности к международным стандартам, в-третьих, свидетельствует о качестве исполнения заказа. Но самое главное — формирует научные сети, расширяет круг общения и обмена передовым опытом.
Профессиональные ассоциации могут быть важным элементом консолидации сообщества социологов. Именно они защищают исследователей от нападок извне, следят за соблюдением стандартов качества, присваивают почетное звание «исследователь рынка» тем, кто этого заслуживает. Пользуясь опытом ESOMAR, ассоциации проводят аналитическое изучение рынка, рассчитывают оборот, определяют его тенденции, делают рынок прозрачным, что способствует повышению доверия потенциальных клиентов. Такое цивилизованное общение на рынке приходит и к нам, но неспешно и постепенно.
Наиболее известными профессиональными ассоциациями и гильдиями являются Европейское сообщество социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR), Global Market Research, Всемирная ассоциация исследователей общественного мнения (WAPOR), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка, Ассоциация центров политического консультирования, Российская ассоциация маркетинга. Некоторые ассоциации предполагают индивидуальное членство. Так, WAPOR насчитывает 400 человек в 50 странах. В ESOMAR числится 25 российских организаций и 57 наших соотечественников. В российской маркетинговой ассоциации состоит 151 организация, которая объединяет исследователей и заказчиков, научно-исследовательские, консалтинговые, государственные структуры. В Гильдию исследователей «ОМ» и маркетинга входят 20 исследовательских центров.
Информация ESOMAR служит своего рода путеводителем и рекомендациями по выбору того или иного социологического центра. В 1977 г. Европейское сообщество разработало международный стандарт измерений в области маркетинга и социальных исследований. Создание подобного стандарта преследовало следующие цели:
♦ следование общепринятым требованиям проведения социологических исследований и выработка международного стандарта сделок;
♦ аккумуляция и передача опыта из более развитых сфер бизнеса и региональных рынков менее развитым;
♦ обеспечение самоконтроля в социологической практике, минимизация необходимости контроля со стороны правительств или международных органов.
Целью создания подобного стандарта является попытка свести до минимума риск ошибок, непонимания между исследователем и заказчиком, а также улучшить общее качество выполнения исследовательских проектов.
Что же касается отечественных ассоциаций, то их политический вес и роль в формировании российского профессионального сообщества заметно ниже. Отечественные ассоциации предполагают как персональное членство, например, Российское общество социологов, так и коллективное, т.е. организаций. Российская ассоциация маркетинга объединяет как производителей маркетинговых услуг, так и потребителей, как научно-исследовательские организации, так и консультирующие и аудиторские фирмы. По мнению некоторых экспертов исследовательских центров, профессиональные российские ассоциации в России не работают. В большинстве случаев они созданы энтузиастами, и у их создателей нет ни сил, ни времени поддерживать их деятельность. Они номинально существуют и все.
Поскольку принадлежность к профессиональной гильдии выполняет функцию научного маркера качества продукции, список участников ассоциаций может служить путеводителем для выбора заказчиком исполнителя исследования.
Заказчики и рекламации
Заказчики интеллектуальной продукции — тема для особого разговора. Именно клиенты диктуют условия развития социологического рынка. Российский рынок исследований — это прежде всего рынок покупателя. Он платит за исследование, с его интересами связана активизация либо стагнация научного рынка.
По данным «Маркетинговых исследований в России», среди заказчиков маркетинговых исследований в Москве около половины (47%) являются российскими фирмами. По мнению А. Семченко («Глас народа»), западные компании не теряют интереса к нашей стране, особенно те, которые пришли сюда
4 См.: Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6.
ционными заказчиками грантовых исследований выступают иностранные образовательные учреждения, крупные университеты, а также ведущие специалисты по России в США, Великобритании и странах Европы.
Сотрудничество с исследовательскими центрами иногда не приносит удовлетворения заказчикам, что вызывает отказ от дальнейшего сотрудничества. Если пользоваться данными «Маркетинговых исследований в России», то для более чем половины социологических служб клиенты назвали от одной до нескольких причин отказа от дальнейших контактов.
Заказчиками было определено 6 групп причин: высокие цены, неквалифицированные исполнители, недостоверные данные, непонимание основных проблем клиента, неоперативность в выполнении заказа, практика собственных исследований.
Основной причиной, приведшей к отказу от дальнейшего обращения, были названы высокие цены. Второй причиной отказа было названо получение недостоверных данных на выходе, т.е. плохое качество сбора и обработки социологической информации. От услуг РОМИР отказывались вследствие выполнения исследовательских работ неквалифицированным персоналом, завышенных расценок, получения на выходе недостоверных данных и неоперативности выполнения заказа.
Такая же картина сложилась и с Комкон-2. Клиенты получили недостоверные данные за высокую цену. От дальнейшей работы с GfK отказались по тем же соображениям, что и в случае с Комкон-2. На отказ от услуг Фонда «ОМ» повлияло непонимание его специалистами основных проблем заказчика. Клиенты были почти единодушны в причинах отказа от сотрудничества с Gallup Media — высокие цены. ВЦИОМ обвиняют в неквалифицированности исполнителей и непонимании проблем заказчика. Исследования ЦЕССИ стоят слишком дорого. Специалисты Маркетингового информационного центра долго выполняют заказ, при этом существует вероятность получить недостоверные данные. Только исследования Validata не побуждали клиентов к отказу от дальнейшего сотрудничества.
Виды исследований
На рынке заказчику предлагают большой спектр услуг, а именно, несколько видов исследований: маркетинговые, медиа, социальные, социально-политические, социально-экономические и измерения общественного мнения.
Медиа-измерения дают количественную информацию об аудитории, позволяют составлять рейтинги СМИ и отдельных программ (чем занимается, например, Гэллап-медиа), а также и качественную информацию о рынке СМИ, аудитории, имидже компаний в СМИ и т.д. Исследованиями в области СМИ занимаются многие компании на российском рынке: ВЦИОМ, РОМИР, ГфК, РПРГ, Комкон, Мониторинг.ру и др.
Аудитория Интернет изучается на рынке исследовательских услуг так же, как и любого СМИ. Заказчикам предоставляются данные о количественных параметрах аудитории: посещаемость сайтов, динамика в зависимости от времени, места и т.д. и ее качественные характеристики: социально-психологический портрет, предпочтения, целевые группы. Также на рынке предлагаются услуги по изучению рекламы в Интернет (рекламное сопровождение нового сайта) и Интернет-рынка (электронная коммерция, известность ее участни-
ков, предпочтения аудитории, причины выбора, информация об интернет-магазинах). Исследования в области Интернет — молодое и перспективное направление, его развитие будет зависеть от увеличения количества пользователей всемирной паутины в России, которое пока невелико. Более того, Интернет обеспечивает совершенно новый принцип доступа к респонденту, новую методику, новый способ получения данных. Именно этот сегмент исследований рынка развивается активными темпами в Америке и Европе. Российский рынок эта методика только начинает завоевывать.
Каждая услуга формирует свой собственный рынок, со своими особенностями, правилами игры, методами, методиками и, конечно, покупателем. Некоторые центры работают сразу на нескольких рынках (ВЦИОМ, РОМИР, Монито-ринг.ру, Центр социального прогнозирования), другие, как правило, специализируются на одном виде измерений и только в исключительных случаях берутся за выполнение непрофильных заказов (Комкон, ГфК, Глас народа, ФОМ).
ВЦИОМ исследует проблемы социальной стратификации и уровня жизни, социального благополучия и ценностей, этнические, экологические и кросс-культурные проблемы, проблемы молодежи, семьи, женщин, межнациональные отношения. Результаты исследований публикуются в журнале «Мониторинг ОМ: экономические и социальные перемены», который пользуется большим спросом у самого широкого круга заказчиков. Группа Циркон, начиная с 1991 г., вела проект «Экспертный сценарно-прогностический мониторинг», в ходе которого опрашиваются высокостатусные эксперты по широкому кругу вопросов, касающихся будущего России.
ГфК, которая позиционирует себя как компания с мощными методиками и специализируется на маркетинговых исследованиях, изучает также социальное самочувствие россиян, особенности национального стиля жизни и на основе мониторинга прессы делает оценку ситуации в общественном секторе.
Маркетинговые центры предоставляют ad hoc исследования (Комкон, ГфК). Также проводят панельные исследования: розничной торговли (или retail audit, AC Nielsen, Аналитика), домашних хозяйств (ГфК). Интересен опыт постоянного мониторинга потребления и стиля жизни среднего класса RTGI (Russian Target Group Index), который проводит Комкон.
На российском рынке представлены AC Nielsen, Taylor Nelson Sofres, ГфК, входящие в десятку самых успешных исследовательских компаний в мире. Крупные компании контролируют 1/3 рынка. На нем практикуют Комкон как представитель Research International, РПРГ, РОМИР, Маркетинговый информационный центр, учрежденный финским Гэллапом, Validata. Маркетинговыми исследованиями занимаются известные российские компании ВЦИОМ, Мониторин.ру, Центр социального прогнозирования. Воистину сегодня маркетингом не занимается разве что ленивый.
Центр социально-политических исследований МГУ изучает настроения, мнения, ценности коллектива первого вуза страны. Помимо внутреннего
интереса непосредственное отношение к МГУ помогает получать заказы от зарубежных вузов и академических структур. Таким образом, исследователи располагают информацией по большому спектру социальных проблем России, главное, чтобы заказчик был.
Измерением общественного мнения занимаются ВЦИОМ, РОМИР, Мони-торинг.ру и др. Большую популярность завоевал Фонд общественного мнения (ФОМ). Он проводит опросы по проблемам политики, экономики, государства, общества, внешнего мира, личности, происшествий, повседневности. Результаты общедоступны и помещаются на сайте центра. Постоянным заказчиком выступает Администрация Президента. Интерес у заказчиков вызывают также опросы, проводимые центром Мониторнг.ру по развлекательным или житейским темам: молодые браки, косметика, одежда, домашние животные, автомобили.
Для всех видов исследований, перечисленных выше, стоит отметить сходство используемых методов (например, опрос или фокус-группа) и стандартных процедур исследования с теми или иными оговорками.
Исторически сложилось так, что российские социологи практиковали все виды исследований, за которые платили деньги. Ситуация, когда все занимались всем, была особенно характерна для начала 1990-х. Сейчас у работающих центров появилась некая специализация или свой уникальный продукт, который они продвигают на рынок. Свой авторитет они зарабатывают благодаря участию в избирательной кампании, а в промежутке между выборами зарабатывают, и неплохо, на маркетинговых исследованиях. Сейчас по мнению Г. Пашкова (Служба «Мнение»), приблизительно 80% дохода многопрофильных исследовательских центров дает маркетинг, а 20% — социология. В будущем социальные исследования останутся на рынке, но не будут столь популярны среди массового клиента, как маркетинговые или медиа-исследования.
Дальнейшее развитие рынка, по крайней мере так показывает опыт США и Западной Европы, приведет к тому, что более активно будет развиваться сфера маркетинговых исследований, а социальные исследования, затратные и не столь прибыльные, будут проводится центрами лишь для поддержания своего имиджа. Долгосрочные социологические исследования будут финансироваться за счет грантов, тендеров или спонсорских денег и конкурировать в этой сфере станут творческие коллективы, научные лаборатории и отдельные специалисты. Конкуренция в сфере прикладной социологии продолжится не на свободном рынке, а между известными и уважаемыми учеными и коллективами.
Если понимать рынок как место купли-продажи услуги, где встречаютс* продавец и покупатель, то в целом у социологических исследований определились круг проблем, аудитория заказчиков и коллективы исполнителей Прежде всего это долгосрочные исследования, проводимые в большинстве своем на гранты западных или отечественных структур, государственных кгп частных. Здесь тоже есть свои заказчики, предлагаемые методики и процедуры, конкуренция среди исполнителей. Но это уже не рынок фирм, а рынок творческих коллективов и известных имен — ВЦИОМ, ФОМ, РОМИ1 и др. В большинстве своем это вузовские или академические лаборатории которые не работают на свободном рынке и преследуют чисто научные цели В аналитическом отчете Европейского сообщества социальных и маркетин говых исследований ESOMAR приводятся данные о лидерах, обороте и тен денциях рынка. Однако в эти расчеты специально не включаются ни универ
ситетские лаборатории и некоммерческие исследовательские институты, ни рекламные и иные агентства, которые помимо своей основной деятельности проводят научные исследования, ни правительственные учреждения.
Методы исследования
Разделение методов на качественные и количественные, применяемое в социологии, сохранилось и в других видах исследований. Они используют общие инструменты для достижения разных целей. Кроме четко количественных и качественных методов, применяются и объединяющие их методики.
Итак, в общественно-политических исследованиях используются количественные методы: различные опросы, массовые, экспертные, по специальной выборке. Также в исследованиях широко применяются качественные методы: фокус-группы и углубленное интервью. Информация собирается с помощью наблюдения, записи высказываний, прогнозов по отношению к интересующему их объекту. Для измерения общественного мнения также применяется метод опроса, но гипотезы в таком исследовании не выдвигаются.
В маркетинговых исследованиях используются адресные опросы по случайной выборке на дому, на улице или на месте продаж. В некоторых случаях допускаются опросы по квотной выборке. Иногда исследователи прибегают к использованию телефонных опросов, что имеет смысл для Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых крупных городов. Для работы с данными телефонного опроса используются специальные компьютерные программы, например, CATI (Computer-Assisted Telephone Interviewing). Так же, как и в социально-политических, в маркетинговых исследованиях практикуются экспертные опросы. Выбор метода исследования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой заказчик, и стоимости этих услуг. Кроме «социологических методов» в маркетинге применяется метод торгового аудита. Вмаркетинговых и медиа-исследованиях активно используются различные виды групповых дискуссий: фокус-группы, креативные группы, брэйнсторминг, группы конфликта, десантные группы и др. Причем, существует несколько разновидностей креативных групп, например, ECG-group (расширенная креативная группа), PEER-group (группа равных, сверстников). При проведении групповых дискуссий помимо искусства модератора — человека, направляющего дискуссию, важно также техническое оснащение комнаты, позволяющее заказчику не только присутствовать во время обсуждения, но и вносить коррективы в его ход. Своеобразным ноу-хау стали электронные фокус-группы.
Панельные исследования могут предоставлять как количественную, так и качественную информацию о респондентах (или и то, и другое вместе). Для сбора информации используется дневниковый метод, когда респонденты сами отмечают необходимые для исследования параметры, покупаемые продукты, место покупок, количество, марки, кроме этого заполняют данные о предпочтении тех или иных СМИ, время просмотра, предпочтения. Таким образом, заказчику предоставляется информация обо всех сторонах жизни потенциального или реального потребителя его продукции. Довольно часто применяются опросы в режиме онлайн. В США с помощью опросов через
Интернет собирается 1/3 всех данных. Заонлайн-опросами, считают экспе-ты исследовательских центров, будущее, которое сейчас зависит от развитш технических средств связи.
Особенностью медиа-измерений являются пипл-метры (ТВ-метры) — специальные приборчики, подключаемые к телевизору, с помощью которых получают количественные параметры аудитории тех или иных СМИ. Клиппинг контент-анализ прессы, широко используется для оценки позиции фирмы марки, политического лидера, партии, организации и т.д., оценки деятельности в сфере PR, положение конкурентов, общей ситуации на рынке и т.д.
Для обработки полученных данных используются всевозможные видь анализа данных: факторный анализ, кластерный анализ, множественны!; регрессионный анализ, дискриминантный анализ, анализ корреляци? (ANOVA), многомерное шкалирование и другие статистически методы. Y\pv использовании качественных методов сбора информации маркетинговые службы анализируют полученные данные с помощью контент-анализа, прибегая к компьютерным системам обработки информации.
Самым легким, оперативным и дешевым способом получения данны> является омнибус, опрос по случайной выборке некого количества респондентов (от 1000 до 2000 по России в зависимости от сроков исследования) пс целому набору вопросов. Вопросы в омнибусе касаются сразу несколько заказчиков, в анкеты также включены социально-демографические вопросы пол, возраст, уровень дохода и т.п. В вопроснике омнибуса открытые вопросы чередуются с закрытыми. Результаты сообщаются через одну-две неделр после проведения опроса. Для сбора первичных данных используется мето; интервью на дому.
Стоимость исследований
Стоимость российской интеллектуальной продукции ниже, чем на Западе. Практика оплаты труда интервьюеров в России появилась с распространением иностранных исследовательских сетей и приходом западных исследовательских фирм на рынок (Центр социального прогнозирования). Тем не менее, оборот рынка еще во многом уступает западному.
Цены на рынке сильно варьируются в зависимости от заказчика, его целей, желаний и возможностей. Сами исполнители стоят по-разному. Традиционно западные исследовательские группы обходятся дороже, чем россий ские. Более известные имена запрашивают больше денег, чем менее имени тые. Среди так называемых лидеров рынка тоже существует неболыгш разница в ценах. Так, исследования РОМИР дороже ВЦИОМА. Фокус-группы Валидаты дороже аналогичных в Центре социального прогнозирования Цесси. Исследования ГфК стоят больше, чем Комкона.
В целом разброс цен на рынке такой. Интервью по случайной выборке т улице обойдется заказчику в 5 у.е. Адресный опрос на дому стоит от 7—20 у.( за одно интервью, на месте продаж — от 7—15 у.е. Экспертный опрос оценивается социологами выше, чем адресный, на него заказчику придется потратить 30—50 у.е на одного эксперта. Телефонный опрос обойдется 3—6 у.е зе один звонок. Мониторинг рекламы в прессе стоит 500—1000 у.е. Стоимосп торгового аудита в одной торговой точке оценивается в 5—7 у.е. За проведение одной фокус-группы клиент заплатит от 500 до 1500 у.е., что зависит oi
технического оснащения и многих других параметров. Единичное тестирование товара обойдется заказчику в 10—20 у.е. На одно углубленное интервью с представителем целевой группы клиенту придется потратить 100 у.е. Плата за медиа-измерения, которые регулярно проводятся социологическими центрами, оформляется в виде подписки. Стоимость подписки будет варьироваться в зависимости от видов необходимых измерений СМИ. Сопровождение количественных измерений аудитории СМИ качественными обойдется дороже. Кроме подписки на изучение СМИ социологические центры практикуют разовую продажу информации или публикацию данных по СМИ в выпускаемых ими бюллетенях.
Трудности и проблемы
В ходе нашего исследования эксперты — руководители или ведущие специалисты исследовательских фирм — описали достаточно широкий круг проблем, с которыми приходится сегодня сталкиваться и которые приходится преодолевать прикладной социологии. Они касались профессиональной подготовки специалистов, специфики производимых ими услуг, понимания заказчиком необходимости таких исследований для принятия правильных решений.
Возникающие трудности отчасти объясняются молодостью рынка и отсутствием устоявшихся и традиционных связей между продавцом и покупателем исследовательских услуг. Рынок существует с начала 1990-х гг., он пережил несколько взлетов, например, бум на политические исследования в начале и угасания моды на них в конце 1990-х, он обнаруживал тенденции стремительного роста (139% — в 1996 г., по данным ESOMAR) и упадка (после августа 1998 г.). Такие темпы развития не могли не сказаться на практике исследовательских центров, на характере взаимоотношений с заказчиками.
«Единого профессионального социологического сообщества сейчас нет, много кто занимается околосоциологическими исследованиями или номинирует себя социологами, — считает И. Задорин (Циркон). — Социологи сами знают свое собственное профессиональное сообщество? И выясняется, что не знают. ни его структуру, ни состав, не говоря о мотивации и институтах». О проблеме институ-ализации профессионального сообщества, определения его границ, правил вхождения и кодекса чести социолога говорят и прикладники и академические социологи. Сплоченность внутри профессиональной группы позволяет ей защищать свои интересы, накапливать, наследовать и передавать знания, требовать уважения к своему труду и быть заметной и узнаваемой в обществе.
В последнее время в прикладную социологию пришло и продолжает проникать много случайных людей. Этот вопрос неоднократно поднимался социологами на семинарах, семинарах. После появления в нашей стране рыночных отношений исследованиями занялись те, кто просто решил сделать на этом бизнес. В настоящее время практически любой, кто знает слово «опрос» и владеет компьютером, может называть себя социологом. Понятия «социолог» или «социология» утратили четкие ограничения и буквально каждый, кто задает вопросы на улице или в ходе интерактивного опроса, автоматически воспринимается как представитель профессионального сообщества. Массовая принадлежность к некой профессиональной группе с неопределенными правилами заставляет усомниться в уровне профессионализма всей группы. Это, естественно, раздражает практикующих исследователей, хорошо зарекомендовавших себя
на рынке. Наряду с высокопрофессиональными центрами на рынке встречаются разного рода маги и шарлатаны, которые обещают за невысокую плату вывести марку вашей продукции в лидеры или обеспечить победу на выборах. Вот лишь некоторые высказывания экспертов:
♦ 7 лет один центр работает непрофессионально, — И. Задорин (Циркон).
♦ Много непрофессионалов, которые берутся за эту работу, думая, что это легко, — А. Семченко («Глас народа»).
♦ Непрофессионалов очень много. Скоро грамотный социолог не сможет найти живого места, кого спросить, все опрошены какими-то глупостями, — Т. Малева (Центр Карнеги).
♦ Непрофессионалы есть, сталкивался с ними, знаю несколько таких фирм. Существует такая организация. все знают, что она фикция, — М. Ко-солапов (Институт социологии).
В газете «Коммерсант» опубликована статья о том, что в северной столице арестован руководитель социологической лаборатории городского центра развития общественных связей (РЦРОС) некий г-н Красницкий по делу о мошенничестве с социологическими данными. Эта загадочная организация в течение 1999—2000 гг. не раз выигрывала тендеры на проведение различных социологических исследований, в качестве заказчика которых выступал комитет по печати города. На их проведение затрачивались бюджетные средства, однако были ли они проведены на самом деле, остается выяснить следствию. Представители других социологических фирм Петербурга утверждают, что РЦРОС никогда не работали на свободном рынке социологических услуг.
Отслеживать на рынке непрофессионалов, дескридитирующих все сообщество в целом, святая обязанность и задача профессиональных ассоциаций. Они должны регулировать правила игры на рынке.
Еще одним негативным моментом, характеризующим рынок и само профессиональное сообщество, является плохая коммуникация внутри. Единое коммуникативное поле очень важно для обмена опытом между специалистами разных уровней социологической науки. «Бурное развитие рынка, первичное развитие, привело к тому, что академические социологи и преподавательские кадры (педагогическая наука) плохо представляют потребности рынка», — считает А. Милехин (Мониторинг.ру). Коммуникация, конечно, есть, но идет она на уровне «старых связей» или личных знакомств. Она, с этим согласятся многие эксперты, явно недостаточна и не вовлекает социологов разных возрастов и разных уровней: прикладников, академических ученых и преподавателей. Обмен информацией идет по знакомству, так же как зачастую и распределение заказов, что раздражает многих исследователей. А если ты пока ни с кем не знаком, а только готовишься стать социологом?
Наибольший информационный разрыв возникает между молодым поколением социологов и прикладниками. Обмен свежими наработками, новыми знаниями, в особенности между педагогической и прикладной наукой находится на низком уровне. Проблема подготовки квалифицированных кадров была единодушна отмечена экспертами как наиболее серьезная или катастрофически острая. Причем, страдает не общий уровень образования, а именно знание прикладных дисциплин. Чувствуется более совершенная подготовка молодых специалистов в гуманитарных направлениях и совершенный провал, за исключением единичных случаев, в прикладных. Именно единичным случаям посчастливилось устроится на работу в исследовательские фирмы, что касается
остальных выпускников, каждый устраивается в этой жизни, как может. В работе важно не столько образование, столько профессиональные навыки практической работы (ФОМ), которым в вузах не научишь. Недостатка в новых специалистах нет, весь вопрос в их квалификации. Рынок труда перенасыщен теми, у кого в дипломе написано «социолог» или «маркетолог», но квалифицированного работника найти крайне сложно (Циркон). Между тем, кого готовят и кто нужен существует очень большое различие. Выпускники знают много теоретических и методологических вещей, которые им никогда не пригодятся (Центр Карнеги). Те, кто окончил вузы в России не знают языка, нет технических навыков, очень слабая современная теоретическая подготовка по направлениям, имеющим прикладной выход (Цесси). Вузы плохо готовят студентов по таким дисциплинам, как статистика или прикладная статистика. Студенты знают социологию как социальную философию и не имеют практических навыков, а с клиентом философствовать некогда (Центр социального прогнозирования).
На молодом рынке иначе быть не может. Появилось много фирм, которые занимаются исследованиями, специалистов для этих фирм не было, их не готовили, 90% сотрудников этих фирм плохо знают профессию (Ин-т социологии). «Пока к вам не вернутся люди с практики, пока не будет нормального соотношения между теми людьми, которые знают практику и теми, кто вроде бы занимается наукой, кого вы можете готовить?» — считает А. Милехин. «Проще всего «найти крайнего» и сказать, что именно недостатки в системе вузовского обучения привели к ситуации, сложившейся на информационном рынке. Но это не так. Активное общение специалистов исследовательских фирм с преподавателями пошло бы первым на пользу», — считают специалисты маркетинговой и консалтинговой фирмы Гортис.
Специалисты, выпускаемые Высшей школой экономики, школой Шанин-ского являются наиболее подкованными в вопросах прикладных исследований и готовы к работе. Образование, получаемое в МГУ, МПГУ, МГИМО, чаще всего разочаровывает работодателей в области владения практическими навыками исследовательской работы. Социологи испытывают серьезную конкуренцию со стороны психологов, политологов, маркетологов и специалистов технических специальностей. Таким образом, проблема подготовки нужных и квалифицированных кадров стоит довольно остро. Дальнейшее развитие рынка зависит от обмена знаниями между прикладными исследователями и молодыми специалистами. Это поможет молодым социологам найти работу, достойную полученных знаний, навыков и образования.
Недостаток обмена знаниями и опытом ощущается и на уровне прикладная — фундаментальная наука. Эксперты исследовательских центров отмечают недостаток в теоретическом и методологическом обосновании прикладных исследований. Это большая проблема для развития рынка интеллектуальной продукции, агенты которого должны «держать марку», чтобы быть на плаву.
Исследовательская услуга как разновидность информационной услуги обладает целым набором специфических характеристик. Поскольку она предполагает передачу информации от производителя потребителю через определенный канал, то может возникнуть искажение такого сообщения. Оно выражается в виде преднамеренной фальсификации и неверной интерпретации.
Исказить данные могут сами производители, например, непрофессионалы, о чем было сказано выше, либо ее потребители в своих корыстных целях. Публикации несуществующих, полностью сфабрикованных рейтингов иногда по-
являются в ходе избирательных кампаний (Циркон), причем чаще всего рейтинги придумывают политтехнологи или журналисты. «Журналисты играют свою игру», — считает Е. Петренко (ФОМ). Особенно заманчиво перспектива фальсификации данных проявляется в электоральных исследованиях.
Использование социологии как прислужницы черных PR-технологий выливается в серьезную проблему для самих исследователей. Ситуация, когда от данных отмахиваются («они все купленные») нередко происходит с уважаемыми именами и центрами. Мнение, что социологи созданы и оплачены для манипуляции цифрами, широко распространено, несмотря на их уверения о взаимной перепроверке. Настоящая война рейтингов разворачивается, конечно, на региональных выборах, где штабы оплачивают информацию, выгодную для них, а остальную игнорируют.
В одном из интервью было высказано любопытное предложение, что в восприятии социологии как «ложь и еще раз ложь» виноваты сами социологи. Такого потока очернительства в ходе последних думских выборов не знала ни одна наука — вспомнили всех, даже корифеев. Теперь доверие к науке подорвано. С этой проблемой должно разбираться также профессиональное сообщество.
Искажение данных может также произойти и на этапе их трансляции. 70% искажения информации происходит по вине журналистов (Циркон). Данные достоверны, а в газете такое написано! В нашем обществе пока нет культуры восприятия и обращения с социологическими данными. Никто не обращает внимание на то, что стоит за цифрами: выборка, метод, какие вопросы задавались. И. Задорин привел пример, когда пресса путает рейтинги доверия и предпочтения: журналист не увидел разницы между вопросами «За какую партию Вы будете голосовать на выборах?» и «Какой партии Вы более всего доверяете?».
|
Исследователями обсуждается вопрос о возможности лицензирования своей продукции — это снизит вероятность получения некачественной информации. Лицензии может выдавать государство или профессиональное сообщество. В случае с появлением на рынке государства нетрудно предположить, кто будет получать такие лицензии. Государственное лицензирование вызывает у экспертов сомнения (служба «Мнение»).
Качество информации — очень серьезная проблема, но она будет уходить по мере совершенствования исследовательских техник и развития рынка, в том числе увеличения роли профессиональных ассоциаций.
Часто видение проблемы исполнителем и заказчиком не совпадает. В 1996 г. ФОМ занимался информационным обеспечение штаба Б. Ельцина, измерял рейтинги Ельцина, Зюганова и остальных. Данные были следующие: 2% за Ельцина, чуть более 18% за Зюганова. Реакция была однозначной: знаем, кого вы спрашивае-
те. Исследователи пошли на провокацию. Взяли диктофон и записали все высказывания, открытые вопросы граждан главе государства, убрали непристойные выражения и нелицеприятные пожелания и отдали в штаб. Это произвело революцию в сознании и штаба, и администрации и, похоже, всех ключевых политиков страны. С тех пор к мнению народа прислушиваются.
Вопрос разного видения исследуемой проблемы должен решаться на стадии подписа